Подборка фотографий Второй Мировой Войны. Мотоциклы Вермахта. Мотоциклы германии второй мировой войны


Мотоциклы Вермахта, участвовавшие во Второй Мировой Войне

Здравствуйте.

Я часто выкладываю старые фотографии мотоциклов из США, забывая о Европе. Сегодня исправим это упущение. Фотоподборка посвящена мотоциклам Вермахта, то есть двухколесной технике, принимавшей участие во Второй Мировой Войне.

Войска Вермахта очень активно и широко использовали мотоциклы при ведении военных действий на всех фронтах Второй Мировой Войны, качественных кадров сохранилось действительно очень много. Для самостоятельного поиска рекомендую Bundesarchiv.

Немцы использовали мотоциклы в совершенно разных модификациях: с коляской, одиночки, даже с гусеницами, и трициклы. Эта фотография 1943 года, сделана в Италии. Мотоцикл – предположительно Moto Guzzi Trialce.

Югославия. Мотопехота предположительно на мотоцикле DKW с двухцилиндровым 350-кубовым двигателем. На заднем плане внедорожник Volkswagen. Сентябрь 1943 г. В комментариях исправили, что это Одноцилиндровый DKW NZ-350!

Польша. 3 сентября 1939 года. Солдат Вермахта предположительно на мотоцикле K500 Zundapp.

22 сентября 1939 года. Моторизованный взвод солдат Фашистской Германии и Советский танк Т-26 на улице Бреста.

Россия 1942 год. Немецкий солдат спит в коляске мотоцикла BMW R75.

Италия. 1943-1944 гг. Десантники на BMW R75.

Март-апрель 1941 года. Немецкие солдаты спят на мотоцикле BMW с коляской.

Франция. Май 1940 года. Солдат за рулем мотоцикла курит сигару, второй держит винтовку наперевес.

Май 1940 года. Колонна велосипедистов и мотоциклы BMW R75.

Июль 1941 года. Наверное, купаться было тепло)

А вот я обещал мотоцикл на гусиницах. SdKfz 2 Kettenkrad – молумотоцикл-полумотоблок))Россия. Август-сентябрь 1943 г.

Россия. Март 1944 года. SdKfz 2 Kettenkrad и обломки советского танка.

Немецкие офицеры на мотоцикле, видимо, в Бельгии.

Санитарный мотоцикл.

Еще несколько кадров уже из других немецких архивов.

Также есть цветные фотографии мотоциклов Вермахта.

Все.

Также всем интересующимся военными мотоциклами рекомендую к прочтению книгу “Motorcycles at War” Гарвина Бёрча.

Share the post "Подборка фотографий Второй Мировой Войны. Мотоциклы Вермахта."

About mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.

mototraveller.ru

Немецкие мотоциклы второй мировой войны на гусеничном ходу

Производство мотоцикорв в Германии началось еще в довоенное время. После подписания мирного контракта немцам было запрещено выпускать различного рода оружие, однако мототехника в этот список не входила. Это послужило рассветом мотоиндустрии в Германии. В то время автомобиль считался предметом роскоши, а вот обычной мопед мог купить себе любой желающий. Активное участие в создании двухколесных агрегатов приняли такие компании как BMW и Zundapp.

Первое время оппозитный мотор ничем не выделялся на фоне зарубежных агрегатов. Однако уже в 24-ом году компанией самостоятельно был собран первый серийный байк BMW R32. Правда время мотоциклов для общего пользования быстро исчерпало свою надобность, и уже в 30-х года концерн стал выпускать военную мототехнику. Первым аппаратом, специализировавшимся на армейских потребностях, стал BMW R35. Это был первый немецкий военный мотоцикл баварской фирмы, имевший телескопическую вилку впереди и мотор объемом в 398 см.куб. Малый износ при эксплуатации сделал этот байк незаменимым для военных целей. Производство длилось порядка 10 лет, после чего уступило место узкой специализации.

Кроме 35-ой модели была также 12-я. Она представляла собой улучшенную версию с более объемным двигателем в 750 см.куб. и гидравлическую подвеску. Удаление одного карбюратора снизило мощность на 2 лошадиные силы. В 35-ом году с конвейера сошло 35 тысяч таких агрегатов. Небольшая стоимость и хорошие показатели обеспечили популярность этой модели. Кроме того, возможность установки коляски удовлетворяла потребностям многих владельцев. Помимо стандартных модификаций были установлены рессоры для перевозки людей, раненых в бою.

Затем вышла 71-я модель, ставшая основой для создания советских мотоциклов Урал и Днепр. Выпуск начался в 38-ом году и был активен пару лет, после чего неоправданность затрат вынудила владельцев закрыть проект.Не менее популярная компания Zundapp создавала более дешевые байки с колясками. За счет своей цены и проходимости они стали основой вооружения немецкой армии. Самая популярная модель К800 была единственной моделью с двигателем, содержащим четыре цилиндра. Такая система была скорее проблемной, поскольку не обеспечивала достаточного охлаждения на последние два цилиндра. Это делало использование байка длительное время невозможным, кроме того свечи зажигания часто замасливались и заклинивали во время работы.

Великая Отечественная война и военные мотоциклы

Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.

На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.

Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.

Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.

BMW R75

Немецкий гусеничный мотоцикл являлся не самым ярким транспортом второй мировой. Это звание по праву досталось агрегату BMW R75. Оппозитный мотор с двумя цилиндрами и расположением клапанов в верхней части произвел фурор в моторопроизводстве. Система зажигания была оснащена автоматической стабилизацией угла опережения подачи искры. При своем немалом весе байк был достаточно маневренным и проходимым. Кроме того, отличные показатели характеристик, выдаваемые двигателем объемом в 750 см.куб. позволяли мотоциклу легко ускоряться и набирать скорость до 90 км/ч.

Причина легкости управления заключалась в приводе не только на заднюю часть мотоцикла, но и на колесо коляски. Более того, для комфортного передвижения в холодных климатических условиях, пол коляски был оборудован системой отопления. Водителя грела система подачи воздуха от мотора.

В то время мобильные операции, выполняемые немецкой армией, не представлялись без этого агрегата. BMW R75 стоял на вооружении у различных соединений вермахта. На них ездили все — от пехотных войск до десантуры.

Кроме отличной проходимости агрегат мог похвастаться хорошей грузоподъемностью. Даже с пассажирами аппарат мог тянуть за собой 450-ти килограммовый прицеп, например, противотанковые установки или минометы.Можно сказать, что BMW R75 — универсальный немецкий мотоцикл 2-й мировой войны. Он служил не только для перевозки офицеров и техники, но также использовался как машина связи или разведки. Существовали мотоциклетные роты, состоявшие почти на 65% из таких агрегатов.

Аппарат весил порядка 660 килограмм с прицепленной коляской. Это делало его одним из самых тяжелых мотоциклов того времени. Как ни странно, такой вес мало влиял на проходимость. Кроме того, во время движения он был очень устойчивым и маневренным. Удивлял и расход топлива. В стандартной комплектации без установки дополнительного бензобака R75 мог проехать 340 километров без дозаправки.

В заключение можно сказать, что системы, установленные на военные немецкие мотоциклы, стали пользоваться огромным спросом. Советские аналоги Bmw R75 до сих пор используются в сельских районах нашей страны и даже на улицах города.

Рекомендуем прочитать:

Прочитали? Напишите комментарий

motoholder.ru

Мотоциклы Второй мировой | Warspot.ru

Едва ли не все транспортные средства, изобретённые человеком, сразу после своего появления привлекали к себе пристальное внимание со стороны военных. Это утверждение вполне справедливо и в отношении мотоциклов. В 1885 году в Германии появились первые мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания, а уже в 1898 году британский инженер Фредерик Симмс построил вооружённый пулемётом «максим» Motor Scout. Эта машина имела велосипедные раму, седло и руль. Несмотря на свои четыре колеса (тоже велосипедные), она гораздо больше напоминала мотоцикл, чем автомобиль.

В ходе Первой мировой войны и после её окончания мотоциклы уверенно обосновались в вооружённых силах разных стран. Они охотно использовались разведчиками, связистами, медиками и снабженцами. Особое значение мотоциклы имели для вооружённых сил межвоенной Германии, поскольку оказались одним их немногих видов военной техники, не попавших под ограничения, наложенные на страну Версальским договором. А к началу следующей мировой войны мотоциклами — самым доступным средством моторизации — обзавелись вооружённые силы всех её ключевых участников.

В этом обзоре представлены фотографии двадцати мотоциклов, состоявших на вооружении армий, сражавшихся во Второй мировой войне.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи

Sokół 1000, Польша. На фотографии – с коляской и зенитной версией 7,9-мм пулемёта Ckm wz. 30. В производстве с 1934 года. Объём двигателя 995 см³, мощность 18 л.с. Масса (без коляски) 230 кг, максимальная скорость – 100 км/ч Norton WD16H, Великобритания. В производстве с 1935 года. Двигатель 490 см³, мощность 16,5 л.с. Масса 176 кг, скорость до 110 км/ч ТИЗ АМ-600, СССР. В производстве с 1935 года. Двигатель 595 см³, мощность 14 л.с. Масса 185 кг, скорость до 95 км/ч BMW R12, Германия. В производстве с 1935 года. Объём двигателя – 745 см³, мощность – 18–20 л.с. Масса 162 кг, скорость до 120 км/ч Gnome-Rhône AX II, Франция. В производстве с 1936 года. Объём двигателя – 804 см³, мощность – 18,5 л.с. Масса 316 кг (с коляской), скорость до 85 км/ч Rikuo Type 97, Япония. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 1274 см³, мощность 24 л.с. Масса 500 кг, скорость до 96 км/ч BSA M20, Великобритания. В производстве с 1937 года. Объём двигателя – 496 см³, мощность – 13 л.с. FN M12, Бельгия. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса (без коляски) 240 кг, скорость до 100 км/ч Moto Guzzi Alce, Италия. В производстве с 1938 года. Объём двигателя 498 см³, мощность – 13,2 л.с. Масса 178 кг, скорость до 90 км/ч Matchless G3, Великобритания. На вооружении состоял в модификациях G3-WO (на фотографии) и G3/L. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 349 см³, мощность – 16 л.с. Масса 170 (G3-WO ) и 110 (G3/L )кг, скорость до 110 км/ч matchlesswd.co.uk FN 12T-3, Бельгия. Трицикл, созданный с использованием узлов и агрегатов мотоцикла FN M12. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса 425 кг, максимальная скорость 75 км/ч Norton WD Big 4, Великобритания. В производстве 1939 года. Объём двигателя 633 см³, мощность – 14,5 л.с. Масса с коляской – около 500 кг Harley-Davidson WLA, США. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Масса 255 кг, максимальная скорость 110 км/ч Zündapp KS 750, Германия. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 751 см³, мощность 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч Ariel W/NG 350, Великобритания. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 346 см³, мощность – 17 л.с. Масса 169 кг Indian 841, США. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 737 см³, мощность 25 л.с. Масса 240 кг, максимальная скорость 113 км/ч М-72, СССР. В серийном производстве с 1941 года. Объём двигателя 746 см³, мощность 22 л.с. Масса без коляски 225 кг, с коляской – 350 кг, скорость до 110 км/ч BMW R75, Германия. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 745 см³, мощность – 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч Welbike, Великобритания. Мотоцикл для спецподразделений, в сложенном состоянии помещающийся в стандартный парашютный десантный контейнер (Central Landing Establishment) Королевских ВВС. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 98 см³, масса 32 кг, скорость до 48 км/ч Harley-Davidson XA, США. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Максимальная скорость 105 км/ч

warspot.ru

Мотоциклы Второй мировой войны

Мотоциклы во Вторую мировую войну были самостоятельной боевой единицей. Германия создала первые мотоциклетные батальоны ещё в 1935 году. Успешно использовались мотоциклы и Красной армией, и союзниками. ГерманияBMW R75Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.

Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.

Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen. BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей. Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов нацисткой агрессии. DKWК 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350. 123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час. DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам КП он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11,5 л. с. мотоцикл развивал скорость в 105 км/час. Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.На основе DKW RT125 в СССР были разработаны «Минск», М1А «Москва» и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом «ИЖ-350». NSU «Kettenkrad»Этот мотоцикл на гусенице вошёл в историю под названием «Кеттенкрад» (Kettenkrad - трак, «Kraftrad» — мотоцикл), был разработан изобретателем Хайнрихом Эрнстом Книпкапмом и производился компанией NSU. «Кеттенкрад» оснащали 1,5-литровым двигателем Opel Olimpia мощностью в 36 л. с. Мототрактор развивал скорость 65 км/час по шоссе и до 40 км/час – по пересеченной местности. Изначально разрабатывался для десанта, действовавшего в тылу врага, но позже стал выполнять функции тягача. Мог тянуть артиллерийское орудие весом до полутоны, либо прицеп. Занимался буксировкой самолётов на аэродромах, прокладывал линии связи – сзади легко помещалась катушка с проводом. После войны уцелевшие экземпляры использовали в сельском хозяйстве. Всего с 1940 по 1949 год было произведено 9 тыс. экземпляров. СССР«М-72»История легендарного мотоцикла «М-72» началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы. Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным. «М-72» был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности. Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование. Первая партия мотоциклов была выпущена в феврале 1942 года. За год в Ирбите было выпущено 1587 мотоциклов, в Горьком - 1284 мотоцикла, в Тюмени – 187. В 1943 году выпуск «М-72» увеличился, а в 1944 стал рекордным - 5380 штук. Всего за годы войны ИМЗ выпустил 9800 мотоциклов. На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами. В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений. Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН). СШАНarley Davidson WLA-42Своих мотоциклов не хватало, и тут на помощь пришел Лэнд-лиз. Всего СССР получил 35 тыс. мотоциклов. 5 тыс. из них были направлены в НКВД и в милицию. Остальные – на фронт. Советская армия получала американские «Индианы», английские «Велосетты» и «Матчлессы», но самым лучшим стал Нarley Davidson WLA-42, поставки которого Наркомвнешторг «выбил» в 1943 году. Мотоцикл оказался надёжен и непривередлив к топливу. 740-кубовый V-образный продольный двигатель развивал мощность в 25 л. с., высокий ветровик защищал от дождя. Мотоцикл был оснащён боковыми сумками, кобурой, площадками для ног и мог разогнаться до 110 км/час. За безотказность и неприхотливость солдаты прозвали его «Валуем». «Валуи» поставлялись в страну разобранными, их сборкой занимались заводы в Москве и в Серпухове. Производство колясок для них было налажено на ГАЗе. В 1944 году было выпущено 11 000 колясок, но этого оказалось мало, потому что только «Валеуев» в этом году было завезено в страну больше 14 тыс. штук. Всего за годы войны в США было выпущено 90 тыс. экземпляров «Харли». Производство «Валуя» продолжалось до 1951 года. ВеликобританияBSA «WM20»Основным производимым военным мотоциклом была модель «WM20»(« M20WD»). Мотоцикл оснащался 500-кубовым одноцилиндровым нижнеклапанным двигателем, мощностью 13 л.с.. И при весе 170кг., разгонялся до 105 км/ч. Всего, за время войны было выпущено 126 тысяч мотоциклов серии «WM20» Excelsior (Эксцельсиор) - Модель «Welbike» оснащалась небольшим, 98-кубовым двухтактным двигателем, мощность 1.5 л.с. Двигатель размещался между трубами рамы, за бензобаком. Руль и сидение складывались, благодаря чему, мотоцикл размещался в специальный контейнер и мог быть приведён в боевую готовность в считанные минуты после приземления.

auto.mirtesen.ru

Мотоциклы Второй Мировой - МОЙ МОТОЦИКЛ

Появившись в конце прошлого столетия кок принципиально новое транспортное средство, делающее первые шаги, к началу второго десятилетия нашего века мотоцикл уже мог давать фору телегам, лошади и автомобилю. Неудивительно, что в разразившейся мировой войне мотоцикл принял самое деятельное участие в обеспечении боевых действий но континентальных фронтах.Хороший опыт не пропадает даром, и, оправившись от последствий войны и экономических кризисов, ведущие страны Европы начали активно совершенствовать технику, имея в виду и ее военное применение. Европейские армии активно (а, главное, шумно!) бряцали оружием, амуницией и всяким подручным железом.

DKW RT 100В грядущих боевых действиях (в том, что они будут, никто не сомневался, спорили лишь, кто с кем и против кого) мотоциклу отродилась совершенно особая роль. Если в первой мировой он выполнял в основном вспомогательные функции (связь, обеспечение, транспортировка раненых), то в грядущей войне моторов, несмотря на то, что кавалерия еще не списывалось со счетов окончательно, многие ее функции передавались вновь создаваемым мотоциклетным подразделениям.

Вряд ли в какой-нибудь армии мира встречались специальные мотоциклетные соединения крупнее полка. Отдельные же роты и батальоны включались в состав танковых и механизированных частей для ведения разведки и непосредственной поддержки тяжелой техники. На мотоциклетных колясках устанавливались радиостанции, пулеметы, минометы. Встречались варианты защиты колясок бронелистами, иногда мотоцикл с коляской закрывался броней целиком. Ну и, естественно, службы связи и обеспечения, а также патрульные подразделения просто требовали оперативности и маневренности, присущих двухколесной технике.

Основной боевой единицей мотоциклетных подразделений считался взвод. Усредненная структура такого взвода, по разным данным, включала в себя четыре отделения по девять человек при одном ручном пулемете, восемь разведчиков и командира со стрелком. Но каждое отделение полагалось три мотоцикла с колясками, у каждого разведчика — мотоцикл-одиночка, а командир взвода перемещался на бронемашине с пулеметным вооружением.

Мотоциклетная рота могла состоять из трех легкопулеметных взводов и одного взвода тяжелых пулеметов. Не считая техники обеспечения и связи, такая рота при количестве личного состава до 160 человек имела около 60 мотоциклов, а на вооружении — девять ручных и четыре станковых пулемета, не считая карабинов, а позже — автоматов. Как видим, это была сила, с которой шутить не рекомендовалось.Немецкие аналитики подсчитали, что если маршевая скорость пехотного батальона в то время составляла около 4 км/ч, конницы — 6-8 км/ч, то мотоциклетные подразделения на марше могли двигаться со средней скоростью до 60 км/ч!Первым опытом применения мотоциклов в боевых действиях в преддверии второй мировой войны стали события в Испании в 1936-1939 годах. И хотя там мотоциклисты выполняли чисто связные функции, их преимущества были очевидны. Еще бы — ведь на хороших дорогах да с испанским темпераментом впридачу связники развивали скорость до 100 км/ч!Что же было дальше? А дальше, попав в военную ловушку, Европа уже не смогла из нее выбраться. Не прошло и полугода с того момента, когда последние бойцы Испанской Республики были интернированы во Франции, как моторизованные подразделения вермахта рванулись на Варшаву. В военные действия постепенно были втянуты все страны, производившие мотоциклы…

DKW NZ 350

Попробуем представить себе предвоенную мотоциклетную Европу. Великобритания с ее классическими одноцилиндровыми четырехтактными мотоциклами, Германия, визитной карточкой которой к тому времени давно уже стояли не только оппозитные мотоциклы, но и многочисленные двухтактные DKW различных кубатур; Франция, об обширной мотоциклетной программе которой в предвоенный период мы до сих пор многого не знаем; Италия, где инженерный поиск порой вел инженеров и производителей совершенно немыслимыми путями… А еще были Австрия и Бельгия, Дания и Чехословакия — мотоциклы этих стран занимают достойное место во всех энциклопедиях; была Польша, развитой мотопромышленностью не отличавшаяся, но свои мотоциклы (и неплохие) для армии делавшая. Своей странной дорогой шла конструкторская мысль Страны Советов. Дополним список Швейцарией и Швецией — стронами-‘нейтралами», не воевавшими (что не мешало той же Швеции торговать направо и налево вооружением и шарикоподшипниками), но свои мотоциклы для армии и полиции выпускавшими. И в завершение упомянем, что за океаном к тому времени твердо были уверены в том, что двигатель схемы «V-Twin» лучшее, что только может быть.

«Счастливо то государство, которое во время мира готовится к войне» — гласит древняя мудрость. Готовились мотоциклисты, готовились и производители. Независимо от конструкторских изысканий почти все воевавшие армии имели модели с моторами 350 «кубиков», как двух-, так и четырехтактные. Второй группой были средние и тяжелые четырехтактные (за редким исключением) мотоциклы с моторами в 500-750 «кубов», использовавшиеся как с колясками, так и в одиночном варианте, а третьей — машины, специально проектировавшиеся для применения в военных действиях, независимо от конструкции мотора и всего мотоцикла в целом.Однако, как известно из мировой истории, война не только дорог не выбирает, но и карты путает. С течением времени «на войну» попали многие легкие гражданские мотоциклы, совершенно для этого не предназначенные.

James ML 125

Несколько слов о мотоциклах малых кубатур. Применялись они в основном в немецкой армии, и перечислить все нет никакой возможности. Использовались многие модели DKW, «Ardie», «Victoria», «Maico». В большинстве своем двухтактные, с блок-мотором (а моторчики фирмы «Sachs» еще имели дефлектор на поршне), с легкими трубчатыми рамами, выглядели они весьма жалко, когда громоздились на них дяди с автоматами. Весьма экстравагантно смотрелись и 125-кубовые «James» и «Royal Enfield» в частях британского экспедиционного корпуса во Франции и особенно в алжирской пустыне.

«DKW KS 200» Мотоциклы с моторами в 200-250 куб. см выглядели более солидно. Они также были широко распространены в вермахте, причем весьма различались по конструкции. Двухтактные «DKW KS 200» или «NZ 250» ничем, кроме окраски, от гражданских не отличались. Верхнеклапанный «NSU 251 QSIL» имел открытую раму и оснащался багажными ящиками и иными приспособлениями.

 

BMW R20

«BMW R20» и «R 23», как и положено, имели карданный привод заднего колеса, верхние клапаны и трубчатую дуплексную раму А вот двухтактные «Puch 250 S4» и «Triumph BD 250» имели двухпоршневые моторы. «Puch», кроме того, имел сцепление в ступице заднего колесо. «Triumph» отличался нормальной компоновкой, но задняя цепь была в герметическом кожухе, а мотор имел золотник на впуске. Прибавьте ко всему этому некоторое количество машин менее известных фирм, в том числе французских, бельгийских и чешских — это ж сколько нужно было знать армейским ремонтникам!

Puch 250 S4Класс мотоциклов с моторами рабочим объемом 350 куб. см в предвоенный период был весьма многочисленным. В основном широкое распространение имели четырехтактные двигатели с верхним расположением клапанов. Нижнеклапанные машины уже не могли соответствовать требованиям и постепенно сходили со сцены.

Специально для боевых действий мотоциклы такой кубатуры не разрабатывались — проще было адаптировать уже имевшиеся модели. Адаптация сводилась в основном к оснащению мотоцикла дополнительными сумками, щитками и всяческими мелкими приспособлениями типа специальных воздушных фильтров. Правда, встречались и исключения.Модель «350 GS» австрийской фирмы «Puch» была известна еще до войны. Благодаря верхнему расположению выхлопной системы и упругой подвеске заднего колеса ее часто можно было видеть на стартах соревнований по кроссу. Мотоцикл, подобно многим своим «родственникам», имел двухпоршневой двигатель и сцепление в ступице заднего колеса. Отличие состояло в том, что цилиндры располагались не поперек, а вдоль рамы, один за другим, и каждый поршень имел свой шатун, а не знаменитую пуховскую «вилку».Так вот, при подготовке военной модели этого мотоцикла конструкторы пошли на такое радикальное средство, как… жесткая задняя подвеска. Если раньше оба поршня чуть-чуть отличались по диаметру, то теперь они стали одинаковыми. Выхлопные трубы ушли вниз, вместо высоковольтной катушки в системе зажигания появилось магнето. Ставилась также стандартная немецкая фара.

DKW RT 125-1Некоторую модернизацию уже в середине войны (пожалуй, единственная из континентальных фирм) сумела провести фирма DKW. На фронт пошли модели «RT 125-1» и «NZ 350-1». Последняя отличалась от предыдущей модификации тем, что генератор был полностью «упрятан» в картер двигателя. Фактически именно это «фронтовая» разработка и стала основой для нашего послевоенного «ИЖ-350».

Zundapp DS 350Остальные мотоциклы германского вермахта (те, которые выпускались) поступали на фронт без серьезных изменений, как «BMW R35» или «Zundapp DS 350». Последних, впрочем, в войсках было немного, хотя машина заслуживает нескольких слов. Она имела разборную открытую раму из трубчатых и штампованных профилей, верхнеклапанный мотор в блоке с четырехступенчатой коробкой передач, которые входили в силовую систему рамы. Штанги толкателей располагались по обе стороны цилиндров — одна впереди, другая сзади. Пружины передней вилки, в отличие от других моделей фирмы, работали на растяжение, там же имелся один регулируемый гидроамортизатор от модели «KS 600».Заметим кстати, что дожившие да наших дней немецкие мотоциклы, готовившиеся для фронта, можно отличить по наличию на рулевой колонке рамы небольшой горизонтальной таблички, извещавшей, что «мотоцикл подготовлен по группе III», то есть для армии.Встречались в вермахте и «покоренные» французские или бельгийские мотоциклы, такие как «Peugeot», Теrrof», «FN» и т.д. Но их было немного. Большая часть была оставлена войскам марионеточного правительства генерала Петена, да и массовой реквизиции транспорта там не производилось.

ArielВ британской армии «тристапятидесятки» были весьма распространенным классом. Верхнеклапанные «Ariel», «Norton», «Triumph», «Velossete», «Matchless» и многие другие получали дополнительное заднее сиденье, багажные подсумки, козырек на фару — и «вперед и с песней». У мотоциклов, поставлявшихся на африканский театр военных действий, слегка укорачивалась правая нижняя часть бензобака, находившаяся над карбюратором. Через это место проходил патрубок от простенького воздушного фильтра, крепившегося на баке. Встречались и нижнеклапанные мотоциклы.

Matchless G3/LИз всех британских машин этого класса серьезную модернизацию во время войны претерпели только «Matchless G3/L» и «AJS», получившие в середине войны телескопическую переднюю вилку взамен традиционной параллелограммной.

AJSА вот в итальянскую армию шли в основном «пятисотки». Встречается лишь упоминание о «Gilera RE 350», кстати, нижнеклапанной, первый вариант которой появился еще аж в 1926 году.

Однако не эти машины несли на себе основные тяготы войн Непосредственно к боевым действиям изначально готовились более тяжелые мотоциклы……..

продолжение будет…….

 

mmoto.tk

как мотоциклы использовали в военных действиях » Военное обозрение

С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней

Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.

MOTOR SCOUT

Первая мировая войнаК началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.

К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.

БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86

НЕМЕЦКИЙ BMW R32

BMW R35

Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.

НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800

СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600

СОВЕТСКИЙ Л-8

Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов.

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.

Армейские мотоциклы после войныПосле окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.

«УРАЛ» ИМЗ-8.107

topwar.ru


Смотрите также