Вокруг Боденского озера. Как в германии учатся дети


Личный опыт: мой ребенок учится в Германии

Каждую неделю «О!» рассказывает о том, как устроено образование в разных странах мира. В прошлый понедельник мы оказались в Мексике, а до этого гостили в Финляндии, Испании и Латвии. Следующая остановка — Германия, а точнее, маленький город недалеко от Дюссельдорфа, где живет мама 10-летней девочки, Ольга Краус.

Ольга Краус

Этим летом моя дочь закончила начальную школу. В первый класс она пошла в 6 лет, здесь все дети идут в школу примерно в этом возрасте. Никаких подготовительных курсов к школе в Германии нет, здесь все навыки дети получают в детском саду. Группы в садике смешанные, в них занимаются ребята разного возраста. Дети растут как в большой семье и учатся друг у друга. Конечно, воспитатели стараются уделить чуть больше внимания тем, кто готовится пойти в школу, но специально читать или писать малышей не учат. Считается, что если дети придут в школу чересчур подготовленными, то им там будет скучно.

Как устроена школа

Дочь учится в классической немецкой школе, но посещает занятия по русскому языку. Все дети, чьи родители не коренные немцы, имеют право изучать свой родной язык. Для нас это бесплатно, курсы оплачивает государство. Занятия проходят прямо в нашей школе, один раз в неделю. На них ребята учатся читать и писать на русском языке.

Летние каникулы в Германии всегда длятся ровно шесть недель, в зависимости от этого и устанавливается дата начала учебного года. Обычно это середина августа, в этом году первый учебный день выпал на 29 августа.

Учебный год начинается в среду, но первоклассники приходят в школу только в четверг, чтобы избежать суеты и стресса. Кроме летних каникул, есть еще две недели отдыха осенью, две недели на Рождество и столько же на Пасху. В нашей земле пообещали ввести еще одни каникулы, в мае, примерно на неделю. Но из-за этого какие-нибудь другие, скорее всего, сократят.

В этом году мы пошли в новую школу, здесь и каникулы, и учебный год начинаются на два дня раньше, чем у всех. Нам это очень нравится, потому что обычно в каникулы здесь происходит какой-то сумасшедший скачок цен на авиабилеты, а мы благодаря такому расписанию его избегаем. Очень выгодно! А иначе приходится ехать на поезде до соседнего города и лететь оттуда! Мы, например, ездили из Дюссельдорфа в Штутгарт, где каникулы еще не начались, а значит, цены на билеты были ниже. Экономия примерно в 400 евро!

Что такое «школа полного дня»

Сейчас в Германии очень распространены школы полного дня. Раньше считалось, что женщине вовсе не обязательно работать, она должна заниматься детьми, а на так называемую «продленку» ходили только дети работающих родителей, то есть, тех, кто находится в трудной экономической ситуации. А сейчас экономическая ситуация трудная в среднем по стране, так что работать приходится и женщинам, и мужчинам. А ведь дети должны быть под присмотром! Бабушек и дедушек в российском понимании тут тоже нет, пенсия в Германии у женщин начинается в 65 лет, а у мужчин в 67, так что работают все.

Классная комната состоит из двух помещений: одно больше похоже на садик, там лежат игрушки, можно поваляться на ковре, отдохнуть, а второе — классический класс, с партами. Но расставлены они не одна за другой, как в России, а группами, по 8 человек.

Каждые 3−4 недели ребята меняются местами, привыкают работать в команде. Я пока не определилась — нравится мне это или нет, потому что, с одной стороны, работа в команде — это отлично, но когда ребенок 3 недели сидит спиной к доске — это не очень здорово.

В классе учится 20−25 детей. В школе есть завтрак и обед. Завтрак проходит на второй перемене, она длится 20 минут, его мы даем с собой — обычно это бутерброд. Также у школьников есть обед, причем в классах полного дня обед обязателен. Мы сдаем на него деньги, но не школе, а городу. Это очень удобно, у учителя никогда не болит голова насчет сбора средств. Те, кто не учится полный день, могут в столовую не ходить, это вовсе не обязательно. В школе каждые две недели вывешивается меню, так что можно заранее выбрать, в какие дни ты хочешь ходить обедать, а в какие — нет. Во второй половине дня начинаются кружки, дети ходят заниматься с собаками, на рисование, в театр теней и на футбол, есть, кстати, даже специальный футбол для девочек. Все программы меняются раз в полгода.

Какие бывают школы

С первого по четвертый класс, в начальной школе, все дети получают одинаковое общее образование, а с пятого класса начинается разделение. У нас есть четыре типа школ: основная школа, реальная школа, единая школа и гимназия. Все эти учреждения выдают аттестаты разного типа. Основная школа — это ремесленные профессии, считается, что туда попадают не очень способные дети. С аттестатом основной школы поступить в университет нельзя.

Для того чтобы поступить в институт после реальной школы, придется еще пойти в колледж. Возможность сразу получить высшее образование дает только гимназия. Когда я была школьницей, в России было само собой разумеющимся после школы сразу же поступить в институт. В Германии высшее образование получают далеко не все, в основном люди выбирают специальное, профессиональное. Причем делают это не в институте, а внутри предприятия. Выбираешь понравившуюся фирму, интересную специальность, отправляешь туда свое портфолио, если тебя берут, то два дня в неделю ты проводишь в школе, а три дня — на предприятии, получая сразу и знания и навыки.

Внеклассная жизнь

Уроки по будням дети делают в школе, а вот в выходные приходится заниматься дома. Моя миссия — напомнить о том, что пора садиться за стол, по собственному желанию дочь за уроки берется редко. Ну и проверить потом, конечно. Хотя педагоги говорят, что мы не должны этого делать, это в обязанности родителей не входит. Но у нас в классе 25 детей, честно говоря, не думаю, что наш учитель в состоянии проверить все работы. В классах полного дня проходит не очень много концертов, ярмарок и прочих школьных мероприятий.

Все понимают, что мы отдали детей на полный день не потому, что нам неохота с ними возиться, а потому, что все мы работающие родители. А внеклассные мероприятия у нас бывают по выходным. В них мы участвуем не потому, что это обязательно, а потому, что сами этого хотим. Во многих семьях есть только один ребенок, у нас не будет другого случая сходить на школьный пикник всей семьей, поэтому мы с большим удовольствием принимаем участие в этих встречах.

Мой самый любимый праздник — «Санкт-Мартин», он проходит зимой: дети мастерят из бумаги красивые фонарики, в которые вставлены лампочки, потом идут с ними по улицам, устраивают большой костер на площади, а родители пьют глинтвейн и едят сосиски. На таких мероприятиях у нас есть возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.

Ольга Краус с дочкой

Два раза в год у нас проходят обязательные встречи с учителем. На родительских собраниях нам рассказывают о школьной жизни в общем, а обсуждать конкретного ребенка педагог может только наедине с его мамой и папой. По любому поводу учителю можно написать электронное письмо, он отвечает на них достаточно быстро, ну, а если что-то экстренное, то, конечно, можно и позвонить.

В начальной школе наш учитель организовывал специальные встречи с родителями, на которых объяснял мамам и папам материал, который проходят дети. Например, класс проходит тему «Деление в столбик», он приглашает нас и рассказывает, как он это им будет объяснять, чтобы мы не навязывали детям то, что сами выучили в школе.

Кстати, наш педагог — это молодой мужчина, он, кажется, пришел к нам сразу после института, это его первый класс, так что он был очень мотивирован на работу с детьми. Его основной предмет, предмет его души — математика, поэтому он предупредил нас сразу, что действовать будет нестандартными методами, у него своя методика.

Как прошел выпускной из начальной школы

Как проходит выпускной — решают все вместе, ведь это общий праздник для детей с родителями. У нас был очень дружный класс, мы могли, например, в выходные собраться в ресторане, просто посидеть, и пригласить туда учителя.

Нам было интересно друг с другом. На выпускном мы практически плакали. Решение о том, как проводить праздник, приняли на общем собрании. Было предложено несколько идей, мы проголосовали и выбрали лучшую.

Мы забронировали домик для барбекю на берегу озера, с пологим выходом к воде. Наняли специального инструктора, который разделил детей и педагогов на две команды и вместе с ними строил плоты, а родители пока разжигали угли, жарили сосиски и пили шампанское. Нам очень повезло с погодой, было жарко. Всем детям надели спасательные жилеты и спустили построенные плоты на воду. В итоге, конечно, все оказались в воде, а родители только и успевали фотографировать. Все были очень счастливы. Собирать деньги на выпускной нам даже не пришлось. Каждая семья с первого класса откладывала в кассу класса по 2 евро, так мы и накопили на праздник.

Текст: Ольга Краус

Фото: gpointstudio/patat/LightField Studios/rawiwano/FamVeld/Shutterstock.com

Читайте также:

www.kanal-o.ru

Образование в Германии | ВОКРУГ СЕМЬИ

Эта статья расскажет о том, как и чему учат в школах и университетах Германии. Она основана на впечатлениях профессора из Петербурга Александра Томчина, который прожил в Германии несколько лет и написал книгу — отчет «Германия без вранья».

Сравнивать с нашей формой обучения будет неправильно, а вот узнать подробнее о полезном опыте никогда не помешает. Еще Константин Ушинский, прежде, чем создать систему обучения в России, объехал всю Европу и Германию, в частности, и свои наблюдения внес в главный труд своей жизни «Родное слово». Его книга актуальна до сих пор, особенно при домашнем образовании. О ней подробнее я упоминал ранее.

Немецкая система образования не идеальна, но она ближе к практике и реальной жизни. Пожалуй, для начала, надо сказать, что наши дети и заграницей воспитываются по-разному. Особенно в последнее время, когда идеи толерантности и терпимости переходят рамки разумного.

Начинается еще с детского сада. Детей учат понимать, что не везде в мире живется легко, где-то воюют, кому-то не хватает еды — это учит сопереживанию. Дети принимают активное участие по сбору игрушек, а школьники еще и денег для помощи нуждающимся.

Детский садик в Германии

Вместе с этим, детям навязывают мысли, что определиться с полом, кто они — мальчики или девочки, смогут уже повзрослев. Крайностью можно назвать и полную свободу для детей, родители превращаются в бесправный придаток. Ребенок имеет право требовать сладости, игрушки, развлечения и при этом жаловаться (ябедничать поощряется). А постарше дети могут и ударить родителей и сверстников — им за это ничего не будет до 14 лет. Родителям приходится приноравливаться, иначе штрафы со стороны государства.

Вышеописанное — это лишь фон, так было не всегда и не будет ложкой дегтя потому, что в Германии накоплен вековой опыт в системе образования. Большинство немцем любят учиться и делают это всю жизнь — доучиваются, переучиваются. Ведь многие лекции можно посещать бесплатно. Аудитории бывают переполнены  и не вмещают всех желающих.

Школьник на распутье

Однако, по порядку, перейдем к обучению в школе. Начинают учебу дети с 6-7 лет, а вот проучившись 4 года, встает выбор, по какой дороге идти дальше. Есть три типа школы, три пути — совсем, как перед богатырем в русских сказках. В какую школу идти, с 5 по 10 классы, зависит от желания детей и родителей, хотя решающее значение придается оценкам.

Первая школа — простая. Ее цель дать специальность ученику, чтобы после выпуска он сразу начал работать каменщиком, поваром, сантехником. Ученики этой школы учатся хуже всех, тут чаще встречаются драки, наркотики.

Простая школа

Вторая школа — реальная. Она тоже дает рабочую специальность, но высокой квалификации, например, в области электроники. Можно окончить техникум и получить профессию, требующую длительного обучения, например, медсестры.

Реальная школа

В обеих школах учеба совмещается с практикой. В зависимости от выбранной специальности, ученики посещают производство или офис. По истечении трех лет, ученик сдает два экзамена по теории и практике — и получает аттестат. Во время практики, платится стипендия и зарплата — от 350 до 800 евро в месяц. После школы,  ученик уже знакомый работодателю, часто сразу находит место работы и начинает к 20 годам жить самостоятельной жизнью, отдельно от родителей.

Третья школа — это гимназия, она готовит к поступлению в университет. Важными предметами считаются математика, немецкий и иностранный языки, а также религия, спорт, биология, география, физика, химия, рисование и музыка. Бывают гимназии с уклоном — техническим, языковым, математическим. В последних классах появляются дополнительные предметы на выбор учеников.

Гимназия в Германии — это ступенька к поступлению в университет

Иностранный язык (чаще английский) изучают каждый день, при этом часто ездят заграницу на экскурсии, каникулы. Практикуется и длительное проживание школьников и студентов от трех месяцев до года за границей — США, Англии, Франции, Испании. Цель — знать язык, понимать и уметь общаться на нем.

Много внимания и часов уделяется спорту и религии, чтобы было здоровым тело и душа.

В целом, школьники учатся дольше, чем российские сверстники, каникулы короче, но зато больше праздников в течении года. Знают немецкие школьники меньше, чем наши, хуже разбираются во многих областях (учеба поначалу напоминает игру), зато они более приспособлены к взрослой жизни.

После гимназии открыта дорога на поступление в университет

Обязательное получение профессии к 20 годам (если вы не идете в университет), гарантированно дает возможность начать вчерашним школьникам взрослую жизнь, не зависимо от родителей. В этом кроется более практичный подход к образованию в Германии.

А нравится ли детям учиться в школе? Об этом в следующей статье «Учиться — интересно?!»

Иллюстрации взяты с Yuotube и отдыхай.com.ua

vokrugsemyi.ru

Как попасть в школу в Германии? :: SYL.ru

Немецкая образовательная система давно зарекомендовала себя как одна из лучших в Европе, поэтому попасть в школу в Германии мечтают многие. Ведь получение среднего образования - важный этап в жизни каждого человека, от которого во многом будет зависеть его дальнейшее развитие и успех в жизни. Именно поэтому родители уделяют такое внимание выбору учебного заведения.

Немецкая система образования

Попасть в школу в Германии сегодня непросто, но уровень образования того стоит. Необходимо отметить, что сама система складывалась на протяжении нескольких веков и ассоциируется у всех с традиционным немецким качеством. Именно по этой причине многие иностранцы, в том числе и из России, мечтают учиться в немецких школах, колледжах и вузах.

При этом обучение как для немцев, так и для представителей других государств в большинстве немецких земель бесплатное.

Продолжительность учебы

Немецкие дети ходят в школу в Германии на протяжении 13 лет. Столько времени на получение среднего образования больше не тратит никто в Европе. При этом система существенно отличается от российской. Аттестат об окончании в нашей стране 11 классов соответствует 10-му классу в Германии. Чтобы получить среднее образование, в немецкой школе придется проучиться еще три года.

Зато если вы в будущем планируете поступать в немецкий вуз, то аттестат о получении среднего образования в этой стране сыграет вам на руку.

Плюсы немецкого образования

Немецкие школы в Германии обладают рядом существенных преимуществ. Одно из основных - погружение ребенка в достаточно раннем возрасте в иную языковую и культурную среду. Это поможет ему быстро адаптироваться и планомерно развиваться.

Также после получения немецкого аттестата о среднем образовании у выпускника появится возможность поступить в немецкие вузы даже на престижные специальности, которые обычно закрыты для иностранцев. Среди этих направлений - медицина и юриспруденция.

Также, чем раньше вы попадете в образовательную систему Германии, тем больше шансов у вас будет устроиться впоследствии на квалифицированную и высокооплачиваемую работу.

Ребенок идет в школу в Германии в 6-летнем возрасте.

Образовательная система

Немецкие школы делятся на государственные, частные и корпоративные (к ним относятся образовательные учреждения, которые, например, финансирует церковь).

В большинстве земель начальная ступень обучения занимает 4 года, только в Берлине и Бранденбурге - 6 лет. Начальная школа в Германии необходима, чтобы ребенок освоил чтение, письмо, счет, основы природоведения и Закона Божьего. Предметы, связанные с религией, являются обязательными в большинстве учебных заведений.

Аттестат о среднем образовании школьники получают, закончив основную или реальную школу или гимназию. Также существует такое понятие, как общая школа, которая объединяет все три типа.

Для иностранцев самым предпочтительным вариантом считается обучение в гимназии.

Немецкая гимназия

В гимназии учатся на протяжении 9 лет, с 5-го по 13-й классы. Здесь можно получить образование по трем основным направлениям: гуманитарному, общественному и техническому. При этом школьники осваивают минимум два языка.

В вузах очень ценится историческая школа Германии. Выпускники в ней получают базовые знания, достаточные для успешного поступления в самые престижные вузы страны.

В последние три года обучения в школах вводятся специализации. Ученики совместно с педагогами определяют профильные для себя дисциплины и посвящают их изучению большое количество часов в неделю.

Последний год в средней школе, по большому счету, посвящен подготовке к поступлению в вуз. Важнейшим критерием при определении университета является средний бал, который вы получите в своем аттестате о среднем образовании. Чем он выше, тем больше шансов поступить на престижное направление в известный вуз.

Для иностранного школьника получение среднего образования именно в немецкой гимназии - самый надежный способ поступить в будущем в университет. Стать студентов немецкого вуза с российским аттестатом намного сложнее.

Многих школьников сегодня интересует, какие школы в Германии готовы принять иностранных студентов. На сегодняшний день их около двух тысяч. Найти их можно в любой федеральной земле. При этом они различаются по педагогическим концепциям. Но все их объединяет одно - высокий уровень преподавания, такие школы рассчитаны на представителей элитарной части общества.

Учебная программа

Также весьма распространены экономическая школа Германии. Чтобы успешно в ней учится, от каждого ребенка требуется немалое усердие, самодисциплина и высокая личная ответственность за свои поступки и подготовку к практическим и теоретическим занятиям.

Для того чтобы стимулировать учеников к самостоятельным занятиям, в учебной программе предусмотрено большое количество заданий, которые необходимо выполнять индивидуально. При этом только ученик отвечает за конечный результат.

Также распространена в немецких школах коллективная работа в небольших группах, мозговые штурмы, но при этом уровень личной ответственности все равно остается достаточно высоким. Немецких школьников с первых классов приучают самостоятельно планировать свою жизнь, ставить конкретные цели и задачи на обозримое будущее.

Стимулированию ребенка к учебе также служит рейтинговая система оценки знаний. Она применяется практически во всех немецких школах. Школы Германии, урок в которых длится от 45 до 90 минут, делают все, чтобы ученики могли сами периодически оценивать свои успехи в учебе. Для этого регулярно проводятся различные тесты, а школьник сам отслеживает баллы, которые накапливаются на его счету.

Требования к школьникам

Чтобы стать учеником немецкой школы, необходимо выполнить ряд обязательных требований. Их уже на протяжении многих лет использует Германия. Ребенок, школа которого берет на себя ответственность за его образование и безопасность, должен на достаточном уровне знать немецкий язык. Это необходимо для того, чтобы адаптироваться в учебной среде. По международной классификации достаточный уровень знания немецкого языка - B1 или B2.

Также у себя на родине, в частности в российской школе, его успеваемость должна быть выше среднего уровня. При приеме в школу в Германии используют методику подсчета среднего балла. Чтобы рассчитывать быть зачисленным в немецкую гимназию, необходимо иметь оценки в среднем не ниже 4,5 балла.

При приеме в гимназию проверяется не только уровень знаний, но также физическая и психологическая подготовленность школьника. Ведь ему придется большое количество времени жить и учиться вдали от дома, родственников, друзей и привычной социальной среды. Придется адаптироваться среди новых людей, с другими представлениями о жизни, нежели существуют в России.

При этом школьник должен проявлять искренний интерес к культуре и истории немецкого народа. Это также проверяется при вступительных экзаменах в гимназию. Тут оценивается не столько сам уровень существующих знаний, а пытливость ума и желание узнавать новое и интересное о новой для себя стране.

На психологических тестах, которые школьники сдают при поступлении в гимназию, внимание уделяется их терпимости, коммуникабельности, умению выстраивать отношения с новыми людьми и гибкости.

Система зачисления

Система зачисления в немецкие гимназии, как и в остальные школы, существенно отличается от российской. Оценивается три фактора - это возраст ребенка, его индивидуальные умственные способности, а также полученный им ранее уровень образования.

Сама процедура различается в зависимости от выбора конкретного учебного заведения. Например, в одних от вас потребуют только документы, подтверждающие подготовку ученика, а в других не обойтись без вступительных собеседований и личных бесед с руководством образовательного учреждения. При это чаще всего вступительные экзамены в гимназии встречаются только при поступлении в старшую школу - с 10 по 13 классы.

www.syl.ru

Начальная школа в Германии | Вокруг Боденского озера

Немецкая система образования представляет собой достаточно разветвленную структуру. Первой ступенью в ней является начальная школа, о которой и будет этот пост.

Начальная школа в Германии включает 4 года обучения. Дети идут в первый класс в 6 лет и учатся здесь до 10 лет. Посещение школы в Германии является обязательным для всех детей. Поэтому, перед поступлением детей в школу, родители идут в ведомство по делам школы (в нашем городе оно называется Amt für Schule, Jugend, Sport) и узнают, к какой школе они относятся по месту жительства. Затем родители записываются на прием к директору школы (здесь это называется «назначить термин»), заполняют там несколько бумаг: о месте проживания ребенка иродителей, контактные телефоны, согласие на обработку персональных данных. Процедура поступления иностранных детей в немецкую школу практически ничем не отличается. Также находится школа по месту жительства, назначается термин, и директор решает, будет ли учиться ребенок здесь или ему нужна специальная школа с углубленным изучением языка. Наша дочка начала учить немецкий еще в России, поэтому смогла рассказать немного о себе директору. Ее взяли в школу, но на класс ниже, то есть Лера должна была по возрасту пойти в 4-й класс, но взяли ее в 3-й, чтобы на основе уже известного ей материала, она смогла бы осваивать язык.

Муниципальные школы в Германии являются бесплатными. И это означает, что они действительно бесплатные: нет никаких попечительских советов, благотворительных взносов, сборов на ремонты, ежемесячных платежей за посещение школы, к чему мы так привыкли в России. Учебники в некоторых школах выдаются бесплатно из школьной библиотеки, в некоторых родители покупают сами, так же, как и дополнительные материалы к урокам.

Расписание уроков в немецкой школе немного отличается от русской.

Поясню немного по таблице:

  • на классных уроках дети изучают немецкий язык, английский язык, музыку, природоведение, рисование и технологию. Все эти занятия ведет классный учитель
  • математика существенно проще, чем в русских школах в этом же классе, но на мой взгляд, здесь дают больше задач на пространственное мышление. Математику ведет отдельный учитель
  • группа А, группа Б — все ученики класса делятся на две подгруппы и остаются на дополнительный час занятий в разные дни
  • плавание — наша школа находится рядом с бассейном, и дети посещают занятия по плаванию, которые им очень нравятся. На занятиях дети много играют —обучение разным видам плавания чередуется с играми в воде
  • занятия спортом проходят тоже в игровой форме. Никакой строгой дисциплины и суровых физруков нет. Ведет занятия классный учитель! Показывает детям, как надо делать кувырки, проводит эстафеты, прыгает и бегает вместе с детьми: это было для меня открытие
  • урок религии проводят для детей из верующих семей. В нашей школе есть отдельные уроки для католиков, евангелистов и мусульман. Если родители не хотят, чтобы их ребенок посещал эти уроки, они говорят об этом учителю, и ребенок просто на них не ходит. Ведут уроки отдельные учителя
  • социальный урок – вместо посещения занятий по религии, дети могут ходить на этот урок. Здесь дети в игровой форме учатся взаимодействовать друг с другом в разных ситуациях, выражают свое отношение к окружающему миру, учатся толерантности к детям с другим цветом кожи, другой национальности и религии. В нашей школе этот предмет ведет директор.

В четвертом классе у немецких школьников появляется еще один урок, называется он «Мальчики и девочки». На этом уроке детям рассказывают об отличиях мальчиков и девочек, о том, что происходит с их организмом по мере взросления, какие изменения уже у них есть, какие скоро будут. Также детям объясняют, откуда появляются дети,  дают специальную литературу с картинками и пояснениями.

В школах нет формы, дети ходят в разной одежде. На уроках за ответы не ставят оценки. Оценки ставятся только за самостоятельные работы и тесты. Часто занятия проходят в форме игр, на которых дети выполняют небольшие задания сами или в команде. Учитель при этом выступает больше в роли старшего помощника, а не строгого воспитателя. На большой перемене все дети выходят на улицу и играют на школьной детской площадке. Мальчики обычно играют в футбол, а девочки в разные девчачьи игры 🙂

Нет здесь и больших домашних заданий. Нередко детям говорят: это упражнение вы можете сделать дома, если захотите 🙂 Домашнее задание, а вернее его отсутствие, является одним из методов мотивации хорошего поведения в классе. Например, если дети всю неделю радовали учителя спокойными днями без ссор и капризов, то класс получает особый значок. Когда таких значков набирается три, в этот день детям не задают домашнее задание.

При проведении занятий широко используется проектный метод обучения и уже в начальной школе в Германии дети выполняют разные проекты. Например, в Лерином классе недавно был проект про мосты. Детей разделили на 3 группы: первая находила информацию о мостах, вторая отвечала за художественное оформление, третья делала презентацию проекта. Таким образом, все группы взаимодействовали друг с другом и учились работать в команде.

Объединению класса и поддержанию дружеских отношений между одноклассниками способствуют и различные мероприятия: походы в горы, участие в городских праздниках, чаепития с родителями.

Два раза в год детям выдаются результаты их достижений – оценки по школьным предметам.

Немецкая шкала оценок отличается от русской: оценки здесь ставят от 1 до 6, причем 1 это очень хорошо, а 6 — совсем плохо.

В середине 4-го класса учителя дают рекомендацию, куда дальше лучше пойти учиться ребенку в соответствии с его развитием и способностями. Обычно дети с оценками 1-2 идут после начальной школы в Gymnasium, другие в Realschule, Hauptschule или Gemeinschaftsschule. Нашей дочке дали рекомендацию в гимназию, но отметили, что ей надо будет наверстывать недостающие знания по немецкому языку, из-за этого первое время может быть сложно.

Начальная немецкая школа больше похожа на кружок дополнительного образования, если проводить аналогию с российской школой. Нагрузки у детей здесь гораздо меньше, изучаемого материала тоже меньше, соответственно и знаний меньше, но зато остается больше времени на общение с друзьями и посещение различных занятий-хобби. Не берусь судить, какая система образования лучше, но дети здесь ходят в школу с удовольствием: они учатся, играя, и школа не отнимает у них детства.

boden-see.org


Смотрите также