Линкоры кайзеровской германии


Эскадренные броненосцы Германии типа SMS «Braunschweig» и SMS «Deutschland»

Германские конструкторы проявили истинно немецкую пунктуальность в следовании за успешно выбранным прототипом, проектируя свои броненосцы: каждая последующая серия являлась логическим развитием предыдущей. Ничего похожего на французский пестрый «флот образцов» или британские шатания в поисках «наилучшего образца»! Еще на тысячу тонн больше, на пол-узла быстрее, вооруженные немного более современными или более мощными орудиями...Если о кораблестроительных достоинствах немецких броненосцев можно было и поспорить, то бесспорными оставались темпы, с которыми империя наращивала свои морские силы. Ни одна страна мира в это время не могла даже приблизительно показать таких темпов прироста военно-морского флота! Едва «брауншвейги» оставили стапели и перешли к стадии достройки на плаву, как последовала закладка следующей серии кораблей, прозванных «Дойчландами». Традиционно новые броненосцы были названы в честь провинций Германской империи.

«Braunschweig»Это первая серия броненосцев, построенных по программе 1898 г. Отличались от своих современников довольно развитой системой бронирования, более мощной паровой машиной и увеличенной на 2 узла скоростью хода. Использование башен для размещения четырех из четырнадцати 17-см орудий вызывало критику у некоторых иностранных корабельных специалистов, которые усматривали конструктивные погрешности, допущенные при проектировании башен.

Всего построено: 5 («Braunschweig», «Elsass», «Hessen», «Lothringen», «Preussen»).

Длина новых броненосцев (127,7 м) незначительно отличалась от предыдущих серий «Kaiser Friedrich III» и «Wittelsbach» (125,3 м и 126,8 м соответственно). А вот по своему водоизмещению в 14400 т они значительно превосходили своих предшественников (11600 т и 12600 т), в первую очередь из-за более тяжелых орудий и более солидного бронирования. На кораблях было тринадцать водонепроницаемых отсеков и двойное дно, простиравшееся на 60 процентов длины корпуса.

Эскадренный броненосец "Braunschweig" в норвежских фьёрдах Корабли были охарактеризованы как хорошие морские суда с отличной мореходностью, но на большой волне они были склонны к размашистой качке. Новые броненосцы прекрасно управлялись и имели малый радиус поворота на низкой скорости, но при резком перекладывании руля более чем на 12 градусов корабли теряли до 70 процентов скорости.Эскадренный броненосец "Hessen"Броненосцы типа «Braunschweig» имели три паровые машины тройного расширения проектной мощностью в 16000 индикаторных л.с. (11900 кВт), пар для которых вырабатывался 14 котлами (8 — т.н. «морского» типа и 6 — «цилиндрического» типа), что было обыкновенной практикой немецкого флота. На броненосцах была применена уже классическая для германских кораблей трехвинтовая схема с одним управляющим рулем.Эскадренный броненосец "Preussen" Два внешних винта были трехлопастные, а центральный — четырехлопастным. Максимальная скорость по контракту была оценена в 18 узлов. Однако во время испытания и паровые машины показали бОльшую мощность (16400…16980 инд.л.с. — 12200...12660 кВт), и максимальная скорость превысила контрактную (18,2…18,7 узлов). Корабли имели запас топлива в 5200 морских мили на крейсерской скорости 10 узлов, за исключением «Hessen». Он страдал от неустойчивого руля, который увеличил расход топлива и сократил дальность плавания до 4530 морских мили."Lothringen" - база торпедных катеров, 1918 годБронирование кораблей осуществлялось броневыми плитами, закаленными по методу Круппа и произведенными на одноименных предприятиях. Горизонтальная палуба покрывалась 40-мм броней. На скосах толщина брони колебалась от 75 мм (в оконечностях) до 140 мм (в середине корабля). Толщина главного броневого пояса составляла 250 мм (9,8 дюйма). Передняя боевая рубка была защищена 300-мм броней, а ее крыша прикрывалась 50-мм броневыми листами. Кормовая рубка была забронирована слабее — 140-мм броней стенок и 30-мм броней крыши. Над главным бортовым поясом располагался верхний броневой пояс с толщиной брони в 140 мм. Башни орудий главного калибра (ГК) имели 250-мм бронирование стенок и 50-мм бронирование крыши. Башни и казематы орудий среднего калибра были защищены 150-мм броней.Эскадренный броненосец "Elsass" Несмотря на то, что номинальная толщина брони немецких кораблей не превосходила таковую у британских или российских, степень проработки защищенности всего корабля, использования угольных ям для противоторпедной защиты и достаточно совершенная система непотопляемости выгодно отличали немецкие броненосцы от своих вероятных противников.

«Deutschland»Верные своей практике загрузки верфей, сразу же после того, как какой-нибудь из броненосцев серии «Braunschweig» покидал стапель — на его месте тут же закладывался броненосец следующей серии, получившей название «Deutschland». Серия состояла из пяти кораблей: «Deutschland», «Hannover», «Pommern», «Schlesien» и «Schleswig-Holstein», заложенных в 1903-1906 гг. и вступивших в строй в 1906-1908 гг. Броненосцы серии «Deutschland» являлись последними германскими эскадренными броненосцами и последней серией кораблей, заложенной в соответствии с первым «морским законом» 1898 г.

Эскадренный броненосец "Deutschland" Конструктивно «дойчланды» были похожи на предыдущие «брауншвейги», хотя и с заметными изменениями — особенно в сфере бронирования и размещения артиллерии среднего калибра. После закладки головного корабля серии, конструкция остальных четырех была изменена. Это, в первую очередь, коснулось количества котлов (на головном — 8 котлов, на остальных кораблях серии — 12) и увеличения толщины брони в главном броневом поясе — до 240 мм против 225 мм, что соответствовало бронированию «брауншвейгов».

Корпус были набран по смешанной продольно-поперечной схеме и разделен на 12 водонепроницаемых отсеков («Pommern» — 13). Двойное дно простиралось на 84% длины корпуса. За счет уменьшения ширины корпуса (почти на 2 м) и применения более мощных паровых машин, удалось увеличить скорость хода на целый узел — и это при большей толщине главного броневого пояса и большей его длине (по всей длине ватерлинии).

Всего построено: 5 («Deutschland», «Hannover», «Pommern», «Schlesien», «Schleswig-Holstein»).

Эскадренный броненосец "Hannover" Как и броненосцы предыдущей серии, «дойчланды» имели три паровых машины тройного расширения, работавших на три вала, вращавших три гребных винта. Два внешних винта были трехлопастные, 4,8 м в диаметре. Центральный винт имел четыре лопасти диаметром 4,5 м. Пар для паровых машин «Deutschland» вырабатывался, как и на «Braunschwieg», восемью котлами «морского» типа и шестью «цилиндрическими».

На остальных кораблях серии стояло по двенадцать котлов «морского» типа. Контрактная мощность энергоустановки для «Deutschland» составляла 16000 инд.л.с., в то время как на других четырех броненосцах она составляла 17000 инд.л.с. Несмотря на такое различие, расчетная скорость для всех кораблей составляла 18 узлов — и на всех же пяти кораблях она была превышена (как и мощность паровых машин). Отметим, что недобор мощности паровых машин на испытаниях было обычным делом на Российском флоте…

Эскадренный броненосец "Pommern" Новые броненосцы управлялись не так легко, как предыдущие им «брауншвейги», — но при этом и не показывали такой валкости и такой зависимости скорости хода от перекладывания руля. Дальность плавания удалось увеличить до 5900 миль с крейсерской скоростью 10 узлов за счет большего запаса угля.

Вооружение броненосцев класса «Deutschland» было почти идентично классу «Braunschweig», но его расположение было изменено. Основное вооружение состояло из четырех 28-см орудий SK L/40, расположенных попарно в двух башнях новой конструкции модели Drh.L. C/01, которая позволяла орудиям ГК иметь угол возвышения в диапазоне от +30° и до -5°. При максимальном возвышении ствола снаряды могли поразить цели на расстоянии до 18830 м. Снаряды весом в 240 кг были осколочно-фугасного и бронебойного типов. Начальная скорость для обоих типов снарядов составляла 820 м/с. На расстоянии в 12000 м бронебойные снаряды могли пробить броню толщиной до 160 мм.

Батарея орудий среднего калибра состояла, как и на «брауншвейгах», из четырнадцати 17-см орудий. Но, в отличие от «брауншвейгов», у которых все орудия размещались в каземате, у «дойчландов» десять орудий были установлены в каземате верхней палубы и четыре — на одну палубу выше, в надстройке. Расположение в казематах позволяло орудиям иметь угол возвышения от +22° до -5°. При максимальном угле возвышения пушки могли поражать цели на расстоянии до 14500 м. Сектор обстрела каждого орудия составлял 160°. Боезапас каждого орудия составлял 130 снарядов. Скорострельность достигала 5 выстрелов в минуту.

Эскадренный броненосец "Schlesien" Противоминная артиллерия была представлена двадцатью двумя 8,8-см пушками, которые выпускали 14,8-кг осколочно-фугасные снаряды на расстояние до 11000 м со скоростью до 12 выстрелов в минуту. Боезапас составлял 140 снарядов на ствол.

Все броненосцы типа «Deutschland» были забронированы крупповской цементированной броней, но головной корабль (сам «Deutschland») отличался несколько иным расположением броневого пояса и иным бронированием цитадели и надстройки. Ватерлиния была защищена броней по всей длине. Над главным поясом в средней части между основаниями башен был второй пояс (до 170 мм), выше которого шел третий пояс, служивший защитой батареи средней артиллерии.

Эскадренный броненосец "Schleswig-Holstein" Толщина броневого пояса «Deutschland» составляла 225 мм на уровне ватерлинии и уменьшалась до 140 мм по нижнему краю. Броневые пояса остальных броненосцев имели увеличенную толщину брони — до 240 мм по ватерлинии и до 170 мм по нижнему краю броневого пояса. У «Deutschland» броня цитадели составляла 160 мм, а на других четырех кораблях — 170 мм. Все пять кораблей несли бронированную палубу, толщиной от 40 мм до 70 мм, горизонтального бронирования и с бортовыми скосами в 100 мм.Орудийные башни ГК имели бронирование стенок башни в 280 мм и крыши — в 50 мм. Барбеты башен ГК имели бронирование в 250 мм. Передняя боевая рубка имела 300-мм бронирование, а задняя — 140-мм бронирование.

История службыПосле вступления в строй и «брауншвейги», и «дойчланды» включались во 2-ю эскадру линейных сил «Heimatflotte» (Флот Метрополии), в котором «Deutschland» заменил «Kaiser Wilhelm II» в качестве флагмана флота. После завершения программы строительства эскадренных броненосцев и начала строительства флота дредноутов, германский флот был реорганизован в «Hochseeflotte» (Флот Открытого моря).Все броненосцы этой эскадры каждый год, вплоть до 1914 года, совершали по несколько учебных походов в Атлантическом океане и Балтийском море, а также — ежегодные туры в Норвегию. В 1913 году «Deutschland» был заменен в роли флагманского корабля новым дредноутом «Фридрих дер Гроссе».

Эскадренный броненосец "Pommern" и подводная лодка типа UB-1 в самом начале Первой мировой войныС началом боевых действий старые броненосцы оказались на Балтике, где принимали активное участие во всех демонстрациях германского флота — особенно во время операции в Рижском заливе. Но пассивность Российского флота не позволила немцам продемонстрировать слаженность команд своих «старичков» и достоинства реализованных на них технических решений. По правде сказать, количественное преимущество 2-го эшелона германского флота (двадцать броненосцев) над четырьмя броненосцами Балтийского флота, оставшихся после Цусимы («Слава», «Цесаревич», «Император Павел I» и «Андрей Первозванный») не оставляло последним никаких шансов…

Смертельный удар по броненосцам кайзеровского флота нанес… сам кайзер.

Эскадренный броненосец "Braunschweig" в испанских водахНовейшие линкоры и линейные крейсера Флота Открытого моря нуждались в восполнении потерь в личном составе, неизбежном в ходе боевых действий. Только в сражении при Доггер-банке один линейный крейсер «Зейдлиц» потерял более 200 человек — не говоря уже о других потопленных кораблях! Личный состав броненосцев наилучшим образом подходил для этой цели — особенно для линкоров первых серий (те же орудия в 28-см и 17-см, те же паровые машины).

Содержать по несколько сотен первоклассных матросов и офицеров на боевых кораблях сомнительной боевой ценности было бы расточительно. И потому германские броненосцы первых серий стали выводиться из боевого состава Флота и их боевые задачи стали сводиться к брандвахтенной службе.

Эскадренный броненосец "Schlesien" у норвежского побережьяТолько «дойчландам» удалось по-настоящему повоевать. Пять броненосцев в составе 2-й эскадры вместе с остальными силами германского флота участвовали в единственном генеральном сражении Первой мировой войны — Ютландском бою. Взятые в немалой степени из-за патриотического подъема настроения экипажей, страстно желающих разрядить свои орудия во врага и которым до смерти надоело торчать в бездействии в своих базах, они служили источником постоянной головной боли для адмирала Шпеера из-за своей малой (по сравнению с дредноутами) скорости и большой уязвимости. Ему пришлось трижды на протяжении боя совершать сложный маневр поворота «все вдруг» всем флотом — в немалой мере из-за желания удержать свои старые броненосцы как можно дальше от огня английских дредноутов.

К концу вечера 31 мая пять «дойчландов» пришли на помощь к сильно пострадавшим линейным крейсерам Хиппера и, по-сути, прикрыли и спасли их от наседающих кораблей под командованием адмирала Дэвида Битти. Но той же ночью, при атаке британских эсминцев, «Поммерн» взлетел на воздух от взрыва погреба, немного скрасив достаточно печальный для англичан итог Ютланда.

Старший артиллерийский офицер линейного крейсера «Дерфлингер» описывал это так: «Было два часа ночи. Едва забрезжил рассвет, как мы повстречались с новой флотилией британских эсминцев. На этот раз выпущенные ими торпеды нашли свою цель. Ей стал «Поммерн». В него попала или одна, или две торпеды одновременно. Корабль в одно мгновение стал походить на гигантский огненный шар какого-то гигантского фейерверка. Мы, находящиеся на «Дерфлингере», идущего в корме подбитого корабля, наблюдали за тем, как он распался буквально на атомы. Через несколько минут от него не осталось и следа. В морской пучине погибло в одно мгновение 800 человек — вся команда броненосца.»

Немедленно после боя броненосцы-додредноуты окончательно покинули Флот Открытого моря. Казалось, время их активной службы ушло безвозвратно, но история распорядилась иначе.

Эскадренный броненосец "Elsass", зима 1928-1929 гг. После поражения кайзеровской Германии, Веймарской республике было разрешено оставить на флоте всего 15 тысяч моряков и 8 старых броненосцев, в том числе 2 — в резерве. В результате судьбы старых броненосцев резко разошлись: большая их часть пошла на металл в 1920-1922 гг., зато оставшимся было уготовано долголетие, в ряде случаев поистине рекордное.Эскадренный броненосец "Hannover" и броненосцы типа "Wittelsbach" 30 марта 1910 года в Киле На активной службе остались все броненосцы типа «Braunschweig», а также «Schlesien», «Schleswig-Holstein» и «Hannover». Но, по мере вступления в строй «карманных линкоров» (формально подходивших под Версальские ограничения), необходимо было избавляться от старых броненосцев. В 1931 году «Braunschweig», «Elsass», «Lothringen», «Preussen» и «Hannover» были исключены из списков флота и сданы на слом.

«Schlesien» и «Schleswig-Holstein» прошли в 30-х годах значительную модернизацию и были переведены в разряд учебных. Две ближайшие к носу трубы объединили в одну, котлы частично перевели на нефтяное отопление, а 170-миллиметровки заменили на привычный 150-мм калибр.

Эскадренный броненосец "Schleswig-Holstein". Фото сделано с борта USS ARKANSAS (BB-33) в Киле (Германия) в июле 1930 года. Слева на переднем плане - американские морпехи. При этом количество шестидюймовок неуклонно сокращалось: два орудия сняли вскоре после модернизации, еще два — к 1937 г., а к 1939 г. броненосцы полностью лишились своей средней артиллерии. Зато соответственно возрастала их зенитная мощь, состоящая сначала из 88-мм зениток, к которым прибавились шесть 105-мм, а в войну еще и несколько десятков 20-и 40-мм автоматов.

Преклонный «возраст» предопределил роль этих устаревших кораблей на всю войну. Их использовали только для обстрела берега, но довольно интенсивно: «Schlesien» воевал чуть ли не до последних дней Второй мировой войны. Получивший тяжелые повреждения на мине, он был взорван своей командой 4 мая 1945 г.

Эскадренный броненосец "Schlesien" во время прохождения через Панамский канал, 8 марта 1938 года После войны его долго и нудно разбирали в бывшем порту Свинемюнде; последние части его пошли на металл в 1956 г. Примерно в то же время в другом бывшем германском, а теперь польском порту Гдыня закончил свое существование «Schleswig-Holstein». Севший на грунт после атаки британской авиации в самом конце 1944 г., он также был взорван командой и простоял до 1952 г., когда у поляков наконец дошли руки до бывшего линкора противника.

Однако рекорд долгожительства поставил «Hessen». Получив в 1935-1937 гг. новые котлы, он был полностью перестроен в радиоуправляемый корабль-цель и в этом качестве активно использовался в нацистском флоте. Ему удалось пережить войну, после которой он попал во флот Советского Союза, получив простое название «Цель», под которым просуществовал до середины 60-х годов.

Корабль-цель "Hessen"

foto-history.livejournal.com

"Байерн". "Морская Коллекция" МК. Исторический Справочник

Слухи о «Дредноуте» привели в действие гигантскую машину, созданную в Германии усилиями гросс-адмирала Тирпица. В течение многих лет он сперва как начальник морского штаба верховного командования, а потом, с 1897 года, как морской министр готовил страну к строительству большого флота. По его инициативе к популяризации флота были привлечены издатели, художники и литераторы. Начал выходить военно-морской журнал; школьникам за сочинение на морские темы выдались награды; устраивались экскурсии на военные корабли; премировались художники и писатели, посвятившие свое творчество военно-морскому делу. А пока шла эта лихорадочная обработка общественного мнения, казенные верфи из «простых жестяных мастерских» превращались в отлично оборудованные крупные предприятия, обучались рабочие, велись исследования по непотопляемости и бронированию кораблей, по совершенствованию морской артиллерии. В результате этой подготовки не успели еще отчаянно торопившиеся англичане достроить «Дредноут», как в июле 1906 года на имперской верфи в Вильгельмсгафене был заложен «Нассау» (65) — головной корабль из первой серии германских дредноутов.

Первые сведения о них вызвали вздох облегчения в Англии: по сравнению с новыми британскими линкорами германские выглядели менее внушительно. Хотя на «Нассау» было 12 орудий против 10 на «Дредноуте», они были размещены так неудачно, что в бортовом залпе могли принять участие лишь 8, то есть столько же, сколько на «Дредноуте». А если учесть, что калибр германских орудий был 280 мм, а английских — 305 мм, то сравнение складывалось не в пользу немцев. Не решившись отказаться от промежуточной 150-мм артиллерии и 6 подводных торпедных аппаратов, Тирпиц был вынужден пойти на ухудшение условий «обитаемости». И, наконец, поскольку в Германии лишь один завод мог изготавливать паровые турбины нужной мощности, гросс-адмиралу пришлось довольствоваться поршневыми паровыми машинами, развивавшими скорость лишь до 20 узлов. Компенсацией за все эти недостатки была превосходная защита. «Пока корабль еще сохраняет плавучесть, он представляет некоторую боевую ценность, — писал Тирпиц, — высшим качеством корабля следует считать его способность сохранять плавучесть в вертикальной плоскости и продолжать бой». Спроектированный и построенный в соответствии с этим принципом, «Нассау» нес 300-мм главный броневой пояс, доходивший до верхней палубы, противоосколочную броню для защиты казематных орудий и сильное бронирование оконечностей и шахт боевой рубки. Превосходная подводная защита и оборудование для борьбы за живучесть сочетались с высокой остойчивостью.

Но было бы неверно считать «Нассау» перезащищенным, но недовооруженным кораблем. Неприятным сюрпризом для англичан оказалось то, что 280-мм снаряды германских пушек лучше пробивали броню, чем 305-мм снаряды английских. Кроме того, на кораблях этого класса впервые были применены металлические гильзы для зарядов орудий главного калибра (вероятно, поэтому за всю войну произошло всего лишь самовозгорание пороха на одном устаревшем немецком корабле), мощные прожекторы и усовершенствованные приборы для ночной стрельбы. За четырьмя линкорами класса «Нассау» («Позен», «Рейнланд», «Вестфален») в 1908 году последовали четыре линкора класса «Гельголанд» (66) — «Ост-фрисланд», «Тюринген», «Ольденбург». Будучи сходными с «Нассау» по расположению башен, они отличались тем, что несли более тяжелые 305-мм орудия и были на 4 тыс. т тяжелее.

69. «БАЙЕРН» (ГЕРМАНИЯ, 1915 г.)

65. «НАССАУ» (ГЕРМАНИЯ, 1908 г.) 66. «ГЕЛЬГОЛАНД» (ГЕРМАНИЯ, 1909 г.) 67. «КАЙЗЕР» (ГЕРМАНИЯ, 1911 г.) 68. «КЁНИГ» (ГЕРМАНИЯ, 1913 г.)

В 1909—1910 годах на германских верфях были заложены линкоры следующей серии — класса «Кайзер» (67) — первые турбинные линкоры Германии. На них было установлено пять двухорудийных башен: три в диаметральной плоскости и две в средней части корабля, несколько отнесенные к борту в шахматном порядке. Такое расположение позволяло четырем, а при определенных курсовых углах, и всем пяти башням участвовать в бортовом залпе. Хотя по сравнению с предыдущим классом количество 305-мм орудий уменьшено с 12 до 10, водоизмещение увеличено на 2 тыс. т. За счет этого толщина главного броневого пояса увеличена до 350 мм! Из четырех линкоров следующей серии, заложенных в 1911—1912 годах («Кёниг» (68), «Гроссер Курфюрст», «Маркграф», «Кронпринц»), только один был закончен к началу войны, остальные достраивались уже в ходе военных действий. На этих кораблях — последних германских линкорах с 305-мм пушками — орудия, наконец, были расположены в диаметральной плоскости, как на английских кораблях. Водоизмещение новых кораблей на 1 тыс. т больше, чем у «Кайзера». Благодаря этому удалось увеличить скорость на один узел и усилить защиту. Два последних германских линкора, построенных до окончания первой мировой войны — «Байерн» (69) и «Баден», вооружены 381-мм пушками. Решение об установке орудий такого калибра было принято одновременно с таким же решением английских моряков, но осторожный Тирпиц хотел убедиться в преимуществах этих орудий до того, как они будут установлены на корабле. Англичане поступили иначе, они заложили «Куин Элизабет» задолго до того, как были изготовлены и испытаны новые пушки. В результате уже в 1915 году мощные английские линкоры вступили в строй, а германские не были готовы вплоть до 1917 года.

Сравнивая английские и германские линкоры третьего периода, нетрудно убедиться, что британские корабли уже и длиннее немецких, их скорость выше, а остойчивость меньше. Германские броненосцы были одинаково хорошо защищены в подводной и в надводной частях, у английских подводная защита была менее совершенна. Английские корабли работали исключительно на жидком топливе, немецкие — на угле. Артиллерийское снабжение — заряды и снаряды — германских кораблей было лучше, чем английских. В 1916 году в знаменитом Ютландском бою — последнем и самом крупном в истории эскадренном сражении, хорошо забронированные германские линкоры, несмотря на меньшую скорость хода и меньший калибр артиллерии, пострадали не так жестоко, как быстроходные, вооруженные тяжелой артиллерией, но несущие более легкую броню английские линкоры.

После объявления перемирия в ноябре 1918 года большая часть германского флота была сосредоточена в базе английского флота в Скапа-Флоу. Здесь немецкие корабли и их экипажи ожидали решения своей судьбы. 21 июня 1919 года по тайному сговору экипажей весь германский флот был затоплен. Из линкоров один лишь «Баден» удалось быстро поднять в удовлетворительном состоянии. Часть кораблей подняли через несколько лет только для того, чтобы пустить на слом. Все остальные — в том числе и четыре линкора класса «Кёниг» — лежат на дне Скапа-Флоу и по сей день.

historius.narod.ru

Линейные корабли типа «Кайзер» — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кайзер. <tr><th colspan="2">Линейные корабли типа «Кайзер»</th></tr><tr><th colspan="2">Kaiser-Klasse</th></tr><tr><th colspan="2"></th></tr><tr><th colspan="2">

«Кайзер» в 1913 году

</th></tr> <tr><th colspan="2">Проект</th></tr><tr><th>Страна</th><td> </td></tr><tr><th>Предшествующий тип</th><td> тип «Остфрисланд» </td></tr><tr><th>Последующий тип</th><td> тип «Кёниг» </td></tr><tr><th>В строю</th><td> сняты с вооружения </td></tr>

<tr><th colspan="2">Основные характеристики</th></tr><tr><th>Водоизмещение</th><td> 24 330 т нормальное27 400 т полное </td></tr><tr><th>Длина</th><td> 172,4 м максимальная </td></tr><tr><th>Ширина</th><td> 29,0 м </td></tr><tr><th>Осадка</th><td> 8,3 м </td></tr><tr><th>Бронирование</th><td> пояс: 80—350 мм траверсы: 130—300 ммпалуба: 20—30+60 ммбашни ГК: 80—300 ммбарбеты ГК: 80—300 ммказемат ПМК: 170 ммкомандирская рубка: 350\150 (стенки\крыша) </td></tr><tr><th>Двигатели</th><td> 16 котлов типа Шульц-ТорникрофтаЛуитпольд- 143 (Луитпольд-2) турбины Парсонса </td></tr><tr><th>Мощность</th><td> 28 000 л.с. (проектная)Луитпольд: 26 000 л.с. </td></tr><tr><th>Движитель</th><td> 3 винтаЛуитпольд: 2 </td></tr><tr><th>Скорость хода</th><td> 21 узел полная (Луитпольд: 20)22,1-23,4 узла максимальная (Луитпольд: 21,7)12 узлов экономическая </td></tr><tr><th>Дальность плавания</th><td> 7900 миль на 12 узлах(Луитпольд: 7200)3900 миль на 18 узлах[1] </td></tr><tr><th>Экипаж</th><td> 1084 человека </td></tr> <tr><th colspan="2">Вооружение</th></tr><tr><th>Артиллерия</th><td> 5×2 — 305-мм/50 (англ.)русск. 14×1 — 150-мм/45 8×1 — 88-мм/45 </td></tr><tr><th>Минно-торпедное вооружение</th><td> 5 × 500-мм подводных ТА </td></tr>

Линейные корабли типа «Кайзер» (нем. Kaiser-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Остфрисланд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять; также вновь были серьёзно усилены броневая и подводная защита линкоров, выведя тип «Кайзер» по этим параметрам в число мощнейших в мире. Кроме этого, впервые среди германских дредноутов на типе «Кайзер» была применена паротурбинная силовая установка.

Всего в 1909—1913 годах было построено пять линкоров типа «Кайзер», два — в рамках кораблестроительной программы 1909/1910 годов и ещё три — по программе 1910—1911 годов. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» специально проектировались как флагманские корабли флота и имели специально оборудованные боевые рубки и ходовые мостики. Оригинальной конструктивной особенностью проекта также являлась запланированная на «Принце-регенте Луитпольде» дизельная силовая установка на среднем валу, но так как довести двигатель мощностью в 12 000 л.с. до работоспособного состояния так и не удалось, корабль вступил в строй и эксплуатировался только с паротурбинной установкой на двух валах.

Конструкция

Схема линкора типа «Кайзер»

По своей конструкции дредноуты типа «Кайзер» представляли собой высокобортный корабль с удлинённым баком, пятью бронированными вращающимися башенными установками артиллерии главного калибра (из них три по ДП в оконечностях корабля и две ближе к бортам эшелонирование в районе миделя), двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом бронирования цитадели от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже КВЛ. Средняя артиллерия размещалась на палубу выше, чем у предшественников. Носовую и кормовую оконечность дополнительно защищала верхняя бронированная палуба.

Форма корпуса в основном повторяла форму корпуса типа «Гельголанд», но отличалась несколько большей длиной и более широким миделем. Подъём днища в носовой части был менее крутой, а у форштевня отсутствовал характерный таранный шпирон, что уже свидетельствовало о полном отказе от архаичной тактики таранного удара в бою.

В отличие от сплошной верхней палубы у типа «Гельголанд», был добавлен полубак. Он оканчивался у середины барбета кормовой линейно-возвышенной башенной установки, а дымовые трубы установили на большем расстоянии друг от друга.

Вооружение

Главный калибр составляли десять 305-мм орудий 30.5cm SK L/50 C/08 с длиной ствола 50 калибров[2]. Орудия оснащались клиновым затвором системы Круппа. Они располагались в установках образца 1909 года Drh.LC/1909, с углом склонения −8° и углом возвышения 13,5 °. После Ютландского сражения углы были изменены на −5,5° и +16 ° соответственно. Заряд состоял из двух частей — основного в латунной гильзе и дополнительного в шелковом картузе. До подачи в боевое отделение башни дополнительный заряд находился в латунном пенале. Общий вес порохового заряда составлял 125,5 кг. При угле возвышения в 13,5° он обеспечивал 405,5 кг бронебойному снаряду начальную скорость в 855 м/с и дальность 18 700 м, при 16 ° 20 400 м[3]. Максимальная скорострельность — три выстрела в минуту. Общий боекомплект составлял 860 снарядов — по 86 на орудие.

Средняя артиллерия состояла из четырнадцати 150-мм орудий 15 cm/45 SK L/45 с длиной ствола 45 калибров в казематах. Угол склонения орудий составлял −8°, а возвышения +16°. Максимальная дальность стрельбы составляла 16 800 м.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка четырёх дредноутов типа «Кайзер» состояла из трёх одинаковых независимых комплектов турбин («Кайзер» и «Кайзерин» — типа Парсонс; «Фридрих дер Гроссе» — АЕГ-Кертис; «Кёниг Альберт» — Шихау), вращавших три трёхлопастных винта диаметром 3,75 м.

На пятом дредноуте («Принц-регент Луитпольд») должны были установить комбинированную силовую установку, состоящую из двух комплектов турбин и одного дизеля большой мощности, однако изготовляемый заводом «Германия» дизельный двигатель так и не смогли довести до работоспособного состояния.

В бортовых помещениях машинного отделения установили две более мощных чем у систершипов турбины Парсонса общей мощностью 26 000 л. с. вращавших два трёхлопастных гребных винта диаметром 4 м, что должно было обеспечить кораблю скорость хода 20 узлов.[4]

Модернизации

За время своей сравнительно недолгой службы серьёзной модернизации корабли этого типа не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16° и замены в годы войны четырёх из 88-мм противоминных орудий на зенитные того же калибра.

Представители

Служба

Открытка с изображением «Фридриха дер Гроссе», около 1914 года

В 1913 году «Кайзер» и «Кёниг Альберт» осуществили дальнее плавание в Юго-Западную Африку и Южную Америку. В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кайзер» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях. В Ютландском сражении принимали участие четыре линкора этой серии. «Кёнинг Альберт» находился в это время в сухом доке на ремонте. Несмотря на использование в ряде операций германского флота, ни один линкор этого типа в годы войны не получил серьёзных повреждений. С капитуляцией Германии, все пять кораблей серии, вместе с другими кораблями Флота открытого моря, были затоплены в Скапа-Флоу (Оркнейские острова) в 1919 году и впоследствии подняты и проданы на слом в 1929—1937 годах.

Оценка проекта

«Вайоминг»[5] «Орион»[6] «Остфрисланд»[7] «Кайзер»[1] «Мольтке»[8] Год закладки Год ввода в строй Водоизмещение нормальное, т Полное, т[прим. 1] Тип СУ Мощность, л. с. Максимальная скорость, узл. Дальность, миль (на ходу, узл.) Бронирование, мм Пояс Палуба Башни, лоб Барбеты Рубка Схема размещения вооружения Вооружение
1909 1909 1908 1909 1909
1912 1912 1911 1912 1912
26 416 22 555 22 806 24 724 22 979
27 680 26 284 24 700 27 000 25 400
ПТ ПТ ПМ ПТ ПТ
28 000 27 000 28 000 28 000 52 000
20,5 21 20,5 21 25,5
6680 (10) 6730 (10) 5500 (10) 7900(12) 4400 (14)
279 305 300 350 270
35—63 45—102 55—80 60—100 50
305 279 300 300 230
254 254 300 300 200—230
292 279 300 350 300
6×2×305/5021×1×127/512 ТА 5×2×343/45 16×1×102/504×1 47-мм3 ТА 6×2×305/5014×1×150/4514×1×88/45 6 ТА 5×2×305/5014×1×150/458×1×88/455 ТА 5×2×280-мм/5012×1×150/4512×1×88/454 ТА

Примечания к таблице

  1. ↑ Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны

Примечания

Литература

wp.wiki-wiki.ru

Линейные корабли типа «Кайзер» - Gpedia, Your Encyclopedia

У этого термина существуют и другие значения, см. Кайзер.

Линейные корабли типа «Кайзер» (нем. Kaiser-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Остфрисланд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять; также вновь были серьёзно усилены броневая и подводная защита линкоров, выведя тип «Кайзер» по этим параметрам в число мощнейших в мире. Кроме этого, впервые среди германских дредноутов на типе «Кайзер» была применена паротурбинная силовая установка.

Всего в 1909—1913 годах было построено пять линкоров типа «Кайзер», два — в рамках кораблестроительной программы 1909/1910 годов и ещё три — по программе 1910—1911 годов. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» специально проектировались как флагманские корабли флота и имели специально оборудованные боевые рубки и ходовые мостики. Оригинальной конструктивной особенностью проекта также являлась запланированная на «Принце-регенте Луитпольде» дизельная силовая установка на среднем валу, но так как довести двигатель мощностью в 12 000 л. с. до работоспособного состояния так и не удалось, корабль вступил в строй и эксплуатировался только с паротурбинной установкой на двух валах.

Конструкция

Схема линкора типа «Кайзер»

По своей конструкции дредноуты типа «Кайзер» представляли собой высокобортный корабль с удлинённым баком, пятью бронированными вращающимися башенными установками артиллерии главного калибра (из них три по ДП в оконечностях корабля и две ближе к бортам эшелонирование в районе миделя), двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом бронирования цитадели от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже КВЛ. Средняя артиллерия размещалась на палубу выше, чем у предшественников. Носовую и кормовую оконечность дополнительно защищала верхняя бронированная палуба.

Форма корпуса в основном повторяла форму корпуса типа «Гельголанд», но отличалась несколько большей длиной и более широким миделем. Подъём днища в носовой части был менее крутой, а у форштевня отсутствовал характерный таранный шпирон, что уже свидетельствовало о полном отказе от архаичной тактики таранного удара в бою.

В отличие от сплошной верхней палубы у типа «Гельголанд», был добавлен полубак. Он оканчивался у середины барбета кормовой линейно-возвышенной башенной установки, а дымовые трубы установили на большем расстоянии друг от друга. Экипаж по штату насчитывал 1043 человека команды и 41 офицер. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» строились как флагманские корабли и имели помещения для размещения адмирала со штабом — дополнительно 80 человек, из них 14 офицеров[2].

Вооружение

Главный калибр составляли десять 305-мм орудий 30.5cm SK L/50 C/08 с длиной ствола 50 калибров[2]. Орудия оснащались клиновым затвором системы Круппа. Они располагались в установках образца 1909 года Drh.LC/1909, с углом склонения −8° и углом возвышения 13,5 °. Впоследствии углы были изменены на −5,5° и +16 ° соответственно. Заряд состоял из двух частей — основного в латунной гильзе и дополнительного в шелковом картузе. До подачи в боевое отделение башни дополнительный заряд находился в латунном пенале. Общий вес порохового заряда составлял 125,5 кг. При угле возвышения в 13,5° он обеспечивал 405,5 кг бронебойному снаряду начальную скорость в 855 м/с и дальность 18 000 м, при 16 ° 20 400 м[3]. Максимальная скорострельность — три выстрела в минуту. Общий боекомплект составлял 860 снарядов — по 86 на орудие[2].

Противоминная артиллерия линкоров типа «Кайзер» включала орудия двух калибров − 150-мм среднего и 88-мм лёгкого.

Средняя артиллерия состояла из четырнадцати 150-мм орудий 15 cm/45 SK L/45 с длиной ствола 45 калибров в казематах, с дальностью стрельбы 13 500 м (73 кбт.) с сектором обстрела 120°; с 1915 г. дальность стрельбы увеличили до 16 800 м (91 кбт.) Общий боекомплект 150-мм орудий составлял 2240 выстрелов или 160 на орудие[2].

Корабли были оснащены восемью 8,8 см орудиями SK L/45 с общим боекомплектом 2800 снарядов, впоследствии заменённых на два — четыре зенитных того же калибра.

По сравнению с линкорами первых двух серий, торпедное вооружение ослабили за счёт сокращения количества торпедных аппаратов до пяти подводных 500-мм (один носовой и четыре бортовых, с боекомплектом 19 торпед)[2].

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка четырёх дредноутов типа «Кайзер» состояла из трёх одинаковых независимых комплектов турбин («Кайзер» и «Кайзерин» — типа Парсонс; «Фридрих дер Гроссе» — АЕГ-Кертис; «Кёниг Альберт» — Шихау), вращавших три трёхлопастных винта диаметром 3,75 м[2].

На пятом дредноуте («Принц-регент Луитпольд») должны были установить комбинированную силовую установку, состоящую из двух комплектов турбин и одного дизеля большой мощности, однако изготовляемый заводом «Германия» дизельный двигатель так и не смогли довести до работоспособного состояния.

В бортовых помещениях машинного отделения установили две более мощных чем у систершипов турбины Парсонса общей мощностью 26 000 л. с. вращавших два трёхлопастных гребных винта диаметром 4 м, что должно было обеспечить кораблю скорость хода 20 узлов[4].

Модернизации

За время своей сравнительно недолгой службы серьёзной модернизации корабли этого типа не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16° (Prinzregent Luitpold был модернизирован как раз перед, а остальные корабли вскоре после Ютланского сражения[5]) и замены в годы войны четырёх из 88-мм противоминных орудий на зенитные того же калибра[2].

Представители

Служба

Открытка с изображением «Фридриха дер Гроссе», около 1914 года

В 1913 году «Кайзер» и «Кёниг Альберт» осуществили дальнее плавание в Юго-Западную Африку и Южную Америку. В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кайзер» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались в боевых действиях. В Ютландском сражении принимали участие четыре линкора этой серии. «Кёнинг Альберт» находился в это время в сухом доке на ремонте. Несмотря на использование в ряде операций германского флота, ни один линкор этого типа в годы войны не получил серьёзных повреждений. С капитуляцией Германии, все пять кораблей серии, вместе с другими кораблями Флота открытого моря, были затоплены в Скапа-Флоу (Оркнейские острова) в 1919 году и впоследствии подняты и проданы на слом в 1929—1937 годах.

Оценка проекта

«Вайоминг»[6] «Орион»[7] «Остфрисланд»[8] «Кайзер»[1] «Мольтке»[9] Год закладки Год ввода в строй Водоизмещение нормальное, т Полное, т[прим. 1] Тип СУ Мощность, л. с. Максимальная скорость, узл. Дальность, миль (на ходу, узл.) Бронирование, мм Пояс Палуба Башни, лоб Барбеты Рубка Схема размещения вооружения Вооружение
1909 1909 1908 1909 1909
1912 1912 1911 1912 1912
26 416 22 555 22 806 24 724 22 979
27 680 26 284 24 700 27 000 25 400
ПТ ПТ ПМ ПТ ПТ
28 000 27 000 28 000 28 000 52 000
20,5 21 20,5 21 25,5
6680 (10) 6730 (10) 5500 (10) 7900(12) 4400 (14)
279 305 300 350 270
35—63 45—102 55—80 60—100 50
305 279 300 300 230
254 254 300 300 200—230
292 279 300 350 300
6×2×305/5021×1×127/512 ТА 5×2×343/4516×1×102/504×1 47-мм3 ТА 6×2×305/5014×1×150/4514×1×88/456 ТА 5×2×305/5014×1×150/458×1×88/455 ТА 5×2×280-мм/5012×1×150/4512×1×88/454 ТА

Примечания к таблице

  1. ↑ Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны

Примечания

Литература

Ссылки

DiGiulian, Tony Germany 30.5 cm/50 (12") SK L/50. Navweaps.com (28 December 2008). Проверено 14 августа 2009.

www.gpedia.com

Kaiser — Global wiki. Wargaming.net

SMS Kaiser

Служба

Германия

Исторические данные

10.1909 г. Заложен
22.03.1911 г. Спущен на воду
1.08.1912 г. Введен в строй
21.06.1919 г. Выведен из боевого состава

Общие данные

24 330 / 27 400 т. Водоизмещение(стандартное/полное)
172,4 / 29 / 9,1 м. Размерения(длина/ширина/осадка)

ЭУ

top

0

3 ПТУ Parsons + 16 ПК / 55 187 Главная ЭУ(тип/мощность)
3 ед. Количество валов
23,4 / 12 узл. Скорость хода(полная/экономичная)
/ 7900 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
1000—3600 т. Запас топлива

1

3 ПТУ Parsons + 16 ПК / 55 187 Главная ЭУ(тип/мощность)
3 ед. Количество валов
21 / 12 узл. Скорость хода(полная/экономичная)
/ 7900 миль Дальность плавания(полным/экономичным ходом)
1000—3600 т. Запас топлива

Экипаж

1084 чел. Общая численность
41 чел. Офицеры

Бронирование

120-350 / мм. Пояс/борт
60-100 мм. Палуба
250 / 250 мм. Траверз(носовой/кормовой)
300 мм. Барбеты
300 / 250 / 290 / 80 мм. Башни ГК(лоб/бок/тыл/крыша)
200-400 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Противоминная артиллерия

Зенитная артиллерия

Минно-торпедное вооружение

Однотипные корабли

Постройка и испытания

Работы над созданием проекта корабля начали вести еще в 1907 году, под руководством Г. Бюркнера. Проект был готов и одобрен к постройке в мае 1909 года. Корабль был заказан по программе бюджета 1909 - 1910 годов под именем Ersatz Hildebrand и был заложен по разным источникам в период с октября по декабрь 1909 года на верфи Kaiserliche Werft в Киле. Спуск на воду линкора был приурочен к дню рождения кайзера Вильгельма I — 22 марта 1911 года. Корабль получил имя SMS Kaiser. На церемонии спуска на воду присутствовали рейхсканцлер Теобальд фон Бетман-гольвег, кайзер Вильгельм II и его супруга Аугуста Виктория, которая совершила обряд крещения корабля разбив бутылку шампанского о форштевень линкора. Стоимость постройки корабля составила 44 997 000 марок.

C 1 августа 1912 года по 7 декабря 1912 года линкор проходил испытания. Во время испытаний на мерной миле в Нойкруге корабль показал скорость в 23,4 узла при мощности силовой установки 55 187 л. с. и частоте вращения валов 279 об/мин.

Описание конструкции

Корпус

Корпус линкора имел смешанную конструкцию, имел полубак и был разделён на 17 водонепроницаемых отсеков. У корабля было характерное широкое расстояние между двумя дымовыми трубами. Линкор имел двойное дно. Корпус корабля был разделён на шесть палуб: палуба надстроек, полубака, верхняя палуба, главная палуба, средняя палуба, нижняя палуба, платформа и настил внутреннего дна. Линкор имел длину 172,4 м, ширину 29 м и осадку 9,1 м.

Бронирование

Схема бронирования SMS Kaiser

Бронирование корабля было представлено броневыми плитами и листами, которые были изготовлены по технологии фирмы Krupp из никелевой стали с цементированным наружным слоем. Главный броневой пояс был защищен плитами толщиной 120-180-350 мм, в носовой оконечности толщина плит была 80-180 мм, в кормовой 125-180 мм. Броневая палуба имела броню 60 мм в носовой части, 30 мм в средней части и 60-100 мм в кормовой части корабля. Толщина листов настила палубы составляла 60 мм с 10-мм скосами. Передняя боевая рубка имела стенки толщиной 350 мм, в районе смотровых щелей толщина доходила до 400 мм, крыша имела 150-мм броню. Задняя боевая рубка имела 200-мм стенки и 50-мм крышу. Толщина противоторпедных переборок составляла 40 мм. Главная поперечная броневая переборка имела толщину 300 мм от бронированной палубы до главной между противоторпедными и противоосколочными переборками, 200 мм вне их и 170 мм между главной и верхней.

Орудия главного калибра были защищены 300-мм бронёй лобовой части башен, стенки имели 250-мм защиту, задняя стенка имела защиту в 290 мм, крыша имела броню плоской части 80 мм и наклонной части 110 мм. Барбеты имели 30-мм броню. Каземат 150-мм орудий был защищён броневыми плитами толщиной 170 мм, а орудия имели 80-мм щиты.

Энергетическая установка и ходовые качества

Линкоры типа Kaiser стали первыми в ВМС Германии которые получили паротурбинную установку. На SMS Kaiser были установлены три турбины типа Parsons состоявшие из турбин низкого и высокого давления установленных в двух последовательно расположенных помещениях машинного отделения, которые разделялись продольными переборками на три части. Также на корабле было установлено 16 паровых котлов системы «Шульца-торникрофта» угольного отопления. Котлы были расположены в трёх эшелонных котельных отделениях, разделённых на 10 кочегарок. В заднем котельном отделении были размещены четыре котла, каждый в отдельной кочегарке с общими дымоходами на заднюю дымовую трубу, 12 котлов переднего и среднего котельных отделений размещались в шести кочегарках и имели общие дымоходы на переднюю дымовую трубу.

Общая мощность энергетической установки составляла 55 187 л. с. Максимальная скорость SMS Kaiser была 23,2 узла, экономическая — 12 узлов, при которой он мог пройти расстояние 7900 миль.

Вооружение

Главный калибр

Вооружение главного калибра линкора SMS Kaiser было представлено 5 × 2 305-мм орудиями SK L/50 которые располагались в башнях Drh.L. С/09. Одна башня располагалась в носовой части корабля, две в корме и две эшелонировано в средней части корабля ближе к бортам, каждая из которых могла стрелять на оба борта. Максимальная дальность стрельбы составляла 16 200, начальная скорость полёта снаряда — 855 м/с, скорострельность составляла около 3 выстр./мин. Боезапас — 860 снарядов.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия состояла из 14 × 1 — 150-мм орудий SK L/45. Орудия были расположены в средней части линкора в каземате на верхней палубе и были прикрыты 80-мм щитами. Сектор обстрела составлял 120° при максимальной дальности стрельбы 13 500 - 16 800 м, начальная скорость полёта снаряда — 835 м/с, скорострельность 3-4 выстр./мин. Боекомплект составлял 2240 снарядов.

Также на кораблей было установлено 12 х 1 — 88-мм орудий SK L/45. Боекомплект составлял 2800 снарядов.

Характеристика артиллерийского вооружения линкора SMS Kaiser 305-мм 150-мм 88-мм
Вес орудия, кг 51 850 5 730 2 500
Относительная длинна орудий, клб 50 45 45
Полная длинна орудия, мм 15 250 6 710 4 000
Длина ствола, мм 14 461 6 326 -
Наименьший/наибольший угол возвышения, град -8/+13,5 -7/+20 -10/+70
Наибольшая дальнобойность, м 16 200 14 900 16 800
Начальная скорость снаряда, м/сек 855 835 890
Скорострельность, выстр./мин. 2-3 5-7 15

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение было представлено пятью 500-мм подводными торпедными аппаратами. Один из них был носовой и четыре бортовых. Боезапас составлял 16 торпед.

Модернизации и переоборудования

top

0

Кормовая пара 88-мм орудий была демонтирована.

В 1916 году были сняты противоторпедные сети. Также в 1916 году был увеличен угол возвышения орудий главного калибра до 16°. Дальность стрельбы возросла до 20 400 м.

История службы

SMS Kaiser в Бальхолме (Норвегия). Предположительно 1913 г.

Довоенный период

8 декабря 1912 года — SMS Kaiser был включён в состав 5-й дивизии дредноутов в качестве её флагмана.

С конца 1912 года SMS Kaiser занимался подготовкой по программе одиночного корабля.

Февраль 1913 года — SMS Kaiser сменил место дислокации и перешёл в Вильгельмсгафен.

10 марта — апрель 1913 года — SMS Kaiser участвовал в учениях в проливе Каттегат и Северном море.

Май 1913 года — корабль участвовал в учениях Флота открытого моря, во время которых отрабатывались совместные действия флота с береговой артиллерией острова Гельголанд. После учений линкор отбыл в Киль где его посетили король Италии Виктор Эмануэль III и королева Хелена вместе с кайзером Вильгельмом II.

Вторая половина июля — начало августа 1913 года — линкор SMS Kaiser участвовал в походе возле берегов Норвегии.

С 31 августа по сентябрь 1913 года начались осенние манёвры флота в которых принял участие SMS Kaiser. Учения проходили возле о. Гельголанд и в Северном море у м. Скаген.

Ноябрь 1913 года — линкор участвовал в очередных учениях Флота открытого моря которые проходили в Балтийском море.

9 декабря 1913 - 17 июня 1914 годов — линкоры SMS Kaiser и SMS König Albert совершили поход в Атлантический и Тихий океаны. Во время похода корабли посетили немецкие колонии в юго-западной в Африке (Ломе, Того, Виктория, Дуала, Камерун). Также корабли посетили порты Аргентины, Уругвая, Чили, Бразилии.

13 июля - 26 июля 1914 года — состоялись учения Флота открытого моря в Северном море, которые были прерваны по причине возможной начала войны.

Первая мировая война

1 августа 1914 года — SMS Kaiser был назначен флагманским кораблём младшего флагмана III-й линейной эскадры контр-адмирала Шаумана.

2 ноября 1914 года — линкор SMS Kaiser совместно с флотом вышел из бухты Яде в море в район Терсхеллинга. Цель выхода кораблей флота была обстрелять восточное побережье Англии в районе Грейт-Ярмута и постановка мин между Ловестофтом и Ярмутом. 3 ноября в туманную погоду был обстрелян Ярмут и была произведена постановка минных заграждений. Столкновений с кораблями ВМС Великобритании не было. 4 ноября корабли ВМС Германии вернулись на внешний рейд бухты Яде.

SMS Kaiser в Киле. 1913 г.

15-16 декабря 1914 года — Флот открытого моря совершил поход к восточному английскому побережью с целью обстрела портовых городов Хартлпуля, Уитби, Скарборо. SMS Kaiser входил в состав главных сил прикрытия. Линкор вышел из бухты Яде 15 декабря в 21:00. Линкор в столкновениях с силами ВМС Великобритании не участвовал.

22-29 января 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS König, SMS Großer Kurfürst, SMS Markgraf, SMS Kronprinz, SMS Friedrich der Grosse, SMS Kaiserin, SMS Prinzregent Luitpold принял участие в учениях в Балтийском море.

29-30 марта 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin, SMS König, SMS Friedrich der Grosse и SMS König Albert совершил боевой поход под командованием вице-адмирала Поля до района северной банки Терсхеллинг. Встречи с кораблями противника не было.

17-18 апреля 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin, SMS König, SMS Friedrich der Grosse и SMS König Albert совершил боевой поход целью которого было прикрытие 2-й группы разведывательных кораблей, которые производили постановку минных заграждений в районе плавучего маяка возле Шварте-банки. Встречи с кораблями противника не было

21-22 апреля 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin, SMS König, SMS Friedrich der Grosse и SMS König Albert совершил боевой выход в сторону Доггер-банки. Корабли противника обнаружены не были.

Май 1915 года — SMS Kaiser проходил ремонт в Киле.

29-30 мая 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin, SMS König, SMS Friedrich der Grosse и SMS König Albert совершил боевой поход на 50 миль севернее Шиэрмонникого, но поход был прерван из-за шторма. Корабли противника обнаружены не были.

11-12 сентября 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin, SMS König, SMS Friedrich der Grosse и SMS König Albert принял участие в боевом походе Флота открытого моря с целью прикрытия крейсеров 2-й разведывательной группы, которая выполняла постановку минных заграждений в районе плавучего маяка возле Шварте-банки. Корабли противника обнаружены не были.

23-24 октября 1915 года — SMS Kaiser вместе с SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin, SMS König, SMS Friedrich der Grosse и SMS König Albert совершил боевой поход под командованием вице-адмирала Шеера до широты Эйсбъёрг-Хорнс-Риф. Целью похода было прикрытие разведывательных кораблей 1-й группы, которые проводили нападение на транспорты конвоев на пути Скаген - Великобритания.

5 марта 1916 года — SMS Kaiser в 10:00 подошёл к параллели 53°30′ с. ш., противник обнаружен не был.

22 марта 1916 года — во время стоянки в Киле, линкор SMS Kaiser был протаранен броненосцем SMS Hannover. Полученные повреждения оказались незначительными.

SMS Kaiser на полном ходу

26 марта 1916 года — линкор SMS Kaiser участвовал в выходе Флота открытого моря к широте Сильта-Амбрубанк по причине обнаружения вражеских кораблей разведывательными самолётами. Боевого столкновения не было.

2-3 апреля 1916 года — SMS Kaiser в составе III-й линейной эскадры принял участие в походе западнее Хорнс-рева.

24 апреля 1916 года — в 15:00 линкор SMS Kaiser в составе сил Флота открытого моря вышел в море для дальнего прикрытия оперативного соединения, задачей которого был поставлен обстрел английских городов Ярмут и Лоустофт. 25 апреля в 05:00 корабли ВМС Германии подошли к Лоустофту и в 05:11 начали обстрел города ведя огонь с дистанции 10 000 - 13 000 м. Затем корабли перешли к Ярмуту, который также был обстрелян. В 05:43 корабли прекратили огонь и начали отходить в море. Столкновений с кораблями противника не было. В Лоустофте было уничтожено около 200 зданий, а город Ярмут получил незначительный ущерб.

Начало мая 1916 года — SMS Kaiser участвовал в учениях которые проходили в Балтийском море.

Ютландское сражение

31 мая 1916 года — в 02:00 авангард с линейными крейсерами вышел с рейда Яде, а в 03:30 SMS Kaiser в составе основных сил Флота открытого моря также вышел в море. Путь кораблей был вдоль побережья Ютландского полуострова на север в направлении м. Скаген.

Первый выстрел в битве произвели корабли ВМС Великобритании — в 15:28 его произвёл лёгкий крейсер HMS Galatea.

Линкор двигался в колоне в таком порядке: головным шёл SMS König, далее SMS Großer Kurfürst, SMS Markgraf, SMS Kronprinz, SMS Kaiser, SMS Prinzregent Luitpold, SMS Kaiserin. В период времени с 17:48 по 17:52 SMS Kaiser вёл огонь по лёгкому крейсеру HMS Southampton. Прямых попаданий линкору достичь не удалось. С 18:05 до 18:08 линкор вновь вёл огонь из орудий по крейсеру HMS Southampton с дистанции 12 000 м. Прямых попаданий не было. С 18:10 по 18:35 SMS Kaiser вёл стрельбу по линкору HMS Malaya с дистанции 17 300 м. Попаданий достичь не удалось. Также в 18:30 SMS König совместно с тремя кораблями типа Kaiser открыли огонь из орудий вспомогательного калибра по эсминцу HMS Nomad, который вследствие плотного огня был потоплен.

В 20:15 SMS Kaiser получил первые попадания вражеских снарядов. Это были снаряды с линкора HMS Agincourt. Один снаряд пробил верхнюю палубу и упал ниже каземата № 7, снаряд не сдетонировал, но спровоцировал пожар на корабле, который был быстро ликвидирован. Другой снаряд взорвался в воде возле корабля.

Во время огня кораблей ВМС Германии по линкору HMS Warspite, по некоторым данным SMS Kaiser удалось нанести одно точное попадание.

1 июня 1916 года в 05:07 Шеер отдал приказ эскадрам флота расходится по местам своего базирования.

Линейный корабль SMS Kaiser, 1913 г.

В августе 1916 года — линкор SMS Kaiser после прохождения ремонта вернулся в строй.

18 августа 1916 года — в 22:00 SMS Kaiser в составе Флота открытого моря вышел с рейда Яде. Целью был обстрел города Сандерленд. Но после обнаружения кораблей ВМС Великобритании, 19 августа в 15:30 Шеером было принято решение не вступать в бой без сведений разведки и информации о минных заграждениях. Корабли было приказано вернуться на базу.

18 октября 1916 года — SMS Kaiser в составе Флота открытого моря принял участие в боевом выходе в Северное море, к Доггер-банке. Противник обнаружен не был. 20 октября корабли вернулись на базу.

21 октября - 3 ноября — линкор участвовал в учениях флота в Балтийском море.

5 ноября 1916 года — SMS Kaiser участвовал в прикрытии кораблей которые занимались спасательными работами на севших на мель в районе Бовбьерга (возле западного побережья Ютландского полуострова) подводных лодок U-20 и U-30.

1 декабря 1916 года — все пять линейных кораблей типа Kaiser были переведены из III-й линейной эскадры в IV-ю. SMS Kaiser был флагманом контр-адмирала князя Дельвиг-Лихтенфельса.

До конца 1916 года линкор SMS Kaiser в составе IV-й линейной эскадры занимался охраной Гельголандской бухты.

30 марта - 8 июня 1917 года — SMS Kaiser в составе IV-й линейной эскадры проходил службу в Северном море. Столкновений с кораблями противника не было.

9 июня - 2 июля 1917 года — SMS Kaiser в составе IV-й линейной эскадры занимался учениями в Балтийском море.

3 июня - 11 сентября 1917 года — по завершению учений, SMS Kaiser в составе IV-й линейной эскадры вернулся на боевую службу в Северном море.

Операция Альбион

Целью операции являлся захват Моонзундского архипелага.

Утром 11 октября 1917 года — SMS Kaiser в составе сил флота вышел из Либавы. Ночью 12 октября в 05:30 линкор SMS Kaiser вместе с SMS Kaiserin и SMS Prinzregent Luitpold открыл огонь по орудиям береговой обороны на мысе Хундсорт. Батарея была в течении короткого времени выведена из строя.

Вечером 13 октября 1917 года SMS Kaiser получил приказ от вице-адмирала Эрхарда Шмидта — при поддержке эсминцев начать прорыв в Рижский залив через проливы Соэло-Зунд, Моонзунд и Кассарский плёс между островами Даго и Эзель.

14 октября в 13:45 SMS Kaiser открыл огонь из своих орудий по кораблям которые находились на Кассарском плёсе. Один из снарядов попал в машинное отделение эсминца «Гром», пробил днище, но не взорвался. Энергетическая установка эсминца была выведена из строя.

16 октября SMS Kaiser вёл огонь в районе мыса Тофри.

Линейный корабль SMS Kaiser. Фото датируется не позднее чем 1915 годом.

2 ноября 1917 года — SMS Kaiser прибыл в Киль.

7 ноября 1917 года — SMS Kaiser был в походе в Северном море.

17-18 ноября 1917 года — SMS Kaiser и SMS Kaiserin участвовали во втором сражении при Гельголанде. Заданием линкоров было прикрытие тральщиков в районе Хорнс-Рев-Терсхеллинг. Но 17 октября корабли ВМС Великобритании были задействованы для нанесения удара по тральщикам и кораблям их охранения. Атака состоялась 17 октября в 08:30 в Гельголандской бухте и представляла собой отдельные артиллерийские перестрелки под прикрытием дымовых завес. Линкоры SMS Kaiser и SMS Kaiserin только в 10:50 подошли к месту столкновения кораблей и по некоторым данным произвели несколько точных выстрелов по крейсерам ВМС Великобритании. Крейсер HMS Caledon получил незначительные повреждения от попадания снаряда в ватерлинию. В 10:00 под прикрытием тумана английские корабли ушли от прямого столкновения.

До конца 1917 года линкор SMS Kaiser проходил службе в Северном море, а также занимался учениями в Балтийском море.

2 февраля 1918 года — SMS Kaiser занимался охраной лёгкого крейсера SMS Stralsund который подорвался на мине.

23-25 апреля 1918 года — линкор SMS Kaiser участвовал в последнем дальнем боевом походе в северную часть Северного моря в составе Флота открытого моря. Целью операции было нападение на конвои на маршруте Фёрт-оф-Форт - Берген. Но поход был прерван: SMS Moltke подорвался на британской мине к западу от Ставангера, (по некоторым данным это была не мина, а авария турбины). Корабль потерял винт и принял около 2000 т. воды. Во время буксировки на базу, в него попала торпеда с британской подводной лодки Е-42. Отряд продолжал движение в северном направлении, до предполагаемого пути следования конвоя. Но конвой уже миновал это место и так и не был обнаружен.

18 июня - 10 июля 1918 года — SMS Kaiser в составе IV-й линейной эскадры занимался учениями в Балтийском море.

22 - 28 октября 1918 года — SMS Kaiser в составе IV-й линейной эскадры занимался учениями в Балтийском море.

31 октября 1918 года — IV-я линейная эскадра в состав которой входил SMS Kaiser была распущена в Киле.

21 июня 1919 года — в 13:25 SMS Kaiser был затоплен экипажем в Скапа-Флоу, западнее о. Кава.

20 марта 1929 года — корпус линкора SMS Kaiser был поднят и отбуксирован в Лайннесс. Линкор был разобран на металл до конца 1929 года на верфи в Розайте.

Командиры

Период службы Командир
1.08.1912 - 09.1912 Georg von Ammon
10.1912 - 01.1913 Friedrich von Bülow
01.1913 - 09.1913 Ernst Ritter von Mann Edler von Tiechler
09.1913 - 01.1916 Adolf von Trotha
01.1916 - 06.1917 Walter Freiherr von Keyserlingk
06.1917 - 08.1918 Max Loesch
08.1918 - 11.1918 Hermann Bauer
09.1918 - 10.1918 Ernst Vanselow
11.1918 - 21.06.1919 Curd Wippern

Этот корабль в искусстве

Корабль представлен в игре World of Warships.

См. также

Примечания

  1. ↑ Название монарха Германской империи — Ка́йзер (нем. «der Kaiser»), и происходит от римского титула — Цезарь (лат. «Caesar»).

Литература и источники информации

Ссылки

Галерея изображений

читать полностью...

wiki.wargaming.net

Гайды по немецким линкорам. Kaiser

Не секрет, что геймплей линкоров младших уровней в равной степени требует от командира хладнокровия и терпения. Большой разброс снарядов, медлительность и беззащитность против авиации — верные приметы дредноутов начала XX века, хорошо знакомые каждому линкороводу как своеобразная проверка на прочность. Отчасти это касается и Kaiser, знаменитого дредноута Германии эпохи Первой мировой войны. И всё же немецкий линкор IV уровня смог отличиться в лучшую сторону. Об этом и поговорим. 

Проводя сравнение с линкорами-ровесниками, Kaiser, несомненно, ближе к «американцу» Wyoming. Уступая последнему в количестве артиллерии ГК, Kaiser берёт верх бронированием, скорострельностью и, что интересно, ПМК и ПВО. Именно так: на «немце» IV уровня есть вспомогательное вооружение, способное спасти ему жизнь и принести в копилку заветный фраг. Забегая вперёд, скажем, что сила вспомогательного и зенитного вооружения, наряду с отменным бронированием, свойственна почти всем представителям немецкой ветки. С каждым уровнем она будет только расти, и тенденция эта берёт начало с Kaiser.

Плюсы

+ Отличное бронирование. Уже на IV уровне Kaiser имеет бронепояс толщиной 350 мм. Это больше, чем у любого не немецкого линкора ниже IX уровня.

+ Повышенная скорострельность ГК. Время перезарядки: 26 секунд против 30 секунд на Wyoming и Myogi.

+ Выделяющийся на уровне ПМК, представленный комбинацией 88- и 150-мм орудий.

+ Достаточно эффективная ПВО. На своём уровне Kaiser лучше прочих линкоров противостоит авианалётам.

+ Хорошая манёвренность и небольшой радиус циркуляции (600 м).

Минусы

– Сравнительно небольшой калибр (305 мм). Сражаться с линкорами на уровень старше тяжеловато.

– Не самое удачное расположение и неповоротливость башен ГК. По факту их пять, но дать одновременный залп из всех десяти орудий возможно лишь полностью подставив борт. Как итог, Kaiser уступает в огневой мощи «американцу» Wyoming.

– Малая кучность снарядов — общее место для всех линкоров младших уровней.

Тактика

На успех нашего линкора в морском бою в первую очередь влияет выбор фланга и противника. Его орудия недостаточно точны и дальнобойны, чтобы проредить вражескую эскадру ещё на подходе, так что старайтесь играть там, где союзников больше и вы сильнее. В этой ситуации можно смело давить.

С 14,6 км Kaiser может открывать огонь, и его идеальная цель — крейсеры. Начинать стоит с фугасов (урон невелик, но пожары стабильны), по возможности переходя на бронебойные снаряды. В ближнем бою Kaiser становится заметно сильней за счёт ПМК, однако не стоит искать клинча с торпедоносными крейсерами. Приберегите этот приём для «одноклассников», ведь именно на коротких дистанциях Kaiser получает над ними превосходство.

Что касается эсминцев — это проблема. Нашим башням за ними просто не поспеть. Избегайте столкновения с ними всеми силами.

Видео — презентация линкора Kaiser, подготовленная специально к выставке Gamescom. Обратите внимание: ТТХ корабля в видео приведены в стоковом варианте.

Навыки командира

Для «младших» линкоров неизменно актуальны навыки, влияющие на живучесть, и Kaiser не исключение. Однако усиление ПВО и ПМК смотрится куда более перспективным, особенно если вы планируете пересаживать командира на последующие линкоры в ветке. Вам решать, какому типу вооружения отдать предпочтение. На всякий случай приведём навыки каждого уровня, которые могут быть нам интересны.

«Базовая огневая подготовка»

«Мастер-наводчик»

«Суперинтендант»

 

«Усиленная огневая подготовка» или «Ручное управление огнём ПВО»

«Ручное управление огнём ПМК»

Модернизации

Как и Nassau, Kaiser имеет лишь два слота для модернизаций, и предпочтение опять же стоит отдать модернизациям «Основное вооружение. Модификация 1» и «Система борьбы за живучесть. Модификация 1».

worldofwarships.ru

Линейные корабли типа «Кайзер»

Конструкция

Схема линкора типа «Кайзер»

По своей конструкции дредноуты типа «Кайзер» представляли собой высокобортный корабль с удлинённым баком, пятью бронированными вращающимися башенными установками артиллерии главного калибра (из них три по ДП в оконечностях корабля и две ближе к бортам эшелонирование в районе миделя), двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом бронирования цитадели от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже КВЛ. Средняя артиллерия размещалась на палубу выше, чем у предшественников. Носовую и кормовую оконечность дополнительно защищала верхняя бронированная палуба.

Форма корпуса в основном повторяла форму корпуса типа «Гельголанд», но отличалась несколько большей длиной и более широким миделем. Подъём днища в носовой части был менее крутой, а у форштевня отсутствовал характерный таранный шпирон, что уже свидетельствовало о полном отказе от архаичной тактики таранного удара в бою.

В отличие от сплошной верхней палубы у типа «Гельголанд», был добавлен полубак. Он оканчивался у середины барбета кормовой линейно-возвышенной башенной установки, а дымовые трубы установили на большем расстоянии друг от друга. Экипаж по штату насчитывал 1043 человека команды и 41 офицер. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» строились как флагманские корабли и имели помещения для размещения адмирала со штабом — дополнительно 80 человек, из них 14 офицеров[2].

Вооружение

Главный калибр составляли десять 305-мм орудий 30.5cm SK L/50 C/08 с длиной ствола 50 калибров[2]. Орудия оснащались клиновым затвором системы Круппа. Они располагались в установках образца 1909 года Drh.LC/1909, с углом склонения −8° и углом возвышения 13,5 °. Впоследствии углы были изменены на −5,5° и +16 ° соответственно. Заряд состоял из двух частей — основного в латунной гильзе и дополнительного в шелковом картузе. До подачи в боевое отделение башни дополнительный заряд находился в латунном пенале. Общий вес порохового заряда составлял 125,5 кг. При угле возвышения в 13,5° он обеспечивал 405,5 кг бронебойному снаряду начальную скорость в 855 м/с и дальность 18 000 м, при 16 ° 20 400 м[3]. Максимальная скорострельность — три выстрела в минуту. Общий боекомплект составлял 860 снарядов — по 86 на орудие[2].

Противоминная артиллерия линкоров типа «Кайзер» включала орудия двух калибров − 150-мм среднего и 88-мм лёгкого.

Средняя артиллерия состояла из четырнадцати 150-мм орудий 15 cm/45 SK L/45 с длиной ствола 45 калибров в казематах, с дальностью стрельбы 13 500 м (73 кбт.) с сектором обстрела 120°; с 1915 г. дальность стрельбы увеличили до 16 800 м (91 кбт.) Общий боекомплект 150-мм орудий составлял 2240 выстрелов или 160 на орудие[2].

Корабли были оснащены восемью 8,8 см орудиями SK L/45 с общим боекомплектом 2800 снарядов, впоследствии заменённых на два — четыре зенитных того же калибра.

По сравнению с линкорами первых двух серий, торпедное вооружение ослабили за счёт сокращения количества торпедных аппаратов до пяти подводных 500-мм (один носовой и четыре бортовых, с боекомплектом 19 торпед)[2].

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка четырёх дредноутов типа «Кайзер» состояла из трёх одинаковых независимых комплектов турбин («Кайзер» и «Кайзерин» — типа Парсонс; «Фридрих дер Гроссе» — АЕГ-Кертис; «Кёниг Альберт» — Шихау), вращавших три трёхлопастных винта диаметром 3,75 м[2].

На пятом дредноуте («Принц-регент Луитпольд») должны были установить комбинированную силовую установку, состоящую из двух комплектов турбин и одного дизеля большой мощности, однако изготовляемый заводом «Германия» дизельный двигатель так и не смогли довести до работоспособного состояния.

В бортовых помещениях машинного отделения установили две более мощных чем у систершипов турбины Парсонса общей мощностью 26 000 л. с. вращавших два трёхлопастных гребных винта диаметром 4 м, что должно было обеспечить кораблю скорость хода 20 узлов[4].

www.wikiplanet.click


Смотрите также