Форма правления в германии


Вопрос 41. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов

По форме правления германия представляет собой парламентскую республику, однако, учитывая весьма сильную позицию главы федерального правительства – федерального канцлера, некоторые характеризуют ФРГ как «канцлеровскую республику». Государственный режим поэтому можно смело характеризовать как министериальный.

Понятие и структура парламента. По вопросу о понятии парламента существуют различные взгляды в Германии и в отечественной литературе. В ФРГ есть два органа, участвующих в законодательстве:

бундестаг и бундесрат (Союзное заседание и Союзный совет). В этом процессе участвует и президент республики, который подписывает законы и вправе возвратить их на вторичное рассмотрение (по данным, имеющимся в нашем распоряжении, всего таких случаев было около пяти, и только по техническим причинам). Многие немецкие авторы считают, что парламент в ФРГ однопалатный, им является бундестаг, а бундесрат в соответствии со способом его формирования — это орган представительства исполнительной власти земель, с помощью которого земли участвуют в законодательстве. Некоторые немецкие и российские юристы полагают, однако, что бундесрат является второй палатой парламента, хотя она и не имеет равного статуса с бундестагом. Нормы конституции и имеющаяся практика дают основания как для того, так и для другого толкования.

Бундестаг (672 депутата в 1997 г.) избирается на 4 года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Его депутаты имеют свободный мандат. Им запрещено совмещать свою деятельность в бундестаге с другими должностями, занимать руководящие посты в частных фирмах. Депутаты обладают иммунитетом, но могут быть задержаны без разрешения парламента на месте совершения преступления и в течение следующего за этим дня. Индемнитет депутата также несколько ограничен: он может нести ответственность за клеветнические высказывания в парламенте.

Руководит заседаниями бундестага избранный им на весь срок полномочий председатель (на немецком языке эта должность, как и многие другие председательские должности, называется «президент бундестага»). Он осуществляет распорядительную деятельность в здании бундестага, ему подчинены службы этого органа, он обладает «полицейской властью» в нем, без его разрешения в помещении палаты не может производиться обыск, а также другие следственные действия. Председателю бундестага помогает избранный палатой заместитель. Секретари бундестага тоже относятся к его руководству, но в основном ведают организационными вопросами, связанными с делопроизводством.

В бундестаге создаются партийные фракции (фракция образуется, если партия имеет не менее 5% членов бундестага). Их руководство участвует в формировании органов бундестага, в том числе в создании специализированных постоянных комиссий и определении их председателей. Председатель палаты, его заместитель, а также 23 представителя фракций пропорционально их численности образуют совет старейшин. Он принимает повестку дня на основе единогласия (если этого нет, вопрос выносится на пленарное заседание), распределяет депутатов по постоянным комиссиям, решает процедурные вопросы. В необходимых случаях создаются различные временные комиссии — следственные, ревизионные и др.

В германском праве не существует понятия «сессия парламента». Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда бундестаг не заседает вообще. Заседания бундестага, как и большинства парламентов мира, открытые: они могут быть закрыты по решению большинства присутствующих депутатов.

Бундесрат (68 членов) является представительством земель, но он не избирается, его члены назначаются правительствами земель (органами исполнительной власти земель) и отзываются ими. Поэтому какого-либо срока полномочий для этого органа конституция не устанавливает. Он имеет переменный членский состав. Число представителей земель в нем зависит от численности населения каждой земли, но не пропорционально ему: земли имеют от трех до шести представителей, тогда как население может разниться в десятки раз, а размеры территории — более чем в 100 раз (в связи с особенностями германского федерализма). При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей (следовательно, земли неравноправны: более крупные имеют большее число голосов, больший вес при принятии решений бундесратом), но голоса каждой земли должны подаваться только согласованно, от имени земли (иначе быть не должно, поскольку представители каждой земли действуют в бундесрате по инструкциям своего правительства).

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бундесрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты.

Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллективно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законода¬тельному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие бундес¬рата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, фор¬мирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участ¬вует в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат формиру¬ют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вицепредседателя Счетной палаты — органа финансового контроля).

Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному президенту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполнительная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выборами — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установленных конституцией для ответственности президента.

По конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрассиг-натура канцлером или соответствующим министром (получение контрассигнатуры — подписи). Контрассигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недоверия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначения в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения кандидатуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только бундестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно отстранить президента от должности при предъявлении парламентом обвинения — до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

Федеральное правительство. Основные рычаги руководства государством в ФРГ принадлежат правительству, состоящему из канцлера (председатель правительства) и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия бундестага). Особую роль в правительстве играет канцлер, в связи с чем ФРГ нередко называют канцлерской республикой.

Федеральный канцлер избирается бундестагом по предложению президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в бундестаге, т.е. федеральный президент практически может предложить, а бундестаг избрать канцлером лидера партии (коалиции партий), которая располагает большинством мест в парламенте. На практике в последние десятилетия правительство формируется одной из двух крупнейших партий — ХДС или СДПГ, выступающей в блоке со СвДП. Бывали случаи формирования правительства одной из этих партий, когда она получала абсолютное большинство мест в бундестаге.

Если предложенное президентом лицо не получает большинства голосов, бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Если избрание канцлера в течение 14 дней не состоялось абсолютным большинством голосов, проводится второй тур, в котором для избрания достаточно относительного большинства. Если и такая процедура не дала результатов, президент в течение 7 дней сам назначает канцлера (по существу, временно) и одновременно распускает парламент с назначением даты новых выборов. Это положение в ФРГ ни разу не применялось.

В назначении федеральных министров парламент не участвует: он определяет только канцлера. Министры назначаются президентом по предложению канцлера, а увольняются канцлером (юридически — это делается актом президента по требованию канцлера).

Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры, которых он назначает и смещает (с помощью указов президента), действуют в рамках установленных направлений политики самостоятельно, но несут за это ответственность перед канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парламента, которая может выразить вотум недоверия министру.

В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции — Федерального конституционного суда и конституционных судов земель — действуют еще пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (верховный суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовные, и они существуют.

Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия (скажем, неодинаково применяется тот или иной закон), то созывается совещание (оно называется «сенат») из представителей этих органов, которое принимает решения, обеспечивающие единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти (кроме конституционной юстиции имеет несколько инстанций: четыре инстанции у общих судов (участке вые суды как низшее звено, несколько земельных судов. Высший земельный суд и Федеральная судебная палата), три — у остальных видов судов (кроме участковых).

Суды общей компетенции рассматривают уголовные и гражданские дела; суды по трудовым спорам — споры между работодателями и работниками, между профсоюзами и союзами работодателей; административные суды — иски граждан к государственным служащим по вопросу с соблюдении прав граждан в процессе управления, споры государственных служащих с администрацией по вопросу об их правах, по вопросам охраны окружающей среды, споры между административно-территориальными единицами, жалобы, связанные с разрешением или с отказом в выдаче разрешения органами исполнительной власти на проведение тех или иных массовых мероприятий вне помещения. Суды по социальным делам рассматривают иски граждан к государственным учреждениям пс вопросам пенсий, выплаты различных социальных пособий (например, на детей).

Прокуратура в Германии, как и во Франции, не составляет отдельной системы, а действует при судах, находясь в общем подчинении министра юстиции. Прокуроры расследуют наиболее сложные дела с помощью полицейских служб и предъявляют обвинение. По уголовным делам судебное разбирательство всегда, в том числе по делам частного обвинения, которые возбуждаются самими потерпевшими, осуществляется с участием прокурора. Прокуроры вправе в определенных случаях участвовать и в рассмотрении гражданских дел.

studfiles.net

21. Республика как форма правления. Парламентсткая республика на примере Германии, Италии

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение (вотум доверия) или неодобрение (вотум недоверия) деятельности того или иного министра, главы правительства или правительства в целом. Руководитель правительства – председатель совета министров, премьер-министр, канцлер – официально не является главой государства, но реально он – первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства – президент – здесь избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями.

Итальянский парламент состоит из двух палат — Палаты представителей (депутатов) и Сената. Порядок избрания и работы парламента, его компетенция и полномочия, а также организация и порядок работы регулируются конституцией и регламентами палат. Палата Депутатов состоит из 75% депутатов, избранных по мажоритарной системе в одномандатных округах, и 25% депутатов, избираемых по пропорциональной системе в 26 больших избираемых округах. Сенат избирается на основе областей всеобщим и прямым голосованием. Помимо выборных, есть еще две категории сенаторов: пожизненные сенаторы, назначаемые президентским указом за особые заслуги перед Родиной в гуманитарных областях, и пожизненные сенаторы по праву, коими являются все бывшие президенты республики.

Глава государства — Президент Италии. Исполнительную власть и Правительство возглавляет Председатель Совета министров Италии. Законодательная власть — Двухпалатный парламент Италии избираемый на 5 лет. Палата депутатов Италии — 630 членов. Сенат Италии — 315 членов.

Германия. Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти. Распределение компетенции означает и распределение власти. Участие населения в политических решениях тоже больше, так как существует множество политических органов на ограниченной территории. Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра. Правительства состоят — и тут схожесть с федеральным правительством — из главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг обязанностей.

Во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У парламентов различные наименования — ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов. Организационно земельные парламенты схожи с устройством Германского Бундестага: президиум, фракции, комиссии и т.п. Нередко в землях имеется потребность отрегулировать по одинаковым принципам вопросы, которые входят в их компетенцию. В этих случаях парламенты земель вырабатывают в Бундесрате (палате земель) образцы законопроектов.

Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра. Правительства состоят — и тут схожесть с федеральным правительством — из главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг обязанностей. В городах-республиках министров называют сенаторами. Задача этих правительств заключается в первую очередь в выработка земельных законопроектов и выполнении законов после их утверждения земельными парламентами. Однако правительства земель ответственны и за проведение в жизнь федеральных законов, как, например, в области налогообложения.

Вторым законодательным органом наряду с Германским Бундестагом является Бундесрат (палата земель). Посредством Бундесрата 16 земель участвуют в выработке законопроектов и в управлении федерацией. В соответствии с величиной земли правительства делегируют в настоящее время в Бундесрат от трех до шести представителей. Если оппозиция составляет в Бундесрате большинство, то она, разумеется, может в большей степени оказывать влияние на законодательство федерации. Председательство в Бундесрате, принимаемое на себя главой правительства земли, сменяется в годовом ритме, так что все премьер-министры появляются на этом посту.

Коммуны выполняют большую часть задач федерального и земельных правительств. Коммунальные народные представительства на уровне общин и районов наделены в какой-то мере даже законодательными функциями, так как они, во-первых, вырабатывают уставы, на которых строится работа коммунальной администрации, а во-вторых, депутаты парламентов коммун избираются демократическим путем. В задачи коммун входит принятие решений о застройке и использовании площадей, строительстве и содержании коммунальных дорог, саночистке, канализации, общественном транспорте и снабжении, строительстве и содержании социальных и спортивных учреждений театров, музеев, библиотек, а также других культурных и просветительных центров, состоящих на их бюджете. Не в последнюю очередь сюда относятся решения по величине тарифов, взносов и налогов.

studfiles.net

Государственное устройство. По форме государственного устройства Германия

 

По форме государственного устройства Германия - федерация, в составе которой 16 земель. Федеративное устройство никаких национальных оснований под собой не имеет. У каждой земли - собственная конституция, выборный законодательный орган - однопалатный ландтаг (в Баварии двухпалатный) и правительство во главе с Премьер-министром.

Действует Конституция (Основной Закон) 1949 г. По форме правления Германия - парламентская республика. Высшими органами государства по Конституции являются Федеральный президент, Бундестаг и Бундесрат, Федеральное правительство и Федеральный конституционный суд. Политический режим - демократический.

Законодательная власть осуществляется парламентом, который в соответствии с Конституцией считается однопалатным, а фактически состоит из двух палат- Бундестага (буквально: Федеральный съезд) и Бундесрата (буквально: Федеральный совет). Собственно парламентом является Бундестаг, в составе которого 496 депутатов, избираемых прямыми всеобщими выборами сроком на 4 года. Бундесрат ст.50 Основного Закона характеризует как орган, через который земли участвуют в законодательстве и управлении федерацией и в делах Европейского союза. В Бундесрат входят 69 человек, назначаемых правительствами земель на 4 года из своего состава. Каждая земля имеет в нем от 3 до 5 голосов в зависимости от численности населения. Палаты избирают своих председателей и образуют постоянные комитеты. Заседания палат, как правило, открытые, если только депутаты не примут решение провести закрытое заседание. Основной Закон определяет круг вопросов, относящихся к области исключительной законодательной компетенции федерального парламента и к области конкурирующей законодательной компетенции центра и земель. Кроме того, ст.75 Основного Закона перечисляет те вопросы, по которым парламент может издавать общие предписания.

Процедура принятия федеральных законов заключается в следующем. Законопроект принимается Бундестагом и сразу передается в Бундесрат. Если Бундесрат не одобрит этот законопроект, он может в течение двух недель потребовать созыва согласительного комитета, в котором представлены члены обеих палат. Если комитет предложит какие-то изменения к принятому законопроекту, он должен быть повторно рассмотрен Бундестагом. Законопроект, одобренный Бундестагом вторично, может быть опять отклонен Бундесратом в течение недели. Тогда законопроект направляется в Бундестаг в третий раз, и если за него проголосует большинство членов Бундестага, он считается принятым.

Бундестаг обладает также контрольными полномочиями в отношении правительства. Они проявляются в формах интерпелляций (запросов), устных вопросов, в работе следственных комиссий, в праве требовать отставки правительства.

Глава государства - Федеральный президент, избираемый специальным органом - Федеральным собранием на 5 лет. Полномочия Президента типичны для главы парламентской республики. Он промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет должностных лиц, обладает правом помилования. Президент является представителем Федеративной Республики Германия (ФРГ) в отношениях с другими государствами. От имени ФРГ он заключает с ними договоры, аккредитирует и принимает послов. Большинство актов Президента нуждаются в обязательной контрасигнации (подписи) главы правительства или соответствующих министров, которые несут за них ответственность.

Вся полнота исполнительной власти принадлежит Федеральному правительству во главе с Федеральным канцлером. Помимо последнего в состав правительства входят вице-канцлер, министры, возглавляющие министерства, и министры без портфеля. Президент выдвигает кандидатуру на пост Канцлера, который избирается Бундестагом (если он не получает большинства голосов членов Бундестага, Президент может распустить палату). Министры назначаются и увольняются Президентом по предложению Канцлера. Полномочия правительства весьма обширны. Фактически оно осуществляет все функции по управлению государством. Достаточно сильны его позиции и в сфере законодательства. Правительство обладает правом законодательной инициативы, при этом его законопроекты имеют приоритет. Вслучае отклонения такого законопроекта Бундестагом Президент по предложению правительства и с согласия Бундесрата может объявить состояние "законодательной необходимости", и тогда для принятия этого законопроекта достаточно одобрения Бундесрата.

В соответствии с Основным Законом члены правительства несут ответственность только перед Канцлером.

Роль Канцлера в государственном механизме ФРГ чрезвычайно велика. Фактически он определяет основную линию внутренней и внешней политики страны. Вслучае его отставки в отставку должно уйти все правительство. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или отдельным его членам, а только Канцлеру. Канцлер отстраняется от должности лишь в случае избрания нового Канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия - в отличие от деструктивного, который не требует новой кандидатуры на пост главы правительства).

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Основы правовой системы ФРГ были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший затем, в 1871 г., Германской империей. При этом на протяжении достаточно длительного времени, до издания соответствующих общегерманских законов, в империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее княжеств, городов и иных территориальных образований. Законодательство воссозданного в XIX в. общегерманского государства разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии и в меньшей степени - других государств. Большое влияние оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. На территории некоторых вошедших в Германскую империю государств, в свое время оккупированных армией Наполеона, сохраняли силу введенные в тот период Гражданский кодекс Франции 1804 г. и иные наполеоновские кодексы. Очевидно влияние и этих законов на формирование законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке проектов учитывалось и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и правовым обычаям древних германцев.

С образованием Северо-Германского Союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовное уложение 1871 г., затем Гражданское процессуальное и Уголовно-процессуальное уложения, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. - Гражданское уложение (названные кодексы именуются уложениями согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии).

Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать - с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, просуществовавшей до 1918 г., в период буржуазно-демократической Веймарской республики (1919-1933 гг.) и после образования в 1949 г. ФРГ. Сохраняют силу и некоторые из законодательных актов и изменений в законодательстве периода нацистской диктатуры (1933-1945 гг.), поскольку они не были отменены ни соответствующими постановлениями Союзного Контрольного Совета, которому принадлежала вся полнота власти в Германии в 1945-1949 гг., ни законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ (так, в названиях некоторых актов сохраняется термин "Имперский закон").

В 1990 г. к ФРГ присоединилась ГДР. Важнейшим этапом этого процесса стал первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР, который вступил в силу 1 июля 1990 г. Согласно этому договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него вводились законы ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор - о механизме вхождения ГДР в ФРГ, а 3 октября 1990 г. произошло воссоединение Германии, после чего на территорию ГДР были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы.

Определяющее значение в системе действующего законодательства ФРГ имеет Конституция (Основной Закон) 1949 г. В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений федерации и всех входящих в нее 16 земель - субъектов федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. В сфере законодательства компетенция распределяется таким образом, что решающая роль принадлежит федерации, а на долю земель остается регулирование (в порядке конкурирующей компетенции) вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. Согласно ст.73 Основного Закона федерация обладает исключительной компетенцией по важнейшим вопросам, в том числе в области внешних сношений, обороны, денежного обращения, гражданства, сотрудничества федерации и земель. В ст.74 определена конкурирующая компетенция федерации и земель (исключительная компетенция земель в Конституции не зафиксирована).

При толковании законов в ФРГ (в отличие от многих других стран) большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.

Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, издаваемые Федеральным правительством, федеральными министрами или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи, по существу, утратили роль источников права.

В период 1958-1963 гг. в части III "Бундесгезетцблатт" было опубликовано "Собрание федерального права" - собрание действующего законодательства ФРГ, систематизированное по девяти "главным областям права": 1) государственное и конституционное право; 2) управление; 3) правосудие; 4) гражданское и уголовное право; 5) оборона; 6) финансы; 7) хозяйственное право; 8) трудовое право, социальное обеспечение, обеспечение жертв войны; 9) связь, пути сообщения, водный транспорт.

 

megaobuchalka.ru

Германская Демократическая Республика - это... Что такое Германская Демократическая Республика?

Германская Демократическая РеспубликаDeutsche Demokratische Republik
ДевизПролетарии всех стран, соединяйтесь!нем. Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!
Гимн«Возрождённая из руин»нем. «Auferstanden aus Ruinen»
Расположение ГДР в Европе.
Столица Восточный Берлин
Крупнейшие города Восточный Берлин, Дрезден, Лейпциг
Язык(и) немецкий
Денежная единица марка ГДР
Площадь 108,333 км²
Население 16,675 млн чел. (1988 год)[2]
Форма правления социалистическая парламентская республика
Президент
 - 1949—1960 Вильгельм Пик
председатель Государственного совета
 - 1960—1973 Вальтер Ульбрихт
 - 1973—1976 Вилли Штоф
 - 1976—1989 Эрих Хонеккер
 - 1989 Эгон Кренц
 - 1989—1990 Манфред Герлах (и. о.)
Председатель Народной Палаты
 - 1990 Сабина Бергман-Поль
Интернет-домен .dd
Телефонный код 37

Герма́нская Демократи́ческая Респу́блика (ГДР) (нем. Deutsche Demokratische Republik; на Западе часто именовалась Восто́чная Герма́ния) — социалистическое государство, основанное 7 октября 1949 года в советской зоне оккупации Германии и восточном (советском) секторе Берлина. Республика официально прекратила существование и была объединена с ФРГ в 00:00 по центральноевропейскому времени 3 октября 1990 года.

История

9 июня 1945 года на территории, где находились советские войска, была образована Советская военная администрация в Германии (СВАГ, прекратила своё существование в октябре 1949 г. после провозглашения ГДР, вместо неё была образована Советская контрольная комиссия), первым её главнокомандующим стал Г. К. Жуков.

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон ФРГ, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

Важнейшие вехи истории ГДР:

Вильгельм Пик

Условия восстановления экономики в ГДР были заметно тяжелее, чем в ФРГ: на Восточном фронте Второй мировой войны были более ожесточенные бои, повлекшие огромные разрушения, значительная доля месторождений полезных ископаемых и предприятий тяжелой промышленности оказалась в ФРГ, более тяжелым бременем ложились и репарации СССР.

В начале 1952 г. Сталиным был поднят вопрос об объединении Германии. 10 марта 1952 года Советским Союзом было предложено всем оккупационным державам (Великобритании, Франции, и США) незамедлительно и при участии общегерманского правительства начать разработку мирного договора с Германией, проект которого прилагался. СССР готов был согласиться на объединение страны, допустить существование немецкой армии, военной промышленности и свободной деятельности демократических партий и организаций, но при условии неучастия Германии в военных блоках. Запад фактически отверг советское предложение, настаивая на том, что объединённая Германия должна быть свободной для вступления в НАТО. По решению ООН была создана комиссия по проведению всеобщих выборов. Однако по решению Сталина представители комиссии не были допущены на территорию ГДР. Смерть Сталина в следующем году не повлияла на ситуацию.

События 17 июня 1953 года привели к тому, что вместо взимания репараций СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

В 1957 году правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие «доктрину Хальштейна», которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР. В августе 1960 правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина, ссылаясь на необходимость пресечь ведение ими «реваншистской пропаганды». Обострившаяся в 1961 году внешнеполитическая ситуация вокруг германского вопроса и массовый исход квалифицированных кадров из ГДР в Западный Берлин привели к закрытию границы между ГДР и Западным Берлином в начале августа и началу возведения системы заградительных сооружений — т. н. «Берлинской стены».

В начале 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между двумя германскими государствами. В июне 1973 года вступил в силу Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. В сентябре 1973 года ГДР стала полноправным членом ООН и других международных организаций. 8 ноября 1973 ФРГ официально признала ГДР и установила с ней дипломатические отношения.

Во второй половине 1980-х в стране стали нарастать экономические трудности, осенью 1989 года возник общественно-политический кризис, в результате руководство СЕПГ вышло в отставку (24 октября — Эрих Хонеккер, 7 ноября — Вилли Штоф). Новое Политбюро ЦК СЕПГ 9 ноября приняло решение разрешить гражданам ГДР свободный выезд (то есть без уважительных причин) за границу, в результате чего произошло стихийное падение «берлинской стены». После победы ХДС на выборах 18 марта 1990, новое правительство Лотара де Мезьера начало интенсивные переговоры с правительством ФРГ по вопросам германского объединения. В мае и августе 1990 подписаны два Договора, содержащие условия присоединения ГДР к ФРГ. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который содержал решения по всему комплексу вопросов объединения Германии. В соответствии с решением Народной палаты, ГДР присоединилась к ФРГ 3 октября 1990 года.

Административно-территориальное деление

округа ГДР

Территория ГДР соответствовала нынешним шести федеральным землям Германии (Мекленбург — Передняя Померания, Бранденбург, Берлин (Восточный Берлин), Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия). В 1952 году страна официально подразделена на 14 округов с центрами в одноимённых городах (с 1961 года 15 округов):

ГДР граничила с Федеративной Республикой Германии, Польской Народной Республикой и Чехословацкой Социалистической Республикой.

Политика

Почтовая марка ГДР 1951 года Восстановительные работы в восточном Берлине и плакат подчеркивающий что Берлин является столицей ГДР

Страна была частью возглавляемого СССР социалистического лагеря, став форпостом в противостоянии с капиталистической Европой. В 1955 году ГДР стала участницей Организации Варшавского договора. В 1974 г. в конституцию ГДР было введено понятие «социалистической немецкой нации», что должно было подчеркнуть её коренное отличие от «капиталистической нации» ФРГ и довоенного Рейха.

Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы.

Государственное устройство, политическая система

Германская Демократическая Республика пережила две важные вехи в развитии своего общественного и территориального устройства.

В первый период своего существования (1949—1968), когда была принята первая Конституция (1952 год), ГДР позиционировала себя как единственное немецкое государство, образованное в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Так, с юридической точки зрения она была единственным «легальным» немецким государством. Поскольку надежды на единство Германии были ещё довольно сильными, государственное устройство характеризовалось следующими тезисами:

  • ГДР — единое государство германской нации;
  • ГДР — федеративное государство;
  • ГДР — не социалистическое, а буржуазно-демократическое государство. В качестве формы правления избирается народная демократия.

В это время Германская Демократическая Республика обладает двухпалатным парламентом. Нижняя палата — Народная палата — избиралась путем всеобщего прямого тайного голосования, верхняя палата — Палата земель — формировалась через ландтаги. Глава государства — Президент. Первым президентом стал Вильгельм Пик.

Как только надежды на объединение Германии провалились, в ГДР началась реформа государственного устройства. В 1952 году было отменено земельное деление, государство было разделено на округа. За ненадобностью в 1958 году была ликвидирована Палата земель. Парламент стал однопалатным, срок его полномочий составлял 4 года. Сто процентов мест занимал Национальный Фронт Демократической Германии, у руля которого стояла СЕПГ.

Вскоре после смерти Вильгельма Пика был упразднен пост Президента. Его функции перешли к коллективному органу — Государственному Совету. Во главе Государственного Совета встал генеральный секретарь СЕПГ Вальтер Ульбрихт.

Реформа государственного и территориального устройства была закреплена в новой, социалистической Конституции 1968 г. Основным органом власти становился однопалатный парламент — Народная палата — формировавшийся путем всенародного голосования. Народная Палата обладала очень широкими полномочиями, она же избирала центральный исполнительный орган — Государственный Совет.

В целом, можно сказать, что с принятием поправок к Конституции в 1974 году и до 1990 года Германская Демократическая республика была:

  • унитарным государством;
  • социалистической республикой;
  • государством рабочих и крестьян (вместо «германской нации»)

Силовые ведомства

Солдаты Народной армии ГДР на демонстрации за 5-дневную рабочую неделю и сокращение срока службы до 12 месяцев. (1990 г.)

В 1949 на базе местной полиции советской зоны оккупации была сформирована народная полиция МВД ГДР.

8 февраля 1950 г. создано министерство государственной безопасности.

В 1956 в стране была создана Национальная народная армия в составе сухопутных войск, фольксмарине (народного флота) и люфтштрайткрефте ННА (ВВС ННА ГДР). В 1961 на базе пограничной полиции МВД ГДР были образованы пограничные войска ННА (см.Эрих Петер)

Политические партии

Доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии:

В народной палате кроме партий представлены были Объединение свободных немецких профсоюзов, Демократический женский союз Германии, Союз свободной немецкой молодёжи и Культурный союз. Все политические организации, существовавшие в ГДР, объединялись в Национальный Фронт Демократической Германии. Единый список кандидатов от Народного Фронта и предлагался избирателям.

С 1990 СЕПГ стала ПДС, депутаты НДПГ присоединились к ХДС, депутаты ДКПГ присоединилась к либералам, депутаты профсоюзов вошли в СДПГ, часть женщин присоединилась к зелёным, молодёжные и культурные лидеры присоединились к коммунистам.

Были созданы новые партии как Демократический прорыв, Немецкий социальный союз и Социал-демократическая партия в ГДР.

Массовые организации

Экономика

К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, электротехника и электроника, оптика, приборостроение, лёгкая промышленность. В экономическом отношении ГДР шла по пути планового хозяйства.

По сравнению с другими странами социалистического блока, здесь были достигнуты значительные успехи: уровень жизни в ГДР был самым высоким, а по важнейшим показателям республика была вторым индустриальным государством после СССР.

Радиоэлектроника Оптика Железнодорожная техника Автомобильная промышленность Судостроение Химическая промышленность

Транспорт

Железнодорожными перевозками в стране занималась компания Deutsche Reichsbahn.

Культура

Основная статья: Культура Германской Демократической Республики

Кинематограф

Музыка

Театр

Драматический театр

7 сентября 1945 года постановкой пьесы «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга был открыт Deutsches Theater[1][2].

После образования ГДР в 1949 году задачей театрального искусства провозглашено политическое и нравственное воспитание человека — строителя социализма. Театры были национализированы и перешли в ведение государства. Строились новые здания театров взамен разрушенных, создавались новые театральные коллективы[1].

Значительную роль в немецкой и мировой драматургии сыграл Бертольд Брехт. В 1949 году им был основан совместно с Хеленой Вайгель (нем. Helene Weigel) театр «Берлинер ансамбль» (нем. Berliner Ensemble)[3]. Этот театр осуществил постановку почти всех пьес Брехта («Мамаша Кураж и её дети» (1949), «Господин Пунтила и его слуга Матти» (1949), «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1957), «Жизнь Галилея» (1957), «Карьера Артуро Уи» (1959), «Дни Коммуны» (1962).

Также театр «Берлинер ансамбль» ставил произведения немецкой и зарубежной классики: «Васса Железнова» Горького (1949), «Бобровая шуба» Гауптмана (1951), «Разбитый кувшин» Клейста (1951), «Кремлёвские куранты» Погодина (1952), «Дон Жуан» Мольера (1953), «Воспитанница» А. Н. Островского (1955), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1958), «Дело Оппенгеймера» Кипхардта (1967), «Пурпурная пыль» О’Кейси (1967), «Вьетнамское разбирательство» Вайса (1968)[3].

В «Берлинер ансамбль» раскрылось актёрское искусство Хелены Вайгель и Эрнста Буша[1].

Цирковое искусство

Спорт

Религия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 декабря 2012.

Большинство населения принадлежало к одной из шести областных евангелических церквей - Поммеранская Евангелическая Церковь, Евангелическо-лютеранская церковь Мекленбурга, Евангелическая Церковь Анхальта, Северо-Эльбская Евангелическо-Лютеранская Церковь, Евангелическая Церковь церковной провинции Саксония, Евангелическо-Лютеранская Церковь Берлина-Бранденбурга-Силезской Верхней Лужицы, объединённых с другими немецкими областными евангелическими церквями в Евангелическую церковь Германии, но в 1969 году они вышли из него и образовали Союз Евангелических церквей ГДР (нем. Bund der Evangelischen Kirchen in der DDR)[4], просуществовший до 1991, после роспуска которого 6 восточногерманских евангелических церквей вновь вошли в Еванегелическую церковь Германии.

Председатели Союза Евангелических церквей ГДР

  • Альбрехт Шёнхерр (1969-1981)
  • Вернер Круще (1981-1982)
  • Йоханнес Хемпель (1982-1986)
  • Вернер Лейх (1986-1990)
  • Кристоф Демке (1990-1991)

Награды ГДР

Ордена ГДР:

Медали ГДР:

  • Медаль «За 20 лет службы в погранвойсках»
  • Медаль «За 20 лет службы в Народной Армии»
  • Медаль «За службу в Народной Армии»
  • Медаль «Пограничника»

Советские войска в Германии

Группа советских войск в Германии (ГСВГ) — объединение ВС СССР, группировка советских войск, дислоцировавшаяся в ГДР с момента окончания Великой Отечественной войны. В июне 1945 года на основе 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов была образована Группа советских оккупационных войск в Германии. В 1949 в связи с образованием ГДР, ГСОВГ преобразована в Группу советских войск в Германии. С 1 июля 1989 года стала именоваться Западной группой войск. Прекратила существование 31 августа 1994 года.

Была крупнейшим войсковым объединением советских войск, дислоцированном в непосредственном соприкосновении с вооружёнными силами НАТО. Считалась одной из наиболее боеспособных в Советской Армии. Численность личного состава группы войск превышала 500 тысяч человек. Штаб-квартира ГСВГ — город Вюнсдорф в 40 км к югу от Берлина.

См. также

Литература

  • Страны мира: Краткий политико-экономический справочник / Москва, Политиздат, 1980 г.
  • Морозов А. А. «Сравнение социалистической и капиталистической систем на примере ГДР и ФРГ 1949-79 гг.», Т.1, Москва, 2007 г.
  • Морозов А. А. «Германская Демократическая Республика: жизнь и события», Москва, 2009 г.

Ссылки

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 6. Газлифт — Гоголево. 1971. 624 стр., илл.; 27 л. илл. и карт.
  2. ↑ Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 17. Моршин — Никиш. 1974. 616 стр., илл.; 34 л. илл. и карт. (статья Немецкий театр)
  3. ↑ 1 2 Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 3. Бари — Браслет. 1970. 640 стр., илл.; 33 л. илл. и карт, 1 л. карт (вкладыш) (статья Берлинер ансамбль)
  4. ↑ Informations- und Dokumentationsstelle der EKD

dic.academic.ru

Фрг или германия как правильно называется. Как правильно называется. Kak-Delat-Pravilno.ru

Федеративная Республика Германия (ФРГ или Германия ; нем. Bundesrepublik Deutschland, BRD, или Deutschland ) — государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Русское название происходит от этнонима «Германцы» (лат. Germanus).

Столица — город Берлин (местопребывание Бундестага и правительства, некоторые министерства расположены в Бонне). Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — симметричная федерация 16 автономных земель.

Германия является членом Европейского союза и НАТО, входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Русское название государства «Германия» происходит от латинского названия Germania, которое восходит к сочинениям латинских авторов I века нашей эры и образовано от этнонима «Германцы» (лат. Germanus). Впервые он был употреблён Юлием Цезарем в «Записках о галльской войне» относительно племён, проживавших за Рейном. Само слово, вероятно, имеет нелатинские корни и произошло от кельтского gair («сосед»).

На немецком языке государство называется нем. Deutschland. Deutsch (с западнофранкского *Þeodisk) первоначально означало «имеющий отношение к народу» и подразумевал в первую очередь язык. Land означает «страна». Название Deutschland используется с XV века.

В СССР использовалось на русском языке название Федеративная Республика Германии. Такая форма, например, использована в «Большой советской энциклопедии». После присоединения в 1990 году Германской Демократической Республики к Федеративной Республики Германии было принято решение по взаимной договорённости правительств Германии и Российской Федерации не склонять слово Германия в официальном названии государства. Правильно: Федеративная Республика Германия (а не Федеративная Республика Германии).

Во внешней политике ориентированный на Запад канцлер ФРГ К.Аденауэр (1949-63) действовал согласно лозунгу идеолога южногерманского либерализма К.Роттека: «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы». Европейская политика Германии 1949-63 гг. как соотношение цели и средств делится на два этапа.

На первом этапе (с 1949 г. до середины 50-х гг.) она была средством, при помощи которого западная Германия планировала восстановить свою экономику, создать собственные вооружённые силы и добиться признания мировыми державами. Внешняя политика проводилась ради внутренней.

На втором этапе (с середины 50-х гг. по 1963 г.) теперь уже внутренняя политика проводилась ради внешней: Германия стремилась стать не просто независимым, но и сильным государством[12]. Европейская военная политика ФРГ в 1958-63 гг. основывалась на сближении с Францией (ось «Берлин-Париж») и отказе от плана «многосторонних ядерных сил», предложенного США. Подписание соглашения о немецко-французском сотрудничестве подвело черту под многовековым противостоянием этих государств.

Одним из важных приоритетов внешней политики ФРГ является углубление интеграции государств Евросоюза. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого начала преследовалась цель развеять послевоенный страх стран-соседей перед Германией и сделать излишними ограничения, введённые советскими оккупационными силами. С 1950 г. ФРГ стала членом Совета Европы, а в 1957 г. подписала Римские соглашения, которые стали фундаментом в создании Европейского союза: ФРГ вошла в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

До недавнего времени одним из самых спорных был вопрос о возможности использования германских вооружённых сил за пределами сферы совместной ответственности НАТО. Согласно конституции ФРГ не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Это ограничение является предметом постоянных споров. Её вооружённые силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии и стран НАТО.

Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это стало возможным после решения Конституционного суда, допустившего использование ВС ФРГ для миротворческих миссий ООН, причем для каждого конкретного случая требуется согласие бундестага, которое до сих пор давалось только с временными ограничениями. При этом разрешается применение оружия только для самозащиты. Все попытки различных партий добиться от Конституционного суда пересмотра этого вопроса пока отвергались.

Берлин — столица ФРГ. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство федеральных министерств, а также целый ряд главных важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счётной палаты). Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская республика.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.

Основано — 843 году, 03.10.1990 г. - Объединение ГДР и ФРГ, официальный язык — немецкий, форма правления — федеративная парламентская республика, федеральный президент — Кристиан Вульф, федеральный канцлер — Ангела Меркель, территория — 357021 км2, население — 81758 тыс.чел. валюта — евро (EUR). &nbsp Источник Wikipedia

Германия

Официальное название Германии:Федеративная Республика Германия, также широко используется абревиатура - ФРГ.

Территория Германии:Площадь государства Федеративная Республика Германия - 357022 км².

Население Германии:Население Германии составляет более 82 млн. жителей (82310000 человек).

Этнические группы Германии:В 2004 году из 82,5 миллионов жителей ФРГ 75,2 миллиона имели германское гражданство, а 7,3 миллионов соответственно являлись иностранцами. Среди иностранцев — 2,1 миллиона выходцев из других стран Евросоюза, 1,5 миллиона выходцев из европейских стран, не являющихся членами ЕС, и 1,7 миллиона турок.

Средняя продолжительность жизни в Германии:Средняя продолжительность жизни в Германии равна - 78,42 года (см. Рейтинг стран мира по средней продолжительности жизни ).

Столица Германии:Берлин — столица и резиденция правительства Германии; некоторые министерства расположены в Бонне.

Крупные города Германии:Крупнейшими городами Германии являются Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Следующим по значимости является пятый по численности населения город Германии и финансовая метрополия Франкфурт-на-Майне, в котором также находится самый крупный аэропорт Германии. Это второй по размерам аэропорт Европы, и первый по объёмам прибыли от грузовых авиаперевозок.

Государственный язык Германии:Официальным литературным языком и языком делопроизводства в ФРГ является немецкий язык. Наряду с этим население Германиииспользует нижне-, средне- и верхненемецкие диалекты, на которых говорят также жители приграничных районов соседних государств. К признанным языкам национальных меньшинств относятся датский, фризский и лужицкие, а также в качестве регионального языка — нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который с 1994 признан ЕС.

Проживающие в стране граждане иностранного происхождения, для которых немецкий язык не является родным, а также их дети говорят на русском (около 3 млн.), турецком (около 3 млн.), польском (около 2 млн.), на языках народов бывшей Югославии, испанском, итальянском, а также на языках ряда мусульманских государств. В ходе ассимиляции в немецкое общество эти языки со временем исчезают. Также возникают смешанные говоры. Мигранты, не способные овладеть немецким языком, а значит, сохраняющие свою первоначальную культурную идентичность, оказываются в изоляции. На русском языке разговаривают этнические немцы, русские и евреи, иммигранты из стран СНГ (в основном из Казахстана, России и Украины).

Религия в Германии:Свобода совести и свобода вероисповедания гарантирована германской конституцией. Большинство немцев — христиане, при этом католики составляют 32,4%, протестанты — 32,0%, православные — 1,14%. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Свободной Евангелистской Церкви и приверженцы других религиозных течений. Часть верующих составляют мусульмане (около 3,2 млн или 3,8%), свидетели Иеговы (около 164000 или 0,2%) и члены иудейских общин (около 100000 или 0,12%). Около 31% немецкого населения, преимущественно на территории бывшей ГДР, атеисты.

Географическое положение Германии:Германия — государство в Центральной Европе, граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере её естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. От Швеции Германию отделяет пролив в Балтийском море.

Северная часть Германии представляет собой сформировавшуюся во время Ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность, самая низкая точка — Нойендорф-Саксенбанде в Вильстермарше, 3,54 м ниже уровня моря). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы (самая высокая точка на территории Германии — гора Цугшпитце, 2 968 м.).

Реки Германии:По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер.

Административно-территориальное деление Германии:Германия — государство с федеративным устройством; в составе Германии 16 равноправных субъектов — земель (Bundeslander; см. федеральные земли республики Германия), три из них — города (Берлин, Бремен и Гамбург).

Государственное устройство Германии:Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — симметричная федерация. Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Государственное устройство Германии регламентировано Основным законом Германии. По форме правления ФРГ — парламентская демократия.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера.Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.

Германия имеет федеративное устройство.Таким образом политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти.

Бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер.Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд Германии следит за соблюдением конституции.Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Германия: форма правления и государственного устройства

February 10, 2014

Создание государства невозможно без опыта. Одни страны опираются на свой собственный, иные – на историю развития других государств. В любом случае изучение устройства и работы машины правления необходимо с целью внедрения удачных форм и недопущения ошибок. Чем интересна с этой точки зрения Германия?

Форма правления

Эта страна имеет федеративный устрой. То есть состоит из нескольких равноправных частей, которые могут принимать и устанавливать свои законы, легитимные наряду с общегерманскими. Форма правления в Германии подходит под определение парламентской республики. Это означает, что властные полномочия в стране распределяются между президентом и парламентом. При этом фактически вся действенная руководящая сила сосредоточена в руках первого лица исполнительной власти. Должность выборная. Глава правительства - канцлер, который отвечает за внешнюю и внутреннюю политику государства Германия. Форма правления при таком распределении ролей является республикой. Давайте рассмотрим подробнее.

Функции президента страны

Формы правления стран Европы довольно разнятся между собой. Это хорошо видно по полномочиям глав государств. Германия, форма правления которой не предполагает наделения президента серьезными функциями, отличается от остальных. Фактически эта должность имеет представительско-церемониальную основу. Президента избирают на пять лет. Он представляет страну на мировой арене, издает акты о помиловании преступников. Реальную политику государства ведут правительство и парламентом.

Законодательный орган

Процесс образования и издания законов в стране имеет двухступенчатую структуру. Нижняя палата - Бундестаг - создает законы. Депутаты в нее избираются сроком на 4 года. Утверждает законы Бундесрат – Верхняя палата. Формируется она из представителей земель пропорционально количеству их жителей. Считается, что довольно сложный процесс законотворчества позволяет производить достаточно успешный «продукт». Во всяком случае, Германия, форма правления которой позволяет вести сложную внутреннюю политику, отличается от других государств Европы высоким уровнем соблюдения норм и правил гражданами.

Исполнительная власть

Правительство в Германии наделено основными полномочиями. Эта ветвь власти решает все вопросы, связанные с работой государства, его внешней политикой. Федеральный канцлер формирует бюджет, контролирует реализацию общегосударственных программ. Нужно иметь в виду, что каждая из земель Германии формирует свои собственные планы развития, устанавливает налоги, формирует бюджеты. Верховная власть занимается только общегосударственными вопросами. Финансирование глобальных задач идет за счет общегосударственных налогов, которые не превышают двадцати процентов от общей суммы.

Государственное устройство Германии интересно опытом отдельного развития земель, скоординированного общими программами. Каждый субъект федерации имеет свои собственные властные полномочия, но развивается в общем ритме и в одном направлении. При этом финансовую базу развития они определяют и формируют самостоятельно, что позволяет решать насущные вопросы достаточно эффективно.

Источники: http://xenex76.narod.ru/de.html, http://www.yestravel.ru/germany/, http://fb.ru/article/130506/germaniya-forma-pravleniya-i-gosudarstvennogo-ustroystva

Комментариев пока нет!

www.kak-delat-pravilno.ru


Смотрите также