Школа в Германии: какая она? Первый класс в германии


Первый раз в первый класс в Германии

Cегодня у нас гостья. Ее зовут Наташа Бломайер, она автор проекта "Рецепты игрушек быстрого приготовления" http://makeyourtoys.eu

Еще Наталья бывший учитель начальных классов и теперь вместе с семьей живет в Германии (г. Эрланген). Ее дочь пошла сентябре этого года в 1 класс. И я попросила Наташу написать небольшую статью о немецкой школе и о том, "а как у них" происходит пресловутый "Первый раз в первый класс".

Наташа, просила оговориться, что ее статья относится:- только к Баварии (в других федеральных землях может быть немного по-другому)- только к государственной классической школе (есть еще школа Монтессори и Вальдорфская школа, и возможно еще и другие, но это пока неисследованный предмет)- только начальные классы- старалась писать только про нашу школу, хотя не всегда получалосьИтак, слово Наташе.

Что нужно в Германии для поступления в школу (подготовительные курсы, просто жить рядом со школой и т.п.)?

Нужно два условия - жить рядом со школой и быть к ней готовым.

Под подготовкой к школе подразумевается психологическая готовность ребенка, т.е. определенная степень усидчивости; уметь слушать, что говорит учитель; определенная степень развития мелкой моторики руки.

Что необязательно:

- Необязательно знать немецкий язык. Т.е в немецкую школу может прийти ребенок, который вообще не знает языка, и в течение нескольких недель он его обычно осваивает. Школа может предложить такому ученику дополнительные занятия для освоения немецкого.- Необязательно знать буквы или уметь их писать.- Необязательно знать все числа и уметь считать.

Если ребенок посещал детский сад, то в последний год перед школой садик готовит его к школе. Ребенку присваивается почетное звание дошкольник ;-) Моя дочь, когда ей было 5 лет, узнав, что она стала дошкольником, так обрадовалась, что не могла заснуть до глубокой ночи ;-)

Хочу отдельно написать про возраст. В общей сложности, в Германии в школу идут дети с 6 лет. В нашей федеральной земле (Бавария) считается, что ребенку должно исполниться 6 лет в сентябре, - так называемая возрастная граница, по которой нужно ориентироваться. Но если ребенок готов к школе раньше, ему можно идти в школу и в 5 лет.

Если ребенку уже есть 6 лет, но он не готов к школе (а это устанавливает педиатр), то на основании показаний педиатра школа может быть отложена на год. В этом случае ребенка могут устроить в специальный детский сад, где идет более интенсивная подготовка к школе.

Я, как учитель начальных классов, считаю, что 5-летнему ребенку в нашей школе делать нечего – слишком большая нагрузка. Есть много развивающих занятий, в том числе и в саду, которые будут для такого ребенка куда полезнее. Некоторые же политики в Германии (не имеющие отношения к психологии детей) утверждают, что чем раньше ребенок пойдёт в школу, тем быстрее он её закончит, и быстрее устроится на работу – вот вам и рабочая сила! ;-) Комментариев здесь не пишу, так как получится неприлично ;-)

Чем вообще отличается немецкая школа от русской?

Начну с того, что школа от нас не особо близко. Конечно, всё относительно, но сужу по воспоминаниям из своего московского детства. Мне до своей школы можно было дойти быстрым шагом за 8 минут. Бывало, забудешь что-то важное, добежишь на большой перемене до дома и обратно.

Моей же дочери до школы идти полчаса. А поскольку в школе нужно быть за 10 минут до занятий, то выходим за 40 минут. Занятия начинаются в 8 часов, итого надо выти в 7:20, проснуться – в 6:30. Поскольку ей еще 6 лет, то мы либо провожаем её, либо она идет с группой одноклассников. Ходим пешком. Ранец несёт на себе. Уважающему себя школьнику не должны помогать носить ранец всякие мамки и бабушки ;-) Хотя, если задумаешься о весе ранца...

Насколько тяжёл ранец первоклассника? Является ли это отличительной чертой немецких школ, или в России сейчас – такие же тяжелые ранцы – я не знаю. Наши ранцы – эргономичные. Это значит, по форме спины, и нагрузка распределяется так, чтобы она как можно меньше таковой была. Всякие там мягкие детали со стороны спины, огромное пластмассовое днище, всюду плотная ткань, кое-где – несколько слоёв (ранец ведь дорогой – должен как можно дольше прослужить!), куча отделов и карманов – и вот вам вес более 1 кг! Туда, в этот ранец, в 1 классе кладется не особо много, но САМ ОН сколько весит! Новоиспеченные первоклассники качаются на тоненьких ножках... и, если подует ветер...

Вспоминаю свой первый ранец. Он весил примерно столько, сколько весит обычный пластиковый пакет. Два отделения всего. Зато это был не такой бегемот. Что лучше? Впрочем, моя знакомая физиолог (сама мать троих детей) заметила, что спина тренируется, и через несколько недель ношения ранца мышцы укрепляются.

Однако есть определенные физиологические нормы, которые нельзя превышать. Здесь в Германии считается, что ребенку можно нести на спине не более 10% от собственного веса. В то же время эта норма вроде не подтверждена научными исследованиями. Некоторые ортопеды допускают до 20% от веса ребёнка.

А что у нас в ранце? Пишу в порядке убывания веса (вес примерный, конечно):1.Большая папка, в которой лежат тетрадки и книжки– в них нужно дома сделать домашнее задание - 700 г.

2.Пеналы – 500 г. Пеналов два. Один – на молнии, с «петельками», куда вставляются ручки-карандаши. Огромное количество карандашей, примерно 25 шт. Другой – эдакий огромный кошелек, где всякая всячина – клей, ножницы, точилка...

3.Школьный завтрак – 500 г. Да-да, школьный завтрак, столовой нас здесь не балуют ;-) Состоит обычно из бутылки с водой (соком, какао), и пластиковой коробки с бутербродом и каким-нибудь фруктом.

4.Одежда — 300-500г. Например, варежки, чтобы играть в снег на продлёнке. Или яркие жилеты-отражатели, дети их одевают, когда в школу идут, если ещё темно. А на обратной дороге в ранец кладут. Шапка, кофта, иногда куртка — обычно утром холодно, а днем уже не одеваем — тоже туда, в ранец.

Прибавим ещё вес самого ранца –получим 3,5 кг. на спину. Это минимум. У нас доходит до 5 кг, это уже выше всяких допустимых норм.

Завтраки

У нас нет столовой, где школьники могут позавтракать. Каждый несет завтрак с собой. На первой перемене (в 9:15) всех выгоняют на улицу. Вот там, на школьном дворе, и можно поесть. Конечно, стоя. В любую погоду. На случай дождя во дворе есть небольшое пространство под крышей. Правда, на случай мороза пока ничего не придумано ;-)

Туалеты, кстати, тоже на улице.

Но больше завтраков на улице в стоячем положении меня сразило расписание: - Первые два урока сдвоены (45 мин + 45 мин), перемены между ними нет.- Потом 15 минут перемена.- Ещё одна пара (45 мин + 45 мин).- 15 мин. перемена.И т.д...

Для первоклассника такое расписание считаю жестоким. Скидку делаю, конечно, на то, что наша учительница с первоклассниками разные физминутки устраивает, и т.д...

Ну что я всё о грустном ;-) Нашим детям зато можно во время уроков пить из своих бутылок. За это никто не ругает, и даже отдельно сообщают родителям, что ребенок имеет право на уроке приложиться к своему соку-какао-воде. Считаю, что это правильно. Многие дети пьют недостаточно, жидкость очень важна.

Количество уроков в первом классе — 3 дня в неделю — по 5 уроков, 2 дня в неделю — по 4 урока.

Предметы в первом классе: немецкий язык, математика, краеведение, музыка/искусство, спорт, труд, религия или этика (последнее - на выбор родителей).

Наполненность классов в Германии может быть разная. У моей дочери в классе – 20 человек. Однако есть школы, где количество детей в классе доходит до 35-ти, и последствия переполненного класса несомненно сказываются на качестве обучения.

Домашние задания задают с первого дня, на них должно уходить около 45 минут ежедневно.

Продленка. Да, у нас тоже есть продлёнка. Организована здесь же, в школе (организаторы – объединение, созданное специально в поддержку школы). Есть также в округе еще несколько детских учреждений, которые предоставляют "услуги продлёнки". Например, в нашем трёхэтажном доме на первом этаже в пятикомнатной квартире – Lernstube – детская продлёнка. Воспитатели сами забирают первоклашек из школы (дети постарше приходят сами), организуют прогулку, обед, выполнение домашнего задания.

Каникулы. Каникул много. Целых шесть. Когда каникулы начинаются и кончаются, зависит от конкретного года, а также от того, в какой Федеральной Земле Германии находится школа. У нас в Баварии в этом учебном году следующие каникулы:

01.08. - 12.09.29.10. - 03.11.24.12. - 05.01.11.02. - 15.02.25.03. - 06.04.21.05. - 31.05.

Eсть ли отличие русского учителя начальных классов от немецкого и в чем оно?

Трудно ответить на этот вопрос. Я знаю много замечательных учителей начальных классов в России. В Германии же знаю только одну учительницу, и она тоже замечательная ;-)

В нашей школе хорошая традиция – после нескольких недель учёбы учитель встречается с родителями ребенка один на один, обсуждает с ними проблемы, пути их решения. Для каждого родителя – отдельное время. Родители могут задать учителю интересующие их вопросы.

Что, по-твоему, было бы здорово позаимствовать у немецкой школы и, напротив, что хорошего в русской?

Хочу сказать отдельно про письмо. Письма как такового в первом классе нет – дети буквы печатают. Писать дети начинают во втором классе. Не берусь судить, хорошо это или плохо. Что, на мой взгляд, ЯВНО ХОРОШО – дети пишут (печатают) тексты собственного сочинения с первых дней. Например, надо придумать текст к картинке. Вот уж есть, где разгуляться ;-) И первое сочинение – книга с текстом и иллюстрациями – тоже не за горами.

Как же дети пишут, не зная правил? А как слышат. Но ведь есть такая опасность, что запомнится именно неправильный вариант? По опыту учителей (в том числе нашей учительницы) такого не происходит. Как только дети узнают новое правило – начинают его использовать при письме. Самый большой плюс в этой методике – дети не боятся чистого листа. Не боятся ошибок. Не боятся писать, что чувствуют, думают. Учитель не сидит над сочинениями и не чиркает в них красной ручкой.

К двум большим минусам немецкой школы я бы отнесла явления, которые порождены тупостью и ленью государственных чиновников, а также неповоротливостью всей политической и в частности образовательной системы (как жаль сознавать, что образование – это всего лишь часть политики ;-(

Во-первых – в Германии нет возможности учиться дома (так называемого домашнего образования). Германия – это единственная страна в Европе (еще кажется, есть два кантона в Швейцарии), где домашнее образование считается криминалом. Вы спросите, ну раз немецкая школа не так уж и плоха, то кому захочется учиться дома? Да, нам нравится немецкая школа, но только первый класс ;-) А во втором классе (во втором полугодии) в класс приходят... оценки.

Оценки – это отдельная тема. Я, как учитель, являюсь заклятым врагом оценок в том виде, в котором они есть в государственных школах (они подменяют истинную мотивацию учения, навешивают ярлык, и много-много чего, но об этом не здесь). Но то, что с оценками можно вытворять ТАКОЕ мне и в самом страшном сне не снилось...

Вот у учительницы класс – 20 человек. По здешним немецким правилам она обязана всех детей распределить по шкале "плохо учится – хорошо учится", и выставить оценки соответственно, т.е. те, кто учится хуже всех, должны получить самую плохую оценку, а хорошисты, конечно, хорошие (самая плохая оценка – 6, самая хорошая – 1). Логично? Да. Но представьте себе, что в классе из 20 человек пятеро учатся отлично, 15 – хорошо, а таких, кто учился бы плохо, нет и вовсе? Нет, среди 15-ти хорошистов нужно обязательно найти худших и поставить им самую плохую оценку – 6.

Случай из жизни: учитель начальных классов Сабине Черни (работает в одной из школ в Мюнхене) тем ученикам, которые в её классе учились хорошо, ставила хорошие оценки. А поскольку у неё в классе не было детей, которые учились бы плохо, то и плохих оценок она не ставила. За это она от администрации своей школы получила выговор, потом начались бесконечные проверки, давление со стороны администрации школы и в конце концов она была уволена. Об этой истории я знаю, так как учительница это дело не оставила и бросила вызов немецкой системе образования. Она написала книгу «Что делает школа с нашими детьми, и как мы это можем изменить», активно отстаивает свою позицию, сотрудничает с психологами, пишет статьи, ведет блог, выступает на телевидении, ездит с выступлениями по стране. И пускай история, которую она рассказала на одной из таких встреч, и которую я привожу ниже, будет эпилогом к моей статье.

Маленький семилетний мальчик подошёл к учительнице на перемене, в глазах у него стояли слёзы.- Ты чем-то расстроен. Что случилось? - спросила учительница, усаживая его к себе на колени.- Я плохой человек - ответил мальчик.- Откуда ты это взял?- У меня плохие оценки.

На этом прощаюсь с вами, и желаю вашим детям, в какой бы стране они не учились, радости познания, здоровья, и чтобы они никогда не думали, что они плохие.

Наташа БломайерАвтор проекта "Рецепты игрушек быстрого приготовления" http://makeyourtoys.eu

o-shkole.livejournal.com

Первый раз – в первый немецкий класс! | Журнал Neue Zeiten

Автор: Вероника Гугенхаймер

В номере: 08 (170) август 2015

Или о важности подготовки к школе

В Германии нет традиции 1 сентября, когда на городских улицах можно встретить наряженных в строгих костюмчиках школьников с огромными букетами цветов, которые они дарят своим учителям на торжественной школьной «линейке». Зато в разные дни августа или сентября на немецких улицах вы можете наблюдать детишек с огромными разноцветными «кульками», знайте — это первоклассники! Данная статья посвящена тонкостям начала школьной жизни в Германии и первому школьному дню.

Важный и торжественный день…

Трепетное напряжение, лёгкое сердцебиение и безгранично-радостное предвкушение нового жизненного этапа, – всё это испытывают дети и их родители в самый первый школьный день — поистине важный и торжественный день! Начало школьной жизни — это прекрасное и уникальное событие в жизни человека. Однако «первый класс» — непростое испытание для ребенка и для его родителей. И, как правило, оно начинается осенью того года, в котором ребёнку исполняется шесть лет.

Все шестилетки обязаны начинать школьную жизнь, и никаких «подождать до 7-ми». Кстати, это нововведение насчёт возрастных рамок стало принципиальным с этого года.

Начальное образование в Германии обязательное. Немецкая начальная школа (или „Grundschule“), как правило, состоит из 4-х классов. В разных школах применяются различные методики преподавания и даже разные подходы в изучении алфавита. В зависимости от продолжительности часовой нагрузки, классы начальной школы формируются двух типов: „Ganztagsschule“ (при котором ребёнок находится в стенах школы с 8-ми утра до 16 ч.) и «Halbstagsschule“ (как правило, до 12 ч. дня). Помимо этого существуют  возможности «продлёнки» после 12 ч., например, „Hort“).

При подаче заявления в школу родители указывают своё желание относительно формы обучения, т.е. сколько часов ребёнок будет проводить в школе. Далее администрация школы решает вопрос насчёт формирования классов и определяет, в каком типе класса будет учиться тот или иной первоклассник. Как правило, распределение осуществляется с учётом занятости родителей и места жительства детей (соседства).

Как известно, в Германии одной из острых и насущных проблем детей в русскоязычных семьях является двуязычие, а точнее – уровень владения немецким языком. Это самый важный фактор, который учитывают психологи и медики, выдавая «допуск» к школе в результате специальных обследованиях детей за пару месяцев до начала школьной жизни.  А также при оформлении нужных документов и анкет для школы, обязательно спрашивается «Muttersprache“ или язык, на котором ребёнок чаще общается в семье. И если это не немецкий, то некоторым первоклассникам включают в программу „Sprachförderung“, для дополнительных возможностей развивать свой немецкий язык.

Кроме того, следует учитывать, что в подготовке к школе важны не только уровень владения немецким языком, но и базовые знания, которыми обладает новоиспечённый первоклассник, а также огромную роль в успешной адаптации ребёнка играют психологические факторы, такие как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Детям, посещавшим детский сад, психологически и физически легче привыкнуть к школьному укладу. В любом случае, необходимо формировать у ребёнка позитивное представление о школе, например, тем, что там он узнает много нового и интересного, встретит хороших друзей.

То, как ребёнок приспособится к школе, как сложатся его отношения с учителями и одноклассниками – во многом зависит от родителей, это своеобразная проверка семьи на успешность воспитания ребенка. Школа оценивает семью с первой минуты, и не только по анкетным данным, но и по уровню воспитания и подготовленности ребёнка к школе. Ну и, разумеется, по манере общения родителей со «школьной свитой».

Сложное испытание

Для ребенка начало школьного обучения – трудное испытание ещё по нескольким причинам. Во-первых, поступление в школу совпадает с кризисом шести-семи лет. Помимо новых возможных капризов, требований, шалостей, ребёнок может проявлять повышенную тревожность и напряжение, иногда и просто плохое самочувствие. Такие проявления сопровождают любую психофизиологическую перестройку. Поговорить о своих проблемах с родителями в полной мере может далеко не каждый подросток, а маленький ребёнок – тем более. Он просто не знает еще слов для того, чтобы описать свои треволнения. Родителям важно понимать, что эти напряжение и тревога приводят к усталости, быстрой утомляемости и низкой стрессоустойчивости, что усложняет адаптацию к школе, которая сама есть серьезный стресс.

К тому же, в первом классе достаточно высока зависимость учеников от взрослого, а точнее — от учителя, гораздо бОльшая, нежели в детском саду. Ведь в садике, как минимум, на группу два воспитателя, а в первом классе школы ребёнок находится под влиянием одного педагога, нередко буквально «замыкаясь» на этой личности. И да, личность и подход учителя во многом определяют уровень успеваемости ученика. Если учитель «не по душе», то и любовь к предмету сложно выработать – но это больше касается старших классов. Однако учителя в школе выбирать не приходиться, уж какой «попадётся». В любом случае, все возможные недоразумения и проблемы решаемы, главное их вовремя распознать и не оставлять без внимания.

Для того чтобы школьные будни протекали наименее стрессово, рекомендуется соблюдать режим дня: ложиться спать и вставать ежедневно в одно и то же время, кушать, гулять на улице и выполнять домашние задания по часам. Важно обеспечить ребёнку максимально комфортные условия в его комнате, в которой обязательно у ребёнка должен быть свой письменный стол и стул, адаптированный к возрасту и росту. Во время выполнения учебных заданий ребёнка ничего не должно отвлекать, никакие посторонние шумы от телевизора или других членов семьи. За успешное выполнение домашних заданий и хорошие отметки следует морально поощрять первоклассника, умеренно хвалить его,  дабы поддерживать мотивацию к учёбе.

Дети в возрасте шести лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. До этого времени формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Рекомендации психологов

Согласно рекомендациям детских психологов, в шесть лет у ребёнка должны быть следующие способности:

  • Внимание — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5-6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8-10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности простой узор или движение.
  • Память — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти короткие литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • Мышление — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Развитие речи — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6-7 предложений; составлять предложения из 5-6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • Развитие мелкой моторики — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • Ознакомление с окружающим миром — называть свое имя и фамилию, а также имена родителей; название своего города (деревни), страны; последовательность времен года, частей суток, дней недели; месяцы; животных, птиц, цветы, явления природы и т.п.

В Германии нет даже негласного обязательства того, что ребёнок должен идти в школу уже знающим алфавит, умеющим читать, писать предложения и решать простейшие математические задания. Это, конечно же, хорошо, если ребёнок до начала школы уже многое знает из программы первого класса, однако к концу учебного года все дети, как правило, «выравниваются» в своих знаниях: читать, писать и решать простую математику умеют уже все ученики в классе.

В вопросах начала школьной жизни важную роль играет дорога в школу. Пока ребёнок не научится самостоятельно добираться до школы и обратно домой, его нужно сопровождать и учить внимательности на дороге, правилам пешехода и пассажира (если придётся пользоваться автобусом).

Важная деталь – портфель

Одним из самых приятных моментов подготовки к первому классу является выбор портфеля! В Германии школьные портфели имеют свою специфику как по высокой цене, так и по качеству. Во-первых, портфель должен быть эргономичным, т.е. максимально приспособленным к параметрам ребёнка, с комфортным распределением нагрузки на спину. Мягкие выпуклые детали со стороны спины, огромное пластмассовое днище, всюду плотная ткань (кое-где несколько слоёв), много отделов и карманов с пластиковыми вставками – в итоге вес портфеля более 1 кг. Немецкие портфели выглядят очень массивными и кажутся слишком тяжёлыми, однако на самом деле дети в них не многое носят в школу. Учебные материалы часто остаются в классе, а в портфеле помимо тетрадок, детишки носят контейнер с едой и термос.

Кстати, иногда первоклассник носит с собой в портфеле игрушки. Как к этому относиться? Спокойно. Игрушка из дома – помощник в адаптации ребенка к новым условиям (ребёнок как бы носит с собой «часть своего дома»). И запрещать делать это нельзя.  Если пресекать это с позиции силы – таскание игрушки, только втайне, может затянуться класса до пятого, как и общая дезадаптация и инфантильность. Если же это не запрещать — возня с игрушкой, как правило, завершается ко 2-3 классу.

Сладкие кульки

Самым важным атрибутом в первый школьный день первоклассника является Schultüte (так называемые «сладкие кульки»)! Эта традиция существует в Германии с 19-го века, и по сей день является приятным бонусом к началу школьной жизни. «Шультюте» можно купить готовый, а можно сделать самостоятельно, средств для „handmade“ сейчас в продаже широчайший выбор. Особенно интересно оформить этот символический кулёк вместе с ребёнком, так у него останутся приятные эмоции и память на всю жизнь об этой замечательной традиции. Школьный кулёк родители (+ бабушки/дедушки) наполняют разными подарочками: канцелярскими принадлежностями, полезными мелочами, игрушками и сладостями!  С этим кульком дети в первый день идут в школу – в классах разглядывают свои подарки, фотографируются с ними, затем всё несут обратно домой. Вот так незатейливо имеет место быть школьная традиция первоклассников.

Как правило, первый школьный день пролетает очень быстро (около двух часов): уроков не проводят, лишь общее знакомство и общение с учительницей и одноклассниками, ну и родители тоже имеют возможность пообщаться между собой в кафетериях при школе, пока дети находятся в классе. Исходя из специфики школы, в программу первого школьного дня может быть включено утреннее богослужение в церкви – но это исключительно по желанию родителей. Кстати, вопрос религиозной принадлежности также указывается в анкете при поступлении в школу (к сведению, тема религии в школе будет в другой статье).

Первый школьный день – для родителей

Итак, готовность ребёнка к школе определяется многочисленными параметрами, включая в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную и социально-психологическую составляющую, а также нельзя забывать и про материальный аспект. Дорогие родители первоклассников, начинается новый жизненный этап, очень непростой, но очень важный! Помните, что, несмотря на все возникающие трудности, вы должны оставаться для вашего ребёнка любящими и понимающими родителями, самыми близкими ему людьми. Человек формируется в семье, и за воспитание его полноценной личности несёте ответственность только вы, а не школа! Учителя дают знания, общество учит взаимодействовать, и только вы воспитываете в ребёнке характер и убеждения, объясняя, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поддерживая и защищая своё чадо. Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе вашего первоклассника.

Успешного старта всем первоклассникам и их родителям!

neuezeiten.rusverlag.de

Школа в Германии: какая она?

Школьные годы чудесные... Приезжающим в Германию приходится сталкиваться со многими трудностями в освоении новой жизни. Знакомство с общеобразовательной школой также не проходит без сюрпризов: как приятных, так и не очень.

 

 

Мы попытались обобщить некоторые особенности немецкой школы, чтобы помочь новоприбывшим быстрее сориентироваться в ней, а жителям России и других стран составить свое представление о специфических чертах немецкого среднего образования.

 

От звонка до звонка

 

В Германии нет 1 сентября. То есть календарное 1 сентября, конечно же, существует, но нет всегерманского Дня знаний, с которого начинается учебный год, так же, как и нет общего «Последнего звонка». Учебный год в разных федеральных землях начинается и заканчивается в разное время, с отставанием в 1-3 недели друг от друга.

 

Такое устройство позволяет удлинить сезон отпусков, избежать пробок на автострадах, предотвратить перегруженность аэропортов. Сами же каникулы в немецких школах случаются несколько чаще, чем в российских, но они менее продолжительны. Это касается прежде всего летних каникул, они длятся не три месяца, а шесть недель.

 

Кстати, забрать ребенка из школы на день-два раньше до начала каникул только потому, что вы смогли дешевле купить билеты на самолет, чтобы лететь в отпуск, будет не просто. Закон о всеобщей школьной обязанности позволяет отпускать ребенка с занятий только в исключительных случаях.

 

Если вы все же хотите улететь с ребенком в отпуск раньше, вам придется писать заявление, и заручиться согласием учителя и директора школы. Подписанное ими заявление необходимо взять с собой в аэропорт, так как сотрудники могут потребовать предъявить его при посадке, а при его отсутствии они имеют право даже не разрешить семье вылет.

 

Устной отговорки ребенка "я болел" тоже недостаточно, чтобы оправдать его отсутствие на уроках. На срок до трех дней пропуска занятий нужно принести письменное подтверждение от родителей, а пропустив три школьных дня и больше, ученик должен показать справку от врача.

 

Но зато вы смело можете подать заявление на дополнительный выходной для вашего ребенка в день религиозного праздника, не являющегося в Германии "красным" днем календаря, если ваша семья исповедует другую религию (например, православную или иудаистскую). Право на освобождение от школьных занятий в такой день дает закон о свободе вероисповедания.

 

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат!

 

Начальная школа в Германии отделена от средней школы. Это разные учебные заведения, с отдельными правилами, организацией, зданиями. Проучиться в одной и той же школе с первого по последний класс удастся только в Gesamtschule (Единой школе), а это – редкий тип школ.

 

Обучение в начальной школе (Grundschule) в большинстве земель Германии длится 4 года, а в Берлине и Бранденбурге – 6 лет. Подготовительных групп в детских садах нет, буквам и цифрам детей начинают учить в 1 классе. А о вступительных экзаменах в первый класс (явлении, ставшем распространенным в российских школах) в Германии и речи быть не может.

 

После окончания начальной школы ученики, получившие рекомендацию для поступления в гимназию (Gymnasium), отправляются учиться туда, а остальные выбирают между Realschule, Hauptschule и Oberschule.

 

Их главное отличие от гимназий состоит в том, что программа в них полегче, а результат обучения – не аттестат зрелости (Abitur), как в гимназии, а справка о посещении школы, которая не дает права на поступление в вуз. Иногда есть и другие возможности получить Abitur, но самый прямой и надежный – учеба в гимназии.

 

Высшее образование в Германии не так популярно и притягательно, как в России. Начать работать, стать предпринимателем и сделать карьеру можно и не окончив вуза. Поэтому и школьная программа сориентирована на подготовку к предстоящей практической жизни.

 

Вне зависимости от вида школы школьной формы, как правило, нет. Не существует даже и самой традиции одеваться в школу более «серьезно», носить какую-то особую «одежду для школы». В Германии считается, что дети должны чувствовать себя в школе расковано, свободно, «как дома».

 

 

В школу, как на праздник

 

Не напугать детей школой, не закомплексовать их – одна из первоочередных задач, ставящаяся перед немецкими педагогами, особенно в начальной школе. Задача учителя начальной школы – заботиться о здоровье и безопасности ребенка, привить любовь к школе и к учебе и научить детей учиться.

 

Детей не стремятся с раннего детства напичкать знаниями, а пытаются научить их ставить вопросы, видеть проблемы и отыскивать решения самим. Еще делая кучу ошибок в правописании, ученики начальных школ пишут рефераты.

 

Темы рефератов они выбирают самостоятельно, учителя же обучают их алгоритму поиска информации, формируют умение структурировать текст. Они не предъявляют строгих требований к тематике докладов и «деталям» оформления (таким, например, как орфография или почерк).

 

Переход от начальной школы к гимназии зачастую оказывается тяжел для многих детей. Из обучения в свое удовольствие они попадают в более жесткие рамки работы и требований, в больший объем учебного материала. Чтобы смягчить этот переход, необходимы совместные хорошо организованные усилия учителей и родителей.

 

Контакт между учителями и родителями происходит также несколько по-иному, чем в России. Как в любой другой профессии в Германии, рабочий день учителя нормирован, и никто не имеет право задерживать его на работе дольше положенного. Поэтому для разговоров с родителями и разбора штатных ситуаций существуют родительские собрания (4-5 в год), индивидуальные встречи (1 раз в год), и лично учителем назначенное время примерно раз в неделю, как правило, до начала занятий, когда можно подойти и переброситься с учителем парой слов.

 

Последнее время школы Германии столкнулись с дефицитом учителей (особенно в начальном образовании), поэтому и график работы преподавателей, и возможность спонтанного с ними общения стали еще более регламентированными.

 

Садись, пять!

 

В начальной школе отсутствует строгое предметное разделение, многие предметы преподают комплексно. Урок NaWi (сокращение от «естественные науки») включает в себя, например, основы природоведения, географии, физики, химии, биологии.

 

Программы школ Германии не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет. Обучение и программа может отличаться не только по федеральным землям, но и по отдельным школам, и даже от класса к классу и от учителя к учителю. Что составляет некоторую трудность в случае, если ребенку необходимо сменить школу.

 

Учеба в 11-12 классе организована по университетскому образцу. Ученики расходятся из общих классов в группы в зависимости от того, какие дисциплины они посещают. В старших классах можно повторить целый курс по предмету, если считаешь свои успехи в нем недостаточными и хочешь улучшить свои результаты. Если же твои результаты "слишком" хороши, то тебя могут перевести и на класс выше. Последнее правило действует на всем протяжении учебы в школе, с первого класса.

 

Оценки начинают ставить только в третьем классе (если родители согласны). С четвертого класса оценки обязательны. Текущих оценок ставится меньше, чем в российских школах. Табели с оценками ученики получают два раза в год, а не четыре.

 

Выпускных экзаменов – четыре. По каким предметам ученик сдает экзамены, он может выбрать сам в рамках определенной системы, причем среди выбранных могут оказаться такие «несерьезные» предметы, как театр или музыка. Четыре аттестационных предмета каждый ученик выбирает в 11 классе и последние два года в школе занимается ими по углубленной программе.

 

Все в сад!

 

Все перемены между уроками в немецких школах имеют различную длину. Между первым и вторым уроком, как правило, перемены нет. На большой перемене ученики обязаны выходить из здания школы на улицу.

 

Причины такой обязательности, во-первых, в том, что детям полезно делать перерыв в учебе на свежем воздухе, а, во-вторых, учителя обязаны следить за детьми, они выходят на школьный двор вместе с учениками. За оставшимися внутри здания школы некому приглядывать.

 

Приезжающих из России зачастую удивляет и возмущает тот факт, что во многих немецких школах нет обязательного обеда.

 

 

В Германии считается, что ученики могут завтракать дома, а с собой в школу брать ланч. В младших классах обедают в столовых после 12 часов, а для старших классов работает кафетерий, где ученики сами могут по желанию и возможностям приобрести себе пропитание.

 

Итог: отличия существенные

 

Главное основополагающее отличие образовательной системы в Германии – это ее изначальная направленность на индивидуализм, самостоятельность и дисциплинированность. Этим обусловлены многие школьные традиции и правила.

 

Никто с первого класса до последнего не будет давить на вашего ребенка и не будет никуда его тащить, не будет ему ничего разжевывать и за него «переживать». Предлагать и уговаривать будут, принуждать – нет. Но по окончании школы спросят со всех.

 

 

В России, если уж ты "выжил" 10-12 лет в школе, то получишь аттестат, если отучился все семестры в университете, то какой-никакой, а диплом ты тоже получишь.

 

В Германии все наоборот. К медленным и ленивым относятся с терпением и пониманием, идут навстречу, ждут, предупреждают об ответственности, никого не отчисляют, но на финишной прямой спрашивают по всей строгости и нерадивым аттестат/диплом не дают.

 

Пришедшего из российской школы ученика следует готовить к более свободным и расслабленным рамкам обучения и поведения, но и объяснить ему, что свобода означает не только возможность выбора между "делать" и "не делать", но и неотвратимость своей ответственности за сделанный выбор.

 

Евгения Кирш

 

По теме: Приключения Буратино в немецкой школе

 

"Русское поле"

 

Затраты на реализацию проекта "Русское поле" частично покрываются за счет денежных средств, предоставленных фондом "Русский мир"

 

russkoepole.de

Что нужно знать родителям будущих берлинских первоклассников · Живой Берлин · самый интересный журнал о Германии

К первому учебному дню СМИ дают множество советов родителям новоиспеченных школьников. Пролистав немецкую прессу, мы тоже решили остановиться на некоторых деталях начального школьного обучения.

Фото: Kzenon / Bigstock.com

Почему первоклассники в Берлине и других федеральных землях идут в школу не в один и тот же определенный день?

За школьную образовательную политику в Германии, по закону, отвечают федеральные земли. Поэтому каждая из них ежегодно самостоятельно определяет даты школьных каникул и первый учебный день. Делается это из практических соображений: во-первых, чтобы не допустить нагрузку на экономику страны, когда вслед за детьми в отпуск уходят и родители, во-вторых, чтобы минимизировать «каникулярные» заторы на дорогах, когда все одновременно уезжают в отпуска.

Как проходит первый учебный день?

Как правило, берлинское «1 сентября» для первоклашек (нем. Einschulung) всегда попадает на субботу и проходит спокойно, без лишнего пафоса, торжественности и суеты. Никаких линеек, пламенных речей в микрофон, песен типа «дважды два четыре» из динамиков и прочего здесь нет. Но зато есть замечательная семейная атмосфера, как будто-бы вы пришли не в школу, а на тусовку со старыми знакомыми. Многие школы организуют для детей и их родственников музыкальные и не только представления, а также фуршет из сладостей и фруктов. Первоклашки и их родители собираются во дворе (или холле школы, в зависимости от погоды), знакомятся, привыкают к новой обстановке. Директор школы обычно говорит несколько слов про свое учебное заведение и желает ребятам счастливой учебы. Делается это по-свойски, как в беседе с друзьями.

Потом детей разводят по классам на полчаса, где им предстоит получше узнать друг друга, учителя и воспитателя. Начальные классы в берлинских школах ведут два педагога — один отвечает за учебу (нем. Lehrer), другой — за внеучебное время (нем. Erzieher), в том числе и за «продленку» (нем. Hort). И все — на этом первый школьный день, как правило, заканчивается.

Дарят ли цветы учителю?

Обязательный букет педагогу не является традицией в Германии. Конечно, подарить цветы учителю можно — немки тоже женщины и им наверняка будет приятен такой знак внимания. Но не перегните палку — букетик выбирайте небольшой (никаких гладиолусов до потолка!) и скромный, не дороже 10 евро. В противном случае вы можете создать учителю большие неприятности.

Что дарят первоклассникам родители?

В Германии первоклашкам принято дарить цветные конусообразные кульки, называемые Zuckertüte (рус. «Сахарный кулек»). 88 процентов родителей, согласно последним опросам, обязательно кладут в кулек сладости — конфеты, печенья, жвачки.

Однако в подарочных пакетах можно найти и другие презенты. Так, 69 процентов мам и пап также пакуют в «цукертюте» канцелярские принадлежности (ручки, фломастеры, карандаши, линейки), 52 процента дополняют «первоклассный» подарок настольными играми и детскими конструкторами, 49 процентов — талисманами или другими вещами символического характера на удачу в учебе. 42 процента пап и мам упаковывают в подарочные кульки книжки и тетрадки, 41 процент родителей кладут в них плюшевых зверей, 27 процент — фрукты и орехи, 22 процента — деньги, 20 процентов — диски с музыкой и сказками, 14 процентов — бижутерию и аксессуары, 13 процентов — одежду и различные «гутшайны» (нем. Gutscheine — скидочные купоны), включая билеты в кино, парки развлечений и т.п. Диски с кинофильмами, мобильные телефоны, смартфоны и MP3-плееры дарят своим чадам на первый учебный день менее 10 процентов родителей.

В среднем, один «сладкий кулек» обходится родителям первоклассников в 60 с лишним евро. Больше всего денег за подарок первокласснику готовы выложить родители из Тюрингии — «цукертюте», согласно опросам, обойдется в этой земле в 80,71 евро. А самыми прижимистыми оказались родители первоклашек из Гамбурга — они потратят на сахарный кулек в среднем всего 35,71 евро. В Берлине же его средняя стоимость в 2016 году составляет 66,35 евро.

Каким должен быть школьный ранец?

В формировании здоровой осанки детей огромную роль играет первый ранец, предупреждают через прессу немецкие остеопаты. Он должен весить не более 10% от массы ребенка, иначе излишняя нагрузка может нарушить развитие позвоночника ребенка. Лямки ранца должны быть не менее 40 мм в ширину, чтобы ремни не врезались в плечи. Кроме того, ранцы должны быть оснащены светоотражающими полосками или наклейками (стандарт DIN 58124).

Современный школьный ранец — это чисто немецкое изобретение. Еще в 70-х годах прошлого столетия в ФРГ стали постепенно заменять бывшие тогда в ходу школьные рюкзаки из кожи на ранцы из ткани с водоотталкивающей пропиткой, с пластиковыми и металлическими деталями. Постепенно немецкий школьный ранец завоевал весь мир, однако до сих пор большинство инноваций в дизайне и производстве ранцев, учитывающих потребности и интересы современного школьника, разрабатываются именно в Германии. Поэтому что бы там ни говорили, а немецкие школьные ранцы сегодня — лучшие. Что, разумеется, не может не сказываться на цене. Стоимость качественного школьного ранца, как правило, не ниже 100 евро. В среднем она составляет 150-200 евро.

Как построен школьный день?

Начальные школы в Берлине бывают обычные и «полного дня» (нем. Ganztagsschule). И те, и другие начинают работать в 6 утра. Если родителям нужно попасть на работу рано, то они могут оставить ребенка в школе на «раннюю продленку» (нем. Frühbetreuung). Для всех остальных школьный день стартует в 7:30 утра. Уроки в берлинских школах начинаются в разное время, в промежутке с 7:15 до 8:15 утра.

Уроки в обычных школах заканчиваются в 13:30. В течении учебного дня предусмотрены две большие перемены, во время которых дети гуляют на улице, если позволяет погода. Далее начинается «продленка» (нем. Betreuung, Hort), во время которой школьники посещают различные секции, кружки, делают домашние задания или просто играют.

В школах же полного дня уроки продолжаются до 16:00, перемежаясь с несколькими большими переменами, индивидуальными и физическими занятиями, чтобы максимально разнообразить процесс обучения и сделать его нескучным для ребенка.

С 16:00 до 18:00 в обоих типах начальных школ предусмотрена «поздняя продленка» (нем. Spätbetreuung).

Фото: pixabay.com (CC0 Public Domain)

Будут ли в первом классе ставить оценки?

В первом и втором классах оценки ученикам в дневник не ставятся. По окончании учебного года дети получают на руки листок с баллами, которые набрали по различным предметам. Баллы представляют из себя кружки, зачеркнутые по долям в зависимости от проявленных знаний и умений.

Оценки ученикам могут начать выставлять только с третьего класса, если родители согласятся с таким предложением учителя.

Система школьных оценок в Германии шестибалльная и имеет следующие обозначения:

1 — ausgezeichnet / sehr gut — «отлично» 2 — gut — «хорошо» 3 — befriedigend — «удовлетворительно» 4 — ausreichend — «достаточно» 5 — mangelhaft — «неудовлетворительно» 6 — ungenügend — «недостаточно»

Сколько ребенку предстоит учиться в школе?

Начнем с того, что в первый класс в Берлине дети идут с 6 лет. То есть в этом году в столице Германии грызть гранит науки отправятся все дети 2010 года рождения (за исключением тех, кто не прошел предшкольную медкомиссию), а также — по специальному запросу — некоторые дети, успевшие родиться до 31 марта 2011 года.

В Берлине система обучения в начальной школе несколько отличается от общегерманской. Если в остальных землях ФРГ в начальной школе (нем. Grundschule) учатся только до 4 класса включительно, то в Берлине и Бранденбурге учеба в начальной школе может продолжаться и до 6 класса.

Споры о том, что лучше — четыре года или шесть — идут в Германии до сих пор. С одной стороны, более ранее профориентация позволяет ребенку развиваться в соответствии со своими способностями и желаниями. С другой, многие выпускники четвертых классов зачастую оказываются психологически незрелыми для гимназических нагрузок и не готовы к самостоятельному обучению, что резко понижает их шансы на успешную учебу.

Хорошо это или плохо, но в Германии не принято «тянуть» школьников и объяснять им, для чего нужно учиться. Немецкие школы, как правило, не ставят своим приоритетом работу над успеваемостью учеников, что в России является почти обязательным направлением деятельности учительского коллектива. И на то у немцев есть весьма прагматичные соображения. Один немецкий чиновник в беседе с автором данной статьи как-то резонно заметил по этому поводу: «Ну кто-то же должен подметать улицы!».

Первые два года обучения нагрузки в начальной школе вполне умеренные (нем. Schulanfangsphase — фаза начала школьного обучения), однако с началом третьего класса они заметно возрастают. Об этом учителя, как правило, предупреждают родителей на заключительном собрании по итогам второго класса: «Со следующего года проверяйте у ребенка домашние задания, почаще интересуйтесь, что у него получается хорошо, а что не очень».

Фото: woodleywonderworks

Наиболее успешные ученики, которые, по мнению учителей и родителей, по своему психологическому и физиологическому развитию готовы покинуть начальную школу после окончания 4 класса, переходят в гимназии (Gymnasium) или в школы второй ступени (Integrierte Sekundarschule). Остальные идут туда после 6 класса.

10 класс считается рубежом для получения общего среднего образования, после которого подросток может пойти дальше учиться в гимназию, школу второй ступени или профессионально-ориентированную гимназию — Berufliches Gymnasium.

Abitur (диплом о полном среднем образовании, неполный аналог российского аттестата зрелости), необходимый для поступления в университет, ученики гимназий получают после 12-го класса, а ученики профгимназий и школ второй ступени — после 13-го.

В Берлине существуют еще и так называемые единые (общественные) школы (нем. Gemeinschaftsschule) — это пилотный проект, запущенный в столице Германии с 2008-м году. В этих школах дети проходят все ступени образования — от первого класса до получения «абитура», не меняя учебного заведения. Кроме того, на общественных школах отрабатывются некоторые новые педагогические концепты.

Как выглядит система берлинского школьного образования, можно узнать из брошюры Schulbeginn. Ein Ratgeber für Eltern der Schulanfänger (PDF, 1 Mb).

Читайте также:
  • Первый раз в вилькомменскласс
  • Учителям в Берлине позволят принимать дорогие подарки

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Класс

liveberlin.ru


Смотрите также