Новый аэропорт Берлина: коррупция, позор и пропавшие миллиарды. Долгострой аэропорт в германии


Новый аэропорт Берлина: коррупция, позор и пропавшие миллиарды

Это Йохен Гроссманн (Jochen Großmann), технический директор компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB), являющейся оператором строительства в пригороде Берлина Шёнефельде огромного международного аэропорта имени Вилли Брандта (BER). Аэропорт был запланирован более десятка лет назад, начал строиться в 2006 году и предполагалось, что он сможет обслуживать до 27 миллионов пассажиров в год (тем самым заменив собой прежние, устаревшие аэропорты Берлина) с перспективой роста оборота до 47 миллионов пассажиров в год.

Строительство, первоначальная смета которого составляла менее 2 миллиардов евро, ведется на деньги налогоплательщиков — компания-оператор FBB принадлежит на 37%, соответственно, Берлину и Бранденбургу (Москве и Московской области, если провести такую аналогию для россиянчегов), а оставшиеся 26% принадлежат федеральному правительству Германии. Возглавляет наблюдательный совет FBB действующий бургомистр Берлина Клаус Воверейт (Klaus Wowereit), а сам проект аэропорта считается в Германии одной из ключевых строек, одним из ключевых инфраструктурных проектов правительства Ангелы Меркель.

Гроссманн был отстранен от должности еще в апреле 2014 года по подозрению в вымогательстве взятки размером в полмиллиона евро (по другим данным, в 350 тысяч евро) от голландской компании Arcadis, которой он якобы обещал контракт на строительной площадке. Тем, кто следит за многолетней эпопеей безумного строительства берлинского аэропорта понятно, что Гроссманн просто стрелочник, на которого повесят все грехи. На самом деле на стройке разворованы не жалкие сотни тысяч, а десятки и сотни миллионов евро (по самым смелым оценкам, речь идет о миллиардах евро). И воровство ударными темпами продолжается далее.

Первоначально сверкающий и нарядный аэропорт — свидетельство германского инженерного гения, предполагалось сдать в эксплуатацию еще в 2011 году. Затем сроки четыре раза (!) сдвигались, пока, наконец, не был профукан «последний срок» осени 2013 года. В начале этого года говорилось уже о 2015 годе, но… не очень уверенно. А в мае 2014 года глава транспортного комитета Бундестага Мартин Буркерт (Martin Burkert) заявил, что открытие многострадального аэропорта состоится не ранее… 2017 года.

— Ich persönlich würde nichts darauf verwetten, dass der Flughafen vor 2017 in Betrieb geht. Alle Hinweise, die ich habe, deuten eher darauf hin, dass es noch später wird. (Лично я не стал бы ставить на то, что аэропорт войдет в строй до 2017 года. Все данные, которые есть у меня, однозначно свидетельствуют о том, что это случится еще позже), — заявил Буркерт.

Еще лучше выразился глава компании-оператора FBB Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn). 14 июня он заявил, что сможет лишь в конце 2014 года сказать, когда же злополучный аэропорт будет открыт! Вот так вот:

Спокойствие товарищи, усе идет по плану.

При этом стоимость строительства выросла как на дрожжах — если в 2006 году оно оценивалось в 1,7 миллиарда евро, то к 2015 году оно выходит уверенно на 5,4 миллиарда евро (сейчас — 4,3 миллиарда), а общая сумма может достичь примерно 7 миллиардов евро. Каждый месяц стройки обходится германским налогоплательщикам (даже при отсутствии работ) в сумму от 20 до 40 миллионов евро. Если же аэропорт не будет сдан до 2017 года, то его стоимость без труда превысит 10 — 11 миллиардов евро (но это уже монопесуально, ибо без госфинансирования компания-оператор итак уже банкрот).

Новый аэропорт может обанкротиться уже до открытия, ибо власти признали, что для окончания работ не хватает более 1 миллирда евро. Это при том, что обнаружились серьезные инфраструктурные проблемы, связанные и с проводкой, и с системой пожаротушения, и с подрядчиками, и с руководством. При этом вместо увольнения главе строительного комплекса Райнеру Шварцу (его все же потом уволили) установили фантастическую зарплату — 550 тысяч евро в год. По подсчетам главы Комитета Бундестага по транспорту Антона Хофрайтера, каждый месяц простоя обходится застройщикам в 20 миллионов евро. А очередной перенос обойдется в 120 миллионов евро. По мнению экспертов из антикоррупционной организации Business Under Control в деле берлинского аэропорта коррупция составляет 3 миллиарда евро.

Примечательно, что срыв сроков строительства и дичайшая коррупция стали понятны еще несколько лет назад. Так, например, несколько лет назад немецкие строители толком не могли установить систему пожарной вентиляции и систему пожаротушения, отсутствует эта система (удаления дыма) и сейчас. А всего комиссии еще пару лет назад насчитали 6500 серьезных нарушений и недоделок, но, похоже, воз и ныне там. Потери германской экономики и бюджетов всех уровней не ограничиваются лишь непосредственными расходами на строительство «долгостроя».

Транспортная государственная компания Deutsche Bahn (проложившая к аэропорту железнодорожную ветку) потеряла уже к 2012 году около 20 миллионов евро. Несут потери и авиакомпании, которые стали жертвами постоянного переноса сроков ввода в эксплуатацию аэропорта — например, Air Berlin, которая  потеряла до 50 миллионов евро. Lufthansa лишь считает убытки и помалкивает. А хождение по судам толку никакого не дает (правовое государство) — Air Berlin так и не добилась компенсаций в размере 48 миллионов евро (пока ей выплачено лишь 2 миллиона евро).

Забавно, что возглавляющий с марта 2013 года компанию-оператор FBB Хартмут Медорн в 2011-2013 годах был руководителем именно Air Berlin. В немецкой прессе открыто пишут, что махинатора пора бы гнать ссаными тряпками из проекта, но… Медорн обладает прекрасными качествами для выбивания денег из федерального правительства. Так что, менеджерить он будет еще год, как минимум.

Попытки министерства транспорта Германии провести аудит эпохальной стройки предпринимались еще в начале 2013 года, но затем они были блокированы Наблюдательным советом FBB, а сейчас министр транспорта Александр Добриндт заявил, что аудит все же стоит провести. Предполагается, что первые результаты аудита появятся лишь осенью. Напомним, что за все 8 лет строительства мега-аэропорта этот проект ни разу не проходил никакого аудита!

23 июня в печати появилась информация, что руководство FBB будет выбивать из государства более 1 миллиарда евро дополнительных инвестиций (к тем 4,3 миллиардам, уже потраченных). На перестройку основного терминала планируется потратить 340 миллионов евро денег налогоплательщиков. Немцы надеются, что им наконец-то удастся построить в терминале работающую систему удаления дыма (предыдущие попытки были, ах и увы, неудачными). 168 миллионов евро предлагается потратить на дополнительное планирование и вспомогательные строительные работы. 268 миллионов евро будет потрачено на систему шумозащиты вокруг аэропорта (предыдущие оказались ни к черту не годными), наконец, 255 миллионов евро пойдет на страховые выплаты и случаи форс-мажора. Вот так вот!

А что же германское общество, что же говорят правозащитники, борцы с коррупцией, где он — трубный глас транспарентности и прозрачности? Да нигде. Германские СМИ сейчас всю вину за неудачи в строительстве сваливают на Гроссманна (благо, появился таки стрелочник!), куда испарились миллиарды евро — молчок. Но главное — процесс идет без навальнинга, расследований и истошных криков местных «борцунов с коррупцией».

Лишь после отстранения от должности Гроссманна в СМИ стали робко признавать строительство аэропорта «бесконечным ужасом» и «коррупционной черной дырой». Негласно даже подразумевается, что «гениальные планировщики» немцы убили кучу бюджетных денег и не смогли за 8 лет построить для своей столицы современный аэропорт. Да, нужно еще несколько лет. А может, и не нужно. Может, лучше все бросить. Фиг знает. Меркель внешне спокойна, как удав, власти Берлина и Бранденбурга (регионы с серьезной бюджетной задолженностью), потерявшие за 2011-2014 годы сотни миллионов евро от неввода в строй аэропорта имени Вилли Брандта — тоже.

Да, технический директор компании-оператора Гроссманн — взяточник и вымогатель, патологически неспособный решить ни одной техпроблемы, но ничего, все остальные зато — кристально-честные люди. Получили нехилые оклады, бонусы, сыто чавкая отвалили от бюджетной кормушки. Сейчас им на смену идут новые.

Кто будет сейчас вместо Гроссманна в FBB? Его хороший знакомый, топ-менеджер Siemens Йорг Маркс (Jörg Marks), вот они парой (Маркс справа):

Сработаемся? Jawohl!

— Маркс — отличный технический специалист и инженер. Мы уверены, что на своей новой позиции он наладит сотрудничество между Siemens и FBB, — совершенно не таясь, заявил член правления Siemens Роланд Буш.

А что такого-то? Как известно сетевым хомячкам, коррупция существует лишь в «этой стране», а у эльфов ее нет. А если что-то и бывает, то это путинская пропаганда. А тут всего лишь своего человечка на распил бюджетного баблеца пристроили. Да и компания Siemens — серьезная, это тебе не «Газпром» или «Транснефть» какие-нибудь, страдающие от сырьевого проклятия. Тут высокие технологии, интеллект, епть.

Только вот компания Siemens если и известна чем сейчас, так это дичайшим коррупционным скандалом. Фирма прогремела не так давно на весь мир как один из крупнейших взяточников и коррупционеров. Расследование, проводившееся в 2006-2008 годах в США, Германии и ряде других стран показало, что германская компания активно раздавала взятки и пилила баблецо в десятках стран мира — Израиле, Аргентине, Греции, Вьетнаме, Китае, США и так далее. Обошлась эта афера компании — с учетом всех штрафов, судебных издержке и так далее в феерическую сумму в 2,9 миллиарда евро! Из них в США только было заплачено до 850 миллионов евро штрафов.

Так что, можно не сомневаться — новый аэропорт Берлина эти «гении» обязательно достроят.

resfed.com

Берлинский аэропорт-долгострой откроют в октябре 2020 года | Новости из Германии о Германии | DW

Международный аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER), открытие которого многократно переносили, должен начать работу в октябре 2020 года. Об этом сообщил вечером в пятницу, 15 декабря, глава наблюдательного совета BER Райнер Бретшнайдер (Rainer Bretschneider).

В том, что на этот раз аэропорт откроется в срок, выразил уверенность председатель правления компании, отвечающей за его строительство, Энгельберт Лютке Дальдруп (Engelbert Lütke Daldrup).

Первоначально планировалось открыть BER в 2011 году

Изначально сдача новой воздушной гавани в эксплуатацию была намечена на октябрь 2011 года. Но из-за различных технических и строительных недостатков, особенно в сфере пожарной безопасности, она несколько раз откладывалась.

С начала возведения аэропорта Берлин-Бранденбург в 2006 году строительная смета выросла с 2 до 6,5 млрд евро, напоминает агентство dpa. Отчасти это связано с решением построить более крупный терминал, чем планировали сначала. Предполагается, что с введением BER в эксплуатацию будет закрыт старый берлинский аэропорт Тегель.

Смотрите также:

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Десятки тысяч строительных изъянов

    Изначально открытие аэропорта было намечено на 30 октября 2011 года. Но оно не состоялось - в том числе из-за банкротства проектной фирмы. Дату открытия переносили четыре раза: то из-за проблем в системе противопожарной безопасности, то из-за угрозы обрушения крыши. Десятки тысяч строительных изъянов мешали реализации престижного проекта. Теперь открытие аэропорта планируется на конец 2017 года.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Противопожарная безопасность

    Самой большой проблемой стала система противопожарной безопасности. Хотя требования в этой сфере, действующие в ФРГ, считаются строгими, выявленные недочеты нельзя оправдать излишней бюрократией. Так, с самого начала возникли неполадки в работе системы вытяжной вентиляции. Это была ошибка архитекторов, которые хотели провести вытяжку под зданием аэропорта. Устранение дефектов стало затратным.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Кабельная путаница

    Еще одной проблемой с точки зрения безопасности стало большое число беспорядочно проложенных кабелей. Для дооснащения терминалов потребовалась прокладка новых кабельных линий, в итоге выделенные трассы оказались перегружены. Это повышает риск перегрева, что в свою очередь может привести к пожару. К тому же, как выяснилось, большинство кабелей были проложены без должного согласования.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Слишком короткие эскалаторы

    После многочасового перелета пассажиры хотят быстро и без лишних усилий добраться до дома. Но тем, кто поедет из аэропорта BER поездом, к сожалению, придется самим нести багаж. Дело в том, что эскалаторы, ведущие от терминала вылета к подземному вокзалу, оказались слишком короткими. Кроме того, изначально было запланировано слишком мало багажных лент.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    "Неправильные" деревья

    Еще одна проблема: на территории аэропорта были неправильно посажены ни много ни мало 1036 деревьев, при заказе которых, как сообщают СМИ, был выбран не тот сорт. Так, вместо "липы сердцевидной или обыкновенной" из Германии была высажена липа усовершенствованного типа из Голландии. В итоге 600 "неправильных" деревьев были выкорчеваны. В выигрыше остались, пожалуй, только сорняки.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Неверная маркировка

    В новом берлинском аэропорту – около 4 тысяч помещений. Как выяснилось, почти треть из них была снабжена неверными табличками и описаниями – вплоть до того, что дверях были указаны не те номера. Причиной стали ошибки в согласовании, возникшие в ходе постоянных перепланировок.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Мегапрестижный и сверхдорогой

    Предполагалось, что новый берлинский аэропорт BER станет для немецкой столицы объектом престижа. Удастся ли это, покажет будущее. Но уже сегодня ясно одно: расходы на мегапроект в итоге будут гораздо выше, чем планировалось изначально. Так, согласно официальным данным, затраты на строительство на сегодняшний день уже составили 5,4 млрд евро, вместо заложенных в смету двух.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Скандалы вокруг сотрудников

    Критики считают, что главная причина проблем, сопровождающих проект BER, связана со скандалами вокруг бывшего технического директора и бывшего главного инженера системы противопожарной безопасности аэропорта. Первый был осужден за получение взяток на сумму около полумиллиона евро. Второй же, как выяснилось уже после его увольнения, был не дипломированным инженером, а всего лишь чертежником.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    "Утрата чувства реальности"

    За последние три года сменилось четыре руководителя по реализации проекта аэропорта, среди которых был также Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn) (слева), экс-глава железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, в итоговом отчете которого говорится о "коллективной утрате чувства реальности".

    Автор: Вера Керн, Ольга Мищенко

www.dw.com

Аэропорт Берлин Бранденбург — катастрофа ценой 6 миллиардов евро

Очень часто люди живут в плену стереотипов и утверждают вещи, которые даже отдаленно не похожи на правду, в то время как факты говорят ровно обратное. Обыватели часто идеализируют западные страны, в которых по их мнению нет раздолбайства, чиновники никогда не врут прилюдно, строители работают по часам. Одним словом рисуют идиллию, в которой деньги налогоплательщиков не разбазариваются, а до последнего цента используются на благо народа. Меня всегда умиляет такая безоглядная вера в то, что существуют государства в которых смогли изменить человеческую природу. Поэтому давайте для примера возьмем Германию, это самая развитая экономика Европы, причем немцы всегда ассоциируются с порядком, качеством работ и исполнительностью. Особую пикантность этой истории придает то, что в немецких СМИ перед олимпиадой в Сочи, особенно рьяно и красиво описывали, что все олимпийские объекты имеют изъяны, не простоят долго и никому не нужны, а стоят очень дорого. Жизнь доказала, что олимпийские объекты в Сочи стоят, их загрузка максимальна, а значит инвестированные деньги не пропали даром, как бы кому-то не хотелось утверждать обратное. Но вернемся к новому аэропорту Берлина.

 

Предыстория появления аэропорта Берлин Бранденбург 

Берлин очень популярен у туристов, естественным ограничением становится транспортная инфраструктура, у города два аэропорта, но оба отличают скромные размеры и они устарели как технически, так и морально. После объединения Берлина аэропортов было даже три, но Темпельхоф закрыли и сейчас это место для семейного отдыха, поле старого аэропорта превратили в своеобразный парк без деревьев. Оставшиеся Шонефельд и Тегель, не выдерживают никакой критики — старые здания, маленькие залы ожидания, ограниченное число рейсов и невозможность принимать большие самолеты. Если можно сказать, что мировая столица начинается с аэропорта, то Берлин проигрывает большинству столиц. Представьте на минуту, что все эти годы в Москве оставался бы только терминал F в Шереметьево (тот самый Шереметьево-2 для международных рейсов). Представили? Вот теперь немного сократите площадь терминала и вы получите представление о том, что такое любой из существующих берлинских аэропортов. Их единственный плюс заключается в очень близком расположение к центру города и дешевизне поездки на такси.

Все расчеты в начале 2000-х указывали, что в течение двадцати лет пассажиропоток увеличится с текущих 12 миллионов человек до 20 миллионов, поэтому городу был нужен аэропорт. В 2005 году его обсуждение вышло на практический уровень и было принято решение, что этот проект будет существовать, даже дали название аэропорту — Вилли Брандт. В сентябре 2006 года проект был создан, произошло торжественное открытие строительной площадки, ее разместили неподалеку от Шонефельда, что логично, не требуется сильно перекраивать дороги, есть возможность делить взлетно-посадочные полосы. Аэропорт разместился на землях Бранденбурга, что означает необходимость множества согласований строительной документации, это занимает дополнительное время. Но оно изначально было заложено в проект, плюс канцлер Германии была вовлечена в этот проект, так как появление ультрасовременного аэропорта для Ангелы Меркель могло стать хорошим примером ее усилий по развитию страны. Этаким памятником при жизни.

Проблемы начались еще на стадии подготовительных работ, руководство будущего аэропорта отвечающее за его возведение, решило что проект недостаточно амбициозный, отказалось от текущего проекта и заставило архитектора увеличить площадь аэропорта с 200.000 до 340.000 квадратных метров, попутно пришлось изменить его форму. Чтобы понимать насколько это амбициозно, достаточно вспомнить, что во Франкфурте площадь аэропорта 240.000 квадратных метров, огромный терминал 5 в Хитроу 353.000 квадратных метров.

Старый прогноз о том, что пассажиропоток достигнет 20 миллионов человек, не мог оправдать изменения и поэтому появилась новая цифра — 27 миллионов человек. Именно под такое количество пассажиров стали перепланировать аэропорт? Почему и на каком основании? Так захотели организаторы, а никто в мэрии Берлина не посчитал нужным их остановить. Чем больше проект, тем больше будут фанфары по завершению его строительства. Изюминкой стало то, что аэропорт решили адаптировать для обслуживания Airbus A380, хотя ни одна компания мира не собиралась совершать такие рейсы в Берлин, да и сегодня не собирается этого делать. На этом этапе возникли первые проблемы, так как пришлось согласовывать новый проект, который создавался на скорую руку, в спешке. И тут все пошло не так. На строительство аэропорта отвели почти шесть лет, он должен был начать работу в ноябре 2011 года.

Аэропорт должен был стать жемчужиной архитектуры и лучшим образчиком немецкой промышленности, для работы над ним привлекли Siemens и Bosch, они отвечали за информационную и пожарную систему аэропорта. По мере развития проекта и добавления по ходу строительства новых требований, все чаще стали происходить сбои. В компаниях оказались неспособны отслеживать версии проекта, они наслаивались друг на друга, что в итоге привело к тому, что несогласованность стала легко заметной внешним наблюдателям. В аэропорту возводили стены, которые перекрывали проходы для людей, по несколько раз перестраивали вентиляцию и лестницы, ошибались в прокладке кабелей. В 2009 году ситуация стала невыносимой и наблюдательный совет потребовал, чтобы все работы остановили на полгода и архитекторы вместе с подрядчиками привели в порядок проектную документацию, поняли, что каждый из них строит и делает. Руководство аэропорта отвергло данное предложение, стройка продолжилась. Ударными темпами аэропорт готовили к открытию в ноябре 2011 года. Но срок незначительно перенесли, аэропорт решили открыть в июне 2012 года. Это была первая задержка.

Торжественное открытие аэропорта Вилли Брандта 

В мае 2012 года в аэропорт Вилли Брандта пригласили журналистов, чтобы показать, что смогли построить. К удивлению тех, кто попал внутрь аэропорта в нем был творческий беспорядок, рабочие слонялись без дела, стояла брошенная техника, а красивая плитка во многих местах была поцарапана той самой техникой. На все вопросы менеджмент уверенно отвечал, что 3 июня 2012 года аэропорт начнет работать. Этот вопрос решали в суде и тот признал, что аэропорт может совершать операции. До этого момента уже был набран штат аэропорта, люди в течение полугода изучали свои рабочие места, осваивали оборудование, получали зарплату. Более того, все перепланировки создали место для магазинов, отелей и бутиков, аэропорт смогли превратить в огромную торговую зону. В DB создали большой подземный вокзал, чтобы электрички довозили пассажиров до центра Берлина. Открылись отели. В магазины уже стали завозить продукты, в кафе еду. Аэропорт готовился к приему пассажиров. Тем более, что в начале 2012 года уже провели полномасштабные испытания и около 10.000 “пассажиров” использовали аэропорт и все его системы. В Lufthansa сообщили о том, что планируют открыть 30 новых маршрутов из Берлина, а также увеличить число самолетов летающих из этого города с 9 до 15, некоторые из них покупались специально под новый аэропорт. Колесики закрутились и аэропорт должен был открыть свои двери.

Каждый день задержки от первоначального срока стоил на тот момент от полумиллиона до миллиона евро, это плата подрядчикам за переработку, а также повторные работы, исправление той же плитки. Стоимость проекта увеличивалась на глазах, но катастрофы пока не случилось.

Мэрия Берлина развесила по городу плакаты о том, что скоро откроется новый аэропорт, стали выходить сюжеты в СМИ, горожане радовались. Одновременно с открытием нового аэропорта происходило закрытие двух старых и поэтому все готовились переместиться в новое место. Оборудование подготовили к демонтажу, персонал получил инструкции что и как делать. На открытие аэропорта пригласили канцлера Германии, подготовка шла полным ходом.

Руководство аэропорта при этом знало, что большая часть тестов ими провалена. Во время тестовой эксплуатации производительность стоек регистрации оказалась в два раза меньше планируемой, 30 пассажиров в час. Требовалось увеличить число стоек, но на это не было времени. Аэропорт встал бы в момент открытия, но на это решили закрыть глаза.

В декабре 2011 года во время теста системы пожаротушения выяснилось, что она не работает. Срочно привлекли Siemens, чтобы они помогли запрограммировать систему, но тут выяснилось, что не существует схемы расположения вентиляции и кранов для тушения, у аэропорта просто не было этих документов. Система пожаротушения ставилась хаотично и вне всякого плана, в Siemens не смогли ничего сделать. Более того, руководство аэропорта посчитало, что имеет право не согласовывать эти системы и просто наплевало на все правила, мэрия Берлина была в курсе происходящего.

В момент, когда журналисты ходили по терминалу, уже было известно, что система тушения пожара не работает, вентиляция, которая должна вытягивать дым работала ровно наоборот, она нагнетала его внутрь помещения и создавала газовую камеру. В момент, когда запустили рекламную кампанию, все понимали, что аэропорт открывать в таком виде нельзя, но все равно пытались это сделать. Единственным препятствием стал отказ подрядчиков, в частности, Siemens нести за это ответственность, также концерн привлек прессу и разразился скандал. Срок открытия аэропорта перенесли на год, началась зачистка руководства, так как кто-то должен был стать козлом отпущения.

Долгострой длиною в вечность, следующие этапы

Новое руководство аэропорта было политически мотивировано открыть его как можно быстрее. Поэтому исправления носили косметический характер, все хотели обойтись малой кровью. В этот момент начались суды, так как те кто купил аренду в аэропорту неожиданно столкнулись с тем, что им необходимо уволить людей, для них просто не нашлось работы. В гостиницах появились специальные люди, что ходят ежедневно и смывают воду, чтобы в канализации не завелся грибок и гниль. Пылесосят номера и ждут постояльцев. Подземный вокзал принимает до двух поездов в день, чтобы рельсы не ржавели и все было в рабочем состоянии. Все расходы на поддержание этой инфраструктуры переадресованы аэропорту Вилли Брандта, так как по его вине ничего не случилось. И эти расходы ежемесячно возрастают, так как помимо прямых затрат, компании требуют компенсации.

Три года системы безопасности перерабатывали, сменили еще одно руководство проекта, так как старое было недостаточно жестким. Предполагалось, что аэропорт откроется в 2015 году, но затем срок перенесли на начало 2017 года, а затем и на вторую половину 2017 года. Боюсь, что это не последний перенос сроков. В середине 2015 года обнаружили, что на начальном этапе около 600 пожароустойчивых стен были возведены с нарушениями, они не выдержат огня. Эти стены ломают и возводят новые.

В качестве изюминки я припас вот какую историю. В 2014 году, когда из-за системы пожарных датчиков аэропорт решили не запускать руководство предложило разместить 800 сотрудников с телефонами по всей площади аэропорта и они смогли бы сообщать о дыме или возгорании! Нет это не шутка, данное предложение серьезно обсуждалось. Восемь сотен человек с телефонами предупреждающие о пожаре. Хочется смеяться в голос от этих гениальных решений.

В системе вентиляции случайно нашли, что четыре вентилятора каждый весом около 4 тонн стоят на подпорках рассчитанных на вес в три раза меньший. Их падение было вопросом времени, в спешном порядке меняют поддерживающие колоны. Что еще может выясниться по мере строительства аэропорта неизвестно, все чаще раздаются голоса, что этот проект проще обнулить и начать все сначала. Первоначальная смета подразумевала затраты в 600 миллионов евро. На начало 2015 года затраты составили 6 миллиардов евро, а каждый день приносит убытки в размере 1-1.5 миллионов евро. То есть только убытков аэропорт приносит около 400-550 миллионов евро ежегодно. В большей мере это деньги немецких налогоплательщиков. К моменту открытия аэропорта его информационная система уже устареет и ее также придется обновлять.

А ведь есть еще филармонию в Гамбурге, станция в Штутгарте, которые меньше по размеру затрат, но демонстрируют ровно тот же подход, как в аэропорте Берлина. И после этого вы будете говорить про эффективность немецкого подхода? Не смешите мои тапочки.

Больше записей из блога

mrmurtazin.com

Немецкий долгострой: аэропорт Вилли Брандта в Берлине | Чиновники

К концу 2017 года выяснилось, что сроки открытия международного аэропорта имени Вилли Брандта в Берлине (BER) даже называть страшно. В минувшую пятницу в Берлине произошло заседание комиссии Наблюдательного совета компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB), являющейся оператором строительства в пригороде немецкой столицы — Шёнефельде (Schönefeld, Dahme-Spreewald) — огромного международного аэропорта имени Вилли Брандта (BER). По словам председателя совета Райнера Бретшнейдера (Rainer Bretschneider) и директора FBB Энгельберта Лютке Далдрупа (Engelbert Lütke Daldrup), сроки ввода аэропорта в эксплуатацию пока назвать невозможно. Вероятно, как подчеркнули два транспарентных менеджера, это удастся сделать лишь 15 декабря 2017 года на очередном заседании Наблюдательного совета. Но до этого срока необходимо еще провести переговоры со строительными фирмами, чтобы все утрясти:

— Die Absprachen mit den Baufirmen seien so weit gediehen, dass er dann in einer Sondersitzung des Aufsichtsrats ausführlich zum Terminrahmen vortragen könne, — пояснил господин Далдруп.

Напомним, строительство мега-аэропорта имени Вилли Брандта было начато в предместье Берлина еще в сентябре 2006 года, а первый срок его открытия был запланирован на конец 2011 года. Первоначальная стоимость строительства составляла около 1,7 миллиарда евро. Предполагалось также, что новый аэропорт заменит собой две устаревших воздушных гавани Берлина — аэропорты Тегель и Шёнефельд (Tegel и Schönefeld), которые уже тогда захлебывались от пассажирского потока. В 2016 году они, например, приняли почти 33 миллиона пассажиров, что превышает их возможности. Тогда как новый аэропорт должен был пропускать ежегодно через себя 27 миллионов пассажиров с перспективой увеличения этого потока до 34 миллионов к 2016 году и 47 миллионов к 2024 году. То есть, упрекнуть немцев в плохом расчете роста пассажирского потока нельзя — если бы аэропорт был вовремя построен, то никаких проблем и не было.

Однако, первый гвоздь в здание немецкого долгостроя забили политики: компания-оператор FBB была превращена ими в натуральный колхоз. По 37% ее акций получили муниципалитет Берлина и власти федеральной земли Бранденбург, а оставшиеся 26% — федеральное правительство Германии. В итоге выяснилось, что ни Бранденбург, ни Берлин, ни "федералы" толком не могут согласовать никаких решений, правление компании беспомощно, а парламент ФРГ не может провести независимого аудита строительства. Вторым гвоздем оказались сами строители, подрядчики и технический персонал FBB. Пока руководство компании назначало себе щедрые оклады и премиальные, они также не сидели сложа руки и усердно работали... над увеличением стоимости проекта. В 2010-2015 годах расходы на строительство аэропорта утроились и составили более 4,5 миллиардов евро, а к началу 2016 года — 5,4 миллиарда евро.

Кроме того выяснилось, что в ходе строительства пунктуальными немцами были допущены самые немыслимые нарушения — например, система пожарной вентиляции была спроектирована ровно задом наперед, а общее количество "багов" зашкалило то ли за восемь, то ли за шестнадцать тысяч. Тут не выдержали даже вымуштрованные германские СМИ, по которым прокатилась волна легкого недовольства (можно!) — в FBB в апреле 2014 года был (представьте себе) найден взяточник!

Хвостом ящерицы вынужденно согласился побывать Йохен Гроссманн (Jochen Großmann), технический директор компании Flughafen Berlin Brandenburg GmbH (FBB). Ему инкриминировали вымогательство 350 тысяч (по другим данным — 500 тысяч) евро от голландской фирмы Arcadis. Нетранспарентный негодяй был отрешен от должности, а осенью 2014 года его приговорили к году тюрьмы условно и штрафу в 200 тысяч евро. На его место был назначен его старый приятель, топ-менеджер компании Siemens Йорг Маркс (Jörg Marks). С тех пор коррупция в FBB была окончательно побеждена.

Глава FBB Энгельберт Лютке Далдруп.

Впрочем, на степени готовности аэропорта это не сказалось ровно никаким образом. За последние три года во главе FBB сменились уже три директора: пожилого и вялого как черепаха Хартмута Медорна (Hartmut Mehdorn) в марте 2015 года заменил энергичный машиностроитель Карстен Мюленфельд (Karsten Mühlenfeld), которому весной 2017 года на смену пришел архитектор и специалист по развитию городов Энгельберт Лютке Далдруп (Engelbert Lütke Daldrup). Общая смета строительства тем временем доросла до "приятных" 6,6 миллиардов евро, но это с условием открытия аэропорта не позднее осени 2018 года и всем очевидно, что она будет расти и далее. Обуздать строительную мафию немецкие политики оказались "не в состоянии": Карстен Мюлефельд на своем посту два года "воевал" с техническим директором Йоргом Марксом, которого подозревали в явном сговоре с подрядчиками. После прихода в FBB Энгельберта Далдрупа Марксу, наконец-то, дали пинка под зад, но внезапно выяснилось, что теперь вообще никто не хочет идти работать в Flughafen Berlin Brandenburg GmbH техническим директором и отвечать за темпы строительства!

Попытка перетащить на эту должность директора по строительству и развитию Мюнхенского аэропорта Карстена Вильмсена (Carsten Wilmsen), добившегося на своем посту неплохих результатов, закончилась провалом. Господин Вильмсен не будь дурак, запросил себе оклад в 400 тысяч евро в год (не считая премий и т.п. приятных бонусов), а также места в правлении FBB. В конце-концов, если и быть стрелочником, то хотя бы с правом голоса и солидным денежным вознаграждением!

Это натолкнулось на неприятие акционеров компании — представители Бранденбурга при голосовании якобы наложили вето на такие условия, а Берлин и "федералы" спорить с этим не стали (все решения в компании-операторе принимаются только единогласно). По их мнению, вполне достаточно, что в FBB уже есть правление из трех топ-менеджеров с подобными окладами — это сам Далдруп, директор по финансам Хейке Фёльстер (Heike Fölster) и директор по персоналу Манфред Бобке (Manfred Bobke von Carmen). В итоге, не дожидаясь публичного решения о своей кандидатуре, господин Вильмсен похоронил блестящий план Далдрупа и Бретшнейдера привлечь в их команду известного специалиста в строительстве аэропортов. Сам Вильсмен, как подчеркнули немецкие СМИ, решил не упираться, если "против меня акционеры компании":

Flughafenchef Engelbert Lütke Daldrup und der Aufsichtsratsvorsitzende Reiner Bretschneider sind mit ihrem Plan gescheitert, einen eigenen neuen Bau-Geschäftsführer für die Flughafengesellschaft Berlin-Brandenburg einzusetzen. Am Tag vor der Aufsichtsratssitzung am Freitag sickerte durch, dass der ausgewählte Bau-Experte Carsten Wilmsen den Job abgesagt hat. Der bisherige Chef der Bauabteilung des Münchener Flughafens warf das Handtuch, weil es in Kreisen der Gesellschafter Berlin, Brandenburg und Bund Bedenken gegen die Stellenbesetzung gibt.

Найти приличного технического директора после такого демарша в FBB — дело весьма маловероятное. Никому не захочется быть мальчиком на побегушках у правления компании, где пилятся миллиарды евро, а акционеры представляют из себя сборище малокомпетентных политиков.

Насчет названного Далдрупом и Бретшнейдером срока 15 декабря наблюдатели не сильно обольщаются — все уже сбились со счета, сколько раз называлась и отменялась та или иная дата официального запуска аэропорта Вилли Брандта в эксплуатацию. Европейский инвестиционный банк, привлекающий синдицированный кредит до 2 миллиардов евро на достройку аэропорта, хотел бы услышать срок не позднее сентября 2019 года, но никто не удивится, если он уедет куда-нибудь на 2020 год, например. Да и вообще, у компании пока нет даже реального финансового плана — предыдущий был рассчитан на открытие аэропорта не позднее осени 2018 года. Сие означает, что стройке понадобятся еще деньги, а финансовая дыра в текущем балансе уже составляет 500 миллионов евро, как пишут издания Tagesspiegel и Focus:

"Das würde bedeuten: Der BER braucht noch mehr Geld. "Aktuell fehlen daher in den FBB-Kalkulationen rund 500 Millionen Euro".

Публикации по теме строительства аэропорта Вилли Брандта в ФРГ можно посмотреть здесь.

Поддержать блог RDVL

reddevol.com

Берлинский аэропорт Тегель: закрыть нельзя открыть | Главные события в политике и обществе Германии | DW

Этот референдум не имеет юридической силы и скорее был опросом общественного мнения, но его результат однозначен - большинство (56%) проголосовавших жителей Берлина хотят, чтобы в немецкой столице работало два аэропорта, а не один.

Два аэропорта или один?

Сторонники закрытия Тегеля, в первых рядах которых был берлинский Сенат, говорили о том, что бетонный шестиугольник, построенный в 1970-е, безбожно устарел, не соответствует современным требованиям по безопасности и требует миллиардных инвестиций. Городские власти планировали построить на его месте технопарк, а также дешевое жилье, которого так не хватает.

Когда начнет работать новый аэропорт Берлин-Бранденбург, пока не ясно

Но главный аргумент в пользу закрытия Тегеля - разрешение на эксплуатацию нового аэропорта Берлин-Бранденбург (BER) в Шёнефельде на юго-востоке города предписывает обязательное закрытие Тегеля не позднее полугода после введение в эксплуатацию BER.

В свою очередь "фанаты Тегеля”, как окрестили их берлинские СМИ, говорили о том, что новый аэропорт будет перегружен с первого дня работы, и что Тегель мог бы обслуживать порядка 10 миллионов пассажиров год, преимущественно с внутригерманских и европейских рейсов. Сейчас в Тегель выполняют рейсы, среди прочего, авиакомпании S7 (из Москвы и Петербурга) и Utair (из Москвы).

Аэропорт Тегель: старый, но популярный 

Воскресный референдум в Берлине не имеет юридической силы. Однако столичный Сенат вряд ли пойдет против воли большинства - правящий бургомистр Берлина Михаэль Мюллер (Michael Müller) уже заявил, что начнет переговоры с двумя другими собственниками управляющей компании берлинских аэропортов (правительствами Германии и федеральной земли Бранденбург) о возможности пересмотра их позиций по поводу обязательного закрытия Тегеля.

"Спаситель Тегеля" - наглядная агитация сторонников продолжения работы аэропорта

Ибо одностороннее решение о продолжении эксплуатации этой воздушной гавани несет в себе немалые юридические риски - по действующим законам старый аэропорт должен быть закрыт не позднее полугода после открытия нового.

Тегель был открыт в 1948 году на территории западной оккупационной зоны Берлина буквально за три месяца. Несмотря на свою тесноту, он пользуется огромной популярностью среди жителей и гостей Берлина из-за своей близости к центру города (аэропорт расположен в его черте - в 20 минутах на такси от Бранденбургских ворот, что вдвое ближе восточноберлинского Шёнефельда).

Полная неопределенность вокруг нового аэропорта

Новый берлинский аэропорт должен был открыться еще пять лет назад. И в те дни никто и заикнуться не мог о сохранении Тегеля. Напротив, управляющая компания берлинских аэропортов планировала перебросить всю наземную технику за одну ночь из старого аэропорта в новый. Но чем неопределеннее становилась ситуация вокруг нового аэропорта (дата открытия которого до сих пор неизвестна), тем громче стали раздаваться призывы сохранить Тегель.

К тому же выяснилось, что проектировщики нового аэропорта ошиблись в расчетах и что он будет слишком мал. В результате берлинское отделение Свободной демократической партии Германии (СвДП) сделало из судьбы аэропорта политическую кампанию, направленную против правящей в городе коалиции социал-демократов, "зеленых" и экс-коммунистов из Левой партии. Кампанию поддержала бюджетная ирландская авиакомпания Ryanair, планирующая расширять присутствие на рынке Германии.

Плакат в защиту Тегеля, оплаченный авиакомпанией Ryanair

Активисты партии собрали достаточно подписей для выноса вопроса на референдум - и план сработал. 9 из 12 берлинских районов проголосовали за сохранение Тегеля. И теперь столичные либералы требуют конкретных мер от Сената - в частности, начала переговоров по изменению генерального плана развития региона Берлин-Бранденбург, предусматривающих наличия одного аэропорта, а не двух. Кроме этого, звучат призывы пересмотреть отзыв разрешения на эксплуатацию Тегеля и запланировать дополнительные средства на защиту жителей прилегающих к аэропорту районов от шума пролетающих лайнеров.

Но поскольку третьим собственником управляющей компании является правительство Германии, раньше января переговоры по существу не начнутся - формирование новой правительственной коалиции в стране может продолжиться, по словам Ангелы Меркель (Angela Merkel), "до Рождества".

Что будет с Air Berlin?

Тем временем на утро после референдума администрация берлинских аэропортов опубликовала свежие цифры роста пассажиропотока - с января по август 2017 года он увеличился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Скачок в действующем с гэдээровских времен аэропорте Шёнефельд составил целых 16%, рост в Тегеле - 1,9%.

Споры о судьбе Тегеля проходят на фоне полной неопределенности по вопросу дальнейшей судьбы Air Berlin - обанкротившейся в августе второй по величине авиакомпании Германии. Решение о том, кому достанутся самолеты, слоты и экипажи Air Berlin ожидается в ближайшие дни.

По неподтвержденной официально информации, большая часть ближнемагистрального флота может перейти в собственность Lufthansa. Новость об этом уже вызвала бурные протесты среди авиакомпаний, также претендующих на покупку Air Berlin целиком или по частям. Они обвинили министерство экономики Германии в сговоре с Lufthansa, направленном на увод ликвидных активов Air Berlin в крупнейшую авиакомпанию страны - и тем самым дальнейшую монополизацию авиарынка ФРГ.

Cмотрите также:

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Десятки тысяч строительных изъянов

    Изначально открытие аэропорта было намечено на 30 октября 2011 года. Но оно не состоялось - в том числе из-за банкротства проектной фирмы. Дату открытия переносили четыре раза: то из-за проблем в системе противопожарной безопасности, то из-за угрозы обрушения крыши. Десятки тысяч строительных изъянов мешали реализации престижного проекта. Теперь открытие аэропорта планируется на конец 2017 года.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Противопожарная безопасность

    Самой большой проблемой стала система противопожарной безопасности. Хотя требования в этой сфере, действующие в ФРГ, считаются строгими, выявленные недочеты нельзя оправдать излишней бюрократией. Так, с самого начала возникли неполадки в работе системы вытяжной вентиляции. Это была ошибка архитекторов, которые хотели провести вытяжку под зданием аэропорта. Устранение дефектов стало затратным.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Кабельная путаница

    Еще одной проблемой с точки зрения безопасности стало большое число беспорядочно проложенных кабелей. Для дооснащения терминалов потребовалась прокладка новых кабельных линий, в итоге выделенные трассы оказались перегружены. Это повышает риск перегрева, что в свою очередь может привести к пожару. К тому же, как выяснилось, большинство кабелей были проложены без должного согласования.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Слишком короткие эскалаторы

    После многочасового перелета пассажиры хотят быстро и без лишних усилий добраться до дома. Но тем, кто поедет из аэропорта BER поездом, к сожалению, придется самим нести багаж. Дело в том, что эскалаторы, ведущие от терминала вылета к подземному вокзалу, оказались слишком короткими. Кроме того, изначально было запланировано слишком мало багажных лент.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    "Неправильные" деревья

    Еще одна проблема: на территории аэропорта были неправильно посажены ни много ни мало 1036 деревьев, при заказе которых, как сообщают СМИ, был выбран не тот сорт. Так, вместо "липы сердцевидной или обыкновенной" из Германии была высажена липа усовершенствованного типа из Голландии. В итоге 600 "неправильных" деревьев были выкорчеваны. В выигрыше остались, пожалуй, только сорняки.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Неверная маркировка

    В новом берлинском аэропорту – около 4 тысяч помещений. Как выяснилось, почти треть из них была снабжена неверными табличками и описаниями – вплоть до того, что дверях были указаны не те номера. Причиной стали ошибки в согласовании, возникшие в ходе постоянных перепланировок.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Мегапрестижный и сверхдорогой

    Предполагалось, что новый берлинский аэропорт BER станет для немецкой столицы объектом престижа. Удастся ли это, покажет будущее. Но уже сегодня ясно одно: расходы на мегапроект в итоге будут гораздо выше, чем планировалось изначально. Так, согласно официальным данным, затраты на строительство на сегодняшний день уже составили 5,4 млрд евро, вместо заложенных в смету двух.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Скандалы вокруг сотрудников

    Критики считают, что главная причина проблем, сопровождающих проект BER, связана со скандалами вокруг бывшего технического директора и бывшего главного инженера системы противопожарной безопасности аэропорта. Первый был осужден за получение взяток на сумму около полумиллиона евро. Второй же, как выяснилось уже после его увольнения, был не дипломированным инженером, а всего лишь чертежником.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    "Утрата чувства реальности"

    За последние три года сменилось четыре руководителя по реализации проекта аэропорта, среди которых был также Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn) (слева), экс-глава железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, в итоговом отчете которого говорится о "коллективной утрате чувства реальности".

    Автор: Вера Керн, Ольга Мищенко

www.dw.com

Глава компании по строительству берлинского аэропорта BER ушел в отставку | Новости из Германии о Германии | DW

Председатель правления управляющей компании, отвечающей за строительство нового берлинского международного аэропорта Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (BER), Карстен Мюленфельд (Karsten Mühlenfeld) досрочно покидает свой пост. Об этом в понедельник, 6 марта, сообщила газета Der Tagesspiegel на своем сайте в интернете.

По ее данным, в выходные Мюленфельд подписал документы, подтверждающие, что действие договора с ним досрочно прекращено. На его отставке настаивали в первую очередь правящий бургомистр Берлина Михаэль Мюллер (Michael Müller), по совместительству занимавший должность председателя наблюдательного совета компании, а также федеральное правительство Германии. В качестве причины подобного решения называется "утрата доверия". Преемником Мюленфельда станет статс-секретарь по вопросам работы аэропортов при бургомистре Берлина Энгельберт Лютке Дальдруп (Engelbert Lütke Daldrup), передает dpa. Также, по информации агентства, Мюллер выходит из состава наблюдательного совета компании.

Строительство аэропорта BER, совладельцами которого являются федеральные земли Берлин, Бранденбург и правительство Германии, началось в 2006 году. Его открытие, изначально запланированное на 2012 год, уже неоднократно переносили из-за различных технических и строительных недостатков, особенно в сфере пожарной безопасности. Это один из самых проблемных долгостроев ФРГ. По данным СМИ, в эксплуатацию новая воздушная гавань столицы Германии, вероятно, будет введена лишь в 2018 году.

Смотритетакже:

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Десятки тысяч строительных изъянов

    Изначально открытие аэропорта было намечено на 30 октября 2011 года. Но оно не состоялось - в том числе из-за банкротства проектной фирмы. Дату открытия переносили четыре раза: то из-за проблем в системе противопожарной безопасности, то из-за угрозы обрушения крыши. Десятки тысяч строительных изъянов мешали реализации престижного проекта. Теперь открытие аэропорта планируется на конец 2017 года.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Противопожарная безопасность

    Самой большой проблемой стала система противопожарной безопасности. Хотя требования в этой сфере, действующие в ФРГ, считаются строгими, выявленные недочеты нельзя оправдать излишней бюрократией. Так, с самого начала возникли неполадки в работе системы вытяжной вентиляции. Это была ошибка архитекторов, которые хотели провести вытяжку под зданием аэропорта. Устранение дефектов стало затратным.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Кабельная путаница

    Еще одной проблемой с точки зрения безопасности стало большое число беспорядочно проложенных кабелей. Для дооснащения терминалов потребовалась прокладка новых кабельных линий, в итоге выделенные трассы оказались перегружены. Это повышает риск перегрева, что в свою очередь может привести к пожару. К тому же, как выяснилось, большинство кабелей были проложены без должного согласования.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Слишком короткие эскалаторы

    После многочасового перелета пассажиры хотят быстро и без лишних усилий добраться до дома. Но тем, кто поедет из аэропорта BER поездом, к сожалению, придется самим нести багаж. Дело в том, что эскалаторы, ведущие от терминала вылета к подземному вокзалу, оказались слишком короткими. Кроме того, изначально было запланировано слишком мало багажных лент.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    "Неправильные" деревья

    Еще одна проблема: на территории аэропорта были неправильно посажены ни много ни мало 1036 деревьев, при заказе которых, как сообщают СМИ, был выбран не тот сорт. Так, вместо "липы сердцевидной или обыкновенной" из Германии была высажена липа усовершенствованного типа из Голландии. В итоге 600 "неправильных" деревьев были выкорчеваны. В выигрыше остались, пожалуй, только сорняки.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Неверная маркировка

    В новом берлинском аэропорту – около 4 тысяч помещений. Как выяснилось, почти треть из них была снабжена неверными табличками и описаниями – вплоть до того, что дверях были указаны не те номера. Причиной стали ошибки в согласовании, возникшие в ходе постоянных перепланировок.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Мегапрестижный и сверхдорогой

    Предполагалось, что новый берлинский аэропорт BER станет для немецкой столицы объектом престижа. Удастся ли это, покажет будущее. Но уже сегодня ясно одно: расходы на мегапроект в итоге будут гораздо выше, чем планировалось изначально. Так, согласно официальным данным, затраты на строительство на сегодняшний день уже составили 5,4 млрд евро, вместо заложенных в смету двух.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    Скандалы вокруг сотрудников

    Критики считают, что главная причина проблем, сопровождающих проект BER, связана со скандалами вокруг бывшего технического директора и бывшего главного инженера системы противопожарной безопасности аэропорта. Первый был осужден за получение взяток на сумму около полумиллиона евро. Второй же, как выяснилось уже после его увольнения, был не дипломированным инженером, а всего лишь чертежником.

  • Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

    "Утрата чувства реальности"

    За последние три года сменилось четыре руководителя по реализации проекта аэропорта, среди которых был также Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn) (слева), экс-глава железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, в итоговом отчете которого говорится о "коллективной утрате чувства реальности".

    Автор: Вера Керн, Ольга Мищенко

www.dw.com

Новый аэропорт Берлина: сюда не летают самолеты

Этот пожилой джентльмен — Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn), глава немецкой государственной компании-оператора FBB (Flughafengesellschaft Berlin Brandenburg — Flughafen Berlin Brandenburg GmbH), строящей уже девятый год новый и сияющий мега-аэропорт Берлина имени Вилли Брандта (BER). У Медорна есть небольшие проблемы: в его компании крадутся миллиарды евро, сроки сдачи важнейшего аэропорта Германии перестали даже переноситься, а недруги давят на него с целью досрочно отправить дедушку в отставку.

Летом прошлого года мы подробно рассказывали о том, как обстоит дело с коррупцией в Германии на примере строительства этого замечательного и чудесного аэропорта  Долгострой ведет FBB, акции которой принадлежат федеральному правительству Германии, городу-герою Берлину и земле Бранденбург. Вкратце лишь два факта: первоначально аэропорт, который должен придти на смену старым и тесным воздушным гаваням германской столицы еще в 2011 году, стоил около 1,7 миллиарда евро. Сейчас его стоимость составляет около 5,4 миллиардов евро, а вокруг срока сдачи аэропорта распространяются слухи один другого краше.

До начала прошлого года режущие, как всем известно, правду-матку немецкие СМИ внимания на бардак и коррупцию при строительстве этого аэропорта дружно не обращали, но весною вдруг внезапно выяснилось, что технический директор FBB Йохен Гроссманн (Jochen Großmann) запалился на… вымогательстве 350 тысяч евро от одной из нидерландских компаний. Негодяй был отстранен от должности, в отношении него было проведено расследование, и уже осенью он был приговорен к 1 году тюрьмы условно и 200 тысячам евро штрафа. Плюньте в глаза тому, кто говорит, будто на Западе процветает такая коррупция, которая и не снилась Путинленду. Преемником Гроссмана на посту технического директора FBB стал… его приятель, представитель компании Siemens Йорг Маркс (Jörg Marks).

— Вот они, плоды нашей политики нулевой терпимости к коррупции! — радостно провозгласил по итогам разбирательства этого «крупнейшего коррупционного скандала» (это не юмор, например, так пишет Der Tagesspiegel и другие СМИ) Хартмут Медорн. Строительная мафия отстрелила «хвост» в виде стрелочника Гроссмана и «коррупции более нет».

В реальности на строительстве этого аэропорта «освоены» уже миллиарды евро, при этом объект до сих пор никак не может быть достроен. Более того, бундестагу и министерству транспорта ФРГ за все годы так и не удалось провести аудит этой стройки. Это притом, что проект считается одним из ключевых в Германии, его курируют помимо муниципальных властей Берлина и земельных Бранденбурга непосредственно федеральный бундестаг, партии СДПГ, Зеленые, ХДС/ХСС и канцлер ФРГ Ангела Меркель (справа от нее Медорн):

В декабре под нажимом бундестага Медорн заявил, что все же планирует покинуть свой пост председателя совета FBB … но не ранее 30 июля 2015 года, то есть, по истечению контракта.  И никакого досрочного ухода. Одновременно с этим внезапно (как всегда) выяснилось, что для достройки аэропорта хотя бы к 2017 году потребуется дополнительное финансирование. Сколько — пока неизвестно, но, скорее всего, речь идет еще об 1,1 миллиарде евро, которые рачительные немцы хотят получить от Евросоюза. Медорн клятвенно пообещал открыть воздушную гавань где-то между июлем и сентябрем 2017 года, а поскольку аппетит приходит во время еды, заодно предложил не прекращать там всем полюбившуюся стройку и забацать дополнительный терминал стоимостью в 177 миллионов евро и способный принимать еще до 8-10 миллионов пассажиров в год. Нет, ну а что такого? Строить так строить.

Глава транспортного комитета бундестага Германии Мартин Буркерт (Martin Burkert) отреагировал на планы открыть аэропорт Вилли Брандта под Берлином в 2017 году более скептично:

— Ich gehe davon aus, dass der Betrieb nicht vor 2018 aufgenommen werden kann (Я исхожу из того, что ввод в эксплуатацию до 2018 года вообще не возможен), — заявил он изданию Die Welt. По его мнению, только планирование достройки аэропорта продлится до середины 2015 года, а для теста системы удаления дыма из здания вокзала потребуется 9 месяцев (эта система стала настоящим бичем строительства аэропорта, кстати).

Так что, когда будет достроен злополучный мега-аэропорт Берлина, способный принимать в год до 27-28 миллионов пассажиров, будет ли он вообще достроен, куда ушли деньги, выделенные на него, были ли они израсходованы целевым способом, почему высокопоставленные чиновники государственной компании вымогают взятки, в транспарентной и прозрачной Германии никому не известно. Пока идет возня за новые бюджеты и кресла в Наблюдательном совете компании-оператора FBB. А пассажиры и самолеты как-нибудь в старых аэропортах перекантуются.

resfed.com


Смотрите также