Ломоносов в Германии: русская удаль против немецкой братвы. Где учился в германии ломоносов


Как и где учился Ломоносов Михайло Васильевич. Жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Вопрос о том, где учился Ломоносов, скорее всего, вызовет недоумение у нынешнего поколения. А между тем он далеко не праздный. Сейчас, когда у молодежи наблюдается повышение интереса к прошлому своей страны, не зазорно будет напомнить о её великих сынах. Ведь историю, как известно, творят люди.

Родился Михайло Васильевич на Архангельском Севере. Ломоносов не оставил после себя автобиографии или мемуаров, а потому точно неизвестно, как именно прошли его детские и юношеские годы. Известно только, что он рано остался без матери. Отец (человек добрый, но, по воспоминаниям самого Ломоносова «в крайнем невежестве воспитанный») еще пару раз женился, и третья его избранница стала для 9-летнего Миши злой мачехой.

Начальное образование мальчик получил у местного дьячка С. Н. Сабельникова. Страсть ребенка к книгам еще больше ожесточала и без того недобрую мачеху, в результате жизнь в отчем доме стала невыносимой. Желая учиться, тайком от отца в 1730 году с обозом он пошел в Москву. Вряд ли кто-то из его попутчиков мог предположить, что шагающего рядом паренька когда-то назовут светилом русской науки. Давайте поговорим о том, где учился Ломоносов, первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, астроном, химик и физик, поэт, филолог, геолог, металлург, художник, историк и генеалог.

Гранит науки

Много препятствий было на пути его поступления в школу, ему даже пришлось выдать себя за сына холмогорского дворянина. Как бы там ни было, но Славяно-греко-латинская академия все-таки приняла юного помора. Михайло Васильевич был старше всех учеников школы, а потому постоянно терпел насмешки от младших товарищей. Однако ни бедственное положение, ни чужие нападки не отбили желания учиться. Ломоносов сразу показал свои необыкновенные способности. Он отличался упорством и настойчивостью, за год он проходил программу трех классов. Запоем читал летописи, патристику и другие богословские книги, взятые в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

В 1734 году Михаил отправляется в Киев и несколько месяцев проводит в стенах Киево-Могилянской академии.

В 1736 г. школьное руководство получило приказ выбрать для обучения в университете при петербургской Академии Наук лучшего ученика. Учитывая способности Михайла Васильевича, Славяно-греко-латинская академия выбирает именно его. А что же потом? Как сложилась его дальнейшая судьба? Где учился Ломоносов дальше?

По одной из версий, богословская карьера будущего великого ученого оборвалась, так и не успев начаться, поскольку раскрылась история с подлогом документов. В результате рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Согласно биографическим данным, в том же 1736 году из Петербурга его направляют осваивать горное дело в Германии. Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. Знакомился с трудами философов. Подробных сведений о том, как и где учился Ломоносов в этот период, нет. Сохранились записи о том, что три года он провел в Марбурге. Там он встретил и своего любимого учителя Христиана Вольфа, там же познакомился со своей будущей женой. Русские студенты быстро подружились с немецкими однокурсниками. Вместе они устраивали молодежные пиршества и гулянки. Однако целеустремленный Ломоносов тратил свою стипендию на книги и квартиру. Для него всегда на первом месте была учеба и наука.

Первые научные шаги на родине

В 1741 г. Ломоносов возвращается в Россию и приступает к работе в Академии Наук. В 1745 г. он уже стал профессором химии и академиком. М. В. Ломоносов ведет научную и литературную деятельность. Стремясь развивать отечественную науку, Михайло Васильевич добивается открытия первого в стране университета. И в настоящее время этот московский вуз носит его имя.

Сам Ломоносов был уникальным ученым, которому принадлежат выдающиеся открытия в совершенно разных областях знаний: астрономии, физике, химии, языкознании и литературе.

Литературная деятельность Ломоносова

Работая над трудами в области точных наук, Михайло Васильевич не забывал и о русской речи. Он создал новую русскую грамматику, сблизил разговорный и литературный языки. Вклад его в развитие языкознания трудно переоценить. Чтоб упорядочить литературный язык, он предложил ограничить влияние церковно-славянских, а также множества иностранных слов, заменив их выражениями родной речи.

Ломоносов предложил использовать три стиля - низкий, посредственный и высокий. Высоким надлежало пользоваться при написании од, праздничных речей, героических поэм. Стиль средний допустим при дружеской переписке. А вот низкий подходил для создания комедии, написания эпиграмм и песен. Здесь запросто допускалось использование просторечной лексики. Так Ломоносов гармонично соединил старое и новое. Его литературные и поэтические работы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского языка и литературы.

Научная деятельность

Этот человек обладал глубокими знаниями в области точных наук, владел несколькими европейскими языками. Природный гений позволил Ломоносову заложить фундамент русской технической терминологии. Сформулированные им правила в этой области имеют большое применение и в настоящее время. Часто люди, в особенности нынешняя молодежь, даже не догадываются, что многие научные термины, предложенные ученым, употребляются и сегодня. Взять хотя бы слова, которые ныне у всех на слуху: удельный вес, движение, опыты, ось Земли…

К сожалению, очень мало известно о личной жизни Ломоносова, его жене и детях. Практически во всех источниках больше идет речь о его научной деятельности. Жизнь Ломоносова всецело была посвящена науке. Даже в своих одах он призывал трудиться и развивать науку во благо Отечества.

fb.ru

Ломоносов в Германии: русская удаль против немецкой братвы | История | DW

Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский естествоиспытатель с мировым именем, поэт, просветитель, заложивший основы современного русского языка, в 1736 - 1741 годах учился в Германии. Здесь высоко чтут его заслуги.

Например, во Франкфурте-на-Майне вышла его беллетризованная биография с подзаголовком "Энциклопедист эпохи Просвещения". Ее автор, историк Петер Хоффман (Peter Hoffmann), по понятным причинам уделяет особое внимание немецким студенческим годам Ломоносова, которые заложили фундамент его научной карьеры. Впрочем, образ жизни у него был тогда вовсе не академический.

Испытание свободой

В Германию Ломоносова и двух его спутников - Дмитрия Виноградова и Густава Ульриха Райзера - послали в 1736 году по инициативе Санкт-Петербургской академии наук. Нужны были специалисты в области минералогии, горного дела и металлургии для вполне конкретной цели: освоения сырьевых богатств Сибири. Эти науки Михаилу Ломоносову предстояло осваивать во Фрайберге, где была расположена знаменитая Горная академия. Но в результате Ломоносов был там лишь довольно коротко. Сначала он, Виноградов и Райзер отправились в Марбург, где должны были пройти в университете общий курс наук, выучить и усовершенствовать немецкий язык и латынь, приобщиться к студенческой жизни, ее правилам и традициям.

Марбург

Последнее Ломоносов и его спутники, вырвавшиеся, что называется, на свободу, делали с особенным рвением и удовольствием. Опекавший русских студентов по просьбе академии наук профессор Христиан Вольф (Christian Wolff) - кстати, всемирно известный философ - писал в своем отчете в российскую столицу: "Деньги, привезенные с собой, они прокутили... Наделали разных долгов... Они через меру предавались разгульной жизни и пристрастны к женскому полу..."

В меньшинстве, но не в обиде

Дом Ломоносова в Марбурге

Университет Филиппа в Марбурге был первым университетом, утвержденным светской властью, а не папой римским. Он славился своим либерализмом и студенческой вольницей. Кутежи, скандалы, драки случались чуть ли не каждый день. Шпага была таким же обязательным атрибутом студента, как бархатная куртка и кружевная рубашка, и служила далеко не только украшением. "Зело задиристы, - писал Ломоносов о немецких студиозусах, - то и дело пускают в ход кулаки, а то и шпаги".

Как рассказывает в своей книге Хоффман, дружили и дрались студенты землячествами, братствами, так что трем россиянам пришлось нелегко: они всегда оказывались в меньшинстве. Но спуску не давали, и однажды Ломоносов как старший (ему было тогда 25 лет, тогда как Виноградову и Райзеру - 16 и 17) чуть было не угодил в карцер, от которого его спас профессор Вольф. Пришлось, разумеется, подучиться не только латыни, физике и математике, но также фехтованию. Уже в первый месяц Ломоносов истратил на уроки фехтования пять талеров (немалые по тем временам деньги), но его одернули из Петербурга: "Учителей фехтования и танцевания... больше не держать. И вообще не тратить деньги на наряды и пустое щегольство!"

Наставник и жена

Как бы там ни было, но очень скоро "три мушкетера" из России заставили всю марбургскую студенческую "братву" относиться к ним с уважением. Уже после того, как они вернулись на родину, профессор Вольф писал в Петербург: "Покуда они были здесь, всякий боялся сказать хотя бы слово, ибо своими угрозами они держали всех в страхе. Отъезд их избавил меня от многих забот". Кстати, наставник русских студентов, сетуя на то, что те не выдержали "испытания свободой", очень высоко отозвался об их успехах в изучении наук. Особенно его впечатлили первые достижения Ломоносова, который "безмерно любил основательное учение".

Надо сказать, что и у Ломоносова осталось очень высокое мнение о Вольфе. Как подчеркивает в своей книге Петер Хоффман, просветительские убеждения Вольфа во многом определили научное мировоззрение великого русского ученого. Вольф читал лекции на немецком языке, а не на латыни, как это было принято в университетских кругах. И Ломоносов в Петербурге отстаивал приоритет русского языка. Вольф, вовсе не будучи атеистом, подчеркнуто разделял научное и религиозное мышление. Также позже поступал и Ломоносов. Идею бессословной системы образования Ломоносов тоже привез из Германии.

Из Германии Михаил Васильевич привез и жену - Елизавету-Христину Цильх (Elisabeth Christina Zilch), отец которой был пивоваром, членом городского совета и церковным старостой. Его вдова держала квартиру, которую снимал в Марбурге Ломоносов. Существуют разные версии, где именно находился этот дом. Скорее всего, это был сохранившийся до сих пор старинный фахверк в переулке Wendelgasse. На фасаде дома, как и на здании университета, установлена мемориальная доска. Но, наверное, лучшим памятником Ломоносову в Марбурге является студенческое общежитие, до сих пор носящее имя великого русского ученого.

Peter Hoffmann"Michail Lomonosov (1711-1765).Ein Enzyklopädist im Zeitalter der Aufklärung".Verlag Peter Lang, Frankfurt-am-Main

www.dw.com

Ломоносов в Германии: русская удаль против немецкой братвы

 
  Дом Ломоносова в Марбурге Мемориальная доска на здании университета
     
     

О заслугах Ломоносова перед русской и мировой наукой и о том, какую роль в его становлении сыграли годы учебы в Марбургском университете, вряд ли нужно напоминать. Меньше известно, какую лихую жизнь он вел в Германии.

В ноябре этого года исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова - выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского естествоиспытателя с мировым именем, поэта, просветителя, заложившего основы современного русского языка... Это событие будут широко отмечать и в Германии, где Ломоносов учился в 1736-1741 годах и где высоко чтут его заслуги.Только что во Франкфурте вышла его беллетризованная биография с подзаголовком "Энциклопедист эпохи Просвещения". Ее автор, историк Петер Хоффман (Peter Hoffmann), по понятным причинам уделяет особое внимание немецким студенческим годам Ломоносова, которые заложили фундамент его научной карьеры. Впрочем, образ жизни у него был тогда вовсе не академический.Испытание свободойВ Германию Ломоносова и двух его спутников - Дмитрия Виноградова и Густава Ульриха Райзера - послали в 1736 году по инициативе Санкт-Петербургской академии наук. Нужны были специалисты в области минералогии, горного дела и металлургии для вполне конкретной цели - освоения сырьевых богатств Сибири.Эти науки Михаилу Ломоносову предстояло осваивать во Фрайберге, где была расположена знаменитая Горная академия. Но в результате Ломоносов был там лишь довольно коротко. Сначала он, Виноградов и Райзер отправились в Марбург, где должны были пройти в университете общий курс наук, выучить и усовершенствовать немецкий язык и латынь, приобщиться к студенческой жизни, ее правилам и традициям.Последнее Ломоносов и его спутники, вырвавшиеся, что называется, на свободу, делали с особенным рвением и удовольствием. Опекавший русских студентов по просьбе Петербургской Академии наук профессор Христиан Вольф (Christian Wolff) - кстати, всемирно известный философ - писал в своем отчете в российскую столицу: "Деньги, привезенные с собой, они прокутили... Наделали разных долгов... Они через меру предавались разгульной жизни и пристрастны к женскому полу..."В меньшинстве, но не в обидеУниверситет Филиппа в Марбурге был первым университетом, утвержденным светской властью, а не Папой. Он славился своим либерализмом и студенческой вольницей. Кутежи, скандалы, драки случались чуть ли не каждый день. Шпага была таким же обязательным атрибутом студента, как бархатная куртка и кружевная рубашка, и служила далеко не только украшением. "Зело задиристы, - писал Ломоносов о немецких студиозусах, - то и дело пускают в ход кулаки, а то и шпаги".Как рассказывает в своей книге Хоффман, дружили и дрались студенты землячествами, братствами, так что трем россиянам пришлось нелегко: они всегда оказывались в меньшинстве. Но спуску не давали, и однажды Ломоносов как старший (ему было тогда 25 лет, тогда как Виноградову и Райзеру - 16 и 17 лет) чуть было не угодил в карцер, от которого его спас профессор Вольф. Пришлось, разумеется, подучиться не только латыни, физике и математике, но также фехтованию. Уже в первый месяц Ломоносов истратил на уроки фехтования пять талеров (немалые по тем временам деньги), но его одернули из Петербурга: "Учителей фехтования и танцевания... больше не держать и вообще не тратить деньги на наряды и пустое щегольство!"Мемориальная доска на здании университета. Как бы там ни было, но очень скоро "три мушкетера" из России заставили всю марбургскую студенческую "братву" относиться к ним с уважением. Уже после того, как они вернулись на родину, профессор Вольф писал в Петербург: "Покуда они были здесь, всякий боялся сказать хотя бы слово, ибо своими угрозами они держали всех в страхе. Отъезд их избавил меня от многих забот". Кстати, наставник русских студентов, сетуя на то, что те не выдержали "испытания свободой", тем не менее, очень высоко отозвался об их успехах в изучении наук. Особенно его впечатлили первые достижения Ломоносова, который "безмерно любил основательное учение".Наставник и женаДом Ломоносова в Марбурге. Надо сказать, что и у Ломоносова осталось очень высокое мнение о Вольфе. Как подчеркивает в своей книге Петер Хоффман, просветительские убеждения Вольфа во многом определили научное мировоззрение великого русского ученого. Вольф читал лекции на немецком языке, а не на латыни, как это было принято в университетских кругах. И Ломоносов в Петербургской Академии отстаивал приоритет родного, русского языка. Вольф, вовсе не будучи атеистом, подчеркнуто разделял научное и религиозное мышление, - как позже и Ломоносов. Идею бессословной системы образования Ломоносов тоже привез из Германии.Из Германии Михаил Васильевич привез и жену - Елизавету-Христину Цильх (Elisabeth Christina Zilch), отец которой был пивоваром, членом городского совета и церковным старостой. Его вдова держала квартиру, которую снимал в Марбурге Ломоносов. Существуют разные версии, где именно находился этот дом. Скорее всего, это был сохранившийся до сих пор старинный фахверк в переулке Wendelgasse. На фасаде дома, как и на здании университета, установлена мемориальная доска. Но, наверное, лучшим памятником Ломоносову в Марбурге является студенческое общежитие, которое носит его имя.Автор: Ефим ШуманРедактор: Дарья Брянцева

www.rusfact.ru

Обучение в Германии

В начале ноября 1736г. трое русских студентов — М. Ломоносов, Д.Виноградов и Г. Райзер — поселились в небольшом немецком городе Марбурге, где им предстояло провести несколько лет, наполненных напряжённым и упорным трудом.

Ломоносов и его коллеги, прибыв в Марбург, явились к Вольфу — видному математику и выдающемуся педагогу — с рекомендательным письмом, в котором президент Петербургской Академии Наук представлял русских студентов, напрвленных в Германию, чтобы "усовершенствоваться за границей в металлургии и прочих науках". Президент писал Ворльфу: " Инструкция их покажет Вам, что они обязаны делать, а в самом непродолжительном времени я сам буду иметь честь уведомить Вас обо всём остальном". Вольф с большой ответственностью отнёсся к устройству прибывших к нему из Петербурга студентов, а также принял участие в обсуждении их программы занятий.

Свои занятия Ломоносов в Марбурге начал с обучения "первоначальным основаниям арифметики и геометрии" и с изучения немецкого языка. Официально Ломоносов и его товарищи были зачислены в Марбургский университет 6 ноября 1736г., и их фамилии были внесены в университетскую книгу за подписью проректора И. К. Санторока. С помощью Вольфа они быстро приобщились к занятиям: с января 1737г. начали слушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физики. Наряду с изучением немецкого языка с мая 1737г. Ломоносов стал брать уроки французского языка, рисования, танцев и фехтования. Прошло менее года пребывания русских студентов в Марбургском университете, а успехи их в изучении различных дисциплин были весьма значительны.

В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив весьма значительную часть выдававшихся ему денег на приобретение книг.

1737-1738гг. Ломоносов посвятил занятиям различными наукамию Доказательством успехов русского студента в изучении естествознания служит его первая студенческая работа по физике "О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости". Ломоносов проявил вней большую самостоятельность — стремился опереться на данные опытов.

Весной 1739г. Ломоносов представил ещё одну работу — "Физическую диссертацию о различи смешанных тел, состоящий в сцеплении корпускул", в которой впервые рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но практической работой над стихотворными переводами.

Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и русским студентам приходилось жить в долг.

К началу 1739г. Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрейберг к Генкелю для изучении металлургии и горного дела.

Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фейрберга. 14 июля 1739г. они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.

После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на практических занятиях:посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге "Первые основания металлургии, или рудных дел", Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрейберге.

Гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. В то время даже многие высшие учебные заведения не имели собственных лабораторий. Этя лаборатория служила учебной, производственной и экспериментальной базой. Вероятно, Ломоносов оценил значение экспериментальной базы для исследовательской работы. Вот почему по возвращении в Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при Академии Наук.

Недостатком Генкеля было то, что он, сосредотачивая основное внимание на практических занятиях, не давал возможности своим ученикам размышлять над теоретическими проблемами. Он не поддерживал в учениках энтузиазма исследователей.

Первые четыре месяца жизни русских студентов во Фрейберге прошли без особых инцидентов; их взаимоотношения с Генкелем были вполне нормальными. Но в конце 1739г. между студентами и Генкелем начались трения, которые затем переросли в острый конфликт. Основной причиной столкновений являлась нерегулярная отправка из Петербурга средств на содержание студентов. Тяжёлые условия жизни, мелочная опека, постоянная слежка даже за его перепиской — всё это тяготиломолодого помора, которыё уже имел собственное сложившееся мировоззрение. Исподволь накапливалась неприязнь учителя и ученика друг к другу.

Первая серьёзная ссора разразилась в конце декабря 1739г. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Горячая натура русского помора восстала против педантизма немецкого учёного. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрейберге.

В начале мая 1740г. Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрейберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Кайзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. С этого момента для Ломоносова началась полная скитаний и лишений жизнь, которая продолжалась больше года.

В конце 1741г. Ломоносов прибыл в Петербург.

mvlomonosov.narod.ru

Ломоносов в Германии: русская удаль против немецкой братвы

300 лет назад,19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года , в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье помора, черносошного крестьянина, родился Михаил Васильевич Ломоносов 

О заслугах Ломоносова перед русской и мировой наукой и о том, какую роль в его становлении сыграли годы учебы в Марбургском университете, вряд ли нужно напоминать. Меньше известно, какую лихую жизнь он вел в Германии.

 

 

18 ноября исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова - выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского естествоиспытателя с мировым именем, поэта, просветителя, заложившего основы современного русского языка... Это событие также отмечается и в Германии, где Ломоносов учился в 1736-1741 годах и где высоко чтут его заслуги.

Например, во Франкфурте вышла его беллетризованная биография с подзаголовком "Энциклопедист эпохи Просвещения". Ее автор, историк Петер Хоффман (Peter Hoffmann), по понятным причинам уделяет особое внимание немецким студенческим годам Ломоносова, которые заложили фундамент его научной карьеры. Впрочем, образ жизни у него был тогда вовсе не академический.

Испытание свободой

В Германию Ломоносова и двух его спутников - Дмитрия Виноградова и Густава Ульриха Райзера - послали в 1736 году по инициативе Санкт-Петербургской академии наук. Нужны были специалисты в области минералогии, горного дела и металлургии для вполне конкретной цели - освоения сырьевых богатств Сибири.

Эти науки Михаилу Ломоносову предстояло осваивать во Фрайберге, где была расположена знаменитая Горная академия. Но в результате Ломоносов был там лишь довольно коротко. Сначала он, Виноградов и Райзер отправились в Марбург, где должны были пройти в университете общий курс наук, выучить и усовершенствовать немецкий язык и латынь, приобщиться к студенческой жизни, ее правилам и традициям. 

МарбургПоследнее Ломоносов и его спутники, вырвавшиеся, что называется, на свободу, делали с особенным рвением и удовольствием. Опекавший русских студентов по просьбе Петербургской Академии наук профессор Христиан Вольф (Christian Wolff) - кстати, всемирно известный философ - писал в своем отчете в российскую столицу: "Деньги, привезенные с собой, они прокутили... Наделали разных долгов... Они через меру предавались разгульной жизни и пристрастны к женскому полу..."

В меньшинстве, но не в обиде

Университет Филиппа в Марбурге был первым университетом, утвержденным светской властью, а не Папой. Он славился своим либерализмом и студенческой вольницей. Кутежи, скандалы, драки случались чуть ли не каждый день. Шпага была таким же обязательным атрибутом студента, как бархатная куртка и кружевная рубашка, и служила далеко не только украшением. "Зело задиристы, - писал Ломоносов о немецких студиозусах, - то и дело пускают в ход кулаки, а то и шпаги".

Как рассказывает в своей книге Хоффман, дружили и дрались студенты землячествами, братствами, так что трем россиянам пришлось нелегко: они всегда оказывались в меньшинстве. Но спуску не давали, и однажды Ломоносов как старший (ему было тогда 25 лет, тогда как Виноградову и Райзеру - 16 и 17 лет) чуть было не угодил в карцер, от которого его спас профессор Вольф. Пришлось, разумеется, подучиться не только латыни, физике и математике, но также фехтованию. Уже в первый месяц Ломоносов истратил на уроки фехтования пять талеров (немалые по тем временам деньги), но его одернули из Петербурга: "Учителей фехтования и танцевания... больше не держать и вообще не тратить деньги на наряды и пустое щегольство!"

Мемориальная доска на здании университетаКак бы там ни было, но очень скоро "три мушкетера" из России заставили всю марбургскую студенческую "братву" относиться к ним с уважением. Уже после того, как они вернулись на родину, профессор Вольф писал в Петербург: "Покуда они были здесь, всякий боялся сказать хотя бы слово, ибо своими угрозами они держали всех в страхе. Отъезд их избавил меня от многих забот". Кстати, наставник русских студентов, сетуя на то, что те не выдержали "испытания свободой", тем не менее, очень высоко отозвался об их успехах в изучении наук. Особенно его впечатлили первые достижения Ломоносова, который "безмерно любил основательное учение".

Наставник и жена

Дом Ломоносова в МарбургеНадо сказать, что и у Ломоносова осталось очень высокое мнение о Вольфе. Как подчеркивает в своей книге Петер Хоффман, просветительские убеждения Вольфа во многом определили научное мировоззрение великого русского ученого. Вольф читал лекции на немецком языке, а не на латыни, как это было принято в университетских кругах. И Ломоносов в Петербургской Академии отстаивал приоритет родного, русского языка. Вольф, вовсе не будучи атеистом, подчеркнуто разделял научное и религиозное мышление, - как позже и Ломоносов. Идею бессословной системы образования Ломоносов тоже привез из Германии.

Из Германии Михаил Васильевич привез и жену - Елизавету-Христину Цильх (Elisabeth Christina Zilch), отец которой был пивоваром, членом городского совета и церковным старостой. Его вдова держала квартиру, которую снимал в Марбурге Ломоносов. Существуют разные версии, где именно находился этот дом. Скорее всего, это был сохранившийся до сих пор старинный фахверк в переулке Wendelgasse. На фасаде дома, как и на здании университета, установлена мемориальная доска. Но, наверное, лучшим памятником Ломоносову в Марбурге является студенческое общежитие, которое носит его имя.

maxpark.com


Смотрите также