Лагерные бордели в нацистской Германии. Лагерные бордели в нацистской германии


Лагерные бордели в нацистской Германии

Ла́герные борде́ли в наци́стской Герма́нии — публичные дома на территории концентрационных лагерей.

Лагерный бордель Инспекция Г. Гиммлером лагерного борделя Местоположение концлагеря Равенсбюрк на территории Германии Женщины-заключённые на строительстве лагеря Равенсбрюк

История

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в специальных заведениях (нем. Lagerbordell), чтобы поощрять лояльных узников[1]. Невольниц-проституток рекрутировали в основном из концентрационного лагеря Равенсбрюк.

Первый публичный дом для узников открыли в июне 1942 году в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Он располагался в десяти небольших комнатках с зарешёченными окнами «барака № 1». В здешних каменоломнях добывали гранит для возведения монументов национал-социализма; к концу 1944 года в лагерном комплексе трудилось свыше 70 тыс. заключённых.

30 июня 1943 года ещё один лагерный бордель был открыт в Аушвице, 15 июля того же года — в Бухенвальде[2].

Тема была табуирована в прессе до недавнего времени (начала века)[3][4], однако в кинематографе эксплуатировалась (фильмы Ilsa, She Wolf of the SS, Last Orgy of the Third Reich, Love Camp 7, SS Experiment Camp и Nazi Love Camp 27[5].

Немецкий культуролог в 2009 году Роберт Зоммер избрал запретную тему для своей диссертации[6]:

Дать «прилежно трудящимся заключённым возможность посетить бордель и насладиться обществом женщины» представляется целесообразным, писал рейхсфюрер СС 23 марта 1942 года Освальду Полю, к компетенции которого относилось управление лагерями. По циничной идее Гиммлера, «дома терпимости» должны были повысить производительность рабского труда в каменоломнях и на оружейных заводах. Существование в Заксенхаузене, Дахау и даже Освенциме борделей, в которых узниц женских концлагерей принуждали к занятию проституцией, до сих пор остаётся малоизвестным аспектом нацистского террора. На протяжении 9 лет Роберт Зоммер исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам разных стран… собрал богатый материал, развенчивающий миф, якобы национал-социалисты запрещали проституцию и решительно с ней боролись. Режим стремился, скорее, к тотальному контролю над проститутками; такая политика проводилась как в «старом рейхе» (в особенности после начала войны), так и на оккупированных территориях. Разветвлённая сеть борделей, действовавших под контролем государства, покрывала собой в те годы пол-Европы.

Более 60 % из заключённых-проституток были немками, кроме того, в «командах особого назначения» были польки, узницы из Советского Союза и одна голландка. Евреек среди них не было, евреи-заключенные также не имели права посещать лагерные бордели. Примерно 70 % заключённых-проституток попали в концлагеря как «асоциальные элементы», причем некоторые на свободе занимались проституцией.

Отобранных для лагерных борделей женщин помещали в лазарет, где их приводили в форму — им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами[6].

Положение лагерной проститутки многими расценивалось как престижное[7].

См. также

Примечания

  1. ↑ New Exhibition Documents Forced Prostitution in Concentration Camps — Der Spiegel — 15 January 2007
  2. ↑ Christl Wickert: Tabu Lagerbordell, in: Eschebach/Jacobeit/Wenk: Gedächtnis und Geschlecht, 2002, S. 44
  3. ↑ Christa Schulz, «Weibliche Häftlinge aus Ravensbrück in Bordellen der Männerkonzentrationslager» (Female prisoners from Ravensbrück in brothels for male concentration camp prisoners)
  4. ↑ Christa Paul, Zwangsprostitution. Staatlich errichtete Bordelle im Nationalsozialismus (Forced prostitution: bordellos established by the National Socialist State.
  5. ↑ Stiglegger, Marcus Beyond Good and Evil? Sadomasochism politics cinema 1970ies. IKONEN. Ikonenmagazin.de (9 февраля 2007). Архивировано из первоисточника 20 апреля 2012. Проверено 14 марта 2010.
  6. ↑ 1 2 «Главное — выжить»
  7. ↑ «Wenn wir wußten, daß in unserem Block eine ausgesucht wurde, haben wir sie geschnappt und ihr eine Decke übergeworfen und sie so verprügelt, daß sie sich nicht mehr rühren konnte. Es war unklar, ob sie sich davon überhaupt wieder erholen könnte. Die wollten doch nur ein schöneres Leben haben und wir haben sie so bestraft.» in: Thomas Gaevert / Martin Hilbert: «Frauen als Beute» («Women as Booty»), 2004 documentary made for ARD

Ссылки

  •  (нем.) Christl Wickert (1996). «Das große Schweigen; Zwangsprostitution im Dritten Reich (The Big Silence: Forced Prostitution on the Third Reich)». WerkstattGeschichte 13: 90–95. ISSN 0933-5706.

dic.academic.ru

Лагерные бордели в нацистской Германии — WiKi

История

  Местоположение концлагеря Равенсбрюк на территории Германии

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в «специальных заведениях» (нем. Sonderbauten), чтобы поощрять лояльных узников[3]. Невольниц-проституток рекрутировали в основном из концентрационного лагеря Равенсбрюк, основной контингент которого составляли женщины[3][4]. По идее рейхсфюрера СС Гиммлера, изложенной в письме к Освальду Полю, управлявшему концлагерями, от 23 марта 1942 года, «возможность прилежно трудящимся заключённым посетить бордель и насладиться обществом женщины» должна была повышать работоспособность узников[5]. Идея была окончательно кодифицирована распоряжением Поля от 15 мая 1943 года, включившим посещение борделей в список разрешённых поощрений узников лагерей, наряду с улучшенными условиями содержания, усиленными рационами, денежными вознаграждениями и покупкой табачных изделий[6].

Первый публичный дом для узников открыли в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Он располагался в десяти небольших комнатках с зарешеченными окнами «барака № 1». По разработанному нормативу — одна проститутка на 300—500 мужчин — сначала были отобраны 10 женщин[5]. В том же году был открыт лагерный бордель в Гузене[7].

В начале июня 1943 года на территории концлагеря Освенцим-Бжезинка был открыт публичный дом. Он был размещён в блоке 24а, хотя первоначальные планы отводили ему отдельно построенный блок № 93. Его услугами пользовались исключительно заключённые в качестве награды за трудовые успехи. Была издана директива, согласно которой членам СС строго запрещалось вступать в контакты с женщинами из этого борделя и в качестве альтернативы предлагалось посещение публичного дома на территории города Освенцим. Для лагерных борделей в Бжезинке и в Освенциме III из заключённых лагеря были отобраны примерно 60 женщин (немки[источник не указан 165 дней], польки, украинки), которые работали практически до последнего дня существования лагеря[8].

По другим данным, этот бордель был открыт 30 июня 1943 года, а 15 июля того же года ещё один бордель был запущен в Бухенвальде[9]. В последнем это заведение носило название «Lagerbordell», целью которого было «стимулирование высоких показателей труда». В состав входило 16 женщин, которые были присланы из Равенсбрюка[10].

Положение узниц в лагерных борделях

Всего через лагерные бордели в десяти лагерях прошло, по различным оценкам, от 200 до 500 женщин[3][5][11]. Более 60 % из заключённых-проституток были немками, кроме того, в «командах особого назначения» были польки, узницы из Советского Союза и одна голландка[5]. Евреек среди них не было[5], евреи-заключённые также не имели права посещать лагерные бордели[3], только немцы или «арийцы» могли претендовать на подобную привилегию[6]. Кроме того, бордели использовались для принудительного тестирования «исправления» узников-гомосексуалов[12]. Примерно 70 % заключённых-проституток попали в концлагеря как «асоциальные элементы», причём некоторые ранее на свободе занимались проституцией[5].

Отобранных для лагерных борделей женщин помещали в лазарет, где их приводили в форму — им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами[5]. Затем они переводились в сами бордели, которые представляли собой типично огороженные строения на краю лагеря, охранявшиеся вначале женским персоналом СС, а с конца 1943 года — заключёнными, набиравшимися преимущественно из пожилых узниц Равенсбрюка[13]. В борделях имелись комнаты для врачей, комнаты ожидания, ватерклозеты и душевые[14].

Посещения борделей разрешались практически только привилегированным узникам: надсмотрщикам, старостам и тому подобным, при этом стоимость посещения была велика — 2 рейсхмарки[5]. Длительность посещения была регламентирована 15 минутами, уединение во время соития не предоставлялось — комнаты имели глазки для надзора, разрешалась только миссионерская поза[5][15]. Ежедневная норма одной узницы составляла 8 мужчин на два часа вечером[15]. Беременели в борделях редко как из-за принудительной стерилизации многих узниц, так и из-за тяжёлых условий содержания, при выявлении беременности женщину заменяли и обычно отправляли на аборт[5]. Для профилактики распространения венерических заболеваний посетителям предоставляли дезинфицирующие мази, а у проституток постоянно брали мазки на триппер и кровь на сифилис[5], заражённых также заменяли[16].

Положение лагерной проститутки, крайне унизительное с обычной точки зрения, в чудовищных условиях концлагеря многими узницами расценивалось как желанное и престижное[17], почти все лагерные проститутки дожили до освобождения[5]. Кроме того, женщин завлекали слухи о том, что после шести месяцев работы в борделе узниц освобождают, хотя обычно после этого срока их либо оставляли работать дальше, либо возвращали в лагерь[2]. Мнимая «добровольность» участия женщин в лагерных борделях послужила одной из причин стигматизации жертв и последующего табуирования исследований этого явления[5].

Историография

Тема не затрагивалась на Нюрнбергском процессе и была табуирована в научных исследованиях до 1990-х годов[18][19][20], однако в 1970-е годы использовалась в эксплуатационном кино на нацистскую тематику (фильмы «Ильза, волчица СС», Last Orgy of the Third Reich, Love Camp 7, SS Experiment Camp и Nazi Love Camp 27[21]). Кроме того, в романе «Ринг за колючей проволокой» о наличии публичного дома в Бухенвальде писал Георгий Свиридов[22]:

Из каждого эшелона отбирали узниц и для бухенвальдского публичного дома. Отбором занимался лагерфюрер Шуберт. Каждую жертву тщательно осматривали врачи, а потом и сам начальник Гигиенического института майор СС Говен.

Даже в капитальных трудах 1990-х годов по рабскому труду в нацистских концентрационных лагерях тема принуждения к проституции упоминается вскользь или вообще обходится стороной, что Криста Шикорра связывает с общим замалчиванием сексуального насилия по отношению к женщинам в европейском обществе[23].

Немецкий культуролог в 2009 году Роберт Зоммер избрал эту тему для своей диссертации[5]:

Существование в Заксенхаузене, Дахау и даже Освенциме борделей, в которых узниц женских концлагерей принуждали к занятию проституцией, до сих пор остается малоизвестным аспектом нацистского террора. На протяжении 9 лет… Роберт Зоммер исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам разных стран… Собрал богатый материал, развенчивающий миф, будто национал-социалисты запрещали проституцию и решительно с ней боролись. Режим стремился, скорее, к тотальному контролю над проститутками; такая политика проводилась как в «старом рейхе» (в особенности после начала войны), так и на оккупированных территориях. Разветвлённая сеть борделей, действовавших под контролем государства, покрывала собой в те годы пол-Европы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wohnhaus, Bordellbaracke, Objekt-ID 114535 (нем.). Wiki loves monuments. Проверено 19 сентября 2016.
  2. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174—175.
  3. ↑ 1 2 3 4 New Exhibition Documents Forced Prostitution in Concentration Camps — Der Spiegel — 15 January 2007
  4. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 170.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Марайке Фаллет, Симоне Кайзер. «Главное — выжить» // Der Spiegel/Профиль. — № 22 (625) 15 Июня 2009 (копия)
  6. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171.
  7. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 478. — ISBN 9785457412422.
  8. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 532. — ISBN 9785457412422.
  9. ↑ Eschebach I., Jacobeit S., Wenk S. Gedächtnis und Geschlecht: Deutungsmuster in Darstellungen des nationalsozialistischen Genozids. — Campus Verlag, 2002. — С. 44. — ISBN 9783593370538.
  10. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 461. — ISBN 9785457412422.
  11. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175.
  12. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171—172.
  13. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172.
  14. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172—173.
  15. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 173.
  16. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174.
  17. ↑ «Wenn wir wußten, daß in unserem Block eine ausgesucht wurde, haben wir sie geschnappt und ihr eine Decke übergeworfen und sie so verprügelt, daß sie sich nicht mehr rühren konnte. Es war unklar, ob sie sich davon überhaupt wieder erholen könnte. Die wollten doch nur ein schöneres Leben haben und wir haben sie so bestraft.» in: Thomas Gaevert / Martin Hilbert: «Frauen als Beute» («Women as Booty»), 2004 documentary made for ARD
  18. ↑ Christa Schulz. Weibliche Häftlinge aus Ravensbrück in Bordellen der Männerkonzentrationslager (нем.) // Frauen in Konzentrationslagern : Bergen-Belsen, Ravensbrück. — Bremen: Ed. Temmen, 1994. — S. 135—146.
  19. ↑ Paul, Christa. Zwangsprostitution : staatlich errichtete Bordelle in Nationalsozialismus Verfasst. — Berlin: Edition Hentrich, 1994. — 141 с.
  20. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175—176.
  21. ↑ Stiglegger, Marcus Beyond Good and Evil? Sadomasochism politics cinema 1970ies. IKONEN. Ikonenmagazin.de (9 февраля 2007). Проверено 14 марта 2010. Архивировано из первоисточника на WebCite 20 апреля 2012 года.
  22. ↑ Свиридов, Георгий. Ринг за колючей проволокой. — 7-е изд., доп. — М: Физкультура и спорт, 1989. — С. 129. — ISBN 58-278-00097-X.
  23. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 176.

Литература

  •  (нем.) Christl Wickert (1996). «Das große Schweigen; Zwangsprostitution im Dritten Reich (The Big Silence: Forced Prostitution on the Third Reich)». WerkstattGeschichte 13: 90–95. ISSN 0933-5706.
  • Christa Schikorra. Forced prostitution in the Nazi concentration camps (англ.) // Lessons and Legacies VII: The Holocaust in International Perspective / Hayes P., Herzog D., Holocaust Educational Foundation. — Northwestern University Press, 2006. — P. 169—178. — ISBN 9780810123717.

ru-wiki.org

Лагерные бордели в нацистской Германии — Википедия

  Местоположение концлагеря Равенсбрюк на территории Германии

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в «специальных заведениях» (нем. Sonderbauten), чтобы поощрять лояльных узников[3]. Невольниц-проституток рекрутировали в основном из концентрационного лагеря Равенсбрюк, основной контингент которого составляли женщины[3][4]. По идее рейхсфюрера СС Гиммлера, изложенной в письме к Освальду Полю, управлявшему концлагерями, от 23 марта 1942 года, «возможность прилежно трудящимся заключённым посетить бордель и насладиться обществом женщины» должна была повышать работоспособность узников[5]. Идея была окончательно кодифицирована распоряжением Поля от 15 мая 1943 года, включившим посещение борделей в список разрешённых поощрений узников лагерей, наряду с улучшенными условиями содержания, усиленными рационами, денежными вознаграждениями и покупкой табачных изделий[6].

Первый публичный дом для узников открыли в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Он располагался в десяти небольших комнатках с зарешеченными окнами «барака № 1». По разработанному нормативу — одна проститутка на 300—500 мужчин — сначала были отобраны 10 женщин[5]. В том же году был открыт лагерный бордель в Гузене[7].

В начале июня 1943 года на территории концлагеря Освенцим-Бжезинка был открыт публичный дом. Он был размещён в блоке 24а, хотя первоначальные планы отводили ему отдельно построенный блок № 93. Его услугами пользовались исключительно заключённые в качестве награды за трудовые успехи. Была издана директива, согласно которой членам СС строго запрещалось вступать в контакты с женщинами из этого борделя и в качестве альтернативы предлагалось посещение публичного дома на территории города Освенцима. Для лагерных борделей в Бжезинке и в Освенциме III из заключённых лагеря были отобраны примерно 60 женщин (немки[источник не указан 453 дня], польки, украинки), которые работали практически до последнего дня существования лагеря[8].

По другим данным, этот бордель был открыт 30 июня 1943 года, а 15 июля того же года ещё один бордель был запущен в Бухенвальде[9]. В последнем это заведение носило название «Lagerbordell», целью которого было «стимулирование высоких показателей труда». В состав входило 16 женщин, которые были присланы из Равенсбрюка[10].

Всего через лагерные бордели в десяти лагерях прошло, по различным оценкам, от 200 до 500 женщин[3][5][11]. Более 60 % из заключённых-проституток были немками, кроме того, в «командах особого назначения» были польки, узницы из Советского Союза и одна голландка[5]. Евреек среди них не было[5], евреи-заключённые также не имели права посещать лагерные бордели[3], только немцы или «арийцы» могли претендовать на подобную привилегию[6]. Кроме того, бордели использовались для принудительного тестирования «исправления» узников-гомосексуалов[12]. Примерно 70 % заключённых-проституток попали в концлагеря как «асоциальные элементы», причём некоторые ранее на свободе занимались проституцией[5].

Отобранных для лагерных борделей женщин помещали в лазарет, где их приводили в форму — им делали уколы кальция, чистили им кожу специальными щетками, купали в дезинфецирующих ваннах, усиленно откармливали и оставляли загорать под кварцевыми лампами[5]. Затем они переводились в сами бордели, которые представляли собой типично огороженные строения на краю лагеря, охранявшиеся вначале женским персоналом СС, а с конца 1943 года — заключёнными, набиравшимися преимущественно из пожилых узниц Равенсбрюка[13]. В борделях имелись комнаты для врачей, комнаты ожидания, ватерклозеты и душевые[14].

Посещения борделей разрешались практически только привилегированным узникам: надсмотрщикам, старостам и тому подобным, при этом стоимость посещения была велика — 2 рейсхмарки[5]. Длительность посещения была регламентирована 15 минутами, уединение во время соития не предоставлялось — комнаты имели глазки для надзора, разрешалась только миссионерская поза[5][15]. Ежедневная норма одной узницы составляла 8 мужчин на два часа вечером[15]. Беременели в борделях редко как из-за принудительной стерилизации многих узниц, так и из-за тяжёлых условий содержания, при выявлении беременности женщину заменяли и обычно отправляли на аборт[5]. Для профилактики распространения венерических заболеваний посетителям предоставляли дезинфицирующие мази, а у проституток постоянно брали мазки на триппер и кровь на сифилис[5], заражённых также заменяли[16].

Положение лагерной проститутки, крайне унизительное с обычной точки зрения, в чудовищных условиях концлагеря многими узницами расценивалось как желанное и престижное[17], почти все лагерные проститутки дожили до освобождения[5]. Кроме того, женщин завлекали слухи о том, что после шести месяцев работы в борделе узниц освобождают, хотя обычно после этого срока их либо оставляли работать дальше, либо возвращали в лагерь[2]. Мнимая «добровольность» участия женщин в лагерных борделях послужила одной из причин стигматизации жертв и последующего табуирования исследований этого явления[5].

Тема не затрагивалась на Нюрнбергском процессе и была табуирована в научных исследованиях до 1990-х годов[18][19][20], однако в 1970-е годы использовалась в эксплуатационном кино на нацистскую тематику (фильмы «Ильза, волчица СС», «Последняя оргия Третьего рейха (рус.)англ.», «Лагерь любви 7 (рус.)англ.», «Экспериментальный лагерь СС (рус.)англ.» и «Свастика на животе (рус.)англ.»[21]). Кроме того, в романе «Ринг за колючей проволокой» (1960) о наличии публичного дома в Бухенвальде писал Георгий Свиридов[22]:

Из каждого эшелона отбирали узниц и для бухенвальдского публичного дома. Отбором занимался лагерфюрер Шуберт. Каждую жертву тщательно осматривали врачи, а потом и сам начальник Гигиенического института майор СС Говен.

Даже в капитальных трудах 1990-х годов по рабскому труду в нацистских концентрационных лагерях тема принуждения к проституции упоминается вскользь или вообще обходится стороной, что Криста Шикорра связывает с общим замалчиванием сексуального насилия по отношению к женщинам в европейском обществе[23].

Немецкий культуролог и историк в 2009 году Роберт Зоммер (рус.)нем. избрал эту тему для своей диссертации[5]:

Существование в Заксенхаузене, Дахау и даже Освенциме борделей, в которых узниц женских концлагерей принуждали к занятию проституцией, до сих пор остается малоизвестным аспектом нацистского террора. На протяжении 9 лет… Роберт Зоммер исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам разных стран… Собрал богатый материал, развенчивающий миф, будто национал-социалисты запрещали проституцию и решительно с ней боролись. Режим стремился, скорее, к тотальному контролю над проститутками; такая политика проводилась как в «старом рейхе» (в особенности после начала войны), так и на оккупированных территориях. Разветвлённая сеть борделей, действовавших под контролем государства, покрывала собой в те годы пол-Европы.

pywb-hypothesis.herokuapp.com

Лагерные бордели в нацистской Германии — википедия орг

История

  Местоположение концлагеря Равенсбрюк на территории Германии

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в «специальных заведениях» (нем. Sonderbauten), чтобы поощрять лояльных узников[3]. Невольниц-проституток рекрутировали в основном из концентрационного лагеря Равенсбрюк, основной контингент которого составляли женщины[3][4]. По идее рейхсфюрера СС Гиммлера, изложенной в письме к Освальду Полю, управлявшему концлагерями, от 23 марта 1942 года, «возможность прилежно трудящимся заключённым посетить бордель и насладиться обществом женщины» должна была повышать работоспособность узников[5]. Идея была окончательно кодифицирована распоряжением Поля от 15 мая 1943 года, включившим посещение борделей в список разрешённых поощрений узников лагерей, наряду с улучшенными условиями содержания, усиленными рационами, денежными вознаграждениями и покупкой табачных изделий[6].

Первый публичный дом для узников открыли в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Он располагался в десяти небольших комнатках с зарешеченными окнами «барака № 1». По разработанному нормативу — одна проститутка на 300—500 мужчин — сначала были отобраны 10 женщин[5]. В том же году был открыт лагерный бордель в Гузене[7].

В начале июня 1943 года на территории концлагеря Освенцим-Бжезинка был открыт публичный дом. Он был размещён в блоке 24а, хотя первоначальные планы отводили ему отдельно построенный блок № 93. Его услугами пользовались исключительно заключённые в качестве награды за трудовые успехи. Была издана директива, согласно которой членам СС строго запрещалось вступать в контакты с женщинами из этого борделя и в качестве альтернативы предлагалось посещение публичного дома на территории города Освенцим. Для лагерных борделей в Бжезинке и в Освенциме III из заключённых лагеря были отобраны примерно 60 женщин (немки[источник не указан 165 дней], польки, украинки), которые работали практически до последнего дня существования лагеря[8].

По другим данным, этот бордель был открыт 30 июня 1943 года, а 15 июля того же года ещё один бордель был запущен в Бухенвальде[9]. В последнем это заведение носило название «Lagerbordell», целью которого было «стимулирование высоких показателей труда». В состав входило 16 женщин, которые были присланы из Равенсбрюка[10].

Положение узниц в лагерных борделях

Всего через лагерные бордели в десяти лагерях прошло, по различным оценкам, от 200 до 500 женщин[3][5][11]. Более 60 % из заключённых-проституток были немками, кроме того, в «командах особого назначения» были польки, узницы из Советского Союза и одна голландка[5]. Евреек среди них не было[5], евреи-заключённые также не имели права посещать лагерные бордели[3], только немцы или «арийцы» могли претендовать на подобную привилегию[6]. Кроме того, бордели использовались для принудительного тестирования «исправления» узников-гомосексуалов[12]. Примерно 70 % заключённых-проституток попали в концлагеря как «асоциальные элементы», причём некоторые ранее на свободе занимались проституцией[5].

Отобранных для лагерных борделей женщин помещали в лазарет, где их приводили в форму — им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами[5]. Затем они переводились в сами бордели, которые представляли собой типично огороженные строения на краю лагеря, охранявшиеся вначале женским персоналом СС, а с конца 1943 года — заключёнными, набиравшимися преимущественно из пожилых узниц Равенсбрюка[13]. В борделях имелись комнаты для врачей, комнаты ожидания, ватерклозеты и душевые[14].

Посещения борделей разрешались практически только привилегированным узникам: надсмотрщикам, старостам и тому подобным, при этом стоимость посещения была велика — 2 рейсхмарки[5]. Длительность посещения была регламентирована 15 минутами, уединение во время соития не предоставлялось — комнаты имели глазки для надзора, разрешалась только миссионерская поза[5][15]. Ежедневная норма одной узницы составляла 8 мужчин на два часа вечером[15]. Беременели в борделях редко как из-за принудительной стерилизации многих узниц, так и из-за тяжёлых условий содержания, при выявлении беременности женщину заменяли и обычно отправляли на аборт[5]. Для профилактики распространения венерических заболеваний посетителям предоставляли дезинфицирующие мази, а у проституток постоянно брали мазки на триппер и кровь на сифилис[5], заражённых также заменяли[16].

Положение лагерной проститутки, крайне унизительное с обычной точки зрения, в чудовищных условиях концлагеря многими узницами расценивалось как желанное и престижное[17], почти все лагерные проститутки дожили до освобождения[5]. Кроме того, женщин завлекали слухи о том, что после шести месяцев работы в борделе узниц освобождают, хотя обычно после этого срока их либо оставляли работать дальше, либо возвращали в лагерь[2]. Мнимая «добровольность» участия женщин в лагерных борделях послужила одной из причин стигматизации жертв и последующего табуирования исследований этого явления[5].

Историография

Тема не затрагивалась на Нюрнбергском процессе и была табуирована в научных исследованиях до 1990-х годов[18][19][20], однако в 1970-е годы использовалась в эксплуатационном кино на нацистскую тематику (фильмы «Ильза, волчица СС», Last Orgy of the Third Reich, Love Camp 7, SS Experiment Camp и Nazi Love Camp 27[21]). Кроме того, в романе «Ринг за колючей проволокой» о наличии публичного дома в Бухенвальде писал Георгий Свиридов[22]:

Из каждого эшелона отбирали узниц и для бухенвальдского публичного дома. Отбором занимался лагерфюрер Шуберт. Каждую жертву тщательно осматривали врачи, а потом и сам начальник Гигиенического института майор СС Говен.

Даже в капитальных трудах 1990-х годов по рабскому труду в нацистских концентрационных лагерях тема принуждения к проституции упоминается вскользь или вообще обходится стороной, что Криста Шикорра связывает с общим замалчиванием сексуального насилия по отношению к женщинам в европейском обществе[23].

Немецкий культуролог в 2009 году Роберт Зоммер избрал эту тему для своей диссертации[5]:

Существование в Заксенхаузене, Дахау и даже Освенциме борделей, в которых узниц женских концлагерей принуждали к занятию проституцией, до сих пор остается малоизвестным аспектом нацистского террора. На протяжении 9 лет… Роберт Зоммер исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам разных стран… Собрал богатый материал, развенчивающий миф, будто национал-социалисты запрещали проституцию и решительно с ней боролись. Режим стремился, скорее, к тотальному контролю над проститутками; такая политика проводилась как в «старом рейхе» (в особенности после начала войны), так и на оккупированных территориях. Разветвлённая сеть борделей, действовавших под контролем государства, покрывала собой в те годы пол-Европы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wohnhaus, Bordellbaracke, Objekt-ID 114535 (нем.). Wiki loves monuments. Проверено 19 сентября 2016.
  2. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174—175.
  3. ↑ 1 2 3 4 New Exhibition Documents Forced Prostitution in Concentration Camps — Der Spiegel — 15 January 2007
  4. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 170.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Марайке Фаллет, Симоне Кайзер. «Главное — выжить» // Der Spiegel/Профиль. — № 22 (625) 15 Июня 2009 (копия)
  6. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171.
  7. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 478. — ISBN 9785457412422.
  8. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 532. — ISBN 9785457412422.
  9. ↑ Eschebach I., Jacobeit S., Wenk S. Gedächtnis und Geschlecht: Deutungsmuster in Darstellungen des nationalsozialistischen Genozids. — Campus Verlag, 2002. — С. 44. — ISBN 9783593370538.
  10. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 461. — ISBN 9785457412422.
  11. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175.
  12. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171—172.
  13. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172.
  14. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172—173.
  15. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 173.
  16. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174.
  17. ↑ «Wenn wir wußten, daß in unserem Block eine ausgesucht wurde, haben wir sie geschnappt und ihr eine Decke übergeworfen und sie so verprügelt, daß sie sich nicht mehr rühren konnte. Es war unklar, ob sie sich davon überhaupt wieder erholen könnte. Die wollten doch nur ein schöneres Leben haben und wir haben sie so bestraft.» in: Thomas Gaevert / Martin Hilbert: «Frauen als Beute» («Women as Booty»), 2004 documentary made for ARD
  18. ↑ Christa Schulz. Weibliche Häftlinge aus Ravensbrück in Bordellen der Männerkonzentrationslager (нем.) // Frauen in Konzentrationslagern : Bergen-Belsen, Ravensbrück. — Bremen: Ed. Temmen, 1994. — S. 135—146.
  19. ↑ Paul, Christa. Zwangsprostitution : staatlich errichtete Bordelle in Nationalsozialismus Verfasst. — Berlin: Edition Hentrich, 1994. — 141 с.
  20. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175—176.
  21. ↑ Stiglegger, Marcus Beyond Good and Evil? Sadomasochism politics cinema 1970ies. IKONEN. Ikonenmagazin.de (9 февраля 2007). Проверено 14 марта 2010. Архивировано из первоисточника на WebCite 20 апреля 2012 года.
  22. ↑ Свиридов, Георгий. Ринг за колючей проволокой. — 7-е изд., доп. — М: Физкультура и спорт, 1989. — С. 129. — ISBN 58-278-00097-X.
  23. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 176.

Литература

  •  (нем.) Christl Wickert (1996). «Das große Schweigen; Zwangsprostitution im Dritten Reich (The Big Silence: Forced Prostitution on the Third Reich)». WerkstattGeschichte 13: 90–95. ISSN 0933-5706.
  • Christa Schikorra. Forced prostitution in the Nazi concentration camps (англ.) // Lessons and Legacies VII: The Holocaust in International Perspective / Hayes P., Herzog D., Holocaust Educational Foundation. — Northwestern University Press, 2006. — P. 169—178. — ISBN 9780810123717.

www-wikipediya.ru

Лагерные бордели в нацистской Германии — Туркмения ВиКи

История

  Местоположение концлагеря Равенсбрюк на территории Германии

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в «специальных заведениях» (нем. Sonderbauten), чтобы поощрять лояльных узников[3]. Невольниц-проституток рекрутировали в основном из концентрационного лагеря Равенсбрюк, основной контингент которого составляли женщины[3][4]. По идее рейхсфюрера СС Гиммлера, изложенной в письме к Освальду Полю, управлявшему концлагерями, от 23 марта 1942 года, «возможность прилежно трудящимся заключённым посетить бордель и насладиться обществом женщины» должна была повышать работоспособность узников[5]. Идея была окончательно кодифицирована распоряжением Поля от 15 мая 1943 года, включившим посещение борделей в список разрешённых поощрений узников лагерей, наряду с улучшенными условиями содержания, усиленными рационами, денежными вознаграждениями и покупкой табачных изделий[6].

Первый публичный дом для узников открыли в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Он располагался в десяти небольших комнатках с зарешеченными окнами «барака № 1». По разработанному нормативу — одна проститутка на 300—500 мужчин — сначала были отобраны 10 женщин[5]. В том же году был открыт лагерный бордель в Гузене[7].

В начале июня 1943 года на территории концлагеря Освенцим-Бжезинка был открыт публичный дом. Он был размещён в блоке 24а, хотя первоначальные планы отводили ему отдельно построенный блок № 93. Его услугами пользовались исключительно заключённые в качестве награды за трудовые успехи. Была издана директива, согласно которой членам СС строго запрещалось вступать в контакты с женщинами из этого борделя и в качестве альтернативы предлагалось посещение публичного дома на территории города Освенцим. Для лагерных борделей в Бжезинке и в Освенциме III из заключённых лагеря были отобраны примерно 60 женщин (немки[источник не указан 165 дней], польки, украинки), которые работали практически до последнего дня существования лагеря[8].

По другим данным, этот бордель был открыт 30 июня 1943 года, а 15 июля того же года ещё один бордель был запущен в Бухенвальде[9]. В последнем это заведение носило название «Lagerbordell», целью которого было «стимулирование высоких показателей труда». В состав входило 16 женщин, которые были присланы из Равенсбрюка[10].

Положение узниц в лагерных борделях

Всего через лагерные бордели в десяти лагерях прошло, по различным оценкам, от 200 до 500 женщин[3][5][11]. Более 60 % из заключённых-проституток были немками, кроме того, в «командах особого назначения» были польки, узницы из Советского Союза и одна голландка[5]. Евреек среди них не было[5], евреи-заключённые также не имели права посещать лагерные бордели[3], только немцы или «арийцы» могли претендовать на подобную привилегию[6]. Кроме того, бордели использовались для принудительного тестирования «исправления» узников-гомосексуалов[12]. Примерно 70 % заключённых-проституток попали в концлагеря как «асоциальные элементы», причём некоторые ранее на свободе занимались проституцией[5].

Отобранных для лагерных борделей женщин помещали в лазарет, где их приводили в форму — им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами[5]. Затем они переводились в сами бордели, которые представляли собой типично огороженные строения на краю лагеря, охранявшиеся вначале женским персоналом СС, а с конца 1943 года — заключёнными, набиравшимися преимущественно из пожилых узниц Равенсбрюка[13]. В борделях имелись комнаты для врачей, комнаты ожидания, ватерклозеты и душевые[14].

Посещения борделей разрешались практически только привилегированным узникам: надсмотрщикам, старостам и тому подобным, при этом стоимость посещения была велика — 2 рейсхмарки[5]. Длительность посещения была регламентирована 15 минутами, уединение во время соития не предоставлялось — комнаты имели глазки для надзора, разрешалась только миссионерская поза[5][15]. Ежедневная норма одной узницы составляла 8 мужчин на два часа вечером[15]. Беременели в борделях редко как из-за принудительной стерилизации многих узниц, так и из-за тяжёлых условий содержания, при выявлении беременности женщину заменяли и обычно отправляли на аборт[5]. Для профилактики распространения венерических заболеваний посетителям предоставляли дезинфицирующие мази, а у проституток постоянно брали мазки на триппер и кровь на сифилис[5], заражённых также заменяли[16].

Положение лагерной проститутки, крайне унизительное с обычной точки зрения, в чудовищных условиях концлагеря многими узницами расценивалось как желанное и престижное[17], почти все лагерные проститутки дожили до освобождения[5]. Кроме того, женщин завлекали слухи о том, что после шести месяцев работы в борделе узниц освобождают, хотя обычно после этого срока их либо оставляли работать дальше, либо возвращали в лагерь[2]. Мнимая «добровольность» участия женщин в лагерных борделях послужила одной из причин стигматизации жертв и последующего табуирования исследований этого явления[5].

Историография

Тема не затрагивалась на Нюрнбергском процессе и была табуирована в научных исследованиях до 1990-х годов[18][19][20], однако в 1970-е годы использовалась в эксплуатационном кино на нацистскую тематику (фильмы «Ильза, волчица СС», Last Orgy of the Third Reich, Love Camp 7, SS Experiment Camp и Nazi Love Camp 27[21]). Кроме того, в романе «Ринг за колючей проволокой» о наличии публичного дома в Бухенвальде писал Георгий Свиридов[22]:

Из каждого эшелона отбирали узниц и для бухенвальдского публичного дома. Отбором занимался лагерфюрер Шуберт. Каждую жертву тщательно осматривали врачи, а потом и сам начальник Гигиенического института майор СС Говен.

Даже в капитальных трудах 1990-х годов по рабскому труду в нацистских концентрационных лагерях тема принуждения к проституции упоминается вскользь или вообще обходится стороной, что Криста Шикорра связывает с общим замалчиванием сексуального насилия по отношению к женщинам в европейском обществе[23].

Немецкий культуролог в 2009 году Роберт Зоммер избрал эту тему для своей диссертации[5]:

Существование в Заксенхаузене, Дахау и даже Освенциме борделей, в которых узниц женских концлагерей принуждали к занятию проституцией, до сих пор остается малоизвестным аспектом нацистского террора. На протяжении 9 лет… Роберт Зоммер исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам разных стран… Собрал богатый материал, развенчивающий миф, будто национал-социалисты запрещали проституцию и решительно с ней боролись. Режим стремился, скорее, к тотальному контролю над проститутками; такая политика проводилась как в «старом рейхе» (в особенности после начала войны), так и на оккупированных территориях. Разветвлённая сеть борделей, действовавших под контролем государства, покрывала собой в те годы пол-Европы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wohnhaus, Bordellbaracke, Objekt-ID 114535 (нем.). Wiki loves monuments. Проверено 19 сентября 2016.
  2. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174—175.
  3. ↑ 1 2 3 4 New Exhibition Documents Forced Prostitution in Concentration Camps — Der Spiegel — 15 January 2007
  4. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 170.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Марайке Фаллет, Симоне Кайзер. «Главное — выжить» // Der Spiegel/Профиль. — № 22 (625) 15 Июня 2009 (копия)
  6. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171.
  7. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 478. — ISBN 9785457412422.
  8. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 532. — ISBN 9785457412422.
  9. ↑ Eschebach I., Jacobeit S., Wenk S. Gedächtnis und Geschlecht: Deutungsmuster in Darstellungen des nationalsozialistischen Genozids. — Campus Verlag, 2002. — С. 44. — ISBN 9783593370538.
  10. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 461. — ISBN 9785457412422.
  11. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175.
  12. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171—172.
  13. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172.
  14. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172—173.
  15. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 173.
  16. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174.
  17. ↑ «Wenn wir wußten, daß in unserem Block eine ausgesucht wurde, haben wir sie geschnappt und ihr eine Decke übergeworfen und sie so verprügelt, daß sie sich nicht mehr rühren konnte. Es war unklar, ob sie sich davon überhaupt wieder erholen könnte. Die wollten doch nur ein schöneres Leben haben und wir haben sie so bestraft.» in: Thomas Gaevert / Martin Hilbert: «Frauen als Beute» («Women as Booty»), 2004 documentary made for ARD
  18. ↑ Christa Schulz. Weibliche Häftlinge aus Ravensbrück in Bordellen der Männerkonzentrationslager (нем.) // Frauen in Konzentrationslagern : Bergen-Belsen, Ravensbrück. — Bremen: Ed. Temmen, 1994. — S. 135—146.
  19. ↑ Paul, Christa. Zwangsprostitution : staatlich errichtete Bordelle in Nationalsozialismus Verfasst. — Berlin: Edition Hentrich, 1994. — 141 с.
  20. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175—176.
  21. ↑ Stiglegger, Marcus Beyond Good and Evil? Sadomasochism politics cinema 1970ies. IKONEN. Ikonenmagazin.de (9 февраля 2007). Проверено 14 марта 2010. Архивировано из первоисточника на WebCite 20 апреля 2012 года.
  22. ↑ Свиридов, Георгий. Ринг за колючей проволокой. — 7-е изд., доп. — М: Физкультура и спорт, 1989. — С. 129. — ISBN 58-278-00097-X.
  23. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 176.

Литература

  •  (нем.) Christl Wickert (1996). «Das große Schweigen; Zwangsprostitution im Dritten Reich (The Big Silence: Forced Prostitution on the Third Reich)». WerkstattGeschichte 13: 90–95. ISSN 0933-5706.
  • Christa Schikorra. Forced prostitution in the Nazi concentration camps (англ.) // Lessons and Legacies VII: The Holocaust in International Perspective / Hayes P., Herzog D., Holocaust Educational Foundation. — Northwestern University Press, 2006. — P. 169—178. — ISBN 9780810123717.

tm.ru.net

Лагерные бордели в нацистской Германии — Википедия РУ

История

  Местоположение концлагеря Равенсбрюк на территории Германии

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в «специальных заведениях» (нем. Sonderbauten), чтобы поощрять лояльных узников[3]. Невольниц-проституток рекрутировали в основном из концентрационного лагеря Равенсбрюк, основной контингент которого составляли женщины[3][4]. По идее рейхсфюрера СС Гиммлера, изложенной в письме к Освальду Полю, управлявшему концлагерями, от 23 марта 1942 года, «возможность прилежно трудящимся заключённым посетить бордель и насладиться обществом женщины» должна была повышать работоспособность узников[5]. Идея была окончательно кодифицирована распоряжением Поля от 15 мая 1943 года, включившим посещение борделей в список разрешённых поощрений узников лагерей, наряду с улучшенными условиями содержания, усиленными рационами, денежными вознаграждениями и покупкой табачных изделий[6].

Первый публичный дом для узников открыли в июне 1942 года в лагере Маутхаузен в Верхней Австрии. Он располагался в десяти небольших комнатках с зарешеченными окнами «барака № 1». По разработанному нормативу — одна проститутка на 300—500 мужчин — сначала были отобраны 10 женщин[5]. В том же году был открыт лагерный бордель в Гузене[7].

В начале июня 1943 года на территории концлагеря Освенцим-Бжезинка был открыт публичный дом. Он был размещён в блоке 24а, хотя первоначальные планы отводили ему отдельно построенный блок № 93. Его услугами пользовались исключительно заключённые в качестве награды за трудовые успехи. Была издана директива, согласно которой членам СС строго запрещалось вступать в контакты с женщинами из этого борделя и в качестве альтернативы предлагалось посещение публичного дома на территории города Освенцим. Для лагерных борделей в Бжезинке и в Освенциме III из заключённых лагеря были отобраны примерно 60 женщин (немки[источник не указан 165 дней], польки, украинки), которые работали практически до последнего дня существования лагеря[8].

По другим данным, этот бордель был открыт 30 июня 1943 года, а 15 июля того же года ещё один бордель был запущен в Бухенвальде[9]. В последнем это заведение носило название «Lagerbordell», целью которого было «стимулирование высоких показателей труда». В состав входило 16 женщин, которые были присланы из Равенсбрюка[10].

Положение узниц в лагерных борделях

Всего через лагерные бордели в десяти лагерях прошло, по различным оценкам, от 200 до 500 женщин[3][5][11]. Более 60 % из заключённых-проституток были немками, кроме того, в «командах особого назначения» были польки, узницы из Советского Союза и одна голландка[5]. Евреек среди них не было[5], евреи-заключённые также не имели права посещать лагерные бордели[3], только немцы или «арийцы» могли претендовать на подобную привилегию[6]. Кроме того, бордели использовались для принудительного тестирования «исправления» узников-гомосексуалов[12]. Примерно 70 % заключённых-проституток попали в концлагеря как «асоциальные элементы», причём некоторые ранее на свободе занимались проституцией[5].

Отобранных для лагерных борделей женщин помещали в лазарет, где их приводили в форму — им делали уколы кальция, они принимали дезинфицирующие ванны, отъедались и загорали под кварцевыми лампами[5]. Затем они переводились в сами бордели, которые представляли собой типично огороженные строения на краю лагеря, охранявшиеся вначале женским персоналом СС, а с конца 1943 года — заключёнными, набиравшимися преимущественно из пожилых узниц Равенсбрюка[13]. В борделях имелись комнаты для врачей, комнаты ожидания, ватерклозеты и душевые[14].

Посещения борделей разрешались практически только привилегированным узникам: надсмотрщикам, старостам и тому подобным, при этом стоимость посещения была велика — 2 рейсхмарки[5]. Длительность посещения была регламентирована 15 минутами, уединение во время соития не предоставлялось — комнаты имели глазки для надзора, разрешалась только миссионерская поза[5][15]. Ежедневная норма одной узницы составляла 8 мужчин на два часа вечером[15]. Беременели в борделях редко как из-за принудительной стерилизации многих узниц, так и из-за тяжёлых условий содержания, при выявлении беременности женщину заменяли и обычно отправляли на аборт[5]. Для профилактики распространения венерических заболеваний посетителям предоставляли дезинфицирующие мази, а у проституток постоянно брали мазки на триппер и кровь на сифилис[5], заражённых также заменяли[16].

Положение лагерной проститутки, крайне унизительное с обычной точки зрения, в чудовищных условиях концлагеря многими узницами расценивалось как желанное и престижное[17], почти все лагерные проститутки дожили до освобождения[5]. Кроме того, женщин завлекали слухи о том, что после шести месяцев работы в борделе узниц освобождают, хотя обычно после этого срока их либо оставляли работать дальше, либо возвращали в лагерь[2]. Мнимая «добровольность» участия женщин в лагерных борделях послужила одной из причин стигматизации жертв и последующего табуирования исследований этого явления[5].

Историография

Тема не затрагивалась на Нюрнбергском процессе и была табуирована в научных исследованиях до 1990-х годов[18][19][20], однако в 1970-е годы использовалась в эксплуатационном кино на нацистскую тематику (фильмы «Ильза, волчица СС», Last Orgy of the Third Reich, Love Camp 7, SS Experiment Camp и Nazi Love Camp 27[21]). Кроме того, в романе «Ринг за колючей проволокой» о наличии публичного дома в Бухенвальде писал Георгий Свиридов[22]:

Из каждого эшелона отбирали узниц и для бухенвальдского публичного дома. Отбором занимался лагерфюрер Шуберт. Каждую жертву тщательно осматривали врачи, а потом и сам начальник Гигиенического института майор СС Говен.

Даже в капитальных трудах 1990-х годов по рабскому труду в нацистских концентрационных лагерях тема принуждения к проституции упоминается вскользь или вообще обходится стороной, что Криста Шикорра связывает с общим замалчиванием сексуального насилия по отношению к женщинам в европейском обществе[23].

Немецкий культуролог в 2009 году Роберт Зоммер избрал эту тему для своей диссертации[5]:

Существование в Заксенхаузене, Дахау и даже Освенциме борделей, в которых узниц женских концлагерей принуждали к занятию проституцией, до сих пор остается малоизвестным аспектом нацистского террора. На протяжении 9 лет… Роберт Зоммер исследовал документы, разбросанные по архивам и мемориальным комплексам разных стран… Собрал богатый материал, развенчивающий миф, будто национал-социалисты запрещали проституцию и решительно с ней боролись. Режим стремился, скорее, к тотальному контролю над проститутками; такая политика проводилась как в «старом рейхе» (в особенности после начала войны), так и на оккупированных территориях. Разветвлённая сеть борделей, действовавших под контролем государства, покрывала собой в те годы пол-Европы.

См. также

Примечания

  1. ↑ Wohnhaus, Bordellbaracke, Objekt-ID 114535 (нем.). Wiki loves monuments. Проверено 19 сентября 2016.
  2. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174—175.
  3. ↑ 1 2 3 4 New Exhibition Documents Forced Prostitution in Concentration Camps — Der Spiegel — 15 January 2007
  4. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 170.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Марайке Фаллет, Симоне Кайзер. «Главное — выжить» // Der Spiegel/Профиль. — № 22 (625) 15 Июня 2009 (копия)
  6. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171.
  7. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 478. — ISBN 9785457412422.
  8. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 532. — ISBN 9785457412422.
  9. ↑ Eschebach I., Jacobeit S., Wenk S. Gedächtnis und Geschlecht: Deutungsmuster in Darstellungen des nationalsozialistischen Genozids. — Campus Verlag, 2002. — С. 44. — ISBN 9783593370538.
  10. ↑ Константин Залесский. СС. Самая полная энциклопедия. — М.: Litres, 2015. — С. 461. — ISBN 9785457412422.
  11. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175.
  12. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 171—172.
  13. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172.
  14. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 172—173.
  15. ↑ 1 2 Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 173.
  16. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 174.
  17. ↑ «Wenn wir wußten, daß in unserem Block eine ausgesucht wurde, haben wir sie geschnappt und ihr eine Decke übergeworfen und sie so verprügelt, daß sie sich nicht mehr rühren konnte. Es war unklar, ob sie sich davon überhaupt wieder erholen könnte. Die wollten doch nur ein schöneres Leben haben und wir haben sie so bestraft.» in: Thomas Gaevert / Martin Hilbert: «Frauen als Beute» («Women as Booty»), 2004 documentary made for ARD
  18. ↑ Christa Schulz. Weibliche Häftlinge aus Ravensbrück in Bordellen der Männerkonzentrationslager (нем.) // Frauen in Konzentrationslagern : Bergen-Belsen, Ravensbrück. — Bremen: Ed. Temmen, 1994. — S. 135—146.
  19. ↑ Paul, Christa. Zwangsprostitution : staatlich errichtete Bordelle in Nationalsozialismus Verfasst. — Berlin: Edition Hentrich, 1994. — 141 с.
  20. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 175—176.
  21. ↑ Stiglegger, Marcus Beyond Good and Evil? Sadomasochism politics cinema 1970ies. IKONEN. Ikonenmagazin.de (9 февраля 2007). Проверено 14 марта 2010. Архивировано из первоисточника на WebCite 20 апреля 2012 года.
  22. ↑ Свиридов, Георгий. Ринг за колючей проволокой. — 7-е изд., доп. — М: Физкультура и спорт, 1989. — С. 129. — ISBN 58-278-00097-X.
  23. ↑ Schikorra Ch. Forced prostitution in the Nazi concentration camps, 2006, p. 176.

Литература

  •  (нем.) Christl Wickert (1996). «Das große Schweigen; Zwangsprostitution im Dritten Reich (The Big Silence: Forced Prostitution on the Third Reich)». WerkstattGeschichte 13: 90–95. ISSN 0933-5706.
  • Christa Schikorra. Forced prostitution in the Nazi concentration camps (англ.) // Lessons and Legacies VII: The Holocaust in International Perspective / Hayes P., Herzog D., Holocaust Educational Foundation. — Northwestern University Press, 2006. — P. 169—178. — ISBN 9780810123717.

http-wikipediya.ru

Бордели в концлагерях | Общество | ИноСМИ

Они всегда приходили по вечерам. Максимум на 15 минут, дольше они не оставались, потом была очередь следующего. Маргарет В. (Margarethe W.) вынуждена была вспоминать эти вечера всю свою жизнь. 25-летняя женщина из Гюстрова и без того жила в аду: шел 1943 год, и она была заключенной в концентрационном лагере Бухенвальд.

У них была лишь одна задача: быть «к услугам» мужчин

Среди десятков тысяч людей она была одной из 16 женщин, «номером 13». В системе концлагерей СС у нее и остальных женщин была особая функция: ее единственной задачей было быть «к услугам» мужчин, то есть заниматься с ними сексом. Маргарет В. работала подневольной проституткой. Не для охранников из СС, а для других заключенных.

Идея организовать такие бордели в концентрационных лагерях пришла годом ранее самому шефу СС Генриху Гиммлеру. Речь при этом шла не о том, чтобы сделать что-то хорошее истощенным, подвергавшимся пыткам заключенным мужского пола, которых использовали в качестве рабов и убивали.

Гиммлер хотел повысить продуктивность своих рабов, которая была очень низкой из-за плохих условий жизни в лагерях. Поэтому в марте 1942 года он приказал: «Я считаю необходимым направить прилежно работающих заключенных женского пола на добровольной основе в бордели».

Сначала выбирали только «специалисток»

С 1942 года такие бордели были организованы в общей сложности в десяти лагерях, таких как Заксенхаузен, Маутхаузен, Бухенвальд и даже в Освенциме. Сначала женщин набирали из женского концлагеря Равенсбрюк, но позже стали отбирать и из других лагерей. В основном речь шла о немках, еврейских женщин не выбирали по расовым причинам.

Сначала персонал СС, в чьем ведении было функционирование борделей, выбирал «специалисток». То есть тех женщин, которые до ареста на самом деле зарабатывали деньги проституцией или в этом подозревались. Вскоре к ним присоединились женщины, которые занимались «осквернением расы», то есть вступали в половую связь с польскими, русскими или еврейскими пленными, отправленными на принудительные работы.

Заявки на эту работу были «добровольными»

Заявки на эту особенную службу были «добровольными» в том смысле, что женщин не принуждали. Те, что вызвались, могли надеяться на достаточное питание, регулярные медицинские осмотры, защиту от побоев, жестокого обращения и тяжелого физического труда. Некоторое время СС также обещали этим женщинам, что их отпустят из заключения в концлагере через полгода.

The New York Times20.08.2017Der Spiegel05.09.2016ABC.es14.11.2014Одна Родина09.07.2014The Guardian10.11.2017Но об истинной добровольности в условиях концлагеря, конечно, не могло быть и речи, потому что сначала СС создали бесчеловечную систему, от которой потом, по крайней мере, частично и временами защищали женщин. Однако участие в этом спасло им жизнь: согласно данным историка Роберта Зоммера (Robert Sommer), выжили практически все женщины, прошедшие через работу подневольной проститутки. Однако, несмотря на это, часть из них все же погибла в нацистских концентрационных лагерях.

Когда женщины соглашались, то сначала их помещали в карантин и проводили тщательный медицинский осмотр, особенно на предмет наличия болезней, передающихся половым путем. В это время их хорошо кормили и выхаживали физически. Ведь раньше они жили в ужасных условиях концлагеря, что отражалось на их теле. Однако для СС эстетический аспект не был самым важным. Женщины должны были быть здоровы и работоспособны.

Речь шла не об эротике, а о простом половом акте

Затем они шли в «специальное здание» в лагерях, так СС стыдливо называли бордель. Там безгранично правило элитное подразделение Гиммлера. «Специальные здания» были так сконструированы, что по центру проходил коридор, из которого можно было попасть в комнаты с женщинами. Оборудованы эти комнаты были по-спартански.

Об эротике речи не шло, только о половом акте, который должен был повысить продуктивность клиента проститутки. Сначала он тоже должен был пройти медицинское обследование. Затем ему можно было посетить комнату с подневольной проституткой. Существовали четкие правила — например, половой акт мог осуществляться только в определенном положении.

15 минут — и все

И самое позднее через 15 минут все заканчивалось. Кто еще не был готов, должен был учитывать, что его могут грубо выбросить из кровати и комнаты. Чтобы все проходило правильно, люди из СС постоянно могли наблюдать за происходящим через смотровое отверстие в двери.

Затем клиенты проституток должны были пройти «санацию», как вскоре после падения Третьего рейха уже описал в своем труде «Государство СС», ставшим классикой, бывший заключенный лагеря Ойген Когон (Eugen Kogon). Под этим подразумевалось тщательное медицинское обследование. Распространение венерических заболеваний в любом случае должно было быть предотвращено.

Очевидно, насилия клиентов по отношению к женщинам не было. Вероятно, во многих случаях не раз доходило до крайностей. Многие мужчины, обитавшие в свободной от женщин зоне лагеря, пользовались возможностью снова и, перед лицом смерти, возможно, в последний раз, увидеть женщину, поговорить с ней и ощутить немного физической близости.

Письменные прошения о посещении борделя

Получение услуг женщин для «удовольствий» СС называли привилегией. По оценкам Зоммера, лишь около 1% заключенных концлагеря были один или несколько раз в борделе. При этом речь шла о заключенных, принадлежавших к «верхнему слою» концлагеря, как правило, работающих заключенных.Для них такое посещение должно было быть премией за хорошую работу. Однако оно стоило две марки, раздобыть которые у многих заключенных не было никакой возможности. В основном в бордель приходили профессиональные преступники, Политические заключенные, за редким исключением, отказывались от этого. Они должны были подать заявление на посещение борделя в письменной форме: «Заключенный №… покорнейше просит разрешения на посещение борделя».

Бордели в концлагерях были частью коварной стратегии, с помощью которой СС осознанно унижали заключенных. Потому что, конечно, повышения продуктивности рабочих можно было достичь улучшением питания для всех заключенных. Но этого Гиммлер совсем не хотел. Когда мужчины шли в бордель, они унижались перед людьми из СС. В то же время они также становились соучастниками сексуальной эксплуатации женщин. Но для женщин ситуация была особенно тяжелой. Они стали жертвами СС и заключенных.

Табуированная тема на протяжении десятилетий

Хотя, как показывает книга Когона, тема принудительной проституции в концлагерях стала известна вскоре после падения Третьего рейха, она решительно замалчивалась. Это касается как старой Федеративной республики, так и бывшей ГДР. Только в начале 90-х некоторые женщины, как Маргарет В., попросили слова.

До тех пор никого это не интересовало — ни мужчин, которых обслуживали женщины, ни самих женщин, потому что они боялись, что их участь может быть представлена так, как будто они в прямом смысле слова добровольно работали в борделях.

Для женщин речь шла только о выживании

Этих женщин, кстати, немного, жертвами стали примерно несколько сотен. Но их судьба имеет большое значение, потому что она показывает, что СС хотели оскорбить, унизить и поиздеваться над заключенными лагерей любым мыслимым способом.

На самом деле, для этих женщин речь шла только о выживании, и, по крайней мере, в этом они достигли успеха. Их участь никогда не была признана, они не получили компенсацию. Известен лишь один случай 1966 года, когда пострадавшая подала заявление на компенсацию в Федеративной республике. Оно было отклонено на основании того, что для понесенных ею страданий истек срок давности.

inosmi.ru


Смотрите также