Как в Германии планируют избежать дизельных запретов. Дизель в германии запрет


Когда запретят дизели? — журнал За рулем

Под таким заголовком газета Die Welt опубликовала статью, автор которой призвал немецких дизелеводов поскорее избавиться от своих автомобилей. Почему дизелю объявляют бойкот в Европе, почему ему запрещают въезд в города и чем это грозит российскому рынку? Разбирается и размышляет Михаил Колодочкин.

Та настойчивость, с которой самому экономичному двигателю внутреннего сгорания грозят запретом и забвением, давно меня настораживает. Я никогда не питал к дизелям особых симпатий, но полагал, что справедливость должна хотя бы иногда показываться на публике. Пока что ее не видать…

Как это было?

Количество автомобилей на дорогах по маркам. «Грязные» дизельные авто в Европе с двигателями Евро-5 и Евро-6 по оценкам Transport & Environment.

Количество автомобилей на дорогах по маркам. «Грязные» дизельные авто в Европе с двигателями Евро-5 и Евро-6 по оценкам Transport & Environment.

В прошлом году я уже писал про беседы в кулуарах Женевского автосалона. Повторяться не хочу, но суть такая: чтобы втиснуть дизели в нормы по выхлопам, дымностям и прочим вредностям, нужны миллиарды вложений. Но при этом себестоимость моторов станет такой, что проще их «пристрелить». Чтобы не мучиться.

Есть другое, не столь затратное решение: назовем его враньем. Инженеры-разработчики прекрасно понимают всю надуманность погони за нормами а-ля Евро-10, а потому потихоньку от горлопанов-популистов внедряют в свою продукцию разные «фенечки». Типа подпрограмм для обмана стационарных измерительных стендов. Это когда на стенде двигатель куда-то укладывается и чему-то соответствует, а на воле отключает всю эту лабуду и крутится в свое удовольствие.

Материалы по теме

Вранье понравилось всем производителям. Мы уже писали про материалы компании Transport & Environment в исследовании Dieselgate: Who? What? How?, охватившем 230 дизельных моторов. Напоминаем: примерно четыре из пяти автомобилей, которые на стендах якобы влезают в Евро-5, на самом деле выбрасывают втрое большее количество окислов азота. А две трети машин с заявленными Евро-6 превышают нормы втрое и более.

Зачем такие нормы?

О здравом смысле при этом лучше не думать, поскольку воду мутят в основном «зеленые». В той же Германии есть общественная организация Deutsche Umwelthilfe (DUH), что можно перевести как «Немецкие экологи». Заметим, что там на муниципальном уровне уже действуют запреты въезда в отдельные города или районы городов всех автомобилей с «недостаточным» Евро. Дескать, хочешь в город — покупай тачку с Евро-6. Но сейчас и этого мало! Вот что заявил главный «зеленый» из упомянутой компании герр Юрген Раш:

«Новейшие проверки показывают как раз у новейших дизельных моделей рекордные выбросы окислов азота. Во многих случаях эти авто многократно грязнее, чем десятилетние машины с дизелями Евро-4. И если баварское правительство на самом деле собирается снять запрет для дизелей Евро-6, мы это так не оставим и обжалуем, и заставим…».

На ходу автомобили всех марок превышают допустимый нормами Евро-6 предел выброса окислов азота.

На ходу автомобили всех марок превышают допустимый нормами Евро-6 предел выброса окислов азота.

В общем, заехать в Мюнхен на дизеле, похоже, не удастся… Да и не только в Мюнхен! Тот же DUH анонсировал публикацию результатов новых измерений выбросов у самых распоследних моделей с дизелями по Евро-6. Цитирую:

«Национальные и международные автоконцерны продолжают продавать автомобили с запрещенным уровнем выбросов. Измеренные выбросы превышают установленные 25 лет назад нормами Евро-1. Подавляющая часть имеющихся в продаже автомобилей с Евро-6 дизелями многократно превышает при измерении на ходу допустимую норму выбросов по окислам азота. А потому запрет на въезд в определенные зоны должен быть распространен и на авто с Евро-6. Кто хочет в будущем ездить в городах, тот ни в коем случае не должен покупать дизельное авто».

Доля дизельных легковушек по федеральным землям Германии по состоянию на 2016 год.

Доля дизельных легковушек по федеральным землям Германии по состоянию на 2016 год.

В общем, про 16 городов Германии дизелеводам можно забыть. От немецких «зеленых» не отстают английские. Адвокат из компании Client Earth Уго Таддей говорит: в борьбе с загрязнением дизель имеет центральное значение. Мало того — мы, мол, запустили волну судебных дел в Германии для защиты здоровья людей от кризисного качества воздуха. Подробности — вот здесь.

Что говорят градоначальники? Они довольны запретами или нет? Скорее, довольны. Вот мнение обер-бургомистра Мюнхена герра Дитера Райтера: «Как бы я ни радовался, если бы обошлось без подобных запретов, я не вижу, как обойтись без них».

Запрет коснется от 133 000 до 170 000 автомобилей. Для справки: всего в Мюнхене зарегистрировано 720 000 автомобилей, из которых 295 000 с дизельными моторами.

Чего испугался герр Райтер? Результатов проверки уровня окислов азота! «Результаты столь пугающие, что никто даже не ожидал», — говорит он.

Материалы по теме

Воняют ли Евро-6?

Воняют! Причем, что самое смешное, воняют куда сильнее, чем машины 15-летней давности!

Цифры примерно такие. DUH во время последних проверок своим институтом Emissions-Kontroll-Instituts (EKI) получил на Audi A8 4.2 TDI с заявленными якобы Евро-6 небывалые ранее выбросы. Автомобиль возрастом 2,5 года и ценой 150 000 евро показал в среднем по десяти измерениям уровень выбросов NOx 1422 мг/км, при этом максимальное значение достигало даже 1938 мг/км. Напоминаем: по измерениям на стенде допускается лишь 80 мг/км. Таким образом, эти новые автомобили многократно хуже дизелей Евро-4 15-летней давности.

Результаты комментирует международный эксперт Аксель Фридрих. Ну, суть высказываний понятна: уровень выбросов показывает, что на ходу вся система очистки не работает. Кроме того, это следует из очень низкого фактического расхода мочевины, который в 8 раз меньше того, который необходим по расчетам, чтобы нейтрализовать выбросы.

Как такое может быть? Почему выбросы стали хуже, чем у старых машин? А всё просто: у старых машин не отключали системы очистки, и они худо-бедно работали. А теперь — сплошная лажа: декларированные Евро-6 можно обнаружить только на стенде! А работать вполсилы эти системы не обучены — они просто вырубаются! Так и получается, что древняя работающая система очистки оказалась эффективнее новой, но неработающей. Анекдот, да и только.

А что по другим машинам? В конце мая DUH опубликовал результаты измерений выбросов и у других автомобилей, заточенных на Евро-6. BMW 750d показал превышение в 8,1 раза, Mercedes-Benz S350 — в 5,2 раза. То, что немецкие изготовители премиум-марок даже в самых престижных авто для глав правительства и президентов компаний не могут влезть в действующие нормы, говорит о многом.

Материалы по теме

Кстати, экологи предлагают решить проблему с дизелями одним мощным ударом. Точно таким же, как у нас с омывайками на основе этанола: ввести акцизы на дизтопливо! В этом случае покупать дизельные авто в принципе станет невыгодно. И тогда они сами исчезнут навсегда.

Правильно ли измеряют? Давно понятно, что неправильно: обмануть стенд на определенных режимах на порядок проще, чем обеспечить должную очистку выбросов во время реальной поездки с непредсказуемым трафиком. И дизелю от этого станет только хуже. Ожидается, что с осени 2017 года для замеров выбросов NOx введут так называемый метод RDE (Real Driving Emissions), при котором выбросы проверяют прямо на ходу.

А что же автопроизводители?

А они держатся за дизель всеми силами. И даже переходят в контрнаступление на «зеленых»: мол, именно из-за ваших дурацких прожектов портится климат! Суммарные выбросы СО2 резко возросли вследствие снижения продаж дизелей в пользу бензиновых, более прожорливых по определению. Ведь СО2 — это показатель КПД двигателя, а у дизеля он выше, как ни крути. И очистка тут ни при чем.

Союз немецких автопроизводителей VDA выступает против ограничений для более старых авто с нормативами Евро-5: чтобы улучшить качество воздуха в городах, существуют более интеллигентные меры, чем запреты на въезд. Так же считают в Даймлере и БМВ. Автопроизводители подчеркивают, что дизель сопоставимой мощности выбрасывает меньше CO2, чем бензиновый мотор.

Материалы по теме

Пока что немцы покупают дизельные авто. Что будет завтра — неизвестно. Госсекретарь по транспорту герр Норберт Бартле жалуется на кампанию по очернению дизеля, но при этом намекает на необходимость поддержки других видов двигателей. Речь, конечно же, про электромобили и гибриды. Но заработать деньги на производство таких машинок сегодня можно только за счет продажи ДВС. И в первую очередь — дизелей.

Что касается министра транспорта, то герр Добриндт уклончиво заявляет: 2,4 миллиона дизельных Фольксвагенов необходимо исправить в рамках отзывной кампании. Еще 630 000 машин других марок должны быть доработаны в добровольном порядке. Ну-ну.

Осло, Париж, Афины…

В общем, на дизель ополчились почти все. С 2017 года вступили ограничения на въезд дизелей в центр Осло. Даже если у вас Евро-6. В Париже и пригородах уже запретили въезд легковых автомобилей и мотоциклов старше 20 лет. В центр запрещено въезжать автобусам и грузовикам старше 16 лет. Что до дизелей, то первые лица Парижа, Афин, Мадрида и Мехико договорились полностью запретить с 2025 года все дизели, независимо от возраста — это сообщает BBC.

А Москва?

Ну, у нас охота на дизеля пока что не объявлена. И вряд ли будет. Вместо нее мне кажется более вероятным запрет на передвижение в отдельных районах любых автомобилей класса ниже Евро-4 — такие разговоры ведутся давно. Да и знаки соответствующие уже, вроде бы, нарисованы.

Увидели знак — быстро соображайте, какой у вас экологический класс. Иначе за вас это сделает система автоматической фотофиксации.

Увидели знак — быстро соображайте, какой у вас экологический класс. Иначе за вас это сделает система автоматической фотофиксации.

Впрочем, на эту тему я недавно высказывался. Паниковать, конечно же, не стоит: мы же в России. И нас не испугать ни новыми знаками, ни дизельгейтами. Кстати, интересно — если дизели все-таки запретят в Европе, то не хлынут ли они к нам? За полцены…

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Слухи о скором запрете дизельных автомобилей в ФРГ сильно преувеличены | Главные события в политике и обществе Германии | DW

Во вторник, 27 февраля, миллионы немецких автолюбителей, продавцы машин и их производители, бургомистры десятков городов Германии и министры центрального правительства с замиранием сердца ждали решения Федерального административного суда в Лейпциге. Прямую трансляцию вели несколько телеканалов, а информационное агентство Reuters на немецком языке чуть ли не каждые пять минут обновляло ленту новостей. Все гадали: запретят в Германии машины с дизельными двигателями или нет?

Что, собственно, решал суд в Лейпциге?

Между тем суд в Лейпциге вовсе не рассматривал вопрос о возможном запрете на въезд дизельных автомобилей в немецкие города. Сюда обратились власти двух федеральных земель Германии - Северного Рейна - Вестфалии и Баден-Вюртемберга - после того, как административные суды в земельных столицах - Дюссельдорфе и Штутгарте - в принципе разрешили местным городским властям прибегать к такой мере во имя сокращения выхлопных газов.

В час пик на одной из центральных улиц Дюссельдорфа

Лейпцигских судей попросили проверить, имеют ли вообще коммунальные власти право вводить запреты на движение тех или иных транспортных средств в отдельно взятых городах, или же это относится к компетенции центрального правительства в Берлине.

Изначально же судебное разбирательство инициировала экологическая организация Deutsche Umwelthilfe (DUH), мотивируя свои иски превышением допустимого уровня содержания оксидов азота (NOx) в воздухе соответственно Дюссельдорфа и Штутгарта.

Оксиды азота в выхлопных газах

NOx содержатся преимущественно в выхлопных газах дизельных двигателей и считаются - в повышенной концентрации - вредными для здоровья. По данным DUH, каждый год в Германии преждевременно умирают около 6000 человек вследствие одних только сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных отравлениями оксидами азота.

Проверка содержания NOx в выхлопных газах

Ученые же исходят из того, что NOx содействуют также развитию астмы, диабета, апоплексии, легочной недостаточности. Комиссия ЕС, проводящая собственные исследования на этот счет, подсчитала, что число обусловленных этими газами преждевременных смертей в Германии превышает 10 тысяч в год.

Сами жители Германии, однако, к таким данным относятся, скорее, скептически. Менее трети опрошенных встревожены отравляющими атмосферу в немецких городах выхлопными газами, две трети не испытывают опасений за свое собственное здоровье.

На общественном мнении сказывается, скорее всего, общее снижение вредных транспортных выбросов, достигнутое благодаря введению в Германии еще в 2007 году "зеленого стикера" на лобовое стекло - пропуска в центральные районы практически всех средних и крупных немецких городов для автомобилей со сравнительно чистыми моторами.

Суд: запреты должны быть адекватными

Федеральный административный суд в Лейпциге отклонил возражения правительств Северного Рейна - Вестфалии и Баден-Вюртемберга и постановил, что да, коммунальные власти в принципе вольны запрещать движение "грязных" дизельных автомобилей, чтобы понизить загазованность воздуха. Действующие в Германии законы этому не препятствуют.

Федеральный административный суд в Лейпциге

Запреты, правда, добавили судьи, должны быть адекватными и касаться только машин с действительно сильно повышенным содержанием NOx в выхлопных газах. Такими считаются автомобили, выполняющие только нормы Евро-4. Транспортные средства, отвечающие стандарту Евро-5, могут подлежать запрету не ранее, чем с 1 сентября 2019 года, а о более современных (Евро-6) речи вообще пока идти не может.

Кроме того, считает суд в Лейпциге, следует делать исключения, например, для ремесленников, пожарных, машин "скорой помощи", снабженцев, доставляющих товары в продовольственные магазины. Учитывая тот факт, что три четверти служебного и промыслового автопарка в Германии составляют легковые машины, микроавтобусы и грузовички с дизельными двигателями, ясно, что тотальный запрет на их использование привел бы и к тотальному параличу любого немецкого города.

Как реализовать запрет?

Но решение суда в Лейпциге не означает, что и частным автолюбителям непременно запретят ездить на их стареньких дизельных машинах. Из 15 миллионов таких автомобилей на немецких дорогах 11 миллионов не отвечают стандарту Евро-6.

Прибавиться ли к уже существующим еще и "синий стикер"?

Чтобы реализовать свое право на запреты, городские власти обязаны для начала включить такие меры в свои природоохранные планы, указав, в каких случаях, в отношении каких именно машин они допустимы и каким образом будут контролироваться. Последний аспект - самый деликатный.

По внешнему виду не определить, на каком топливе едет автомобиль - бензиновом или дизельном. Соответствие тем или иным экологическим нормам тоже указано только в техпаспорте. У дорожной полиции же нет ни сил, ни желания, ни возможности останавливать и проверять машины все подряд. То же самое касается и обсуждаемого в Германии варианта включения в единые правила дорожного движения пункта о допустимости запрета на проезд дизельных авто по отдельным, особенно загрязненным выхлопными газами городским улицам.

Поэтому коммунальные власти немецких даже загазованных городов, в отличие от экологов, отнюдь не в восторге от принятого судом в Лейпциге решения. Они уже давно требуют от центрального правительства введения наряду с "зеленым" еще и "синего стикера" - специально для "чистых" дизельных машин.

Потери немецкого автопрома

У официального Берлина отношение к "синему стикеру" амбивалентное. С одной стороны, и федеральное правительство заинтересовано в чистом воздухе, с другой - не хочет портить отношения ни с 11 миллионами "дизельных" избирателей, ни с немецким автопромом, который еще два года назад сбывал покупателям машины с нормой Евро-5, гарантируя, что они еще очень долго будут соответствовать всем экологическим требованиям.

Теперь же, чтобы сдержать данные обещания, автопроизводителям пришлось бы за свой счет модернизировать проданные ранее машины. А это - от 1000 до 3000 евро в каждом отдельном случае. Еще дороже обошлась бы им необходимость возвращать деньги фактически обманутым покупателям, чьи машины вовсе не поддаются модернизации.

Впрочем, потери немецкие автомобильные концерны несут уже сейчас. Едва стало известно о решении суда в Лейпциге, как на биржах изрядно подешевели акции VW, Daimler и BMW. Только с очень большими скидками автодилерам удается продавать даже самые современные дизельные машины, а подержанные стремительно дешевеют. Трехлетку в Германии теперь с трудом можно продать даже за половину новой цены.

Немецкие дизели для Украины?

Парковки автосалонов, торгующих подержанными машинами, забиты сотнями тысяч дизельных автомобилей, и каждый находит своего покупателя в среднем только через 102 дня. И это все чаще перекупщик с коммерческими связями в странах, в которых к дизельным двигателям относятся пока терпимо. Например, в Украине.

О проблемах со сбытом дизельных машин в Германии недавно писал украинский специализированный портал autoconsulting.com.ua. "Но ведь куда-то же эти дизельные автомобили должны деться? Например, приехать в Украину, - говориться в статье. - И разлететься, как горячие пирожки, по смешным для немецких авто ценам". По данным издания, такой процесс уже идет, и "в Украине появились немецкие авто по таким ценам, о которых ранее импортеры даже не мечтали".

Смотрите также:

  • Volkswagen: история одной махинации

    Разоблачение

    Сентябрь 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) публикует сенсационное расследование. Утверждается, что минимум на полумиллионе автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями установлено программное обеспечение, которое позволяет обходить стандарты. Выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Автоконцерну грозит штраф в размере ни много ни мало 18 миллиардов долларов.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Их предупреждали

    Между тем в мае 2014 года авторитетный американский институт ICTT (International Council on Clean Transportation) уже обращал внимание EPA, что выхлопные показатели у некоторых автомобилей Volkswagen значительно выше, чем разрешено законом. Реакции от Volkswagen не последовало.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Корнями в прошлое

    Вскоре выяснилось, что решение о манипуляциях было принято автоконцерном еще в 2005 году - для укрепления на американском рынке. Во время рекламной кампании в США Volkswagen использовал слоган Clean Diesel, утверждая, что дизельные автомобили - это экологично и надежно.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Затронуты миллионы машин

    О том, что будут отозваны миллионы автомобилей, начали говорить почти сразу. Но окончательную цифру не озвучили. Вначале сообщалось о 11 миллионах автомобилей по всему миру. Затем - о 8,5 миллионах автомобилей в Европе. В октябре объявили, что отозваны будут 2,5 миллиона машин в Германии. Акция начнется в 2016 году.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Вот злонравия достойные плоды

    Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), экс-глава Volkswagen, пережил крушение карьеры. Еще в апреле он добился продления контракта, но спустя ровно неделю после первых публикаций EPA подал в отставку. Еще через несколько дней против него открыли уголовное дело. Далее VW заявил о возможности гражданского иска к Винтеркорну. Также прошел слух, что он покинет все посты в концерне.

  • Volkswagen: история одной махинации

    ФРГ подтверждает махинации

    Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) сообщил, что VW и в Европе манипулировал системой контроля за выхлопами. Махинации затронули автомобили с дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра. В ноябре 2015 года прокуратура сообщила о новом уголовном деле против VW: на сей раз речь идет об уклонении от уплаты налогов.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Запрет на продажу, далее - на эксплуатацию

    Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей Volkswagen. В октябре Калифорнийский совет по ресурсам атмосферы (CARB) выдвинул ультиматум автоконцерну: в случае отказа доукомплектовывать проблемные автомобили CARB обещал добиваться запрета на эксплуатацию машин VW. Схожие проблемы наблюдаются и в других странах.

  • Volkswagen: история одной махинации

    "Я ничего не знал"

    От исполнения своих обязанностей отстранены топ-менеджеры дочерних компаний VW - Ульрих Хакенберг (Ulrich Hackenberg) из Audi и Вольфганг Хац (Wolfgang Hatz) из Porsche. Угроза отставки нависает также над руководителем представительства VW в США - Майклом Хорном, но ему удается сохранить свой пост. Возможно, в том числе благодаря собственным уверениям, что он якобы "ничего не знал".

  • Volkswagen: история одной махинации

    Обыски на заводах и в частных домах

    В октябре 2015 года на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге прошли обыски. Были изъяты документы и носители данных. Также обыску подверглись квартиры высокопоставленных сотрудников. Спустя десять дней - новое испытание: обыск во Франции, на заводе VW в городе Виллер-Котре. Французское Ведомство по защите прав потребителей инициировало свое расследование махинаций VW.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Впервые за 20 лет квартальный убыток

    Автоконцерн выделяет 6,7 млрд евро на отзыв 11 млн автомобилей. Следствие этих гигантских трат - первый за 20 лет квартальный убыток VW. По итогам третьего квартала 2015 года Volkswagen показал чистый убыток в размере 1,67 млрд евро. Операционные потери - 3,5 млрд. Сообщается, что сразу после публикации EPA машины VW продавали в автосалонах с колоссальными скидками - чтобы хоть что-то продать.

    Автор: Григорий Аросев

www.dw.com

Как в Германии планируют избежать дизельных запретов | Главные события в политике и обществе Германии | DW

27 февраля Федеральный административный суд в Лейпциге постановил, что власти немецких городов вправе по своему усмотрению вводить запреты на движение по особенно загазованным улицам для дизельных машин. Эта новость произвела в Германии - стране автомобилистов и родине дизельного двигателя - эффект разорвавшейся бомбы.

Торжествуют активисты немецкого экологического движения. Их политические сторонники в мэриях немецких городов - представители партии "Союз-90"/"зеленые" - торопят с введением запретов. Все остальные - автопром, эксперты, центральное правительство, автомобильные клубы и примерно 11 миллионов владельцев дизельных машин, не отвечающих стандарту Евро-6 - мучительно ищут выход, который позволил бы избежать грозящих запретов.

Запреты в Гамбурге уже этой весной?

Нормы на допустимую в воздухе концентрацию оксидов азота (NOx), содержащихся в выхлопных газах дизельных двигателей, были введены в Германии еще в 1999 году. Но действенные меры во имя их соблюдения не принимались. В результате сейчас примерно в 70 городах Германии эти нормы периодически нарушаются. Особенно неблагоприятна ситуация в Мюнхене, Штутгарте и Кёльне. К числу проблемных относятся также Берлин, Дортмунд, Дюссельдорф, Эссен, Франкфурт-на-Майне, Майнц, Мангейм, Нюрнберг и Гамбург.

С помощью таких приборов в Германии измеряют уровень загазованности воздуха

У власти в Гамбурге - социал-демократы на пару с "зелеными", и "зеленый" городской сенатор по охране окружающей среды сразу же после оглашения решения суда пообещал уже этой весной ввести запреты на проезд дизельных машин и грузовиков по двум особенно загазованным городским магистралям. "Соответствующие дорожные знаки мы можем заказать хоть сегодня, - заявил он, - а установить - уже в ближайшие недели".

В немецкой столице у власти социал-демократы с посткоммунистами и тоже "зелеными", но во главе городского ведомства, отвечающего за транспорт, экологию и защиту климата - беспартийная Регине Гюнтер (Regine Günther). Она с запретами не спешит, называет их неизбежными только в том случае, если не удастся снизить концентрацию NOx с помощью других мер.

Антидизельные меры столичных властей

Каких? Например, ограничением скорости (30 километров в час) на отдельных магистралях с высокой транспортной плотностью и установлением на них "умного" режима переключения светофоров. Считается, что эти меры приведут к более плавному и безостановочному движению автомобилей, выбрасывающих в воздух особенно много ядовитых выхлопов в момент разгона с красного света. Полевые испытания начнутся уже в апреле на улицах Leipziger, Potsdamer, Haupt- и Kantstraße, а также на Tempelhofer Damm.

Одна из центральных магистралей Берлина - Kaiserdamm - в утренний час пик

Появились в Берлине уже и городские автобусы с электромоторами. Но их пока считаные единицы. В автопарке всего немецкого общественного транспорта примерно 35 тысяч автобусов, но только 500 из них - чисто электрические. Стоят такие уж слишком дорого, вдвое больше обычного. Но ситуация может скоро измениться.

В понедельник, 26 февраля, Еврокомиссия разрешила правительству Германии выделять коммунальным властям субсидии на приобретение электроавтобусов и создание сети электрозаправок. На эти цели федеральное министерство по охране окружающей среды выделило для начала 35 миллионов евро и берет на себя 80 процентов дополнительных городских расходов на приобретение экологически чистого общественного транспорта, обоснованных разницей в цене на обычные и электрические автобусы.

Ограничения скорости и электроавтобусы сами по себе не сделают дизельные двигатели более чистыми, но если такие меры приведут к снижению концентрации NOx до допустимого уровня, то и запретов не будет.

Возможности технической модернизации

Второе направление поиска выхода - модернизация автомобилей, не отвечающих нормам Евро-6. Правда, не все они поддаются техническому переоснащению. Так, дизельные машины, выпускавшиеся до 2009 года и соответствующие от силы стандарту Евро-4, сконструированы так, что многие из них невозможно оснастить дополнительными средствами очистки выхлопных газов. А если и возможно, то стоить это будет больше, чем остаточная цена самой машина.

Двигатель, оборудованный катализатором с селективным каталитическим восстановлением

Проще с более новыми моделями 2009 - 20016 годов (Евро-5). По одним оценкам, установка на них специальных дополнительных катализаторов с селективным каталитическим восстановлением, которыми, кстати, оснащены почти все дизельные автомобили в США, обойдется в 2500-5000 евро. По другим подсчетам, можно уложиться и в тысячу.

39 процентов всех дизельных машин в Германии - это модели стандарта Евро-5. И именно они загрязняют воздух в немецких городах сильнее всего. Связано это с тем, что в те годы автопроизводители старались во что бы то ни стало снизить расход топлива, чтобы уменьшить содержание CO2 в выхлопных газах. Двигатели, сохраняя прежнюю мощность, комплектовались цилиндрами все меньшего объема, а NOx в выхлопах становилось все больше.

Дизель с подмоченной репутацией

До 2015 года популярность дизельных авто в Германии неуклонно росла. От 60 до 80 процентов новых легковых автомобилей, которые продавали Audi, Daimler и BMW, были дизельными. Но потом разразился "дизельгейт", изрядно подорвавший репутацию надежных, экономичных, выносливых и энергоемких двигателей. Число продаж резко пошло вниз.

В прошлом, 2017 году только четыре из десяти проданных в Германии новых автомобилей были дизельными, а их доля в суммарном немецком автопарке легковых машин уменьшилась за минувший год с 45 до 33 процентов. Porsche вообще намерен отказаться от производства таких автомобилей, модель Panamera уже сейчас продается только с бензиновым или гибридным двигателем.

Если доля дизельных машин в городских транспортных потока будет и далее сокращаться, то и концентрация NOx в воздухе будет снижаться до допустимого уровня. Тогда и необходимость вводить запреты отпадет сама собой. Дело к тому идет.

Шанс для электромобилей

Напуганные решением Федерального административного суда и паническими комментариями СМИ немецкие автолюбители собираются в массовом порядке избавляться от дизельных и пересаживаться на бензиновые машины. Но в долгосрочной перспективе это не выход.

У бензиновых двигателей в выхлопе много СО2 и тонкодисперсной пыли. Превышение же нормы их содержания в воздухе неминуемо приведет к новым запретам - тогда уже на некоторые модели бензиновых машин.

Кроме того, Еврокомиссия обязала все автоконцерны в ЕС не превышать определенную норму выброса СО2 всеми производимыми ими машинами вместе взятыми. Пока такая норма соблюдается именно благодаря высокой доле сходящих с их конвейеров дизельных автомобилей. Нарушения же повлекут за собой многомиллиардные штрафы.

Выход у немецкого автопрома и автолюбителей, похоже, только один - отказ от любых двигателей внутреннего сгорания и ускоренный переход на безэмиссионный привод. "Раньше, чем ожидалось, автомобильная индустрия оказалась на пороге крупнейшего перелома в своей истории, - указывает автор газеты Süddeutsche Zeitung, - а автомобили с альтернативными приводными двигателями, возможно, - на пороге сенсационного прорыва".

Смотрите также:

  • Volkswagen: история одной махинации

    Разоблачение

    Сентябрь 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) публикует сенсационное расследование. Утверждается, что минимум на полумиллионе автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями установлено программное обеспечение, которое позволяет обходить стандарты. Выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Автоконцерну грозит штраф в размере ни много ни мало 18 миллиардов долларов.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Их предупреждали

    Между тем в мае 2014 года авторитетный американский институт ICTT (International Council on Clean Transportation) уже обращал внимание EPA, что выхлопные показатели у некоторых автомобилей Volkswagen значительно выше, чем разрешено законом. Реакции от Volkswagen не последовало.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Корнями в прошлое

    Вскоре выяснилось, что решение о манипуляциях было принято автоконцерном еще в 2005 году - для укрепления на американском рынке. Во время рекламной кампании в США Volkswagen использовал слоган Clean Diesel, утверждая, что дизельные автомобили - это экологично и надежно.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Затронуты миллионы машин

    О том, что будут отозваны миллионы автомобилей, начали говорить почти сразу. Но окончательную цифру не озвучили. Вначале сообщалось о 11 миллионах автомобилей по всему миру. Затем - о 8,5 миллионах автомобилей в Европе. В октябре объявили, что отозваны будут 2,5 миллиона машин в Германии. Акция начнется в 2016 году.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Вот злонравия достойные плоды

    Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), экс-глава Volkswagen, пережил крушение карьеры. Еще в апреле он добился продления контракта, но спустя ровно неделю после первых публикаций EPA подал в отставку. Еще через несколько дней против него открыли уголовное дело. Далее VW заявил о возможности гражданского иска к Винтеркорну. Также прошел слух, что он покинет все посты в концерне.

  • Volkswagen: история одной махинации

    ФРГ подтверждает махинации

    Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) сообщил, что VW и в Европе манипулировал системой контроля за выхлопами. Махинации затронули автомобили с дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра. В ноябре 2015 года прокуратура сообщила о новом уголовном деле против VW: на сей раз речь идет об уклонении от уплаты налогов.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Запрет на продажу, далее - на эксплуатацию

    Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей Volkswagen. В октябре Калифорнийский совет по ресурсам атмосферы (CARB) выдвинул ультиматум автоконцерну: в случае отказа доукомплектовывать проблемные автомобили CARB обещал добиваться запрета на эксплуатацию машин VW. Схожие проблемы наблюдаются и в других странах.

  • Volkswagen: история одной махинации

    "Я ничего не знал"

    От исполнения своих обязанностей отстранены топ-менеджеры дочерних компаний VW - Ульрих Хакенберг (Ulrich Hackenberg) из Audi и Вольфганг Хац (Wolfgang Hatz) из Porsche. Угроза отставки нависает также над руководителем представительства VW в США - Майклом Хорном, но ему удается сохранить свой пост. Возможно, в том числе благодаря собственным уверениям, что он якобы "ничего не знал".

  • Volkswagen: история одной махинации

    Обыски на заводах и в частных домах

    В октябре 2015 года на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге прошли обыски. Были изъяты документы и носители данных. Также обыску подверглись квартиры высокопоставленных сотрудников. Спустя десять дней - новое испытание: обыск во Франции, на заводе VW в городе Виллер-Котре. Французское Ведомство по защите прав потребителей инициировало свое расследование махинаций VW.

  • Volkswagen: история одной махинации

    Впервые за 20 лет квартальный убыток

    Автоконцерн выделяет 6,7 млрд евро на отзыв 11 млн автомобилей. Следствие этих гигантских трат - первый за 20 лет квартальный убыток VW. По итогам третьего квартала 2015 года Volkswagen показал чистый убыток в размере 1,67 млрд евро. Операционные потери - 3,5 млрд. Сообщается, что сразу после публикации EPA машины VW продавали в автосалонах с колоссальными скидками - чтобы хоть что-то продать.

    Автор: Григорий Аросев

 

www.dw.com

Автопроизводители прощаются с дизелем - ЭкспертРУ

Этого, вне всяких сомнений судьбоносного для Германии судебного решения, немецкие автопроизводители ждали с замиранием сердца. Федеральный административный суд Лейпцига отклонил апелляцию и разрешил властям Штутгарта и Дюссельдорфа для борьбы с загрязнением воздуха запрещать выезжать на улицы дизельным автомобилям. Пока речь идет об отдельных устаревших моделях, но, как говорится, главное – сделать первый шаг. Решением могут воспользоваться власти любого города ФРГ для запрета устаревших дизельных моделей. Мало того, оно может подвигнуть на принятие аналогичных мер и другие европейские страны.

Решение крайне важное не только для автопроизводителей, которым теперь, не исключено, придется потратить миллиарды евро на модернизацию или замену миллионов старых автомобилей, но и для всей немецкой промышленности, в которой автопром является одной из ведущих отраслей. Не удивительно, что сразу после вынесения вердикта в Лейпциге акции ведущих немецких автогигантов поползли вниз. К примеру, акции Volkswagen потеряли в цене сразу 3.03%.

Долгожданное решение судей из Лейпцига, вероятно, ускорит кончину технологии, которую немецкие автопроизводители много лет рекламировали, доказывая ее экономичность и высокую экологичность. Эйфория с дизелями продолжалась до «дизельгейта» в 2015 году, связанного с фальсификациями испытаний двигателей дизельных автомобилей на выхлопы. Как нетрудно догадаться, скандал, начавшийся с Volkswagen, быстро распространился на всю отрасль – клиентов обманывали все или подавляющее большинство автопроизводителей.

Сейчас очередь за Ангелой Меркель. Федеральное правительство, судя по всему, будет вынуждено принимать новый закон, регулирующий дизельную технологию в масштабах всей страны. Канцлер пообещала встретиться с мэрами и обсудить с ними, что делать дальше.

Одной из первых серьезных проблем, которую придется решать новому правительству ФРГ, будет «дизель». Вопрос в том, кому выписать счет приблизительно на 8 млрд евро, необходимых для выполнения решения Лейпцигского суда. Главными кандидатами являются, конечно, автопроизводители, но гордости немецкой экономики сейчас и без того нелегко, потому что им приходится вкладывать миллиарды в разработку и производство электромобилей. Второй вариант – переложить расходы на плечи или, вернее, кошельки немецких налогоплательщиков. Это решение тоже не без изъянов, потому что оно чревато риском отпугнуть избирателей.

Запрет, согласно решению суда, вступает в силу в сентябре 2019 года для примерно 5,9 млн дизельных автомобилей, сертифицированных в 2009-14 годах по так называемому стандарту выхлопов Euro 5. На машины, сертифицированные позднее по стандарту Euro 6, запрет, скорее всего, распространяться не будет. Но все остальные дизельные авто в ФРГ, сертифицированные до 2009 года, а таких в стране почти 7 млн, могут теперь в любой момент быть запрещены. Всего же в Германии, по данным Немецкой ассоциации автомобильной промышленности, сейчас порядка 15 млн дизельных автомобилей.

Экологи призывают власти разработать закон и выдавать специальные стикеры владельцам лишь тех дизельных автомобилей, которые отвечают текущим требованиям по выхлопам.

До «дизельгейта» более чем на половине новых автомобилей в Европе стояли дизельные двигатели. Сейчас доля дизеля снизилась до 44% и явно продолжит снижаться. По прогнозам специалистов, к 2025 году дизелем будет лишь каждая пятая новая машина, сходящая с конвейера.

«Решение Лейпцигского суда,- считает директор крупнейшего в мире поставщика автокомплектующих Delphi Technologies LLC Лайэм Баттеруорт,- ускорит закат дизеля. Большинство дизелей с объемом двигателей ниже 2 литров теперь просто исчезнут».

Баттеруорт считает, что автопроизводители теперь будут еще энергичнее заменять дизельные двигатели бензиновыми, электрическими, а также выпускать гибриды. Этим сейчас, кстати, активно занимается Delphi.

Напомним, в 2016 году суд Дюссельдорфа удовлетворил просьбу некоммерческой организации «Немецкая инициатива за экологию» (EAG) и разрешил запрещать автомобили для уменьшения содержания в воздухе окиси азота, главного продукта дизельных двигателей. В июле позапрошлого года такое же решение принял суд Штутгарта, где находятся штаб-квартиры Porsche и Mercedes. Апелляцию в федеральный суд Лейпцига подали правительства соответствующих земель: Северного Рейна-Вестфалии и Баден-Вюртемберга. Теперь властям немецких городов не остается ничего иного, кроме запрета старых дизельных автомобилей.

«Мы думаем, что первые запреты дизелей в результате этого решения появятся через три - шесть месяце»,- считает директор EAG Юрген Раш.

Автопроизводители, конечно, считают запрет дизелей неправильным способом борьбы с грязным воздухом и указывают на убытки, которые они понесут. Они призывают к ускорению развития общественного транспорта и улучшению контроля за дорожным движением.

expert.ru


Смотрите также