Крестьянская война 1524 – 1525 гг. в Германии. Крестьянская война в германии 1524 1525


Крестьянская война в Германии — википедия орг

Крестьянская война в Германии (за рубежом нередко называется просто «Крестьянская война», нем. der Deutsche Bauernkrieg) — народное восстание в Центральной Европе, прежде всего, на территории Священной Римской империи в 1524—1526 годах.

Как и предшествовавшие ей Движение башмака и Гуситские войны, она состояла из массовых волнений экономического и религиозного характера, движущую силу которых составляли крестьяне, горожане и дворяне. Общей программы у этих выступлений не было, однако различные группы восставших провозглашали собственные программы наподобие «Двенадцати статей», в которых милленаристские религиозные чаяния (Второго пришествия Христа и конца прошлой истории ожидали с 1492 года, — 7000 лет от «сотворения мира») сочетались с уравнительными утопически-коммунистическими требованиями.

Крестьянская война в Германии была крупнейшим народным восстанием в Европе до Великой французской революции. Конфликт, происходивший в основном в южных, западных и центральных областях современной Германии, также затронул соседние Эльзас, Австрию и Швейцарию, достиг пика весной-летом 1525 года, когда в событиях участвовало около 300 000 крестьян-повстанцев. По современным оценкам, количество погибших составило около 100 000 человек.

Эти события находятся в центре внимания таких исторических произведений авторов левых взглядов, как «История крестьянской войны в Германии» Вильгельма Циммермана и «Крестьянская война в Германии» Фридриха Энгельса.

Усиление поборов с крестьян, расширение «господских» прав над сельским населением, неблагоприятные изменения в общих социальных условиях крестьянского быта, совершившиеся в конце XV и начале XVI века, брожение умов, вызванное Реформацией, — таковы были главные причины Крестьянской войны. Требования крестьян ярко выступают в разных программах, появлявшихся в то время в большом количестве — особенно в так называемых «двенадцати статьях» и в гейльброннском проекте. «Двенадцать статей», вышедшие в свет в 1525 году под заглавием «Основательные и истинные главные статьи, в которых считают себя обиженными все поселяне и сельские работники духовных и мирских начальств», были как бы крестьянским манифестом, объединявшим требования громадного большинства. Требования эти были умеренны и справедливы и основывались единственно на святом Писании. Совсем не касаясь вопросов общественного устройства, авторы просили только свободы евангелической проповеди, отмены крепостничества, устранения наиболее обременительных феодальных повинностей и уничтожения привилегий, угнетающих массу народа. Гейльброннский проект был составлен комиссией из депутатов от инсургентов, под сильным влиянием Венделя Гиплера и Фридриха Вейнганда. Главная мысль этого проекта — освобождение крестьян из-под власти дворян, с вознаграждением последних из церковных имуществ, и реформа судов, на основании выборного и общесословного начала. Сообразно с этими основными требованиями и все крестьянское движение разбивается на три главных местных движения:

Помимо этих районов, движение охватило часть Швабии, где его возглавил рыцарь Флориан Гайер, организовавший на собственные средства хорошо вооруженный и боеспособный «Чёрный отряд».

Три программы крестьянской войны:

  • 1) Статейное письмо — революционная идея перехода власти к простому народу.
  • 2) «12 статей» — мирные намерения крестьян, смягчение феодального гнета.
  • 3) Гейльброннская программа — программа, выгодная рыцарству.

В первой половине 1524 года уже появлялись первые искорки восстания. Крестьяне были недовольны большим количеством податей, взимаемых дворянством и церковью, количество и величина которых только росли. Так Циммерман приводит в пример аббата Кемптена, который в 1523 году увеличил налоги в общей сложности в 20 раз, а также заставлял платить десятину даже те дворы, которые освобождались старинными грамотами от неё. В то же время активно действовали проповедники реформаторского толка, которые призывали народ к возвращению к раннехристианским традициям и к отказу от уплаты непосильных налогов. Центральную роль в пропаганде подобных идей исполняли перекрещенцы или анабаптисты, которые отвергали крещение детей и крестили только взрослых, уже знакомых с религией.

Одно из первых открытых выступлений произошло 26 мая 1524 года в городе Форхейме. Община города принудила бургомистра и солдат дать клятву действовать с ними заодно. Из Форхеймских окрестностей пришло 500 человек вооруженных крестьян. Вместе они приняли устав, предполагавший сделать рыбу, дичь, дрова и птицу общим достоянием, вместо десятого дня работать на господ тридцатый, а на духовенство ни одного. В области соседнего Нюрнберга крестьяне также восстали, на сходах звучали призывы свергнуть антихристово иго и освободиться от гнета господ. Движение было разогнано маркграфом Казимиром Аспахским, крестьяне разбежались при виде кавалерии и пушек, однако это было лишь начало.

Летом 1524 крестьяне Штюлингена и окрестных деревень восстали против своих господ и отказались нести барщину, платить подушную, соблюдать вассальные обязанности и уважать дворянские права. Повел их за собой Ганс Мюллер, бывший опытным солдатом и талантливым руководителем. В Вальдсгуте крестьяне объединяются с горожанами, которые уже были настроены достаточно «реформационно» в связи с деятельностью проповедника Бальтазара Губмайера, и образуют так называемое Евангельское братство, которое отказывалось повиноваться и платить налоги кому-либо, кроме императора. Когда вести о волнениях доходят до князей Швабского союза, они пытаются успокоить их ласковыми речами, что, однако, им не удается. Для рассмотрения крестьянских требований была назначена комиссия в Радольфцелле, на которой заседали представители Швабского союза совместно с австрийскими князьями, известными своей строгостью нравов. Комиссия была проигнорирована крестьянами, а восстание продолжило набирать обороты, в том числе и не без помощи Томаса Мюнцера и его учеников, которые к осени 1524 прибывают в Швабию.

В конце 1524 сторонниками Мюнцера создается «Статейное письмо», согласно которому все люди должны объединиться в христианское братство и бороться против гнета со стороны духовных и светских властей. Сами же угнетатели объявлялись в «светском отучении» до тех пор, пока они не откажутся от своих эксплуататорских настроений. В «Статейном письме» прослеживается определенная степень радикальности, поскольку присутствует идея об обществе социально равных людей. Письмо нельзя считать программой для всех принимавших участие в войне крестьян, поскольку в разных очагах восстания были свои лидеры.

К началу нового 1525 года восстание доходит до Альгоя. Крестьяне фактически находились в состоянии крепостной зависимости по отношению к Кемптенскому аббату, поэтому сам аббат, испугавшись возможных последствий, организовал комиссию из честных людей, на которой крестьяне могли представлять свои жалобы. Тем не менее, это была лишь незначительная уступка и она не была эффективна: на жалобы со стороны крестьян на аббата-князя Швабскому союзу им отвечали лишь обещаниями, при этом параллельно вооружаясь. Крестьяне, понимая это, консолидировались в так называемое «Христианское общество», куда кроме кемптенских вошли крестьяне и бедняки из соседних районов Альгоя. В Меммингене состоялся сейм из выборных и представителей альгойских крестьян, где был принят устав Общества, называемый также «Двенадцатью статьями», а также военно-наступательный союз нескольких отрядов альгойских крестьян. Устав можно охарактеризовать как умеренный, поскольку согласно нему все честное крестьянство обязалось нести повинности, если они не будут чрезмерными, и не восставать против власти. Крестьяне лишь требовали права назначения и смещения священника для каждой общины, а также отмены законов на запрет ловли птицы, дичи и рыбы, а также отмены посмертного побора. Такими, весьма умеренными по сравнению с положениями «Статейного письма», мерами представители «Христианского общества» пытались добиться соглашения со Швабским союзом. Однако соглашения достигнуть так и не удалось. На словах задабривая и соглашаясь рассмотреть требования крестьян, на деле князья лишь оттягивали время для сбора сил Союза. В конце марта — начале апреля командир войск Союза — Трухзес фон Вальдбург, вероломно начинает военные действия против тех самых умеренно настроенных крестьян, которые пытались заключить мирное соглашение. Справедливости ради следует отметить, что далеко не все крестьяне были так мирно настроены, и что в это же время по всей Швабии, и даже выходя за её пределы, крестьяне грабили и сжигали поместья феодалов, с чем Швабский союз мириться не хотел. В течение апреля 1525 года силы крестьян в Верхней Швабии были сломлены. Кроме очевидной слабой военной подготовки и недостатка припасов, в качестве причины поражения крестьян в войне, как в Швабии, так и в целом в Германии, можно назвать различные взгляды на трактовку христианства у разных лидеров крестьянского движения. Трухзес пользовался этим и вносил смуту в ряды крестьян, пользуясь их слабостями, в результате чего некоторые отряды сдавались без боя.

К весне 1525 года Франкония уже была охвачена пламенем войны. Главные предводители крестьянства Франконии — рыцарь Флориан Гайер со своим «Черным отрядом», а также Яков Рорбах были активными последователями программы, предложенной Мюнцером в «Статейном письме». По всей Франконии они разрушали замки и монастыри, показывая непоколебимую верность принципам. Однако и здесь нашлось место для несходства в интересах. Начальник полевой канцелярии крестьян Вендель Гиплер вероятно вполне искренне хотел мира и справедливости в своей стране, однако был дворянином по происхождению и учитывал интересы и своего сословия. Видя, что в крестьянском движении не хватает талантливых полководцев, он решает позвать своего друга — рыцаря Гёца фон Берлихингена, представив его как опытного полководца, хотя он таковым не являлся. Так или иначе, после долгих уговоров крестьяне все же принимают его в качестве главнокомандующего. Яков Рорбах и Флориан Гейер были при этом отстранены от руководства так называемым «Светлым отрядом». Вместе с тем, вскоре после этого, принимаются поправки в «12 статей», предусматривавшие отложить требования крестьян до проведения некой имперской реформы. Поправки были встречены неохотно, в связи с чем Гиплер и его сторонники представляют свой проект, называемый также «Гейльброннской программой», больше выражавший интересы бюргерства и рыцарства, чем крестьян. Согласно ей, светские владения церковных деятелей должны быть секуляризированы для выплаты убытков светским владетелям; все власти должны быть подчинены центру, то есть императору; суд строился на принципе сословного представительства. Крестьяне по данной программе могли откупиться от повинностей путём единовременной уплаты повинности в двадцатикратном размере. Трухзес во главе войск Швабского союза прибыл во Франконию в момент, когда Гиплер и его сторонники готовились созвать съезд крестьянских представителей для обсуждения проекта «Гейльброннской программы». Руководящие слои бюргерства франконских городов открыто встали на путь предательства. Магистраты Вюрцбурга и других городов Франконии открывали ворота войскам Трухзеса. Крестьянские силы во Франконии были, таким образом, разгромлены по тем же причинам, что и в Верхней Швабии,— из-за собственной неспособности организоваться для отпора врагу и из-за предательства бюргерства.

В то же время Мюнцер, находившийся в Тюрингии, предпринял решительную попытку переломить ход войны. Находясь в Мюльхаузене с 1525 года, он делает этот город центром крестьянского движения в Тюрингии и Саксонии. Восставшие действовали во многих пунктах этих земель, вооружённые отряды занимали города, замки, господские имения и монастыри. Господскую землю и добро крестьяне, по указанию Мюнцера, делили между собой. Крестьяне питали к Мюнцеру большое доверие и советовались с ним по всем вопросам борьбы с феодалами и по своим хозяйственным делам.

www-wikipediya.ru

Крестьянская война 1524 – 1525 гг. в Германии. — МегаЛекции

Совершенно иной размах приняли крестьянские волне­ния, которые начались в июне 1524 г. на юго-западе Германии. Они постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Запад­ной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания находились в Швабии, Франконии и в Средней Германии — Тюрингии и Саксонии. Это была полоса густонаселенных земель в 150—250 км шириной, протянувшаяся от Швейцарии на север и северо-восток примерно на 500 км. Повстан­ческое движение развивалось также на западе, в Эльзасе, и на востоке, главным образом в горных областях Тироля и владениях зальцбургского архиепископа.

Причины Крестьянской войны были многообразны. Прежде все­го к ним относится наступление феодалов на позиции крестьян, ущемление их экономических, социальных, правовых интересов. Возросшая роль рынка и денег побуждала светских и церковных феодалов изменять уже устоявшиеся обычаи. Они стремились повысить платежи и повинности зависимого деревенского населения, а также урезать права общин на альменду. Одновременно территори­альные власти ограничивали автономию и самоуправление сельских общин. Между тем в деревенском мире как раз в ту пору стал терять свою устойчивость авторитет властей, особенно церковных, чему способствовала обстановка Реформации. В отличие от преж­них проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против “новшеств”, ухудшавших их положение, обращаясь не толь­ко к “старому праву”, к традиции, но и к кормам “божественного права”, к Евангелию.

Как и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия круп­ных групп повстанцев были разрозненными. Новшеством стало уме­ние немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными ко­мандирами, но дисциплина в этом войске оставалась традиционно слабой. В целом движение при общем колоссальном размахе — что и дало ему название Крестьянской войны — представляло собой совокупность отдельных выступлений. По мере расширения восста­ния они вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабо­чих. Перерастая, таким образом, рамки собственно крестьянской борьбы, повстанческое движение в период своей кульминации зна­чительно шире, чем в начальной фазе, использовало методы откры­того насилия. Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники Реформации.

Первые.выступления крестьян начались летом 1524 г. в дерев­нях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцар­ской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы бар­щины у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти поначалу невниматель­ны, а когда спохватились и попытались прекратить смуту перегово­рами, она уже разрослась и вскоре охватила обширные земли между Верхним Рейном и Верхним Дунаем. На Сходках крестьяне состав­ляли перечни несправедливостей и выдвигали собственные требова­ния. Появились призывы не выполнять барщины вообще, не пла­тить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога.

Начали образовываться первые крестьянские отряды. Команди­ром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1S24 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням Шварцвальда, призывая крестьян самим помочь себе. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.

Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Власти, выгадывая время и собирая си­лы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромис­сах решении всех конфликтов. В Швабии они возлагали надежды ка войска Швабского союза, в который входили южногерманские князья, подчинившие его своим интересам, дворяне и 22 имперских города. Союз имел отряды наемников, но основная их. часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на италь­янской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Командовал войсками союза Георг фон Вальдбург.

Восстание в Швабии.Программа "12 статей". Начало 1525 г. было ознаменовано подъемом движения, весной вступившим в свою наивысшую фазу. К марту в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. Число коллективных крестьянских жалоб и наказов, которые принимались на деревенских сходках и в лагерях отрядов, к этой поре исчисля­лось сотнями. Назрела необходимость выделить из них самое глав­ное, чтобы сделать дальнейший шаг — попытаться перейти к еди­ным действиям, 6 и 7 марта в городе Меммкнгене с этой целью собрались руководители отрядов. Еще раньше один из них, кузнец Ульрих Шмидт, убежденный лютеранин, выступавший против на­сильственных действий повстанцев, за мирное решение крестьян­ских проблем путем переговоров с господами и властями, поручи,! подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным лю­дям. Это были Шаппелер, цвинглианский проповедник, и Лотцер, подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов, Они-то и составили главный программный доку­мент Крестьянской войны — “12 статей”. 19 марта 1525 г. статьи были напечатаны и получили широчайший резонанс.

В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители “12 статей" стремились продемонстри­ровать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочис­ленными ссылками на Евангелие и введением, где утверждалось, что крестьяне не являются мятежниками. В первой статье програм­мы выдвигалось требование, навеянное идеями Реформации, — право выбора общиной своего священника, который должен пропо­ведовать истинное Евангелие. Далее указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет “большой десятины”, платить которую они были согласны. Зато “малую десятину” со скота и огорода они требовали отменить. Самыми радикальными были статьи, в которых твердо говорилось о необходимости отмены лич­ной несвободы и связанного с ней посмертного побора с наследства. Другие статьи требовали возвратить общинам захваченные земли, поля и луга, а господ лишить привилегий на рыбную ловлю, пользо­вание лесом, на охоту — это должно было стать правом всех членов общины. В статьях содержались требования сократить, хотя н не отменить вовсе, барщину, оброк, другие повинности; отвергался произвол судов, им предлагалось при вынесении наказаний опи­раться на прежний писаный закон. В целом требования были направлены не только на защиту интересов крестьян от произвола, но и на повышение роли их общин. Возвращение им утраченных зе­мель, право независимо выбирать священника должны были укре­пить их автономию, возможность самоуправления, что имело важ­ное политико-правовое значение. В последней статье еще раз под­черкивались мирные цели крестьян: если на основе Писания будет доказано, что требования восставших несправедливы, они готовы отказаться от своих предложений.

Различные группы повстанцев по-разному воспринимали про­грамму “12 статей'*. Для одних она оказалась воплощением их чая­ний, которые получили в ней ясное, да еще подкрепленное Еванге­лием выражение, другие, настроенные более радикально, видели в статьях минимальную основу своих требований, которая могла быть расширена, а главное — дополнена практическими действиями. В Меммингене в дни мартовского совещания руководства повстанцев “12 статей” были приняты тремя отрядами, которые решили соста­вить общее “Христианское объединение”. Правда, единое командо­вание военной силой при этом не было создано, отряды лишь изве­щали друг друга о своих действиях и планах. Объединение повело переговоры со Швабским союзом, между сторонами было заключено перемирие.

Опора на чисто правовое решение крестьянских проблем, дол­гий поиск компромисса устраивали отнюдь не всех повстанцев. Конец марта — начало апреля 1525 г. ознаменовались штурма­ми монастырей и замков, в которых участвовало значительное чис­ло повстанцев. Один из проповедников, стоявший во главе крупного отряда, приказал казнить нескольких католических священников и дворян. Умеренные руководители, в том числе Ульрих Шмидт, ока­зались не в состоянии контролировать положение. Несоблюдением перемирия воспользовался командующий Швабского союза и в свою очередь нарушил его.

Тактикой Швабского союза стал методичный разгром восстав­ших по частям. Дипломатия, переговоры также шли в ход. При посредничестве ряда городов Швабский союз добился нового важно­го успеха: 17 апреля в Вейнгаргене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рас­смотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу. Лютер приветствовал договор как “милость Божию в это ужасное время”.

Восстание во Франконии. Гейльброннская программа. Кресть­янское движение во Франконии, начавшееся в марте 1525 г., быстро набирало силу. Здесь также возникло несколько больших повстан­ческих отрядов, начались многочисленные штурмы и сожжения замков и монастырей. Особый отклик по всей Германии вызвала казнь восставшими графа Людвига фон Хельфенштейна, который с оружием в руках выступил против крестьян. Захватив его в плен, крестьяне прогнали графа и 13 его приближенных сквозь строй с выставленными пиками.

Методы действий повстанцев, нередко под угрозой силы вынуж­давших население оказывать нм помощь или присоединяться к ним, в принципе совпадали с тем, что советовал анонимный документ, распространявшийся с начала мая 1525 г. Автор этой программы, “Статейного письма”, предла­гал создавать для освобождения “простого бедного человека" от тягот “христианские объединения”. Цель этого — избежать воору­женной борьбы и кровопролития. К тем, кто не примкнет к объеди­нению, применяется светское отлучение — с ними следует обра­щаться как с отрезанной, мертвой частью тела. Замки и монастыри объявляются находящимися в светском отлучении немедленно. Иными словами, анонимный автор исходил из принципа перехода власти к народу, который противостоит господам и сам решает, не считаясь ни с какими существующими властями, что нужно делать со своими противниками. О компромиссах и соглашениях в “Ста­тейном письме'’ речь не идет. Оно выразило одну из характерных тенденций Крестьянской войны, сформулировав радикальные прин­ципы, которые крестьянская масса нередко воплощала на практике, даже ничего не зная о “Статейном письме”.

Во Франконии, богатой городами, поддержку повстанцам оказа­ли главным образом небольшие города полуаграрного типа, тесно связанные со своей округой. Рыцарство здесь было многочисленным, и из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Но если разорившийся дворянин Флориан Гейер искренне поддерживал крестьян, то авантюристически настроенный рыцарь Гец фон Бер- лихинген по прозвищу Железная Рука позже сам признавался, что стал командиром отрада, чтобы не допустить “неразумных” дейст­вий повстанцев.

Как и в Швабии, во Франконии крестьяне действовали разроз­ненно, но решили обсудить возможность общих действий и про­грамм. В городе Гейльбронне был намечен в мае 1525 г. съезд делегатов от крестьянских отрядов. Он, однако, не состоялся нз-за вестей о разгроме Швабским союзом вюртембергских крестьян и приближении его войска. Не обсужденной, только в виде проекта, □сталась “Гейльброннская программа", подготовленная Венделем Гиплером, начальником палевой канцелярии одного из отрядов, и Фридрихом Вейгандом, бывшим городским казначеем.

Содержание Гейльброннской программы ярко отразило разно­родный состав франконского движения. В ней нашли выражение интересы и крестьянства, и бюргерства, и дворянства. Здесь предла­галась всеобщая реформа, затрагивающая мирян и духовных лиц, города и деревни. Видимо, программа должна была служить допол­нением к “12 статьям”, поэтому собственно крестьянских требова­ний в ней немного, но на пользу деревне должны были пойти пред­лагавшиеся преобразования общего характера. Главная цель проек­та — усиление центральной власти императора в противовес князь­ям. Они должны были стать лишь должностными лицами империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство — идея, которую в свое время развивал еще Ульрих фон Гуттен, Духовенство следовало отстра­нить от власти в светских делах. Крестьянам программа обещала отмену личной зависимости и возможность выкупить феодальные повинности за взнос, равный их 20-летней стоимости. Это могли бы сделать только зажиточные крестьяне. Больше всего проект сулил горожанам:.установление единых монеты, мер и веса, отмену внут­ренних таможенных сборов, выборный суд и влиятельное предста­вительство при принятии законов. Предлагалось запретить деятельность круп­ных торгово-ростовщических компаний — горожане часто обвиняли их в стремлении к монополии.

Гейльброннская программа была главным документом из числа появившихся в атмосфере Крестьянской войны, в котором выдвига­лось требование важного общегосударственного значения — центра­лизации страны. Ряд мер, которые предусматривались в программе, мог бы при их реализации существенно продвинуть хозяйственное развитие Германии и ее правовые порядки. Программа, однако, осталась лишь утопией.

Войскам Швабского союза удалось наголову разбить франкон­ские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказа­ниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть кресть­ян — ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Распра­вившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с по­мощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгаргенский договор.

События Крестьянской войны в Средней Германии. Наиболее активно повстанческое движение в Средней Германии развернулось в Тюрингии и Саксонии. Здесь отряды также занимали замки и монастыри, вступали в союзы или конфликты с городами. Хотя в движении участвовали и плебейская часть городского населения, и некоторые горнорабочие, в целом властям удалось различными посулами удержать основную массу горнорабочих от враждебных дей­ствий.

Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца города. Полного со­гласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Под влиянием общей атмосферы Крестьянской войны взгляды Мюнцера еще больше радикализовались. Он призывал к самому широкому объединению усилий города и деревни, к участию в восстании не только крестьян, но и горнорабочих, и уже Этим отличался от массы повстанцев, которые обычно не поднимались над узко местными интересами. Мюнцер пророчил скорый конец “безбожным тиранам" и переход власти к простому народу, смело грозил местным графам, утверж­дая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа. Он звал не к компромиссам, а к решительной борьбе за свои права.

Крупный военный лагерь повстанцев образовался у Франкенхаузена в Тюрингии. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстан­цев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конни­ца, солдаты устроили резню, которая продолжалась и на улицах Франкенхаузена. С восстанием в Тюрингии было покончено.

Завершение Крестьянской войны. Уже к лету 1525 г. главные районы Крестьянской войны были усмирены войсками Швабского союза и князей, но возмущение все еще проявлялось в разных местах. Последнюю из вспышек подавили лишь в декабре этого года.

Уже после ее завершения на юго-западе Германии развернулось восстание крестьян и горнорабочих в Тироле, произошли выступле­ния крестьянских отрядов в Зальцбургском архиепископстве.. Во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В начале 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — “Земское устрой­ство". Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались здесь с утопией, одной из многих в ту эпоху. В “Земском устройстве” речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Государству отводилась важная роль в хозяйственных делах. Горнорудное дело должно было стать его соб­ственностью, а прибыль — идти на покрытие расходов республики. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращива­ния зерновых культур, чтобы Тироль смог избавиться от необходи­мости ввозить хлеб. Предусматривалось ввести государственную мо­нополию торговли, за счет десятины организовать помощь бедным, после роспуска монастырей устроить в их зданиях госпитали и при­юты для детей. В стране должно было полностью восторжествовать равенство, поэтому городские стены намечалось снести, чтобы горо­дов не стало, за исключением Бриксена и Триента. Всех ремеслен­ников следовало собрать в одно место — в Бриксен, деятельность хупцов прекратить. Для постижения Божьего слова в Тироле пред­полагалось создать высшую школу, а все ненужные книги сжечь. Как и другие программы участников Крестьянской войны, “Земское устройство" осталось лишь проектом. Несмотря на ряд военных успехов отрядов Гайсмайера, войска князей и Швабского союза постепенно окружили повстанцев. Гайсмайеру удалось через горы вывести часть восставших во владения Венеции. Он готовился к продолжению войны с Габсбургами, но был убит подосланным убий­цей.

Итоги Крестьянской войны. Крестьянская война в Германии потерпела поражение. Войска Швабского союза и князей уже доби­вали в разных районах повстанцев, когда вышло в свет сочинение Лютера “Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян". В этом памфлете Лютер с ненавистью осуждал мятеж и, захлестнутый яростью, призывал “рубить, душить, колоть” повстанцев “как бе­шеных собак1’. Усмирители восстания действовали подобным обра­зом и без его призыва, но с этого времени Лютер твердо связал свою судьбу с существующими властями. Бюргерство, за исключением малой радикальной части, разделяло его отвращение к мятежу, хотя той Лютера даже ряду его сторонников показался чрезмерно рез­ким. Лютеранская Реформация продолжалась, ей удалось добиться успеха во многих северогерманских городах.

Поражение Крестьянской войны укрепило взаимосвязи люте­ранской Реформации с властью князей и магистратов. Сама эта власть окрепла. Политическое значение крестьянских общин, на­против, было повсеместно подорвано. Правда, в ряде районов власти и господа после Крестьянской войны не только наказывали кресть­ян, налагали на них громадные штрафы, заставляли восстанавли­вать разрушенное и сожженное. Они пошли и на некоторые уступки, частично реализуя программу “12 статей”, чтобы разрядить социальную напряженность в стране. За настроениями крестьянства внимательно следили, стремясь постоянно контролировать их, в том числе с помощью пастырей земских лютеранских церквей. В като­лических землях то же самое делалось с помощью местного клира и монашества.

 

megalektsii.ru

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ. 500 знаменитых исторических событий

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

Нападение крестьян на рыцаря

Реформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния. Так, немецкие крестьяне страдали не только от церкви, но и от феодального гнета, усиления поборов. И поэтому наступление нового божественного порядка они связывали с устранением этих своих проблем.

В 1524 г. Великая крестьянская война охватила всю Юго-Западную и Среднюю Германию. Борьба с феодальными порядками в Германии велась еще с прошлого века. Большой размах приобрели восстания, получившие в истории названия «Башмак» и «Бедный Конрад». Когда же после выступления Мартина Лютера в движение пришло все германское общество, когда сами князья собирались на съезды, где выражали свое недовольство существующими порядками, крестьянское движение, воспользовавшись этим катализатором, полностью вышло из-под контроля и охватило всю страну. Лидеры бунтовщиков по примеру Лютера открывали Библию и находили там необходимые цитаты, оправдывавшие их стремление к лучшей жизни.

Волнения начались в Южном Шварцвальде. В июне 1524 г. они приняли характер открытого восстания. Плохие надежды на урожай, близость Швейцарии, где крестьяне пользовались свободой, которой они добились борьбой с князьями и рыцарями, суровость австрийского правления — все это способствовало тому, что восстание вспыхнуло именно в этих местах. В августе 1524 г. некий Ганс Мюллер явился на освящение церкви с трехцветным знаменем (черное, красное и белое). Вокруг него собралась толпа крестьян и начала обсуждать свои далеко идущие планы. В 1525 г. дело приняло уже революционный оборот. По призыву мятежных крестьян Аугсбургского епископства поднялось крестьянство, жившее в районе Боденского озера, а затем вновь восстало крестьянское население в Шварцвальдских долинах. Во главе их был тот же Ганс Мюллер. Восстание распространилось по Зальцбургской области, Франконии, Пфальцу, Эльзасу.

Крестьяне требовали отмены уплаты ущербов, наносимых скотом полям, а также новых возложенных на крестьянство тягот, свободной охоты, восстановления старых общинных вольностей. Они не желали быть собственностью владельцев. Однако движение пошло гораздо дальше этих требований. Восставшие громили монастыри и замки, в некоторых случаях к ним присоединялись почтенные бюргеры. Организующим фактором стали проповеди анабаптистов и их идейного вождя Томаса Мюнцера, человека куда более образованного, чем тот же Мюллер. Изначально считая себя сторонником Лютера, проповедник из города Цвикау по-своему осмыслил его учение. В оживлении оппозиционного католической церкви движения он видел предвестие наступления нового порядка, установления Царства Божьего на Земле как строя социальной справедливости. В результате он открыто порвал с умеренными лютеранами и, собственно, самим отцом Реформации (он называл его Братцем Боровом) и стал призывать к революционной борьбе и крестьян, и городское плебейство. Он разъезжал по Средней и Юго-Западной Германии, читая свои радикальные проповеди и распространяя памфлеты. В его кругу было составлено «Статейное письмо», призывавшее к борьбе за полное освобождение «бедных и простых людей» от гнета всех господ и властей.

В феврале — марте 1525 г. последовала вспышка выступлений в Верхней Швабии. В начале марта на крестьянском съезде в Меммингене три главных отряда этой области объединились на основе общего требования «божественного права». В кругах умеренных руководителей этого объединения была написана программа «Двенадцать статей», в которой подчеркивались мирные намерения крестьян. Предлагалось установить свободу евангелической проповеди, смягчить феодальный гнет, упразднить крепостное право, восстановить свободное пользование общинными угодьями. Против крестьян выступил Швабский союз князей. Они вступили в переговоры с повстанцами и постепенно дипломатическим путем (в сочетании с нанесением военных ударов) погасили огонь восстания в Швабии.

В конце марта 1525 г. началось восстание во Франконии. Здесь также не обошлось без террора против представителей дворянства, но в апреле верх в движении взяли умеренные. Руководить отрядами был призван рыцарь фон Берлихинген. Была выработана «Гейнборнская программа», предусматривавшая ряд преобразований в буржуазном духе: общеимперское законодательство, единство монеты, мер и веса, отмену внутренних таможенных пошлин. Феодалам предлагалось возместить убытки от потери ряда привилегий из доходов от конфискации церковного имущества. Содержание этой программы еще раз показывает, насколько разными были интересы взбунтовавшихся немцев. В начале июня отряды крестьян Франконии были разгромлены войсками Швабского союза.

С особой силой народное выступление продолжало разворачиваться в Северной Франконии и Тюринго-Саксонском районе, где восстанием руководил непосредственно Мюнцер. Центром стал город Мюльхаузен, где 17 марта 1525 г. произошел переворот и было создано революционное правительство. В Тюрингии восставшие занимали города, замки, монастыри, господские имения, раздавали имущество феодалов крестьянам и горожанам. Восставшие объявляли свои действия началом установления общего равенства людей во всей стране и за ее пределами. Однако 15 мая небольшой и плохо вооруженный отряд Мюнцера потерпел поражение под Франкенхаузеном в бою с княжеским войском во главе с ландграфом Гессенским. Мюнцера пытали и казнили. 25 мая Мюльхаузен сдался без боя.

Всего в середине апреля — мая 1525 г. в крестьянском движении участвовало около 100 тысяч человек. Волнения охватили, кроме выше указанных областей, также Вюртемберг, Баден, Эльзас. Дольше всего (до середины 1526 г.) повстанцы продержались в Тироле. Целые области были опустошены, нередко повстанцы вызывали возмущение своих же «братьев» крестьян.

Восстание не достигло своей цели. Для того чтобы справиться с мятежниками, объединили свои силы и те феодалы, которые симпатизировали лютеранству, и ярые католики. Они были едины в отстаивании своих сословных интересов. Сам Лютер выступил против того, чтобы «Евангелие отстаивалось насилием или пролитием крови». И в итоге крестьянские восстания в Германии были жестоко подавлены.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Крестьянская война в Германии. Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов

Крестьянская война в Германии

Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления крестьян произошли летом 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне и Верхнем Дунае. Первоначально крестьяне устраивали сходки, требуя отмены повышенных норм барщины, признания права свободно пользоваться лесами и водами. Все чаще звучали и обвинения в адрес монастырских монахов.

В августе 1524 г. в Южном Шварцвальде некий Ганс Мюллер, бывший наемник, явился на освещение церкви с трехцветным знаменем (черно-красно-белое). В последующие дни он возглавил первый из крупных крестьянских повстанческих отрядов. За месяц к нему присоединилось более 4 тыс. человек. Несмотря на поражение в декабре 1524 г. от правительственных войск, движение ширилось и постепенно начало охватывать Швабию, Франконию и в Среднюю Германию – Тюрингию и Саксонию. Несмотря на разрозненность крестьянских отрядов, они были достаточно неплохо организованы и действовали очень активно. В рядах восставших было немало бывших наемников, имевших военный опыт. Большой популярностью среди восставших пользовались протестантские проповедники.

В 1525 г. крестьянское движение вылилось уже в настоящую войну. Восставшие формировали вооруженные отряды, громили монастыри, резиденции светских и духовных феодалов, присваивали отнятое у них имущество. К восставшим крестьянам нередко присоединялись горожане и небогатые рыцари, среди которых были особенно сильны анти-католические настроения. Эпицентром восстания в начале 1625 г. оставалась Швабия, где действовали 6 крупных отрядов, насчитывавших до 40 тыс. человек. В марте в городе Меммингене руководители крестьянских отрядов приняли совместный программный документ, известный как «12 статей». В нем перечислялись основные крестьянские требования: возвращение захваченных дворянами общинных угодий, сокращение барщины и оброка, уничтожение личной зависимости, отмена церковной десятины. Особое место занимало требование права выбора общинами своих священников, которые должны проповедовать «истинное Евангелие».

Несмотря на принятие единой программы, действия крестьянских отрядов оставались разрозненными. Попытка умеренного крыла восставших заключить перемирие со Швабским союзом, в который входили южногерманские князья и 22 имперских города, провалилась. Войска союза под командованием Георга фон Вальдбурга перешли в наступление и нанесли восставшим поражение в битве при Лейпгейме. В бою погибло более тысячи крестьян, и еще более 4 тыс. было взято в плен. 17 апреля в Вейнгартене представители Швабского союза заключили договор с командирами последнего крупного повстанческого отряда. В соответствии с ним сложившим оружие крестьянам гарантирована безопасность и право обращаться с жалобами на притеснения со стороны землевладельцев.

После спада крестьянского движения в Швабии эпицентром восстания стала Франкония. Действовавшие здесь повстанческие отряды пользовались поддержкой бюргерства из многочисленных небольших городов, а также обедневших рыцарей. Под их влиянием в требованиях восставших все чаще звучали идеи укрепления империи, преодоления внутриполитической анархии. В городе Гейльбронне, куда собрались руководители крестьянских и городских повстанческих отрядов, лидеры бюргерства и дворян предложили им для обсуждения «Гейль-бронскую программу». Одним из авторов документа являлся сторонник умеренной тактики Вендель Гиплер, стремившийся использовать крестьянское движение для реализации интересов бюргерства.

«Гейльброннская программа» была направлена прежде всего против княжеского и церковного сепаратизма. Предлагалось лишить князей сословных привилегий и превратить в должностных лиц империи. Церковные имущества подлежали секуляризации, а из этого фонда следовало наделить землей рыцарство. Император должен был стать реальным главой централизованной Германии. В стране следовало ввести единые органы управления, что также должно было содействовать укреплению императорской власти. Программа провозглашала равенство представителей различных сословий перед законом. Интересы городов нашли отражение в требованиях отмены всех внутренних границ между германскими землями, таможенных барьеров и пошлин, мешавших развитию торговли, введения единой монеты и системы общих мер и весов. Гейль-броннская программа содержала и требования Реформации: выборность пастырей и их ответственность перед общиной за правильную проповедь Евангелия, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей и роспуск всех духовно-монашеских орденов, секуляризация церковной собственности. Крестьянские требования отступили в документе на второй план. Его составители считали, что крестьяне могут освободиться от феодальных повинностей, заплатив большой выкуп своим хозяевам.

«Гейльброннская программа» представляла собой попытку достижения компромисса между различными социальными силами немецкого общества на основе их сплочения вокруг идеи создания единого централизованного государства. Однако, две важнейшие составляющие движения – анти-феодальная борьба крестьянства и желание бюргерства и мелкого рыцарства противопоставить политической анархии сплоченное национальное государство – не слились воедино. Произошло это, прежде всего, потому, что ликвидация крайних проявлений феодальной реакции должна была стать фундаментом политических преобразований, но решить одновременно эти важнейшие для Германии задачи было невозможно в силу разнородности и незрелости общественных сил, стремившихся к переменам. Вскоре франконские отряды были разгромлены войсками Швабского союза. Их участники подверглись жесточайшим репрессиям.

Несмотря на поражение восстания в Швабии и Фраконии крестьянское движение еще продолжалось во многих немецких, австрийских и чешских землях. С большим упорством сражались повстанцы в Тюрингии и Саксонии. Упорно сопротивлялись крестьяне Тюрингии. Здесь центром движения стал имперский город Мюльхаузен, а его вдохновителями были народные проповедники Томас Мюнцер и Генрих Пфейффер. Они пророчили скорый конец «безбожным тиранам» и переход власти к народу. Основные силы восставших сконцентрировались в укрепленном военном лагере у Франкенгаузена. Однако в сражении с хорошо вооруженными и подготовленными княжескими войсками повстанцы были разгромлены. Их лидеры были казнены. 25 мая капитулировал и Мюльхаузен. С восстанием в Тюрингии было покончено.

К концу 1525 г. крестьянская война в Германии потерпела окончательное поражение. В стране воцарился террор, способствовавшая усилению произвола князей. Это послужило причиной длительного застоя, в котором оказалось хозяйство страны во второй половине XVI в. Но разгром восстания значительно укрепил взаимосвязь умеренных протестантских кругов с властью князей и магистратов. Показательным фактом стал выход в свет сочинение Лютера «Против разбойничьих и грабительских шаек крестьян», где резко осуждались действия восставших и содержался призыв «рубить, душить, колоть» повстанцев «как бешеных собак». Именно в годы крестьянской войны лютеранство окончательно приобрело характерный для него впоследствии государственнический пафос. Сама лютеранская церковь значительно усилила свои позиции в северо-германских городах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.)

7. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 7 (1524–1526 ГГ.)

Уровень социально—экономического и политического развития Германии к началу XVI в. уступал только Нидерландам и Англии. Рост городов обусловливал интенсивную деятельность сельского хозяйства, которое стало приносить больше доходов. Земельные собственники увеличивали прежние крестьянские повинности и изобретали новые. Вместе с тем Реформация зародила в сознании части народа веру в возможность перемен. Вызванная усилением феодального гнета Крестьянская война 1524–1526 гг. в Германии переплелась с Реформацией. Реформация для крестьянских масс была не только религиозным движением, связанным собновлением вероучения, но вселяла надежду на реальные социально—политические преобразования. Вождем и идеологом народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1490–1525). Он призывал к ниспровержению феодального строя и установлению справедливого порядка. Основными районами, которые охватили крестьянские волнения, были: Швабско—Шварцвальдский, Франконский, Тюринго—Саксонский. Летом 1524 г. раньше всех восстали крестьяне на юге Германии. Вскоре восстание охватило и другие районы страны. Крестьяне, поддержанные частью горожан (особенно плебейством), штурмовали дворянские замки и монастыри, захватили многие города. Ненависть крестьян к князьям проявлялась в поджогах монастырей и замков феодалов. Лишь примкнувшая к восставшим часть бюргерства и рыцарства придерживалась тактики соглашения с феодалами. Самой первой и наиболее решительной программой повстанцев было «Статейное письмо», автором которого стал Мюнцер и его сподвижники. В основу этого документа легли требования полного имущественного равенства, создания свободной республики. Более умеренный проект преобразований был предложен авторами «12 статей». Требования, выраженные в этих статьях, были весьма разумны, справедливы и их нельзя было назвать неисполнимыми. Авторы настаивали на отмене штрафов за ущербы, наносимые скотом полям, а также новых, возложенных на крестьянство тягостей, требовали свободной охоты, восстановления старых общинных вольностей. Они не желали более быть собственностью владельцев; напоминали о том, что Христос и их тоже искупил своими страданиями. Сверх того, они требовали от проповедников, избираемых общиной, чтобы те поучали их правой вере. В двенадцатом параграфе этой программы было выражено желание подтвердить все эти требования местами из Святого Писания. В целом программа восставших требовала упразднения крепостной зависимости, уменьшения феодальных поборов и барщины, свободного пользования общинными угодьями. Еще одним идейным документом восставших, который стал проектом имперской реформы, стала «Гейль—броннская программа», подготовленная Венделем Гиплером. Она отражала интересы прежде всего зажиточных горожан, предусматривала введение в интересах развития торговли и предпринимательства единой монеты, единой системы мер и весов, а также ликвидацию внутренних таможенных барьеров. «Гейль—броннская программа» была направлена на централизацию германского государства. Отсутствие единого сильного руководства, неспособность к объединению крестьянских отрядов в одно большое войско привело в конечном итоге к их поражению. Раздробленность и изолированность крестьян каждой области привели ктому, что, действуя самостоятельно, они не смогли помочь друг другу, когда дворяне перешли в наступление.

В мае 1525 г. у города Франкенхаузена отряд Мюн—цера был разбит. Вскоре крестьянское восстание было жестоко подавлено войсками Швабского союза. Дольше всего крестьяне сопротивлялись в Тироле под руководством М. Гайсмайра. Поражение крестьянской войны привело к усилению реакции, власти князей, закреплению политической раздробленности Германии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Крестьянские войны в Германии: 1524-1525

Образование 11 февраля 2016

На протяжении многих веков крестьянские войны в Германии были регулярным явлением. Жители деревень не имели никаких прав и не могли выразить свое недовольство какими-либо легитимными методами. Рейхстаг и другие государственные институты Священной Римской империи существовали только для представителей высших сословий.

Поэтому, когда очередное поколение крестьян начинало страдать от голода или непосильных налогов, ему не оставалось ничего, кроме как браться за оружие. Такие выступления, как правило, оканчивались разгромом недовольных. Но на фоне остальных крестьянская война в Германии 1524–1525 гг. отличалась широким масштабом восстания. Поэтому она и сегодня интересует историков как наиболее детально задокументированный эпизод своей эпохи.

Причины войны

В начале XVI века в Германии произошло несколько важных изменений, приведших к очередному крестьянскому восстанию. Сельское население стало еще более зависимым от своих господ. Из-за частых войн с соседними странами государство увеличивало размер налогов, бравшихся с крестьян.

Эти причины являются типичными для роста социальной напряженности. Однако в XVI столетии в Германии появилось влиятельное реформистское церковное движение. Его главным вдохновителем стал проповедник Мартин Лютер, по имени которого было названо лютеранство – одно из главных направлений протестантизма. Сторонники реформ выступали за отказ в римско-католической церкви от продажи индульгенций, заработков на пастве и т.д. Протестантизм стал популярен среди обычного сельского населения.

крестьянские войны в германии

Ересь Реформации

В Средние века крестьянские войны в Германии часто начинались именно из-за появления ересей. Как правило, во главе такого движения становились фанатики или юродивые. Однако протестантизм нашел отклик не только среди бедняков, но и внутри бюргерского населения городов. Несмотря на брожение умов, центральная имперская власть не хотела признавать лютеран, государственные чиновники называли их еретиками и ставили вне закона. Римская церковь была одним из столпов, на которые опиралась власть в Священной Римской империи. Это противоборство рано или поздно должно было разрастись в настоящую войну.

Видео по теме

Начало крестьянских выступлений

В то время как росли налоги, поступления которых шли в том числе в казну католической церкви, реформаторские священники путешествовали по немецким городам с проповедью, что церковь должна быть скромнее в своих запросах и ей стоит вернуться к раннехристианской традиции, когда последователи Христа были нищими.

Неизбежная крестьянская война в Германии началась в 1524 году. Первые выступления вспыхнули в окрестностях Нюрнберга. Разъяренные сельские жители вооружились и приняли общий устав, по которому они договорились сделать все свое продовольствие общим и кормить бедных. Также они отказались работать на землях церкви (это была одна из обязанностей, введенных государством). Первые небольшие группы крестьян легко разгонялись, после того как туда прибывала армия. Однако насилие над соседями приводило к тому, что восстание расширялось все больше из-за опрометчивых действий властей.

крестьянская война в германии дата

«Двенадцать статей»

Несколько политических программ, составленных восставшими во время войны, стали пищей для размышлений среди левых политических партий, появившихся в XIX веке. Поэтому «Двенадцать статей» и другие документы той эпохи тщательно изучались и анализировались, в том числе и марксистами. Самыми монументальными исследованиями войны стала книга Вильгельма Циммермана «История крестьянской войны в Германии», а также аналогичный труд Фридриха Энгельса.

«Двенадцать статей» были согласованы восставшими 19 марта 1525 года в городе Меммингене в Швабии. В этом регионе действовало несколько отдельных групп протестантов. Они решили скоординировать свои действия и составить документ, который стал бы их резолюцией к власти.

Требования крестьян

Основой для статей стали многочисленные жалобы сельских жителей на невыносимые условия жизни. Все они были объединены и переформулированы в требования социального характера (снижение налогов и т.д.). Документы крестьянской войны в Германии занимательны тем, что к их созданию приложили руку и протестантские богословы, которые стали авторами статей, касавшихся устройства церкви. Например, требовалось предоставить общине право самой выбирать своего священника. Кроме того, восставшие хотели, чтобы их служители церкви проповедовали только так называемое чистое Евангелие, то есть не отступали от тех тезисов, которые были прописаны в Завете.

Из этого примера видно, что реформация и крестьянская война в Германии были взаимосвязанными явлениями. Религиозные отсылки прослеживаются во всех тезисах, представленных в «Двенадцати статьях». Крестьяне, не нашедшие справедливости в спорах с государственной властью, апеллировали к Библии как к единственному закону для всех христиан.

великая крестьянская война в германии

Черный отряд Флориана Гайера

В то время как священники просвещали крестьян, некоторые рыцари и люди, имевшие военный опыт, становились на сторону восставших и оказывались их полководцами. Одним из таких лидеров стал Флориан Гайер. Это был немецкий рыцарь, который руководил отрядами, действовавшими в Швабии.

Именно благодаря таким людям великая крестьянская война в Германии не только состоялась, но и регулярно подпитывалась финансовыми средствами. Гайер был родом из дворянской семьи и получил немалое наследство. На свои деньги он закупил снаряжение и обучил людей военному искусству. Из них было составлено формирование, получившее название Черный отряд. Он был создан в Ротенбурге в 1525 году. Тогда же отряд под руководством самого Гайера отправился в Швабию, где разорил множество замков феодалов и католических монастырей. Это нанесло серьезный удар по репутации местных князей, которые до сих пор не рассматривали бедняков как серьезную угрозу. Теперь феодалы собрали настоящую армию и отправили ее в сторону Ингольштадта. Именно тогда достигла своего пика крестьянская война в Германии. Кратко говоря, феодалы всерьез перепугались. Именно они могли оказать оперативное сопротивление в провинции, в то время как императору пришлось бы потратить немало времени, чтобы отправить собственные войска из столицы.

крестьянская война в германии кратко

Поражение швабских крестьян

Армии швабских князей и Флориана Гайера столкнулись под стенами Ингольштадта в мае 1525 года. Среди крестьян единственным боеспособным формированием стал Черный отряд, однако его было явно недостаточно для того, чтобы противостоять нескольким профессиональным войскам феодалов. Восставшие потерпели поражение, а сам Флориан Гайер погиб через несколько недель, попав в засаду.

Этот рыцарь стал одним из народных героев, которых породила крестьянская война в Германии. Дата его смерти стала днем траура для всех протестантов. Тем не менее, несмотря на разгром швабских ополченцев, много восставших находилось и в других регионах, поэтому продолжалась крестьянская война. Германия еще год была поглощена кровопролитием и расправами. Бунтовщиков казнили без всякой жалости. Кроме государственной измены, они обвинялись в ереси, что еще сильнее усугубляло их положение. Все крестьянские войны в Германии были своеобразной реакцией на недовольство властью.

Томас Мюнцер

К лету центр недовольства переместился в Тюрингию. Крестьянские войны в Германии всегда заканчивались неудачей из-за того, что толпы сельчан некому было возглавить. Разрозненность и несогласованность действий была только на руку карательным имперским отрядам. На этот раз у крестьян были лидеры, которые, как правило, появлялись из среды тех самых реформаторских священников, проповедующих учение Мартина Лютера.

Крестьянскую войну в Германии возглавил один из них – Томас Мюнцер. В конце 1525 года он оказался в Мюльгаузене. Это был имперский город на севере Тюрингии. Именно здесь духовный лидер восставших начал проповедовать свое видение лютеранства. Оно во многом походило на будущие программы коммунистов. Принцип «отобрать и поделить» здесь был реализован со всей тщательностью.

документы крестьянской войны в германии

Мюльгаузен становится центром восстания

Вооруженные отряды простого люда захватили монастыри, церкви и другую собственность католической церкви. Кроме того, перед крестьянами капитулировали бюргеры, которые, по сути, встали на их сторону. В городском магистрате появилась новая власть, ее представляли самые обычные жители сел, а не изгнанные аристократы.

Сам Мюнцер не занял какого-то формального поста, но он стал духовным отцом восставших и чуть ли не их патриархом. Его проповеди собирали тысячи сторонников на городских площадях. Основным мотивом в его риторике стала идея, что власть императора, поддержавшая церковь, погрязшую в грехах, являлась антихристианской.

Война в Тюрингии

От речей Мюнцера все больше подпитывалась крестьянская война в Германии. Участники восстания, однако, не были воинами по профессии и чаще всего были плохо вооружены. Это могло вызвать проблемы в будущем. Тем не менее Мюнцер собрал 8-тысячное войско, с которым он отправился на юг, во Франконию, где его ждали новые сторонники.

Германские князья за год также подготовились к войне с крестьянами. Они собрали подготовленную и профессиональную армию, которая весной 1525 года отправилась на перехват Мюнцера, чтобы не дать ему соединиться со сторонниками в южных провинциях. 15 мая войска встретились. Имперские парламентеры, чтобы избежать кровопролития, предложили восставшим выдать Мюнцера. Последовал ожидаемый отказ, после чего поля в окрестностях города Франкенхаузена были залиты кровью 6 тысяч погибших крестьян: они были плохо вооружены и не обучены бою. Из-за этого восставшие становились легкой добычей для кавалерии и латников.

Еще больше крестьян было казнено позже во время облав по всей Тюрингии. Пока шла битва, Мюнцеру удалось бежать, однако он недолго находился на свободе. Его выследили и заковали в цепи. 27 мая 1525 года проповедник был казнен на площади Мюльхаузена, который до этого был центром восстания.

крестьянская война в германии произошла в

Количество жертв

Всего за два года восстания в разных регионах Священной Римской империи в противостоянии с властью участвовало около 300 тысяч крестьян, не считая небольших отрядов рыцарей, которые переходили на сторону сельчан. Приблизительно каждый третий восставший погиб в бою или был казнен во время реакционных действий государства. Эти цифры говорят о том, что крестьянская война в Германии 1524-1525 гг. была самым крупномасштабным выступлением населения против своего режима в истории Европы вплоть до Великой французской революции.

крестьянскую войну в германии возглавил

Последствия

Несмотря на то что выступления были подавлены, а лидеры казнены или изгнаны из страны, последствия еще несколько десятилетий отдавались эхом по империи. Во-первых, это была первая серьезная попытка протестантов отстоять свои интересы и взгляды. Даже после того как крестьяне были разогнаны, лютеранство осталось популярным учением как среди бюргеров, так и среди бедняков. В дальнейшем знамя протестантов перешло к мелким князьям и рыцарям, которые противостояли императору-католику на протяжении следующих десятилетий.

Через 30 лет после крестьянской войны был заключен Аугсбургский религиозный мир, который несколько облегчил положение лютеран. Уже в XVII веке случилась крупномасштабная Тридцатилетняя война, в нее были втянуты почти все европейские страны. После ее завершения протестанты окончательно закрепили за собой право исповедовать свою религию в империи. Крестьянская война в Германии произошла в 1524–1525 гг., когда появившиеся лютеране еще были слишком слабы для того, чтобы одержать победу над центральной властью.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Фольксваген Поло Хэтчбек - созданный в Германии и признанный во всем миреАвтомобили Фольксваген Поло Хэтчбек - созданный в Германии и признанный во всем мире

В условиях большого города автомобиль нужен как удобное, комфортное и не слишком дорогое средство передвижения. Небольшой размер тоже засчитывается в плюс, поскольку маневрирование и парковка на загруженных машинами у...

Вы Хотите Приобрести Оборудование В Германии? Тогда Вам Не Помешает Дополнительная Информация.Бизнес Вы Хотите Приобрести Оборудование В Германии? Тогда Вам Не Помешает Дополнительная Информация.

Вы подумываете приобрести немецкое оборудование, немецкие установки, вам нужен совет?Германия – страна с высочайшим уровнем развития современного машиностроения. Сегодня Германию в этой области называют &...

Пасха в Германии: традиции праздникаДом и семья Пасха в Германии: традиции праздника

Пасха – это один из самых светлых и ожидаемых верующими людьми праздников. К Пасхе на прилавках магазинов громоздится множество куличей и яиц, разнообразных украшений и открыток. Чем же привлекателен данный праз...

Новый год в Германии - феерия красочного настроенияДом и семья Новый год в Германии - феерия красочного настроения

Новый год в Германии начинают праздновать уже утром 31 декабря. Застать в это время дома кого-либо из немцев крайне проблематично. Они ходят в гости, поздравляют всех с праздником, желая «приятного скольжения&ra...

Праздники в германииДом и семья Праздники в германии

Во всем мире многие думают, что в Германии живут люди педантичные и фанатично относящиеся к порядку. В этом есть доля правды. Хотя опаздывать на встречи представители этой нации тоже могут. Да и праздники в Германии &...

Душевые кабины Am. Pm - сделано в ГерманииДомашний уют Душевые кабины Am. Pm - сделано в Германии

Душевые кабины AM. PM – это очень востребованный товар на российском рынке. Секрет в том, что клиенты доверяют производителям из Германии. Ведь качеству такой сантехники можно позавидовать. Она точно прослужит н...

Священная война в исламеДуховное развитие Священная война в исламе

Джихад, или священная война в исламе, для большинства людей имеет четкую ассоциацию с вооруженной борьбой.  Однако на самом деле это понятие имеет гораздо более широкий смысл. Джихад – это не только война з...

Пенсионный возраст в Германии. Сравнение пенсий в России и ГерманииЗакон Пенсионный возраст в Германии. Сравнение пенсий в России и Германии

В России принято решение поднять пенсионный возраст. Наши депутаты считают, что мужчины должны работать до 65 лет, женщины – до 60. То, что лишь небольшая часть доживает до этого возраста, никого не волнует. Ден...

Иммиграция в Германию. Возможности получения ВНЖ и гражданства ГерманииЗакон Иммиграция в Германию. Возможности получения ВНЖ и гражданства Германии

Германия – одна из стран, которая по сегодняшний день поднимает вопрос нехватки трудовых ресурсов, понимая, что развитие экономики страны обеспечивается за счет привлечения иммиграционной силы. В случае если вну...

Инженерные войска: война в мирное время Закон Инженерные войска: война в мирное время

Инженерные войска – это особый род войск, предназначенный для выполнения сложнейших задач по инженерно-техническому обеспечению общевойсковых операций в военное время и различных миссий социально-политического и...

monateka.com

Крестьянская война в Германии (1524—1525)

Крестьянская война в Германии (1524—1525)

Мастер Петрарки. Крестьяне со знаменем «Башмака» берут рыцаря. Гравюра XVI в.

Основные причины Крестьянской войны были связаны с развернувшимся со 2-й половины XV в. наступлением духовных и светских феодалов на права крестьян. В условиях роста рыночных отношений и зарождения элементов раннего капитализма феодалы стремились повысить свои доходы, возрождая старые и вводя новые крестьянские повинности. Одновременно немецкие князья, укрепляя свою власть в политически раздробленной империи, вели — каждый на своей территории — натиск на сельские общины, ущемляя их нрава на независимость и самоуправление. Ситуацию обостряли и внутридеревенские конфликты, имущественное расслоение крестьян. Все эти процессы протекали особенно интенсивно в густонаселенной Юго-Западной Германии. Именно здесь нарастание социальных противоречий привело в конце XV в. — начале XVI в. к возникновению нескольких заговоров крестьян против господ и властей. Символом своей борьбы за свободу участники тайных союзов сделали изображение крестьянского башмака с длинными шнурками. Хотя заговоры были раскрыты, а члены обществ «Башмака» подверглись суровым карам, их идеи сыграли немалую роль в подготовке Крестьянской войны.

Ее началом стало восстание крестьян летом 1524 г. в Южном Шварцвальде, близ швейцарской границы, а затем в соседних районах Верхнего Рейна и Верхнего Дуная. Вооруженные крестьяне собирались в отряды, выбирали своих командиров, составляли многостатейные жалобы против господ и вели активную пропаганду своих требований, переходя с места на место. С некоторыми городами они вступали в союз, с другими у них складывались конфликтные отношения. Феодалы, княжеские власти, часть городских магистратов были напуганы размахом движения, но первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: хотя один из отрядов потерпел поражение, восстание только сильнее разрослось. Власти, выгадывая время и собирая силы, повели переговоры о мирном, основанном на компромиссах решении всех конфликтов.

В первых жалобах крестьян содержались требования только против новых поборов, повинностей и иных тягот, вошедших в практику в последние десятилетия. Особое возмущение вызывали попытки закрепить личную несвободу части крестьян, расширить число несвободных, увеличить барщину. Отказа от давних повинностей в этих жалобах не было. Такой подход, традиционный для многих крестьянских движений позднего средневековья, отстаивавших «старое право», «старый обычай», имел целью лишь не допустить ухудшения положения крестьян. Вскоре, однако, ситуация изменилась: сказалось распространение в народе идей Реформации. обновившей представления о том, что высшие истины содержатся в Священном писании, в «Божьем слове», данном на все времена.

Уже осенью 1524 г. среди крестьян все более популярными становились ссылки на «Божественное право», «Божью справедливость», т. е. требования признавать только такие светские установления, которые могут быть обоснованы текстами Священного писания. Это означало отказ от существующего правопорядка, разрыв с ним. Здесь начало проявляться народное понимание Реформации, переплетавшееся с сугубо конкретными требованиями крестьян.

В конце 1524 г. — начале 1525 г. кем-то из образованных людей, разделявших настроения самой решительной части повстанцев, был составлен один из главных программных документов Крестьянской войны — «Статейное письмо». Призывая руководствоваться только «Божественным правом», автор требовал полного устранения всех тягот «бедного и простого люда», установленных духовными и светскими господами и властями, т. е. по сути переворота существующего социально-политического строя. Все сторонники народной свободы должны были объединиться в «Христианский союз», всех противников его автор предлагал подвергнуть «светскому отлучению», полному бойкоту. Дворяне, монахи, священники, не оставившие свои замки и монастыри, чтобы жить и трудиться как обыкновенные люди, и не отвергшие сами свои привилегии во имя всеобщего равенства, подлежали «светскому отлучению», а их замки и монастыри — разрушению. «Христианский союз» должен был привести к полновластию народа.

Идеи «Статейного письма» не стали общей программой повстанцев. Большинство руководителей крестьян все же предпочитали путь соглашений с феодалами и городскими магистратами, хотели лишь смягчения господского гнета, ликвидации личной несвободы в первую очередь.

К весне 1525 г. начался период наивысшего подъема Крестьянской войны, в ходе которой сложились три ее основных района: в Швабии, во Франконии и в землях Тюрингии и Саксонии. В Швабии образовалось шесть крупных отрядов повстанцев по 5—10 тыс. человек в каждом. Вскоре три из них решили составить общий «Христианский союз». Попытка выработать устав союза показала, что между руководителями восставших нет единства, причем преобладают сторонники умеренных действий. В этих кругах на основании множества местных крестьянских жалоб был составлен краткий свод требований крестьян. Этот документ, получивший название «12 статей», был издан и выдержал в годы Крестьянской войны 24 переиздания в разных городах.

Составители «12 статей» добивались отмены личной несвободы крестьян и связанных с ней поборов, возвращения права распоряжаться общинными угодьями — лесами, лугами, водами, которые захватывали феодалы; соглашаясь платить десятину зерном, они предназначали ее лишь на общественные нужды, на содержание тех священников, которых будет выбирать сама община. Они требовали отмены всех других видов десятины — плодами и скотом. Барщина, оброки, штрафы подлежали ограничению. В целом это была довольно умеренная программа облегчения участи крестьян, а не ликвидации феодального гнета. Почти повсеместно сделав ее как бы своим официальным документом, повстанцы, однако, на практике нередко дополняли ее решительными действиями в духе «Статейного письма».

Так произошло и в Швабии. Восставшим здесь противостояли военные силы Швабского союза, существовавшего с конца XV в. и объединявшего князей, города и дворян. Командующий его войсками Трухзес вел переговоры с «Христианским союзом» повстанцев, выжидая удобного момента для расправы, а затем в начале апреля 1525 г. нарушив перемирие, неожиданно напал на один из крестьянских отрядов у Лейпгейма (близ Ульма) и разбил его. В ответ, однако, поднялась новая волна выступлений крестьян, которая распространилась на Франконию, а затем и на Тюрингию. Швабские крестьяне, плохо вооруженные и к тому же действовавшие, как правило, разрозненно, оказали героическое сопротивление его войскам. У городка Вейнгартена (к северу от Боденского озера) Трухзес едва не потерпел поражение, но сумел повести переговоры с вожаками разных отрядов так, что их общие действия расстроились. Разбив одних повстанцев и заключив соглашение о мире с другими, Трухзес поспешил во Франконию, где с весны начали действовать три крупных повстанческих отряда.

В отличие от Швабии во франконском районе к движению примкнули не только многие города, особенно мелкие, тесно связанные своей хозяйственной жизнью с деревенской округой, но и ряд рыцарей. Командирами отрядов здесь были сторонник решительной борьбы с феодалами крестьянин Яков Рорбах, разорившийся рыцарь Флориан Гейер, временно присоединившийся к крестьянам рыцарь Гец фон Берлихинген по прозвищу Железная Рука. Рорбах повсюду приказывал не выполнять барщины, не платить оброков, свободно пользоваться общинными угодьями, делить захваченное имущество монастырей. Повстанцы разрушили во Франконии десятки дворянских замков, жестоко расправились с одним из своих врагов — графом фон Гельфенштейном, приговорив его к прогону сквозь пики. Эта казнь вызвала панику среди господ и властей по всей Германии. Страшась восставших, многие феодалы были вынуждены снабжать их оружием и продовольствием.

На середину мая повстанцы наметили проведение съезда крестьянских представителей в Гейльбронне для обсуждения дальнейших действий и общей программы. Её проект получил название «Гейльброннская программа». Он предусматривал ограничение власти князей и централизацию страны, отвечавшей прежде всего интересам бюргерства, а также и других участников оппозиционных движений эпохи Реформации — крестьян и части рыцарей. Все власти должны были подчиниться императору, князья и рыцари — превратиться в должностных лиц империи. Предусматривались секуляризация церковных имуществ, закрытие монастырей, лишение духовенства светской власти, выборность пастырей самими общинами. Намечалось установить общее, равенство перед законом, упразднить в интересах торговли таможни, ввести единую для всей страны монету, единые меру и вес, устранить привилегии властей в горных промыслах и т. д. В интересах зажиточной части крестьян программа предлагала возможность выкупа феодальных повинностей за их двадцатикратную годовую стоимость — мера, явно недоступная для большинства крестьян, участвовавших в восстании. В целом, однако, осуществление проекта могло бы стать для своего времени крупным шагом вперед на пути прогресса.

Повстанцам не удалось провести съезд. Войска Трухзеса, прибывшие во Франконию, один за другим разбили отряды повстанцев. К концу июня восстание во Франконии было подавлено, месяц спустя Трухзес покончил с последними очагами борьбы в Швабии. Против восстания в Тюрингии и Саксонии выступил ландграф Филипп Гессенский, возглавивший войско среднегерманских князей.

В Тюрингии центром повстанческого движения крестьян и плебейских слоев городского населения стал город Мюльхаузен, где действовал самый крупный выразитель народного понимания Реформации проповедник Томас Мюнцер. В его учении важное место занимали представления о «внутреннем слове Божием», которое может открыться каждому, даже не умеющему прочитать и буквы Священного писания простому человеку, несущему крест бедности и страданий. «Божественное право» Мюнцер понимал как полное устранение существующих господ и властей — «безбожных тиранов» и как установление с помощью «союзов избранных», использующих «меч» — методы насилия, новых порядков, власти народа. В страстных проповедях и письмах к своим сторонникам он уверял, что час победы близок, и призывал ковать ее своими руками. Прибыв в крупный лагерь повстанцев под городом Франкенхаузеном, Мюнцер потребовал не верить выгодной князьям тактике переговоров, а вести решительную борьбу. Княжеские войска располагали, однако, превосходством сил: расстреляв лагерь из пушек, они устроили затем настоящую резню, в которой погибли 5 тыс. повстанцев. Мюнцер был схвачен и после жестоких пыток казнен. Восстание в Тюрингии и Саксонии было подавлено.

Еще более жестокую расправу учинил над повстанцами на другом краю Германии — в Эльзасе — вызванный на помощь местным правителям герцог Антон Лотарингский. Во главе войска чужеземцев он уничтожил несколько крестьянских отрядов, а взяв город Цаберн, приказал перебить 18 тыс. сдавшихся безоружных людей.

Дольше всего продолжалось сопротивление крестьян в горных альпийских районах австрийских земель, которыми правили Габсбурги. Во главе восставших здесь стоял обладавший выдающимся военным дарованием Михаил Гайсмайер, мечтавший установить в Тироле народную республику. Преследуемый врагами, он сумел вывести часть своих отрядов через Альпы во владения Венеции, стал готовиться к продолжению борьбы против Габсбургов, но был убит подосланным ими наемным убийцей.

За поражением Крестьянской войны последовали не только террор со стороны феодалов, массовые пытки и казни участников восстания, но и жестокие штрафы и контрибуции, которые были наложены на немецкую деревню и поддержавшие крестьян города. Несмотря на стойкость и мужество повстанцев, их погубили стихийный характер, разрозненность, недостаточная организованность их выступлений, ограниченность кругозора большинства восставших местными интересами, излишняя доверчивость крестьян к опытному и жестокому противнику, их оборонительная тактика. Поражение восстания усилило власть князей и феодальный гнет в Германии, хотя в ряде районов страны из опасений нового восстания господа пошли на незначительные уступки. Крестьянство на столетия лишилось реальных надежд на установление сословного равенства. Вместе с тем Крестьянская война осталась в истории немецкого народа символом его героической борьбы за свободу.

Рекомендуем ознакомится: http://yunc.org

worldunique.ru


Смотрите также