А как у них? Детский сад в Германии. Детский сад в германии


О детских садах в Германии

Немецкие детсады (Kindergarten) делятся на две группы: частные и смешанные. В последнем случае одним из совладельцев являются органы местного самоуправления (город или община).

 

Кстати, знаете ли вы, что немецкое слово Kindergarten (по-русски «киндергартен») — одно из немногих немецких слов, перешедших из немецкого языка в английский, и несет то же самое значение? Точно так же как русское слово «тройка» было заимствовано англосаксами и означает группу из трех человек или трех участников.

 

Помимо детских садов есть также надомный присмотр за детьми. Это когда какая-нибудь неработающая мама собирает у себя нескольких чужих детей. Она присматривает за ними, кормит, играет и гуляет, пока их родители работают. Естественно, не бесплатно.

 

Это может показаться странным, но в Германии, как и в России существует нехватка мест в детских садах. Это при том, что население Германии сокращается, в том числе сокращается доля молодежи. Лишь несколько лет назад государство и земли обеспокоились этой проблемой и развернули несколько программ по строительству новых детских садов. Сейчас ситуация с нехваткой мест улучшилась, но все еще далека от разрешения.

Детей в детские садики берут с трех лет. Есть в Германии также и ясли (Krabbelgruppe), где находятся дети в возрасте от двух до трех лет, но они мало распространены (по сравнению с детсадами). Заявление на получение места в детский садик подается заранее, но обычно за полгода-год до достижения ребенком трех лет. Несколько лет назад было более экстремально: заявление подавалось сразу после рождения ребенка. Родители могут послать заявления в различные детские садики. Количество подаваемых одной семьей заявлений не ограничивается. Нет также и привязки к месту жительства, но большинство родителей предпочитают выбирать детсад поближе к дому.

 

В первую очередь места предоставляются семьям, где оба родителя работают. Часть мест зарезервирована за разного рода социальными группами (матерями-одиночками и т.п.). Затем места получают те семьи, где работает только один из родителей. В конце очереди стоят семьи, где оба родителя не работают. Если вам пришло согласие (Zustimmung) от двух или более детсадов, то вы сами выбираете, куда поведете своего ребенка. Во все остальные детсады вы можете, но не обязаны, сообщить о своем отказе от места. Правила хорошего тона требуют все-таки сообщать. Не думаю, что кто-то надорвется, нажав пару кнопок сотового телефона. Тогда ваше место передается следующему из списка ожидания.

 

О случаях получения мест в детских садиках за взятки мне никогда слышать не приходилось. Но это не значит, что в Германии нет неформальных путей решения проблем. Называется это средство по-немецки витамин «Б» (Vitamine „Bekanntschaft“) или витамин «Знакомство» по-русски. Мне известны случаи, когда директора детсадов брали, в обход общих правил, детей своих родственников, друзей и хороших знакомых.

 

Детские сады в Германии платные. Размер оплаты зависит от земли. Более того, даже в разных частях одной земли она может быть различной. У нас, в Нижней Саксонии, плата за детский садик одна из самых высоких в Германии и составляет 250 евро в месяц. Это на полный день. На неполный день с обедом – 150 евро, без обеда – 100 евро. Кроме этого родители еще платят дополнительно за питание (Essensgeld), что составляет где-то 30-50 евро в месяц. За последний год пребывания ребенка в детсаду платит государство, т.к. считается, что в этом году у семьи и так большие расходы, связанные с подготовкой ребенка к школе. Это новшество было введенно всего лишь несколько лет назад. Никаких дополнительных сборов с родителей, как это широко распространенно в России, в немецких детских садиках не существует. В Баварии же детские садики одни из самых дешевых в Германии, а в Берлине – бесплатные (родители платят только за питание).

 

Семьи, которые не получают никаких социальных пособий от государства или земли, платят за все сами. За семьи с низкими доходами или семьи, где оба родителя безработные, частично или полностью платят государство или земля. Это не распространяется на питание. Здесь родители должны сами изыскать средства. Если ребенок часто пропускает детский садик из-за болезней, то никакого перерасчета и возврата денег за пропущенные дни в Германии нет.

 

Типичная численность детей в одном немецком детсаде составляет 75-100 человек. Как правило, они разделены на группы по 15-25 человек. На каждую группу приходится по два воспитателя. В Германии в дошкольных учреждениях нет разделения детей по возрастам. В этом плане все группы являются смешанными, т.е. в них соеденены вместе дети от трех до шести лет. На мой взгляд, сделано это по экономическим соображениям. Содержание детских садов со смешанными возрастными группами обходится дешевле, чем с группами, сформированными на основе разделения по возрастам, как это было в СССР. Хотя официальное объяснение утверждает, что так лучше для психологического развития ребенка. Сомневаюсь.

 

Дело в том, что основное внимание воспитателей сосредоточено на детях 3-4 лет, а старшие дети, особенно шестилетки, по большей части предоставлены сами себе. К тому же, младшие тянутся к старшим, а когда те переходят в школу, то у младших рвутся сформировавшиеся эмоциональные связи. С малышами же им уже неинтересно, т.к мир 5-6 летки значительно отличается от мира 3-4 летних детей.

 

Другая особенность, которая бросилась мне в глаза, это то, что в детском саду дети разных рас и национальностей играют с друг с другом, не обращая внимания на отличия в цвете кожи, форме носа и т.д.. Но по мере взросления ситуация меняется. В старших классах школы дети, как правило, разбегаются по национальным группам. Немцы предпочитают тусоваться с немцами, турки с турками, русские с русскими, поляки с поляками и т.д.. Я думаю, что дети учатся обращать внимание на расовые и национальные отличия у своих родителей. Лишь немногие немецкие юноши и девушки, которые, как правило, сами происходят из смешанных семей, продолжают активно общаться со своими друзьями-"ненемцами". Причем, что интересно: это общение часто принимает форму парень-немец дружит с русской девушкой. А вот пар наоборот я никогда не встречал. Для меня до сих пор это остается неразгаданной загадкой.

 

Внешний вид и внутренняя структура немецких детсадов отличается от того, что было в СССР. Я ходил в детсад в советское время. Как выглядят современные российские дошкольные учреждения не знаю. Так вот, мой советский детский садик был большим двухэтажным зданием, выстроенным в форме буквы «Н». Он имел большую зеленую территорию с несколькими хорошо оборудованными детскими площадками.

Немецкий детский садик — это, как правило, одно-, реже двухэтажное вытянутое здание (один корпус, реже два) с территорией, которая значительно уступает по размерам территории советских детсадов. Как правило, детские площадки покрыты травяным ухоженным газоном и имеют песочницы, горки, лесенки, качели и т.д.. Но. Мне также приходилось видеть детсады, на территории которых не было ни травинки. Просто голая земля. Малейший дождь — и площадка превращается в грязь. Жара — на площадке стоит пыль. И во всем этом копошатся дети.

 

Внутри садика каждая группа имеет свое помещение (Raum) и свой туалет. В этих комнатах дети играют, едят и занимаются всякой всячиной. Игрушек в детских садиках мало. Как правило, дети приносят свои собственные игрушки из дома. В большинстве садиков послеобеденного сна нет. Если ребенок хочет спать, то в одном из углов комнаты для этого прямо на пол постелены тонкие матрасы или толстые одеяла. Там ребенок может прилечь, а вокруг могут продолжать бесится его одногруппники. Лишь некоторые детсады имеют отдельные комнаты для сна, которые располагаются либо рядом за стеной, либо на втором этаже. Но и там дети спят на матрасах, постеленных на пол. Раскладушек или кроватей нет.

 

Некоторые детсады имеют также общий актовый зал. Столовых в немецких дошкольных учреждениях нет. Когда приходит время завтрака или обеда дети расставляют столики, составленные до этого вдоль одной из стен, и накрывают на стол. Почти всегда они делают это самостоятельно. Также дети сами убирают посуду после себя. Питание в немецких детсадах двухразовое (при полном дне): завтрак и обед. Зачастую на завтрак дети кушают то, что принесли с собой из дома. Подавляющее большинство немецких детских садов своей собственной кухни не имеют. Еду туда привозят, а в детсаде ее только разогревают. Поэтому и поваров в немецких дошкольных учреждениях почти нет. Вместо них работают люди без какого-либо кулинарного образования, т.е., фактически, это может быть любой здоровый человек. Роль раздевалок выполняют небольшие, тесные комнаты, в которых дети и вешают свою верхнюю одежду на крючки. В советских детсадах, каждый ребенок имел свою собственную кабинку для одежды и уличной обуви.

 

Я помню как в моем советском детском садике нас учили рисованию, лепке из пластилина, аппликации и т.п.. В Германии такого нет. Здесь дети тоже рисуют, лепят и т.д., но воспитатели, в лучшем случае, могут что-то подсказать ребенку, или поправить. Целенаправленного же обучения нет. Главная функция воспитателей заключается в присмотре за детьми. Лишь немногие немецкие дошкольные педагоги стараются заниматься развитием и воспитанием детей.

 

 

По моим наблюдениям, где-то половина воспитателей относится к выполнению своих обязанностей чисто формально. Общение с коллегами им гораздо интереснее, чем работа с детьми. Так, в детских садах периодически проходят тесты, целью которых является оценка уровня физического, умственного и психологического развития ребенка. Если ребенок показывает низкие результаты, то воспитатели ставят в известность родителей и специальную службу (Frühförderungsstelle), которая занимается сопровождением таких детей, чтобы к школе выправить уровень развития ребенка. Сотрудники этой службы рассказывали мне, что на результаты данных тестов полагаться нельзя. Есть дети, которые не будут делать то или иное задание или выполнят его сознательно плохо, если не понимают, зачем это надо делать или если оно для них скучное. Многие воспитатели в подобных ситуациях просто отмечают задание как невыполненное или выполненное слабо, вместо того, чтобы просто повторить задание в интересной для ребенка форме.

 

В немецких детских дошкольных учреждениях нет врачей, медсестер или детских психологов.

 

В Германии дошкольной подготовкой детей в детских садиках не занимаются. Шестилеток водят один раз в неделю на один час в начальную школу (Grundschule), где их знакомят со школой и где они сидят в отдельном классе, рисуя или играя.

 

Подготовка к переходу в школу начинается в пять лет. По достижении этого возраста родители отводят ребенка к педиатру на предварительное обследование перед школой. Врач проверяет физическое, умственное и психологическое развитие ребенка. В шесть лет ребенка ведут на так называемую предшкольную комиссию, где ребенка проверяют при помощи разных нехитрых тестов. Может ли он различать цвета и форму предметов, выполнять несложный счет и т.п.. Также проверяется его физическое развитие. Если комиссия дает положительное заключение, то это уже пропуск в школу. Для тех детей, которые показали слабый результат, назначают специальные программы, чтобы подтянуть их развитие перед школой. Лишь если все это не помогло, ребенка направляют не в общеобразовательную, а коррекционную школу.

 

Алексей Соловьев, «Эхо Москвы»

 

* Мнение редакции Deutsch-online может не совпадать с мнением автора статьи

www.de-online.ru

Как устроены детские сады в Германии

Детские сады появились впервые именно в Германии. Их придумал Фридрих Фёбель вместе с командой единомышленников. Он разработал специальную программу занятий, по которой малыши тренировали память, усваивали язык и базовые знания об окружающем мире. А ещё детские сады в Германии поощряли общение ребят друг с другом. Такой подход постепенно распространился и стал доминирующим в западном мире при организации детских садов.

Но, как ни странно, на родине этих заведений их как раз и не хватает. Что является довольно серьёзной проблемой, а возможность пристроить ребёнка хотя бы на несколько часов в неделю порой – удачей. Конечно, ситуация стала чуть легче с 2013 года, когда в рамках проведённой реформы в Германии открыли ещё 4000 детсадов. Но в целом проблема актуальна.

Система детских садов в Германии

Вообще описать всю структуру этих заведений трудно. Приходится невольно обобщать и упрощать, потому что своя специфика есть не только в разных землях, но и в разных городах. Поэтому учтите, что речь идёт о ситуации в целом. Но везде есть свои нюансы, которые лучше узнавать уже на месте применительно к конкретному населённому пункту или региону.

Итак, в Германии в детсад ребёнка отправляют, начиная с 3 лет и заканчивая в 6. До этого возраста он может посещать ясли (Kinderkrippe) или ходить к няне, так называемой «дневной маме» (Tagesmutter). По немецким законам детсад необязателен. То есть у всех детей есть право, но и только.

Все дошкольные учреждения условно можно разделить на несколько групп:

  1. В первой детей принимают только на несколько часов в день. Обычно это время с утра и до обеда. Еду в таком случае родители часто дают ребёнку с собой.
  2. В детсадах второго вида дети находятся до послеобеденного времени, то есть до 15-16 часов.
  3. В заведениях третьей категории ребята могут оставаться на целый день. В отдельных есть даже возможность периодических ночёвок.

Как правило, количество часов, которое ребёнок проводит в детском саду, напрямую зависит от того, работают ли родители. Если один из них не трудоустроен, то найти место для малыша будет трудно. Если мама или папа занят(а) полдня, то ребенка примут ровно на этот срок. Право на пребывание в детском саду в течение всего дня есть, как правило, только у ребят, чьи родители работают полный день.

Вопросами организации детсадов занимаются местные власти, от чего и возник сильный разброс. Помимо этого, подобные заведения финансируют всевозможные общественные и религиозные организации, иногда к ним подключаются и благотворительные. Посильное участие могут принимать неравнодушные граждане. Наконец, есть частные заведения, где родители часто могут сами выбирать удобный им режим. Но такие детсады, как нетрудно догадаться, дорого стоят.

Детские сады в Германии: как организовано воспитание?

В Германии реализовано очень много самых разных концептов детсадов. К примеру, есть лесные. Здесь внимание уделяется общению с природой и с животными. Большой популярностью пользуются детские сады, работающие по методике Монтессори. Встречаются заведения в крестьянских дворах, где малыши с раннего возраста видят самых разных домашних животных, учатся за ними ухаживать, контактируют с природой, но в более цивилизованном формате.

Популярны интегративные детсады, где дети с ограниченными возможностями общаются со здоровыми ребятами. Статистика показывает, что такое соседство идёт на пользу всем. Классических вариантов тоже хватает.

Вообще в каждом детсаду есть определённая специфика: группы различаются по количеству детей, времени работы, оборудованию, по упору на какие-то аспекты развития и т. п. У одних заведений есть религиозная направленность, а у других – нет. Всё это нужно принимать во внимание при выборе детсада в Германии.

Сколько это стоит?

Разобраться в стоимости детсада довольно трудно. Всё дело в том, что некоторые учреждения практикуют оплату в зависимости от дохода родителей в процентном соотношении. У других есть ставка, но часть расходов может покрывать, например, местная администрация. На стоимость влияет также количество часов, которые ребёнок находится в детсаду.

Какие есть альтернативы?

Немцы нередко используют всевозможные комбинации. Например, ребёнок может несколько дней в неделю ходить в детсад, ещё один – к дневной маме, а остальное время за ним присматривают бабушки. Периодически такие пересменки происходят прямо в течение одного дня. Те, кому финансовые возможности позволяют, и кто не против нахождения в доме постороннего человека, участвуют в программе Au-Pair.

Как мы уже сказали, до 3 лет малыши часто ходят к дневным мамам или папам. Это относительно молодая профессия в Германии. С 2006 года для таких специалистов ввели обязательные педагогические курсы. Ещё эти профессионалы должны уметь оказывать первую помощь.

Ребёнка сдают дневной маме, которая держит его у себя в специально подготовленном и безопасном месте. По закону один человек может присматривать одновременно максимум за 5 детьми, чаще всего это 3-4. С одной стороны, такое количество даёт возможность дневным мамам и папам заработать. С другой, нагрузка не очень большая, она достаточная для того, чтобы специалист мог гарантировать безопасность ребёнка. И, наконец, малыши получают шанс социализироваться, пусть и в таком узком кругу.

С дневными мамами можно договориться о том, чтобы они пришли присмотреть за малышом дома у родителей. Правда, такие услуги обычно стоят дороже обычного. А ещё некоторые специалисты объединяются, фактически создавая собственный частный садик.

В Германии многие обращаются и к просто к няням или к Babysitter. Часто это домохозяйки или студентки без специального образования. За не очень высокую цену они готовы посидеть с малышом. Тем не менее этот вариант чаще всего рассматривается как временный, например, когда кто-то заболел и т. п. Объявления обычно выкладывают на сайте HalloBabysitter.

Как выбрать детский сад?

Первым делом стоит узнать о наличии мест в детсадах в ведомстве, которое занимается делами детьми и молодёжи в конкретном регионе. Оно называется Jugendamt и предоставляет полную информацию по всем подобным заведениям. Причём там можно получить сведения не только о наличии мест, но и о том, какие методики воспитания применяются, есть ли какая-то специфика, например, религиозный уклон и т. п.

Выяснить детали можно и в самих детсадах, спрашивая напрямую. Иногда это неплохой вариант: так у вас будет самая свежая информация. Наконец, не забывайте о соцсетях. Вообще в Германии прекрасно понимают проблему нехватки мест, так что родителям охотно помогают. В целом же на поиски подходящего варианта может уйти до полугода, а то и больше.

Когда место нашлось, необходимо как можно скорее зарегистрироваться. Это подразумевает заполнение документов с внесением данных родителей и ребёнка. Причём оформление бумаг ещё не означает автоматически, что можно будет посещать садик. Чаще всего родители вынуждены занимать место того малыша, который ещё ходит в это заведение. И дальше стоять в очереди.

Учтите, что востребованы и частные детсады. Иногда свободного места ждут год или даже полтора. Большинство родителей отправляют малышей туда, куда могут, но в то же время продолжают стоять в очереди на место получше. С учётом нехватки детсадов это довольно распространённое решение проблемы.

mygermany.live

А как у них? Детский сад в Германии

Чем отличаются немецкие детские сады от наших? Узнаем об этом сегодня.

А как у них? Детский сад в Германии

Автор благодарит за предоставленную информацию Наталью Ханф, Германия, город Веттер.

В Германии достаточно большое количество детских садов. При этом каждый сад своей образовательной программой старается отличаться от других учреждений. В одном делают упор на музыкальное развитие детей, в другом на языковое, в третьем на изобразительное. В нашем саду делается упор на физическое развитие ребенка. Сад оснащен большим количеством разных велосипедов, самокатов, детских спортивных снарядов и различных тренажеров. Считается, что с трех лет ребенок готов к посещению сада. В зависимости от обстоятельств можно отдать малыша в дошкольное учреждение и с года, при условии, что он умеет ходить.

Все детские сады платные. Платят отдельно за посещение сада и за питание в нем. И если плата за еду одинакова для всех, то за посещение сада она зависит от доходов семьи. Оплату дошкольного учреждения семей, находящихся на социальном обеспечении, берут на себя городские службы.

Родители могут выбрать любой понравившийся сад после беседы с заведующей и ознакомлением с программой учреждения. При этом заявку следует подавать за год до начала планируемого посещения, иначе места для ребенка может просто не хватить. Дети начинают ходить в сад осенью, прививки для посещения не требуется.

Количество детей в группе зависит от самого сада, в среднем это 30 человек. В группе примерно 18-20 детей. Как правило, в саду в группе одновременно работает 2 или 3 воспитателя и довольно часто проходят практику студенты. При этом группы детей разновозрастные.  

Для того, чтобы работать в детском саду высшее образование не обязательно, достаточно специального педагогического - что-то типа среднего специального образования в России.

В нашем саду комнаты для групп не очень большие, но светлые и уютные. Каждая из них разделена на разные зоны: кукольный уголок, диванчик, на котором дети лежат и слушают аудиокниги, стеллажи с настольными играми и игрушками и так называемый уголок творчества – где ребенок может заниматься изобразительной деятельностью.

Есть отдельная комната, в которой проходят развивающие, языковые занятия. Так же к услугам детей бассейн из пластиковых мячиков, а для родителей организованы стенды с детскими поделками и рисунками и информационная доска.

Кроме этих комнат, есть небольшое помещение для сна (но, как правило, спят только дети младше 3 лет), кухня, спортивный зал и мастерская. А так же релаксационная сенсорная комната, в ней дети слушают сказки, отдыхают.

Детские сады в Германии работают по-разному: некоторые открыты с 8 утра до 12 дня и еще пару часов после обеда. Туда дети приходят только поиграть, там не спят и не организовано кормление. Есть сады, в которых дети проводят полный день. К примеру, наш сад открыт с 7:15 до 16:30. Плата за сад зависит от количества часов, проведенных ребенком в нем.

В саду начале года проводится общее родительского собрание, а в конце года индивидуальная консультация для родителей о развитии ребенка, его успехах и ситуациях, в которых ребенку нужна помощь. Конечно, если необходимость в таком разговоре возникает в течении года, то родители и воспитатели всегда могут договориться о дополнительной встречи.

В садах реализуется много проектов, направленных на разносторонне развитие детей. Это могут проекты только для детей, или для детей вместе с родителями. И большая часть родителей принимает участие в таких проектах. Ежегодно вместе с детьми  они мастерят рождественские фонарики, для них проводится рождественский праздник и карнавал. В теплое время года всегда организуется летний праздник и пикник. А осенью праздник с религиозным уклоном. А пару раз в год обязательные субботы только для пап с детьми: они могут пойти в лес, поехать на станцию пожарных машин, посетить турнир рыцарей, вместе поиграть в футбол и многое другое на усмотрение и желание, как родителей, так и воспитателей.

В зависимости от праздника или проекта родители распределят между собой, кто принесет кофе, какао, печенье и булочки, а кто салаты и бутерброды.

Отдельно только для детей в саду организуют походы в лес. Более старшие дети раз в год выезжают в цирк, театр, музей или зоопарк. Группа моей дочери ездила в на фермерскую усадьбу, где у детей была возможность покормить и почистить пони и лошадей и покататься на них.

По желанию родителей в группе празднуется день рождения ребенка. Папа с мамой приносят печенье или пирог, воспитатели готовят ребенку корону, и от группы дарят какой-нибудь маленький подарок (книжка, машинка или волшебная палочка). Во время обеда за общим столом именинник садится во главе, ему поют поздравительные песни, а он угощает всех сладостями.

Мы довольным всем в нашем саду - и программой и предметной средой, но главное- педагогами.  Я не знаю, как  они это делают, но иногда мне кажется, что воспитателей подбирают по признаку дополнения друг друга, что делает пребывание ребенка в саду комфортным и психологически безопасным.

www.domashniy.ru

Такая вот Германия Детский сад в Германии

Это нормальная детсадовская практика в Германии, когда одну группу посещают детки разных возрастов: еще вчерашние карапузы с удовольствием наблюдают как играют дошкольники, а последние (сама не раз наблюдала) помогают трехлеткам застегивать куртки и надевать шапки.

Бывают, конечно же, и обижают друг друга — но такое ведь случается и в кругу ровесников.

Сколько стоит детский сад в  Германии?

Поборы за посещение детсада сильно варьируются, и зависят от многих факторов: от места проживания, от того — сколько детей живёт в семье, от того — на какое время остается малыш в саду — на 5, 7 или 10 часов в сутки, а в некоторых регионах — от дохода родителей.

В одном из регионов — а именно в  Райнланд-Пфальце —  начиная с 2009 года посещение садов  бесплатно, не считая оплаты за обед.

Чем больше детей в семье, тем меньше оплата за детсад, даже если второй малыш только появился на свет и пойдет в сад нескоро — начиная со дня рождения второго, третьего и последующих детей установленную плату изменяют в пользу родетельского кармана.

Сначала мы платили за ясельную группу 170 евро в месяц, а после рождения второго ребенка стали платить 145.

Для тех у кого три ребенка оплата составляет 106 евро.

Поборы за посещение старшей группы  нашего детсада значительно ниже: для семей с одним ребенком — 100 евро, с двумя — 70, с тремя — лишь 36 евро. Это оплата за шестичасовой день. Но в нашем саду есть возможность оставлять детей до 9 часов в сутки: за каждый дополнительный час взимается еще 20 евро в месяц.

Безработным семьям, живущим на социальном пособии, делается скидка в размере 25%.

За обед нужно платить отдельно и стоит он 3 евро в день, также необходимо оплатить 2 евро в месяц за напитки.

В Германии также имеются частные детсады, оплата за которые выше, чем оплата обычных  —  в разы. Существуют еще элитные детские учреждения, поборы в которых достигают 2000 евро в месяц.

Детский сад в Германии: привыкание

В любом из немецких садов есть «привыкательное» время — дети посещают новое для них заведение со своими родителями, присматриваются к другим детям и воспитателям.

В некоторых детсадах и яслях это время растягивается на несколько недель. Но только не в том, который посещает мой сын. В нашем саду на привыкание выделяют ровно 5 дней и разработана даже целая система.

В первый день мать (отец, бабушка или другой член семьи) с ребенком приходят в детсад и оба остаются там лишь на 30 минут: приглядываются и изучают новое пространство и новых людей.

Во второй день —  новичок со своим родителем проводят в группе один час. Третий и четвертый день посещение длится столько же, но мама должна в эти дни выйти из группы, оставив свое чадо в первый раз — на 15 минут, во второй раз — на  30 минут.

В пятый день из проведенных двух часов — малыш остается в группе опять-таки без мамы целый час. А начиная с шестого дня для ребенка начинается обычное посещение: с восьми утра до двух часов дня.

За каждым новеньким ребенком закреплена одна воспитательница. То есть одна из двух занимается всеми остальными детьми, а другая — всячески старается заинтересовать своего нового подопечного: показывает ему игрушки, книги, строит домики и т.д.

К этому «привыкательному» времени относятся очень серьезно. Нельзя маме выходить из группы, не поставив своего малыша в известность, даже если нужно лишь выйти в коридор на минутку — за чистыми носочками, которые лежат в шкафчике.

В тот день, когда я впервые должна была покинуть группу, мне заранее сообщили, что я должна попрощаться с моим сыном и сообщить, что я скоро вернусь.

Я сидела на скамейке у двери в группу, и за эти 15 минут одна из воспитательниц выходила ко мне, чтобы проинформировать, как всё протекает, а также хвалила меня, что я держусь молодцом и не волнуюсь.

Мой сынок очень хорошо расставался со мной в первую неделю, а начиная со второй — плакал и истерил. Здесь воспитатели уже посоветовали быть построже и не тянуть с расставанием: забирали у меня кричащего сына((

Ясельная группа в детском саду Германии

Приводить ребенка можно с 8 до 9 утра. В 8.30 у них начинается завтрак: каждый приносит его с собой. Новеньким деткам, а также совсем маленьким (в нашей группе был лишь один годовалый малыш) воспитательницы помогают за столом, уговаривают поесть, если те не хотят.

Наставницы встречают детишек, приходящих в сад, сидя на полу и играя с уже пришедшими малышами. Новенькие или же те, кому трудно дается расставание с мамочкой, обычно устраиваются на коленях воспитательниц и сидят с ними в обнимку какое-то время. С персоналом сада детки как в ясельной, так и в старшей группе исключительно на «ты», и называют их  по имени. В нашей ясельной группе было две воспитательницы: Сюзанна (которую детки называли Сюзи) и Сабина.

После завтрака — смена памперсов. Почти все детки в ясельной группе — в подгузниках. Их меняют минимум 2 раза за 5 часов, или по мере необходимости — если ребенок сходил по большому. Как только в группе появляется запашок, воспитательницы проверяют каждого карапуза, принюхиваясь к попке — также как делают многие мамы))  Так что не знаю как  в других садах, а в нашем детишки не таскают под  собой тяжелый вонючий подгузник.

Кстати, персонал нашего детского учреждения  заинтересован в том, чтобы детки как можно скорее научились жить без подгузников и очень помогают в том, чтобы приучить ребенка к туалету. Им не сложно несколько раз сменить мокрую одежду, сполоснуть малыша под душем (он тоже имеется в здании сада) — если возникнет необходимость, и много раз высаживать детей в туалет.

Многие жалуются на то, что в немецких садах не занимаются с детьми. Но это не про наш сад. Уже в ясельной группе мой сынок приносил домой периодически разные поделки и рисунки.

Обычно: дети свободно играют с любимыми игрушками, а одна из воспитательниц выбирает двух малышей и что-то мастерит вместе с ними. А потом отмечает в своем журнале, с кем из детишек она позанималась, и на следующий день — мастерит уже с другими малышами. Свободное рисование и свободная лепка пластилином тоже бывают.

Дети из ясельной группы проводят в саду 5-6 часов: с 8 (или с 9) утра и до двух дня. В 11:30 у них начинается обед, после которого малыши чистят зубы и в 12:30 они уже должны быть в кроватках. К двум часам подтягиваются мамы  и воспитательницы выводят  или выносят сонных деток и вручают счастливым родителям.

Распорядок дня  в старшей группе

Детей из старшей группы можно приводить в сад аж в 7 утра. Но бОльшая часть мальчиков и девочек приходят с 8 — 8:30. Именно в 8:30 начинается завтрак, после которого в 9 часов проводится «Morgenkreis» — дословно переводится «утренний круг»: дети садятся в круг, поют приветственную песню, воспитательница задает ребятам вопросы, вовлекая каждого в диалог. Далее с детьми делают какие-либо поделки, или просто играют.

Помещение каждой детсадовской группы  разделено на несколько зон:

  • кукольная зона — в которой расположена игрушечная кухня со всевозможной бытовой техникой и посудкой, кукольная кроватка, гладильная доска, кукольные коляски и даже игрушечный пеленальный столик.
  • строительный уголок — здесь дети играют с кубиками лего, строят железную дорогу.
  • уголок для чтения, в котором располагается книжный шкаф и диванчик.
  • также почти в каждой из групп есть лесенка, ведущая на второй ярус — эта зона видна воспитателям, находящимся внизу. Из игрушек здесь находятся в основном машинки, но девочки тоже с удовольствием проводят время в этой части, также как и мальчишки частенько гостят в кукольной зоне.
  • маленькая комната отдыха, в которой имеются матрасы и подушки. В ясельных группах имеются спальные комнаты с двухэтажными кроватками.
  • допольнительная комната, в которой проводят утреннее приветствие. В нее же уединяются воспитательница с несколькими подопечными, чтобы выучить песенку или танец, например и в то же время не отвлекать от игр других деток. Ну и часто я вижу, что мальчики и девочки просто бесятся в этой комнате — в ней минимум мебели и много свободного пространства.
  • основная центральная часть — в ней стоят столы, стулья, аквариум с рыбками. В ясельных группах столы не занимают основную территорию, бОльшая часть комнаты остается свободной.

В 10:30 радостная толпа детворы выбегает на улицу и проводит там один час, до обеда. После обеда детям читают вслух: кто-то устраивается у окна на диване с одной из воспитательниц, другая группа — в специальной комнате отдыха. Обязательного дневного сна в старшей группе нет, но ребенку разрешается уснуть под чтение, его не будут будить и тревожить.

В 13:00 ребята снова выходят погулять, а в 14:00 большинство родителей уже забирают своих детей. Затем две старшие группы объединяют в одну, так как в общей сложности остается не более 7 детей, и в хорошую погоду они проводят дополнительные 1 или два часа на улице, в плохую — в здании детсада за свободными играми.  Детский сад закрывается в 16:00.

Про еду

Завтрак дети приносят с собой из дома, обычно это бутерброды. Запрещают приносить что-либо сладкое. Если ребенок завтракает дома, то мама может дать ему с собой какой-нибудь фрукт или овощ.

Обед можно тоже принести с собой, а можно заказать в саду за отдельную плату (смотри выше). Принесенное с собой никто разогревать не будет, поэтому обычно малыши также как и на завтрак едят сухомятку.

А заказанная еда приготовлена совсем не специально для деток, а в соседнем доме для престарелых людей. Супы в перечне блюд практически отсутствуют. Вот так оно выглядит, наше недельное меню:

Переведу на русский язык. Понедельник: спагетти с соусом болоньез, зеленый салат, на десерт — персик. Вторник: вареное мясо в соусе с хреном, жареный картофель, вареная свекла, на десерт — компот из клубники с ревенем. Среда: овощное рагу с сыром, рис, на десерт — пудинг. Четверг: котлеты, картофельное пюре, зеленый горошек, на десерт — крем с кусочками шоколада. Пятница: яйца в горчичном соусе, вареный картофель, зеленый салат, на десерт — йогуртно-абрикосовый крем.

Для диабетиков и детей с другими заболеваниями готовят отдельно. Можно заказать лишь на два или три дня в неделю, в остальные дни давать обед ребенку с собой. Меню меняют еженедельно, лишь одно из блюд может повториться каждую вторую неделю. Часто готовят сосиски в разном исполнении.

Пару раз в месяц у старшей группы бывает «Kochtag»- день готовки: дети с помощью воспитательниц орудуют на кухне и готовят себе обед из свежих продуктов: пиццу, спагетти с различными соусами, блины и прочее.

Малыши из ясельной группы гуляют, когда нет сильного дождя или снегопада. А дети из старшей группы — в любую погоду. В списке обязательных вещей, необходимых для детсада есть резиновые сапоги и дождевик с непромокаемыми штанами. Во дворе сада имеются две песочницы, горки, качели, карусель и деревянные устройства для лазанья. Малышам в хорошую погоду выносят машинки и трехколесные велосипеды.

Кроме прогулок во дворе детсада, детей выводят на прогулку и за его пределы.

Но многим приезжим мамам детский сад в Германии очень не нравится. А почему — читайте здесь!

www.das-germany.de

Детские сады в Германии

Детские сады в Германии — очень обширная и интересная тема. Я не буду описывать преимущества и недостатки всех немецких садиков, а расскажу про один конкретный, куда ходит моя дочь.

Впервые мы пошли записываться в садик, когда Алисе исполнилось полгода. За пару дней мы прошли несколько собеседований, и везде нас ждал один ответ — мест пока нет. А мы никуда и не торопились. Главное, что наш ребенок уже есть в списках, то есть через годик-полтора место для него уже должно быть.  В общем, нам оставалось только ждать. 

Но вот однажды, сидя с подругой за чашкой чая, я узнаю, что совсем недалеко от нашего дома есть замечательный садик. Ну, это она мне его так описала. Что в нём такого замечательного, я до сих пор не могу понять. Прочитав множество сообщений и статей на эту тему, я уверена, что он такой же, как и все остальные. Разве что есть парочка незначительных отличий. Придя домой, я рассказала мужу о новом открытии и наказала ему сходить туда да разузнать обо всём. Что он и сделал. И как вы думаете, какой там был ответ? Правильно, мест нет. 

Но здесь нам повезло немного больше

Вечером этого же дня раздался телефонный звонок. Нам сообщили, что вместо предполагаемой даты — конец января, мы можем привести свою дочь уже в середине августа. Они каким-то волшебным образом, нашли одно свободное место.  Нам назначили ещё одно собеседование, чтобы обсудить все детали и подписать документы.  Чтобы дочка помаленьку привыкала к новому месту, я взяла её с собой. С нами ещё пошла моя мама, поскольку я не достаточно хорошо владею немецким языком, чтобы разбираться в такого рода документах. Мне довелось лишь подписать бумаги и мы были отпущены. Всё это время, пока мама разговаривала с директором, мы с Алисой гуляли по коридору. Кстати говоря, она устроила истерику и совсем не хотела заходить в садик. И тут я подумала, что адаптация будет проходить тяжело. После 5 минут слез и отчаянных попыток вырваться наружу, в коридор вышла повар и протянула дочке вафлю. Та её схватила и (ура!) перестала реветь. А я наконец-то смогла осмотреться вокруг.

Вдоль длинного широкого коридора стоят гардеробные. Туда дети вешают свою верхнюю одежду и ставят обувь. Здесь же вмонтированы небольшие ящики для разных мелочей: памперсов, салфеток, запасной одежды, игрушек, принесённых из дома. К каждому ящику прикреплена фотография малыша и написано его имя. 

Коридор заполнен всевозможными игрушками. В основном это детский транспорт. Я даже не могу описать, как он выглядит. Что-то между велосипедом и самокатом. Наша дочь обожает кататься на нем.

Прямо возле входа в коридор находится кухня. Повар в садике, кстати, тоже русскоговорящая. Если дети гуляют в коридоре, она по возможности присматривает за нашей дочкой. 

Само здание детского сада двухэтажное. Первый этаж занимают младшие группы, а на втором находятся ребятишки постарше. Входную дверь садика могут открыть только изнутри. Либо те, у кого есть ключи. Просто так в здание не проникнешь. Перед тем, как зайти внутрь, родителям нужно разуться или одеть специальные тапочки, которые лежат в большой коробке возле двери.  

А теперь перейдем непосредственно к комнате, где занимается наша группа. Она очень просторная и светлая. Горка, игрушки, небольшой деревянный теремок — всё, что нужно таким крохам. В дальнем углу стоит круглый стол, где дети завтракают. Завтракают не так, как кормили в нашем детстве. Здесь нет горячих каш по утрам или молочных супов, сладкого тёплого чая. Максимум, чем может полакомиться ребенок с утра в садике — это кусочки фруктов и хлеб с маслом. На столе стоят два кувшина — один с несладким чаем, другой с водой.  Никаких тебе натуральных соков и компотов. Хочешь пить — попьёшь воды. С одной стороны, это конечно хорошо. Чем меньше сахара употребляет ребёнок, тем лучше. Но всё равно как-то непривычно. Алиса ест утром дома, а в садик я ей даю детский творожок, реже йогурты. Половина детей из нашей группы остается на обед, другую половину родители забирают домой. Мы тоже решили, что лучше я буду пока готовить дома. После обеда дочь всегда ложится спать, а в садике оставлять её на сон я не хочу. Но об этом позже.

Вторая комната, смежная с первой, — это спальня. Здесь у детей проходит тихий час. Если честно, даже не знаю как они там засыпают. В комнате закрывают окна, включают приятную музыку или детские рассказы и дети засыпают. Думаете, они спят на крепких больших кроватях? Это вам не российские садики. Здесь дети спят на полу.  Не на досках конечно, а на матрацах. Низенькие такие матрацы, совсем небольшие по размерам, намного меньше, чем обычная детская кровать у нас дома. И если взрослые дети ещё могут спать на таком, то для меня остается загадкой: как же малыши ? Ведь они постоянно переворачиваются и могут просто скатиться на пол. В общем, когда мне показали эту комнату, я сразу решила — спать дочь будет только дома.

Следующая комната — это  столовая. Там стоит большой обеденный стол, шкаф и что-то ещё. Я не особенно её запомнила. После увиденной спальни, я, наверное, не сразу очнулась.

Самая маленькая комната — это туалет. В туалете расположено несколько низеньких раковин и две кабинки. Унитазы установлены тоже низко, специально для деток. Но ходят туда не все. Большинство ребятишек ещё в памперсах. У садика есть отдельная комната, чтобы менять детям памперсы.  В нашей группе возраст малышей колеблется от 10-11 месяцев до 2,5 лет. Есть два русских ребёнка — мальчик и девочка. Да и вообще, русских в садике очень много. Поэтому здесь без проблем можно обзавестись знакомыми. 

Общее впечатление от садика — вполне удовлетворительное. Поэтому оставалось только дождаться окончания летних каникул. На тот момент нашей дочке должен был исполниться 1 год 10 месяцев. 

И вот 18 августа мы впервые отправились в детский сад. Алису кое как затащили в комнату, где она прорыдала минут 5 у меня на коленях. Но потом всё же стала немного привыкать и даже пошла играть с кубиками. Мы провели там около двух часов и затем пошли домой. На следующий день сопротивление чуть ослабло. Дочь спокойно зашла в комнату и... опять заревела. Но потом, видимо вспомнила, что здесь весело и интересно и залезла в деревянный теремок. К ней заползали остальные дети и вроде как общение начало налаживаться. Мы просидели ещё часа полтора. За это время воспитательница заполнила анкету. В ней были банальные вопросы: о здоровье Алисы, о её предпочтениях в еде и о том, во что она любит играть. Нас попросили принести медицинскую карту, чтобы все посещения врача были у них задокументированы.

Я уже точно не помню, сколько дней мы ходили в садик всей семьёй. Но однажды мне пришлось оставить её на целых полчаса. Меня попросили выйти в коридор, но перед этим обязательно сказать Алисе: «Пока!» 

Родитель не должен уходить, не попрощавшись с ребёнком.

Она отреагировала спокойно, и я ушла. Но недалеко. Прождав в коридоре тридцать минут и изрядно перенервничав, я чуть ли не ворвалась в комнату. И чего я только переживала? Дочь спокойно сидела, играла и даже не вспоминала про меня. Даже обидно стало немного :)

На следующий день я ушла уже на час. Я не сидела в коридоре, а побрела домой. Чтобы время прошло быстрее. И когда я вернулась, Алиса сидела за столиком и уплетала йогурт. В общем, воспитатели были довольны, а я рада, что привыкание проходит так легко. Потом я уходила на два часа и на два с половиной. С тех пор мы посещали садик, как и все остальные детки. 

Наш договор составлен на 25 часов в неделю. По хорошему, мы должны приходить в садик в 7:30, а уходить в 12:30. Но я понимаю, что моя дочь пока не выдержит такого графика и свалится от усталости. Вставать же придется ещё раньше. Поэтому я привожу её к 9 утра (и не одна я так делаю), а забираю спустя три часа. То есть ровно в полдень. Возможно, на следующий год придется приводить ребенка в садик уже к 8 часам утра. Ведь мне нужно будет ходить на языковые курсы. Часто её отводит и забирает муж, он же ходит на все детсадовские встречи и родительские собрания. Поскольку мой немецкий ещё хромает на обе ноги.

Самым моим большим страхом было понимание языка. Точнее наоборот, непонимание. Я боялась, что не смогу разобрать, что мне говорят воспитатели и сама не смогу ничего сказать. И зря. Темы разговоров настолько просты и обыденны, что особых знаний не потребуется. Если я даже что-то и не понимала, то просила написать мне на листочке. 

Чтобы в группе малыш не скучал по дому и родителям, нужно дать ему с собой любимую мягкую игрушку. Ещё нас попросили принести небольшой фотоальбом с нашими фотографиями. Если Алиса будет сильно тосковать по нам, то фотографии помогут ей отвлечься.  

Итак, а теперь я немного расскажу о правилах детского сада

Раз в неделю каждый родитель должен приносить в детский сад продукты. Что именно, выбирает ребенок. У воспитателей есть специальная корзинка с картинками и названиями овощей, фруктов и прочих мелочей. В конце недели малыш вытягивает картинку. Название пишут на листочке и прикрепляют к фотографии в коридоре. Когда мама или папа приходят за ребенком, то забирают бумажку.

Продукты необходимо покупать не позже, чем за полчаса до прихода в садик. Обязательно иметь при себе чек. На мой взгляд, это немного нелогично. Ведь смотреть нужно не по чеку, а по сроку годности на упаковке. Продукты можно купить хоть за 5 минут до садика, но это не гарантия качества. Однако здесь главное, чтобы была бумажка. 

По поводу финансовой стороны — за детский сад платит Job Center. Я и мой муж пока находимся на социальном обеспечении. И платить за садик из собственного кошелька нам не пришлось. Это ещё один большой плюс в Германии. Как и то, что мы не ждали своей очереди несколько лет. 

Родительские собрания проходят довольно часто. На общих собраниях никогда не обсуждают поведение ребенка, для этого существует приватные встречи. Зачастую главными темами общего собрания являются организационные вопросы. Например, у нас велся разговор о том, чем будут заниматься наши дети в течение этого года. Поскольку это самая младшая группа, то здесь главными станут познавательные и развивающие игры. Особенное внимание будет уделяться предпочтениям малыша. Рисование, конструирование или активные игры — к каждому ребенку индивидуальный подход.

Для плохой погоды родителям необходимо купить специальный дождевик — Regenanzug. 

В детском садике дети болеют очень часто. Если обычно  наша дочь выздоравливала через неделю, то сейчас она может болеть по 2-3 недели. Так везде. Выходя на прогулку, воспитатели не очень-то заботятся о том, чтобы тепло одеть детей. Здесь часто можно увидеть ребенка без головного убора в холодное время года или в куртке нараспашку. Я даже уже привыкла к такому зрелищу. Но если вы увидите малыша, укутанного с ног до головы, можно с уверенностью сказать — это русские.  

День рождения ребёнка — праздник для всех

Когда нашей дочери исполнилось два года, воспитатели спросили — хотим ли мы устроить в группе небольшой праздник? Для этого нам нужно было принести торт и угостить всех детишек.

Если у вашего ребенка есть аллергия на какие-либо продукты, обязательно нужно сообщать об этом персоналу. При заполнении документов воспитатель расспрашивает всё о привычках, возможных заболеваниях и предпочтениях малыша. Поэтому не упустите никаких важных деталей. Мне, например,  на день рождения Алисы пришлось стряпать тортик без яиц. У какого-то ребенка из нашей группы была на них аллергия. В подарок от группы Алиса получила красивую ярко-желтую корону из картона с цифрой два. 

Пропускать детский сад разрешается до пяти недель. Если родители, никого не предупредив, просто перестали водить ребенка в детский сад, то по истечении этого срока он автоматически отчисляется. Мы пропускали максимум неделю по причине болезни. Первый год в садике дети особенно подвержены всевозможным болячкам. Так что придется с этим смириться и перетерпеть. 

Нельзя привести и увести ребенка из детского сада, не показавшись на глаза воспитателям. У нас был такой случай, что один отец пришел за своим сыном и просто увёл его домой, никому не сообщив, так что никто не увидел. Была поднята паника и все конечно, перенервничали. Поэтому обязательно нужно поздороваться и попрощаться.  

Чем занимаются дети в группе?

У нас детки ещё слишком маленькие, чтобы их обучали чему-то конкретному. Они играют, катаются на деревянных цветных машинках, плачут, отбирают друг у друга игрушки и делают все, что придет им в голову. Но зачастую воспитателям удается собрать их всех в кучу и разучивать весёлые детские песенки. 

Возможно, я могла что-то упустить в своем рассказе. Но если вдруг вспомню, то сделаю дополнения в комментариях. И если у вас есть ко мне вопросы, задавайте. 

 

Дарья Филиппова, для Deutsch Online

+ бонус! Словарный запас по теме:

www.de-online.ru

Детские сады в Германии

В Германии самый первый детский сад возник в 1840 году. Это было немецкое изобретение – Kindergarten, он же Детский сад. Немец Фридрих Фребель первым начал занятия по групповому систематическому обучению детворы дошкольного возраста. Со своими последователями он придумал целую программу занятий, основанную на всевозможных играх, песенках, на общении с природой. Само название «детский сад» было предложено самим Фребелем: он считал, кто ребенок напоминает молодое деревце, и о нем постоянно необходимо заботиться, ухаживать, растить.

Наработки, созданные в те времена, до наших дней активно используются, и не только в самой Германии, но даже во всем мире. Одна из них – пение стишков и изображение всего того, о чем поется.

Таким образом, детские сады в Германии имеются уже более 170 лет. Но мест в них, как и раньше, не хватает. В Германии это – одна из наибольших проблем, решение которой возложено на Кристину Шредер, федерального министра по делам семей, женщин, детей и пожилых. Она разработала программу, по которой должны развиваться детские сады и другие дошкольные учреждения страны. Среди целей 2013 года – создание еще четырех тысяч детсадов, в которых будет делаться упор на интеграцию и изучение языка, что очень кстати для детей иностранцев.

Немецкие детские сады во многом не похожи на тех, которые мы знаем в постсоветском пространстве. Прежде всего, в детский сад официально берут в три года. В ясельную группу тоже можно попасть, но при соблюдении трудновыполнимых условий – надо быть работающим одиночкой-родителем, при этом малоимущим, и это места в яслях не гарантирует. Социальные службы скорее помогут деньгами для устройства этого ребенка в интернат или к «дневной маме», собирающей на дому детсадовскую группу из 5-8 детей. К такой «дневной маме» предъявляются предельно жесткие требования: обязательно педагогическое образование и пройденные курсы медицинской первой помощи. Должна быть специально оборудованная детская комната определенной площади, причем только на первом этаже, чтобы не пользоваться лестницами, отдельный холодильник для детских продуктов и многое другое. Стоимость услуг – соответствующая. Проще совсем не работать, чем тратить всю свою зарплату на содержание ребенка. Может быть, это – одна из причин, из-за которых немки часто отказываются вообще рожать детей. Впрочем, массовое снижение рождаемости встревожило, наконец, власти, и была поставлена задача всех двухлетних малышей обеспечить местами в детских садах. В этом направлении уже начаты определенные действия, но заметные результаты могут появиться не ранее 2014 года.

Как и в России, в Германии записываться в детский сад лучше заранее, и не в один, а сразу в несколько. Распределение мест в детских садах производится по территориальному признаку: вначале устраивают детей своего района, а уже затем – всех остальных. Так что особо надеяться на то, что трехлетним детям место гарантировано по закону, не надо: если вы не поторопитесь подать заявление, то в дошкольное учреждение придется возить ребенка за тридевять земель.

Дошкольные учреждения подразделяются на три разновидности: первые предполагают посещение на часть дня: или с утра до обеда, или после обеда и до вечера, вторые принимают детей с утра и, покормив обедом, в 14-15 часов отправляют домой, третьи берут детей на весь день, с утра до вечера. Есть даже садики, где можно ночевать. Но если первого типа детских садов довольно много, второго меньше, то третьего совсем мало. Обычно, когда ребенок первый год ходит в садик, он там бывает не дольше половины дня, а то и пары часов. По мере подрастания время может прибавляться.

Детские сады в Германии организуют местные власти. Следовательно, организацией дошкольных учреждений должен заниматься каждый город самостоятельно. С финансированием могут помогать общественные и религиозные организации, профсоюзы, благотворительные фонды и другие неравнодушные люди. Имеются и предложения частных фирм.

В дошкольных учреждениях в Германии используется много воспитательных концепций. Существуют, например, «лесные киндергартены», в которых дети много времени находятся на природе. Имеются детские сады, созданные в крестьянских дворах, имеются группы воспитания по методике Монтессори. Дети-инвалиды помещаются в интегративные детские сады, в которых в одной группе находятся с ними и здоровые дети. Хватает и обычных садиков.

Каждый детский сад на другой не похож: своя специфика. Количество детей в группе и персонала может быть разным, количество оборудования – тоже, методика занятий может отличаться, упор может быть сделан на отдельные этапы развития, возможна и различная религиозная направленность. При выборе детсада в Германии это все необходимо принимать во внимание. В состав персонала детского сада входят педагоги, воспитатели, няньки и социальные работники.

Стоимость посещения детсада может быть от нуля до 8000 евро в месяц. Цена больше для родителей с высоким заработком и для большего срока пребывания в садике. Возраст ребенка тоже играет значительную роль. До трех лет обычно в садиках цены очень высоки. За двухчасовое посещение в день можно за месяц платить 100-200 евро. За полный день садик может стоить до трех тысяч в месяц и даже больше. Хотя в обычный садик ребенок с трех лет может ходить при оплате в месяц 20-50 евро. Но надо всегда помнить, что число мест ограничено, поскольку растет в том числе и русское население Германии.

У немцев популярны комбинированные варианты. К примеру, пару дней ребенок может посещать детский сад, день отправляться к «дневной маме», день гостить у бабушки и дедушки и т.д. Даже в течение дня местонахождение ребенка может меняться.

germany-in-russian.ru

Детские сады Германии

Образовательный процесс в Дрезденском детском саду по формам, методам обучения и воспитания, организации образовательной среды в некоторой степени схож с подходами, принятыми в отечественной системе дошкольного образования.

Вместе с тем есть и некоторые отличия.

В немецком детском саду созданы отдельные помещения для занятий и игр.

Для организации прогулок есть игровые площадки, помещения для сна — только для детей до 3 лет. Режим работы этого детского сада с 6.30 до 17.00 часов, пять дней в неделю.

Финансируются детские сады частично из местных бюджетов (оплата труда работников, отдельные статьи расходов на капитальные вложения). Все остальные расходы (организация питания, приобретение средств обучения, игрушек, дополнительные образовательные и иные услуги) оплачиваются за счёт родительских или спонсорских средств.

Как правило, в Германии только в частных детских садах приготовление пищи осуществляется непосредственно в учреждении: оборудован пищеблок, имеются соответствующие кадры. В государственных детских садах организовано привозное питание.

Что касается диетического питания для определённых категорий детей, то оно осуществляется только в случае, если в детском саду имеются соответствующие условия. Организация питания такой категории детей является обязанностью их родителей.

Социальные льготы, предоставляемые работникам детских садов Германии (продолжительность трудового отпуска, рабочей недели), в большей мере соответствуют существующим у нас. Например, основной воспитатель должен отработать в группе не менее 35 часов в неделю, его трудовой отпуск составляет 29 календарных дней, при этом предоставляются дополнительные недели отдыха на Рождество и Новый год.

Стоимость посещения частного детского сада в г. Дрездене для ребёнка в возрасте до 3 лет составляет 192 евро в месяц (без организации питания), для ребёнка дошкольного возраста — 130 евро в месяц (без организации питания). Стоимость одного приёма пищи в день составляет около 3,8 евро.

В детских садах Германии не предусмотрены такие штатные единицы, как руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Все данные функции осуществляет воспитатель группы. При этом заработная плата воспитателя составляет от 1 800 до 2 500 евро в месяц в зависимости от образования, стажа работы и продолжительности рабочего времени в неделю.

Не предусмотрено там и оказание медицинской помощи воспитанникам. Ответственность за здоровье детей раннего и дошкольного возраста несут их родители.

Попечительские советы в детских садах Германии ответственны за приобретение игр, игрушек и иных средств обучения за счёт спонсоров, финансирование из местных бюджетов на данную статью расходов не предусмотрено.

К работе с детьми активно привлекаются волонтёры, студенты-практиканты средних специальных и высших учреждений образования. При этом к профессиональной подготовке воспитателя детского сада существуют довольно высокие требования: 5 лет обучения в среднем специальном учреждении образования, затем — получение высшего образования.

В каждой федеральной земле Германии утверждена своя концепция развития дошкольного образования, его стандарты, основные принципы. На основании этой концепции в каждом учреждении разрабатывают свою программу работы с детьми дошкольного возраста.

Отмечу, что в частных детских садах Германии не оказываются образовательные услуги для детей с особенностями психофизического развития.

Особый интерес вызвал частный детский сад в г.Штутгарте, где реализуются подходы Вальдорфской педагогики. В Германии создан союз детских садов и школ, которые работают по данной методике. Предметно-развивающая среда детского сада имеет ярко выраженную экологическую направленность. Дети в наибольшей мере развиваются в естественных условиях пребывания, активно включены в разнообразную совместную деятельность со взрослыми. Все средства обучения в таком детском саду изготовлены из естественных (природных) материалов.

А. Давидович

vscolu.ru


Смотрите также