Нижняя палата парламента германии


Парламент - это... Что такое Парламент?

     Страны с двухпалатным парламентом     Страны с однопалатным парламентом     Парламента нет

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В Армении, Молдавии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Южной Осетии Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях России[1] (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

История парламента

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России итд.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран[2].

Парламенты в истории

См. также

Ссылки

Литература

  1. ↑ ст. 94, Конституция Российской Федерации — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).
  2. ↑ Day.Az: В Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран

dic.academic.ru

Парламент | Наука | FANDOM powered by Wikia

Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — один из высших органов государства. Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования - путем всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президенту).

    История парламента Править

    Органы народного представительства существовали еще в древних государствах. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, вече и т.п. В средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Генеральные кортесы в Испании, Земский собор в России и т.д.).

    Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания - первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

    Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

    Выборы в парламент Править

    Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

    Состав парламента Править

    Члены парламента называются депутатами. Обычно в парламент входят 300-500 депутатов, но это показатель может заметно варьироваться (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

    Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая - нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента - Палата лордов, нижняя - Палата общин, в России - Совет Федерации и Государственная Дума, в США - Сенат и Палата представителей, в Германии - Бундесрат и Бундестаг. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

    Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

    История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР).

    В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т.д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

    Кроме того, парламент подразделяется на фракции, формируемые по политическому принципу, т.е., как правило, из представителей партий.

    Парламенты стран мира Править

    Международные парламенты Править

    Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз - ассоциация парламентов мира

    Шаблон:State-stub

    ru.science.wikia.com

    Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация - Конституционное право зарубежных стран

    15.4. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация

    Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - бундестага, и верхней - бундесрата (формально в Германии бундесрат не рассматривается как палата парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 620 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют 4 голоса, более б млн - 5 голосов, а более 7 млн - 6. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.

    К полномочиям бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.

    В области законотворчества бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет бундесрат и федеральное правительство. Члены бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трех чтений. Бундесрат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности - оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями федерального президента.

    Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. Кроме того, в палате создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.

    Помимо законотворческой функции бундестаг избирает федерального канцлера, принимает участие в выборах федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального правительства зависит от доверия парламента. Согласно Основному закону федеральное правительство находится в политической зависимости от бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении федерального канцлера бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава правительства сам поставит вопрос о доверии перед бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то федеральный президент может распустить бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

    Бундесрат - верхняя палата германского парламента - не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. При назначении федеральным президентом Генерального прокурора требуется его согласие. По его предложению глава государства назначает и директоров земельных банков. Бундесрат направляет своих представителей в наблюдательные советы государственных компаний и общественных учреждений. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения данной палаты.

    Главой государства является федеральный президент, обладающий ограниченными (преимущественно церемониально-представительскими) полномочиями. Кандидат в президенты должен быть немецким гражданином не моложе 40 лет, обладающим в полной мере избирательными правами. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом - Федеральным собранием сроком на пять лет. Одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз подряд. Полномочия президента в случае досрочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель бундесрата.

    В марте 2012 г. новым главой немецкого государства преобладающим большинством голосов Федерального собрания - 991 из 1228 - избран правозащитник из ГДР, протестантский священник Йоахим Гаук.

    Бывшие президенты ФРГ получают от государства почетное денежное содержание, средства на аренду бюро (офиса), оплату секретаря, персональных референтов, водителя. Как носители государственных секретов они обеспечиваются государственной охраной.

    geum.ru

    15.4Парламент фрг: полномочия и внутренняя организация

    Парламент Федеративной Республики Германия фак­тически состоит из двух палат: нижней — бундестага, и верхней — бундесрата (формально в Германии бун­десрат не рассматривается как палата парламента). Бун­дестаг олицетворяет весь народ, проживающий на гер­манской территории, 656 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат — это ор­ган представительства субъектов Федерации. Он состо­ит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют 4 голоса, более 6 млн — 5 голосов, а более 7 млн — 6. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.

    К полномочиям бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функ­ция.

    В области законотворчества бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законода­тельном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интере­сы и потребности земель. Право законодательной инициа­тивы имеет бундесрат и федеральное правительство. Чле­ны бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трех чтений. Бундесрат может не согласиться с за­конопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой дея­тельности — оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями федерального президента.

    Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. Кроме того, в палате создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.

    Помимо законотворческой функции бундестаг избира­ет федерального канцлера, принимает участие в выборах федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального правительства за­висит от доверия парламента. Согласно Основному зако­ну федеральное правительство находится в политической зависимости от бундестага и несет перед ним ответствен­ность. Это выражается в том, что в отношении федераль­ного канцлера бундестагом может быть вынесен вотум не­доверия. Однако если глава правительства сам поставит вопрос о доверии перед бундестагом и не получит абсолют­ного большинства голосов, то федеральный президент мо­жет распустить бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.

    Бундесрат — верхняя палата германского парламен­та — не имеет срока избрания, его состав частично ме­няется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве ор­гана законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регла­мент своей работы, формировать собственные комиссии. При назначении федеральным президентом Генерального прокурора требуется его согласие. По его предложению глава государства назначает и директоров земельных бан­ков. Бундесрат направляет своих представителей в наблю­дательные советы государственных компаний и общест­венных учреждений. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения данной палаты.

    Главой государства является федеральный президент, обладающий ограниченными (преимущественно церемо­ниально-представительскими) полномочиями. Кандидат в президенты должен быть немецким гражданином не моло­же 40 лет, обладающим в полной мере избирательными пра­вами. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом — Федеральным собранием сроком на пять лет. Одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз подряд. Полномочия президента в случае досрочного прекращения или обнаружения препятствии к выполнению его функций временно выполняет председа­тель бундесрата.

    studfiles.net

    Законодательная власть фрг – Бундестаг и Бундесрат

    Структура германского парламента, отличается определенными особенностями. Главной из них является та, что согласно Конституции, парламент является однопалатным(Бундестаг). Это не свойственно федеративным государствам (Германия – вообще единственный случай).

    Вместе с парламентом действует и специальный орган представительства земель – Бундесрат. Палатой парламента он не является.

    Вместе с тем, многие специалисты в области конституционного права за пределами Германии, рассматривают парламент ФРГ как традиционный для федераций двухпалатный, при этом Бундесрат рассматривается как его верхняя палата.

    Такая точка зрения вполне обоснована, поскольку функции и полномочия Бундесрата, соответствуют верхним палатам федераций. По всей видимости, эта точка зрения также наиболее проста и привычна для понимания:

    Парламент фрг

    Бундестаг

    Бундесрат

    Понятие и правовой статус_

    По конституции - однопалатный парламент.Однако его можно рассматривать какнижнюю палату двухпалатного парламента.

    Особый орган земельного представительства. Может рассматриваться какверхняя палатапарламента

    Состав и порядок формирования_

    Состав– 598 депутатов

    Формируется прямыми выборами населением страны, по смешанной мажоритарно - пропорциональнойсистеме.

    Половина депутатов (299) избирается по мажоритарной системе относительного большинства.

    Другая половина избирается по партийным спискам в землях (пропорциональная система). Заградительный пункт – 5 %.

    Состав – 69 членов

    Порядок формирования необычен (особенно если рассматривать Б. как верхнюю палату).

    Бундестаг, не избираемый орган– формируется путем назначения его членов правительствами земель.

    Количество представителей от каждой земли, зависит от ее населения (от 3 до 6).

    Статус членов палаты_

    Депутаты Бундестага обладают обычным для парламентов свободным мандатом.

    Мандат члена Бундесрата носит императивный характер (наказы земельного правительства обязательны).

    Срок полномочий и порядок обновления_

    Срок полномочий - 4 года, обновляется полностью.

    Срок полномочий не установлен. Бундесрат рассматривается как постояннодействующий орган, замена его членов,происходит со сменой правительств в землях.

    Законодательный процесс состоит из традиционных этапов:

    Законодательная инициатива

    Таким правом обладают три субъекта:

    1. Федеральное правительство;

    2. Депутаты бундестага;

    3. Члены Бундесрата;

    Порядок внесения законопроекта зависит от субъекта законодательной инициативы: законопроекты правительства вносятся сначала в Бундесрат (для получения мнения земель), а затем – в Бундестаг (условно говоря «сверху - вниз»).

    Остальные законопроекты вносятся в нижнюю палату (Бундестаг, порядок «снизу – вверх»).

    Обсуждение законопроекта в Бундестаге и Бундесрате

    На этой стадии присутствуют обычные для парламентов чтения:

    1. первое чтение- обсуждение основных положений законопроекта в целом. После принятия, законопроект передается в отраслевую комиссию для дальнейшей работы;

    2. второе чтение– постатейное обсуждение законопроекта. По каждой статье следует доклад профильной комиссии и голосование. На этом этапе предлагается основной объем поправок

    3. третье чтение– обсуждение законопроекта в целом, и итоговое голосование по нему. Эта стадия завершает рассмотрение законопроекта в палате, после чего он передается в другую.

    Как и в большинстве двухпалатных парламентов, законопроект по общему правилу должен получить одобрение обеих палат (Бундестага и Бундесрата). Однако такое правило действует в полной мере лишь для самых важных законопроектов конституционного характера(поправки к конституции, статус федерации и земель, права и свободы граждан и др.). Такие законы обязательно требуют согласия обеих палат.

    В иных случаях, Бундестаг может преодолеть вето Бундесрата (причем без особых усилий – простым, а не квалифицированным большинством).

    Подписание президентом

    Эта стадия в ФРГ (как и в большинстве парламентарных республик) полностью формальна, так как права вето у главы государства нет. Закон, принятый парламентом подписывается президентом, и официально публикуется.

    studfiles.net

    Парламент в Германии

    Парламент в Германии

     

    Германия — демократическое, социальнео, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Гремании. По форме правления Германия — парламентская республика.

    Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполниетльной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

    Германский бундестаг (парламент) и бундестрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.[3]

    Согласно Основному закону и теоретическим концепциям ученых ФРГ, парламент в стране однопалатный; им является Бундестаг, осуществляющий законодательную и иную деятельность[4] «Бундестаг, - пишут германские ученые Г. Клайн и В. Цее, - является парламентом Федеративной Республики Германии. Принимаемые им решения исходят от народа».[5]

    Бундесрат (буквально: Федеральный совет) ст. 50 Основного закона характеризует как орган, через который земли участвуют в законодателсьтве и администрации Федерации и в делах Европейскогот Союза.

    Однако ряд ученых, причем не без веских оснований, полагают, что парламент в ФРГ состоит из двух палат - Бундестага (верхняя) и Бундесрата (нижняя), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т.д[6]

    Депутаты в Бундестаг избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. ОЗ ФРГ не предусматривает избирательных положений. Существует Закон «Об избирательной системе» (Wahlgesetz) от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.

    Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.

    Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:

    -половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах по 1 депутату от каждого округа;

    -другая половина - по земельным спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).

    Каждый избиратель имеет 2 голоса. Один отдается персонально за лицо, другой - за земельный список кандидатов. Оба голоса подаются независимо друг от друга.

    Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).

    В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте, и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков - по жребию.

    В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в масштабах всей страны не менее 5% голосов избирателей или кандидаты которых победили не менее, чем в 3 избирательных округах.

    Депутаты Бундестага, согласно основному закону, являются представителями всего народа, не связаны наказами или указаниями и подчиняются лишь своей совести (свободный мандат) — ст. 38 и 39 основного закона.[7]

    Бундестаг выбирает своего председателя (дословно — президента), его заместителей и секретарей. Председатель осуществляет распорядительные права в здании Бундестага и обладает в нем полицейской властью; без разрешения председателя в помещениях палаты на может проводиться ни обыск, ни выемка (ст. 40 основного закона). Бундестаг создает постоянные комитеты, иные вспомогательные органы; он вправе образовывать следственные комитеты (ст. ст. 45-а, 45-б, 45-в основного закона).

    Бундестаг принимает свой регламент. Ныне действующий регламент 1952 г. в редакции 1986 г. с последующими изменениями и дополнениями подробно урегулировал вопросы выборов председателя, его заместителей и секретарей, деятельности руководящих органов Бундестага, организации фракций и групп депутатов, прав и обязанностей депутатов, деятельности Бундестага, организации и деятельности комитетов Бундестага и иных создаваемых им органов, законодательного процесса и ряд других.

    Заседания Бундестага открытые; решением большинства 2/3 депутатов они могут быть объявлены закрытыми. Решения принимаются большинством присутствующих депутатов. Закон об изменении основного закона нуждается в согласии 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата (ст. 42, 79 основного закона).

    Бундесрат избирает своего председателя сроком на 1 год (ст. 52).

    Бундесрат принимает свой регламент. В настоящее время действует регламент 1966 г. в редакции 1988 г., в котором регламентированы общие положения (о членах Бундесрата, легислатуре и т. д.), об образовании и правовом положении органов Бундесрата (президиум, комитеты, секретариат т. д.), о заседаниях Бундесрата (подготовка, созыв, руководство, кворум и т. д.), о производстве в комитетах, о производстве по делам Европейского Сообщества и т. д.

    Созывает Бундесрат его председатель; он обязан созвать его по требованию представителей не менее 2-х земель или Федерального правительства (ст. 52 основного закона).

    Бундесрат принимает свои решения по меньшей мере большинством голосов.

    Заседания Бундесрата публичны; публичность может быть исключена. Члены Бундесрата не могут быть одновременно депутатами Бундестага.

    Законопроекты, согласно Конституции, вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, депутатами Бундестага или Бундесратом (абз. 1 ст. 76). Законопроекты Федерального правительства подлежат внесению сначала в Бундесрат, который имеет право высказаться о них в течение 6 недель. Проект, определенный Федеральным правительством при внесении в Бундесрат как особо срочный, оно может по истечении 3 недель передать в Бундестаг, даже если мнение Бундесрата по этому проекту еще не получено; мнение Бундесрата в таком случае должно быть немедленно по получении направлено в Бундестаг. Проекты Бундесрата должны направляться в Бундестаг через Федеральное правительство, которое в течение 3 месяцев обязано высказать по ним свою точку зрения. Законопроекты могут вносить и группы депутатов Бундестага (одна из фракций, либо не менее 5 % депутатов, что установлено в регламенте Бундестага).

    Отличительной особенностью законодательной процедуры в ФРГ является предоставленное Бундесрату право, практически без согласия Бундестага, принимать законы в условиях т. н. состояния законодательной необходимости, если Федеральное правительство считает такой законопроект неотложным (ст. 81 основного закона). Названная процедура является подтверждением считать Бундесрат верхней палатой парламента.

     

    Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав

    mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.055 сек.)

    mybiblioteka.su

    Шпора КПЗС_улучшенная

    90.Местные органы государственной власти КНР.

    В КНР нет органов местного самоуправления, есть только органы государственной власти.

    -избираются собрания народных представителей- это представительные органы государственной власти (в провинциях, районах, округах, уездах, селах, поселках). В провинциях их численный состав иногда доходит до 500 депутатов (в городах государственного подчинения).

    В собраниях народных представителей села – 15-20 депутатов. Из своего состава собрание народных представителей избирает народное правительство (исполнительный орган). В крупных городах оно насчитывает до 30-ти членов, в иных 10-15, и только в селе избирается единственный староста.

    Функции:

    1.Формирование других местных органов гос власти.

    2.Руководство нижестоящими органами государственной власти (в демократ- нет).

    3.Оперативное управление подведомственными учреждениями, предприятиями, организациями.

    4.Координация деятельности предприятий, учреждений, организаций, министерств и ведомств.

    5.Обеспечение охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан.

    6.Осуществление контроля за деятельностью всех предприятий, учреждений, организаций, расположенных на подведомственной им территории.

    В этих функциях и выражается организация местных органов власти.

    91 (1).Конституция Германии 1949 г.

    Германия- парламентарская республика, с демократическим режимом.

    Конституция жесткая т.е. изменяется специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента.

    В 1991 г. была создана комиссия для подготовки постоянной конституции, но она пришла к выводу, что Конституция 1949 г. соответствует современным условиям.

    Проект конституции был обсужден и принят Парламентским советом, в состав которого входили 65 депутатов.

    Конституция принималась в обстановке демократического подъема, при значительном влияние трех западных держав-победительниц (США, Франция, Великобритания).

    Конституция Германии отвергает прежние фашистские порядки и исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, разделения властей, равенства, справедливости и др. Она ввела федеративное устройство государства.

    Вся власть исходит от народа.

    Многопартийная система.

    Социальное государство- собственность должна служить общему благу- в Германии развита сеть социальной поддержки.

    Конституция: 14 разделов, 183 статьи, краткая приамбула.

    Четко разграничены полномочия цетра и земель.

    Отсутствует право сецессии(выход).

    Существ. финансовое выравнивание, т.е богатые земли помогают бедным.

    92 (2).Партии Германии.

    Социал-Демократическая, в коалиции с «зелеными»- правящая.

    Состоит:

    -рабочие,

    -крестьяне,

    -интеллигенция.

    Внутренняя политика:

    1)Развитие новейших отраслей экономики,

    2)Приватизация, передача в государственную собственность, нерентабельных отраслей.

    3)Поддержка фермерского хозяйства.

    4)Никаких положений о проведении широких социальных программ.

    Внешняя политика:

    1)Создание объединенной Европы в противовес США.

    2)Формирование в Европе нового центра власти (Германия, Франция, Россия).

    3)Сохранить членство в НАТО и поддержание отношения с США,

    4)Поддерживать международное социалестическое движение.

    93 (3).Характерные черты германского федерализма.

    1)Германия явл. федеративным госуд-вом, где действуют принципы федерализма.

    2)четко разграничены полномочия между центром и землями.

    3)некоторые города имеют статус земель Берлин, Гамбург и т.д.

    4)отсутствует право сецессии, т.е. возможность отделения земель или городов с особым статусом от государства.

    5)действует институт финансового выравнивания, т.е. богатые земли должны помогать бедным, они делятся своими доходами.

    6)Принцип самокоординации субъектов гос-ва, т.е. земли минуя центр заключают между собой соглашения, в основном касающихся экономических вопросов, образования.

    Принятие координационных решений на конференциях отдельных министерств и ведомств земель, конференциях премьер-министров земель, где принимаются дополнительные меры по урегулированию отдельных вопросов, которые четко не определил и не решил законодатель.

    7)федеральное право имеет перевес над правом земель. Так же существует наличае двойного гражданства, союза и определенной земли.

    Каждая земля ФРГ располагает в бундесрате не менее чем тремя голосами. У тех где население более 2 млн человек – 4 голоса, а свыше 6 млн- 5 голосов.

    По методу формирования верхняя палатя явл. – назначаемой (бундесрат)

    94 (4).Парламент ФРГ, полномочия и организация.

    Бундесрат (верхняя палата)

    68 депутатов, являются представителями земель, он не избираются, его члены назначаются правительством земель (органами исполнительной власти земель), и отзываются ими.

    Не подлежит роспуску.

    По методу формирования – пропорциональные, т.е. чем больше население, тем больше представителей. Каждая земля имеет от 3 до 6 назначаемых представителей, среди них руководители правительства земель. Она защищает особые интересы земель.

    На практике рассматривает большинство законов.

    Существует должность председателя (президента) Бундесрата, избирается ежегодно.

    Полномичия:

    -участвует в выборах президента,

    -назначает судей конституционного суда.

    Бундестаг (нижняя палата)

    669 депутатов 2000 г., избираются по смешанной избирательной системе (328 депутатов- по одномондатным округам, остальные- по партийным спискам земель), на 4 года.

    50% избирается по земельным партийным спискам с 5% заградительным барьером.

    Депутаты имеют:

    -свободный мандат.

    -иммунитет (но могут быть задержаны на месте совершения преступления и в течение следующего за этим дня).

    -индемните (хотя несет ответственность за клевеческие выражения в парламенте).

    -денежное вознаграждение.

    Полномочия:

    -законотворчество,

    -решение финансово-бюджетных вопросов,

    -орган контрольных вопросов (право депутатского запроса, контрольная деятельность комитетов и комиссий. Их 20).

    В германском парламенте тщательно разработан законодательный процесс и право законодательной инициативы.

    Существует процедура трех чтений законопроекта: обсуждение основных положений и передача законопроекта в соответствующий комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голосование.

    Право законодательной инициативы у: Правительства, члены Бундесрата, члены Бундестага.

    Для внесения законопроекта требуется поддержка не менее чем 15 депутатов нижней палаты. Правительство широко использует данное право.

    Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат.

    Две процедуры принятия закона:

    1)По вопросам когда согласие Бундесрата обязательно (для законов об изме­нении конституции, о территориальных изменениях федерации, об от­ношениях федерации и земель). Если по этим вопросам Бундесрат не соглашается с текстом, принятым Бундестагом- создается согласительный комитет (согласитель­ная комиссия) из представителей Бундестага и Бундесрата. Если согла­сительный комитет поддерживает решение Бундестага, то Бундесрат принимает текст закона, предложен­ный Бундестагом. Если комитет решение

    95 (5).Правительство ФРГ.

    Правительство– коллегиальный исполнительный орган власти.

    Состоит:

    -канцлер,

    -вице-канцлер,

    -министры.

    Один из министров назначается федеральным канцлером на должность вице-канцлера, который заменяет главу правительства во время болезни или временного отсутствия, хотя сама по себе эта должность не имеет никаких связей с Бундестагом.

    В ФРГ глава правительства – федеральный канцлер – предлагается бундестагу президентом, но последний решает этот вопрос только после консультации с лидерами крупнейших партийных фракций.

    Роль президента в деле подбора премьер-министра совершенна пассивна. Предложенный президентом канцлер избирается без обсуждения Бундестагом, после чего назначается на должность президентом.

    В работе правительства принимают участие:

    -начальник канцелярии президента республики,

    -начальник ведомства печати и информации,

    -личный референт качества,

    -приглашаются премьер-министры земель.

    Все важные вопросы решаются лично канцлером, поэтому состав прав-ва невелик, и равен британскому кабинету.

    96 (6).Президент ФРГ.

    Избирается на 5 лет косвенными выборами- Федеральным собранием, которое состоит из членов Бун­дестага и такого же числа членов, избранных представительными орга­нами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в Бун­дестаге. Вьщвинуть кандидата на должность Президента может любой член Федерального собрания (на деле это делают партии). Президен­том может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий из­бирательными правами. Для избрания в первых двух турах необходимо абсолютное большинство, в третьем — относительное большинство. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом только на два срока.

    Президент обладает значительными полномочиями:

    -представляет государство, заключает международ­ные договоры,

    -аккредитует дипломатических представителей,

    -назначает федеральных судей, офицеров,

    -осуществляет право помилования.

    -Однако для действительности таких актов необходима их контрасигнатура Канцлером или соответствующим министром. Контрасигнатура не нужна для актов об увольнении федерального Канцлера.

    97 (7).Местное самоуправление и управление ФРГ.

    Земли делятся на округа (их более 50).

    Округа- на районы.

    Районы- на общины.

    Положения и организация АТЕ регулируется конституциями земель, более детально организация регулируется уставами общин, районов и округов.

    Государство обязано предоставлять денежные средства Общинам. Общины вправе принимать решения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ... для чего они могут устанавливать местные налоги.

    Аналогичными полномочиями, но в более широких масштабах пользуются районы и округа.

    Во всех АТЕ, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые гражданами на срок 4-6 лет.

    Схема управления в округах, районах, общинах сходна.

    Правительственный президент – во главе округа, назначаемый правительством земли, он следит за соблюдением законов. Представительного органа в округе нет.

    В районе, избираемое на 4-6 лет районное собрание.

    Глава администрации района- ландрат избирается в одних землях районным собранием, в других- избирателями.

    В общинах население избирает муниципальный совет, бургомистра (мэр) назначается представителем государства.

    Правовой надзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутренних дел..

    101 (1).Конституция Великобритании.

    Смешанная, лишь ¼ часть её неписанная.

    Великобритания- парламентарная монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами.

    Конституция гибкая.

    Органа конституционного контроля нет.

    Она состоит:

    1.Статут — акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства — монархом. Все законы обладают одинаковой юридической силой.

    К числу конституцион­ных актов принято относить только некоторые статуты:

    -Великую хартию вольностей 1215г. (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати).

    -Хабеас корпус акт 1679 г., (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы),

    -Билль о правах 1679 г.,

    -акты о престолонаследий (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о Парламенте (1911 и 1949 гг.), о Палате общин (1978 г.).

    2.Судебный прецедент- это решения так называемых высоких су­дов (Апелляционного суда, Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами.

    102 (2).Партии Великобритании.

    Лейбористская- правящая.

    Была создана для избрания рабочих в Парламент.

    Состав:

    1)Рабочие,

    2)Профсоюзы- коллективные органы.

    Внутренняя политика:

    1)Построить общество со здоровой окружающей средой.

    2)Укрепление социальных традиций.

    3)Укрепление здоровой атмосферы.

    Внешняя политика:

    1)Укрепление НАТО.

    2)Безконфликтное сотрудничество с другими странами.

    В настоящее время лидером правящей партии, и одновременно премьер – министром является Тони Блер.

    Консервативная партия, является наследницей партии тори, выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время большинство в ней составляют рабочие и фермеры.

    Партия не имеет перспективной программы, устава, хотя Существует фиксированное членство.

    Высший орган партии — ежегодная национальная (т.е. общегосударственная) конференция.

    103 (3).Парламент Великобритании.

    Палата Общин (нижняя).

    Состоит из 659 членов, избираются по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относитлеьного большинства на 5 лет.

    Часто бывают роспуски.

    Депутаты:

    -обладают ограниченным имму­нитетом (причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии).

    -могут быть лишен полномочий ре­шением палаты.

    -имеют ограниченный индемнитет (он не распро­страняется на клевету, мятежные речи, оскорбления монарха),

    -Депутаты имеют трех оплачиваемых государством помощников.

    Спикер- руководит заседаниями палаты.

    Назначается монархом на весь срок полномочий палаты, и выходит из состава своей партии, т.к. должен быть лицом беспристрастным.

    Полномочия:

    -не может голосовать, но обладает решающим голосом, когда разделились.

    -не вправе комментировать.

    -предоставляет/ лишает слово для выступления.

    Клерк- секретарь.

    Законодательный процесс.

    Виды законопроектов:

    1)публичные (вносятся депутатами обычно через министров),

    2)частные (в форме петиции).

    Чтения 3:

    1)Клерк палаты обычно лишь зачитывает его заголовок.

    2)Обсуждают, после чего он передается в комитет; потом возращают опять на чтения, могут быть внесены поправки.

    Спикер использует разные приемы для сокращения прений: «гильотину», «кенгуру».

    3)Голосование.

    Если проект принят он передается в Палату Лордов, где происходит аналогичная процедура.

    Вето Палаты Лордов преодолевается Палатой Общин на другой сессии простым большинством голосов.

    Полномочия Парламента:

    Парламент Британии относится к группе с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. неограниченные компетенции. Но полномочия парламента всегда ограничены, даже Британского.

    Полномочия – законодательные, контроль за деятельностью правительства, так же могут создаваться расследовательские комитеты (ревизия админстративного аппарата).

    104 (4).Монарх в Великобритании.

    Великобритания- парламентарная монархия.

    Теоретически монарх считается главой государства, ему принадлежит исполнительная власть. На деле страной руководит «Правительство Его Величества».

    Применятся кастильская сис­тема наследования: трон покойного короля из династии Виндзоров пе­реходит к старшему сыну, если сына нет — к старшей дочери. Монарх вправе отречься от престола в пользу ближайшего родственника.

    Монарх:

    -это символ единства нации, гарантия стабильности в обществе.

    -не подлежит уголовной ответственности, не может быть задер­жан и т.д. (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла I во время английской революции).

    -политически нейтрален.

    -санкционирует законы (обычно — устно)

    -имеет право абсолютного вето (хотя не использует его с 1707 г.).

    -составная часть Парламента, но посещать его заседания (Палаты общин) он может лишь по специальному приглашению.

    -открывает ежегодную сес­сию Парламента, выступая с тронной речью на совместном заседа­нии палат.

    -вправе распустить Палату общин.

    -назначает премьер-министра

    -является главнокомандующим, присваивает воинские звания.

    Его акты нуждаются в промульгации премьер-министра.

    105 (5).Правительство Великобритании.

    Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность- 95 чел), обычно это 75-80 министров, государственных министров, министров без портфелей.

    Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18-23 чел).

    Премьер-министр:

    -составляет правительство,

    -представляет на подпись монарху правовые акты и сам контрассигнует их,

    -в любой момент может предложить монарху распустить нижнюю палату.

    Вспомогательные органы:

    -комитеты,

    -комиссии,

    -секретариаты,

    -службы.

    Парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона.

    106 (6).Местное самоуправление в Великобритании.

    Великобритания- сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией.

    Территория Англии и Уэльса разделена на Графства (39/22).

    Графства- на округа (339, в округе должно быть не более 10 тыс. чел).

    Округа- на приходы или общины.

    Во всех АТЕ избираются Советы сроком на 4 года (лишь в малых приходах решение принимается на общих собраниях). Состав обновляется ежегодно на 1/3.

    При выборах окружных советов каждый избиратель имеет столько голосов, сколько избирается членов совета (кумулятив­ная система).

    Председатель совета (мэр) Вице-председатель избираются ежегодно.

    Исполнительного органа общей компетенции (исполкома) у советов нет.

    Специальные комиссии- образуются из состава совета.

    Они ведают различными сферами местной жизни (дороги, рынки, противопожарная служба, социальное обслуживание населения и др.) и нанимают для этого муниципальных чиновников, утвер­ждаемых советом на пленарных заседаниях.

    studfiles.net


    Смотрите также