«Европа вынуждена платить по счетам»: глава МИД Германии назвал условие снятия антироссийских санкций. Германия отказалась от санкций


Глава МИД ФРГ предложил отменять санкции против России «шаг за шагом» :: Политика :: РБК

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль предложил отказаться от ожидания полного выполнения минских соглашений для снятия санкций с России. По его мнению, отменять санкции нужно постепенно

Зигмар Габриэл (Фото: Sergei Karpukhin / Reuters)

Ожидать полного выполнения минских соглашений для снятия санкций с России неправильно, было бы целесообразно изменить политику Евросоюза в этой области, заявил министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэл в интервью журналу Focus.

«Действующие решения Евросоюза требуют 100-процентного выполнения принятых в Минске соглашений. После этого можно приступать к 100-процентной отмене санкций против России. Я считаю, что это условие неосуществимо. Было бы правильным отменять санкции небольшими порциями, шаг за шагом, чтобы показать, что сдвиги по направлению к миру приносят выгоду», — заявил Габриэл.

По его словам, Россия должна использовать свое влияние на сепаратистов, а США — воздействовать на Киев.

На уточняющий вопрос журналиста, при чем здесь США, если речь идет о конфликте в Европе, Габриэл ответил, что Вашингтон имеет большое влияние на Украину.

«Я не принадлежу к тем, кто был бы счастлив, если бы США устранились от решения проблем мировой политики», — пояснил глава МИД Германии.

28 июня 2017 года Совет ЕС продлил на полгода санкции, введенные против отдельных секторов экономики России 31 июля 2014 года. Санкции были продлены на полгода, до 31 января 2018 года. Ограничительные меры касаются доступа на европейские финансовые рынки ведущим российским банкам с мажоритарной долей государства в уставном капитале, их подразделений, учрежденных за пределами ЕС, а также трех крупных российских энергетических компаний и трех оборонных фирм.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле «негативно и с сожалением» отнеслись к продлению секторальных санкций Евросоюза против России. Он предупредил, что «принцип взаимности никто не отменял».

На следующий день премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что ответные санкции России против стран Запада будут продлены. 30 июня президент России Владимир Путин продлил ответные «контрсанкции» против западных стран до 31 декабря 2018 года. Россия ввела запрет на ввоз ряда продуктов из Евросоюза, США, а также Австралии, Канады и Норвегии в августе 2014 года в качестве ответной меры на санкции западных стран, введенные из-за присоединения Крыма к России. Под ограничительные меры попали мясные и колбасные изделия, рыба и морепродукты, фрукты, овощи и молочная продукция.

Еще до этих решений 19 июня 2017 года Совет Европейского союза продлил на год действие санкций против России, введенных после присоединения Крыма. Санкции предусматривают запрет на импорт продуктов, произведенных в Крыму и Севастополе, в ЕС, запрет для европейских компаний и граждан инвестировать в предприятия полуострова, запрет на туристические услуги. Также запрещен экспорт из ЕС в Крым товаров и технологий, которые могут быть использованы в областях транспорта, телекоммуникаций или энергетики.

Действие ограничительных мер продлено до 23 июня 2018 года. В заявлении Совета Евросоюза говорилось, что Брюссель продолжит политику непризнания вхождения Крыма и Севастополя в состав России.

www.rbc.ru

почему в МИД Германии предложили поэтапную отмену антироссийских санкций — РТ на русском

Евросоюз должен начать поэтапную отмену антироссийских санкций. Об этом заявил глава МИД Германии Зигмар Габриэль. Министр также выступил с жёсткой критикой Соединённых Штатов, отметив, что они не вправе оказывать давление на Европу, требуя выполнения санкций. Ведь от такой политики США страдает экономика ЕС. Ранее о неэффективности ограничений говорила и глава МИД Австрии Карин Кнайсль. А министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр подчёркивал, что, несмотря на обстоятельства, Париж и Москва должны укреплять сотрудничество. Стоит ли ждать от европейских чиновников конкретных действий, выяснял RT.

Страны Евросоюза должны приступить к снятию санкций против России. Об этом на приёме Восточного комитета немецкой экономики в Берлине заявил глава МИД Германии Зигмар Габриэль. По его мнению, процесс должен происходить поэтапно: за каждое выполненное условие минских договорённостей Москву нужно «поощрять». В частности, одним из них он назвал соблюдение длительного перемирия в Донбассе.

«Если Российская Федерация готова это делать, она должна за это что-то получить», — цитирует немецкая газета Handelsblatt министра.

Он также подчеркнул нереалистичность планов по отмене санкций только в случае полного выполнения «Минска-2».

«Идея, что только при 100%-ной реализации Минских соглашений должно последовать единоразовое 100%-ное снятие ограничений, оторвана от реальности», — добавил Габриэль.

  • Глава МИД Германии Зигмар Габриэль
  • Reuters
  • © Axel Schmidt

При этом отметим, в Москве неоднократно заявляли, что Россия является не стороной конфликта в Донбассе, а гарантом Минских соглашений, которые должны выполняться Киевом и самопровозглашёнными ДНР и ЛНР. В частности, об этом говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Россия является вместе с другими известными странами гарантом выполнения основополагающих документов, на котором зиждется и может дальше зиждиться весь процесс урегулирования».

«Санкции оказались неэффективными»

Между тем Зигмар Габриэль не единственный высокопоставленный европейский чиновник, заявивший о необходимости подвижек в отмене санкций. Ранее австрийский министр иностранных дел Карин Кнайсль отметила, что ограничения вовсе «дали осечку».

«Санкции против России, по моим наблюдениям, оказались неэффективными. Ослабление российской нефтяной промышленности, задуманное прежде всего США, не достигло своей цели», — сказала она в интервью изданию Kurier.

Об этом ранее говорил и президент Экономической палаты Австрии Кристоф Ляйтль. «Я думаю, мы все реалисты. Мы выступаем за пошаговое снятие санкций. Нужно идти друг другу на уступки, выстраивать доверительные отношения», — цитировали его РИА Новости.

О более тесном сотрудничестве с Москвой, несмотря на ограничения, говорят и во Франции. В частности, глава МИД страны Брюно Ле Мэр в интервью The Wall Street Journal отметил необходимость наращивать взаимодействие, чтобы быть готовыми к тому моменту, как санкции будут отменены.

Напрасные жалобы

Возобновление в ЕС разговоров об отмене санкций свидетельствует о том, что европейские политики понимают: политика рестрикций оборачивается против их собственных стран, считают эксперты. Так, нынешняя ситуация никому из Евросоюза не даёт никаких ни политических, ни экономических преференций. Максимум — словесное одобрение Соединённых Штатов, пояснил RT политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Слова главы МИД (Германии. — RT) ещё раз показывают, что Европа сама понимает абсурдность ситуации. Что она наступает на горло собственным экономическим интересам ради какой-то политической позиции, которая даже не принадлежит действующему президенту США», — сказал он.

Однако, считает эксперт, одними жалобами без конкретных действий та же Германия ничего не изменит.

Также по теме

«Вашингтон преследует экономические интересы»: в ЕС назвали незаконными новые санкции США против России

В Европе жёстко отреагировали на принятый палатой представителей США документ о расширении антироссийских санкций. Французские власти...

«Германия каждый раз жалуется на то, что продлеваются санкции, хотя в ней самой в том числе это решение принимается. Другое дело, готова ли Германия к тем последствиям, которые возникнут (если она решит сама начать отмену. — RT). В частности, речь идёт об обострении отношений с Вашингтоном. Так, последний может начать ущемлять интересы Берлина в США», — уточнил Абзалов.

В связи с этим, отметил политолог, власти Германии сейчас стоят перед дилеммой — продолжить линию по санкциям, угодную Вашингтону, или не допустить ещё большего охлаждения отношений с Москвой, из-за чего опять же пострадают немецкие интересы.

«Потому что в результате (на места в России. — RT) придут не немецкие компании, а китайские, или индийские, или даже те же самые американские. И Берлин прекрасно понимает, что теряет значительные денежные средства, политические возможности и не выигрывает от этого ничего», — добавил он.

Относятся как к врагу

Между тем стоит отметить, что Зигмар Габриэль всё же позволил себе выразить недовольство заокеанским партнёром и союзником. Так, он выступил с достаточно жёсткой критикой того факта, что США манипулируют санкциями, чтобы реализовывать только свои интересы, в связи с чем демонстрируют своё отношение к Евросоюзу едва ли не как к «экономическому врагу».

«Я считаю, что Европа не должна допускать, чтобы США проводили стратегию, которая делает нас <…> экономическим противником, а иногда и экономическим врагом», — цитирует Handelsblatt министра.

В частности, он назвал неприемлемыми американские ограничительные меры, введённые ранее, которые затрагивают интересы и европейских компаний. Речь идёт о расширении санкций от 2 августа 2017 года. Согласно им, президент США имеет право накладывать санкции на физических и юридических лиц, которые намерены вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более $5 млн в год или предоставлять этим проектам услуги, технологии, оказывать им информационную поддержку. В них также оговорено, что Вашингтон продолжит противодействовать строительству газопровода «Северный поток — 2».

  • РИА Новости
  • © Сергей Гунеев

«Для немецкой экономики юридическая определённость не может существовать только в том случае, если она подчиняется американским условиям конкуренции. <…> Мы хотим честной конкуренции», — заявил Габриэль.

По его мнению, Вашингтон таким образом пытается продвинуть на европейский рынок собственный сжиженный газ, стоимость которого гораздо выше, чем у российского.

«Решение, у кого покупать газ, должны принимать в Европе фирмы с учётом надёжности поставок и рыночных условий. Мы выступаем против попыток политического влияния на принятие таких решений», — подытожил он.

Разные цели

Справедливость слов главы МИД Германии отметил директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев.

«Надо чётко понимать значение этих мер для США и значение для Европы. Для стран ЕС санкции были способом надавить на Россию для достижения своих политических целей вокруг Украины, для США эти меры — инструмент глобальной конкуренции не только с Россией, но и с ЕС. США не беспокоятся о судьбе Украины, Европы. Их ставки совершенно другие. Сейчас, после принятия нового закона летом прошлого года, между США и ЕС началась увлекательная дипломатическая борьба, чтобы в результате их мер не пострадали европейские компании и важные отношения с Россией в области энергетики. Поэтому сейчас европейские политики в рамках торга с США будут высказывать резкие суждения по вопросу эффективности и неэффективности в отношении России», — пояснил эксперт RT.

Однако, считает он, не стоит ожидать, что европейские политики в ближайшем времени будут готовы пожертвовать своими отношениями с США, пойдя на конфликт в вопросе отмены санкций.

russian.rt.com

Движется ли Германия к отмене санкций?

В конце января премьер-министры пяти земель бывшей ГДР выступили с требованием ослабить или отменить санкции, введенные ЕС против России. «Ограничительные меры не действуют. Необходимы новые подходы», – заявил премьер Саксонии-Анхальт Райнер Хазелофф (ХДС). Глава Мекленбурга-Передней Померании Мануэла Швезиг (СДПГ) посетовала на то, что «тяжело объяснить фермеру, почему он не может поставлять свою продукцию». В похожем ключе высказался и премьер-министр Тюрингии Бодо Рамелов (Левая партия), назвав санкции «мертвой лошадью», на которой «более нельзя ездить». В свою очередь посол Украины в Германии Андрей Мельник назвал гипотетическую отмену ограничений «предательством» и «банкротством внешней политики ФРГ».

Голоса с востока Германии, призывающие пересмотреть политику санкций, звучат не впервые. Тот же Хазелофф выдвигал подобное требование еще в 2016 году, в чем его поддерживал Эрвин Зеллеринг (СДПГ), предшественник Швезиг на посту премьера Мекленбурга-Передней Померании. Если сами главы регионов и их пресс-секретари объясняют желание пересмотреть санкционный режим чисто экономическими причинами, то, например, непримиримый критик Кремля, журналист Борис Райтшустер, цитируя проживающего в Германии социолога Игоря Эйдмана, предполагает, что еще со времен ГДР в рядах восточногерманской политической элиты действуют «агенты влияния Москвы».

Что движет политиками ведущих немецких партий, которые предлагают отказаться от практики санкций в отношении Москвы? Насколько сильно в действительности пострадала германская экономика?

Внешнеполитические мотивы

Безусловно, премьер-министры восточногерманских земель поддерживают весьма интенсивные контакты с Россией. В сентябре 2017 года Швезиг посетила РФ и выступила с приветствием на русском языке. Ее сопровождали представители 17 компаний из Мекленбурга-Передней Померании. Эта земля стала единственным немецким регионом, принявшим участие в работе судостроительной выставки в Санкт-Петербурге. Станислав Тиллих (ХДС), тогдашний глава Саксонии, в том же году был участником российско-германской конференции по вопросам энергоносителей. В интервью германоязычной версии канала Russia Today он подверг санкции критике, говоря от имени саксонских производителей: «Мы не Siemens и не Bayer. Мы не можем поставлять наши товары в Россию из-за санкционных правил и страдаем от этого».

Однако есть ряд факторов, противоречащих «внешнеполитической версии» высказываний премьеров. Во-первых, рекордсменами по посещению России среди глав немецких регионов являются отнюдь не восточногерманские политики, а руководитель Баварии Хорст Зеехофер. Во-вторых, ни один из нынешних премьеров восточногерманских земель до избрания на этот пост не был замечен в особом интересе к германо-российским отношениям. К примеру, Швезиг в должности министра по делам семьи, пенсионеров, женщин и молодежи лишь однажды высказалась о России, произнеся в 2016 году протокольную речь о значении молодежного обмена между ФРГ и РФ на «профильном» мероприятии к юбилею программ Фонда Роберта Боша.

Сегодня, спустя 27 лет после воссоединения Германии, едва ли можно говорить о существовании неких «особых сетей» на востоке страны, отличных от остальной ФРГ. Швезиг родилась в ГДР, но в судьбоносном для Германии 1990 году ей было всего 16 лет. Хазелофф во времена социализма был малоизвестным научным сотрудником института экологии в Виттенберге, а позднее возглавлял местное агентство по труду. Бывший глава Мекленбурга-Передней Померании Зеллеринг переехал на восток только в 1994 году.  Впрочем, и многие ключевые министры в правительствах восточногерманских земель родом из западных частей страны. Например, министр экономики Мекленбурга-Передней Померании Биргит Хессе и министры внутренних дел Саксонии Роланд Веллер и Саксонии-Анхальт Хольгер Шталькнехт прибыли в свои регионы уже в рамках единого государства. Эти политики не являются и не могут являться частью некой «гэдээровской» социализации, якобы «восприимчивой» к влиянию России, унаследованному со времен «нерушимой дружбы» с СССР. Следовательно, решающими в данном контексте являются не детали биографий региональных политиков, а их понимание экономических интересов своей земли.

Санкции против России и немецкая экономика

Оценка реального ущерба, нанесенного германскому народному хозяйству введенными в отношении России санкциями, является весьма обсуждаемой и политизированной темой. Точных и всеобъемлющих данных нет. В 2015 году российские источники, ссылаясь на самый пессимистичный сценарий из предложенных австрийским институтом WIFO, предполагали, что по итогам 2015 года ФРГ потеряет 500 тысяч рабочих мест и около 30 млрд евро. В конце 2017 года говорилось уже об утрате 42 тысяч рабочих мест, причем со ссылкой на политика АдГ без указания источника информации. Кильский институт мировой экономики (IfW), основываясь на данных о товарообороте в предыдущие годы и его гипотетическом росте в случае отсутствия ограничений, подсчитал, что в 2015 году санкции в общей сложности принесли ущерб в размере чуть менее 100 млрд евро, 61 млрд из которых потеряла Россия, остальные 37,5 млрд – государства, присоединившиеся к санкционному режиму, в первую очередь США и страны ЕС. 40% от этой суммы приходится на Германию. Эти данные имеют некоторые расхождения с новым докладом, представленным WIFO, согласно которому потери Германии составили около 11 млрд евро в год. Еще один источник – исследование университета Лейпцига – оперирует цифрой 7,5 млрд евро совокупных потерь германской стороны за 2014 и 2015 годы. Консалтинговая компания Berlin Economics в своем докладе 2017 года, основываясь на собственных сведениях и на данных Евростата и Федеральной таможенной службы РФ, применила несколько методик подсчета и оценила совокупный ущерб стран ЕС от введения санкций в 11-20 млрд евро по итогам 2016 года. Германский экспорт в Россию сократился за три года на 30%.

Все представленные модели подсчета потерь германской экономики от санкций против России имеют несколько существенных изъянов. Они базируются лишь на данных о падении экспорта из ФРГ в РФ по отраслям экономики, которые априори записываются в «минус». Например, по утверждению того же WIFO, поставки молочных продуктов и фруктов в период с 2013-го по 2016 год уменьшились на 22,5%, а машиностроения – на 18%. При этом крайне сложно подсчитать реальные потери каждого отдельного предприятия без учета возможной переориентации рынков сбыта продукции и субсидий на федеральном и европейском  уровне. А некоторые компании – например, крупный производитель сельскохозяйственной техники Claas или средних размеров фармакологическая фирма Bionorica – не только не ушли с российского рынка, но даже нарастили инвестиции в Россию за счет низкого курса рубля, подкорректировав свою деятельность в соответствии с нынешними законными возможностями. Их баланс также не поддается стороннему подсчету.  

В ряде исследований отсутствуют сведения об общем объеме предполагаемого среднегодового ущерба от торгово-финансовых ограничений кооперации с Россией в процентах к ВВП Германии, а именно эти данные являются наиболее значимыми с политической, макроэкономической и медийной точек зрения. Вышеуказанное исследование  Berlin Economics определяет влияние общего падения товарооборота с Россией на ВВП Германии в диапазоне 0,4-0,7%. Но санкции, как справедливо утверждают экономисты университетов Бремена и Лейпцига во второй редакции своего совместного доклада, затрагивают не только поставщиков, но и потребителей товаров и услуг, то есть и российскую сторону. Непосредственно санкции, согласно данным этого доклада, нанесли ВВП ФРГ ущерб в размере менее 0,1% ВВП, а кумулированные потери в течение всего периода 2014-2016 гг. оцениваются в 0,23% ВВП.

Также в СМИ редко можно встретить подробное изложение вышеупомянутого анализа IfW. Газета Rheinische Post упомянула немаловажный факт из доклада, который часто ускользает от внимания общественности: если принять сокращение экспорта немецкой продукции в Россию за 100%, то лишь 9% приходится на прямой ущерб от торговых ограничений, введенных ЕС. Оставшийся 91% связан с падением покупательной способности российского государства и частных компаний, то есть с отсутствием возможностей финансирования импорта.

Этот факт подчеркивает в своем докладе «Правовой анализ санкций в бизнесе с Россией» и Восточный институт в Висмаре, дружественная Москве лоббистская организация, проводящая «Дни России в Мекленбурге»: «Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, в какой степени санкции повлияли на падение внешнеторгового баланса. Наиболее существенное влияние оказали ослабление рубля и потеря доверия в экономике».

Один из ярких показателей ущерба от санкционной политики – это банкротство предприятий. Данные о ликвидируемых компаниях публикуются в Германии в открытых источниках. Вместе с тем крайне непросто определить, что именно стало причиной банкротства. Удалось установить один случай, когда неплатежеспособность компании стала следствием введения санкций. Эта судьба постигла машиностроительное предприятие Vakoma Production GmbH из Магдебурга, объявившее о своем банкротстве в 2015 году. Сайт берлинских адвокатов по проведению процедуры банкротства сообщает, что 90% деятельности этой компании приходилось на восточноевропейские рынки. Финансовые трудности компании были напрямую связаны с «санкциями и падением курса рубля». Восточный комитет германской экономики говорит о том, что это банкротство «по-видимому, является единичным».

Перемена курса Германии?

Заявления премьеров восточногерманских земель необходимо принимать во внимание, но не следует преувеличивать их влияние на формирование внешнеполитических приоритетов Германии. Это не рядовые политики: Швезиг и Хазелофф – члены правлений своих партий, а Швезиг, одна из заместителей Мартина Шульца, в течение четырех лет занимала пост федерального министра. Однако они никогда не входили во внешнеполитический блок правительства и не участвовали в принятии решений о позиции Берлина в отношении санкций. Главы регионов руководствуются собственными эгоистически-протекционистскими соображениями, а также предпринимают шаги в соответствии с нынешней повесткой дня. В немецкой политике уже много лет звучат голоса, требующие отмены «выплаты на солидарность» – особого налога с зарплат, введенного в 1991 году с целью финансирования инфраструктурных проектов в бывшей ГДР. Этот налог первоначально носил временный характер и сегодня признается рядом экспертов устаревшим. В ходе консультационных переговоров ХДС, ХСС и СДПГ пришли к соглашению о поэтапном уменьшении «выплат». В этих условиях главы правительств восточногерманских регионов, по-видимому, сочли нужным указать на необходимость продолжения помощи. Заявления политиков продиктованы местной конъюнктурой. Официальный Берлин в настоящий момент не намерен отменять санкции против России ни по экономическим, ни по политическим причинам. 

intersectionproject.eu

Опаснее холодной войны: Евросоюз объяснил отказ от введения антироссийских санкций - Политика

Если лидеры Европы и РФ не минимизируют угрозы, то сложившаяся сейчас ситуация в мире может стать критической

15 февраля 2018 в 10:43, просмотров: 6683

Комментируя публикацию Минфина Соединенных Штатов так называемого «кремлевского доклада», посол Евросоюза в России Маркус Эдерер в интервью газете «Коммерсантъ» заявил, что представители ЕС будут самостоятельно принимать решение о вводе против России очередных санкции.

фото: AP

Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

«Я могу только сказать, что Евросоюз — это суверенное объединение и его страны-члены будут самостоятельно принимать решения о том, вводить или не вводить те или иные ограничения», — рассказал изданию дипломат.

Эдерер отметил, что у американцев «есть новый инструмент», дающий им право вводить санкции «О противодействии противникам Америки путем санкций» (CAATSA), который был утвержден в августе прошлого года. Посол ЕС в России предположил, что в настоящее время «рано делать выводы о том», как он будет реализован.

Эдерер сообщил, что в ЕС до сих пор «вообще не увидели никаких последствий» от публикации доклада Министерства финансов США. «Как говорят сами американцы, это пока всего лишь список», — сказал он.

Посол ЕС подчеркнул, что введенные Европой ограничения против России не являются самоцелью, а нужны для выполнения минских договоренностей. По его словам, как раз в этом и состоит их главная задача. Эдерер проинформировал, что на данном этапе у Европейского союза не стоит вопрос о введении «других санкций».

Говоря об отношениях, сложившихся сейчас между ЕС и Россией, посол отметил, что его тревожит то, что происходит в мире. С его точки зрения, государства не выстраивают дружеские отношения и ведут «гибридную войну, или нелинейную войну, как ее еще называют».

«Если мы не будем стараться минимизировать проистекающие из сложившейся ситуации угрозы, то нынешний период может стать более опасным, чем холодная война», — заявил Эдерер. По его словам, «никто не хочет возвращения холодной войны».

Минфин США опубликовал 30 января доклад, в котором оказались граждане России, которые, по версии американских властей, близки к Кремлю. Часть доклада была засекречена, а обнародован был только список из 210 человек. В перечень вошли, в частности, члены правительства РФ, администрации президента, высокопоставленные чиновники, а также российские предприниматели.

В среду, 14 февраля, глава американского Министерства финансов Стивен Мнучин заявил, что его ведомство ведет работу над ограничениями против «олигархов» и представителей власти из списка в открытой части «кремлевского доклада». По его мнению, разработка данного документа послужит отправной точкой для введения новых санкций против российских граждан.

В Кремле после публикации доклада заявили, что в работе властей США есть много непредсказуемого и противоречивого. «Мы имеем дело с весьма непредсказуемым визави», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

www.mk.ru

глава МИД Германии назвал условие снятия антироссийских санкций

Евросоюз может начать поэтапную отмену антироссийских санкций после ввода миротворческого контингента ООН в Донбасс. Такое заявление сделал министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль в ходе рабочего завтрака представителей бизнеса России и ФРГ, который прошёл на полях Мюнхенской конференции по безопасности.

«Мы должны добиться перемирия на Украине. Считаю правильной идею российского президента о вводе „голубых касок“. Если он будет осуществлён, то можно будет начать поэтапное снятие санкций», — цитирует Габриэля РИА Новости.

По его словам, при условии установления перемирия в зоне конфликта и отвода тяжёлого вооружения Германия сможет предложить инвестиции для Донбасса. Глава внешнеполитического ведомства также подчеркнул важность взаимодействия с Россией для обеспечения стабильности в Европе.

«Несмотря на разницу во мнениях, на разницу в трактовках, Россия остаётся большим европейским соседом… Только сообща с Россией можно обеспечить мир и стабильность на континенте», — подчеркнул Габриэль.

В свою очередь, глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что Москва выступает за то, чтобы российско-германские отношения опирались на реальные, «коренные» интересы двух стран, несмотря на неоднозначный подход к целому ряду политических проблем.

«Выступаем за то,.. чтобы никогда политика не довлела над экономикой, а, наоборот, расширение экономических связей создавало прочный фундамент, на котором проще решать различные расхождения по тем или иным международным ситуациям», — отметил Лавров.

Напомним, в середине декабря 2017 года президент России Владимир Путин выступил за размещение в Донбассе миротворческого контингента. При этом он обратил внимание на то, что размещение подобной миссии невозможно без согласования этого вопроса между сторонами конфликта, к коим Россия никак не относится (о чём Москва неоднократно заявляла с начала столкновений).

«Приходит осознание ненормальности»

Министр иностранных дел России также заявил, что именно раскручиваемая Вашингтоном санкционная спираль является основным препятствием для развития экономического сотрудничества с Европой.

«Мы понимаем, что основной помехой для наращивания делового сотрудничества является та самая санкционная спираль, „застрельщиком“ которой являются США. Европа вынуждена платить по счетам. Да, это так. Но то, что приходит осознание ненормальности такого положения, — это тоже объективный факт», — заявил глава МИД.

«Мы понимаем, что здесь завязаны экономические интересы. Американцы не скрывают, что они хотят продвигать свои интересы, прежде всего под видом сдерживания Российской Федерации», — подчеркнул Лавров.

Глава внешнеполитического ведомства отметил, что в основании проекта «Северный поток — 2» лежит прежде всего коммерческая выгода для европейских стран. Например, стоимость транзита по этому трубопроводу по сравнению с перекачкой газа через Украину будет почти в два раза меньше.

«Я вижу нормальный, конкретный, прагматичный настрой практически всех, кто так или иначе связан с российской экономикой, осуществляет в нашей стране свои проекты, — отметил Лавров. — Не хотим, чтобы это сотрудничество омрачалось какими-то идеологизированными, тем более привнесёнными извне соображениями».

В свою очередь, говоря об американских санкциях в отношении России, глава германского МИД отметил, что в странах Евросоюза их считают более чем неоднозначными.

«Мы воспринимаем эти санкции как более чем неоднозначные. Они имеют экстерриториальное значение», — заявил Габриэль.

Кроме того, по словам главы внешнеполитического ведомства ФРГ, Россия придерживается всех правил и требований германских регуляторов при реализации проекта магистрального газопровода из России в Германию через Балтийское море «Северный поток — 2».

«Россия придерживается всех правил, которые устанавливают наши регуляторы, при строительстве „Северного потока — 2“. Мы не должны менять правила на ходу», — цитирует ТАСС министра.

Ранее в пятницу, 16 февраля, канцлер Германии Ангела Меркель по итогам переговоров с премьером Польши Матеушем Моравецким заявила, что ФРГ считает газопровод «Северный поток — 2» чисто экономическим проектом, который не несёт угроз для диверсификации источников энергии.

«Весь пакет санкций обслуживает лишь интересы США»

Комментируя заявление Зигмара Габриэля о перспективах снятия антироссийских санкций, политолог Александр Асафов отметил, что в Германии уже неоднократно высказывались о бессмысленности подобных ограничительных мер: начиная от риторики, что санкции бессмысленны и имеют лишь политическое значение в геополитическом противостоянии между Россией и США, и заканчивая тем, что во многом поводы для них надуманны.

«Различные немецкие депутаты, представители бизнеса так или иначе высказывались за отмену санкций. И вот мы впервые слышим от высших представителей политической Германии подтверждение. Действительно, санкции для Германии лишены всякого смысла, поскольку и немецкий бизнес, и немецкая политическая элита хотят восстановления отношений с Россией по экономическому направлению и по всем остальным. Они понимают, что весь пакет санкций обслуживает лишь интересы США. Поэтому это достаточно последовательное и ожидаемое заявление», — заявил Асафов.

Собеседник RT подчеркнул, что ввод миротворцев в Донбасс или любые продвижения в этом направлении могут позволить Германии и Франции начать обсуждение реальной отмены санкций. Вместе с тем политолог отметил, что подобный процесс вызовет «жесточайшее сопротивление Вашингтона».

Он добавил, «Северной поток — 2» является важным экономическим и политическим фактором для Германии. По словам собеседника RT, Соединённые Штаты и их сателлиты противостоят развитию этого проекта, поскольку Вашингтон проводит экспансию своего сжиженного природного газа (СПГ) в страны Евросоюза.

«Думаю, Германии удастся отстоять свою позицию и суверенитет ЕС, и санкции хотя бы частично будут отменены, а отношения между Россией и ЕС пойдут по конструктивному направлению, вне зависимости от состояния отношений России и США», — отметил Асафов.

В свою очередь, декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве России, политолог Александр Шатилов в беседе с RT призвал воздержаться от излишнего оптимизма в вопросе отмены антироссийских санкций.

«Немецкий бизнес действительно заинтересован, чтобы снять санкции с России и возобновить полноценное экономическое партнёрство. Другое дело, что политическая элита Германии в настоящий момент практически полностью подконтрольна США и играет, по большому счёту, в американскую игру», — заявил эксперт.

По его словам, Германия играет роль «хорошего полицейского», который предлагает определённые уступки в обмен на фактически сдачу своих позиций, поскольку ввод миротворцев в Донбасс на условиях Запада приведёт к серьёзному геополитическому поражению России. А это, в свою очередь, может привести к цепной реакции, полагает Шатилов.

«На мой взгляд, верить словам немецких политиков невозможно, поскольку сейчас они во многом подыгрывают США и дуют в дудку Вашингтона… Здесь Запад хочет не столько интеграции Донбасса в Украину, сколько того, чтобы российская элита прогнулась», — подытожил политолог.

Владимир Смирнов, Марианна Чурсина

Читайте также: Кто сливает Донбасс?

social.rusvesna.su


Смотрите также