Авиационные боеприпасы | Великобритания. Авиабомбы второй мировой войны германия


Авиационные боеприпасы | Германия — Всё о Второй мировой

Фугасная бомба SC-10

Авиабомба выпускалась в двух вариантах с литым или кованым корпусом. Она имела 4 стабилизатора из листовой стали, которые крепились к приваренным к корпусу ребрам винтами или заклепками. Наполнитель – стальные шарики залитые бетоном. Взрыватель навинчивался на нос бомбы. Подвеска – вертикальная в связках по 5 единиц. Тело и хвостовое оперение окрашены в темно-серый цвет. ТТХ бомбы: масса – 12 кг; масса ВВ — 0,9 кг; длина – 585 мм; диаметр – 86 мм.

Фугасная бомба SC-50

Корпус бомбы был выполнен из литой стали с последующей механической обработкой. Тело и хвостовое оперение окрашены в темно-серый или зеленый цвет. Четыре стабилизатора изготовлены из листовой стали и сварены между собой. Хвост прикреплен к корпусу бомбы с помощью восьми винтов. Для воздействия на психику противника в хвост бомбы монтировались устройства, издающие при падении громкий свист. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 55,5 кг; масса ВВ – 24,4 кг; общая длина – 1100 мм; длина корпуса – 715 мм; диаметр – 201 мм.

Фугасная бомба SC-250

Подвеска бомб SC-250 в бомбоотсек Не-11

Бомба являлась наиболее распространенной среди используемых ВВС Германии и могла доставляться к цели практически любым бомбардировщиком. Она состояла из трех частей: носового конуса, тела и базовой пластины с четырьмя стабилизаторами. В зависимости от материалов корпуса и способов его изготовления авиабомба подразделялась на три типа. Бомба оснащалась различными типами взрывателей, как электрическими, так и механическими. Взрыватели могли иметь механизмы замедления, и противодействия обезвреживанию бомбы. Для воздействия на психику противника в хвост бомбы монтировались устройства, издающие при падении громкий свист. Подвеска – вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 250 кг; масса ВВ – 130 кг; длина – 1630 — 1651 мм; диаметр – 368 — 370 мм.

Фугасная бомба SC-500

Фугасная бомба SC-1200

Фугасная бомба SC-1000

Бомба выпускалась в трёх модификациях SC1000C, SC1000L и SC1000L2, различающихся весом и размерами. Она имела тонкостенную цилиндрическую среднюю часть, приваренный носовой кок и привинченный магниевой хвостовой обтекатель со стабилизатором. Бомба оснащалась боковым взрывателем. Чтобы уменьшить глубину проникновения бомбы в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части бомбы приваривалось кольцо. Бомба оснащалась различными взрывателями Корпус окрашивался в светло-голубой цвет с желтой полосой на стабилизаторе, как электрическими мгновенной детонации, так и механическими с замедлителями времени на более чем 2 часа. Бомба также применялась против небронированных судов и подводных лодок. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 1002-1090 кг; масса ВВ – 530 — 620 кг; общая длина – 2527 — 2781 мм; длина корпуса –1742 — 1905 мм; длина стабилизатора – 1181 мм; размах оперения – 610 — 643 мм; диаметр – 600 — 660 мм; толщина стенок – 10 мм; радиус повреждения – 120 м. Известна модификация бомбы SC-1200, которая по конструкции была аналогична SC-1000 (масса – 1117 кг, масса ВВ – 631 к).

Фугасная бомба SC-1800 (Satan)

Конструкция авиабомбы аналогична SC-1000. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 1832 кг; масса ВВ – 1000-1100 кг; общая длина – 3498 — 3759 мм; длина корпуса – 2692 — 2718 мм диаметр – 660 мм; радиус повреждения – 180 м.

Фугасная бомба SC-2000

Конструкция авиабомбы аналогична SC-1000. Подвеска – горизонтальная. Авивбомба окрашена черным цетом, надписи – былым, на стабилизаторе – желтая полоса. ТТХ бомбы: масса – 2000 кг; масса ВВ – 1200 кг; общая длина – 3467 мм; длина корпуса – 2692 мм; длина стабилизатора – 1137 мм; диаметр – 660 мм; размах оперения – 622 мм; толщина стенок – 13 мм; радиус повреждения – 250 м.

Фугасная бомба SC-2500

Авиабомба имела алюминиевый корпус с приваренной головной и хвостовой частью. Взрыватель располагался продольно внутри бомбы. Лишь несколько моделей самолетов могли доставлять эту бомбу к цели. В основном она применялась для бомбардировки крупных судов. Бомба окрашивалась в небесно-голубой цвет с двумя желтыми полосами над стабилизаторами. Подвеска – горизонтальная. ТТХ бомбы: масса – 2450 кг; масса ВВ – 1700 кг; общая длина – 3912 мм; длина корпуса – 2408 мм; диаметр – 820 мм.

Осколочная бомба SD-1

Бомба SD-1 представляла собой доработанную 50-мм минометную мину. В мине штатный взрыватель заменен бомбовым взрывателем ударного действия, удален хвостовой патрон с порохом и заменено хвостовое оперение. Она имела стальной корпус и оперение из восьми алюминиевых стабилизаторов. Наружная поверхность бомбы окрашена в лимонно-желтый цвет. Авиабомба снабжалась головным механическим взрывателем мгновенного действия простейшей конструкции. Бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от контейнера в нем размещалось от 50 до 392 бомб. ТТХ бомбы: масса – 760 г; масса ВВ – 110 г; длина – 150 мм; длина корпуса – 108 мм; диаметр – 50 мм.

Осколочная бомба SD-1 FRZ

Бомба SD-1 FRZ являлась переделанным вариантом 50-мм французской мины от миномета, получившего в Германии обозначение GrWr 203(f). В мине штатный взрыватель заменен бомбовым взрывателем ударного действия, удален хвостовой патрон с порохом и заменено хвостовое оперение. Бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от контейнера в нем размещалось от 50 до 392 бомб. Она имела стальной корпус и оперение из восьми алюминиевых стабилизаторов. ТТХ бомбы: масса – 520 г; масса ВВ – 60 г; длина – 160 мм; длина корпуса – 95 мм; диаметр – 50 мм.

Осколочная бомба SD-2 (Butterfly Bomb)

Противопехотная осколочная бомба-мина SD-2В являлась суббоеприпасом кассетных бомб, предназначенным для поражения личного состава осколками. В зависимости от типа и установки взрывателя срабатывание бомбы (взрыв) происходил либо в воздухе, в момент снижения, либо на земле в момент удара о землю, либо на земле через определенное время, либо на земле при воздействии на нее (изменение положения, сдвигание с места). Последнее свойство придает бомбе и характеристику противопехотной осколочной дистанционно устанавливаемой мины. Бомбы SD-2 укладывались в контейнеры (кассеты) от 6 до 360 штук в зависимости от типа контейнера. Осколочная авиабомба SD-2 состояла из корпуса, внешнего раскрывающегося кожуха, взрывателя и соединительного троса. Корпус бомбы представлял собой толстостенный чугунный цилиндр, заполненный взрывчатым веществом. В боковой стенке имелось отверстие, в которое вделан взрыватель. Из взрывателя выходил металлический короткий трос, имеющий на конце ветрянку, состоящую либо из двух дисков и двух полубочонков, либо из двух лопастей. После того, как кассета раскрылась и ничем не удерживаемая бомба освободилась, то под действием пружин и набегающего потока воздуха элементы ветрянки раскрывались, сдвигались вверх по тросику и став по потоку в виде пропеллера, вращали тросик, который вывинчивал из взрывателя предохранительный стержень, чем приводил бомбу в боевое состояние. Носителями кассет с бомбами являлись самолеты-бомбардировщики Ju-87, Ju-88, He-111. Всего было выпущено 2,3 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 2 кг; масса ВВ – 213 г; длина – 90 мм; диаметр – 76 мм; толщина стенок – 9,5 мм; радиус поражения – 4-6 м.

Кумулятивная бомба SD 4-HL

Кумулятивная противотанковая бомба являлась суббоеприпасом кассетной бомбы. В зависимости от типа контейнера в него входило 40 или 60 бомб. ТТХ бомбы: масса – 4 кг; масса ВВ – 350 г; длина – 310 мм; диаметр – 92 мм; бронепробиваемость – 60 мм.

Осколочная бомба SD-10

Осколочная бомба SD-10C

Осколочная авиабомба изготавливалась из литой стали. Корпус авиабомбы состоял из двух гонких стальных стаканов, вставленных один в другой. Пространство между стаканами заполнялось металлическими осколками в цементном растворе. Взрыватель был установлен в носовой части. Хвостовое оперение выполнено из четырех стабилизаторов из листовой стали, закрепленных заклепками. В кассетной бомбе в зависимости от типа контейнера размещалось 17 — 28 бомб. Бомбы были окрашены в темно-серый или оливковый цвет. Всего было выпущено 1,2 млн. бомб. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбыSD-10АSD-10СSD-10 frzSD-10 HL
Вес, кг1089,510
Вес ВВ, кг0,90,751,25н/д
Длина, мм545545636350
Диаметр, мм120106140118
Толщина корпуса, мм13131313

Осколочная бомба SD-50

Серия 50-килограммовых бомба использовалась как в качестве противопехотной, так и полубронебойной. Она была принята на вооружение в 1940 г. и имела армированный бетонный кожух толщиной 31 мм. Внутри корпуса находился стальной стакан толщиной 2 мм, который заполнялся тротилом. При взрыве возникало 300-400 осколков. Бомба имела литое из магниевого сплава оперение. Окрашивалась в черный цвет. Радиус поражения 80-100 м. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. В случае применения бомбы в качестве противолодочной, с нее снималось оперение, а взрыватель устанавливался с задержкой на 5с. Это позволяло поражать подводные цели на глубине 12 — 18 м. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбыSD-50SBe-50 ESD-50 itSD-50 frz
Вес, кг54605057
Вес ВВ, кг165529,219,4
Длина, мм1090110010291241
Диаметр, мм267280252260
Толщина корпуса, мм10,210.210.210,2

Осколочная бомба SD-70

Корпус бомбы был выполнен из цельной кованой стали. Хвост изготавливался из листовой стали. Бомба оснащалась электрическим или ударным взрывателем мгновенного действия. Для взрыва над землей применялся специальный парашют и взрыватель с задержкой. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. ТТХ бомбы: масса – 66 кг; масса ВВ – 24 кг; длина – 1090 мм; диаметр – 240 мм; толщина стенки – 10,2 мм.

Осколочная бомба SD-250

Конструктивно бомба состояла из трех частей. Нос и хвост были приварены к основной части корпуса. Хвост из листовой стали имел четыре стабилизатора с распорками из стального прута. Корпус бомбы выполнен из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую, пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном. Бомба комплектовалась электрическим или ударным мгновенным взрывателем. Бомба окрашивалась в темно-зеленый цвет. Подвеска – горизонтальная или вертикальная. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбыSD-250 HLSD-250SBe-250
Вес, кг250250229
Вес ВВ, кг798012
Длина, мм1 6001 6381 637
Диаметр, мм512512512
Толщина корпуса, мм151515

Осколочная бомба SD-500

Бомба выпускалась в пяти вариантах: SD-500 и SD-500 A/В/С/Е. Центральный взрыватель был расположен вдоль всего корпуса бомбы. Хвостовое оперение изготовлено из листовой стали и имело кольцевые стойки. Подвеска – горизонтальная с помощью специального крепления. Бомба окрашивалась в серый цвет с двумя красными полосами на носу. ТТХ бомб основных видов приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбыSD-500SD-500 ASD-500 BSD-500 CSD-500 E
Вес, кг480450500485480
Вес ВВ, кг901809017275
Длина, мм20072022200720001744
Длина корпуса, мм13701323142014181080
Диаметр, мм396447396396396

Осколочная бомба SD-1400 (Esau)

Самыми крупными толстостенными осколочными бомбами были SD-1400 Esau и SD-1700 Sigismund. Они предназначались для поражения крупных кораблей и промышленных зданий. Корпус бомбы изготавливался из кованой стали. К носу бомбы было приварено кольцо, препятствующее чрезмерному проникновению бомбы в землю или воду. Хвост изготовлен из легкого сплава с кольцевой стойкой. Стабилизаторы скреплены с ребрами заклепками. Подвеска – горизонтальная с помощью специального крепления. ТТХ SD-1400/ SD-1700: масса – 1400/1704 кг; масса ВВ – 325/705 кг; длина – 2840/3300 мм; длина корпуса – 1691/2315 мм; диаметр – 563/660 мм.

Бронебойная реактивная бомба PC-500 RS (Paulina)

В 1942 г. на вооружение были приняты реактивные бронебойные авиабомбы: PC-500 RS, PC-1000-RS и PC-1800-RS. Твердотопливный двигатель, установленный в хвостовой части бомб, сообщал им дополнительную вертикалью скорость 160 м/с, чем увеличивал бронепробиваемость до 180-350 мм. Двигатель оснащался хвостовым оперением и мог работать до 3 с. Бомбы были толстостенной цельной конструкции со специально закаленным наконечником. Взрыватель электирического ударного типа размещался в головной части. Бомбы применялись для поражения бронированных кораблей. ТТХ бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбыPC-500 RS (Paulina)PC-1000 RS (Pol)PC-1800 RS (Panther)
Длина, мм2 1002 2002 690
Длина двигателя, мм8568801 076
Диаметр, мм300398536
Масса, кг6259882057
Масса двигателя, кг130207432
Масса топлива, кг274391
Масса ВВ, кг145119247
Скорость, м/с345546546

Бронебойная бомба PC 1600

Авиабомба SB-1000 под крыломFw-190 A8

В класс бронебойных бомб входили бронебойно-фугасные (толстостеные) и бронебойно-осколочные (тонкостеные) бомбы. Толстостенные бомбы имели цельный кованный стальной корпус. Основной взрыватель находился в хвостовой части. Хвостовое оперение выполнялось из магниевого сплава или из листовой стали и усиливалось кольцевой стойкой. Подвеска – горизонтальная. Окрашивалась бомба в небесно-голубой цвет, на хвосте – красные или синие полосы. Бомбы сбрасывались с высоты — 4000-6000 м. Бронепробиваемость – до 180 мм брони или 2,5 м железобетона. ТТХ бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/

Тип бомбы

PC-500РС-1000РС-1400РС-1600PD-500SB-1000SB-2500
Длина, мм1 7582 1722 8142 8142 0972 6423 683
Длина корпуса, мм1 0741 4861 9231 6691 3651 9822 230
Диаметр, мм396503559533280660787
Толщина стенок, мм353832н/дн/дн/д13,5
Масса, кг1 7031 0001 4001 6005001 0002 400
Масса ВВ, кг7516030023032735н/д

Дымовая бомба NC-250

Дымовая бомба NC-50

В Германии выпускалось три основных вида дымовых бомб: NC-50, NC-50 WC NC D/SEE» (для постановки дымовых завес на воде) и NC-250S. Корпус бомб изготавливался из бесшовных стальных труб с четырьма стабилизаторами хвостового оперения. Взрыватель ударникового типа, мгновенного действия. Подвеска – вертикальная или горизонтальная. Время выделения дыма – 20 — 30 минут. ТТХ некоторых бомб приведено в таблице.

ТТХ бомбы/Тип бомбыNC-50NC-250 S
Длина, мм6801 590
Длина корпуса, мм273955
Диаметр, мм197368
Масса, кг50250
Толщина стенки, мм426

Контейнер (касетнаябомба) AB-70

Контейнер (кассетная бомба) AB-23 с бомбой SD 2

Контейнер (кассетная бомба) AB-250 на подвеске Fw-190

Контейнер (кассетная бомба) типа АВ-500 снаряженный 118 элементами SD-4

Контейнер BSB-1000 Bruxelles

В Германии выпускалось большое количество контейнеров (кассетных бомб) для снаряжения их суббоеприпасами. К наиболее распространенным относились: AB-23 SD-2, AB-24T SD-2, AB-36 и BSK-36, AB-42, AB- 70, AB-250, AB-250, AB-500, AB-1000. Кассеты снаряжались осколочными и зажигательными бомбами. Согласно технической документации предусматривались следующие варианты снаряжения контейнеров: AB 250 — 96 B1 или 64 B2 или 28 B4 или 13 B10 + 6 B1 или 224 SD1 или 144 SD2 или17 SD4; AB 500 — 184 B1 или 116 B2 или 46 B4 или 28 B10 или 21 В10 + 35 B1 или 392 SD1 или 118 SD4; AB 1000 — 610 B1 или 238 B2 или 78 B10 или 66 B10 + 60 B1 или 204 SD4.

Зажигательная бомба Luftwaffe (B-1E)

Бомба имела цилиндрический корпус, изготовленный из магниевого сплава. Он был заполнен термитгной стружкой. К корпусу крепился трехперьевой хвост. Бомбы не имели мгновенного взрывателя, и при падении через некоторое время самовозгорались. Как правило, бомбы сбрасывались в контейнерах, максимальный из которых помещал 700 единиц. ТТХ бомбы: масса – 1 кг; масса зажигательного вещества – 0,7 кг; длина – 345 мм; диаметр – 50 мм.

Зажигательная бомба Flam C-500 bomb

В период войны Германией выпускалась большая номенклатура зажигательных бомб, которые отличались различными «сюрпризами» противодействующих тушению огня или дополнительными взрывами расширяющими очаг поражения. Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет. Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб. Бомбы В-2 EZ/B-2,2 EZ имели 60 г. ВВ, которое после падения взрывались через 2-6 минут, тем самы поражая пожарных. Бомбы «В-4» выпускались в четырех вариантах, отличающиеся начинкой, которая препятсвоала тушению огня. А при тушении водой – образовывался гремучий взрыв. Они имели корпус из стального перфорированного листа с чугунной головкой и хвостом. Время горения их составляло 4-5 минут. Бомбы «Brand C 50 A» и «Brand C 250 A» содержали жидкую зажигательную смесь (в будтылках или ампулах) и горели 10-20 минут, образовывая очаг площадью 15 или 40 м в диаметре. Бомба Spreng-Brand C-50 дополнительно к зажигательной смеси имела заряд ВВ, который взрывался через 3-4 секунды после возгорания, разрбасывая горящие части вокруг. Бомбы Flam C-250 и Flam C-500 содержали жидкий зажигательный состав, состоящий из 30% бензина и 70 % сырой нефти. ТТХ некоторых зажигательных бомб.

Вид бомбы/ ТТХ бомбыМасса (кг)Масса зажигательного состава (кг)Длина

(мм)

Диаметр

(мм)

B-1,3 E1,30,6835050
B-2 EZ/B 2,2 EZ20,7852550
B-44,51,270080
B-10113,51 070115
Brand C-50 A41121 100200
Spreng-Brand C-50506,51 100200
Brand C-250 A185651 654368
Flam C-250125741 642368
Flam C-5002251571 765470

Неуправляемый реактивный снаряд R-4/M (Оrkаn)

Пусковая установка снарядов R-4/M под крылом Me-262

Неуправляемый реактивный снаряд R-4/M был принят на вооружение в 1944 г. Конструктивно он состоял из трех частей: головной части; твердотопливного ракетного двигателя и стабилизатора с раскрывающимся в полете оперением. Фугасная боевая часть ракеты была рассчитана на прямое попадание, в отличие от осколочных снарядов зенитной артиллерии, поражавших цель осколками при наличии промахов. На курсе ракету удерживали 8 раскрывающихся стабилизаторов размахом 242 мм. Ракета предназначалась для уничтожения тяжёлых бомбардировщиков противника. Ракетами оснащались самолёты Me-262 и Fw-190. Пуск ракет производится из подкрыльевых узлов подвески. У истребителя Me-262 удалось разместить до 24 ракет. Наиболее распространенной тактикой был запуск залпом всех ракет с дистанции около 1 км. На такой дистанции ракеты накрывали довольно большой объем пространства примерно 15 на 30 м, значительно увеличивая вероятность поражения хотя бы одного бомбардировщика противника. Всего было выпущено 12 тысяч ракет. ТТХ ракеты: масса – 3,9 кг; диаметр корпуса — 55 мм; длина ракеты — 812 мм; масса ВВ – 520 г; масса разгонного заряда – 815 г; дальность пуска – 1500 м; эффективная дальность — 600 — 1000 м; максимальная тяга двигателя — 245 кгс; скорость – 525 м/с. На основе R-4/M были разработаны две ракеты для поражения бронированных наземных целей Panzerblitz-2 (бронепробиваемость — 180 мм; скорость — 370 м/с.) и Panzerblitz-3 (бронепробиваемость — 160 мм; скорость до 570 м/с).

Направляющие для снарядов RZ.65/73. Слева — под крылом Bf-109. Справа – под крылом Fw-190

Неуправляемый реактивный снаряд RZ.65 был принят на вооружение в 1942 г. Для запуска ракет служила трубчатая пусковая установка, встраиваемая в крыло. Позже была запущена в производство модернизированная ракета RZ.73. При использовании бронебойной боеголовки ракета пробивала 80-мм броню. ТТХ снаряда RZ.65: масса – 2,8 кг; длина – 262 мм; диаметр – 73 мм; масса разгонного заряда – 685 г; масса ВВ – 130 г; скорость – 260 м/с. ТТХ снаряда RZ.73: масса – 3,2 кг; длина – 330 мм; диаметр – 73 мм; масса разгонного заряда – 583 г; масса ВВ – 200 г; скорость – 360 м/с; дальность полета – 400 м.

Снаряжение пусковой установки под крылом Focke-Wulf Fw 190 снарядами 21-см W.Gr.42

С 1943 г. ВВС Германии стали применять в воздушных боях с тяжелыми бомбардировщиками реактивные снаряды 21-см W.Gr.42. Эти снаряды (ракеты) были созданы для пятиствольного 210-мм миномета NbW.42 на колесном лафете. От этого миномета были взяты и пусковые трубы, которые монтировались в местах крепления подвесных баков. Снаряды 21-см W.Gr.42 запускались с истребителя FW-190. Их применение было довольно эффективным при отражении дневных налетов американских летающих крепостей В-17, разумеется, когда они действовали без истребительного прикрытия. Под крылья истребителей FW-190 и Me-109G подвешивали два снаряда 210-мм W.Gr.42, а на Ме-110 — два или четыре снаряда. Дистанционный взрыватель выставлялся на 600-1200 м. Всего было выпущено 403 тысячи снарядов. ТТХ снаряда: диаметр – 210 мм; длина – 1260 мм; масса – 110 кг; масса разгонного заряда – 18,6 кг; масса ВВ – 10,2 кг; скорость снаряда – 320 м/с; дальность стрельбы –1,2 км; радиус поражения осколками – 40 м.

Бронебойная бомба FX-1400 (Fritz X)

Бомба FX-1400 «Fritz-X», иногда именуемая «Ruhrstahl/Kramer X-1» использовалась в 1943-1944 гг. Она была разработана на основе фугасной бомбы SD-1400, оснащалась двигателями и наводилась на цель по радио в период свободного падения. Управление бомбой осуществлялось с помощью электромагнитных механизмов, перемещавших специальные аэродинамические поверхности – спойлеры. Самолет после сброса бомбы уменьшал скорость полета с таким расчетом, чтобы к моменту падения бомбы оказаться над целью, оператор следил за бомбой с помощью обычного бомбового прицела. На бомбе устанавливался взрыватель ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникновения бомбы внутрь цели. Бомба имела хвостовой огонь-трассер, служивший для обозначения ее курса в условиях пониженной видимости. Вместе с тем, бомба не могла использоваться в условиях низкой облачности. Самолет-носитель Do-217 сбрасывал бомбу на высоте 4 — 8 км на дистанции до 3,5 км до цели. Как правило, бомба пробивала корабль насквозь, взрывалась только в воде под ним. Всего было выпущено 1400 бомб. ТТХ бомбы: скорость – 1035 км/ч; масса – 1570 кг; масса ВВ – 320 кг; размах крыла – 1352 мм; диаметр оперения – 840 мм; длина – 3262 мм; диаметр корпуса – 562 мм; толщина стенок – 150 мм; бронепробиваемость с высоты 6000 м – 130 мм.

Управляемая ракета Ruhrstahl X-4 (Крамер)

 Управляемая ракета Ruhrstahl X-4 (Крамер)

Ракета класса «воздух-воздух» имела сигарообразный корпус с четырьмя небольшими крестобразными рулями в хвостовой части и четырьмя большими крыльями. Корпус ракеты выполнен из алюминиевых сплавов, аэродинамические поверхности — из бакелитовой фанеры. Жидкостный реактивный двигатель за 20 секунд работы обеспечивал ракете скорость полёта порядка 900 км/ч. Позже ракета оснащалась твердотопливным двигателем позволявшего ракете в течение 8 секунд полёта развивать тягу в 150 кг. Ракета управлялась по проводам, размещённым в двух катушках на торцах крыла. Такое управление снижало маневренность цели, зато канал управления был полностью защищён от помех. Длина проводов составляла 4,5 км. Для контроля полёта использовались трассеры, и даже электрическая лампочка в хвосте для сумерек. Ракета несла осколочную боевую часть с радиусом гарантированного поражения 8 м. Подрыв осуществлялся с помощью акустического неконтактного взрывателя, который реагировал на звук двигателя самолёта-цели. Всего было выпущено 1300 ракет. ТТХ ракеты: масса — 60 кг; масса боевой части – 20 кг; длина – 2010 мм; диаметр – 220 мм; размах крыльев — 780 мм; скорость – 893 км/ч; дальность полета – 4 км; эффективная дальность применения – 2 км.

Управляемая ракета Henschel Hs-298

Радиоуправляемоя ракета малой дальности класса «воздух-воздух» была принята на вооружение в конце 1944 г. На ракете был установлен ракетный двигатель работающий на твердом топливе Schmidding 109-543 (SG 32) развивал тягу 150 кгс в течении 5,5 с. Детонация ракеты осуществлялась при помощи кодированного сигнала получаемого с самолета-носителя по радиоканалу связи. В нижней части ракеты был установлен электрогенератор, питающий системы управления и наведения. Носителями ракеты были следующие самолеты: Ju 88 A-4, Do 217 J/N, Ju 88 G-1 и Ju 388 J-1. Всего было выпущено 135 ракет. ТТХ ракеты: длина — 2 м; диаметр – 415 мм; размах – 1290 мм; площадь крыла – 0,42 м.кв, масса – 95 кг; масса боевой части – 25 кг; скорость – 682 км/ч; дальность – 1,6 км.

Планирующая бомба Henschel Hs-293

Henschel Hs-293 — управляемая авиационная бомба (планирующая бомба) предназначалась для применения по крупным морским целям. Она выглядела как маленький самолет или планер с перевернутым хвостовым оперением: внизу – бомба, над ней ракетный двигатель. Бомба начала применяться с 1943 г. Она была создана на базе стандартной фугасной авиабомбы SC-500 с тонкостенным стальным корпусом и разрывным зарядом повышенного наполнения. Hs-293 была снабжена несущими поверхностями, хвостовым оперением и реактивным ускорителем. Бомба сбрасывалась при нахождении бомбардировщика вне зоны досягаемости зенитного огня. Ракетный ускоритель в течении 10 секунд разгонял «крылатую бомбу», после чего она планировала в сторону цели, с применением радиокомандного управления, аппаратура которого находилась в хвостовой части. Наведение на цель производилось с самолёта штурманом-оператором. Чтобы штурман визуально не потерял бомбу из виду, на её «хвосте» устанавливалась сигнальная вспышка. При сбросе с высоты 1400 м дальность планирования бомбы составляла около 12 км. При сбросе бомбы взрыватель боевой части автоматически переводился в боевое положение. Носителями бомбы являлись: Не111Н-12, Не177А-3, Do217K-2/K-3, Do217M-11, Do217R, Не277В-5 и Ju290A-7. Некоторые из них могли нести две бомбы. Всего было выпущено 1900 бомб. ТТХ бомбы: длина – 3820 мм; диаметр – 470 мм; размах крыла – 3100 мм; масса – 1045 кг; масса ВВ – 295 кг; дальность полета – 3,5 — 18 км; высота сброса – 300 — 2000 м; скорость – 600 км/ч.

Планирующая бомба BV-143

Бомба с жидкотопливным двигателем предназначалась для поражения морских целей вне досягаимости огня зенитных орудий. Особенностью бомбы являлась возвожность удерживать низкую высоту полета над уровнем моря (около 2 м). Управление рулями – пневматическое. Существовало два варианта бомбы: BV-143 – запускаемая с самолета He-111; BV-143b — запускаемая с корабельной или наземной катапульты. Бомба выпускалась с 1943 г. Всего было построено 251 бомбу. ТТХ бомбы: масса – 1073 кг; масса боевой части – 500/1000 кг; длина – 6 м; размах крыльев – 13,3 м; дальность – 8 км.

Планирующая бомба BV-246 Hagelkorn

Бомба была разработана на базе эксперементальной BV-226 и принята на вооружение в 1943 г. Она имела фюзеляж сигарообразной формы и сдвоенное вертикальное хвостовое оперение с рулями направления. Крылья были установлены в верхней части фюзеляжа, были очень тонкими и имели большое удлинение, подобно крыльям планера. Бомба наводилась по радио с самолета-носителя. В 1945 г. бомба была переорентирована на борьбу с радиолокационными станциями. Носителями бомбы являлись Junkers Ju-88 и Heinkel He-111. К окончанию войны было выпущено 10 бомб. ТТХ бомбы: длина – 3,5 м; диаметр – 0,5 м; размах крыла – 6,4 м; площадь крыла – 1,5 кв. м; масса – 730 кг; масса боевой части – 435 кг; скорость – 550 км/ч; дальность полета – 210 км.

wwii.space

Немецкие авиабомбы 1930-40-х г.г.

А.Б.Широкорад

1-зажигательная бомба; 2-осколочная 10-кг бомба; 3-фугасная 50-кг брмба

На вооружении германской авиации состоял довольно широкий ассортимент авиабомб - осколочных, осколочно-фугасных, фугасных, зажигательных, химических и др.

Фугасные авиабомбы подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок. Основные калибры: 50, 250, 500, 1000, 1800 и 2500 кг. По толщине стенок корпуса различались на тонкостенные SC с цилиндрической средней частью, приваренным носовым коком и привинченным хвостовым обтекателем со стабилизатором (бомба снаряжалась через донную часть) и толстостенные SD - цельнолитые, хвостовой обтекатель привинчивался после снаряжения бомбы.

На основе толстостенных бомб делались бронебойные и ракетно-фугасные (с ракетным двигателем для поражения бронированных и железобетонных целей) бомбы. Они обозначались PC и PS.

Бомбы оснащались боковыми взрывателями. Подвесная система была в виде одного ушка или колодки (для тяжелых бомб). Чтобы уменьшить глубину проникновения бомб в грунт и увеличить эффект ударной волны, к головной части некоторых бомб приваривали кольцо или чугунные наконечники в виде лемеха.

Фугасные авиабомбы калибром до 1000 кг окрашивались в серый цвет, а калибром свыше 1000 кг - в светлоголубой.

Фугасные, осколочно-фугасные и осколочные бомбы; 1 - SC 50; 2 - SC - 100; 3 - SD 250; 4 - SC 250; 5 - SD 500; 6 - SD 1000; 7 - SC 1000; 8 - SC 2500

Осколочные авиабомбы обозначались буквами SD и BdC. Корпуса бомб делались стальными литыми из двух стальных труб разных диаметров, вставленных одна в другую, пространство между трубами заполнялось стальными осколками или бетоном (бетонные SBe-1). Окрашивались эти бомбы в основном в темно-серый цвет (SD-2 - в зеленый, SD-1 - в лимонно-желтый). Осколочные авиабомбы малых калибров укладывались в контейнеры, в том числе в контейнеры типа АВ.

Необычным конструктивным решением отличалась осколочная бомба SD-2. Сама бомба находилась в цилиндрическом кожухе. Кожух состоял из двух подпружиненных половинок. Бомба взводилась с помощью тросика, один конец которого крепился к взрывателю, а другой, с ограничителем, выводился наружу через отверстие в корпусе.

Зажигательная бомба, собранная из нескольких частей. Воспламенялась с помощью двух небольших зажигательных бомб, прикрепленных сбоку.

Зажигательные авиабомбы выпускали в корпусах соответствующих по калибру тонкостенных фугасных авиабомб. Были чисто зажигательные бомбы, обозначавшиеся Вг С - (50, 250 кг и т. д.), Flam С - (50, 250 кг и т.д.) и фугасно-зажигательные бомбы Spre С - (50, 250 кг и т.д.). В некоторых бомбах кроме термитных патронов находились стальные осколки и тротиловый заряд. Окрашивались зажигательные авиабомбы в темно-серый цвет.

Применялись и составные зажигательные авиабомбы большого калибра, которые изготавливались во фронтовых условиях. К баку с зажигательной смесью крепились носовой и хвостовой (со стабилизатором) обтекатели от тяжелых фугасных авиабомб, подвесная система и запал в виде двух малокалиберных зажигательных авиабомб.

Дымовые бомбы NC делались в корпусах, соответствующих по калибру SD. Они были темно-серые с полосками того цвета, какой дым давала бомба.

На стабилизаторах некоторых фугасных и осколочных авиабомб немцы приваривали «свистки». Падение таких бомб сопровождалось пронзительным свистом, который вызывал панику у морально неустойчивой пехоты. Для обстрелянных же частей он служил предупреждением об опасности.

Для поражения бортов надводных кораблей немцы спроектировали так называемые глиссирующие 800-кг бомбы с небольшим реактивным двигателем SB-800RS . Эти бомбы имели шарообразную боевую часть диаметром 750 мм и кольцевой стабилизатор. Общая длина бомбы 1910 мм. Сброс бомб происходил на малой высоте, около 20 м, с дистанции 4,0-4,5 км от цели. После сброса срабатывал твердотопливный двигатель, и бомба летела горизонтально, а затем касалась воды под малым углом. Хвостовая часть и стабилизатор отваливались, а боевая часть делала несколько рикошетов и ударялась в борт корабля противника. На испытаниях боковое отклонение от цели составляло до 55 м при дальности сброса 4,5 км. Однако точность глиссирующей бомбы очень зависела от состояния моря и силы ветра, поэтому в 1944 г. работы над ней были прекращены.

Обычные бронебойные бомбы весом от 500 до 1800 кг были приняты на вооружение в 1940 г. Их боевое применение показало, что при бомбардировке с небольших высот (700-1500 м) скорость падения бомб не обеспечивала пробития всех броневых палуб линкоров или тяжелых крейсеров. Увеличение же высоты бомбометания до 5-7 км резко снижало вероятность попадания в корабль.

В 1942 г. на вооружение люфтваффе были приняты 3 реактивные бронебойные авиабомбы: PC500RS «Паулина», PC1000RS «Поль» и PC1800RS «Пантера» весом соответственно 500, 100 и 1800 кг. Небольшой твердотопливный двигатель, установленный в хвостовой части бомб, сообщал им дополнительную вертикалью скорость около 160 м/с, тем самым он существенно увеличивал их бронепробиваемость.

1 - бомба-торпеда BT 200; 2 - PC 1000; 3 - SB 800R-5 250; 4 - X-1.

Приведем данные нескольких германских обычных авиабомб. Самые маленькие зажигательные авиабомбы были весом всего в 1 кг. Их длина 350 мм, а диаметр 50 мм. Были такие же маленькие осколочные бомбы, причем часть из них делали из 50-мм минометных мин.

  • 10-кг осколочные бомбы имели длину 585 мм, диаметр 86 мм.
  • 50-кг осколочные бомбы имели длину 1100 мм, диаметр 200 мм.
  • 250-кг осколочно-фугасные бомбы имели длину 1630-1651 мм, диаметр 368-370 мм. Вес ВВ-112,5 кг.
  • 500-кг осколочно-фугасные бомбы SC-500 имели длину 2022 мм, диаметр 470 мм.
  • 1000-кг фугасные бомбы SC-1000 имели длину 2660 кг, диаметр 660 мм.
  • 1800-кг фугасные бомбы SC-1800 имели длину 3500 мм, диаметр 660 мм.
  • 2500-кг фугасные бомбы SC-2500 имели длину 3900 мм, диаметр 820 мм.

Источники

  • "История авиационного вооружения" / А.Б.Широкорад /

www.airpages.ru

Авиационные боеприпасы | Япония — Всё о Второй мировой

Планирующая бомба Ki-147 I-Go-1(I-Go Type-1-Ko)

Планирующая управляемая бомба была создана фирмой «Kawasaki» на базе разработок немецкой компании «Heinshel». Бомба имела ракетный двигатель «Mitsubishi Tokuro-1Type3 Rocket» с тягой 240 кгс. Для управления ракетой на цель использовалась радиокомандная система наведения. В качестве носителя использовался переоборудованный тяжелый бомбардировщик Ki-67-1 Hiryu. Серийное производства до конца войны не было налажено. ТТХ бомбы: длина – 5.8 м; размах крыльев – 3,6 м; высота – 1 м; площадь крыла 3.6 м; масса – 1400 кг; масса ВВ – 800 кг; скорость – 550 км/ч; дальность полета – 11 км.

Осколочно-зажигательный реактивный снаряд Type 3 №6

Неуправляемые авиационные реактивные морские снаряды Type 3 четырех моделей применялись с 1944 г. Ракеты №1 и №6 представляли собой легкие реактивные снаряды, предназначенные для запуска с истребителей для атак вражеских бомбардировщиков. Ракеты №25 и №50 были бронебойными противокорабельными и представляли собой модификацию обычных свободнопадающих бомб, лишь оснащенных ракетным двигателем, увеличивающим скорость и проникающую способность бомбы. Стабилизация в полете ракет обеспечивалась четырьмя стальными стабилизаторами. ТТХ ракет приведены в таблице.

ТТХ/тип ракетыТип 3 №1

Модель 28

Тип 3 №6

Модель 27

Тип 3 №25

Модель 4

Масса, кг966315
Масса ВВ, кг0,62.53,5
Масса разгонного заряда, кг21015
Длина, мм7181 4101 884
Диаметр, мм119210300
Скорость, м/с40027090

Бронебойная бомба Type 99 №80

Бомба была принята на вооружение ВМС Японии в 1939 г. и применялась для поражения крупных кораблей. Она окрашивалась в серо-зеленый цвет с широкой белой полосой на носу. Носителями бомбы являлись бомбардировщики B-5N2 и AI-309. ТТХ бомбы: длина – 2340 мм; длина корпуса – 117 мм; диаметр – 410 мм; масса – 797 кг; бронепробиваемость – 150 мм.

Фугасная бомба Type 98 №25

Бомба была принята на вооружение ВМС Японии в 1939 г. Она имела стальной литой корпус и четырехперьевой стабилизатор из листовой стали, скрепленный перемычками. Все соедиения деталей выполнены заклепками. Бомба оснащалась тремя взрывателями. ТТХ бомбы: длина — 1810 мм; диаметр – 300 мм; масса — 242 кг; масса ВВ – 96,9 кг; бронепробиваемость – 400 мм железобетона.

60-килограмовая зажигательная бомба

Бомба была принята на вооружение ВМС Японии в 1941 г. Она имела стальной корпус с клепанными соединениями.

Осколочно-фугасная бомба Type 92

Бомба была принята на вооружение сухопутных войск Японии в 1939 г Масса – 15 кг.

Осколочно-фугасная бомба Type 94

Бомба была принята на вооружение сухопутных войск Японии в 1939 г. Масса – 100 кг.

Рисунок 100-кг авиабомбы Type 4 сухопутных войск Японии

Рисунок 250- кг авиабомбы Type 4 сухопутных войск Японии

Рисунок 500-кг авиабомбы Type 4 сухопутных войск Японии

Фугасная бомба То-3 (Туре-3)

Бомба была принята на вооружение сухопутных войск в 1937 г. и предназначалась для поражения аэродромов и самлетов на стоянках. Бомбы могли собираться в единую конструкцию. Носовая часть одной бомбы со взрывателем вставлялась в хвостовую часть следующей, так, что взрыватели первой бомбы стопорились стабилизаторами хвостовика следующей и постановка бомб на боевой взвод до распада конструкции была невозможна. Бомба являлась суббоеприпасом контейнера емкостью 63 единицы. Длина контейнера – 1066 мм, диаметр – 203 мм. Он сваривался из листового железа и снабжался небольшим разрывным зарядом, который срабатывал с 3-секундной задержкой после сброса. Загруженные в него бомбы распадались, покрывая большую площадь. Реже бомбы использовались попарно со специальных подкрыльевых пилонов. ТТХ бомб: длина – 121 мм; диаметр – 54 мм; масса – 410 г; масса ВВ – 200 г.

Фугасная бомба Туре-2

Контейнер авиабомб Та-Dan

Бомба Туре-2 являясь развитием То-3, была принята на вооружение сухопутных войск Японии в 1942 г. Она имела вытянутую аэродинамическую форму с кумулятивной выемкой в носовой части, дававшей эффект направленности взрывной волны. Взрыватель бомбы располагался в хвостовой части и мог быть выставлен от мгновенного действия до задержки в 10 сек. Для бомбы были разработаны кассетные контейнеры, получившие обозначение «Та-Dan». Они разрабатывались с учетом их использования против бомбардировщиков, хотя и допускали применение по наземным целям. Контейнер представлял собой связку из 30 бомб сгруппированных по 10 штук в три ряда. Спереди и сзади такая связка обтягивалась обтекателями из листового железа. Длина контейнера — 1092 мм, диаметр — 181 мм. Масса снаряженного контейнера 17,7 кг. Для поражения бомбардировщиков противника применялась тактика высотного бомбометания по скоплениям нижелетящих самолетов. ТТХ бомбы: длина – 260 мм; диаметр – 40 мм; масса — 330 г; масса ВВ – 100 г.

Морской контейнерный боеприпас Туре-2

Суббоеприпас был принят на вооружение в 1942 г. и применялся в армейском контейнере «Та-Dan». В основном его применяли для штурмовых ударов по аэродромам и по скоплению бомбардировщиков. ТТХ бомбы: длина – 448 мм; диаметр – 44,5 мм; масса – 1кг; масса ВВ – 313 г.

wwii.space

Топ-5 самых тяжёлых авиабомб, применявшихся в войнах — Живой Журнал

Абсолютным рекордсменом среди неядерных авиабомб стала созданная в конце 40-х годов в США авиабомба Т-12 «Cloudmaker» («Создающий облака»). Общая масса боеприпаса, в котором помещалось 8 тонн взрывчатки, составляла 20 тонн. Единственным самолетом который мог поднять адскую машину в небо на тот момент был гигантский бомбардировщик Convair B-36 Правда, сеять хаос, смерть и разрушения в стане противника Т-12 так и не довелось, поэтому «Создающий облака» не вошел в наш рейтинг. При подготовке материала мы опирались на информацию, собранную участниками сообществ ru_aviation и warhistory.

5 место: ФАБ-5000 НГ — 5400 кг

Советская фугасная авиабомба ФАБ-5000 НГ, 1944 год, www.airwar.ru

Самой большой авиабомбой, которую Советская авиация применила в годы Второй мировой войны, стала ФАБ-5000 НГ. Её масса составляла 5400 килограмм, носителем был бомбардировщик Пе-8. Сведений о реальном использовании этих бомб немного. Известно, что бомбы в апреле 1943 года и в апреле 1945 года сбрасывались на Кенигсберг. Так же ФАБ-5000 НГ применялись во время Курской битвы и при освобождении Орла.

4 место: Tallboy — 5443 кг

Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила»), s0.geograph.org.uk, 2012 год

Британская сейсмическая бомба Tallboy («Верзила») стала одной из самых массовых сверхтяжелых бомб в истории авиации. Ее вес при длине в 6,3 метра составлял 5443 килограмм, всего за 1944-1945 годы было произведено более 800 таких бомб. Как нетрудно догадаться, единственным адресатом «посылок» стал Третий Рейх, боеприпасы применялись против подземных укреплений и кораблей. Наиболее успешными бомбардировками стало разрушение тоннеля во французском Сюморе, серия атак на заводы по производству ракет Фау-2 и уничтожение флагмана гитлеровского флота — линкора «Тирпиц». Одна из пятитонных бомб, пробив палубу, взорвалась внутри корабля, после чего он затонул. Носителем успешной бомбы был британский тяжелый бомбардировщик Lancaster. За какие же качества бомба получила «сейсмическую» классификацию?

По достижении земли, Толлбой зарывался в грунт примерно на 20 метров и там уже взрывался (таймер мог быть выставлен на любое время — от долей секунд до часу после падения бомбы), создавая эффект землятресения. В этом, собственно, и было основное отличие Толлбоя от обычных бомб — никакая постройка не могла перенести такого встряхивания и рушилась. Также это оружие использовалось против укреплённых стапелей подводных лодок, подземных заводов, мостов, виадуков и т.д., то есть, против целей, против которых обычные бомбы были неэффективны (в мосты и виадуки было крайне тяжело попасть бомбами того времени.

3 место: BLU-82/B — 6800 кг

Американская бомба BLU-82/B, U.S. Air Force, 2012 год

Американская бомба BLU-82/B с лирическим прозвищем «Daisy Cutter» («Косилка маргариток») в 70-х годах минувшего века стала кошмаром для партизан Вьетконга. Изначально бомба разрабатывалась почти в мирных целях- с ее помощью планировалось расчищать от растительности площадки для посадки вертолётов в джунглях. Позже концепция изменилась и ее стали применять против укреплений и живой силы противника. Так же известно, что американцы использовали бомбы во время операции «Буря в пустыне» в Ираке и против горных укреплений Талибана в Афганистане. Интересно, что носителем бомбы был не бомбардировщик, а транспортный самолёт МС-130.

2 место: ФАБ-9000 М54 — 9407 кг

Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54, sohryu_l, 2010 год

Советская фугасная авиабомба ФАБ-9000 М-54 разрабатывалась для борьбы с крупными кораблями, видимо, поэтому её применение в 80-х годах минувшего столетия против афганских моджахедов, вопреки ожиданиям советского командования, оказалось малоэффективным. На открытой местности радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 составлял менее 60 метров, шанс получить серьезную контузию противник имел только оказавшись на расстоянии не более 225 метров от точки взрыва. Невысокие результаты были достигнуты и при нанесении ударов по горным укреплениям моджахедов, ФАБ-9000- некорректируемая свободнопадающая бомба, а удары производились с больших высот.

1 место: Grand Slam — 9980 кг

Grand Slam- самая тяжелая бомба, из применявшихся в вооружённых конфликтах, 1945 год, Ian Dunster

Лидер нашего рейтинга — британская сейсмическая бомба Grand Slam «Большой хлопок». Боеприпас массой в 9980 килограммов и длиной 7,7 метров появился в конце Второй мировой войны. Всего было произведено более 40 таких авиабомб. Командование королевских ВВС осталось довольным результатами их применения — с помощью «Больших хлопков» были уничтожены защищённая семиметровой бетонной крышей база немецких подводных лодок в Фарге, несколько железнодорожных виадуков и другие объекты. В качестве носителя авиабомбы использовался бомбардировщик Lancaster.

Первая Grand Slam была сброшена 13 марта 1945 года. Воронка от её взрыва составила 38 метров в диаметре и 9 метров глубины. В последующие дни эти бомбы были использованы при нанесении ударов по виадукам Биелефельд. Всего 41 Grand Slam были сброшены за время войны. И хотя они так и не использовались против подземных объектов, за свой короткий срок службы они показали себя исключительно с лучшей стороны при нанесении ударов по узлам связи противника.

Сравнительные характеристики сверхтяжёлых неядерных авиабомб

Еще больше интересного

Подпишитесь на нашу страницу в Facebook

Подписаться

www.livejournal.com

Авиационные боеприпасы | Великобритания — Всё о Второй мировой

Макет бомбы Tallboy

Погрузка бомбы Tallboy

Сейсмическая бомба средней мощности выпускалась компанией «Vickers-Armstrongs» в 1944-1945 гг. и предназначалась для уничтожения подземных объектов. Ее корпус «Tallboy» был изготовлен из легированной стали. Форма корпуса обеспечивала максимальную скорость падения, которая у земли превышала скорость звука. Колебания бомбы в полете устранялось за счёт специальной формы стабилизаторов, придававших бомбе вращательное движение. Боеприпас снабжался тремя специальными взрывателями замедленного действия, срабатывавшими только после проникновения бомбы в грунт. Она проникала в грунт на глубину более 30 м, или пробивала до 5 м. бетона. При подземном взрыве происходило мощное сотрясение окружающих пород, подобное небольшому землетрясению, что и обеспечивало эффективное разрушение подземной цели. Для доставки бомбы применялся модифицированный бомбардировщик «Avro Lancaster», который даже в облегченном состоянии не мог подняться на проектную высоту 12 000 м. Поэтому сброс происходил с высоты около 8 000 м. Для обеспечения необходимой точности попадания использовался специальный прицел (SABS), позволявший учитывать множество параметров, включая направление и скорость ветра, температуру воздуха и др. Среди случаев применения «Tallboy» — разрушение бетонного купола над подземным заводом ракет «Фау-2», взрыв железнодорожного тоннеля вблизи г. Сомюр, уничтожение пусковой установки «Фау-3», потопление линкора «Тирпиц». Всего было выпущено 854 бомбы. ТТХ бомбы: масса – 5,4 т; масса ВВ -2,4 т. торпекса; длина – 6,4 м; диаметр – 970 мм.

Бомба Grand Slam

Погрузка бомб Grand Slam

Сейсмическая бомба «Grand Slam» разработана в 1943 г. на основе бомбы «Tallboy» и применялась против важных стратегических объектов: подземных заводов, виадуков, железнодорожных узлов, баз подводных лодок. Она производилась в 1944-1945 гг. Более прочный, чем у обычной бомбы, корпус позволял бомбе проникнуть глубже в землю. Хвостовое оперение бомбы создавало стабилизирующий вращательный момент, так как бомба должна была входить в землю строго вертикально..Из-за прочного корпуса вес заряда взрывчатого вещества был снижен, что потребовало применения самой эффективной британской взрывчатки того времени — «торпекса», который в расплавленном виде заливался внутрь бомбы. После этого требовалось около месяца для того, чтобы он затвердел. Из-за дороговизны и сложности производства бомб экипажам бомбардировщиков давалось указание в случае, если бомба не была сброшена на цель, возвращаться с ней на базу, вместо того чтобы сбрасывать её в море (как в случае с обычными бомбами). Для несения бомб использовался модифицированный бомбардировщик «Avro Lancaster». После сброса с высоты около 8 000 м бомба достигала сверхзвуковой скорости и проникала в землю на глубину до 40 м. В результате подземного взрыва возникала сейсмическая волна, наносившая ущерб сооружениям на поверхности земли. Великобританией было выпущено 42 бомбы. Кроме того, в США под обозначением «Т-14» было построено еще 99 единиц. ТТХ бомбы: масса – 10 т; масса ВВ – 4,1 т. торпекса; длина – 8 м; диаметр – 1,2 м; мощность взрыва в тротиловом эквиваленте – 6,5 т.

Глубинная бомба (Bouncing bomb)

Прыгающая бомба (Bouncing bomb) — специальная глубинная авиабомба, разработанная для разрушения плотин Германии. Характерной особенностью бомбы является способность совершить, перед окончательным погружением, несколько прыжков по водной поверхности. Это, вкупе с предварительной раскруткой, позволяет бомбе вплотную приблизиться к плотине, защищенной металлическими сетями. Затем, погрузившись на глубину, такая бомба прижимается к взрываемой стенке дамбы, что позволяет причинить наибольший ущерб. Для доставки бомбы использовались переоборудованные «Avro Lancaster» со специально тренированными экипажами. Всего в 1943 г. было выпущено 19 штук. ТТХ бомбы: масса – 4,2 т; длина – 1,5 м; ширина – 1,4 м; масса ВВ – 3 т. торпекса; начальная скорость – 390 км/ч; прицельная дальность – 400 м; механизм детонации – гидростатический запал на глубине 10 м.

Зажигательные бомбы 4lb

Зажигательные бомбы 4lb в контейнере

Бомбы 4lb

Термитная бомба была принята на вооружение в 1935 г. Корпус бомбы, изготовленный из сплава магния и алюминия был полым и заполнялся термитными гранулами. В 1944 г. были введены кассеты 500lb, 750lb и 1000lb, которые содержали 106, 158 и 235 зажигательных бомб 4lb. Известны версия бомбы с фугасным зарядом и замедлителем взрывателя на 2-4 минуты для поражения пожарных во время тужения огня. Всего было выпущено около 140 млн. единиц, из которых 55 млн. было сброшено на Германию. Кроме того, с 1945 г. из США ежемесячно поступало 4,5 млн. бомб. ТТХ бомбы: масса – 1,8 кг; длина – 544 мм; длина корпуса – 420 мм; диаметр – 42 мм; время горения – до 10 минут.

Зажигательные бомбы 30lb в связках, подвещенные в бомболюках

Зажигательная бомба LC 30lb

Бомба имела цилиндрический стальной корпус. В качестве наполнителя использовался термит или загущенный бензин. В качестве замедлителя применялся парашют. ТТХ бомбы: длина – 533 мм; диаметр 140 мм; масса – 14 кг; радиус поражения 5 м; время горения – 2 минуты.

Авиабомба 40lb G.P

Осколочная бомба серийно выпускалась с 1937 г. в трех вариантах. Как правило, бомбы применялись в связках из 6 единиц. Всего было выпущено 232 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 18 кг; масса ВВ – 0,3 кг; длина – 692 мм; длина корпуса – 404 мм; диаметр – 127 мм; толщина стенок – 1,2 мм.

Авиабомба 250 lb GР

Осколочная бомба выпускалась с 1926 г. в шести модификациях. В 1942 г. после модернизации обозначение было изменено на 250 lb MC. Бомба имела стальной литой или кованый корпус. Всего было впущено 260 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 104 — 112 кг; масса ВВ – 30 — 31 кг; длина – 1387 — 1422 мм; длина корпуса – 650 — 711 мм; диаметр – 259 — 262 мм; толщина стенок – 13 — 15 мм.

Рисунок авиабомбы 500 lb GР

Осколочная бомба выпускалась с 1926 г. в шести модификациях. В 1942 г. после модернизации обозначение было изменено на 500 lb MC. Бомба имела стальной литой или кованый корпус. Всего было впущено 1,7 млн. единиц. ТТХ бомбы: масса – 213 кг; масса ВВ – 60-66 кг; длина – 1412-1445 мм; длина корпуса – 908 — 945 мм; диаметр –182 — 222 мм; толщина стенок – 33 мм.

Авиабомба 1000 lb GP/1000 lb MC

Авиабомба 1000 lb GP была разработана в 1939 г, а в 1943 была переименована в «1000 lb MC». Корпус бомбы был выполнен из литой стали. Всего было выпущено 686 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 487 кг; масса ВВ – 160 кг; общая длина – 1803-2197 мм; длина корпуса – 1335 мм; диаметр – 410 мм; толщина стенок – 20 мм.

Авиабомба 2000 lbs HC

Бомба была принята на вооружение в 1942 г. для поражения доков, укреплений, крупных судов и промышленных предприятий. Она выпускалась в трех модификациях. Первоначально бомба использовалась с парашютом, однако вследствие низкой точности от него отказались. Всего было выпущено 31,4 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса – 790 — 837кг; масса ВВ – 560 — 625 кг; общая длина – 3327 — 4114 мм; длина корпуса – 2527 -2655 мм; диаметр — 470 мм; толщина стенок – 5 мм.

Авиабомба HC 4000 lb (RAF Cookies)

Бомба выпускалась с 1941 г. в четырех вариантах отличающихся наконечником, детонаторами и размерами. Она предназначалась для разрушения стратегических объектов (морских баз и портов, крупных кораблей и промышленных предприятий). На бомбу устанавливались как мгновенные взрыватели, так и с задержкой. Под обозначением MkV и VI бомбы также выпускались в США. Всего было выпущено 93,2 тыс. единиц. ТТХ бомбы: масса –1350 — 1789 кг; масса ВВ – 1053 — 1360 кг; длина – 2730 — 2960 мм; диаметр – 750 — 760 мм.

Авиабомба 8000 lb HC

Серийно бомба выпускалась с 1942 г. Корпус бомбы был выполнен из литой стали и объеденял два корпуса бомбы 4000lb. Для несения бомб использовался бомбардировщик «Avro Lancaster» с увеличенным бомболюком. Всего было выпущено 1152 единицы. ТТХ бомбы: масса – 3590 кг; масса ВВ – 2429 кг; общая длина – 3393 — 4040 мм; длина корпуса – 2413 мм; диаметр – 965 мм; толщина стенки – 12,7 мм.

Смотри также Операция «Большая порка» или мизерный результат гениального плана (история «прыгающей» бомбы).

wwii.space

«Верзила» — «бомба всех бомб» Второй мировой | Военное дело | ИноСМИ

Вот имя, которое должны помнить все безжалостные террористы ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ, — прим. ред.): Барнс Уоллес (Barnes Wallis).

Именно этот британский ученый поспособствовал тому, что 13 апреля 2017 года ВВС США сбросили сверхмощную фугасную авиационную бомбу GBU-43, также известную как «мать всех бомб» на комплекс туннелей в Афганистане.

Однако эта сверхмощная фугасная бомба — всего лишь блудный сын оружия, которое было разработано в период Второй мировой войны. Предками сверхмощной фугасной бомбы были британские сейсмические бомбы, включая бомбу Tall Boy («Верзила») весом в 5,5 тонны и самую большую бомбу Grand Slam («Большой хлопок») весом в 10 тонн.

Сейсмические бомбы были изобретением Барнса Уоллеса, легендарного британского инженера и создателя бомб, прославившегося такими своими изобретениями, как прыгающая бомба, которую использовали для разрушения плотин в Рурской области Германии. Но Уоллес столкнулся еще с одним вызовом — вызовом, который до сих пор не дает покоя разработчикам бомб.

Некоторые объекты можно довольно легко разрушить при помощи фугасных авиабомб, которые взрываются, как только касаются земли, или еще в воздухе. Такие бомбы способны уничтожать танки, артиллерийские орудия и людей, независимо от того, насколько те умны и современны. Что касается городов, то бомб различных размеров — весом от 250 килограммов до 2 тонн — наряду с зажигательным оружием хватало для того, чтобы сравнять с землей или сжечь почти любой немецкий или японский город.

Однако когда нацисты выстроили бетонные и подземные объекты и тоннели, у союзников возникли проблемы. Немецкие подводные лодки, базировавшиеся во Франции, пользовались бетонными укрытиями с бетонными потолками толщиной в 7,5 метра. В ходе множества рейдов британских и американских бомбардировщиков потоки обычных бомб сыпались на укрытия немецких подводных лодок. Однако эффект от их взрывов можно было сравнить с эффектом удара шарика для пинг-понга о броню танка. Более того, нацисты осознали все преимущества тактики крота и начали переносить свои фабрики в подземные бункеры. И как можно было уничтожить такие объекты, как железнодорожные туннели, игравшие ключевую роль в логистической системе Германии и защищенные от воздушных ударов склонами холмов?

Wired Magazine15.04.2017Business Insider14.04.2017Die Welt14.04.2017U.S. Air Force14.04.2017Обычные бомбы, взрывающиеся на земле или у самой ее поверхности, зачастую тратят впустую значительную часть своей взрывной силы, поскольку на объект приходится лишь часть ее энергии. Но Уоллеса осенило. Почему бы не сбросить с большой высоты бомбу с бронированной носовой частью. Если ее сбросить с высоты 5,5 километра, то под воздействием силы тяжести она разгонится до такой скорости, что преодолеет звуковой барьер, и в результате она сможет пробить толщу земли или бетонные конструкции, прежде чем взорвется.

Задача состояла в том, чтобы «ввести максимально возможный заряд на максимально возможную глубину материи (земли или воды), которая окружает или примыкает к цели», как писал Уоллес.

Другими словами, почему бы не сделать ставку на Матушку-Землю вместо взрывной силы? Это означало, что «наибольшие разрушения будут вызваны не детонацией заряда бомбы, а воздухом, землей или водой, которые его окружают», как написал Стивен Флауэр (Stephen Flower) в биографии Уоллеса. «В случае с бетоном, если приложенная энергия была достаточно большой, конструкция ломалась еще до того, как могла поглотить кинетическую энергию».

Посмотрите на фотографии городов, переживших землетрясения, и вы поймете суть идеи Уоллеса.

В этом смысле у британцев было преимущество перед их более богатыми американскими союзниками. Их тяжелый бомбардировщик «Ланкастер» мог нести на своем борту гораздо более тяжелые бомбы и имел более вместительный бомбовый отсек, чем американские В-17 и В-24. Этого вполне хватило для того, чтобы взять на борт 10-тонную бомбу Grand Slam длиной в 8 метров. Но британцам все равно пришлось немного модифицировать «Ланкастеры», чтобы они смогли нести сейсмические бомбы.

Первым в бой отправили бомбу Tallboy длиной в 6,5 метра. В ходе первого рейда был нанесен удар по железнодорожному туннелю в Сомюре, Франция, 8 июня 1944 года. Одна единственная бомба Tallboy сумела пробить склон холма и разрушить туннель.

Возможно, самой известной жертвой Tallboy стал немецкий линкор «Тирпиц» типа «Бисмарк». В течение двух лет ВВС Великобритании и ее подводные лодки тщетно пытались уничтожить его. Однако 12 ноября 1944 года удача отвернулась от «Тирпица», когда в него попали две бомбы Tallboy, а третья чуть было его не задела. Эти бомбы пробили дыры в корпусе линкора, который стала заполнять вода, в результате чего он перевернулся и более тысячи человек экипажа погибли.

Эффективность бомбы Grand Slam была продемонстрирована 27 марта 1945 года, когда «Ланкастеры» атаковали укрытие немецких подводных лодок у Бремена. Две бомбы Grand Slam пробили бетонный потолок 7-метровой толщины, и образовавшиеся в результате тысячи тонн обломков сделали это укрытие непригодным для использования. Другие бомбы Grand Slam сбрасывались на железнодорожные виадуки, разрушая их перекрытия.

Однако бомба Grand Slam была взята на вооружение только весной 1945 года, когда Германия уже была готова сдаться. Всего тогда было сброшено 42 бомбы Grand Slam и 854 бомбы Tallboy. Если бы Вторая мировая война не завершилась в мае 1945 года, союзникам удалось бы сбросить гораздо больше бомб, чтобы разрушить подземные нацистские фабрики.

США позаимствовали идею британцев и, как это обычно бывает у американцев, создали бомбу, которая была еще больше. В 1945 году США разработали бомбу Т-12, которая весила около 20 тонн. Нести ее должен был бомбардировщик B-36 Peacemaker («Миротворец»), имевший шесть двигателей, хотя в ходе испытаний ее сбрасывал В-29, который был модифицирован специально для этих целей.

Разумеется, сверхмощная фугасная авиационная бомба 2017 года весом в 9,5 тонн станет гораздо более эффективным оружием по сравнению с бомбами эпохи Второй мировой войны весом в 10 и 20 тонн. Этому должен способствовать прогресс в технологиях. Но поколение Второй мировой войны использовало такие гигантские бомбы, чтобы наносить удары по мостам, туннелям и подземным фабрикам. Теперь же, сбросив гигантскую бомбу, США смогли уничтожить меньше сотни террористов. Вряд ли это можно считать фактом использования такой гигантской бомбы по назначению.

inosmi.ru

Оружие ХХ века — авиационные бомбы

Авиационная бомба или просто авиабомба — один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения.

• К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики.

• Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

• …9 сентября 1943 года. Муссолини арестован, жаждет перемирия правительство Италии, а итальянский флот идёт на Мальту сдаваться. В 15:41 в линкор «Рома» (46 000 т, девять орудий калибром 381 мм) попала немецкая бомба, носившая название Fritz-X (она же SD-1400). Прошив корпус, она разорвалась под котельными отделениями. Второе попаданиеподорвало погреба боезапаса…

Самые мощные авиабомбы второй мировой: Tallboy и Grand Slam

Страна: ВеликобританияРазработана: 1942Масса: 5,4 тМасса ВВ: 2,4 тДлина: 6,35 мДиаметр: 0,95 м

• Барни Уэллис не стал известным авиаконструктором: его проект бомбардировщика Victory был отклонен британскими военными. Зато он прославился как создатель самых мощных боеприпасов Второй мировой. Знание законов аэродинамики позволило ему сконструировать в 1942 году авиабомбу Tallboy. Благодаря совершенной аэродинамической форме бомба быстро набирала скорость и даже преодолевала в падении звуковой барьер, если ее сбрасывали с высоты более 4 км.

• Она могла пробить 3 м железобетона, углубиться в грунт на 35 м, а после ее взрыва оставалась воронка диаметром 40 м. Снаряженное торпексом – мощным ВВ на основе гексогена– детище Уэллиса продемонстрировало эффективность при применении по высокозащищенным целям (бункерам, тоннелям), а также по крупным кораблям.

• Так, двумя попаданиями был сначала поврежден германский линкор «Тирпиц», отстаивавшийся в норвежском фьорде и представлявший огромную опасность для конвоев, шедших в СССР. 12 ноября 1944 года, получив еще два «Толлбоя», корабль перевернулся. Словом, бомбы эти были настоящим боевым оружием, а не бесполезной гонкой за рекордами, и в годы войны их применили не так уж мало – 854 штуки.

• Такой успех гарантировал Барни Уэллису место в истории (впоследствии он получил рыцарский титул) и вдохновил его на создание в 1943 году самой мощной авиабомбы Второй мировой, в конструкции которой многое было заимствовано у Tallboy. Grand Slam также оказалась успешной, демонстрируя устойчивый (благодаря придаваемому стабилизаторами вращению) полет и высокую проникающую способность: прежде чем разорваться, она могла пробить до 7 м железобетона.

• Правда, для Grand Slam не нашлось такой цели, как известный всему миру линкор, но ее попадания в защищенные пятиметровым слоем бетона укрытия для германских подводных лодок произвели должное впечатление. Разносила она и не поддававшиеся менее мощным бомбам акведуки и плотины. Взрыватель Grand Slam мог устанавливаться на мгновенное действие (для поражения целей ударной волной) или на замедление (для разрушения укрытий), но и в последнем случае здания «складывались» за сотни метров от взрыва: хотя ударная волна от заглубленной детонации была сравнительно слабой, колебания грунта смещали фундаменты.

• Официально Grand Slam именовали более чем скромно – «Medium Capacity, 22000 lbs» – «средней мощности, 22000 фунтов» (имелось в виду среднее значение отношения веса бомбы и ее снаряжения), хотя в прессе она получила прозвище «Earthquake Bomb» («бомба-землетрясение»). Grand Slam поступила на вооружение Королевских ВВС в конце войны, и за оставшиеся до победы несколько месяцев британские летчики сбросили 42 такие бомбы. Стоила она довольно дорого, так что если цель обнаружить не удавалось, командование настоятельно рекомендовало экипажам не сбрасывать Grand Slam над морем, а садиться с ней, хотя это и было рискованно. В Королевских ВВС носителями огромных бомб были четырехмоторные «Галифаксы» и «Ланкастеры». Копии «Грэнд Слэм» изготавливались и в США.

Самая первая управляемая авиабомба: Fritz-X

Страна: ГерманияРазработана: 1943Масса: 1,362 тМасса ВВ: 320 кг, амматолДлина: 3,32 мРазмах оперения: 0,84 м

• Fritz-X стал первым боевым образцом управляемого оружия. Его система наведения FuG 203/230 работала на частоте около 49 МГц, и после сброса самолет должен был выдерживать курс, чтобы оператор мог следить за целью и бомбой. При отклонении до 350 м по курсу и на 500 м по дальности полет бомбы можно было скорректировать.

• Не маневрирующий носитель уязвим для истребителей и зенитного огня, но защитой служило расстояние: рекомендованная дистанция сброса, как и высота, составляли 5 км. Союзники спешно разрабатывали аппаратуру помех, немцы наращивали выпуск бомб, и кто знает, чем бы закончилось эта гонка, если бы не конец войны…

Самое первое серийное ядерное оружие: Мк-17/24

Страна: СШАНачало производства: 1954Масса: 10,1 тЭнерговыделение: 10–15 МтДлина: 7,52 мДиаметр: 1,56 м

• Эти термоядерные бомбы (Мк-17 и Мк-24 различались только типами плутониевых «запалов») – первые, которые можно отнести к категории настоящего оружия: с ними бомбардировщики В-36 ВВС США вылетали на патрулирование. Конструкция была не очень надежной (часть «запала» хранилась у экипажа, который устанавливал его в бомбу перед сбросом), но все подчинялось одной цели: «выжать» максимум энерговыделения (узлов, регулирующих мощность взрыва, не было).

• Несмотря на замедление падения бомбы 20-метровым парашютом, не слишком скоростной В-36 едва успевал уйти из зоны поражения. Производство (Мк-17 – 200шт., Мк-24 – 105 шт.) продолжалось с июля 1954 года по ноябрь 1955-го. Были испытаны и их «упрощенные» копии, чтобы выяснить, можно ли в условиях ядерной войны использовать как суррогат термоядерного топлива гидриды лития, не прошедшие изотопное обогащение. С октября 1956 года бомбы Мк-17/24 стали переводиться в резерв, на смену им пришли более совершенные Мк-36.

Самая мощная бомба в истории: Ан-602 «Царь-бомба»

Страна: СССРИспытана: 1961Масса: 26,5 тЭнерговыделение: 58 МтДлина: 8,0 мДиаметр: 2,1 м

• После взрыва этой «Царь-бомбы» на Новой Земле 30 октября 1961 года ударная волна трижды обогнула земной шар, в Норвегии было выбито немало стекол. Бомба не годилась для боевого применения и не представляла серьезного научного достижения, но, вероятно, помогла сверхдержавам ощутить тупик ядерной гонки.

Самая универсальная бомба: JDAM (Joint Direct Attack Munition)

Страна: СШАНачало производства: 1997Дальность применения: 28 кмКруговое вероятное отклонение: 11 мСтоимость комплекта: 30–70 тысяч долларов

• JDAM – это не совсем бомба, а комплект из навигационного оборудования и управляемого оперения, который позволяет превратить в управляемую практически любую обычную бомбу. Такая бомба наводится по сигналам GPS, что делает наведение независимым от погодных условий. Впервые JDAM применены при бомбардировках Югославии. Начиная с 1997 года компания Boeing выпустила более 2000 комплектов JDAM.

Самые первые бомбы объёмного взрыва: BLU-72B/76B

Страна: СШАНачало производства: 1967Масса: 1,18 тМасса топлива: 0,48 тЭнергия ударной волны: эквивалент 9 т ТНТ

• Первые примененные в боях (во Вьетнаме) объёмно-детонирующие бомбы. Горючее в BLU 72B – сжиженный пропан, в BLU 76B, применявшейся со скоростных носителей, – окись этилена. Объёмная детонация не обеспечивала бризантного эффекта, но оказалась эффективной для поражения живой силы.

Самая массовая ядерная бомба: В-61

Страна: СШАНачало производства: 1962Масса: 300–340 кгЭнерговыделение: тактические – 0,3–170 кт; стратегические – 10–340 ктДлина: 3,58 мДиаметр: 0,33 м

• В 11 модификациях этой самой массовой бомбы – заряды переключаемой мощности: чистого деления и термоядерные. «Проникающие» изделия утяжелены «отвальным» ураном, мощные снабжены парашютами и срабатывают даже после удара об угол здания на околозвуковой скорости. С 1962 года их произведено 3155 штук.

Самая мощная серийная неядерная бомба: GBU-43 MOAB

Страна: СШАРазработана: 2002Масса: 9,5 тМасса ВВ: 8,4 тДлина: 9,17 мДиаметр: 1,02 м

• Отобрала у BLU-82 корону «величайшей бомбы», но, в отличие от экс-королевы, активно применявшейся при расчистке посадочных площадок, пока применения не нашла. Более мощное снаряжение (гексоген, тротил, алюминий) и система наведения, казалось бы, повышают боевые возможности, однако поиск подходящей цели для изделия такой стоимости вызывает серьезные трудности. Официальное название MOAB (Massive Ordnance Air Blast – тяжелая фугасная авиабомба) часто неофициально расшифровывают как Mother Of All Bombs, «мать всех бомб». В арсенале США имеется 15 единиц авиабомб MOAB.

Самый первый кассетный боеприпас: SD2 Schmetterling

Страна: ГерманияНачало производства: 1939Масса: 2 кгМасса ВВ: 225 гРазмеры: 8 х 6 х 4 смРадиус поражения живой силы: 25 м

• Родоначальники кассетных боеприпасов, проверенные боями в Европе и Северной Африке. Люфтваффе применяли кассеты, содержавшие от 6 до 108 бомб SD2 (Sprengbombe Dickwandig 2 kg), которые комплектовались взрывателями различных типов: мгновенного и замедленного действия, а также «сюрпризами» для сапёров. Благодаря способу рассеивания суббоеприпасов, напоминающему порхание бабочки, бомба получила название Schmetterling («бабочка»).

/По материалам popmech.ru, ru.wikipedia.org и topwar.ru/

army-news.ru


Смотрите также