Действия флотов СССР и Германии на Черном море во второй мировой (1944 г.). Флот германии во второй мировой войне


Военный флот Второй мировой — Всё о Второй мировой

В данном разделе изложена информация о качественном и численном составе военно-морских флотов государств, участвовавших в военных действиях Второй мировой войны. Кроме того, приведены данные о флотах некоторых стран, официально занимавших нейтральную позицию, однако фактически оказывавших содействие тем или другим участникам войны. Недостроенные  или  вступившие в строй после окончания войны корабли не учитывались. Не принимались во  внимание и суда, использовавшиеся в военных целях, но находившиеся под гражданским флагом. Суда, переданные или полученные от одной страны другой (в т. ч. и по договорах ленд-лиза) в расчет не принимались, как не учитывались и трофейные или восстановленные корабли. В силу ряда причин, данные о погибших десантных и малых кораблях, а также катерах приведены по минимальных значениях и фактически могут быть значительно больше. Тоже касается и сверхмалых подводных лодок. При описании тактико-технических характеристик приводились данные по времени последней модернизации или перевооружения.

Характеризуя военные корабли как оружие войны на море, следует отметить, что целью такой войны являлась борьба за морские коммуникации, как средство для самых больших, массовых перевозок. Лишение противника возможности использовать море для транспорта, одновременно широко используя его в тех же целях и есть путь к победе в войне. Для завоевания и использования господства на море недостаточно только одного сильного военно-морского флота, для этого необходимы также большой торговый и транспортный флоты, удобно расположенные базы и государственное руководство, обладающее морским мышлением. Лишь совокупность всего этого обеспечивает  морское могущество.

Для борьбы с военно-морским флотом приходится сосредоточивать все свои силы, для защиты же торгового  судоходства — разделять их. Характер военных действий на море все время колеблется между этими двумя полюсами. Именно характер военных действий определяет потребность в тех или иных военных кораблях, в специфике их вооружения и тактике использования.

Осуществляя подготовку к войне, ведущие морские государства применяли разные военные морские доктрины, однако ни одна из них не оказалась эффективной, правильной. И уже в ходе войны с напряжением всех сил  пришлось не только их корректировать,  а кардинально изменять под планируемые военные действия.

Так, ВМФ Великобритании, базируясь на устаревших кораблях межвоенного периода, главный упор делал на крупные артиллерийские корабли. Военный флот Германия формировал массовый подводный флот. Королевский Итальянский флот строил скоростные легкие крейсера и эсминцы, а также малые подводные лодки с низкими техническими характеристиками. СССР пытаясь заменить царский флот, ускорено строил корабли всех классов устаревших образцов, опираясь на доктрину прибрежной обороны. Основу флота США составляли тяжелые артиллерийские корабли и устаревшие эсминцы. Франция усиливала свой флот легкими артиллерийскими кораблями с ограниченным запасом хода. В Японии строили линкоры и авианосцы.

Кардинальные изменения в структуре флотов произошли и с массовым внедрением радиолокаторов и гидролокаторов, а также развитием средств связи. Применение систем опознавания самолетов, управления артиллерийским и зенитным огнем, обнаружения подводных, надводных и воздушных целей, радиоразведка также изменили и тактику флотов. Ушли в небытие крупные морские сражения, а война с транспортным флотом стала приоритетом.

Развитие вооружений (появление новых типов палубных самолетов, неуправляемых ракет, новых видов торпед, мин, бомб и т.д.) позволили флотам проводить самостоятельные оперативные и тактические военные операции. Флот из вспомогательных сил сухопутных войск превращался в основную ударную силу. Авиация становилась эффективным средством как борьбы с флотом противника, так и защитой своего.

Рассматривая ход войны в увязке с техническим прогрессом, развитие флотов можно охарактеризовать следующим образом. В начальном этапе войны всевозрастающий германский подводный флот фактически блокировал морские коммуникации Великобритании и ее союзников. Для их защиты потребовалось значительное количество противолодочных кораблей, а их оснащение гидролокаторами, превратило подводные лодки из охотников в мишени. Необходимость защиты крупных надводных кораблей, конвоев и обеспечение проведения будущих наступательных операций потребовали массового строительства авианосцев. Этим характеризуется средний этап войны. На заключительном этапе для проведения массовых десантных операций как в Европе, так и на Тихом океане возникла острая необходимость в высадочных средствах и судах обеспечения.

Все эти задачи смогли решить только США, чья мощная экономика за годы войны превратила союзников в должников  на долгие годы, а страну в сверхгосударство. При этом следует отметить, что поставки кораблей по договорам ленд-лиза происходили в рамках перевооружения США, т.е. союзникам передавались устаревшие суда, с низкими ТТХ или без надлежащего оборудования. Это в равной мере касалось всех получателей помощи, в т.ч. и СССР, и Великобритании.

Необходимо упомянуть и то, что как крупные корабли США, так и малые отличались от судов всех других стран наличием комфортных условий жизнеобеспечения экипажей. Если в других странах  при строительстве кораблей приоритет отдавался количеству вооружения, боеприпасов, запасам топлива, то американские флотоводцы комфорт экипажа ставили в один ряд с требованиями к боевым качествам судна.

Ориентировочная численность флотов в разрезе стран и видов кораблей(без переданных/полученных)

Ориентировочная численность флотов в разрезе стран и видов кораблей

Продолжение таблицы

Ориентировочная численность флотов в разрезе стран и видов кораблей

Совокупное количество военных флотов  42 стран (обладающих военными флотами или хотя бы одним кораблем), принимавших участие во Второй мировой войне составляло 16,3 тыс. кораблей, из которых погибло по не полным данным не менее 2,6 тыс. Кроме того, в состав флотов входило 55,3 тыс. малых кораблей, катеров и десантных судов, а также 2,5 тысячи подводных лодок, без учета сверхмалых субмарин.

Пятерку стран, имеющих самые крупные флоты составляли: США, Великобритания, СССР, Германия и Япония, которые имели 90% боевых  кораблей от общей  численности, 85% подводных лодок и 99% малых и десантных судов.

Обладающие большими флотами Италия и Франция, а также более мелкими Норвегия и Нидерланды не смогли эффективно распорядиться своими кораблями, затопив их часть и став основными поставщиками трофеев противнику.

Определить значимость видов кораблей в военных действиях возможно лишь с учетом этапов войны. Так на начальной стадии войны главенствующую роль играли подводные лодки, блокирующие коммуникации противника. В средней стадии войны основную роль играли эсминцы и противолодочные  корабли, которые подавили подводные флоты противников. В завершающей стадии войны на первое место вышли авианосцы с кораблями обеспечения и десантные корабли.

В период войны было потоплено торговый флот тоннажем 34,4 млн. т. При этом на долю подводных лодок приходилось 64%, авиации – 11%, надводных кораблей – 6 %, мин – 5%.

Из общего количества потопленных боевых кораблей флотов примерно 45% заслуги авиации, 30%  — подводных лодок, 19%  — доля надводных кораблей.

Читайте также:

Авианосцы

Линкоры и броненосцы

Крейсера

Миниторы

Эсминцы и миноносцы

Эскортные и патрульные корабли

Сторожевики и охотники

Минные заградители

Тральщики

Канонерские лодки

Десантные корабли

Подводные лодки

Малые боевые корабли и катера

Вспомогательные корабли

wwii.space

Военно-морской флот во Второй мировой войне

Вторая мировая война, продолжавшаяся практически 6 лет, обозначила существование в мире 5 сильнейших морских государств, среди которых первое место по-прежнему отводилось Великобритании, а второе Германии. В пятерку сильнейших вошли также Советский Союз, Соединенные Штаты и частично Франция, пытавшаяся с помощью флота оказать влияние на положение дел союзников в Африке.

О скором приближении войны знали многие из правительственных чинов, уже в конце 30- годов в большинстве крупных государств начались экстренные работы по переоснащению армии и флота, строительству новых моделей военных кораблей и подводных лодок.

Во Франции, Англии, Германии и Соединенных Штатах в экстренном порядке приступили к постройке тяжелых военных кораблей и эскадренных подводных лодок, предназначенных сопровождать суда с целью их защиты от нападения надводных и подводных сил противника.

Военно-морской флот накануне Второй мировой войныФранцузский подводный крейсер «Сюрку»

Так, в 1934 году Франция приступила к постройке современного подводного крейсера «Сюрку», на вооружении которого стояли 14 торпедных аппаратов и две 203-миллиметровые пушки. Палуба и командная рубка корабля были покрыты прочной броней, способной выдержать несколько мощных выстрелов.

В начале 40-х годов английский флот оснастили подводными мониторами, часть из которых ближе к началу войны была переоборудована в подводные крейсера, с заменой орудийной башни ангаром для гидросамолета, способного совершать посадку прямо на воду. В принципе, английский флот к началу Второй мировой войны все еще был самым мощным в мире, корабли флота были самыми быстрыми и технически оснащенными, способными передвигаться с хорошей скоростью на большие расстояния. К примеру, английская военная подводная лодка «Х-1» была оборудована дизелем, способным придать ей скорость до 20 узлов в час.

Не отставала от Великобритании и Америка, стремившаяся превзойти все другие государства по силе и мощности своего надводного и подводного флота, для чего в нем постоянно происходили технические изменения, внедрялись технические новинки военной техники и оборудования. Практически на каждом американском военном корабле и подводной лодке имелась система кондиционирования отсеков и кают матросов и офицеров, в этом американцы брали пример с голландцев, давно уже обеспечивающих собственные экипажи свежим притоком воздуха.

На подводных лодках Великобритании были установлены гидролокаторы, позволяющие обнаружить противника и измерить расстояние до него еще до вступления в визуальный контакт. Подобное устройство, кроме всего прочего, облегчило поиск якорных мин. Также, практически на всех современных тому времени подводных лодках были установлены аппараты, уменьшающие количество пузырьков, подымающихся над водной поверхностью после нанесения лодкой подводного удара, и позволяющие тральщикам и самолетам обнаружить ее расположение. Практически все субмарины получили новое вооружение в виде 20-миллиметровых зениток, позволяющих обстреливать воздушные цели.

Военно-морской флот накануне Второй мировой войныГидролокатор подводной лодки

Для оказания помощи подводным лодкам в плане подвоза продовольствия, воды и топлива в открытом море началось массовое строительство танкеров и других транспортных судов. На подводных лодках были установлены мощные электромоторы и аккумуляторные батареи, что совместно с особым оснащением двигателя существенно повышало время нахождения лодки под водой.

Постепенно подводная лодка превращалась в настоящий корабль, способный находиться под водой уже не несколько минут, а нескольких часов. Для улучшения системы наблюдения за противником подводные лодки оборудовались совершенно новыми перископами а радиолокационными антеннами. Лодку с таким перископом было обнаружить достаточно непросто, тогда как она находила противника без особого труда. Связь между судами поддерживалась специальными радиотелефонами.

По мере развития подводного мореходства численность экипажа подводных лодок росла, исключением являлись немецкие субмарины, где предпочтение отдавалось размещению большого количества вооружения, а не людей. Новейшая немецкая субмарина «U-1407» была оснащена сразу тремя парогазовыми турбинами, благодаря которым могла развить скорость до 24 узлов в час. Но из-за технических ошибок эта модель лодки не была пущена в массовое производство.

Одновременно с немцами и англичанами подводные лодки строили также и японцы. Впрочем, субмарины последних, были настолько несовершенными, что шум и вибрация ими производимые были слышны на достаточно большом расстоянии, что заставило правительство практически полностью отказаться от их использования и перейти к строительству авианосцев, первых кораблей подобного типа в мировом флоте. Авианосцы японского флота отличались хорошей маневренностью, но были плохо вооружены и практически не имели брони, потому нуждались в защите со стороны крейсеров и миноносцев.

Англичане, вступая во Вторую мировую войну, также запаслись современным авианосцем. «Арк Роял» — именно так назывался корабль, мог развить скорость в 30 узлов и разместить на своей палубе до 72 самолетов. Авианосец был оборудован большим количеством ангаров, подъемниками, катапультами и сетями для отлавливания самолетов, не сумевших сесть самостоятельно, при этом длина посадочной палубы достигала 244 метров. Подобной палубы не было ни на одном авианосце в мире. Стремясь ни в чем не отставать от европейских государств, японцы к началу 1939 года произвели полное переоснащение и переделку старых кораблей, превратив многие из них в современные авианосцы. К началу войны у Японии имелось целых два авианосца, способных вместить по 92 самолета каждый.

Военно-морской флот накануне Второй мировой войныАнглийский авианосец «Арк Роял»

Тем не менее, несмотря на старания англичан и японцев первенство в авианосном строении принадлежало американцам, авианосцы к

sea-man.org

Вторая мировая война: борьба флотов Англии и США с подводными лодками фашистской Германии в 1945 г

На завершающем этапе второй мировой войны в Европе главной зада­чей военно-морских сил Великобритании и США оставалась защита океанских и морских коммуникаций, по которым в Западную Евро­пу перебрасывались войска, боевая техника, военное снаряжение и продо­вольствие, а также стратегическое сырье.

Другой не менее важной зада­чей, решавшейся в основном английским военно-морским флотом, было нарушение коммуникаций вдоль побережий Норвегии, Голландии и в проливе Скагеррак, по которым противник осуществлял переброску войск и перевозку железной руды из Норвегии. Основная часть аме­риканского военно-морского флота действовала на Тихом океане. В Атлан­тике находилось 11 авианосцев, 9 крейсеров, 101 эскадренный миноносец и 45 подводных лодок.

Около 60 процентов британских военно-морских сил было сосредоточено в водах метрополии. Здесь имелось 4 тяжелых и 27 эскортных авианосцев, 8 линейных кораблей, 30 крейсеров, 76 эскадренных миноносцев, 95 под­водных лодок, а также ряд других кораблей и различных вспомогательных судов. Английская авиация берегового базирования располагала 47 эс­кадрильями (735 самолетов), из них 32 противолодочные эскадрильи и 15 — для действий на коммуникациях противника. В феврале ее состав увеличился до 54 эскадрилий (818 самолетов). На Балтийском, Северном и Баренцевом морях немецко-фашистский флот имел 2 линейных корабля (один поврежденный), 8 тяжелых и легких крейсеров, 53 эскадренных миноносца и миноносца, около 800 сторожевых кораблей, тральщиков, десантных барж, различных вспомогательных судов и катеров. Оставшиеся крупные надводные корабли гитлеровское командование опасалось использовать не только в Северной Атлантике, но даже в Баренцевом море, так как любой их выход из портов и баз был бы неминуемо обречен на неудачу. Такилг образом, в 1945 г. Великобритания и США имели в Атлантике значительно превосходящие военно-морские силы. К этому следует добавить еще один фактор — господство в воздухе союзной авиации.

Особое значение немецко-фашистское командование придавало под­водным лодкам. До последних дней войны оно было уверено, что массовое применение новых типов лодок с более высокой подводной скоростью и продолжительным пребыванием в подводном положении может существен­но повлиять на ход войны. К 1945 г. в германском военно-морском флоте насчитывалось 408 подводных лодок

На характер боевого использования военно-морского флота Германии огромное влияние оказывали события на сухопутных фронтах. Еще в 1944 г. Германия лишилась портов и баз в Бискайском зали­ве, на Средиземном море, а также на побережье Бельгии, Голландии, Финляндии и севере Норвегии. В период наибольшего распространения фашистской агрессии и территориальных захватов развивалась и система базирования германского флота. В это время он имел для подводных лодок 60 баз и опорных пунктов. К началу 1945 г. количество их резко сократилось. Балтийская зона базирования (главная база флота — Киль, а также базы Штеттин, Гдыня, Данциг, Пиллау, Мемель и Лиепая) сох­раняла первостепенное значение, так как здесь располагались основные центры судостроения и районы боевой подготовки личного состава подвод­ных лодок. 21 января адмирал Дениц, докладывая Гитлеру обстановку на Балтийском море, подчеркнул, что Данцигская бухта как район подго­товки подводных лодок имеет решающее значение для ведения войны на море и с потерей ее активные действия подводных лодок будут парализо­ваны. Подобным образом оценивались порты Штеттин и Свинемюнде. С переходом Советских Вооруженных Сил в наступление в январе 1945 г. балтийская зона базирования оказалась под угрозой. Вскоре ряд военно-морских баз был занят советскими войсками.

Северное море являлось второй зоной базирования, а Вильгельмсхафен — главной базой подводного флота. Кроме того, для лодок были оборудованы базы на острове Гельголанд, а также в портах Гельголандской бухты. Крупнейший порт Гамбург — основной судостроительный центр их в этом районе — использовался для подготовки личного со­става лодок и формирования новых флотилий. Однако и эта зона бази­рования, систематически подвергавшаяся авиационным бомбардировкам, оказалась под ударом войск западных союзников с суши. Анализируя положение германского военно-морского флота, английский историк Эрман писал, что исход борьбы на коммуникациях «был предрешен в большей мере развитием военных действий на суше, чем на море».

Немецко-фашистское командование вынуждено было держать часть подводных лодок в норвежских базах. Отсюда они продолжали действовать на западных и юго-западных подходах к Британским островам, в Норвежском и Баренцевом морях. Отдельные лодки осуществляли постановку мин у побережья Англии, США и Канады.

Немаловажное значение для германского военно-морского флота имело и другое обстоятельство. Освобождение советскими войсками нефтяных промыслов в Румынии и систематические бомбардировки американо-английской авиацией германских нефтеперегонных заводов и топливных складов привели к острому дефициту жидкого топлива для кораблей, особенно для подводных лодок. Все корабли, работавшие на жидком топ­ливе, вынуждены были бездействовать. Для того чтобы в январе 1945 г. в море вышли 27 подводных лодок, им было передано дизельное топливо с крейсеров «Адмирал Шеер» и «Лютцов». В конце этого же месяца штаб верховного главнокомандующего отмечал, что для ведения боевых действий подводными лодками следует подготовить необходимое количество горючего.

В 1945 г., как и в предшествующие годы, перед флотом фашистской Германии стояла задача нарушения коммуникаций союзников, а также защита своих морских сообщений.

На завершающем этапе войны в Европе с особой очевидностью подтвердилось несоответствие качественных характеристик подводных лодок постройки 1939—1943 гг. новым условиям борьбы на коммуникациях. Ши­рокое привлечение англичанами и американцами противолодочных над­водных кораблей и авиации, оснащенных средствами радио- и гидролока­ции, а также использование ими авианосных поисково-ударных групп значительно снижали эффективность действий находившихся в строю немецких лодок. В основу конструкций всех лодок было положено стре­мление сохранить по возможности высокие надводные маневренные элементы и главным образом иметь большую дальность плавания в надводном положении. В этом отношении немецкие конструкторы до­бились определенных успехов, особенно у лодок серии IXC (дальность надводного плавания 11 450 миль, максимальная надводная скорость 18,2 узла). Однако подводным маневренным элементам отводилось второсте­пенное значение, и лодки не отвечали условиям их применения (скорость под водой 7,3 узла, дальность плавания 63 мили).

Германское морское командование пыталось снизить эффективность использования противолодочных сил и средств союзников различными аехническими усовершенствованиями. Например, было осуществлено оборудование подводных лодок шнорхелем, который позволял идти в под­водном положении на перископной глубине под дизелями, заряжать акку­муляторы и пополнять запасы воздуха без выхода на поверхность, а также поддерживать устойчивую связь между собой, с береговыми радиостан­циями и разведывательной авиацией с помощью выдвижных антенн. В условиях боевых действий и в походах, продолжавшихся целыми не­делями, лодкам требовалось всплывать на поверхность лишь для мелкого ремонта.

Еще с апреля 1943 г. началась работа над проектом лодки с улучшен­ными подводными маневренными элементами, с большей подводной ско­ростью, дальностью плавания в подводном положении и глубиной погру­жения. Планировалось строительство лодок двух серий: XXI — крейсер­ские для действий в отдаленных районах (водоизмещение надводное — 1621 тонна, подводное — 1819 тонн; дальность плавания надводная эконо­мическим ходом 10 узлов — 15,5 тыс. миль, подводная при скорости 6 узлов — 285 миль; максимальная подводная скорость — 17,5 узла) и XXIII — малого водоизмещения для использования в прибрежных рай­онах (водоизмещение надводное — 232 тонны, подводное — 256 тонн; ско­рость хода надводная — до 9,5 узла, подводная — до 12,5 узла; даль­ность плавания подводная — 175 миль (4 узла). Подводные лодки новых серий имели увеличенную глубину погружения и оснащались гидроакусти­ческими локаторами, а также поисковым радиолокационным приемником ультракоротковолнового диапазона для обнаружения работы радио­локационных станций противника, что позволяло своевременно погру­жаться при появлении сил противолодочной обороны. Однако проек­тирование и строительство их затянулось до 1945 г. Всего до конца войны было построено 123 лодки XXI серии и 59 — XXIII, но к бое вым действиям подготовлено 3 лодки XXI серии (с апреля) и 8 — XXIII серии (с января). Это объяснялось серьезными конструктивными недостатками подводных лодок, медленным их освоением личным составом. В дневнике штаба верховного главнокомандования вермахта в записи от 29 марта отмечалось, что «вошла в строй лишь одна большая из новых подводных лодок, остальные войдут в строи только лишь в ап­реле и позже».

Создание новых подводных лодок в Германии вызвало серьезную тре­вогу в Англии: морское министерство подсчитало, что к началу 1945 г на коммуникациях будут действовать 25 таких лодок. Накануне Крымской конференции Рузвельту и Черчиллю был представлен доклад, составлен ный представителями фтотов США и Англии, в котором говорилось «Воз­можность того, что немецкие подводные лодки снова создадут серьезную опасность дня союзного судоходства в Северной Атлантике, вызывает сильное беспокойство». В этом документе предлагалось увеличить чис­ло кораблей и самолетов противотодочной обороны, продолжать бомбар­дировки судостроительных верфей, повысить процент применения авиаци­онных мин.

Полагая, что америкапо-английской авиации и надводному флоту предстоит трудная борьба против новых подводных лодок, представители Великобритании подчеркивали на Крымской конференции необходимость быстрейшего занятия Данцига советскими войсками, где, по имеющимся у них сведениям, осуществляюсь сборка этих лодок. Однако прогно­зы западных союзников не оправдались. Несмотря на принятые немец­ко-фашистским командованием меры, планы строительства новых под­водных лодок и подготовка их к боевым действиям не выполнялись из-за дезорганизации в работе промышленности и на транспорте. Кроме того, вследствие больших потерь немецко-фашистскии подводный флот остро нуждался в кадрах. Для комптектования экипажей привлекался личный состав надводных кораблей и даже военно-воздушных сил. Наряду с этим в связи с быстрым продвижением советских войск вдоль побережья Бал­тийского моря командование германского флота было вынуждено переда­вать военных моряков для формирования дивизий и бригад морской пехоты.

data-ad-client="ca-pub-7206746909524663"data-ad-slot="9127896632"data-ad-format="auto">

В апреле в составе флота фашистской Германии насчитывалось 429 подводных лодок, из них 166 боевых, а 263 находились на испытаниях и боевой подготовке. Вплоть до конца воины подводные лодки продолжали оставаться серьезной опасностью для американо-английского судоходства в бассейне Атлантического океана.

В 1945 г. количество немецких подводных лодок, в среднем ежедневно действовавших на коммуникациях противника, составляло: в январе — 36, феврале — марте — 48, в апреле — 50 и начале мая — 43. По сравнению с первыми годами второй мировой войны число лодок, находившихся: в море, по отношению к имевшимся в строю значительно сократилось. Адмирал Дениц, объясняя причины снижения интенсивности использо­вания подводных лодок, писал впоследствии: «После прорыва русскими фронта в январе 1945 г., когда территория, верфи, учебные полигоны и опорные пункты в восточной части Балтийского моря оказались под угрозой или были вовсе потеряны, стало окончательно ясно, что уже не удастся в широком масштабе использовать подводные лодки нового типа, способные противостоять современным средствам противолодочной обороны. Подводная война перестала являться главной задачей военно- морских сил. Крупные морские части были переключены на поддержку восточного фронта». Далее он констатировал, что за последние месяцы войны 50 тыс. моряков были переброшены на сухопутный фронт против советских войск.

В условиях сильно возросшей противолодочной обороны германское морское командование вынуждено было в начале 1945 г. изменить такти­ку действий подводных лодок. Поскольку сосредоточение большого числа их в группах и завесах приводило к облегчению поиска и атаке пре­восходящими силами противолодочной обороны, пришлось отказаться от группового использования и вернуться к методам, применявшимся в начале войны. Теперь одиночным подводным лодкам, которые действова­ли у побережья Англии и Канады, отводились небольшие позиции на под­ходах к базам, портам и в местах пересечения важнейших морских путей. Лодки стали применять тактику своеобразных засад. Для обеспечения скрытности каждая лодка занимала позицию между объектом атаки и бе­регом. Чтобы затруднить обнаружение противником, она ложилась на грунт, где часами ожидала появления транспортов или кораблей. С обнаружением цели шумопеленгатором лодка снималась с грунта и производила атаку, а затем снова отходила к побережью.

В первое время изменение тактики действий подводных лодок несколь­ко повысило их результативность. Так, если во второй половине 1944 г. среднемесячные потери союзников в Атлантике от подводных лодок против­ника составили 44 тыс. брт, то за четыре месяца 1945 г. они возросли до 54 тыс. брт. Основная часть этих потерь приходилась на одиночные транс­порты в прибрежных водах. Всего за январь—май 1945 г. немецкие под­водные лодки потопили 55 судов общим тоннажем 270,3 тыс. брт. От ударов авиации союзники потеряли 6 судов (44.3 тыс. брт), торпед­ные катера потопили 5 судов (10,2 тыс. брт), и на минах погибло 24 судна общим тоннажем 79,2 тыс. брт, по неизвестным причинам — 7 судов (около 7,4 тыс. брт). Однако эти потери уже не могли оказать сущест­венного влияния на обеспечение Англии стратегическим сырьем, воору­жением и продовольствием.

Характерно, что из 97 единиц общего количества погибших судов 70 потоплены на подходах к Британским островам и только 19 в Северной Атлантике. Это свидетельствует о том, что в 1945 г. главные усилия гитлеровцев в борьбе на морских коммуникациях были направлены на бли­жайшие подступы к Британским островам. В январе на подходах к ним действовало 10—12 подводных лодок, в феврале их число возросло до 25, остальные действовали в Атлантике вдали от берегов.

Еще в конце 1944 г. англо-американское командование располагало 20 авианосными противолодочными поисково-ударными группами. Каждая из них состояла из эскортного авианосца и 3—5 эскортных миноносцев В защите конвоев теперь использовалось 20 эскортных авианосцев с 400 самолетами на борту. Авианосно-поисковая группа как самостоя­тельное тактическое соединение представляла серьезную опасность для подводных лодок.

В 1945 г. для увеличения полосы поиска и более надежного поражения лодводных лодок разнородные противолодочные силы объединяли во вре­менные маневренные соединения. Они состояли из авиационных и кора­бельных поисково-ударных групп и образовывали противолодочные подвиж­ные барьеры (рубежи). Принцип действия противолодочного подвижного барьера заключался в следующем. Около 20 эскортных миноносцев сле­довали строем фронта, контролируя полосу шириною 120 миль. За ними на расстоянии 40—50 миль шли 2 эскортных авианосца, каждый в охра­нении 4 эскортных миноносцев. Самолеты с авианосцев вели непре­рывную разведку на расстоянии до 150 миль от линии патрулирования эскортных миноносцев. Обнаружив подводную лодку, авиация и кораб­ли атаковали ее еще до того, как она успевала выйти на прибрежные коммуникации. Когда в конце марта немецко-фашистское командование направило из норвежских баз 6 подводных лодок для действия у Атлан­тического побережья США, американцы, полагая, что лодки вооружены ракетами, создали в Центральной Атлантике для их поиска и унич­тожения два таких подвижных противолодочных барьера. В состав авиа­носных поисково-ударных групп, обслуживавших эти барьеры, были включены 4 эскортных авианосца, до 75 эскадренных и эскортных мино­носцев. Этим силам удалось обнаружить подводные лодки еще на пере­ходе и 5 из них потопить.

Средством активной борьбы с подводными лодками врага по-прежне­му являлась авиация, которая наносила удары по судостроительным вер­фям Гамбурга, Бремена, Киля и Данцига. В результате с 30 марта по 9 апреля было уничтожено 24 и сильно повреждено 12 подводных лодок, в том числе потоплено 9 лодок серии XXI, причем 4 из них готовились выйти в море.

Активизируя борьбу, корабли и авиация наносили удары по подводным лодкам на выходах их из баз и маршрутах переходов. Около баз в большом количестве ставились минные заграждения. В январе — марте самолеты союзников поставили в проливах Скагеррак и Каттегат 3220 мин, в том числе на выходах из баз Хортен и Осло-фьорд — 300 мин. Против подводных лодок, находившихся в специально построенных базовых же­лезобетонных укрытиях, применяли 10-тонные авиабомбы. В результате некоторые такие укрытия были разрушены.

Для уничтожения обнаруженных в море немецких подводных лодок бомбометание с кораблей из многоствольных бомбометов производилось таким образом, чтобы одновременно выпущенные глубинные бомбы на­крывали большую площадь моря. Если в январе 1945 г. было потоплено 12 немецких подводных лодок, то в апреле уже 64. 7 апреля адмирал Дениц вынужден был отметить, что вслед за концентрацией немецких подвод­ных лодок в прибрежных водах Англии противник тут же значительно усилил противолодочную оборону. Чтобы избежать серьезных потерь, подводные лодки необходимо было отвести из опасного района к западу от Британских островов Вскоре 7 подводных лодок перешли в Цент­ральную Атлантику.

Всего с 1 января по 8 мая 1945 г. была потоплена 151 немецкая лодка, при этом надводными кораблями 46, базовой авиацией 39, авианосной авиацией 1, совместными действиями кораблей и авианосной авиации 2, подводными лодками 3, при ударах авиации по базам 36, погибло на ми­нах 7 и по неизвестным причинам 17 подводных лодок. Из общего ко­личества английскими силами было уничтожено 95, американскими 39 подводных лодок.

Сравнение потерь немецких подводных лодок с потерями американо- английского транспортного флота показывает, что в условиях сильной противолодочной обороны союзников подводные лодки уже не смогли до­стигнуть былых успехов. Если в 1942 г. на каждую потопленную подвод­ную лодку противника приходилось 13,6 уничтоженных судов союзников, то в 1945 г. только 0,3. Это соотношение было явно не в пользу Герма­нии и свидетельствовало о том, что результативность боевых действий не­мецких подводных лодок к концу войны по сравнению с 1942 г. снизилась в 45 раз. Ясно обозначилось несоответствие между находившимися в строю немецкими подводными лодками и резко возросшими к тому времени про­тиволодочными силами и средствами союзников. Характерно, что в на­чале войны на одну уничтоженную подводную лодку приходилось около 16 обнаружений лодок противолодочными силами. К концу войны число обнаружений лодок на одну потопленную уменьшилось до 1,5.

Таким образом, рост числа потопленных немецких лодок по годам, сокращение числа обнаружений, приходившихся на одну потопленную лодку, и уменьшение их эффективности достаточно убедительно показали, что в единоборстве подводных лодок и противолодочных средств на Ат­лантическом океане перевес оказался на стороне последних. Следова­тельно, подводная война потеряла свою эффективность, а оживить ее пу­тем использования подводных лодок новых серий не удалось в связи с ка­питуляцией фашистской Германии. Решающее значение в успешной борьбе союзников с немецкими подводными лодками имело значительное превос­ходство в силах, а также хорошо отработанное взаимодействие надводных кораблей, авианосной и базовой авиации, осуществлявших поиск и унич­тожение лодок противника.

После подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии адмирал Дениц приказал всем находившимся в море подводным лодкам прекратить боевые действия и вернуться в базы. Из 407 подводных лодок, числившихся к этому времени в составе военно-морского флота, 221 была затоплена своими экипажами, 30 разделены между союзниками и 156 в соответствии с условиями перемирия уничтожены позднее.

agesmystery.ru

Типы подводных лодок ВМС Германии — WiKi

1906-1919. Эпоха Первой мировой войны Наименование Модификации Количество Год вступления Верфи Известные представители Примечание 1935-1945. Эпоха Второй мировой войны Наименование Модификации Количество Год вступления Производитель Статьи об представителях Примечание 1960-2008. Послевоенное и современное время Наименование Модификации Количество Год вступления Производитель Известные представители Примечание
класс UA SM U-1, SM U-2,тип U-3, тип U-5,тип U-9, тип U-13,SM U-16, тип U-17,тип U-19, тип U-23,тип U-27, тип U-31,тип U-43, тип U-51,тип U-57, тип U-63,тип U-66, тип U-81,тип U-87, тип U-93 108 1905-1918 Krupp, Kaiserliche, Vulcan, Schichau, Fiat-Laurenti U-9, U-20, U-35 Класс объединяет большое количество мелких типов, включающих по несколько кораблей
класс UB 17 типа I,30 типа II,89 типа III 136 1914-1918 Blohm & Voss, Krupp, AG Weser, Vulcan
класс UC 15 типа I,64 типа II,16 типа III 95 1914-1918 Kaiserliche, Blohm & Voss, Krupp, AG Weser, Vulcan
класс UD 5 1913-1915
класс UE 10 типа I,9 типа II 19 1914-1918 Kaiserliche, Vulcan
тип U-139 3 1916-1918 Krupp
тип U-142 1 1916-1918 Krupp
тип U-151 7 1916-1918 Krupp Дойчланд (U-155)
класс I 2 типа IA 2 1935-1936 AG Weser использовались как учебные
класс II 6 типа IIA,20 типа IIB,8 типа IIC,16 типа IID 50 1935-1941 Deutsche Werke, Flender-Werke, Krupp U-6 (IIA)U-9 (IIB) малая лодка для прибрежных вод
класс VII 10 типа VIIA,25 типа VIIB,658 типа VIIC,6 типа VIID,4типа VIIF 703 1935-1944 AG Weser, Deutsche Werke, Howaldtswerke, Bremer Vulkan U-47(VIIB) средняя лодка
класс IX 8 типа IXA,14 типа IXB,140 типа IXC,2 типа IXD1,29 типа IX D2 193 1936-1944 AG Weser, Seebeckwerft, Deutsche Werft U-110(IXB)U-156(IXC) большая океанская субмарина
класс X тип XB 8 1939-1944 Krupp минный заградитель
класс XIV 10 1939-1944 Deutsche Werke лодка-танкер снабжения
класс XVII 4 1939-1944 Blohm & Voss, Krupp с турбиной Вальтера
класс XVIII 2 не были достроены Deutsche Werke, Krupp
класс XXI 123 1944-1945 Blohm & Voss, AG Weser, Schichau большая океанская субмарина
класс XXIII 62 1944-1945 Deutsche Werft, Krupp, Marinewerft Toulon U-2365 малая лодка для прибрежных вод
класс XXVII 285 1944-1945 Germaniawerft сверхмалая подводная лодка
класс 201 3 1960-1962 HDW
класс 202 2 1965 малая лодка для прибрежных вод
класс 203 нет
класс 204 нет с турбиной Вальтера
класс 205 5 × 205, 4 × 205А 9 1962-1969
класс 206 206А(11 из 18) 18 1973-1975
класс 207 «Коббен» 15 (для Норвегии) 1963-1967 NSW
класс 209 61 после 1967
класс ТР-1700 2 (для Аргентины) 1980-1985 NSW
класс 210 «Ула» 6 (для Норвегии) 1987-1992 NSW Kvaerner Brug
класс «Дольфин» (проект 800) 3 для Израиля + 2 1994-1999 HDW NSW
класс 212 4 (+2 строятся), 2 для Италии после 2002 HDW NSW Centieri del Muggiano с ВНД на топливных элементах
класс 214 1 (+ >7) после 2004 HDW Hellenic Shipyard Экспортный вариант класса 212

ru-wiki.org

военно-морской флот перед второй мировой войной

Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные же флоты  становились скорее орудием политики чем действенной силой, а иметь мощные линкоры считалось престижным. Но позволить реально это имели всего 13 государств в мире. Дредноутами располагали : Англия, Германия, США, Япония, Франция, Россия, Италия, Австро-Венгрия, Испания, Бразилия, Аргентина, Чили и Турция (турки захватили и отремонтировали брошенный немцами в 1918 году «Гебен»).

 

После Первой мировой войны желание заиметь собственные линкоры высказывали Голландия, Португалия и даже Польша (с ее 40-километровым побережьем) и Китай, однако эти мечты так и остались на бумаге. Построить линкор своими силами могли лишь богатые и  индустриально развитые страны, в числе которых была и царская Россия.

 

Первая Мировая война оказалась последней, в которой происходили масштабные морские сражения между воюющими сторонами, самым масштабным из которых было  Ютландское морское сражение между английским и немецким флотом. С развитием авиации крупные корабли становились  уязвимыми и в дальнейшем ударная сила перешла авианосцу. Тем не менее линкоры продолжали строить и только Вторая Мировая война показала бесперспективность этого направления в военном кораблестроении.

 

После окончания Первой мировой войны на стапелях стран-победителей застыли корпуса гигантских кораблей. По проекту, например, французский «Лион» должен был иметь шестнадцать 340-мм пушек. Японцы заложили корабли, рядом с которыми английский линейный  крейсер «Худ» выглядел бы подростком. Итальянцы достраивали четыре суперлинкора типа «Франческо Кораччоло» (34 500 т, 28 узлов, восемь 381-мм пушек).

 

Но дальше всех пошли англичане — их проект линейных крейсеров 1921 года предусматривал создание монстров водоизмещением 48 000 тонн со скоростью 32 узла и 406-мм пушками. Четыре крейсера подкреплялись четверкой линкоров, вооруженных 457-мм орудиями.

 

Однако утомленная войной экономика государств требовала не новой гонки вооружений, а паузы. Тогда за дело взялись дипломаты.

 

США решили зафиксировать соотношение военно-морских сил на достигнутом уровне и принудили пойти на это другие страны Антанты (Японию пришлось «уговаривать» очень жестко). 12 ноября 1921 года в Вашингтоне состоялась конференция. 6 февраля 1922 года, после ожесточенных споров был подписан «Договор пяти держав», установивший следующие мировые реалии:

 

никаких новостроек в течение 10 лет, кроме двух линкоров для Англии;

 

соотношение сил флотов между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией должно составлять 5:5:3:1,75:1,75;

 

по истечении десятилетней паузы никакой линкор не может быть заменен новым, если он моложе 20 лет;

 

максимальное водоизмещение должно составлять: для линкора— 35 000 тонн, для авианосца — 32 000 тонн и для крейсера — 10 000 тонн;

 

максимальный калибр орудий должен составлять: для линейных кораблей — 406 миллиметров, для крейсера — 203 миллиметра.

Флот Великобритании сокращался на 20 дредноутов. По поводу этого договора известный историк Крис Маршалл написал: «Как бывший британский премьер-министр А. Бельфур мог подписать такой договор — решительно не укладывается в моем сознании!»

 

Вашингтонская конференция определила ход истории военного кораблестроения на четверть века и имела для него самые пагубные последствия.

 

Прежде всего, десятилетняя пауза в строительстве, и особенно ограничение водоизмещения, остановила нормальную эволюцию крупных кораблей. В договорных рамках создать сбалансированный проект крейсера или дредноута было нереально. Жертвовали скоростью -возникали хорошо защищенные, но тихоходные корабли. Жертвовали защитой — спускались на воду «картонные» крейсера. Создание корабля — результат усилий всей тяжелой промышленности, поэтому искусственное ограничение на качественное и количественное совершенствование флота привело к тяжелейшему кризису.

 

В середине 1930-х годов, когда стала очевидной близость новой войны, вашингтонские соглашения были денонсированы (расторгнуты). Начался новый этап в строительстве тяжелых кораблей. Увы, система кораблестроения была нарушена. Пятнадцатилетнее отсутствие практики иссушило творческую мысль конструкторов. В результате вначале создавались корабли с серьезными дефектами. К началу Второй мировой войны флоты всех держав устарели морально, а большинство кораблей устарели физически. Многочисленные модернизации судов не изменили положения дел.

 

За все время вашингтонской паузы были построены только два линкора — английские «Нельсон» и «Родней» (35 000 т, длина — 216,4 м, ширина — 32,3 м, 23 узла; бронирование: пояс — 356 мм, башни — 406 мм, рубка — 330мм, палуба — 76—160мм, девять 406-мм, двенадцать 152-мм и шесть 120-мм пушек). По Вашингтонскому договору Британии удалось выторговать себе некоторое преимущество: она сохранила возможность построить два новых корабля. Конструкторам пришлось поломать голову, как вместить максимум боевых возможностей в корабль водоизмещением 35 000 тонн.

 

В первую очередь отказались от высокой скорости. Но одного ограничения веса двигателя оказалось мало, поэтому англичане пошли на коренное изменение компоновки, расположив всю артиллерию главного калибра в носовой части. Такое расположение позволило заметно сократить длину броневой цитадели, зато она получилась очень мощной. Кроме того, 356-мм плиты помещались с наклоном 22 градуса вовнутрь корпуса и были перенесены под наружную обшивку. Наклон резко увеличил сопротивляемость брони при больших углах падения снаряда, что имеет место при стрельбе с большого расстояния. Внешняя обшивка срывала со снаряда «макаровский» наконечник. Цитадель закрывалась толстой броневой палубой. С носа и кормы установили 229-мм траверсы. Зато вне цитадели линкор оставался практически незащищенным — классический образец системы «всё или ничего».

 

«Нельсон» не мог вести огонь главным калибром прямо по корме, но необстреливаемый сектор ограничивался 30 градусами. Носовые углы почти не прикрывались противоминной артиллерией, ибо все шесть двухорудийных башен с 152-мм пушками занимали кормовую оконечность. Механическая установка перекочевала ближе к корме. Все управление кораблем сосредоточили в высокой башнеподобной надстройке -еще одно новшество. Последние классические дредноуты «Нельсон» и «Родней» заложили в 1922 году, спустили на воду в 1925-м, а ввели в строй в 1927-м.

 

 Кораблестроение перед Второй Мировой войной

 

Вашингтонский договор ограничил строительство новых линкоров, но не смог остановить прогресс в кораблестроении.

 

Первая мировая война вынудила специалистов пересмотреть взгляды на ведение морских операций и на дальнейшее техническое оснащение боевых кораблей. Военное кораблестроение должно было, с одной стороны, использовать все производственные достижения современной промышленности, а с другой— выставляя свои требования, побуждать промышленность работать над усовершенствованием материалов, конструкций, механизмов и вооружения.

 

Броня

 

В отношении изготовления броневых цементированных плит большой толщины в послевоенный период было внесено мало улучшений, так как качество их почти достигло предела еще в начале XX века. Однако удалось все-таки улучшить палубную броню, применив специальные вязкие стали. Это новшество было особенно важно ввиду увеличения дистанции боя и появления новой угрозы — авиации. Палубная броня в 1914 году весила около 2 тысяч тонн, а на новых линкорах ее вес довели до 8—9 тысяч тонн. Это связано со значительным усилением горизонтальной защиты. Броневых палуб стало две: главная — по верхней кромке броневого пояса, а под ней — противоосколочная. Иногда выше главной ставилась третья тонкая палуба — взводная, для срывания со снарядов бронебойного наконечника. Ввели новый тип брони-- противопульную (5— 20-мм), которую применяли для местного прикрытия личного состава от осколков и пулеметного огня с самолетов. В военном кораблестроении для постройки корпусов были введены высокоуглеродистые стали и электросварка, что позволяло значительно уменьшить вес.

 

Броня по своему качеству осталась почти равноценна броне Первой мировой войны, но калибр артиллерии на новых кораблях вырос. Для бортовой брони существовало простое правило: ее толщина должна быть больше или примерно равна калибру стрелявших по ней орудий. Пришлось снова увеличивать защиту, но сильно утолщать броню было уже невозможно. Общий вес брони на старых линейных кораблях был не больше 10 тысяч тонн, а на новейших - около 20 тысяч! Тогда стали делать броневой пояс наклонным.

 

Артиллерия

 

Во время Первой мировой войны, как и в предвоенные годы, бурно развивалась артиллерия. В 1910 году в Англии сходят на поду корабли типа «Орион», вооруженные десятью 343-мм пушками. Данное орудие имело вес 77,35 тонны и выпускало 635-кг снаряд на дистанцию 21,7 километра. Моряки поняли, что «Орион» только начало в повышении калибра, и промышленность стала работать в этом направлении.

 

В 1912 году США переходят на 356-мм калибр, одновременно 14-дюймовки ставят на свои линкоры Япония («Конго») и даже Чили («Адмирал Кохрейн»). Орудие весило 85,5 тонны и стреляло 720-кг снарядом. В ответ англичане в 1913 году заложили сразу пять линкоров типа «Куин Элизабет», вооруженных восемью 15-дюймовыми (381-мм) пушками. Эти уникальные по своим характеристикам корабли заслуженно считались самыми грозными участниками Первой мировой войны. Их орудие главного калибра весило 101,6 тонны и посылало 879-кг снаряд со скоростью 760 м/с на расстояние 22,5 километра.

 

Немцы, спохватившиеся позже других государств, успели в самом конце войны построить линкоры «Байэр» и «Баден», вооруженные 380-мм орудиями. Германские корабли были почти аналогичны английским, но к этому времени американцы установили на своих новых линкорах по восемь 16-дюймовых (406-мм) пушек. На подобный калибр вскоре переходит и Япония. Орудие весило 118 тонн и стреляло 1015-кг снарядом.

 

Но последнее слово все-таки осталось за Владычицей морей -заложенный в 1915 году большой легкий крейсер «Фьюриэс» предназначался для установки двух 457-мм орудий. Правда, в 1917 году, так и не вступив в строй, крейсер был переоборудован в авианосец. Носовая одноорудийная башня была заменена взлетной палубой длиной 49 метров. Пушка весила 150 тонн и могла раз в 2 минуты посылать 1507-кг снаряд на 27,4 километра. Но даже и этому монстру не суждено было стать самым большим орудием за всю историю флота.

 

В 1940 году японцы свой суперлинкор «Ямато» вооружили девятью 460-мм пушками, установленными в трех огромных башнях. Орудие весило 158 тонн, имело длину 23,7 метра и стреляло снарядом весом от 1330 до 1630 килограммов (в зависимости от типа). При угле возвышения 45 градусов эти 193-сантиметровые изделия улетали на 42 километра, скорострельность — 1 выстрел в 1,5 минуты.

 

Примерно в это же время очень удачную пушку для своих последних линкоров удалось создать американцам. Их 406-мм орудие с длиной ствола 52 калибра выпускало 1155-кг снаряд со скоростью 900 км/ч. Когда пушка использовалась как береговая, то есть исчезало ограничение угла возвышения, неизбежное в башне, то дальность стрельбы достигала 50,5 километра.

 

Аналогичные по мощности орудия были спроектированы в Советском Союзе для планируемых к постройке линейных кораблей. 15 июля 1938 года в Ленинграде был заложен первый великан (65 000 т), его 406-мм  пушка могла выбрасывать тысячекилограммовые снаряды на 45 километров. Когда осенью 1941 года немецкие войска приблизились к Ленинграду, одними из первых с дистанции в 45,6 километра их встретили снаряды опытного орудия-- прототипа пушек главного калибра так и не построенного линкора, установленного на Морском научно-исследовательском артиллерийском полигоне.

 

Значительно совершенствуются и корабельные башни. Во-первых, их конструкция позволила придавать орудиям большие углы возвышения, что стало необходимым для увеличения дальности выстрела. Во-вторых, основательно улучшились механизмы заряжания орудий, что позволило довести скорострельность до 2— 2,5 выстрела в минуту. В-третьих, улучшается система наводки. Для того чтобы правильно навести орудие на движущуюся цель, надо иметь возможность плавно поворачивать башни, весящие более тысячи тонн, одновременно это нужно делать довольно быстро. Перед Второй мировой войной наибольшая скорость вращения была доведена до 5 градусов в секунду. Совершенствуются и противоминные орудия. Их калибр остается прежним — Ш5— 152 мм, но вместо палубных установок или казематов их помещают в башни, это приводит к возрастанию боевой скорострельности до 7—8 выстрелов в минуту.

 

Линейные корабли стали вооружать не только орудиями главного калибра и противоминной  (правильнее было бы сказать -противоминоносной) артиллерией, но и зенитными пушками. По мере того как росли боевые качества авиации, усиливалась и умножалась зенитная артиллерия. К концу Второй мировой войны количество стволов доходит до 130—150. Зенитная артиллерия была принята двух видов. Во-первых, это орудия универсального калибра (100—130 мм), то есть способные вести огонь как по воздушным, так и по морским целям. Таких пушек ставили 12—20. Они могли доставать самолет на 12-километровой высоте. Во-вторых, для стрельбы по быстро маневрирующим на малой высоте самолетам применялись малокалиберные автоматические зенитки калибром от 40 до 20 миллиметров. Эти системы обычно монтировались в многоствольные установки кругового вращения.

 

Противоминная защита

 

Большое внимание уделили конструкторы и защите линейных кораблей от торпедного оружия. При взрыве нескольких сот килограммов сильнейшей  взрывчатки, заполняющей боевую часть торпеды, образуются газы с колоссальным давлением. Но вода не сжимается, поэтому корпус корабля получает мгновенный удар, словно молотом из газов и воды. Этот удар наносится снизу, под водой, и опасен тем, что в пробоину немедленно врывается огромное количество воды. К началу Первой мировой войны считалось, что такая рана смертельна.

 

Идея устройства подводной защиты зародилась в русском флоте. В начале XX века молодой инженер Р. Р. Свирский пришел к мысли о своеобразной «подводной броне» в виде промежуточных камер, отделяющих место взрыва от жизненно важных частей корабля и ослабляющих силу удара по переборкам. Однако проект на какое-то время затерялся в бюрократических канцеляриях. Впоследствии на линейных кораблях появилась именно такого типа подводная защита.

 

Были выработаны четыре системы бортовой защиты от взрыва торпеды. Наружная обшивка должна быть тонкой, чтобы не давать массивных осколков, за ней имелась камера расширения — пустое пространство, дававшее возможность взрывным газам расшириться и уменьшить давление, далее - камера поглощения, принимавшая оставшуюся энергию газов. За камерой поглощения ставилась легкая переборка, образовывавшая фильтрационный отсек, на случай если предыдущая переборка будет пропускать воду.

 

В германской системе бортовой защиты камера поглощения состояла из двух продольных переборок, причем внутренняя — 50-мм броневая. Пространство между ними заполнялось углем. Английская система заключалась в установке булей (выпуклые полусферические наделки из тонкого металла на бортах), наружная часть которых образовывала камеру расширения, затем имелось пространство, заполненное целлюлозой, затем две переборки-- 37-мм и 19-мм, образовывавшие пространство, залитое нефтью, и фильтрационный отсек. Американская система отличалась тем, что позади тонкой обшивки поставили пять водонепроницаемых переборок. Итальянская система основывалась на том, что вдоль корпуса шла цилиндрическая труба из тонкой стали. Пространство внутри трубы было заполнено нефтью. Дно кораблей стали делать тройным.

 

Само собой все линкоры имели системы управления огнем, позволяющими автоматически вычислять углы наводки орудий в зависимости от дальности до цели, скорости своего корабля и корабля противника и связь позволяющую передавать сообщения из любой точки океана, а также пеленговать корабли противника.

 

Помимо надводного флота быстро развивался и подводный. Подводные лодки были значительно дешевле, быстро строились и наносили серьезный ущерб противнику. Самых впечатляющих успехов во Второй Мировой войне достигли немецкие подводники потопив за годы войны 5861 торговое судно (учитывались водоизмещением свыше 100т.) общим тоннажем 13 233 672 тонны. Кроме того, ими было потоплено 156 боевых кораблей, среди которых 10 линкоров.

 

К началу Второй мировой Англия, Япония и США имели на своем вооружении авианосцы. Один авианосец имела и Франция. Строила свой авианосец и Германия, однако при высокой степени готовности проект был заморожен и некоторые  историки полагают, что к этому приложил руку шеф Люфтваффе Герман Геринг, не пожелавший получить неподконтрольную ему палубную авиацию.

 

 

 

vspomniv.ru

Действия флотов СССР и Германии на Черном море во второй мировой (1944 г.)

Во второй половине 1944 г. существенно возросло значение Черноморского театра военных действий в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны. В это время здесь достигли крупных масштабов перевозки воинских и народнохозяйственных грузов. Опираясь на освобожденные морские и воздушные базы Крыма и Южной Украины, Черноморский флот, которым командовал адмирал Ф. С. Октябрьский, упрочил свое господство на море, получил возможность наносить удары по любому пункту базирования кораблей противника на театре, нарушать его коммуникации у побережья Румынии и Болгарии, срывать попытки врага маневрировать через Босфор и Дарданеллы силами, находившимися на Черном и Средиземном морях.

Моряки-черноморцы успешно справились с задачей активного содействия войскам 3-го Украинского фронта в разгроме противника в Румынии и в освобождении Болгарии.

Румынский морской штаб, оценивая обстановку на Черноморском театре, сложившуюся к 1 июня, в специальном докладе подчеркивал полное превосходство советской авиации и Черноморского флота {544}. Поэтому перед немецким и румынским флотами на этом театре ставились в основном оборонительные задачи.

В предшествующий период войны гитлеровское командование перебросило в Черное море из Северного и Балтийского морей по внутренним водным путям 428 боевых кораблей и вспомогательных судов (в том числе 6 малых подводных лодок, 16 торпедных катеров, 50 десантных судов). Кроме того, десятки кораблей и судов перешли из Средиземного моря через Дарданеллы и Босфор. Всего немецко-фашистское командование направило на этот морской театр свыше 500 боевых кораблей (включая катера) и вспомогательных судов {545}. В ходе войны эти силы понесли большие потери. И все же немецкий и румынский флоты к лету 1944 г. располагали здесь еще значительными силами. В их состав входили вспомогательный крейсер, 4 эсминца, 3 миноносца, 14 подводных лодок, 23 торпедных катера и более 160 кораблей других классов {546}. Основная задача этих сил состояла в защите коммуникаций у румынского и болгарского побережья. Привлекавшиеся к борьбе на морском театре авиационные части 4-го немецкого воздушного флота вели разведку в северо-западной части Черного моря, прикрывали корабли в базах, эпизодически наносили удары по Одессе, Очакову, Николаеву. Немецко-фашистское командование предпринимало также попытки нарушить советское судоходство. Так, в июне — августе действовавшие на коммуникациях у Кавказского побережья три подводные лодки потопили тральщик, небольшой транспорт, баржу и мотобот {547}.

Силы Черноморского флота и входившей в его состав Дунайской военной флотилии составляли 1 линкор, 4 крейсера, 6 эсминцев, 30 подводных лодок, 440 кораблей других классов и 691 боевой самолет {548}. Задачи флота на лето 1944 г. были определены директивой Ставки Верховного Главнокомандования [218] от 11 апреля 1944 г. Он должен был содействовать наступлению советских войск на приморском направлении, систематически нарушать морские коммуникации противника, надежно обеспечивать безопасность своих морских сообщений, тщательно готовить крупные надводные корабли к участию в предстоящих операциях. Для нарушения вражеских коммуникаций рекомендовалось привлекать подводные лодки, авиацию

Черноморский флот имел полное превосходство над противником в крупных кораблях и в самолетах. Однако к этому времени многие корабли нуждались в ремонте.

Летом немецкие и румынские суда выходили из баз редко, обычно следовали вблизи побережья по специальным фарватерам, прикрытым минными заграждениями и береговыми батареями. Поэтому подводные лодки Черноморского флота, действовавшие здесь в июле — августе, потопили лишь 6 судов. Не дали большого результата выходы торпедных катеров на поиск судов противника у румынского побережья.

Основной урон немецкие и румынские военно-морские силы понесли от действий авиации флота, особенно в период Ясско-Кишиневской операции. К нанесению ударов по вражеским базам во время операции привлекалось до 325 самолетов. Массированный удар авиация нанесла 20 августа по главной военно-морской базе противника Констанца, где находилось до 150 боевых кораблей и вспомогательных судов. Для отвлечения сил ПВО от этого направления штурмовая авиация с утра 19 августа предприняла ряд налетов на Сулину, где базировалось около 50 кораблей и малых судов.

На другой день атакам 90 бомбардировщиков под прикрытием 112 истребителей подверглись корабли и другие объекты в Констанце {549}.

С 19 по 25 августа авиация флота для нанесения ударов по Констанце совершила 347 самолето-вылетов и по Сулине — 340. В результате было потоплено 57 боевых кораблей (включая катера) и транспортных судов и повреждено 28 {550}. Уцелевшие корабли противника вынуждены были 25 — 26 августа уйти из Констанцы в болгарские порты. Сознавая безвыходность положения, гитлеровцы в конце августа — начале сентября затопили в бухте Варны 80 своих кораблей и транспортных судов {551}, а у побережья Турции — 3 последние подводные лодки {552}. Так закончил свое существование на Черном море немецкий флот.

Такая же участь постигла немецкие силы на Дунае. В конце августа в реку прорвалась Дунайская военная флотилия под командованием контрадмирала С. Г. Горшкова. В начале сентября здесь, у Прахова, скопилось около 200 немецких малых кораблей и вспомогательных судов {553}. К этому времени войска 2-го Украинского фронта вышли к Дунаю в районе Железных Ворот. Поэтому гитлеровское командование вынуждено было затопить и корабли, находившиеся у Прахова.

Наряду с защитой морских коммуникаций Черноморский флот сам осуществлял крупные перевозки. В 1944 г. им было перевезено около 320 тыс. воинов, 2187 орудий и минометов, 209 танков и бронемашин, 21 634 автомобиля и прицепа и много других воинских грузов, общий вес которых составлял свыше 617 тыс. тонн. Кроме того, флот обеспечил перевозку [219] более 180 тыс. тонн народнохозяйственных грузов и 137 494 человек гражданского населения {554}.

* * *

Таким образом, в рассматриваемый период от ударов советского Военно-Морского Флота гитлеровцы потеряли на Севере, Балтике и Черном море 376 боевых кораблей и транспортных судов. Под воздействием успешных операций Вооруженных Сил СССР немецко-фашистское командование было вынуждено уничтожить около 280 своих боевых кораблей и судов на Черном море и Дунае. Советские флоты потеряли 75 боевых кораблей и транспортных судов.

Успехи Военно-Морского Флота были обусловлены прежде всего разгромом Советской Армией группировок немецко-фашистских войск на Севере, в Прибалтике и на юге, выводом из войны Финляндии и Румынии.

Военно-Морской Флот успешно решал задачи по защите своих коммуникаций. К обеспечению бесперебойного судоходства привлекались значительные его силы. Это позволяло пароходствам выполнять большой объем перевозок. В 1944 г. Балтийское, Черноморское и Дунайское пароходства лишь по заданиям Наркомата обороны и других центральных органов, а также по оперативным планам Наркомата Морского флота перевезли около 1,2 млн. тонн грузов, свыше 300 тыс. человек военнослужащих и гражданского населения {555}.

Всего советские действующие флоты обеспечили перевозку морем свыше 1,3 млн. человек, более 1100 танков и бронемашин, свыше 6700 орудий и минометов, около 34 тыс. автомашин, тракторов, тягачей и прицепов. Общий объем воинских и народнохозяйственных грузов составил более 2 млн. тонн.

Флот надежно обеспечивал безопасность союзных конвоев в своей операционной зоне на Севере, а также крупных перевозок из Швеции на Балтике.

Во второй половине 1944 г. авиация флотов — их главная ударная сила, как и в предшествующий период, использовалась преимущественно в борьбе на море. Она прикрывала свои корабли и военно-морские базы, наносила удары по кораблям и приморским объектам противника, осуществляла постановку минных заграждений, вела разведку. Использование морской авиации на сухопутном фронте практиковалось в исключительных случаях и только с разрешения Ставки.

Успешное выполнение Военно-Морским Флотом своих задач в 1944 г. показало прежде всего возросший уровень советского военно-морского искусства, явилось результатом огромных усилий командования ВМФ и Главного морского штаба {556}, военных советов и штабов флотов, командиров и политорганов, всех военных моряков.

Большую роль в достижении советскими моряками успехов в борьбе на коммуникациях сыграли согласованные действия разнородных сил флота, эффективное использование нового оружия и технических средств (электроторпед, радиолокации, выдвижных перископных антенн и других). [220]

Одним из решающих условий успехов советского Военно-Морского Флота явилась боевая и целеустремленная партийно-политическая работа. Она проводилась на основе решений ЦК ВКП(б) и директив Главного политического управления ВМФ, которое возглавлял генерал-полковник береговой службы И.. В. Рогов. При ее организации учитывался ряд новых задач, обусловленных, в частности, переводом кораблей и частей в базы на освобожденной советской территории, а также в порты Румынии, Финляндии и Болгарии, поступлением значительной части пополнения из районов, население которых длительное время находилось в условиях оккупации и подвергалось воздействию фашистской и буржуазно-националистической пропаганды.

Военные советы, командиры и политорганы, партийные и комсомольские организации большое внимание уделяли разъяснению личному составу освободительной миссии Советской Армии и Военно-Морского Флота, их интернационального долга, разоблачению лжи буржуазно-националистической пропаганды и налаживанию правильных взаимоотношений с населением освобожденных стран, воспитанию воинов в духе высокой бдительности. Они настойчиво добивались дальнейшего укрепления дисциплины и повышения боевой готовности, авангардной роли коммунистов и комсомольцев в выполнении боевых заданий командования, пополнения партийных и комсомольских рядов за счет отличившихся в боях воинов. В июне — декабре 1944 г. на действующих флотах и флотилиях было принято в партию 10 878 человек и кандидатами в члены ВКП(б) — 9573 человека {557}. Особая забота проявлялась о тех кораблях, которые длительное время действовали в отрыве от своих баз. Туда направлялись наиболее опытные политработники и коммунисты, способные организовать партийно-политическую работу в сложной обстановке.

Главным результатом этой большой разносторонней работы явились массовый героизм и высокое боевое мастерство военных моряков, замечательные морально-боевые качества, проявленные ими в борьбе с врагом.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в июле — декабре 1944 г. 34 части, соединения и учреждения Военно-Морского Флота были награждены орденами Советского Союза {558}. 107 офицеров, старшин и краснофлотцев удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Второй медалью “Золотая Звезда” были награждены командиры авиаполков Краснознаменного Балтийского флота подполковники А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. В. Челноков, а также командир отряда торпедных катеров Северного флота капитан-лейтенант А. О. Шабалин {559}.

Оглавление. Освобождение территории СССР и европейских стран

www.protown.ru

Wilhelmshaven («Вильгельмсхафен») — главная база ВМС Германии во время Первой и Второй мировой войны.

Про верфь Вильгельмсхафена можно прочитать тут Kriegsmarinewerft Wilhelmshaven

Вильгельмсхафен_1.jpg

Главная база ВМС Германии

Общие сведения

История создания и развития

Первые упоминания

Первое упоминание о крепости в данном месте относится к 14 веку. Крепость Себесбург (англ. Siebethsburg) была построена в 1383 году, но позднее оккупирована пиратами и уничтожена Ганзейским союзом в 1433 году.

Прусское королевство

Спустя 4 века у Королевства Пруссия возникла необходимость в создании базы для флота в Северном море. После датской блокады побережья Германии в 1848 году появилась угроза торговым судам в Северном море.

Торпедные катера в Вильгельмсхафене

В 1849 году Великое Герцогство Ольденбургское обратилось к прусскому правительству с просьбой о помощи. 20 июля 1853 принц Адальберт Генрих Вильгельм Прусский и Великое Герцогство Ольденбургское заключили «Нефритовый договор» (нем. Jade-Vertrag), по которому 3,13 км² территории герцогства в виде Нефритовой бухты (Ядебузен) переходили Прусскому королевству.

Пруссия за это обязалась создать мощный флот для защиты судов герцогства. В 1856 году король Вильгельм I Прусский[1] основал город — эксклав провинции Ганновер в качестве военно-морской базы для развивающегося флота Пруссии. Все внешние районы города остались частью герцогства Ольденбургского. Сначала порт носил название Королевской верфи, затем Военно-морской верфи Северо-Германского союза (с 1867 года).

В 1869 году город вокруг верфи назван Вильгельмсхафен, в честь короля Вильгельма I. С провозглашением Германской империи в 1871 году порт получил окончательное название Королевской верфи Вильгельмсхафен. Первые годы военно-морская база использовалась только в качестве арсенала, депо и ремонтной мастерской для развивающегося прусской флота: строительство портов, эллингов, верфи, мастерских и т.д.

До Первой мировой войны

1908 год, верфь

В 1900 году на базе размещалось 8 линейных кораблей. В связи с необходимостью постройки кораблей большего размера (Дредноутов), портовую инфраструктуру необходимо было расширять. В 1904 году порт был расширен в третий раз и набережная стала выполнять функцию стоянки судов. Масштабное строительство шло вплоть до 1909 года.

Были построены два дока для больших кораблей. Весь порт был поделен на зоны, в каждой из которых швартовался только определенный тип судов. У самой набережной первоначально швартовались только торпедные катера, однако в дальнейшем их место заняли миноносцы. На севере швартовались линейные корабли, на западе — крейсера. Среди прочих находился и крейсер SMS Niobe — ставка адмирала немецкого флота Франца Риттера фон Хиппера. Одна из набережных, вдоль которой швартовались крейсера, имела название Газелленбрюке, по названию серии крейсеров Gazelle.

Первая Мировая война

Восставшие моряки, 1918 год

В Вильгельмсхафене базировался Флот открытого моря — основной военный флот германских кайзеровских ВМС в ходе Первой мировой войны. Флот ВМС Германии был не так силен, как британский. И хотя соотношение кораблей к началу войны было 1:1, затем соотношение изменилось до 3:2 в пользу Англии. Англичане блокировали большую часть кораблей Германии в гавани на протяжении всей войны. Германия, в свою очередь, использовала тактические уловки, пытаясь нападать на отдельные суда многократно превосходящими силами. За все время войны можно выделить около трех крупных морских сражений: в Гельголандской бухте (28 августа 1914 г.), у Доггер-банки (24 января 1915 г.) и Ютландское сражение (31 мая 1916 г.).

В то же время, ВМС Германии развернуло крупную неограниченную подводную войну. В октябре 1918 года адмирал Шеер решил предпринять отчаянную атаку на британский Гранд-Флит. Однако это привело к восстанию моряков, которое повлекло за собой революцию, падение имперского правительства (9 ноября 1918 г.) и окончание войны (11 ноября 1918 г.).

Восставшие моряки в Вильгельмсхафене, 6 ноября 1918 года

Между двух войн

После войны Флот открытого моря должен был быть интернирован на базе британских Королевских ВМС Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В состав флота на тот момент входило 11 линейных кораблей, 5 линейных крейсеров, 8 крейсеров и 48 эскадренных миноносцев. 21 июня 1919 г. контр-адмирал фон Ройтер приказал командам затопить корабли, чтобы они не достались англичанам. Всего был затоплен 51 корабль.

Вторая Мировая война

К началу Второй Мировой войны верфь Вильгельмсхафена не была главной в плане строительства новых судов. В основном тут производились ремонтные работы, обслуживание кораблей и работы по усовершенствованию старых кораблей. Если новые суда и закладывались, лишь только для поддержания навыков персонала.

Как наиболее крупный промышленный объект на побережье, во время Второй Мировой войны база пережила более 100 авианалетов, в том числе 16 крупных. В этих налетах погибло много мирных граждан. Однако несмотря на все усилия союзников, верфь функционировала на протяжении всей войны.

4 сентября 1939 года состоялся первый налет, на следующий день после объявления Англией войны Германии. В налете участвовали бомбардировщики Бристоль Бленхейм. Успеха данная атака не имела.

27 января 1943 года состоялся первый дневной налет авиации США на порт. В налете участвовало 55 бомбардировщиков Б-17 Летающая крепость. Было сбито 8 из них.

15 октября 1944 года, в результате авианалета был полностью уничтожен "старый" Вильгельмсхафен.

Бомбардировка Вильгельмсхафена, 1943. Кадры для фильма Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress.

Последний налет на базу произошел 30 марта 1945 года.

Вильгельмсхафен был взят 6 мая 1945 1-й польской бронетанковой дивизией под командованием генерала Станислава Мажека. В плен сдался почти весь гарнизон, было захвачено почти 200 судов Кригсмарине.

С 8 мая 1945 года город входил в зону британской оккупации.

После войны

Во время Второй Мировой было уничтожено две трети городских строений.

Согласно договоренности между странами Союзников, военно-морское производство в Вильгельмсхафене подлежало полному уничтожению. Демонтажные работы начались в 1946 году. К 1950 году все доки, верфи и укрепления были взорваны, затоплены или уничтожены другим способом.

С 1957 года используется как арсенал для Бундесмарине

В 1978 году был открыт мемориал жителям, погибшим во время бомбардировок. Численность работников верфи при этом достигла 6000 человек.

Место расположения

Расположена в городе Вильгельмсхафен на северо-западном побережье бухты Ядебузен (Нефритовой бухты) в Северном море, в 130 км восточнее Гамбурга.

Расположение Вильгельмсхафена Вильгельмсхафен и окрестности

Авианалеты на базу

Дата налета Описание налета
4 сентября 1939 года Первая неудачная бомбардировка Вильгельмсхафена силами RAF. В налете участвовали «Бленхеймы» из 107-й, 110-й и 139-й эскадрилий. Потери Кригсмарине были незначительны.
18 декабря 1939 года Битва за Гельголандскую бухту. Первое боевое успешное применение немецкого экспериментального радара «Фрея». Английские бомбардировщики без эскорта были обнаружены задолго до их подлета. Непосредственно перед бомбардировкой ими был получен приказ возвращаться назад, в связи с возможными жертвами среди мирного населения. В этот момент бомбардировщики были атакованы немецкими истребителями и понесли тяжелые потери.
28/29 декабря 1941 года Массированный налет 217 британских бомбардировщиков.
27 января 1943 года Первый дневной авианалет США на территорию Германии во время Второй мировой войны. Целью стали склады и промышленные объекты. В нем приняли участие самолеты 369-ой эскадрильи 306-ой группы бомбардировщиков.
26 февраля 1943 года Во время очередного налета с борта самолета Б-17 Летающая Крепость Jersey Bounce были сняты кадры для фильма Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress.
11 июня 1943 года VIII бомбардировочной группа осуществила крупную бомбардировку дока подводных лодок. Миссия носила число 62. В ней приняло участие 252 B-17. Во время налет бомбардировщики встретили серьезное сопротивление со стороны авиации ПВО, поскольку действовали без эскорта.
3 ноября 1943 года 384-ая группа бомбардировщиков атаковала гавань Вильгельмсхафена
3 февраля 1944 года 384-ая группа бомбардировщиков атаковала порт Вильгельмсхафена
15 октября 1944 года В результате авианалета уничтожена старая часть города
27/28 февраля 1945 года Миссия 851. 23 бомбардировщика Б-24 атаковали нефтяные хранилища.

Интересные факты

Какая связь между Ямайкой и Вильгельмсхафеном? Первый боевой вылет Королевских ВВС Великобритании во Второй Мировой войне состоялся 3 сентября 1939 года, в 10.30 утра. Один самолет 139-й эскадрильи Ямайка взлетел с аэродрома Вайтон на юго-востоке Англии, чтобы произвести аэрофоторазведку одной из главных баз немецкого флота — Вильгельмсхафена.

Полет выполнил флайт-офицер Маккерсон (вместе с наблюдателем и воздушным стрелком) на самолете Бристоль «Бленхейм» Mk IV. Через полчаса после этого радиостанция Би-Би-Си передала обращение к нации британского премьер-министра Невилла Чемберлена, объявившего войну нацистской Германии.

Галерея

  • Подводная лодка U-37 в доке Вильгельмсхафена

  • Немецкий тяжелый крейсер Prinz Eugen в море во время перехода из Бреста в Вильгельмсхафен

  • Флот открытого моря

  • Карта порта Вильгельмсхафен начала 20-го века

См.Также

Примечания

  1. ↑ Позже также германский император

Литература и источники информации

Ссылки

wiki.wargaming.net


Смотрите также