Дошкольное образование в германии


Дошкольное образование в Германии

Дошкольное воспитание в Германии имеет более чем 200-летнюю традицию

Его возникновение связывают с появлением гражданской концепции семьи во второй половине ХVIII века. Ядро концепции—стимулирование внутрисемейного климата, поддержание тёплых отношений прежде всего между матерью и ребёнком. «Семья», «детство», «мать», «отец» находились в центре этой концепции.

По мере развития промышленности в Германии и увеличивающейся занятости родителей на производстве, начиная с ХIХ века, открываются первые детские сады для детей младшего возраста.

Их основная задача—присмотр за детьми, пока их родители заняты на работе. О педагогической поддержке детей речь пока не велась. Для буржуазии открывались специальные учреждения по подготовке их детей младшего возраста к школе.

Открытые в 1840 году по инициативе немецкого педагога Ф.Фрёбеля (1782-1852) первые воспитательные учреждения для детей младшего возраста стали называться детскими садами. Концепция о педагогических основах игровой деятельности с детьми в таких садах рассматривалась им вначале как модель для матерей и не предполагала создания специального детского сада.

Однако вскоре его идеи гармонии духа и тела, свободы и самодеятельности малышей оказались столь привлекательными, что на протяжении ХIХ века появились детские сады как в самой Германии, так и за ее пределами. Субъектами их создания изначально стали церкви и общественные коммунальные учреждения, общины, объединения, благотворительные организации.

В 1933 году развитие детских садов приостановилось.

Во времена Третьего Рейха на смену различным благотворительным организациям, под патронажем которых находились многочисленные детские сады, пришли так называемые «народные благотворительные организации» национал-социалистов А.Гитлера. Из-за женской безработицы закрылись многие детские сады.

После окончания Второй мировой войны дошкольное воспитание в ФРГ и ГДР пошло по разным направлениям.

ФРГ продолжила традиции дошкольного воспитания, существовавшие в период Веймарской Республики (1922—1933). К примеру, принятый в 1952 году закон о молодёжной благотворительности полностью совпал с аналогичным законом 1922 года.

В законе о детях и молодёжи в 1990 году было сохранено положение о том, что субъектами, отвечающими за деятельность детских садов, остаются церковные, общественные и другие благотворительные организации.

Проблемы дошкольного образования всегда оставались приоритетными для общественности ФРГ.

Так, в 60-е годы, одновременно с началом школьной реформы, в стране прошла дискуссия о важности дошкольного воспитания в подготовке детей младшего возраста к школе, подробно обсуждались компенсаторские возможности воспитания в детском саду, особенно для детей из социально неблагополучных семей.

Тем более, что и за пределами Германии в этот период проходила дискуссия о возможном начале школьного обучения детей с 5 лет. Но все это осталось на уровне дискуссий, хотя детские сады получили в ФРГ значительный импульс в динамике своего развития. К примеру, если в 1960 году места в детских садах гарантировались только для 30 % детей от 3 до 6 лет, то в 1994 году (после объединения Германии)—уже для 70 %. Сразу же оговоримся, что такое увеличение мест в детских садах стало следствием присоединения тех детских учреждений, которые имелись в бывшей ГДР. Здесь степень обеспеченности яслями и детсадами увеличилась с 20,5% в 1950 году до 94% в 1988 году. Расходы по их содержанию государство, в основном, брало на себя.

В соответствии с законом о детях и молодёжи, принятым 26.06.1990г., на всю территорию Германии после её объединения распространилось правовое регулирование деятельности детских яслей и садов. На основании этого закона все земли ФРГ издали свои собственные, впоследствии вновь уточнённые на базе закона о помощи детям и молодёжи, принятого от 27.07.1992 г.

К дошкольной области в ФРГ относятся все детские учреждения для детей младшего возраста, находящиеся в компетенции деятельности любых общественных институтов, принимающих детей с трёх до шести лет (до поступления в школу).

Дети до трёх лет могут посещать детские ясли или разновозрастные (смешанные) группы (altersgemischte Gruppe) в детских садах от трёх до шести лет. В некоторых землях (главным образом, новых) создана, а точнее, сохранена (ещё со времён ГДР) возможность отдавать детей в детские сады с четырёх месяцев. По вышеназванному закону дети воспитываются в группах. Воспитателем группы назначается лицо с высшим педагогическим образованием, а помощник воспитателя—няня—со средним или начальным педагогическим образованием.

В соответствии с законом о помощи детям и молодёжи от 1996 года перед учреждениями дошкольного воспитания ФРГ поставлена задача развивать у детей самостоятельность, ответственность перед обществом, обслуживать, образовывать и воспитывать их. Дошкольное учреждение должно компенсировать недостатки семейного воспитания, предоставлять детям наилучшие условия для их развития. Благодаря играм и другим занятиям с детьми они вводятся в мир групповой деятельности в целях подготовки к обучению в школе.

Для образования детей, в интересах их подготовки к школе в старших группах определяются необходимые предметы для обучения в виде уроков на неделю. Для развития детей трёх-шести лет предусматриваются различные виды деятельности по стимулированию их нравственных и физических качеств, эмоций и социальных переживаний, самостоятельности, для привыкания к режиму дня, привития основных правил гигиены.

Немецкие педагоги, руководствуясь соображениями профессиональной свободы, исходя из собственной мировоззренческой, духовной, религиозной и педагогической направленности, организуют работу с детьми и их родителями.

В последнее время в дошкольном воспитании Германии многое делается для совершенствования программно-методического обеспечения.

Здесь центральной является задача ситуативно-обусловленного социального обучения. Ставится важнейшая цель: сделать детей способными к автономным, компетентным действиям, особенно в важнейших для них жизненных ситуациях. Это не исключает регулярные наблюдения педагогов за развитием детей, встречи с их родителями. Игровые занятия остаются основным методом работы с детьми младшего возраста. Кроме федеральной педагогической концепции воспитания дошкольников, в Германии имеют место вальдорфские и монтессоровские детские сады, работающие на основе собственных концепций и методов.

В детских дошкольных учреждениях Германии не предусматривается выставление оценок за выполнение детьми различных заданий. Все проблемы развития детей решаются с родителями и с самими детьми в группах.

Для подготовки пятилетних детей к школе, по желанию родителей, в некоторых землях открываются подготовительные классы (Vorklassen). Занятия в них проводятся в виде игр, на добровольной основе и не дублируют программу первого учебного года в начальной школе.

Детские сады при школах принимают детей, достигших шести лет, но не готовых по тем или иным причинам посещать школу.

Подготовительные классы с пятилетками организационно связаны с начальной школой. Цель работы детского сада с шестилетками при школе в том, чтобы создать предпосылки для здорового, нормального развития сознания, воли, чувств своих воспитанников. Эта цель достигается благодаря индивидуальной работе по стимулированию способностей, физическому воспитанию, пробуждению и развитию произвольного внимания таких детей.

Особое значение придаётся в контексте рассматриваемой проблемы обучению детей с физическими и умственными особенностями. Дети с особенностями в развитии посещают так называемые поддерживающие детские сады (Förderkindergärten). В интегративные детские сады (integrative Kindergärten) принимают детей здоровых и с отклонениями от нормы.

В качестве альтернативных структур дошкольного образования в Германии можно назвать частные формы, когда возможно воспитание детей (от одного до нескольких человек) в отдельных частных квартирах на дому.

Таким образом, приоритетным направлением дошкольного воспитания в Германии остаётся свобода субъектов, в ведении которых находятся  детские дошкольные  учреждения. В их основе — принципы гуманизма, единства национального и общечеловеческого, педагогической свободы воспитателей.

При этом в будущей трансформации дошкольного воспитания Германии важнейшими тенденциями по-прежнему остаются воспитательная ситуация, цель воспитания и воспитательный процесс.

М. Арсеньева

vscolu.ru

Система образования в Германии. Дошкольное образование в Германии :: SYL.ru

Германия – страна, которая весьма популярна у тех граждан, которые хотели бы эмигрировать. Так как переехать в другое государство зачастую получается только в зрелом возрасте, люди к этому времени успевают обзавестись семьей и ребенком (а зачастую и не одним). Разумеется, их крайне интересует система образования в Германии, так как практически все хотят дать своим отпрыскам достойный старт в будущую жизнь.

Основные сведения

Вообще, немецкая образовательная система довольно-таки стандартная, так как в ней имеется всего три ступени: высшая, средняя и низшая. На всех уровнях имеются частные и государственные учреждения, хотя последних намного больше (хотя это правило и не касается детских садов).

Внимание! Основное правило, которое предполагает система образования в Германии, простое: «Каждый ребенок должен посещать школу». И если у вас нет справки от врача, то ваш отпрыск обязан будет идти в школу, пусть даже вместе с полицейским. А потому в случае любого недомогания, которое может привести к временной нетрудоспособности, нужно обязательно обращаться в медицинское учреждение и получать там соответствующий документ. Нарушение этого правила опять-таки чревато крупными штрафами.

За любое (!) правонарушение ребенка ответственность несет не он, а его родители. Если ваш отпрыск что-то натворил в школе, то конкретно ему за это ничего не будет.

Дошкольное времяпрепровождение

Если вы привыкли к нашим детским садам, в которых ребенка худо-бедно научат считать и даже писать некоторые буквы (не говоря уже о лепке и прочем рукоделии), то вас ждет большое разочарование. Во-первых, практически все дошкольные учреждения частные. Конечно, встречаются и государственные, но бывает это не так уж и часто.

Во-вторых, все они платные. Причем затраты на детский садик вполне бывают сопоставимы с суммами, которые впоследствии вы выложите за образование своего ребенка. Кроме того, в Германии чрезвычайно приветствуется пунктуальность: даже если вы опоздали всего на одну минуту, вам придется выплачивать штраф. Проще говоря, дошкольное образование в Германии – удовольствие не из дешевых.

График работы

Не забывайте, что здесь нет и детских садов, в которых ребенка можно будет оставить на весь день. Есть строго ограниченные «абонементы» по времени: с 9.00 до 12.00, с 12.00 до 16.00 и т. д. Вы наверняка догадались, что последует за опозданием, когда вы не можете забрать ребенка в указанное время… Штрафы, конечно же.

Наконец, вопрос с питанием. В немецких садиках нет полноценного горячего питания как такового (вспомним о времени посещения). А потому каждого своего отпрыска приходится «комплектовать» еще и контейнером с легким перекусом. Это важно, поэтому об этом лучше не забывать.

Важные пояснения

Думаете, почему предыдущий подзаголовок назван «времяпрепровождением»? Увы, но дошкольное образование в Германии отсутствует именно в плане «образования». В детском саду детей ничему не будут учить. Вообще. Даже банальной лепке.

Немцы считают, что в детстве ребенок должен «наиграться всласть», так что дети в Германии не вынуждены с раннего детства зубрить два-три языка и ежедневно посещать музыкальную школу. Более того, если вы сами начнете обучать ребенка, и об этом станет известно ювенальной полиции, то вам будут грозить крупные неприятности.

Так что садик – вопрос достаточно спорный. Конечно, маленьких немцев водят на экскурсии, играют с ними (но далеко не всегда, все зависит от воспитателя), но за это приходится немало платить. Если уж у вас есть средства, тот лучше сразу же нанимать няню.

Сколько можно учиться?

Если говорить о законодательстве, то оно предписывает всем без исключения детям учиться до девяти классов. После этого уже сам ребенок может выбирать свой дальнейший путь в жизни. Вот общие требования, которые предъявляет система образования в Германии.

Время посещения занятий

Второй смены нет вообще: все посещают школу исключительно в дообеденное время. Начинаются занятия в восемь утра, а заканчиваются приблизительно в час дня. Только лишь в некоторых старших классах имеются также и дневные занятия. Впрочем, все далеко не так строго: нередко бывает так, что оба родителя попросту не в состоянии забирать ребенка из школы в час, так как они допоздна работают. На этот случай существуют специальные «группы продленного дня». Там детей кормят и даже помогают делать домашние задания.

Каникулы здесь довольно частые, но короткие. Периоды учебы варьируются от трех до пяти недель. Каникулы длятся от недели до двух месяцев летом.

Важно! В Германии на законодательном уровне запрещено оставлять ребенка дома одного вплоть до его девятилетия. Так что на время каникул вам или придется нанимать все ту же няню, или же самим выходить в отпуск по очереди/становиться домохозяйкой (домохозяином). Наказания за нарушения этого закона очень строгие, лучше не рисковать. В этом система образования России и Германии сильно отличается.

Когда начинается учеба?

Как правило, день начала занятий определяется в каждой немецкой земле по отдельности, но чаще всего учеба начинается приблизительно на второй неделе сентября. Впрочем, каждый федеральный субъект самостоятельно составляет также и график каникул в школах. Учтите, что на время отдыха стоимость путевок на туристические курорты по всей Европе взлетает едва ли не в два раза.

В общем, туристические компании пользуются строгими школьными правилами (нельзя пропускать без уважительной причины) в своих интересах.

О разделении детей и школ…

Заметим, что в немецких школах дети-инвалиды в большинстве своем обучаются на общих основаниях, в тех же самых классах. Конечно, это относится только к тем из них, чье заболевание носит лишь только физический характер. Если же у ребенка имеются проблемы с психическим развитием, он будет обучаться в специальной школе, причем за ее посещение платит муниципалитет. Вообще, бесплатное образование в Германии распространено только на уровне школ: за вуз вам придется платить в большинстве случаев, да и за «подтягивание» предметов для поступления в гимназию нужно будет раскошеливаться.

Как мы уже и говорили, существуют частные и государственные школы. Частных намного меньше, причем все они платные. Что касается общественных школ, то за обязательное обучение в них платить не нужно. Это обязанность как государства в целом, так и того федерального субъекта, в котором эта школа находится.

Начало обучения, оценочная система

Проще говоря, система образования в Германии предполагает начало нормальной учебы с шести лет. Первый этап, во многом схожий с нашей начальной школой, называется Grundschule. По времени этот отрезок занимает что-то около четырех-шести лет. После этого родители детей должны принимать решение о том, куда же их отпрыски пойдут дальше.

Решение это чаще всего принимается на основании тех оценок, которые ученик получал в начальной школе. Особая статья – оценки, которые в этих краях ставятся по шестибалльной системе. Наилучшей оценкой является… единица, но получить ее весьма непросто. Проще говоря, она соответствует оценке 5+ в отечественной школе. Чаще всего в первых двух классах оценок нет, так как школьные психологи считают их вредными для развития самооценки детей. И только лишь с третьего класса начинается «взрослая» учеба, с получением оценок и сдачей контрольных работ.

В принципе, история образования Германии помнит о времени ГДР, когда с этим все было куда строже. Даже старшее поколение, которое в то время жило в ФРГ, признает, что «советские немцы» зачастую получали куда лучшее образование, из них выходили отменные технические специалисты. Так что вопрос о необходимости оценок до сих пор весьма остро стоит во многих федеральных землях.

Основная школа

Уже после четвертого класса ваш ребенок может начать посещать основную школу (Hauptschule). Там нужно учиться до девятого класса в обязательном порядке, после чего от обучения можно отказаться, получив только лишь самое низшее образование. Чаще всего те, кто идут в основную школу, после ее окончания идут получать рабочие специальности. К слову, профессиональное образование в Германии получают в Berufschule. Проще говоря, уровень преподавания здесь не слишком высок: обучаемым дают только лишь ту информацию, которая действительно может пригодиться им в повседневной жизни.

Разумеется, такими знаниями довольствуются далеко не все школьники. Если ваш ребенок из таких, то ему следует идти в Realschule. Если перевести этот термин буквально, то получится «настоящая школа». Учиться здесь начинают с шестого класса.

Здесь качество образования куда выше, преподают намного более сложные (но все равно практичные) предметы. К примеру, наряду с алгеброй и другими уроками там могут преподавать метод слепой десятипальцевой печати на компьютере. Это наш аналог среднего образования, учиться здесь нужно до десятого класса.

Гимназия и «колледж»

Если в четвертом классе в табеле ученика стоят исключительно «двойки» и «единицы» (что говорит о его очень высокой успеваемости), то он имеет право получать образование в гимназии. В принципе, гимназическая нагрузка в Германии вполне сопоставима с той, которую привыкли получать российские школьники. Тут на действительно нормальном уровне изучают физику и химию, несколько иностранных языков и т. д. Эта ступень длится вплоть до 12 или 13 класса.

Последние два года называются колледжем. В этом время происходит дифференциация школьников по предпочитаемым им предметам. К примеру, если вам очень нравится физика, и вы делаете в ее изучении немалые успехи, вы на законных основаниях сможете уделять больше времени именно этому предмету, пусть даже в ущерб всем остальным. В принципе, в разных школах разные правила, но чаще всего от нелюбимых предметов можно отказаться вообще. Разумеется, от самых важных уроков (пусть даже и нелюбимых) отказаться не выйдет при всем желании.

Словом, качество образования в гимназии самое высокое.

Подготовка к вузу

К концу колледжа ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, объем которой составляет приблизительно 30 листов. Это официальная подготовка к студенческим временам. Да-да. Те ученики, которые смогли окончить гимназию, получают так называемый «Абитур» - документ, который дает право на поступление в вуз. Как правило, его получают в возрасте 18-19 лет. Но нередко бывает так, что даже в 40-50 лет многие добропорядочные бюргеры по тем или иным причинам оказываются вынужденными получать высшее образование и поступают в гимназию (на вечернее отделение, как правило).

В принципе, нет ничего сверхъестественного в получении абитура и после других видов школ. Но это чаще относится к выходцам из бывшего СССР: немцы, которые учились только в Realschule, попросту не имеют того багажа знаний, который необходим для сдачи экзамена.

В принципе, для многих немцев именно абитур и является основной целью всего школьного образования. Его получение является аналогом нашего «аттестата зрелости». Это событие ими отмечается куда пышнее, нежели даже Рождество. Как правило, весь класс «закатывается» на пару недель на какой-нибудь курорт, где молодежь с размахом отмечает свое вступление во взрослую жизнь.

Что же касается образования в вузе, то ничего особенного в нем нет. Дело в том, что система высшего образования в Германии подразумевает тот же самый бакалавриат и магистратуру, которые в последние пять лет используются и в наших учебных заведениях. Имеются некоторые отличия в оценочной системе, но в целом все схоже.

Пятиминутка критики

Сами немцы признают, в Германии школьное образование (что Realschule, что Hauptschule) – отсечение от самой возможности обучения в вузе большей части учеников. Суровая статистика гласит, что дети из малообеспеченных семей имеют в три раза меньше шансов поступить в вуз (на деле все куда хуже). Именно к этой категории относятся и дети эмигрантов, которым из-за плохого знания немецкого редко дают рекомендации на перевод в гимназию.

Вывод

Отсюда следует простое правило: если вы прибыли на ПМЖ в Германию с ребенком, то он должен учить немецкий хоть целый день. Без этого о нормальном образовании можно даже не мечтать.

Кстати, то же самое относится и к молодым людям, которые хотят учиться в немецком вузе: даже если вы идеально знаете «международный» английский, здесь это никого не волнует. Все лекции по более-менее важным предметам идут именно на немецком, поблажек иностранцам никто делать не будет. В принципе (хоть это и не по теме статьи), все то же самое относится и к Франции.

Словом, все внимание следует направлять только на гимназию! Только она дает реальный шанс на бесплатное поступление в вуз. Вот чем характеризуется система школьного образования в Германии.

www.syl.ru

Особенности дошкольного образования в Германии

Система дошкольного образования в Германии существенно отличается от системы дошкольного образования стран Восточной Европы. Подготовка к школе в Германии не является обязательным этапом, а цены на получение дошкольного образования порой достигают астрономических размеров. Именно поэтому многие немцы предпочитают нанять няню для своего ребенка, чем водить его в садик.

Многим немцам знакома проблема со свободными местами в детсадах. В очередь на место в саду порой приходится становится с рождения ребенка. И даже это не дает гарантии поступления ребенка в ясли или детский сад. Во многих землях, кстати, предусмотрены определенные льготы для детей иммигрантов. 

Какие этапы предполагает дошкольное образование в Германии? Как проходить процедура поступления? И сколько стоит посещение детского сада? На эти вопросы нашли ответы специалисты платформы для бронирования обучения по всему миру BookYourStudy.

Институты дошкольного образования в Германии

В Германии существует 4 института дошкольного образования.

Ясли (Kinderkrippe). Самая первая ступень системы образования в Германии. Ясли могут посещать дети от 2 месяцев до 3 лет. В них малышей приучают к горшку, учат говорить, тренируют моторику, регулярно кормят с соблюдением режима.

Детский сад (Kindergärten). Сеть дошкольных учреждений образования, работающая с детьми от 3 до 6 лет. Чем-то Kindergärten похожи на детские сады в Беларуси или России. Но есть в них и несколько сущетсвенных отличий. Во-первых, большинство из них представлено частными учреждениями со своими правилами и порядками. Владелец такого заведения сам имеет право установить режим работы, а также определяет размер оплаты и внутренний распорядок дня.

Во-вторых, детские садики в Германии не относятся к министерству образования. Главная их цель – присмотреть за детьми, пока родители заняты. А образовательные программы – это дополнительный бонус, за который чаще всего приходится доплачивать. Другими словами, в таком детском садике ребенок никак не может подготовиться к поступлению в школу, если родители дополнительно не оплатят работу педагогов.

Дошкольные классы (Vorklassen). В дошкольных классах как раз занимаются подготовкой ребенка к поступлению в школу. В них разучиваются базовые знания и навыки, которые требуются при вступительном экзамене. Обычно в них занимаются дети от 5 лет.

Детский сад при школе (Schulkindergärten). Практически, этот институт занимается тем же, чем и предыдущий. Отличие между ними одно, но довольно существенное. Schulkindergärten работают при конкретных образовательных учреждениях. И в основном готовят детей к поступлению в конкретную школу. Например, родители отдают своего ребенка в детский сад при школе №6. После успешного окончания этого детского садика ребенок может автоматически поступить в школу №6, без предварительных испытаний. В детских садиках при школах также обучаются дети 5-6 лет.

Оба этих института, Vorklassen и Schulkindergärten, примыкают либо к дошкольному сектору образования, либо к начальному. Это зависит от особенностей законодательства каждой земли. Чаще всего их посещение также необязательное. Но в отдельных землях существуют законы, которые приписывают с определенного возраста сделать обучение для отстающих детей в этих институтах обязательным.

Процедура поступления

Ясли. Несмотря на поддержку со стороны государства, сегодня яслей в Германии критически не хватает. Многие семьи записываются на получение места еще во время беременности.

Для поступления в ясли необходимо связаться с администрацией образовательного учреждения и договориться о встрече. На встрече нужно предоставить пакет документов: справки с места работы родителей, сертификат о прививках, медицинскую карту (различные учреждения могут потребовать дополнительные документы). После этого ребенок вносится в длинный список ожидания на свободное место. Теоретически, можно подать документы сразу в несколько яслей, но в некоторых землях делать это запрещено.

Если мест нет, то можно попытаться обратиться в органы попечения несовершеннолетних по месту жительства. Обычно для них оставляют небольшой резерв в каждом образовательном учреждении. На встречу с представителем органов также необходимо принести все вышеперечисленные документы.

Нужно отметить, что в Германии полностью оплачиваемый декретный отпуск составляет всего 14 недель. 

Детский сад. С детскими садами ситуация не намного лучше, чем с яслями. Учреждений такого типа не очень много. А вот желающих – предостаточно. Для записи в детский сад понадобится путевка (Betreuunggutschein), которую по заявлению предоставляет местный орган по попечению несовершеннолетних. Для получения путевки необходимо заполнить заявление (Antragsformular), в котором кроме паспортных данных указывается также и причина – почему вашему ребенку необходимо место в детском саду.

Определенные категории семей имеют привилегии при поступлении в детский сад:

— семьи с детьми с особенностями физического или психического развития, неполные и проблемные семьи;

— беременность матери ребенка;

— безработные родители;

— родители-иммигранты и прочее.

С полным списком можно познакомиться в органах по попечению несовершеннолетних. Он постоянно дополняется и уточняется.

Обратите внимание, что если вы претендуете на получение любой из этих льгот, необходимо предоставить дополнительные подтверждающие документы.

Интересно, что в детский сад можно поступить и без путевки. Но в этом случае родителям придется платить за него гораздо больше.

Иерархия в дошкольном образовании в Германии

В большинстве земель Германии за дошкольное образование детей отвечает Министерство по делам общественности. А на местном уровне им занимаются отделы по благосостоянию молодежи.

Как уже отмечалось выше, исключение из этих правил составляют лишь детские садики при школе и дошкольные классы. Они чаще всего принадлежат уже к школьной системе образования.

Цена вопроса

Цена посещения любого из вышеперечисленных дошкольных учреждений образования в Германии во многом зависит от социального положения семьи, ее материального благосостояния, наличия различных льгот. Поэтому разбежки в стоимости посещения дошкольного учреждения образования для разных семей, даже при посещении одного и того же заведения, могут отличаться. Многое также зависит и от законодательства конкретной земли – объемов дотаций и налогов.

Посещение яслей стоит от 50 до 500 евро в месяц. Но при наличии определенных льгот вполне реально добиться права на бесплатное посещение.

Детский сад стоит от 30 евро на одного ребенка. Но в отдельных землях цены достигают 200 евро. Отдельные частный детские садики могут выставить цену более 1000 евро.

Если у вас есть маленькие дети дошкольного возраста и вы планируете отправиться на обучение в Германию, не переживайте, система дошкольного образования открыта и для иммигрантов. Обращайтесь к сотрудникам BookYourStudy, мы поможем подобрать программу Вам и детский сад вашему ребенку.

 

 

www.bookyourstudy.com

Дошкольное образование в Германии | ТУТиТАМ

Лера Николетти, 30 лет

Я родилась в Казахстане и переехала в Берлин шесть лет назад, потому что вышла замуж за немца. Мы познакомились в Петербурге, какое-то время жили в Томске, потом уехали в Германию. Через полтора года проживания в Берлине у нас родилась дочка Нуми.

В русско-немецком билингвальном садике не было места, и мы отдали ее в немецко-английский детский сад. В целом, там было хорошо, пока не поменялось руководство — на должность директрисы пришла очень властная женщина, уволила всех неугодных ей (но вполне компетентных) воспитателей и собрала команду людей, которые ей восхищались. Разговаривать с ней было практически невозможно, потому что она то и дело срывалась на крик. Атмосфера в саду кардинально изменилась. Многие родители забрали своих детей. Нуми садик совсем разонравился — всю дорогу от сада до дома она просила больше ее туда не приводить. Последней каплей стало увольнение англоязычных воспитателей: новая руководительница взяла на их место немцев, которые разговаривали по-английски с акцентом. В итоге, мы перешли в Вальдорфский детский сад, где по счастливому стечению обстоятельств освободилось место.

Нуми ходит сюда уже год, и мы очень довольны. Вальдорфский садик — это альтернативная система дошкольного образования. Ее основоположник — немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер. Педагогика и воспитание ребенка, по Штейнеру, выстраивается в зависимости от его желаний, предпочтений и склонностей. Воспитатель здесь не учитель, а партнер, который прислушивается к потребностям ребенка и помогает ему развиваться в том, что ему нравится. Более того, воспитатель учится у ребенка: наблюдает за ним и выстраивает общение исходя из этих наблюдений.

В нашем садике очень свободный подход к воспитанию: есть структура, но очень гибкая. Каждый ребенок занимается тем, к чему у него лежит душа, и преподаватель ему в этом помогает. Еще дети активно взаимодействуют с природой — весной занимаются посадкой цветов и ягод, каждое утро завтракают в парке. В садике они играют в развивающие игры, много конструируют. Интерьер детсадовского здания — деревянный. Важная особенность этой системы — детей не перегружают игрушками. Сами игрушки минималистичные, из натуральных материалов, и их не много. Нуми там очень нравится. И, несмотря на то, что садик немецкоязычный, не билингвальный, она в совершенстве владеет обоими языками.

Единственное, что меня настораживает в этой системе — это довольно шаткий баланс вальдорфа и реальности. Если посмотреть на эту систему поверхностно, то все выглядит очень радужно. Если капнуть чуть глубже, то догматичность порой зашкаливает. По Штейнеру, например, каждый день недели соответствует определенному распорядку питания: скажем, в среду на завтрак дети должны есть яблоки. Возникает вопрос — если ребенок сам определяет свои потребности и принимает решения самостоятельно, почему он не может выбрать, что ему съесть на завтрак? В современных берлинских садиках, я думаю, такого нет. Но другие перекосы есть: в одном из вальдорфских садов, я слышала, существует альтарь Штейнера. Наш садик, к счастью, не так догматичен.

Еще одна особенность вальдорфской системы — это родительские собрания. Мне всегда казалось, что цель этого мероприятия — решение вопросов, связанных с детьми и их развитием. Но у Штейнера все не так тривиально: родители садятся в кружок и делятся воспоминаниями из детства. Я стала посещать родительские собрания через раз (несколько встреч подряд пропускать нельзя, потому что на тебя начинают косо смотреть).

Иногда вместо родительских собраний проводятся семинары. Однажды пришел мужчина с лекцией о трех фундаментальных основах системы Штайнера. На протяжении часа он нам рассказывал, как Штейнер видел общество, а потом нас разбили на группы для обсуждения услышанного. Тогда-то я и узнала, что ежедневный моцион должен выстраиваться исходя из календаря, составленного Штейнером. Этот факт меня позабавил и когда я потянулась за яблоком (выставленном в качестве декорации), то сказала, что сегодня среда, поэтому — можно. В нашей группе повисла пауза, а потом кто-то из родителей сказал, что так шутить нельзя. Дело в том, что контингент людей, которые отдают своих детей в вальдорфские садики, очень специфический. Некоторые живут по системе Штейнера и за пределами дошкольного учреждения. Иными словами, относятся к заветам философа чрезвычайно серьезно и шутить про это не намерены. Но есть, конечно, и адекватные родители.

Читайте также: Правда о билингвах от билингва

Дети в вальдорфском садике чувствуют себя очень комфортно — это видно. Для дошкольного возраста такой свободный подход к образованию очень хорош, но для школы хотелось бы найти золотую середину между вальдорфской свободой и ретроградской дисциплиной.

Другим родителям я бы порекомендовала искать садик заранее: как минимум за год. Еще важно написать в садик, в который вы действительно хотите попасть, запоминающееся письмо. В свою заявку я добавила фотографии с Нуми, написала ее любимый вкус мороженного — при личной встрече воспитатели мне сказали, что мое письмо их тронуло. Думаю, это был один из решающих факторов.

Марфа Смирнова, 30 лет

В Германии мы оказались 6 лет назад. Мой муж журналист, и его отправили в Берлин на корпункт одного из российских телеканалов. Уже здесь в 2013 году у нас родился сын Филипп. Желания сидеть дома у меня не было. К тому же я уже  работала на одном русскоязычном канале, поэтому мы нашли няню. Она приходила к нам два — три раза в неделю. Когда сыну исполнился год, он пошёл в детский сад.

Процедура такая: сначала нужно прийти в управу района, где вы живете, и получить открепительный талон на садик. В управе определяют, сколько часов в день ваш ребенок имеет право проводить в детском саду. Это напрямую зависит от занятости родителей. Нам повезло, мы трудоголики, и нам дали максимальное количество часов: от 9 до 12-ти.

Первый садик, в котором мы нашли место, — «Мультилингва» — находился в Шарлоттенбурге и был трехязычным: немецко-русско-английским. Поход ребенка в любой сад Германии начинается с так называемого периода привыкания. Длится это от недели до месяца. Сначала оставляешь ребенка на час, на следующий день — на два. Потом на полдня, и так далее. Филя освоился достаточно быстро, и уже через неделю я оставила его до шести часов вечера.

Нас сразу прикрепили к русской воспитательнице, которая, однако, вскоре уволилась, и ей долго не могли найти замену. Таким образом мы оказались в билингвальной среде — с Филей говорили только по-немецки и по-английски. При этом большинство его воспитательниц были англоязычными. Честно говоря, они мне нравились даже больше, чем немки. Мне казалось, что они добрее и теплее относятся к детям. Еще они не ругались, когда я приводила ребёнка утром на час позже, а вечером опаздывала на пять минут. Немецких воспитательниц же мои опоздания раздражали — они считали, что Филя должен быть на утренней линейке ровно в девять.

Несмотря на то, что русскоязычную воспитательницу нам так и не нашли, нам в «Мультилингве» нравилось. Мне импонировало то,  что в садике было много иностранцев: дети из Венгрии, Зимбабве, Турции, России, США. Но ездить из Пренцлауер Берга, где мы жили, в Шарлоттенбург, нам через несколько месяцев надоело, и мы перевели Филю в новый садик.

Филиппу было почти два года, и мне было важно, чтобы он хорошо говорил по-русски. В 90-ые часть моей семьи эмигрировала в Германию, и мои двоюродные брат и сестра, например,  говорят на русском не так хорошо, как на немецком. Мне очень важно, чтобы такого не случилось с моими детьми — с русским языком я бы хотела передать им частичку нашей с мужем культуры. Поэтому я отдала Филю в русскоязычный детский сад «Чебурашка» — довольно известный в Берлине садик с несколькими филиалами. В нашем было всего 30 детей, разделенных на две части: ясли и старшая группа. В каждой — две воспитательницы: немка и русская. В два с половиной года он заговорил на обоих языках. Лучше — на русском и хуже по-немецки.

От некоторых мам я слышала, что дети в подобном саду могут к школе не успеть освоить немецкий. Этот момент очень смущал нашего папу. Ещё минус русско-немецкого детского сада — некоторые преподаватели начинают мешать русский с немецким. Мне бы не хотелось, чтобы мои дети разговаривали на так называемом суржике. «Пойдем переоденем виндельн!» или «Где твои шуе?» — это все цитаты воспитателей. Поэтому мы занялись поиском нового садика — отчасти и потому, что купили квартиру в другом районе.

Читайте также: Как говорить по-немецки, не забывая русский?

В общей сложности я обошла 19 садов. Нас никуда не брали, потому что летом у нас родился второй ребенок — Петя — и я хотела пристроить их обоих. С местами в берлинских детских садах беда и, когда я говорила, что их двое, меня сразу разворачивали. Кстати, важный совет — лучше всего в садик приходить лично, мозолить глаза и повторять, насколько вам важно, чтобы вашего ребенка взяли именно туда. Еще один лайфхак: о том, что у вас подрастает еще один кандидат, лучше не говорить сразу.

В Берлине сады делятся на три большие группы: государственные, полугосударственные и частные. В частных садах — очереди и заоблачные цены (от 600 евро в месяц). Полугосударственные — все разные, но это самый распространенный и удобный вариант. Как правило, ежемесячная оплата высчитывается в зависимости от доходов родителей, а после 2,5 лет составляет 23 евро. Хочу отрекомендовать идти в сугубо государственный детский сад, несмотря на то, что он бесплатный. Возможно, в западных районах Берлина ситуация лучше, но в восточном Вайссензее, где мы приобрели квартиру, государственные сады напоминают советские: устойчивый запах переваренной капусты, потертый линолеум, воспитательницы с темно-фиолетовыми волосами. В противовес, я бы порекомендовала католические и протестантские садики: прекрасно оборудованные, небольшие, с либеральными воспитателями. Не стоит бояться, что там будет религиозная пропаганда. Да, дети отмечают религиозные праздники, но для трехлетнего ребенка это всего лишь очередное мероприятие. Попасть в подобный садик, правда, очень трудно. Зачастую очередь расписана на два года вперед и предпочтение в распределении мест отдается родителям из общины. Еще один недостаток для работающих родителей — такие сады закрываются в 17:30.

В итоге мы нашли место в садике Klax. Это сад с особенной концепцией — как Монтессори или Вальдорф, только более молодой. Систему Klax придумала немецкая художница Фридерике Бостельманн. Начался этот детский сад с художественной студии, которую Бостельманн открыла сразу после окончания университета. Вскоре небольшая студия рисования переросла в целую империю: детский сад, подговительные классы, начальная школа и средняя. Мое детство прошло в Швеции, где я ходила в детский сад и вальдорфскую начальную школу, — с этим периодом у меня связаны очень теплые воспоминания. Когда я впервые зашла в Klax, атмосфера этого садика напомнила мне мои детсадовские дни в Швеции. Дети рисуют масляными красками на огромных мольбертах, или собирают разноцветные листья и делают из них аппликации — в Klax особое внимание уделяется творчеству. При этом все равно существует структура. Каждый день недели они занимаются чем-то определенным: например, в понедельник у них рисование, во вторник — спорт, в среду — окружающий мир, в четверг — музыка, в пятницу — еще что-то. Поскольку у Klax есть еще и школа, детей раз в неделю водят на школьные занятия — чтобы привыкали. Воспитатели Klax проходят специальную подготовку. Попасть в этот сад лишь с дипломом воспитателя нельзя, нужно пройти дополнительные курсы.

Филя ходит в Klax на протяжении месяца, и мы, если честно, очень довольны. Филя стал спокойнее, послушнее. Есть дети, которым концепция свободного времяпрепровождения никак не помогает развиваться. Так было в «Чебурашке» — дети там толком ничем не занимались. Однажды я пришла забирать Филю и увидела, как он со старшими ребятами выбивает ногой дверь в туалет. Я никого ни в чем не обвиняю, но Филя после «Чебурашки» был неспокойный. Он и не хотел идти домой, и не хотел оставаться в садике – ложился на асфальт и начинал истерить. Не знаю, связано ли это с садиком, но после Klax он ведет себя намного лучше. Мне кажется, его все-таки успокоила занятость и структура.

Платим мы за Klax приблизительно 100 евро в месяц: 23 евро — базовая цена за любой садик после 2,5 лет, 35 евро дополнительно за еду и ещё что-то, и еще 35 — за два кружка. Кстати, еще один показатель хорошего детского садика: наличие дополнительных занятий. А ещё садик работает до шести, но можно забрать ребенка и позже — за пять евро за каждый дополнительный час (при том, что няня здесь стоит 9 —10 евро в час).

Последнее, что хотелось бы сказать родителям, которые сомневаются отдавать ли ребенка в детский сад: бояться правда не нужно. В Берлине есть прекрасные садики, которые не имеют ничего общего с кошмарами из вашего детства. Более того, если вы только что эмигрировали, садик — прекрасная возможность социализации как для ребенка, так и для мамы.

Дарья Шиловская, 29 лет

Мы переехали из Москвы в Берлин четыре года назад по рабочей визе мужа. Нашему сыну Петру был тогда один год. В садик идти было рано, и мы записались в досуговый центр «Карусель», который организовывает мероприятия для билингвальных детей из России и стран СНГ. Малыши там занимаются музыкой, рисованием — раз в неделю. На первых порах, когда в Берлине мы практически никого не знали, «Карусель» стала отличной отправной точкой для социализации — там Петя познакомился с русскоязычным мальчиком, с которым общается до сих пор.

Через полгода мы занялись поиском садика. Поскольку никто из нашей семьи не говорил по-немецки, мы искали русско-немецкий детский сад. Спустя полгода мы нашли место в  русскоязычной «Пчелке». Отзывы в интернете были позитивные, но многие знакомые нас предупреждали, что большинство детей после русскоязычного садика к школе не говорит по-немецки. Мы, тем не менее, решили рискнуть.

Сначала все было прекрасно. Группой Петра занимались две воспитательницы: немка и русская. Все вопросы я решала со второй, но главной в этой группе была немка, которая разговаривала с сыном только по-немецки. Спустя три месяца у Пети стали формироваться первые немецкие слова — Tschüss (-пока), Danke (-спасибо) — мы были счастливы. Но через полгода немка уволилась и Петину группу возглавили две русскоязычные воспитательницы. Меня уверяли, что с сыном продолжают говорить по-немецки, но я в это не верю: он тогда плохо понимал по-немецки, и его было намного проще убедить пойти помыть руки, например, по-русски. Петин немецкий заметно ухудшился, а спустя несколько месяцев и вовсе сошел на нет. Нас это насторожило, но в остальном, садик устраивал: одна из воспитательниц играла с детьми в развивающие игры и даже присылала родителям фотоотчет о проделанном по What’s App. Но потом и эта воспитательница уволилась, и мы решили уйти. Cлишком большая «текучка» — тревожный звоночек. Мы начали искать новый садик, на этот раз — немецкоязычный.

Отзывам в интернете я доверять перестала и начала поиск с писем по электронной почте и личного посещения садиков. Спустя некоторое время мы нашли немецкоязычный Pinocchio: недалеко от дома, детишки из разных стран и сильный немецкий — то что мы искали. Переход в новый садик дался Пете непросто. Ходить он туда поначалу не хотел, но воспитатели уверяли меня, что это естественный процесс привыкания. И через некоторое время Петя действительно свыкся и стал даже спокойнее.

Главной сложностью поначалу был Петин немецкий, но публика в нашем саду интернациональная, поэтому воспитатели знают как с этим справляться. Первые несколько месяцев, правда, Пете удавалось обманывать воспитателей: он отвечал на все вопросы односложными ja (-да) и nein (-нет) и кивал с умным видом. Поэтому воспитатели были убеждены, что немецкий у Пети отличный. Но позже они его все-таки раскусили и стали уделять ему особое внимание (при том, что в группе 25 человек и всего три воспитателя). Например, говорить по-немецки: «Чашка стоит на столе. Петя, повтори, пожалуйста». Благодаря этому Петин немецкий стал потихоньку выправляться.

В садике есть и русскоязычные дети, поэтому в группе Петя говорит по-немецки, а на площадке может расслабиться и поговорить на родном языке. В целом, он гордится своей билингвальностью и, когда приезжает его двоюрный брат из Москвы, любит этим прихвастнуть.

Особенность нашего садика — в одной группе находятся разновозрастные дети: от двух до пяти лет. Поначалу меня это смущало, но потом я увидела, что у Пети есть возможность «подтянуться» за старшими ребятами.

В нашем Pinocchio — детей не принуждают заниматься чем-то конкретным в свободное ото сна и еды время. Хочешь рисуй, хочешь не рисуй — каждый делает то, что хочет. Или не делает. Это, наверное, индивидуальный вопрос, и наш ребенок иногда предпочитает бездельничать. Но существует и сильная сторона этой свободы: тихий час после четырех лет процедура не обязательная. В нашем случае это большой плюс: если Петя спит днем, то плохо засыпает ночью. Мы попросили не укладывать его днем, и ситуация с ночным сном улучшилась.

Что касается финансовой стороны вопроса, садик, в который мы ходим сейчас, дешевле. До трех лет базовая выплата рассчитывается в зависимости от заработка родителей и остается неизменной для всех государственных и полугосударственных детских садов, а после трех лет стоимость для всех одна и та же — 23 евро. Но в каждом садике может взиматься дополнительная плата за те или иные услуги. Сейчас мы доплачиваем всего лишь 17 евро за региональную еду, которую привозят из Бранденбурга и окрестностей Берлина. В предыдущем детском саду мы доплачивали еще 100 евро за русский.

Читайте также: Мое сокровище: сколько тратят на воспитание ребенка в разных странах

Из плюсов русско-немецкого детского сада: у ребенка есть возможность завести русскоязычных друзей. В «Пчелке» Петя познакомился с мальчиком, с которым общается и по сей день. Еще группы зачастую, меньше, чем в других детских садах: в нашем случае было 15 детишек и две воспитательницы. Из минусов: опасность, что ребенок так и не заговорит по-немецки, и в последний дошкольный год придется потратить время и деньги сугубо на изучение немецкого. Особенно когда оба родителя говорят по-русски, садик — это единственное место, где ребенок может адаптироваться к немецкоязычной среде. Еще один недостаток — я слышала это и от других родителей — что в русско-немецких детских садах чересчур много сплетен и интриг. Мне кажется, что в немецких садиках этого меньше, но возможно мне не хватает хорошего немецкого, чтобы уловить подобные тонкости.

Достоинства немецкого детского сада: воспитатели уравновешены и спокойны. Давление и на родителей, и на детей минимально. В России, например, есть понимание, что к садику ребенок должен ходить на горшок. Тут такого нет — воспитатели спокойно меняют памперсы. Еще ребенка бережно приучают и к садику, и к другим социальным мероприятиям. Например, раз в полгода детишкам предлагают остаться ночевать в саду, а летом организовывают небольшой выезд загород с палатками. К недостаткам я бы отнесла редкость детских мероприятий — утренников, концертов. Может быть, это вопрос менталитета, но моя сестра регулярно присылает из России фотографии моего племянника, то в костюме зайца, то в костюме баклажана  — у нас в садике такого, к сожалению, нет.

tutitam.com

Особенности дошкольного образования разных стран мира

Вам интересно узнать, есть ли садики в других странах или с детьми сидят няни? Как готовят деток к школе заграницей? Есть ли что нам позаимствовать у других? В статье приведен краткий обзор дошкольного образования в 9 странах мира.

Дошкольное образование в США

Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки осуществляется в детских дошкольных учреждениях: яслях, детских садах, развивающих и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста. Государство активно стимулирует совершенствование обучающих функций детских дошкольных заведений, оказывая семье финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе.

За счет раннего развития и раннего вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования. Этим подтверждается известный факт: способности ребенка, его шансы на дальнейшее успешное обучение в школе и высшем учебном заведении возрастают, если малыша с раннего возраста приучить к регулярному получению знаний согласно возраста и возбудить у него естественный интерес к предмету обучения. Упущенные возможности для развития в раннем детстве гораздо сложнее или же вообще невозможно наверстать в более зрелом возрасте - и это знают специалисты в сфере образования в Соединенных Штатах и не только.

С пятилетнего возраста большинство маленьких граждан в США воспитываются в детсадах, являющимися по сути "нулевыми" классами школы. В "нулевке" ребятишек готовят к дальнейшему обучению в начальной школе, плавно переходя от активных игр к чтению, письму, счету, приобретению других необходимых для обучения навыков, способствующих лучшей адаптации первоклассников. На дошкольных отделениях общественных школ обучаются более половины всех американских детей, достигших пятилетнего возраста. Однако некоторые родители считают возможным доверять своих малышей только частным дошкольным учреждениям. Частные детские сады обеспечивают уход и обучение на высоком уровне, ведь снять дом под детское заведение в США непросто - нужно документально подтвердить соответствие возможностей намерениям.

Особенностью американских детей является то, что они в буквальном смысле держат родителей в подчинении. Такое чувство, что они манипулируют взрослыми, а тем ничего не остается, как подстраиваться под капризы ребенка.

Главный постулат американского воспитания: к ребенку надо относиться, как к взрослому. Он - личность, к которой надо прислушиваться и чей выбор уважать. Конечно, его нужно направлять, но не в форме приказов - родители должны объяснить, почему одно хорошо, а другое плохо. А чтобы лучше внушить чаду семейные ценности, его с младых ногтей везде таскают с собой. В рестораны, на посиделки с друзьями, в театры, церкви… Пусть впитывает, как ведут себя родители с себе подобными, и он станет таким же: настоящим американцем!

У нас с детства внушают, что ябедничать - плохо. А здесь все наоборот! Причем донести на родителя или учителя - первейшее дело. Я в шоке, когда моя «американка» возвращается из садика и пересказывает, что говорят друзья воспитателям о своих родителях...

В Америке есть два основных метода наказания. Первый - ребенка чего-то лишают: прячут игрушки, не дают смотреть телевизор и т. д. Второй - «стул отдыха». Проказника усаживают на этот стул, чтобы он молча посидел и осознал свою вину. А перед наказанием проводят беседу, чтобы он понял, что натворил, и больше не делал так никогда.

 

Дошкольное образование во Франции

Большинство детей дошкольного возраста  (с 2 до 5 лет) во Франции посещают дошкольные учреждения, обучение в которых является добровольным и бесплатным. В настоящее время дошкольное образование во Франции состоит из "материнских школ", соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти школы уже с 2 – 3 летнего возраста.

В садах дети делятся на три возрастные группы. В первой группе (младшей) находятся дети с 2 до 4 лет, в этом возрасте суть пребывания в детском дошкольно учреждении состоит только в игре и присмотре за детьми. Во второй группе (средней) обучаются дети с 4 до 5 лет – занимаются лепкой, рисованием и обучаются другим практическим навыкам, а также устному общению. В третьей группе (старшей) детей с 5 до 6 лет готовит к чтению, письму и счету.

Детские сады во Франции в основном работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). Однако в больших городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, также и во время каникул. Это связано с тем, что многие матери работают, а дети нуждаются в присмотре.

Дошкольное образование во Франции часто критикуют за излишек теоретической информации для дошколят и жесткую дисциплину, за отсутствие с раннего возрасте свободы выбора у ребенка. Однако, несмотря на это, французская система "материнских школ" является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.

 

Дошкольное образование в Италии

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это — дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет.  Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая.  Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

 

Дошкольное образование в Германии

Детских садов в Германии практически нет. Зато в этой стране очень развита индустрия нянек. Чем-то средним между нянькой и детсадом можно считать так называемые «Вальфдорские школы». Это школы-интернаты, в которых дети учатся с ясельного возраста и до получения среднего образования. В каждой такой школе на каждую нянечку приходится всего по два ребенка. Все воспитатели и подавляющее большинство преподавателей – женщины. В средней школе германские дети учатся тринадцать лет и заканчивают её в 19-летнем возрасте. Основной принцип немецкой школы – не нагружать ребенка, поэтому, кстати, она считается слабой в образовательном плане.

Дошкольное образование в Германии необязательно (т.е. детские сады не входят в систему обязательного образования).

 

Дошкольное образование в Великобритании

Британские дошкольники в основном ходят в государственные детские сады. Правда, няньки в этой стране также существуют, но домашнее воспитание не так развито, как в Германии. В школу британцы идут в семь лет.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»).

Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка.

Частные Nursery School бывают разные – с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых – их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные.

Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников – pres school. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в presshool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно – учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия – от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей – 1 воспитатель (обязательно специалист с соответствующей квалификацией).

Система воспитания в дошкольных учреждениях построена исключительно исходя из интересов ребенка. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. С детьми, даже с совсем маленькими, обсуждаются все необходимые вопросы. При этом похвалы здесь щедро раздаются по любому поводу и за любой, даже самый маленький, успех. Это существенно повышает самооценку малыша и способствует развитию уверенности в себе. Считается, что такое отношение впоследствии поможет ему приспосабливаться к жизни в любом обществе и в любой среде, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

Режим дня

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии – утреннюю (приблизительно с девяти утра до двенадцати часов дня) и дневную (приблизительно с часу до четырех вечера). Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию – утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной – платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Как проходят занятия

Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе – и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков – поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники – катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

 

Дошкольное образование в Австралии

Исторически сложилось так, что австралийская система образования создавалась по образцу британской, и такой она остается по сегодняшний день. В стране с 20-миллионным населением действует 40 университетов, больше 350 колледжей, сотни государственных и частных средних школ. По уровню образования населения Австралия занимает третье место в списке стран – членов Организации экономического развития и сотрудничества. Для маленьких австралийцев школьная жизнь начинается с пяти лет.

Здесь также существуют детские сады для совсем маленьких. Дошкольное воспитание не предполагает особого обучения, потому что в школу здесь идут рано, а еще потому, что это считается вредным, поскольку мешает ребенку проявить свою оригинальность. Детские сады в Австралии в основном частные.

Следует отметить хорошие навыки воспитателей и их особенности их отношения к детям: воспитатели не жалуются родителям на то, что ребенок как-то неправильно воспитан или чего-то не умеет. Они сотрудничают с родителями, содействуя процессу воспитания.

 

Дошкольное образование в Израиле

За более чем полувековой путь своего существования Израиль из пустынной прибрежной полосы превратился в наиболее динамично развивающееся государство Ближнего Востока.

Одной из причин этого является высокий образовательный уровень населения. Образование в Израиле – это хорошо отлаженная система, которой могут воспользоваться не только граждане страны и репатрианты, но и иностранцы. Многими своими экономическими успехами Израиль обязан древним традициям обучения, сохранявшимся в еврейских общинах.

Первые шаги в создании базы для будущей карьеры израильтяне делают еще в раннем детстве. Некоторых детей отдают в дошкольные учебные заведения уже в двухлетнем возрасте, большинство же попадает туда трех-четырех лет от роду. В пять-шесть лет посещение детских садов обязательно для всех. Там обучают чтению, письму, арифметике, стараются развить у детей творческое мышление и, используя игровые программы, знакомят даже с азами компьютерной грамотности. Так что к моменту поступления в первый класс юный гражданин Израиля уже умеет писать, читать и считать. В школы детей принимают с шестилетнего возраста.

 

Дошкольное воспитание в Южной Корее

Согласно конфуцианским традициям, любой человек находится в абсолютном повиновении у своих родителей всегда, а не до достижения совершеннолетия, как это было принято в Европе. Образ блудного сына едва ли мог возникнуть в странах конфуцианской цивилизации, ибо с точки зрения конфуцианской этики, блудный сын - это не несчастный человек, по неопытности и недомыслию допустивший трагическую ошибку, а мерзавец и негодяй, нарушивший главную и высшую этическую заповедь, которая требовала от корейца или японца беспрекословно исполнять повеления своих родителей, по возможности чаще находиться рядом с ними, оказывать им всякую заботу и помощь. В целом эта система ценностей сохраняется в Корее и в наши дни.

Чадолюбие корейцев, их пристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчить даже самого недружелюбного и настороженного из собеседников. Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности, они являются объектом всеобщей любви, и даже в тех семьях, где между супругами существует разлад, он редко сказывается на детях. Интересно отметить, что, как и в Японии, так и в Корее, ребенок считался божественным созданием до семилетнего возраста.

Малолетних детей в Корее воспитывают очень либерально. Ребенку, не достигшему 5-6 лет, позволяется очень многое. Он может ходить по квартире, брать в руки и разглядывать что ему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Корея - это страна домохозяек большинство корейских женщин либо не работает вообще, либо работает неполный рабочий день, так что дети находятся под постоянным материнским присмотром. Доктор Ли На Ми отметила, «что корейские дети по сравнению с их европейскими и американскими сверстниками чрезмерно привязаны к матерям».

Отношение меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинает готовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потакание капризам малыша сменяются новым воспитательным стилем - жестким, суровым, ориентированном на воспитание в ребенке уважения к учителям и вообще ко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии. Воспитание, в целом, происходит в соответствии с традиционными конфуцианскими канонами, по которым уважительное отношение к родителям считалось высшей из человеческой добродетелей. Это и является главной задачей воспитания детей в Корее: приучение их к беспредельному уважению и глубокому почитанию своих родителей и в особенности отца. Каждому ребенку с малых лет прежде всего внушают уважение к отцу. Малейшее неповиновение ему немедленно и строго наказывается. Иное дело - непослушание матери. Хотя дети обязаны чтить свою мать одинаково с отцом, однако, в большинстве случаев ребенок часто проявляет непокорность по отношению к матери. «Почтительный сын содержит своих родителей, радует их сердца, не перечит их воле, веселит их зрение и слух, хранит покой их опочивален, доставляет им еду и питье» - так характеризует понятие «сыновья почтительность» в трактате «Не хун» («Внутренние наставления»), написанном королевой Сохйе в 1475 году. Эти представления и сегодня во многом определяют семейные отношения у корейцев.

 

Дошкольное воспитание в Новой Зеландии

Система дошкольного образования и развития для детей в Новой Зеландии охватывает возрастную группу, начиная, практически, от рождения и до поступления в школу (в возрасте пяти лет).

Kindergartens, работают с детьми от трех лет до поступления в школу. В настоящее время в Новой Зеландии более 600 подобных детских центров, которые посещают более 50,000 детей.

В основной массе дети младшего возраста посещают данные образовательные центры три раза в неделю после обеда. Старшие дети - пять раз в неделю в утреннее время. В отдаленных местах могут работать передвижные центры. Родители могут принимать активное участие в работе центра, между тем штатные учителя должны быть дипломированными учителями.

Playcentres, где наблюдение и контроль за детьми осуществляется объединенной группой родителей. Охватывают детей от первых дней жизни до поступления в школу. Все родители вовлеченных детей должны вносить свой вклад в работу центра и периодически привлекаются к работе с детьми. Работа всех центров координируется на местном и национальном уровне.

Education and Care services, могут предоставлять ограниченные по времени уроки, а равно принимать детей на целый день или часть дня. Охватывают возрастную группу от младенчества до поступления в школу, в зависимости от своей специализации. В Новой Зеландии действует более полутора тысяч подобных образовательных центров, и более 70,000 детей регулярно их посещают. Подобные центры могут быть частными (в настоящее время таковых 53%), принадлежать благотворительным организациям или крупным бизнесам. Наиболее распространенными среди них можно считать Barnardos, Mantessori, Rudolf Steiner.

Homebased services, сеть семей, охватываемая наблюдением одного координатора. Подобный координатор направляет детей в утвержденные семьи на согласованное количество часов в день.

Correspondence School, используется родителями детей, проживающих изолированно, либо в отдаленных районах, что не позволяет им лично быть вовлеченными со своими детьми в систему дошкольного развития Новой Зеландии. В настоящее время в их деятельность вовлечено немногим более тысячи семей с детьми дошкольного возраста.

Te Kohanga Reo, сеть дошкольного воспитания для маори, поддерживающая язык и культурные традиции этого народа.

www.kraskizhizni.com

Дошкольное образование в Германии: взгляд изнутри

Как устроен kindergarten?

А вы знаете, что само понятие детского сада родом из Германии? Именно педагог Фридрих Фрёбель впервые заговорил о необходимости открытия kindergarten - детского сада. С тех пор многое поменялось, но основы классической педагогики до сих пор актуальны во многих немецких садах. Современное дошкольное образование в Германии не является обязательным для всех. Детские сады начинают принимать детей в возрасте от 3 до 6 лет. Для малышей до трех лет существуют ясли - Kinderkrippe, в которых осуществляется соответствующий уход. В каждом городе детские сады могут иметь существенные различия между собой. Наличие мест, стоимость, условия для воспитания и развития ребенка, режим дня и педагоги - все это индивидуально в каждом отдельном районе страны.

Как устраивают в немецкое дошкольное учреждение своих детей наши соотечественники? Что должен уметь ребенок, поступая в детский сад? Почему в Германии делают садики из металлических контейнеров для перевозки грузов? Об этом и о многом другом нам удалось побеседовать с очаровательной мамой двух девочек, которая живет в городе Дрезден в Саксонии. Юлия Александрова поделилась своим личным опытом общения с дошкольным образованием в Германии. Выражаем искреннюю благодарность за плодотворное сотрудничество.

Сложно ли было попасть в детский сад?

Нам было совсем нетрудно. Мы выбрали три варианта детских садов, которые нам больше понравились, и нас отправили в один из них. Но это было 6 лет назад, тогда мы просто заполняли форму и отправляли ее по почте, и по почте нам приходил ответ.

А как сейчас обстоят дела? В России проблема с наличием мест в детских садах до сих пор актуальна.

Полтора года назад ситуация изменилась, так как рождаемость резко выросла, и возникли проблемы с местами в детском саду. Теперь нельзя самому выбирать детский сад. Через несколько месяцев после рождения ребенка надо вставать в электронную очередь, чтобы к трем годам ребенок мог точно получить место в садике. Но здесь активно работают над этой проблемой, открывают новые сады. Даже придумали делать садики из металлических контейнеров, в которых перевозят грузы в порту.

Имеет ли значение гражданство ребенка? Есть ли разница при поступлении в детский сад между детьми из России и Германии?

Когда мы поступали, разницы точно не было. Сейчас такие проблемы могут возникнуть у родителей с детьми, которые переехали в новый город или только приехали в страну и оказались в самом конце очереди в детский сад. Но это не связано с гражданством. Такая же проблема может возникнуть у немцев, переехавших в новый город.

Какова стоимость государственного садика? Вы платите фиксированную сумму каждый месяц?

Стоимость дошкольного учреждения зависит от времени, на которое ты отдаешь ребенка. Кроме того, за второго ребенка ты платишь в два раза меньше. Третий и все последующие - бесплатно. Родители одиночки платят меньше. Сейчас максимум составляет 162,57 евро в месяц. Это за 11 часов в день (родители одиночки платят 146,31). Минимум составляет 66,51 евро за 4,5 часа в день (59,86 для одиночек). Еще дополнительно надо платить около 2-3 евро в день за еду. Обычно детского пособия хватает, чтобы покрывать все расходы на садик. Сейчас оно составляет порядка 184 евро в месяц (начиная с третьего ребенка выше).

Что должен знать и уметь ребенок, впервые поступая в немецкий детский сад?

Из навыков, конечно, чтобы ребенок сам ходил в туалет и, желательно, сам одевался-раздевался. С одеванием у нас были некоторые проблемы, но в садике она очень быстро всему научилась.

А к родителям какие были пожелания?

Основные требования были связаны с удобством и безопасностью: никаких шнурков и завязок в одежде, одежда должна легко одеваться-сниматься, чтоб ребенку было нежарко в помещении и нехолодно на улице и т.д. Кроме того, мы заполняли кучу бумаг, в которых указывали: что можно, а что нельзя делать с нашим ребенком (возить на экскурсии, ходить босиком, есть мороженное или сладости, купаться или принимать душ и много-много всего, в том числе и фотографировать).

Первый поход в сад, как правило, вызывает огромный стресс у малыша. Как вы справлялись с адаптацией?

Мы пошли, когда нам было без месяца три года. С адаптацией были проблемы, так как помимо того, что ребенок впервые оказался без мамы, был еще и языковой барьер. По-немецки дочка знала только "я хочу в туалет" и "я хочу пить", но при этом ничего не понимала. Первую неделю я ходила в сад вместе с ней, просто сидела в коридоре или во дворе на скамейке. Дочка знала, что я рядом, и ей было спокойно. Потом воспитательница сказала, что так ребенок никогда не привыкнет, и у нас была очень трудная неделя. По утрам дочку буквально отрывали от меня, она плакала и кричала. Но воспитательница брала ее на руки, качала, гладила по голове, успокаивала. Через неделю всё пошло хорошо, а через месяц проблемы были с тем, чтобы уйти из садика домой.

У вас в садике были большие группы?

У нас было по 15-17 деток в группе. По возрасту детей не делят. Старшие помогают младшим, младшие равняются на старших. Кстати, в школе сохраняется тот же принцип. К примеру, четвероклассники запросто играют с первоклассниками.

Как педагоги? Кто в основном работает: молодежь или люди с опытом?

Педагоги в нашем садике были только женщины, хотя нередко бывают и мужчины. В основном около 40 лет. Но в Германии есть так называемый социальный год: после окончания школы молодые люди идут либо в армию, либо на социальную работу. В садики часто в качестве помощника воспитателя приходят молодые люди, жизнерадостные и полные идей. Дети их просто обожают.

А руководство? Кто заведует садиком?

Директором садика была очень приятная женщина, которая наравне с воспитателями смотрела за детьми и ездила с ними на экскурсии, заменяла педагогов, если кто-то болел. Так что, если бы я не знала изначально, что она директор, то никогда бы не догадалась.

Интересно, как устроены группы внутри? Я слышала, что во многих европейских садах дети спят прямо на полу, не раздеваясь?

У каждой группы была своя комната. Каждая комната тематическая. Одна была творческая, другая научная, третья музыкальная, а четвертая театральная. Играть можно в любой комнате, но есть и спать все расходились по своим группам. За столами сидели по возрасту. Фактически в садике был только обед. Завтрак надо было приносить с собой, но это только для тех деток, которые приходили раньше 7 утра (садик с шести). Мы завтракали дома. За обедом старшие детки разносили еду для младших, потом накрывали себе. После еды сами убирали со стола. Спали на полу на специальных матрасах. Младшим деткам стелил воспитатель, старшие все делали сами. Последние несколько месяцев перед школой можно было днем не спать, а пойти гулять на улицу. Летом почти все время дети проводят на улице. Во дворе обычно есть душ, в котором дети "купаются", если жарко.

Здорово. Получается, что все необходимое для полноценного развития ребенка под рукой?

Да, в каждой комнате свои игрушки. Был кукольный театр, парикмахерская и магазин, в подвале был спортивный зал и кухня, где разогревали еду и мыли посуду. Когда мы пришли, в садике даже была сауна для детей, но через год ее закрыли на ремонт и так и не открыли. Площадки во дворе всегда очень хорошие. У нас был большой комплекс для лазанья с горкой, качели, дом на дереве и большая песочница с игрушками. Летом вместе с детьми сажали небольшой огород. Еще в каждом садике есть "гараж" с разными велосипедами и самокатами для детей.

Повезло вам с садиком. Неужели нет ни одного минуса?

Основным минусом нашего садика было малое количество разных занятий. Так говорили знакомые. Но нам хватало. Из постоянных были только бассейн, спорт и английский язык. А так все время придумывали что-то новое. Испробовали кучу разных техник рисования (и мелки плавили, и шарик в краске катали, и нитки окрашенные вытягивали, и много чего еще), ставили разные опыты, выращивали во дворе садика настоящий огород, играли на разных музыкальных инструментах, варили варенье и делали шоколадные конфеты, ставили спектакли и даже принимали участие в самом настоящем цирковом представлении (это, конечно, самое яркое впечатление). Было очень много экскурсий: в кино, в зоопарк, в музеи, парки, на ферму и каждый год в лес за елкой на Рождество. У дошкольников были дополнительные занятия по подготовке к школе.

Выходит, очень насыщенная программа у дошколят. Кто финансирует все дополнительные проекты и поездки?

Все экскурсии и поездки оплачивались садиком. Дополнительно мы сдавали ежемесячно 1 евро в так называемую детскую кассу. Из этих денег покупались подарки на день рождения, на пасху и Рождество, а также другие праздники в декабре. На окончание садика дети тоже получили кучу подарков.

Вероятно, грустно покидать такой полюбившийся садик? Как происходит прощание, когда ребенок выпускается из сада?

На окончание садика выпускники обычно уезжают на несколько дней в лагерь или просто ночуют в садике. А родители получают большие альбомы с фотографиями, на которых запечатлены все события детсадовской жизни. Как ребенок ел, спал, играл, занимался и т.д. С рисунками и аппликациями, с отпечатками ладошки и ступни на каждый год. Все три года жизни останутся в памяти навсегда.

Спасибо за интересное интервью!

Автор статьи: Полина Перовская

parta1.com

Образование в Германии: дошкольное и среднее

Характерной особенностью системы образования Германии является наличие на всех уровнях образовательной структуры как государственных, так и частных образовательных учреждений.

Система образования в Германии является трехступенчатой:

— начальная школа;

— средняя школа;

— высшая школа.

Характерной особенностью системы образования Германии является наличие на всех уровнях образовательной структуры как государственных, так и частных образовательных учреждений.

Дошкольное образование

Уровень дошкольного образования в детских садах Германии не совсем соответствует нашим представлениям. Характерной особенностью, которая отличает российскую систему дошкольного образования от системы  образования Германии, является отсутствие подготовки детей в детских садах. Это объясняется тем, что детские сады не являются структурным элементом Министерства образования Германии. По этой причине для них не разрабатываются соответствующие программы для подготовки детей к школе.

Школы и колледжи

Обучение в начальной школе и средней является бесплатным.

Иностранцам, желающим дать своим детям среднее образование в Германии, нужно знать, что прием иностранных учащихся в средние и старшие классы государственных школ осуществляется с 14 лет. Частные школы имеют возможность принимать иностранных учащихся более младшей возрастной категории.

Для того, чтобы получить аттестат об окончании средней школы, иностранный учащийся должен проучиться в Германии минимум два года.

Характерной особенностью системы среднего образования в Германии является то, что дети идут в начальную школу в Германии с шести лет.

Общая продолжительность полного курса среднего образования составляет 13 лет.

Учащиеся имеют возможность прослушать не только курс базовых образовательных предметов, но самостоятельно выбрать ряд дополнительных дисциплин.

Характерной особенностью системы среднего образования можно назвать и подразделение средних учебных заведений на пять основных типов:

— гимназия

Гимназию в Германии принято считать наиболее престижным типом средней школы. Диплом, выданный после окончания гимназии, дает возможность без вступительных экзаменов поступить на большинство факультетов германских университетов.

Стоит отметить и ту характерную особенность, что специализацией гимназий, как правило, является возможность получения гуманитарного образования.

— реальная школа

Реальной школе, как и колледжу, присваивается достаточно высокий статус.

Обучаясь в этом учебном заведении, учащийся получает профессиональное образование, дающее право связать свою трудовую деятельность со сферой обслуживания или торговли.

В том случае, если у учащегося имеется высокий балл, полученный после окончания реальной школы, перед ним открывается возможность стать учащимся старшего класса. После окончания старшего класса такой учащийся может претендовать на поступление в университет.

— главная школа

Обучение в этом учебном заведении не предполагает того, что ее учащийся будет продолжать свое образование в стенах университета.

— профессиональная школа

Обучение является ориентированным на учащихся, которые имеют желание получить рабочую профессию и не планируют продолжать свое обучение в высших учебных заведениях.

— общая школа

В общей школе происходит совмещение ряда различных особенностей, которые присущи гимназии и реальной школе: обучение здесь дает возможность получить одновременно гуманитарное и техническое образование.

Учащийся, сдав экзамены по программе гимназии, получает право поступить в университет.

vscolu.ru


Смотрите также