Курбан-байрам: как отмечают мусульманский «праздник жертвы». Курбан байрам в германии


Курбан Байрам что за праздник и как его отмечают

Все, что нужно знать о главном празднике в исламской религии.

В Москве разразился скандал из-за совпадения Дня знаний и главного мусульманского праздника Курбан-Байрам. Некоторые СМИ сообщили, что из-за мусульманского праздника в школах могут перенести линейки, посвященные началу учебного года, на 4 сентября. Позже эта информация была опровергнута. Рассказываем, что такое Курбан-Байрам, который вызвал такой ажиотаж.

Что за праздник Курбан-Байрам и когда его отмечают?

Курбан-Байрам считается главным праздником всех мусульман. Это праздник радости и любви к Аллаху. Также этот праздник один из самых известных в мире.

Мусульмане празднуют Курбан-Байрам через 70 дней после другого важного праздника – Ураза-Байрам – в десятый день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима. В 2017 году празднование этого дня выпадает на 1 сентября.

Как появилась традиция отмечать Курбан-Байрам?

Согласно Корану, много веков назад пророку Ибрагиму Всевышний послал испытание: он должен был принести в жертву собственного сына по имени Исмаил. Пророк согласился с волей Всевышнего, но вместо сына принес в жертву барана. Таким образом, Ибрагим выдержал испытание. С тех пор и начали отмечать этот праздник. Когда Курбан-Байрам приходит, совершается множество ритуалов, которые символизируют благодарность Всевышнему. В частности, в праздник принято ходить и встречать гостей, угощать вкусными блюдами и помогать людям. В это время люди посещают могилы своих родственников и близких, молятся за них и раздают угощения.

Что означает «Курбан-Байрам»?

Словосочетание «Курбан-Байрам» означает «праздник жертвы». Первая часть слова «Курбан» происходит от арабского («жертва»), вторая часть – общетюркское слово Байрам («праздник»). Как религиозный термин это означает приношение в жертву животного в определенное время с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Аллаху.

Как празднуют Курбан-Байрам?

Мусульмане начинают поститься за десять дней до наступления праздника. Сам Курбан-Байрам они начинают отмечать с раннего утра. Верующие совершают омовение, надевают новую одежду. После этого в мечети они совершают утреннюю молитву, которая называется намаз. По традиции мулла совершает проповедь, по окончании которой мусульмане идут на кладбище, где вспоминают умерших близких.

Конечно же, кульминацией праздника становится жертвоприношение барана. Ритуал должен выполнять исключительно совершеннолетний и обеспеченный мусульманин, имеющий неоспоримый авторитет. В основном в жертву приносят овец, но в некоторых регионах используют коз, быков, верблюдов. Запрещается приносить в жертву больное, поврежденное или слабое животное. Мясо разделяют на три части, одну из которых оставляют для семьи, другую отдают родственникам и соседям, а третью раздают бедным.

Отмечают праздник обычно несколько дней. Из мяса животного принято готовить в основном традиционные блюда. В первый день это угощения из сердца и печени, во второй день — суп из бараньей головы и ножек. На третий и четвертый день принято готовить суп, жареные ребрышки или плов, манты, лагман или бешбармак. На праздничный стол мусульмане также ставят сладости, домашний хлеб, лепёшки, пироги и бисквиты.

Как отдыхают на Курбан-Байрам?

Нерабочим праздничным днём Курбан-Байрам считается в Татарстане, Чечне, Дагестане, Башкортостане, Крыму, Адыгее, Кабардино-Балкарии. В 2014 году командование воинских частей ВС РФ впервые предоставило военнослужащим-мусульманам специальный выходной для посещения мечети. Исключение составляют военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве или в карауле. В разных странах, когда наступает Курбан-Байрам, в мечетях собирают миллионы верующих во всем мире. Он отмечается через 70 дней после Ураза-байрам. Пост Рамадана завершают такие праздники, как Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Число, на которое приходится праздник, зависит от лунного календаря.

ifvremya.ru

Курбан-байрам: как отмечают мусульманский «праздник жертвы» - Наука

В России праздник отметили около 200 тысяч верующих

1 сентября 2017 в 12:02, просмотров: 10074

Сегодня мусульмане приняли участие в праздновании Курбан-байрама – религиозного праздника, отмечаемого через 70 дней после Ураза-байрама в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком. Праздник является кульминацией хаджа — паломничества правоверных мусульман в священный город Мекка. В Москве его отметили около 200 тысяч человек.

фото: Геннадий Черкасов

Согласно Корану, пророку Ибрахиму, отождествляемому с библейским Авраамом, во сне явился ангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын Исмаил. Ибрахим был готов принести жертву, а сын его, знавший об этом, не сопротивлялся. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать, а жертва сына была заменена бараном. Как оказалось, Аллах испытывал Ибрахима.

Можно отметить, что в иудейской и христианской традиции это событие также играет очень важную роль, хотя, в отличие от исламских преданий, в качестве едва не принесенного в жертву в Ветхом Завете фигурирует другой сын Авраама – Исаак (Исхак). В книге Нового Завета «Послание к Евреям», традиционно приписываемой апостолу Павлу, избавление Исаака от принесения в жертву рассматривается как прообраз воскресения Иисуса Христа, а готовность Исаака быть принесённым в жертву – как прообраз жертвенной смерти центральной фигуры христианской религии.

Арабское название праздника Ид аль-Адха переводится как «праздник жертвы». Примерно так же можно перевести и устоявшееся в русском языке слова Курбан-байрам – первая его часть происходит от арабского «жертва», а вторая – от общетюркского слова «байрам», означающего «праздник». Считается, что впервые данный праздник упомянул как «курбанть-багрямъ» русский путешественник, писатель и купец Афанасий Никитин, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».

После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это. Жертвой может быть баран, верблюд или корова. Жертве должно быть не менее полугода, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Если позволяют средства, то желательно принести в жертву одну овцу или козу за человека, но допускается и принесение одной жертвы за всю семью. Обычно шкуры жертвенных животных отдаются в мечеть, а мясо варят и съедают за общей трапезой.

В странах, где ислам является государственной религией, Курбан-байрам — праздничный день, его отмечают 4—5 дней, в Турции и Катаре — 10 дней, в Саудовской Аравии — две недели. В Гане, Нигерии и Уганде Курбан-байрам празднуют три дня. Также Курбан-байрам официально является праздничным днём в ряде российских республик – Адыгее, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Чечне и Крыме. С 2014 году российские военнослужащие-мусульмане, не находящиеся на боевом дежурстве, могут получить специальный выходной для посещения мечети в Курбан-байрам.

Смотрите фоторепортаж по теме: Курбан-байрам в Москве: сотни тысяч мусульман и впечатляющие кадры

www.mk.ru

Праздник жертвоприношения в Москве — Блоги — Эхо Москвы, 01.09.2017

14:18 , 01 сентября 2017

Оригинал

Фото: Дмитрий Серебряков

Подготовка к одному из главных мусульманских праздников Курбан-байрам (он же Ид аль-Адха) в этом году сопровождалась рядом скандалов. Дело в том, что у праздника нет конкретной даты (как и у Пасхи, например). Для каждого года она вычисляется по мусульманскому (лунному) календарю, и в 2017-м Курбан-байрам выпал на 1 сентября, то есть на День знаний.

Среди родителей школьников в Москве, Питере и Казани пошли слухи, что торжественную линейку перенесут из-за мусульманского праздника, что вызвало недовольство многих горожан. Городские власти и руководители школ эту информацию поспешили опровергнуть, хотя слух возник явно не на пустом месте.

В итоге в Москве линейку перенесла на 4 сентября (понедельник) только школа № 2107 в Мещанском районе, которая находится недалеко от Соборной мечети. В Татарстане переносить День знаний на 4 сентября из-за Курбан-байрама отказались. Зато в Уфе линейку действительно перенесли: мэрия решила «прислушаться к большинству горожан». В Петербурге некоторые школы решили провести линейки не на улице, а в помещении.

Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов поддержал перенос линейки в школе № 2107, заявив об опасности возникновения конфликтов:

«Думаю, не совсем было бы приятно родителям и ученикам, опаздывая на линейку, пробираться через тесно заполненные верующими людьми улицы, мешая совершать им тем самым праздничную молитву, что, по сути, в той или иной степени может в итоге спровоцировать определенные конфликты. Потому считаю подобное решение городских властей правильным, принятым из соображений интересов самих горожан, где все, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности, являются равноправными жителями столицы».

В Москве мусульмане собрались для праздничной молитвы в Соборной мечети, Исторической мечети, мечетях «Ярдям» и «Инам», мечети на Поклонной горе и ещё трёх специальных площадках.

Кстати, резать животных на улицах столицы сегодня запрещено. Для жертвоприношений выделены специальные площадки в подмосковных городах.

Из-за празднования Курбан-байрама в Москве перекрыли ряд улиц:

Фото: Дмитрий Серебряков

Фото: Дмитрий Серебряков

ГУ МВД по Москве: «В мероприятиях на территории Москвы приняло участие более 200 тысяч верующих. Нарушений общественного порядка не допущено».

Фото: Дмитрий Серебряков

Фото: Дмитрий Серебряков

Фото: Дмитрий Серебряков

echo.msk.ru

Курбан-байрам — праздник для каждого россиянина - Свободная тема

В 2028 году мусульманское торжество совпадет с 9 мая

3 сентября 2017 в 15:07, просмотров: 8495

Совмещенное отмечание в 2017 году Курбан-байрама с 1 сентября стало информационным поводом, открывшим в наших СМИ шумную дискуссию на тему того, надо или не надо, руководствуясь, допустим, соображениями безопасности, переносить на другую дату День знаний в масштабе отдельно взятой школы, города, субъекта Федерации или даже всей страны.

фото: Геннадий Черкасов

Спешу поделиться: это далеко не самое любопытное совпадение важнейшего для мусульман праздника со знаковым для России светским событием — через десять лет, в 2028 году, Курбан-байрам выпадет на День Победы 9 Мая. И тогдашним властям еще придется поломать голову, как совместить одно с другим — парады Победы по городам страны с праздничными намазами и массовыми жертвоприношениями.

Ну а для нас это лишний повод задуматься: какой к тому времени будет наша страна, в частности, регионы, традиционно и пока еще не являющиеся местом проживания мусульманского большинства?

Десять лет — это, разумеется, немалый срок, и многое может произойти. Однако с учетом особенностей демографической и миграционной обстановки и скорости происходящих в ней изменений просто вспомним Россию образца 2007 года — уже сейчас можно говорить, что облик российских городов заметным образом поменяется.

Очевидно, что открытием нового здания Московской соборной мечети — крупнейшего в Европе и ставшего своего рода мусульманским аналогом того, чем для православных россиян является храм Христа Спасителя, в той же столице дело не ограничится.

Чтобы удовлетворить потребности растущей уммы, со всей неизбежностью, мечетей в российских городах будет становиться все больше, будет шириться инфраструктура для отправления религиозных потребностей мусульман, включая халяльные скотобойни, разрастутся отрасли исламской индустрии товаров и услуг.

Касательно последнего замечу, что ежегодно в Дубае (ОАЭ) проходит так называемый «Глобальный саммит исламской экономики» — одно из важнейших мероприятий в своем роде. Где, что особенно показательно, первые скрипки играют не только политики, экономисты и предприниматели исламского мира, но и почуявшие растущий тренд их западные коллеги, не имеющие к исламу как к религии иного отношения и интереса, кроме как меркантильного. Дающего надежду, впрочем, на возникновение со временем немалой симпатии и привязанности.

Оно и понятно: помню, как несколько лет назад меня, впервые попавшего на конференцию подобной тематики, поразил масштаб явления. Нет, умом я, конечно, понимал, что на практике должны означать 1,6 млрд последователей ислама во всем мире, но одно дело эмпирически понимать, а другое — увидеть целевую аудиторию и своими руками «подержаться» за сухие цифры с полной раскладкой.

В том числе показатели, указывающие на динамичные темпы роста экономик исламских государств, а также, что особенно привлекательно для бизнеса, на повышенную, по сравнению с «традиционными», скорость расширения рынков, ориентированных на мусульман. Включая исламские финансы, халяльные продукты и услуги (к примеру, туризм, основанный на «традиционных ценностях»), индустрию моды, исламскую цифровую экономику (да-да, есть и такая), искусство и прочее-прочее.

Причем, что характерно, одним из важнейших тезисов поставщиков исламских продуктов и услуг является не их «религиозность», а их «этичность» — почувствуйте, что называется, разницу. То, что называется «чувствительностью к этике», по замыслу маркетологов, должно привлечь к себе не только потребителей, исповедующих ислам, но и представителей других мировых конфессий и даже людей светских. Допустим, покупка в отечественных супермаркетах россиянами-немусульманами продуктов с лейблом «халяль», который иногда воспринимается как своеобразный эквивалент знака качества, — это один из небольших примеров формирования привычки к образу жизни, основанному на законах шариата. Даже если потребители сами об этом не вполне подозревают.

Но думается, что в ближайшие годы привыкать к растущей доле населения, исповедующего ислам, в нашей стране людям светским и представителям других конфессий придется экстерном. И есть сомнения, что это дастся так уж легко — если говорить, в частности, о практикуемом мусульманами обряде жертвоприношения. Причем не только по случаю Курбан-байрама.

В той же мусульманской Турции многие люди стараются своим детям принесение животных в жертву не показывать, и немало моих знакомых турок к этой церемонии относятся, мягко говоря, прохладно. Для светски настроенных граждан страны Курбан-байрам — это вообще близкий аналог наших новогодне-рождественских праздников, где на первом плане не религиозный аспект, а сам приятный факт продолжительных каникул с застольями и хорошим настроением. Идея же единения и благотворительности, лежащая в основе традиции, реализуется ими через покупку и раздачу близким и знакомым уже разделанного мяса.

Но и отвернуться тоже не получается: лишь только в этом году на Курбан-байрам, по предварительно опубликованным официальным данным, в Турции было забито 900 тыс. живых единиц крупного и около 3 млн единиц среднего рогатого скота. Для всеобщего успокоения в одном из турецких университетов было даже проведено исследование, которое научно обоснованно подтвердило обеспокоенным гражданам, что эти самые «единицы» — животные, принесенные в жертву со строгим соблюдением халяльных правил, — боли не испытывают, а напротив, идут на смерть с радостью и упокоением. А вегетарианцев в человеческом сообществе что среди мусульман, что в ряду прочих — подавляющее меньшинство.

Россия — это, понятное дело, не Турция, но численность мусульманского населения нашей страны тоже весьма значительна. Моя попытка найти актуальное число российских мусульман в официальных источниках к результату не привела. Так что с известной степенью условности можно считать, что коридор разброса задается двумя оценками — данными официальной переписи населения РФ, проведенной в 2002 году, с 10% мусульманского населения как итогом и недавним заявлением известного кинорежиссера и председателя Комитета по культуре Государственной думы Станислава Говорухина про то, что «наша страна на четверть мусульманская». Думается, что реальная цифра ближе к оценке авторитетного и информированного человека, не ангажированного ни в ту, ни в другую сторону, нежели к статистическим данным пятнадцатилетней давности.

Начало прошлого века ознаменовалось распадом двух империй — Османской и Российской.

На месте первой возникла Турецкая Республика — государство, созданное Мустафой Кемалем Ататюрком по унитарному принципу «одно государство — один флаг — один народ — один язык». И, невзирая на достаточную степень однородности турецкого общества и относительную неизменность демографической обстановки на протяжении республиканской истории, этот принцип на курдском вопросе в последние десятилетия дает серьезные сбои, вызывая к жизни угрозы не только национальной безопасности, но и территориальной целостности.

На месте Российской империи возник Советский Союз — государство принципиально другого типа, но от этого империя не меньшая, если не большая. И распад СССР в 1991 году с уходом в «автономное плавание» национальных окраин и образованием Российской Федерации имперской основы опять же не изменил, но вынес на повестку дня целый букет вопросов, связанных с моделью российского федерализма и, выражаясь довольно вульгарным, но все же уместным словом, теми «скрепами», которые объединят многонациональное и многоконфессиональное 140-миллионное население страны.

Построение российской модели «мультикультурализма», в плавильном котле которой должна формироваться российская нация, — задача, от успешного решения которой зависит будущее нашей страны. Главным тут представляется понимание, что использование «унитарных» методов с перекосами и преференциями в сторону определенной группы населения будет вызывать в обществе растущую напряженность и порождать центробежные силы. Поддержание баланса в обществе становится тем сложнее с учетом меняющегося на глазах демографического облика России — с быстрым ростом численности мусульман как в целом, так и в регионах, где они доселе не являлись заметной группой населения.

Единственный возможный в этой ситуации путь для многонационального российского государства, желающего сохранить свою целостность и двигаться вперед, — сосредоточенность на экономическом развитии и повышении благосостояния населения страны при подчеркнутой светскости, равноудаленности от всех конфессий с акцентом не на обрядовости, а на общечеловеческих ценностях. Что должно сопровождаться формированием со стороны государства площадок и условий для постоянного межнационального и, если говорить в контексте этой статьи, межрелигиозного диалога. Тогда не будет никакой разницы, на какой день выпадет Курбан-байрам — на 1 сентября в 2017 году или на 9 мая в 2028 году. И если это и станет шумным информационным поводом, то лишь в контексте двойного праздника в сознании многонациональной России, и не более того…

Смотрите фоторепортаж по теме: Курбан-байрам в Москве: сотни тысяч мусульман и впечатляющие кадры

www.mk.ru

1 сентября на Курбан-байрам: открытый вопрос

В этом году так сложилось, что 1 сентября и мусульманский праздник Курбан-байрам совпали. Но предложения со стороны исламской общественности о переносе традиционной школьной линейки на другой день вызвали широкий резонанс.

Территорией раздора стала в первую очередь Москва, а также Подмосковье. Пока в столице главными площадками для молитв станут Московская соборная мечеть (м. "Проспект мира"), Историческая мечеть (м. "Новокузнецкая") и Мемориальная мечеть "Шухада" на Поклонной горе (м. "Парк Победы"). Ранее представитель школы № 2107, находящейся вблизи Московской соборной мечети, сообщил о переносе линейки с 1 на 4 сентября.

Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов поддержал перенос линеек в школах из-за Курбан-байрама. По его словам, в столице проживают не менее двух миллионов мусульман, у которых не так много мест для совершения обязательных религиозных обрядов. "И хотя в последнее время открываются все новые площадки в области, это не решает проблемы столичных мусульман, которые не всегда имеют возможность куда-то выехать, да и к тому же большинство из них стремится совершить намаз в центральных мечетях".

Масла в огонь подливают депутаты от ЛДПР, которые накануне внесли в Госдуму законопроект о возможности переноса даты начала учебы. Они предлагают переложить ответственность за индивидуальные решения на органы местного самоуправления.

В пояснительной записке инициаторов ЛДПР отмечается, что это позволит "более гибко подходить к решению вопроса о начале и окончании учебного года в образовательных организациях, исходя из климатических, национальных и иных особенностей конкретного  муниципального образования". 

День знаний. Фото: Виталий Невар/ТАСС  

Но несмотря на идею народных избранников, в соцсетях выступили против переноса 1 сентября. Пользователи замечают, что хоть Курбан-байрам - важнейший праздник для мусульман, в России он не является официальным государственным праздником. Почти везде он проходит параллельно учебе и работе, и только в таких республиках как Татарстан, Чечня, Дагестан, Башкортостан день могут объявить нерабочим. При этом отмечается, что Россия - страна многоконфессиональная, но в большинстве своем российские граждане - православные. Но больше всего народ обидело то, что власть готова идти на поводу у мусульман, а на уступки православным - не готова. "Православная общественность уже давно высказывает, к примеру, идею оформить пасхальные каникулы для детей", - напоминают авторы постов и комментариев. Правда, надо уточнить, что в Минобрнауки не поддержали идею и не рассылали рекомендаций по переносу Дня знаний. 

В соцсетях большинство пользователей уверены, что решить проблему можно просто: не проводить массовые молитвы на Курбан-байрам именно в столице и перенести большие праздники в область. Уже известно, что в Московской области 1 сентября 2017 года организуется 38 мест празднования и 13 мест забоя жертвенных животных. 

"Не стесняя друг друга"? Вы так уверены?

Рекомендуя перенести 1 сентября, муфтий столицы предложил исходить "из тех же соображений безопасности, где каждый мог бы провести свой праздник, не стесняя друг друга и не создавая дискомфортные условия для других".

Но при этом для родителей и школьников как раз наиболее удобна именно пятница, раз речь заходит о комфорте. В пятницу собрались, познакомились, за выходные подготовились к полноценному учебному дню. Родители уже отмечают в соцсетях, что если и не перенесут день, то перенесут время линейки на попозже.

Читайте по теме:

В московской школе все же перенесли линейку из-за Курбан-байрама

tsargrad.tv

Курбан-Байрам — мусульманский праздник жертвоприношения

Праздник жертвоприношения Курбан-Байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) — один из главных праздников мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджжа исламского лунного календаря и продолжается три дня.

В 2017 году Курбан-Байрам начинается 1 сентября.

Курбан-Байрам знаменует собой окончание хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).

Слово "курбан" происходит от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с "приближением". Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько "приближение к Аллаху" посредством этого обряда.

История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, который увидел сон, где ему было приказано принести в жертву своего старшего сына Исмаила. Сначала он подумал, что это наваждение, но сон повторился и во второй, и в третий раз. Тогда Ибрахим решил исполнить приказ. В тот самый момент, когда он занес нож над сыном, то услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…". После этого он увидел барашка, которым было велено совершить курбан (жертвоприношение). Согласно мусульманскому толкованию, Аллах не нуждался ни в каких жертвоприношениях, он лишь испытывал силу веры своего пророка.

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают верующим исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения.

Ночь накануне праздника Курбан-Байрам или хотя бы ее часть проводят в молитвах.

Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. До рассвета мусульмане совершают полное омовение, умащивают себя благовониями, надевают лучшую одежду. Чуть свет они идут в мечеть к утренней молитве. Завтракать до праздничного намаза нельзя. После окончания молитвы верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Возвеличивать и восхвалять Аллаха надо на протяжении всех трех праздничных дней после каждой обязательной молитвы.

Затем мусульмане снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу), в которой разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается незадолго до захода солнца третьего дня. Одни утверждают, что совершение этого обряда является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления праздника и состоятельного в день жертвоприношения (имеющего средства для покупки животного). Другие заявляют, что жертвоприношение не является предписанным, так как есть мусульмане, кто по разным причинам не в состоянии совершить данный обряд.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Жертвенное животное должно быть взрослым, то есть овца старше полугода, коза — старше года; буйвол и корова (бык) — от двух лет; верблюд — старше пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми.

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то он может выбрать доверенное лицо, которое сделает это по всем нормам ислама, халяльным образом.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират.

Приготовленной к закланию животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки. Над ним священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву. После этого закалывающий животное произносит краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!". Слова поминания Аллаха делают мясо дозволенным для употребления. Если человек умышленно их не произнес, то курбан считается недействительным, а мясо животного запретным для употребления. Если он просто забыл их произнести, то курбан будет считаться действительным, а мясо курбана дозволенным.

Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. При наличии большого количества гостей одной трети мяса для угощения не хватит, в связи с чем, все мясо может быть использовано для угощения. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Нельзя расплачиваться мясом, шкурой и другими частями курбана, с людьми, помогавшими резать животное (они должны получить деньгами), а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса, принесенного в жертву животного, в различных странах готовят традиционные блюда, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

В праздник Курбан-байрам категорически запрещается употребление алкоголя, в этот день такое поведение считается особым кощунством, глумлением над самими принципами ислама.

В дни этого праздника посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

В мусульманском мире праздничные дни Курбан-Байрама являются нерабочими.

В России день, приходящийся на Курбан-байрам, рабочий, но в республиках с большой долей мусульманского населения (Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня и Крым) он также официально объявлен выходным.

Многие страны западного мира и даже некоторые исламские государства запретили или серьезно ограничили жертвоприношение в Курбан-Байрам. В Великобритании, Бельгии и Франции, например, принесение в жертву животных вне специальных лицензированных мест считается преступлением и карается большими штрафами и даже тюремным заключением сроком до шести месяцев. Кроме того, в большинстве европейских стран животных можно умерщвлять только "гуманными" способами: при помощи электрического тока и под воздействием наркотических веществ, что противоречит мусульманским традициям, предписывающим резать жертвенных животных. Опасаясь проблем с законом, многие мусульмане в Европе в последние годы предпочитают на праздник покупать мясо, заготовленное по мусульманским традициям (халяльное) в третьих странах.

Власти Москвы в 2010 году поддержали обращение общественников, которые посчитали недопустимым проводить забой животных на улицах столицы на Курбан-байрам. Поэтому в последние годы обряд совершается на специально выделенных скотобойнях в Подмосковье. Либо есть возможность заказать жертвенное мясо заранее. В праздник его доставят в упакованном виде.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

когда и как отмечают праздник мусульмане

Праздник жертвоприношения Курбан Байрам или по-арабски — Ид аль-Адха, один из главных праздников мусульман. Он отмечается на 70-й день после празднования Ураза-Байрам, в 10-й день месяца зуль-хиджжа исламского лунного календаря и продолжается три дня.

В 2017 году Курбан Байрам начинается 1 сентября.

Что знаменует праздник Курбан Байрам

Курбан Байрам знаменует собой окончание хаджа, ежегодного паломничества в Мекку (Саудовская Аравия).

Слово "курбан" происходит от арабского корня "крб", который несет в себе значение всего, что связано с "приближением". Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько "приближение к Аллаху" посредством этого обряда.

История появления курбана уходит в древние века и связана с пророком Ибрахимом, который увидел сон, где ему было приказано принести в жертву своего старшего сына Исмаила. Подумав, что это наваждение, он решил подождать, однако сон повторился и во второй, и в третий раз. Тогда Ибрахим решил исполнить приказ. В тот самый момент, когда он занес нож над сыном, то услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…". После этого он увидел барашка, которым было велено совершить курбан (жертвоприношение). Согласно толкованию, Аллах не нуждался ни в каких жертвоприношениях, он лишь испытывал силу веры своего пророка.

© Sputnik / Михаил Воскресенский

Паломники в Мекке

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все могут совершить хадж в Мекку и самому в священном месте принести совершить обряд, поэтому каноны ислама предписывают исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые добровольно постятся десять дней до наступления Курбан Байрама.

Как отмечают мусульмане праздник Курбан Байрам

Ночь накануне Курбан Байрама или хотя бы ее часть надлежит проводить в молитвах.

Праздновать Курбан Байрам, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. После ее окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу), которая обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. Во время праздника Курбан Байрам является желательным возвеличивать и восхвалять Аллаха (такбир) на протяжении всех трех, дней после каждой обязательной молитвы.

© Sputnik / Павел Лисицын

Празднование Курбан-Байрама

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается незадолго до захода солнца третьего дня. Одни утверждают, что совершение этого обряда является обязательным для каждого совершеннолетнего мусульманина, постоянно проживающего в данной местности на момент наступления Курбан Байрама и имеющего средства для покупки животного. Другие заявляют, что обряд не является предписанным, так как не все его в состоянии совершить.

Каких животных можно приносить в жертву в Курбан Байрам

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного человека. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

© Sputnik / Саид Царнаев

Празднование Курбан-Байрама

Животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза — не менее года; буйвол и корова (бык) — два года; верблюд — не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Животное должно быть упитанным.

Как проходит жертвоприношение в Курбан Байрам

Желательно, чтобы животное заколол тот, кто приносит его в жертву. Если, по каким-либо причинам, человек этого совершить не в состоянии, то закалывание животного он поручает другому.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву, в которой вспоминается Ибрахим. Над животным любой рядовой верующий может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!"

Животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки. Мясо, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью можно оставить себе. Разрешается угощать мясом животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

© Sputnik / Саид Царнаев

Празднование Курбан-Байрама

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса в различных странах готовят традиционные блюда, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

Употребление алкоголя, которое Коран категорически запрещает вообще, в Курбан Байрам является кощунством, глумлением над принципами ислама.

В Курбан Байрам посещают могилы предков, а также родственников, друзей, принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

sputnik-ossetia.ru


Смотрите также