Подводные лодки типа XXI. Подводная лодка 21 серии германия


Подводные лодки Тип XXI, Тип XXIII . Германия: alternathistory

Подводные лодки XXI и XXIII серий были самыми совершенными подводными кораблями созданными в годы Второй Мировой Войны. Значительная глубина погружения и большая дальность действия, сильное вооружение и прекрасные гидродинамические характеристики, бесшумность и невиданная ранее скрытность. Комплекс этих качеств превратил нацистские подводные лодки в исключительно опасных противников. Но они появились слишком поздно,  что бы повлиять на ход боевых действий на морских просторах.

Океанские подводные лодки XXI серии.

Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в строительстве лодок и поставках оборудования в сентябре 1943 г. было организовано специальное конструкторское бюро Ingenieurbüro Gluckaüf. Его директором был назначен один из инициаторов создания ПЛ XXI серии — Х. Эльфкен. К концу 1943 г. в штат бюро входили 1200 человек, рабочий день которых длился 12 часов при трех выходных днях в месяц. Оно расположилось в центре Германии в безопасных от бомбардировок горных городках Бланкенбурге (конструкторские подразделения бюро) и Хальберштадте (отделы по координации работ и управлению программой строительства серийных ПЛ). Оперативные группы специалистов бюро имелись на всех верфях и крупных предприятиях-поставщиках, участвующих в создании ПЛ XXI, XXIII и XXVI серий.

В начале декабря 1943 г. бюро в основном завершило разработку проектных материалов ПЛ XXI серии, выпустив менее чем за 4 месяца 18400 рабочих чертежей. В Бланкенбурге изготовили деревянный макет ПЛ в натуральную величину, на котором отрабатывалась компоновка помещений, уточнялась последовательность монтажа оборудования, снимались шаблоны для предварительного изготовления всех трубопроводов, имевших диаметр более 30 мм.

Согласно разработанной в бюро документации, корпус лодки XXI серии делился на 9 блоков. Корпусные конструкции («сырые» секции) для каждого из них изготавливались на четырех предприятиях, большая часть которых располагалась в центральной Германии. Как правило, это были машиностроительные предприятия, ранее не связанные с кораблестроением. Например, корпусные конструкции носовой оконечности (блок №: 8) изготавливал завод саперного оборудования. Каждое предприятие (кроме одного) специализировалось на производстве единственного типа блоков. Таким образом, к изготовлению корпусных конструкций было привлечено 35 предприятий. В отличие от остальных, блок №: 9 (надстройка и ограждение рубки) изготавливался сразу полностью, минуя фазу насыщения. При изготовлении корпусов широко применялась сварка. Проверка качества сварных швов прочного корпуса осуществлялась их стопроцентным рентгенографированием.

Заказы на производство корпусных конструкций .были выданы уже в августе 1943 г., и далее порядок их изготовления подчинялся жесткому расписанию. Его девизом было «точно в срок», не допуская ни опозданий (что понятно), ни опережений. Последнее условие имело целью исключить риск уничтожения секций при хранении на верфях, подвергавшихся авианалетам

Окончательную сборку и сдачу лодок XXI серии должны были вести 3 сборочные верфи: «Blohm & Voß» (Гамбург), «Deschimag AG Weser» (Бремен) и «Schichau» (Данциг). Блоки с установленными в них механизмами и оборудованием выстраивались на стапеле друг за другом. Точность установки блоков контролировалась по двум световым линиям носовых и кормовых отсеков. Для этого в переборках высверливались находившиеся на одной оси отверстия малого диаметра. При соединении блоков через эти отверстия из концевого отсека должен был быть виден свет в центральном посту. После соединения и сварки блоков устанавливались забойные части легкого корпуса, закрывающие районы монтажных стыков прочного корпуса, производился монтаж валопровода, соединение трубопроводов и сращивание магистральных кабелей, устанавливались перископы, антенны, «шнорхель», загружались элементы аккумуляторной батареи.

Лодка окрашивалась и спускалась на воду. На плаву монтировалось артиллерийское вооружение и мелкое оборудование.

Внедрение новой технологии позволило существенно (на 20-40% чем у близких к ним по водоизмещению ПЛ IXD2 серии) сократить трудоемкость строительства ПЛ XXI серии. По своей стоимости (5,75 млн. марок) ПЛ XXI серии практически не отличались от лодок среднего водоизмещения VIIC серии.

Первоначально к концу 1944 г. намечалось выйти на темп ежемесячной сдачи флоту тридцать восемь ПЛ. Однако параллельное развертывание программы строительства малых лодок XXIII серии уменьшило этот показатель до 33 лодок в месяц. В 1944 г. темп строительства вторично подвергся корректировке и был сокращен до 22 ПЛ в месяц в связи с включением в программу кораблестроения Г. Вальтера средних лодок XXVI серии.

Несмотря на высокий темп работ, планы О. Меркера по сдаче первых ПЛ XXI серии в апреле 1944 г. не оправдались. График срывался как из-за сбоев в поставках оборудования и отставания в готовности блоков, так и из-за потерь, наносимых бомбардировками авиации союзников. В результате спуск на воду первой лодки XXI серии состоялся в Данциге только 19 апреля.

Во время испытаний головных ПЛ XXI серии стали выявляться недостатки проекта, которые обуславливались, главным образом, спешкой развертывания строительства и недостаточной отработкой вновь созданного оборудования. Правда, по шести первых подводных лодок на каждой верфи изначально предполагалось использовать в качестве опытных кораблей для проведения испытаний, выявления замечаний, отработки конструкции и подготовки экипажей.

Выяснилось, что у лодок XXI серии имеется ряд серьезных недостатков в проектных решениях по энергетической установке. При ходе под дизелями вращение передавалось и якорям главных электродвигателей, что приводило к непроизводительной потере мощности. В режиме движения под «шнорхелем» оказалось невозможным развить полную мощность дизелей. Кроме проблем с конструкцией самого «шнорхеля» и высокой шумностью компрессоров испытания выявили повышенную вибрацию «шнорхеля» и перископов на скоростях свыше 10 уз (16 км/ч), требуемая скорость — 12 уз. Угроза повреждения подъемно-мачтовых устройств и невозможность вести наблюдение за окружающей обстановкой заставили ограничить скорость движения лодки под «шнорхелем» шестью узлами.

. При зарядке последовательно соединенных групп батарей заряжалась сначала наименее разряженная группа, а после нее более разряженные. В результате в реальных боевых условиях, при ограниченном времени зарядки, оказалось практически невозможным полностью и равномерно зарядить все группы батареи.

В подводном положении лодки XXI серии также не сумели развить расчетную скорость и получить требуемую дальность плавания. ПЛ U-3507 удалось развить скорость 17,2 уз. В конце ноября эта же лодка с сокращенной на одну треть площадью шпигатов сумела развить скорость 16,8 уз и поддерживать ее в течение 20 мин; в течение часа ПЛ U-3507 поддерживала скорость 16,5 уз( 26.5 км/ч). Такая площадь шпигатов была рекомендована и для других лодок XXI серии. При этом достигнутая скорость полного подводного хода была на 1,5 уз меньше расчетной. Под электродвигателями подкрадывания была получена расчетная скорость 6,1 уз(9.6 км/ч) при частоте вращения винтов 123 об/мин. Однако в этом режиме лодку практически было невозможно обнаружить.

U-2506 без особых проблем погрузилась на глубину 220 м, превысив на 10% величину проектной испытательной глубины. В реально-боевой ситуации ПЛ погрузившаяся на глубину 200 не обнаруживалась и её поражение средствами ПЛО могло быть только случайным.

Подвергались бомбардировкам сборочные верфи и лодки, находившиеся на стапелях и в достройке на плаву. В июле 1944 г. в Гамбурге была повреждена U-2503, в Бремене — U-3009, в ноябре получили повреждения U-2529 и U-2532. Особенно ожесточенными и целенаправленными действия английской авиации стали в конце 1944 г.

С февраля 1944 года  и до конца войны на предприятия «Siemens Schukert Werke AG» и «MAN», верфи и тыловые базы подводных лодок было совершено около 140 авианалетов. Удалось уничтожить 17 и повредить более 20 подводных лодок XXI серии.

Из почти 180 новых океанских и прибрежных «электролодок» очень немногие к концу войны находились в боеспособном состоянии и имели экипажи, завершившие полный курс боевой подготовки. Причинами столь длительной задержки введения кораблей в боевой состав стали неотработанность их оборудования и принятых технических решений, которые выявились в ходе испытаний и потребовали продолжительной доводки. Сложившаяся ситуация стала обратной стороной спешки при создании ПЛ. Кроме того техническая сложность и новизна приемов боевого применения океанских лодок XXI серии требовали больших сроков для подготовки их экипажей.

Среди ПЛ XXI серии в марте-апреле 1945 г. к боевым действиям удалось подготовить только одну ПЛ U-2511. Только 30 апреля U-2511 смогла покинуть Берген. 4 мая, когда был получен приказ о прекращении подводной войны, она находилась на переходе в районе Фарерских островов. U-2511 стала одной из немногих среди 45 германских ПЛ, находившихся в море а начале мая, которая сразу же подчинилась приказу своего главнокомандующего. Тем не менее, обнаружив в этот же день британский крейсер в охранении эсминца, «электролодка» заняла позицию атаки, но стрелять не стала и скрылась,  так и оставшись  необнаруженной.

Еще одна лодка XXI серии в те же дни имела боевое соприкосновение с противником. Это была U-3008 под командованием капитан-лейтенанта Х. Мансека, вышедшая 3 мая из Вильгельмсхафена и направлявшаяся в южную Норвегию. В проливе Скагеррак она обнаружила большой британский корабль и попыталась выйти на него в атаку. Однако, учитывая предстоящую капитуляцию, командир U-3008, как и А. Шнее, отказался от применения оружия.

Малые лодки XXIII серии.

Предложения по малой «электролодке» были высказаны Х. Эльфкеном гроссадмиралу К. Деницу в июне 1943 г. во время рассмотрения проекта XXI серии. Главнокомандующий одобрил идею, но поставил два условия: лодка должна вооружаться стандартными семиметровыми торпедами (вместо специальных укороченных торпед длиной 5,5 м у малых ПЛ XXII серии) и должна быть приспособлена к транспортировке по железной дороге. Этим был дан старт разработке проекта, получившего обозначение XXIII серия. На проектные работы, выполнявшиеся под руководством А. Грима, отводилось чуть больше месяца.

В начале августа 1943 г. проект ПЛ XXIII серии был готов. Энергетическая установка прибрежной лодки строилась на тех же принципах, что и у океанской ПЛ XXI серии. Но в части вооружения и средств наблюдения малое водоизмещение не позволило применить в проекте многие технические нововведения, и в этом отношении ПЛ XXIII серии сохранила черты традиционных лодок.

Как и на ПЛ XXI серии, привод на валопровод от главных двигателей осуществлялся через понижающий редуктор, а от ГЭД подкрадывания — с помощью текстропной передачи. Лодка оснащалась «шнорхелем», повышавшим ее скрытность при зарядке батареи и на переходах в перископном положении под дизелем.

Ожидалось, что в подводном положении лодка XXIII серии будет развивать скорость до 13 уз, что было в 1,75-1,8 раза больше, чем у других малых ПЛ.  По дальности плавания – 2500миль ,«электролодка» XXIII серии в 3-5 раз превосходила малые ПЛ II серии. Полученная дальность надводного хода  была признана достаточной для подводной лодки прибрежного действия.

ПЛ XXIII серии вооружалась только двумя торпедными аппаратами для семиметровых торпед. Их зарядка производилась в базе через передние крышки, для чего требовалось создать дифферент на корму около 5°. Запасных торпед и зенитно-артиллерийского вооружения лодка не имела. Малый боекомплект торпед был, пожалуй, одним из самых серьезных недостатков. Имея две торпеды, «электролодка» могла выполнить, как правило, только одну атаку, после чего должна была возвращаться в базу даже без оружия для самообороны. В результате время совершения переходов могло превосходить продолжительность нахождения ПЛ в районе боевых действий. Кроме того, известно, что наибольшие потери лодки несли именно на переходах из базы в район боевой позиции и обратно. Фактическая же вероятность уничтожения могла снижаться за счет высокой скрытности этих ПЛ.

В отличие от лодок XXI серии, малая «электролодка» оснащалась сокращенным комплектом средств наблюдения. Первичный поиск целей осуществлялся с помощью шумопеленгаторной станции «GHG-Anlag». Активного гидролокатора ПЛ XXIII серии не имела и необходимые для применения торпедного оружия данные целеуказания могли быть получены, как и на предшествующих ПЛ, только визуально с помощью перископа. Лодка не имела и поискового радиолокационного вооружения, что не особо снижало боевые возможности ПЛ. Лодки типа XXIII  применялись для атак рядом с базами противника. Корабли конвоя уже не охраняли транспорты и противостоять ударам из-под воды должны были катера-морские охотники, РЛС и ГАС которых не отличались особой мощностью и избирательностью.

С конца 1944 г. была начата облицовка корпусов лодок XXIII серии противогидролокаци-онным покрытием «Alberich», получившим свое название в честь обладателя шапки-невидимки из сказания о Нибелунгах. Покрытие представляло собой резиновые листы толщиной 4 мм с внутренними воздушными полостями (рупорами) и обеспечивало снижение уровня отраженного эхо-сигнала. К началу 1944 г. специалистам концерна «IG Farbenindustrie» удалось решить технологические проблемы нанесения покрытия.

ПЛ XXIII серии были способны чрезвычайно быстро погружаться. Система погружения была предельно упрощена. Достаточно было открыть клапаны вентиляции, и бескингстонные цистерны главного балласта (ЦГБ) за 20 сек. заполнялись водой. На ходу при использовании горизонтальных рулей полное погружение происходило всего за 14 сек. При этом лодка обычно имела крутой дифферент на нос. Эта особенность, полезная в боевых условиях, требовала от экипажа особой четкости в выполнении маневра погружения. Рабочая глубина погружения составляла 100 м, разрушающая — 250 м.,т.е. лодки могли штатно погружаться до 150 м.

Под ГЭД подкрадывания ПЛ XXIII серии показала скорость 4,8 уз(7.7 км/ч) и могла пройти до 215 миль с экономической скоростью 2,5 уз. При этом шумность лодки была столь мала, что ее практически невозможно было обнаружить корабельными шумопеленгаторными станциями.   В ходе испытаний выяснилось, что под «шнорхелем» ПЛ XXIII серии может идти со скоростью около 11 уз(17.6 км/ч), то есть быстрее, чем в надводном положении.

Маленьких убийц было практически невозможно обнаружить после их  выхода на позиции. У лодок  XXIII серии было ещё одно неоспоримое преимущество .- весьма малая стоимость, предполагалось ежемесячно строить до 20 лодок XXIII серии, что по затратам было эквивалентно 5-6 океанским ПЛ. Основным строителем определили «Deutsche Werft» в Финкенвердере. В августе 1943 г. этой верфи выдали контракт на постройку 140 ПЛ XXIII серии.

Однако и в этот раз первоначальные планы оказались нарушенными. Причины срыва становились стандартными — задержки изготовления и поставок оборудования, сложности освоения новой технологии, потери от авианалетов союзников. Кроме того, в ходе строительства выяснился серьезный просчет проектантов — фактическая нагрузка лодок превысила расчетную. Для компенсации перегрузки и увеличения плавучести в районе носовых помещений потребовалось врезать дополнительную секцию 3А длиной 2,2 м, получившую «в честь» виновника просчета, директора бюро «Glückauf» название «Эльфкен-секция». И хотя водоизмещение возросло почти на 20 т (около 10%), в результате такого конфуза условия размещения аккумуляторной батареи и жилых помещений заметно улучшились. Блочный метод проектирования и постройки позволил без существенных конструктивных проблем пережить эту метаморфозу.

По мере дальнейшей утраты Германией своего промышленного потенциала происходила корректировка и этой программы кораблестроения. Как и вся экономика третьего рейха, она сжималась подобно шагреневой коже. После потери Рура стал остро сказываться дефицит стали, которая прежде всего направлялась на изготовление танков. Не хватало квалифицированной рабочей силы, все больший урон наносили налеты авиации. Новым акцентом сентябрьской программы стал постепенный перевод сборки ПЛ XXIII серии с «Deutsche Werft» в бункеры-укрытия, находящиеся в районе Киля, где строительство лодок должно было вестись силами «Germaniawerft». В укрытии «Kilian» предполагалось производить установку в блоках оборудования и механизмов, а в укрытии «Conrad» — вести блочную сборку. С мая 1945 г. ПЛ XXIII серии планировалось строить только в защищенных железобетонных бункерах-укрытиях.

В отличие от океанских «электролодок» более простая конструкция и привычная тактика боевого использования ПЛ XXIII серии позволили экипажам сравнительно быстро освоить их. Поэтому малые «электролодки» приняли реальное участие в боевых действиях. Начиная с февраля 1945 г., они совершили 10 походов из норвежских баз Северного моря Кристиансанн и Ста-вангер к восточному побережью Британии и к устью Темзы. Их действия оказались вполне успешными. Малые «электролодки», имевшие только по 2 торпеды, потопили 4 грузовых судна и несколько судов повредили, а сами потерь не имели. Характерно, что продолжительность походов лодок XXIII серии, как правило, достигала месяца, что втрое превышало проектную автономность. Командиры так отзывались о них: «...это идеальная лодка для непродолжительных действий вблизи побережья. Она быстроходна, обладает хорошей маневренностью, проста в управлении. Незначительные размеры лодки затрудняют возможность обнаружения ее противником. Он может лишь предполагать о присутствии лодки, но установить точно ее местоположение трудно».

Источник: http://alternathistory.org.ua/podvodnye-lodki-tip-xxi-tip-xxiii

alternathistory.livejournal.com

Немецкие подводные лодки XXI серии ( часть I)

Подводная скорость лодок 30-х годов не соответствовала задачам борьбы с боевыми кораблями противника. Потому конструкторы многих стран задумывались над тем, как увеличить ход вновь создаваемых кораблей. Задача эта была вполне разрешима на уровне развития техники тех лет. Однако все познается в сравнении.

В декабре 1937г. на государственной военной верфи в Курэ была заложена под шифром No 71 опытная сверхэнерговооруженная скоростная дизель-электрическая подводная лодка водоизмещением 280т, с проектной скоростью 18/25 уз и дальностью плавания 3830(12.5) / 33(7) миль, вооруженная тремя торпедными аппаратами. Корабль был спущен на воду в 1938г. На испытаниях лодка развила скорость 13.2/21.3 уз, но работы по ее доводке продолжались вплоть до 1940 г.

Рис.31 Экспериментальная лодка №71.

В 1943г. практически одновременно с завершением проектирования немецких лодок XXI и XXIII серий, в Японии были закончены проекты скоростных субмарин Sen-tata-sho (STS). Аббревиатура в названии лодки расшифровывалась довольно просто - Sensuikan Tako Sho - малые быстроходные подлодки. В рамках проекта создавалось два варианта субмарин - прибрежный тип На-201 и океанский I-201 (тип Sen-Taka - ST). Оба типа оснащались мощными аккумуляторными батареями, радиолокатором type 22 и шнорхелем. Однако, если хорошие тактико-технические элементы немецкой XXI серии являлись результатом комплексного проектирования, при котором одновременно с увеличением энерговооруженности существенно улучшались гидродинамические качества лодки, ее обитаемость и вооружение, то японские конструкторы задачу решали только за счет оснащения лодки очень мощными электроэнергетическими установками. Скорость подводного хода была получена действительно большая, но при посредственных остальных тактико-технических данных, что видно из сравнения характеристик немецкой XXI серии и японского типа I-201.

Рис.32 Подводные лодки типа Sen-tat-sho (STS).

Очевидно, что даже если бы удалось построить достаточное количество лодок ST, их радиус действия, глубина погружения и малая автономность не позволили бы нанести серьезный урон кораблям американского флота. В соответствии с военной кораблестроительной программой 1943/44 гг. заказ на лодки этих типов заводам Kawasaki и Mitsubishi в Сасэбо, Кобэ и Симоносеки составил 42 единицы STS: Сасебо - На- 201-203, 205, 207, 208, 209, 215-219, 228-232; Кобэ - На-206; Симоносеки - На-204; Kawasaki (в Кобэ) - На-221; Kawasaki (в Танагава) - На- 211-212, 220, 222-223, 233, 235 Mitsubishi (в Кобэ) - На- 213-214, 224-227, 237-238.

Рис.33 Океанская лодка I-202 (?) типа Sen-Taka.

Рис.34 Подводные лодки типа ST.

Фактически до конца войны удалось построить лишь десять штук - На-201 - На-205, На-207 - На-210 и На-216. Субмарина На-215, несмотря на высокую степень готовности в состав флота еще принята не была. Что касается более крупных лодок, то по программе 1943-44 гг. планировалась закладка 15 лодок ST - I- 209-223, еще 76 единиц предполагалось построить в 1944-1945 годах, но они пока даже не были пронумерованы. Реально были построены только четыре - I-201 - I-203. Еще одна, I-204, в 90-процентной готовности были уничтожена во время налета американской авиации на Курэ. Поздний ввод лодок в строй не позволил оценить боевую ценность - они успели совершить всего несколько патрульных выходов и не добились никаких результатов.

Рис.35 Подводные лодки На-203 и На-204.

Рис.36 Недостроенная подводная лодка I-207.

Рис.37 Недостроенная подводная лодка На-230 в Сасебо, 19.10.1945г. За ней авианосец "Дзуньо". За "Дзуньо" видна кормовая часть авианосца "Ибуки". Справа от "Ибуки" виден авианосец "Касаги".

Сравнительные данные лучших подводных лодок Германии и Японии

XXI серия

Н-201

Водоизмещение, т

1219/1628

1291/1450

Мощность двигателей, л.с.

4000/5000

2750/5000

Скорость, уз.

15,5/17

15,8/19

Дальность, мили

15500(10)/365(5)

580(14)/135(8)

Рабочая глубина, м

170

110

Автономность, сутки

70

20

Вооружение:

число торпедных аппартов

6

4

число артиллер. автоматов

4-20 мм

2-20 мм

Рис.38 Скоростные лодки после капитуляции Японии, слева направо На-203, На-204, I-203 и На-106.

http://navycollection.narod.ru/library/Jap_submarines/11_XXI_seria.htm

sell-off.livejournal.com

Подводные лодки типа XXI - это... Что такое Подводные лодки типа XXI?

Подводные лодки типа XXI Основные характеристики Размеры Силовая установка Вооружение
U-Boot-Klasse XXI
U-2540 («Вильгельм Бауэр») в музее города Бремерхафен
Тип корабля Большая океанская ДПЛ
Обозначение проекта тип XXI
Скорость (надводная) 15,6 узла
Скорость (подводная) 17,2 узла6,1 узла в режиме подкрадывания
Рабочая глубина погружения 133 м
Предельная глубина погружения 220 м
Автономность плавания 16 500 миль при 9 узлах и 5100 миль при 15,6 узла в надводном положении490 миль при 3 узлах и 30 миль при 15 узлах в подводном положении
Экипаж 58 человек
Водоизмещение надводное 1621 т
Водоизмещение подводное 2114 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 76,70 м
Ширина корпуса наиб. 7,70 м
Высота 11,34 м
Средняя осадка (по КВЛ) 6,86 м при полном водоизмещении
дизель-электрическая:2 дизельных двигателя MAN M6V 40/46, 4 000 л.с.2 главных электродвигателя GU 365/30, 5 000 л.с.2 электродвигателя подкрадывания CV 323/28, 226 л.с.
Артиллерия 2×2 20-мм Flak C/38
Торпедно-минное вооружение 6 носовых 533-мм ТА,23 торпеды

Подводные лодки типа XXI — серия немецких дизель-электрических подводных лодок времён Второй мировой войны.

Революционные для своего времени модели, оказали влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В период с 1943 по 1945 гг. на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, AG Weser в Бремене и F. Schichau в Данциге в процессе постройки находилось 118 лодок данного типа. В боевых действиях приняли участие только две.

История создания

С 1941 года подводные лодки стали главной ударной силой германского флота. Перечень побед немецких подводников весьма впечатляет, однако меры, принятые союзниками в ходе битвы за Атлантику, стали приводить к большим потерям немецких субмарин. Так, в феврале 1943 года погибло 19 подводных лодок, в мае того же года погибла сразу 41 подводная лодка, после чего немцы были вынуждены вернуть свои лодки на базы. Разумеется, сразу встал вопрос об изменении конструкции субмарин и тактики их применения. Существующие в то время конструкции подводных лодок были скорее ныряющими чем подводными и были уязвимы для атак авиации и кораблей ПЛО. Уже в апреле 1943 года гросс-адмирал Карл Дёниц в беседе с министром вооружения Альбертом Шпеером заявил, «…если мы не усовершенствуем конструкцию подводных лодок, то будем вынуждены практически прекратить подводную войну». Помимо усовершенствования существующих типов подводных лодок, немцы разработали несколько типов с принципиально новыми двигателями. Речь идет о двигателе Вальтера, установленных на опытных лодках XVII серии. Эти лодки показали рекордную для того время подводную скорость, но были крайне неэкономичными и имели ограниченную дальность плавания. Поэтому было решено на основе типа XVIII с двигателем Вальтера создать «электроботы», разместив в нижней части прочного корпуса, выполненного в виде вертикальной «восьмёрки», вместо большого запаса перекиси водорода увеличенные аккумуляторные батареи. Проект лодки XXI серии под рабочим наименованием «Elektroboot» разрабатывал профессор Ольфкен (Olfken), работавший в КБ фирмы «Gluckauf». Лодка имела габариты и водоизмещение сходное с океанскими лодками IX серии, но имела гораздо лучшие тактико-технические характеристики.

История строительства

Командование кригсмарине, исходя из возможностей промышленности, предложило программу строительства, согласно которой к августу 1945 года в строй вводилось бы не менее 12 лодок ежемесячно. Гросс-адмирал Дёниц сделал официальное представление министру вооружений Шпееру с требованием ускорить сроки строительства нового подводного флота. После подробного анализа ситуации Шпеер назначил ответственным за постройку лодок XXI серии Отто Меркера, автомобильного промышленника, ранее зарекомендовавшего себя как разработчика пожарных автомобилей.

5 июля 1943 года Меркер предложил новую программу строительства. Вместо строительства лодки от начала и до конца на верфи предлагалось строить лодку по секциям вместе со всем оборудованием на различных заводах внутри страны, а затем окончательно собирать на стапеле. Согласно расчетам, каждая лодка должна была находится на стапеле не более месяца, а ежемесячный выпуск составлял бы 33 лодки. Уже во время опытно-конструкорских работ промышленникам раздавались заказы.

Постоянные бомбежки вызывали сбои в поставках. Поспешность в изготовлении секций корпуса вели к нестыковкам при сборке. В итоге вместо запланированных 18 лодок в июле 1944 года спустили на воду только одну, но и её пришлось вернуть на верфь для доработки. Тем не менее в 1944 году были спущены на воду и испытаны 6 лодок. В марте 1945 года вошла в строй U-2516, за которой должна были последовать ещё 330 лодок, находившихся в разной степени готовности (многие проходили приемку или осваивались экипажами). Но весной 1945 года состоялся массированный налет на Гамбург союзнической авиации, в ходе которого было уничтожено большое количество субмарин в доках. В итоге в апреле 1945 года только две лодки U-2511 и U-3008 смогли выйти в боевой поход.

Описание конструкции

Прочный корпус подводных лодок типа XXI разделялся на семь отсеков, начиная с кормы:

  • Кормовой отсек: приводов рулей, баллонов воздуха высокого давления и корабельная мастерская
  • Электромоторный отсек: основных электродвигателей и двигателей подкрадывания
  • Дизельный отсек: дизельных двигателей и устройств шнорхеля
  • Кормовой аккумуляторный отсек: жилых и бытовых помещений экипажа в верхней части, аккумуляторные ямы в нижней
  • Пятый отсек: центральный пост и выдвижные устройства в верхней части, судовые устройства и заместительные цистерны в нижней
  • Носовой аккумуляторный отсек: жилых и бытовых помещений экипажа в верхней части, аккумуляторные ямы в нижней
  • Носовой отсек: торпедных аппаратов, запасных торпед и торпедозаместительных цистерн

Корпус

Подводные лодки типа XXI имели полуторакорпусную конструкцию. Прочный корпус лодок имел сложную форму. 1-й, 2-й, 3-й и 7-й отсеки имели цилиндроконическую форму, тогда как отсеки с 4-го по 6-й, занимавшие 40 % длины прочного корпуса, имели в сечении форму, близкую к цифре «8» — с круглой верхней частью и полукруглой нижней. Помимо этого, верхняя часть этих отсеков дополнительно разделялась на две палубы. Отсеков-убежищ, в отличие от более ранних серий подлодок, тип XXI не имели[1]. Шпангоуты находились не внутри, а снаружи прочного корпуса, что более рационально позволило использовать внутренне пространство. Сборка прочного корпуса осуществлялась полностью при помощи сварки[2], толщина его деталей, изготавливавшихся из стали марки St52KM с пределом текучести 3400 кг/см², достигала 26 мм. Предельная глубина погружения достигала 220 м, в том числе достигнутая на испытаниях — 200 м, расчётная разрушающая глубина составляла 330 м, с коэффициентами запаса прочности для предельной и разрушающей глубин, соответственно 1,5 и 2,5[3].

Форма лёгкого корпуса лодок типа XXI была создана с расчётом на минимизацию подводного сопротивления при сохранении хорошей надводной мореходности, для этого ему была придана максимально обтекаемая форма, а число его выступающих частей было минимизировано. Значительно более обтекаемая форма, по сравнению с более ранними подлодками, была придана и ограждению рубки[4].

Силовая установка

Аккумуляторная яма на музейной U-2540

Подводные лодки типа XXI относились к дизель-электрическим. В состав их силовой установки входили два V-образных 6-цилиндровых четырёхтактных дизельных двигателя модели M6V 40/46, производства фирмы MAN, каждый мощностью в 2 000 л.с. при 520 об/мин. Двигатели оборудовались выдвижным шнорхелем с радиопоглощающим покрытием надводной части.

Два главных электродвигателя — модели GU 365/30, каждый мощностью в 2 500 л.с. при 1675 об/мин[5]. Помимо них, на лодках имелись два электродвигателя подкрадывания, модели CV 323/28, развивавшие мощность в 113 л.с. при 350 об/мин каждый и присоединённые непосредственно к гребным валам через клиноременную передачу. До скорости в шесть узлов, лодка под двигателями подкрадывания фактически не производила шумов, уловимых гидроакустической аппаратурой того времени[6]. Аккумуляторные батареи лодок состояли из шести групп по 62 элемента типа 44-MAL 740 в каждой, общая их масса составляла 225 тонн[7], емкость 33900 ампер-час[8].

Обитаемость

Штатный экипаж подводной лодки типа XXI состоял из 58 человек: 6 офицеров, 19 старшин и 33 матросов[5]. Жилые помещения лодки занимали верхнюю часть 4-го и 6-го отсеков. Спальные места подводников размещались на 49 койках, при этом жилые помещения были, насколько это возможно, освобождены от хождения через них занятых своими обязанностями членов экипажа[6]. Другие новшества, применённые на подводных лодках типа XXI для улучшения условий обитаемости, включали в себя систему кондиционирования воздуха, опреснительную установку[4], душевую кабину, шлюзовые устройства удаления отходов и отбросов, холодильники.

Вооружение

Торпедное
Вид изнутри на торпедный аппарат музейной U-2540

Торпедное вооружение лодок типа XXI составляли шесть торпедных аппаратов калибра 533,4 мм, размещавшихся в два вертикальных ряда в носу лодки, внутри прочного корпуса. Торпедные аппараты — стальные, трубчатого типа, обеспечивавшие пуск торпед с глубины до 30—45 метров[9].

Штатный боекомплект лодок составлял 23 торпеды, включая 6 находившихся в торпедных аппаратах и 17 располагавшихся на стеллажных укладках перед ними. Подводные лодки оборудовались электромеханическим устройством быстрого заряжания, состоявшим из передвигавшихся по рельсам зарядных тележек и позволявшим дать после первого залпа второй — по разным данным, через 4—5[9] или 5—6 минут, а третий — через 20 минут[10]. По другим сведениям устройство заряжения было гидромеханическим.

Артиллерийское

Зенитное вооружение лодок типа XXI составляли четыре 20-мм автоматические пушка Flak C/38. Орудия размещались в спаренных башенных установках, имевших лёгкое противопульно-противоосколочное бронирование, и располагавшихся в оконечностях ограждения рубки, будучи вписаны в её обводы[9]. Управление башнями могло осуществляться как непосредственно, так и при помощи гидравлических приводов изнутри прочного корпуса[2]. Боекомплект пушек составлял 3450 патронов[5].

Радиоэлектронное и навигационное оборудование

Лодки XXI серии были оборудованы новейшими гидрофонами, позволявшими обнаруживать цели на расстояние до 50-ти миль, сонаром и «балконными устройствами» или эхо-камерами, расположенными в носовой части под торпедными аппаратами. Эхо-камера позволяла фиксировать, опознавать, разделять и атаковать групповые цели в отсутствие визуального контакта.

  • Сонар «Нибелунг» с мощностью 5 КВт и рабочей частотой 15 КГц. Длительность импульса 20 мс. Для передачи использовались магнитострикционные излучатели. Принимаемые эхо-сигналы обрабатывались аналоговой вычислительной машиной и данные для стрельбы вводились непосредственно в торпеды. Передатчик и приемник были размещены в «балконном устройстве». Угол обзора составлял около 100 градусов по направлению вперед, с точностью около 0,5 градуса. В зависимости от состояния воды, дальность определения цели состояла от двух до четырёх морских миль. Цель отображалась на электронно-лучевой трубке. Для измерения относительной скорости цели использовался эффект Доплера.
  • Гирокомпас с 6 репитерами.
  • Эхолот 30 КГц с двумя диапазонами измеряемых глубин 25 и 1000 метров.
  • Бинокулярный перископ длиной 5140 мм и вертикальным углом наклона от −10 до +20 градусов.
  • Монокулярный перископ длиной 6580 мм и вертикальным углом наклона от −10 до +90 градусов.
  • Подводный телефон на частоте 4120 Гц.
  • Приёмник-пеленгатор с убирающейся рамочной антенной.
  • Коротковолновый приемник T8K44 «Кельн».
  • Длинноволновый приемник T3Pl Lä38 (Telefunken) с диапазонами 15-33 КГц и 70-1.260 КГц.
  • Передатчик 200 Вт на диапазон 3-23 МГц
  • Передатчик 40 Вт на диапазон 3-16,5 МГц
  • Передатчик 150 Вт на длинноволновый диапазон.
  • Приёмопередатчик 10 Вт на УКВ (радио)
  • Шифровальная машина «Enigma» с четырьмя роторами (планировалась с пятью).
  • Устройство для сжатия передаваемых по радио данных.

Боевое применение

Единственной подводной лодкой типа XXI, вышедшей в боевой поход под флагом Кригсмарине, стала U-2511. 30 апреля 1945 года она, под командованием А. Шнее, вышла из порта Бергена в Норвегии для охоты на конвои в западной Атлантике. 1 мая у восточного побережья Великобритании, двигаясь на перископной глубине, она встретилась с группой британских охотников за подводными лодками, но благодаря эффективным навигационным средствам и преимуществу в скорости, сумела уйти от них. 4 мая был отдан приказ о прекращении подводной войны и она легла на обратный курс. В районе Фарерских островов она встретилась с группой британских кораблей, включавшей тяжёлый крейсер «Норфолк» и несколько эсминцев. Лодка, двигаясь на моторах подкрадывания, вышла на позицию для атаки крейсера, но приказа на открытие огня командир не отдал и U-2511 скрылась, так и оставшись незамеченной британцами.[11][12]

Помимо неё, U-3008, проходя через пролив Скагеррак у берегов Норвегии, попыталась выйти в атаку на неустановленный крупный британский корабль, но как и U-2511, отказалась от своих намерений. Ещё около десятка лодок типа XXI, пытавшихся в эти дни уйти в Норвегию, были потоплены в балтийских проливах авиацией антигитлеровской коалиции.[12]

  • Диаграмма подводной лодки типа XXI

  • U-3008 в составе ВМС США во время морских испытаний

Оценка проекта

Подлодки XXI серии оказали влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В проекте был применен ряд революционных новшеств — электромеханическое заряжение торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

Развитие проекта

После войны на базе типа XXI были созданы следующие проекты подводных лодок:

Лодки XXI серии в СССР

В Советском Союзе трофейным субмаринам присвоили "проект 614". U-3515 переименовали в Н-27 (Н - немецкая), затем в Б-27. U-2529 соответственно в Н-28 и Б-28, U-3035 в Н-29 и Б-29, U-3041 в Н-30 и Б-30. Эти четыре подводные лодки прослужили до 1957-1958 годов, потом стали учебными, причем Б-27 сдали на слом только в 1973 году.

Сохранившиеся экземпляры

После войны сохранились четыре лодки типа XXI. U-2540, поднятая в 1957 году, получившая имя «Вильгельм Бауэр» и служившая опытовым судном, с 1984 года является музеем в Бремерхафене[13].

Ещё три лодки типа XXI (U-2505, U-3004 и U-3506) считавшиеся пропавшими без вести, в 1987 году были обнаружены во взорванном гамбургском бункере «Эльбе II». Все три лодки находились в плохом техническом состоянии, в 1950-х годах американскими войсками с лодок были частично сняты дизели и электромоторы. U-3506 придавлена и повреждена упавшими бетонными балками перекрытий. В том же году остатки «Эльбе-II» были снесены и засыпаны, вместе с тремя лодками, для строительства портовых сооружений.[14]

См. также

Примечания

  1. ↑ А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — С. 6. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  2. ↑ 1 2 S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. — Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. — С. 18. — 48 с. — ISBN 0-76430-787-8
  3. ↑ А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — С. 8. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  4. ↑ 1 2 А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — С. 9. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  5. ↑ 1 2 3 S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. — Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. — С. 30. — 48 с. — ISBN 0-76430-787-8
  6. ↑ 1 2 S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. — Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. — С. 20. — 48 с. — ISBN 0-76430-787-8
  7. ↑ А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — С. 5. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  8. ↑ http://www.uboat.net/technical/batteries.htm AFA Battery Works, Hagen
  9. ↑ 1 2 3 А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — С. 7. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  10. ↑ S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. — Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. — С. 19. — 48 с. — ISBN 0-76430-787-8
  11. ↑ S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. — Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. — С. 25. — 48 с. — ISBN 0-76430-787-8
  12. ↑ 1 2 А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — С. 30. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  13. ↑ uboat.net — The Galleries
  14. ↑ uboat.net — History — Type XXI U-boats in Elbe II bunker in Hamburg

Литература

  • А. М. Антонов Германские электролодки XXI и XXIII серий. — Санкт-Петербург: Гангут, 1997. — 48 с. — (Корабли мира № 1). — 1500 экз. — ISBN 5-85875-112-9
  • S. Breyer. German U-Boat Type XXI = Elektro-Uboot Typ XXI. — Этглен: Schiffer Publishing (Podzun-Pallas Verlag), 1999. — 48 с. — ISBN 0-76430-787-8

Ссылки

U-Boot Type XXI in Detail. Фотогалерея и описание на английском

 

Немецкие подводные лодки типа XXI Тип XXI

U-2501, U-2502, U-2503, U-2504, U-2505, U-2506, U-2507, U-2508, U-2509, U-2510, U-2511, U-2512, U-2513, U-2514, U-2515, U-2516, U-2517, U-2518, U-2519, U-2520, U-2521, U-2522, U-2523, U-2524, U-2525, U-2526, U-2527, U-2528, U-2529, U-2530, U-2531, U-2533, U-2534, U-2535, U-2536, U-2538, U-2539, U-2540, U-2541, U-2542, U-2543, U-2544, U-2545, U-2546, U-2548, U-2551, U-2552U-3044

U-3508

dic.academic.ru

Немецкие подводные лодки XXI серии ( часть II)

Любые другие типы подводных лодок в любой стране безнадежно устарели в тот же момент, когда новое детище конструкторов рейха увидело свет. Воплощая в себе лучшие инженерные разработки того времени, лодка XXI серии становится самым совершенным и самым опасным подводным оружием в мире. При движении под водой на аккумуляторах она может развивать скорость в 17,2 узлов, что позволяет преследовать любые конвои. Причем она может не всплывать даже под шнорхель в течение 48 часов при нормальной скорости и 11 суток на экономичном ходу. Благодаря обтекаемым обводам корпуса и практически бесшумному ходу, субмарина теперь незаметна для противника, при этом сама она отлично "видит" свои цели и легко может атаковать с 40-метровой глубины. Весь боезапас - 23 торпеды (в основном самонаводящиеся) - может быть "расстрелян" в течение получаса. Потенциальными жертвами становятся как транспортные суда, так и боевые корабли, которых прежде подводники боялись, как черт ладана. Но и это не всё: после атаки субмарина может опуститься на глубину до 300 м и маневрировать там на высокой скорости: шанс попадания в нее глубинной бомбой близится нулю.

Еще одна деталь. При умеренном подводном ходе в 4-8 узлов лодке достаточно лишь раз в 2-3 дня всплывать под шнорхельную глубину, чтобы подзарядить аккумуляторы в течение 3-5 часов. Таким образом, длительные подводные переходы даже через контролируемые противником районы (как, например, Бискайский пролив) становятся для нее практически безопасными. Защититься от высокотехнологичной "немки" союзникам попросту нечем.

Устройство

Подводная лодка XXI серии. Сечение по 32,0 шп. (см. в нос)

1 - аккумуляторная яма; 2 - топливная цистерна; 3 - цистерна главного балласта; 4 - жилое помещение; 5 - воздухозаборная шахта для дизелей; 6 - ограждение рубки; 7 - 20-мм зенитная установка; 8 - трубопровод корабельной вентиляции; 9 - заместительная цистерна.

Поскольку основное время субмарина должна двигаться под водой, конструкторы постарались максимально снизить ее лобовое сопротивление. Для этого уменьшили соотношение длины корпуса к ширине, убрали верхнюю палубу, обводы рубки сгладили, зенитное вооружение "спрятали" в обтекаемые турели. Все перископы, трубы шнорхеля и мачты радиолокаторов - выдвижные. В итоге по сравнению с ПЛ серии IXD/42 адмиралтейский коэффициент, характеризующий гидродинамические качества корабля, у лодок XXI серии для подводного положения возрос более, чем в 3 раза (156 против 49).

Прочный корпус, как и на других немецких лодках, сварной. Толщина его деталей, изготавливавшихся из стали марки St52KM с пределом текучести 3400 кг/см2, достигает 26 мм (вспоминаются наши лодки тех времен с толщиной копуса 12 мм). Предельная глубина погружения - 220 м, расчётная разрушающая глубина - 330 м.

Подводные лодки типа XXI имели полуторакорпусную конструкцию. Кормовой, электромоторный, дизельный и носовой отсеки прочного корпуса имели цилиндроконическую форму. Аккумуляторные отсеки и центральный пост, находившиеся в средней части прочного корпуса и занимавшие 40% его длины, имели в сечении форму, близкую к цифре "8" — с круглой верхней частью и полукруглой нижней (см. рисунок). Кроме этого, верхняя часть этих отсеков дополнительно разделялась на две палубы. Отсеков-убежищ, в отличие от более ранних серий подлодок, тип XXI не имел.

Описание функций отсеков, начиная с кормы:

1. Кормовой отсек: приводов рулей, балонов воздуха высокого давления, корабельная мастерская.

2. Электромоторный отсек: основные электродвигатели и двигатели подкрадывания.

3. Дизельный отсек: дизельные двигатели и устройства шнорхеля.

4. Кормовой аккумуляторный отсек: жилые и бытовые помещения экипажа в верхней части (в т.ч. камбуз), аккумуляторные ямы в нижней.

5. Центральный пост и выдвижные устройства в верхней части, судовые устройства и заместительные цистерны в нижней.

6. Носовой аккумуляторный отсек: жилые и бытовые помещения экипажа в верхней части, аккумуляторные ямы в нижней.

7. Носовой отсек: торпедные аппараты, запасные торпеды и торпедозаместительные цистерны.

Силовая установка

В состав силовой установки входили два рядных (не верьте тем, кто говорит, что V-образных) 6-цилиндровых четырёхтактных дизеля с турбинами M6V 40/46 фирмы MAN, каждый мощностью в 2000 л.с. при 520 об/мин. Двигатели оборудовались выдвижным шнорхелем с радиопоглощающим покрытием надводной части.

Два главных электродвигателя — модели GU 365/30, каждый мощностью в 2500 л.с. при 1675 об/мин. Помимо них, на лодках имелись два электродвигателя подкрадывания, модели CV 323/28, развивавшие мощность в 113 л.с. при 350 об/мин каждый и присоединённые непосредственно к гребным валам через клиноременную передачу. До скорости в 6 узлов, лодка под двигателями подкрадывания фактически не производила шумов, уловимых гидроакустической аппаратурой того времени. Аккумуляторные батареи лодок состояли из шести групп (а не из двух, как было на прежних моделях) по 62 элемента типа 44-MAL 740 в каждой, общая их масса составляла 225 тонн. Такое увеличение энерговооруженности значительно увеличило ресурс подводного хода.

Вооружение

Торпедное

Торпедное вооружение лодок типа XXI составляли шесть торпедных аппаратов калибра 533,4 мм, обеспечивавших пуск торпед с глубины до 30—45 метров. Они размещались в носу лодки, внутри прочного корпуса. С каждого борта было по три аппарата (располагались один над другим).

Штатный боекомплект лодок составлял 23 торпеды, включая 6 находившихся в торпедных аппаратах и 17 - на стеллажных укладках перед ними. Лодки оборудовались электромеханическим устройством быстрого заряжания, состоявшим из передвигавшихся по рельсам зарядных тележек. Устройство позволяло после первого залпа перезарядить все 6 торпедных аппаратов и дать второй залп уже через 4—6 минут: итого 12 торпед за 6 минут; на знаменитой немецкой "семерке" этого времени не хватило бы для перезарядки даже одного торпедного аппарата. Еще 6 торпед могли быть выпущены через 20 минут.

Артиллерийское

Зенитное вооружение лодок типа XXI составляли четыре 20-мм автоматические пушки Flak C/38. Орудия размещались в спаренных башенных установках, имевших лёгкое противопульно-противоосколочное бронирование, и располагавшихся в оконечностях ограждения рубки, будучи вписаны в её обводы. Управление башнями могло осуществляться как непосредственно, так и при помощи гидравлических приводов изнутри прочного корпуса. Боекомплект пушек составлял 3450 патронов.

Средства обнаружения

Основу гидроакустического вооружения составляли шумопеленгаторная станция "GHG-Anlage", антенна которой состояла из 144 гидрофонов и размещалась в нижней части носовой оконечности (под форштевнем), и гидролокационная станция "S-Basis" с антенной, установленной в носовой части ограждения рубки (сектор обзора до 100° на каждый борт). Первичное обнаружение целей на дистанциях до 10 миль производилось шумопеленгаторной станцией, а точное целеуказание для стрельбы торпедным оружием обеспечивалось гидролокатором. Это позволяло лодкам XXI серии в отличие от своих предшественниц выполнять атаки из-под воды по данным гидроакустики, не всплывая под перископ для визуального контакта.

Обитаемость

Штатный экипаж подводной лодки типа XXI состоял из 58 человек: 6 офицеров, 19 старшин и 33 матросов. Спальные места подводников размещались на 49 койках, при этом жилые помещения были, насколько это возможно, освобождены от хождения через них занятых своими обязанностями членов экипажа. Другие новшества включали в себя систему кондиционирования воздуха, опреснительную установку и холодильник (где-то читал, что имелся душ и даже небольшой бассейн, но что-то сомневаюсь. Буду в Бременсхафене - обязательно проверю).

От проекта к строительству

19 июня 1943г. все материалы по XXI серии предоставлены гросс-адмиралу К. Дёницу и его штабу. Проект оценивают высоко и немедленно утверждают для массового производства.

6 июля 1943г. принята очередная программа кораблестроения Германии на период до 1945 г., в которую включена постройка лодок XXI серии (102 лодки на шести верфях). Три первых субмарины должна сдать в ноябре 1944 г. бременская верфь "Deschimag AG Weser". Остальные верфи поставят первые лодки в марте 1945 г. К маю объем их выпуска должен будет достичь уровня 15 кораблей в месяц. С учетом времени, необходимого для освоения "электролодок" экипажами и проведения цикла боевой подготовки, вступление новых ПЛ в битву за Атлантику должно будет состояться... в 1946 году!

Дёниц, конечно же, категорически против: новая программа предусматривает слишком мало лодок и слишком поздно. Гросс-адмирал обращается к министру вооружения Альберту Шпееру. Тот подключает своего помощника - Отто Меркера, который разрабатывает технологию ускоренной модульной постройки лодок (не путать с секционной: модули - это полностью оборудованные и готовые к состыковке секции). Модульная сборка, характерная для автомобильной промышленности, для таких проектов еще никогда не применялась.

Плюсы модульной сборки:1. Расчеты показали, что первая ПЛ XXI серии может быть сдана уже к апрелю 1944 г., то есть на 7 месяцев раньше, чем при традиционных методах строительства. Серийное производство лодок может начаться сразу же после этого и выйти на уровень 30 лодок в месяц.2. Снижается трудоемкость операций, а значит, и стоимость лодки (несмотря на значительное усложнение конструкции и большую ресурсоемкость, новая лодка будет незначительно дороже лодки VII серии: 5,75 против 4,7 млн. рейхсмарок).2. Заказы на строительство отдельных секций и оборудования можно разместить среди среди машиностроительных заводов по всей стране. Их разбросанность значительно повысит устойчивость производства от воздушных налетов, а сборка подлодок из почти готовых секций позволит привлечь большое количество верфей, в том числе и небольших, которые никогда раньше подводным судостроением не занимались.

Однако подобная технология требует значительного повышения качества строительства: привычная "подгонка по месту" в условиях модульной сборки становится невозможной. Кроме того, предприятия, собирающие секции воедино, попадают в зависимость от тех, кто эти секции изготовляет, а они, в свою очередь - от поставщиков оборудования для секций. По этим причинам внедрение поточно-сборочной технологии натолкнется на неприятие и противодействие верфей, не желающих ломать привычный порядок работ. Но благодаря упорству О. Меркера верфи вынуждены будут согласиться на переход к новым методам строительства.

В сентябре 1943г. создается специальное бюро по разработке полной технической документации для новой лодки. Штат бюро в итоге составил 1200 человек. Работая ускоренными темпами, они выполняют свою задачу и уже в начале декабря 1943г. предоставляют 18400 чертежей. 1 ноября 1943г. технология утверждена.

Корпус лодки разделяется на 9 блоков (девятый - надстройка и ограждение рубки).Разработанный график отводит на строительство каждой лодки 176 дней (менее 6 месяцев):16 дней - прокат металла и транспортировка готовых листов на 32 машиностроительных завода.40 дней - изготовление деталей и корпусных конструкций.5 дней - транспортировка корпусных блоков на верфи.5 дней - монтаж оборудования в блоках с почти 100% насыщением приборами и механизмами и даже с покраской.4 дня - транспортировка блоков на сборочную верфь.50 дней - сборка подводной лодки из блоков.- спуск на воду.6 дней - достроечные работы на плаву.5 дней - заводские ходовые испытания.

Первоначально планируется выйти к концу 1944г. на объем выпуска 38 лодок в месяц. 1 июня 1944 г. программа строительства XXI серии будет уменьшена до 33 лодок в месяц (при одновременном производстве лодок XXIII серии). Затем программу опять поменяют: теперь ежемесячный план - 10 лодок XXIII серии, 12 лодок Вальтера XXVI серии, и 22 лодки XXI серии. В результате вместо 652 в плане будут 580 лодок XXI серии.

Невыполнимые планы

Детальные чертежи поступают на верфи поздно. Подготовленные в спешке, они местами неполные или неверные, что приводит к проблемам при сборке. В результате спуск на воду первой лодки происходит 19 апреля 1944г. Это U-3501, собранная на верфи "Шихау" к 55-летию Гитлера. Лодка оказывается "сырой": ее будут дорабатывать и передадут флоту только в июле 1944г.

А 15 июня 1944г. вместо 18 лодок флоту передана только U-2501. Она была спущена на воду 12 мая 1944г., но вскоре возвращена на верфь для срочного ремонта. У новых лодок обнаруживаются свои детские болезни.

При реверсе гребных электродвигателей дизели через систему газовыхлопа начинают засасывать забортную воду. Это обнаружили сразу, но успели повредить три лодки. При ходе под дизелями вращение передается на якоря электродвигателей, что приводит к потере мощности. Под шнорхелем невозможно развить полную мощность дизелей. У шнорхеля и перископов повышенная вибрация при скорости выше 10 узлов. Есть проблемы с зарядкой батарей. Неэффективна система дожигания водорода, который выделяют аккумуляторы (на U-3002 произошел взрыв). При работе на максимальной мощности электродвигатели создают мощное магнитное поле, что сводит на "нет" защиту от магнитных мин. Недоработана гидравлика.

Только в конце 1944г. (ноябрь-декабрь) проводятся первые испытания на полной скорости. Лодки показывают надводную и подводную скорость меньше расчетной. После некоторых доработок их характеристики улучшены. В декабре 1944г. построено 28 новых лодок. Однако авианалеты союзников выбивают немцев из всех планов.

Так, несколько лодок уничтожены в доках Гамбурга. В феврале 1944г. главные поставщики дизелей и электродвигателей - фирмы MAN и Siemens - в результате бомбардировок срывают поставку двигателей. Часть сборочных линий приходится переместить с верфей в железобетонный бункер для подводных лодок "Валентин" рядом с Бременом. Весной 1945г. две авиабомбы повреждают построечные позиции бункера, и сборка лодок становится невозможной.

На судоверфи "Блом унд Фосс" в Гамбурге должны были собрать 262 подводные лодки с U-2501 по U-2762, но фактически сдали только 47.В Бремене на верфи фирмы "AG Weser" должны были собрать 100 единиц с U-3001 по U-3100, но собрали 43.Фирма "Вулкан-Верке" в Вегезаке должна была собрать 195 единиц с U-3101 пo U-3295, однако достройку их частично прекратили из-за нехватки средств, а частично даже не начинали.Фирма "Шихау-Верфт" в Данциге должна была собрать 95 единиц с U-3501 по U-3595, но собрали 29. U-3531 - U-3571 так и не были спущены на воду, а сборка U-3572 - U-3595 не была начата, хотя все подготовительные работы провели.

Всего построено и передано флоту 119 подводных лодок XXI серии. Их спешно доводят до ума. Первая необходимого уровня боевой готовности достигает в марте 1945 г. лодка U-2511. В начале мая должны спешно завершить боевую подготовку еще 12 лодок. Предполагается, что они перейдут из тыловых баз Балтийского и Северного морей в Норвегию (где уже находится U-2511), чтобы оттуда прорваться в океан.

Финал

30 апреля 1945г. U-2511 под командованием известного аса Адальберта Шнее выходит в боевой поход из порта Бергена (Норвегия) в западную Атлантику. 1 мая у восточного побережья Великобритании, двигаясь на перископной глубине, она встречается с группой британских охотников за подводными лодками, но благодаря эффективным навигационным средствам и преимуществу в скорости, уходит от них.

4 мая гросс-адмирал Дёниц отдает приказ о прекращении боевых действий. U-2511 ложится на обратный курс. В районе Фарерских островов она встречает группу британских кораблей, в т.ч. тяжёлый крейсер "Норфолк" и несколько эсминцев. Лодка, двигаясь на моторах подкрадывания, выходит на позицию для атаки крейсера, но приказа на открытие огня командир не отдает. U-2511 скрывается, так и оставшись незамеченной британцами. Позже командиру лодки выпадет случай поговорить с офицерами, которые находились на крейсере "Норфолк". Они будут в шоке, узнав, что подвергались в тот момент смертельной опасности от лодки, находившейся всего в 500 метрах от них.

3 мая еще одна новая лодка - U-3008 - вышла из Вильгельмсхафена и направилась в Норвегию. В тот же день, проходя через пролив Скагеррак у берегов Норвегии, она выходит в атаку на неустановленный крупный британский корабль, но, как и U-2511, отказывается от своих намерений. Командир лодки Х.Мансек не ошибся: на следующий день война для него официально закончилась.

Без преувеличения можно сказать, что если бы не задержки в строительстве, эти лодки сделали бы революцию в войне на море. Но чуда не состоялось. Около десятка новых субмарин, пытавшихся в последние дни войны уйти в Норвегию, были потоплены в балтийских проливах авиацией союзников. 17 лодок капитулировали. 85 лодок затоплено экипажами.

Послевоенный период

лодка-музей в Бременсхафене

Всё, что осталось после операции "Дедлайт", было разделено между США, СССР и Англией. В долю Великобритании из 8 лодок XXI серии вошли U-25I8 и U-3017. Вскоре Великобритания передала U-25I8 Франции. Лодка была укомплектована французским экипажем и находилась в составе французского флота под названием "Roland Morillot" до 1968г.

В ноябре 1945г. англичане привели в Лиепаю подводные лодки, подлежащие передаче Советскому Союзу. Среди них были четыре ПЛ XXI серии: U-2529, U-3035, U-3041 и U-3515. Все они вошли в состав Балтийского флота и прослужили там в качестве боевых субмарин до 1955г. После этого лодки использовались в качестве блокшива (U-3515), плавучих зарядовых станций (U-2529 и U-3035) и опытовой ПЛ (U-3041). В 1958-1959гг. все электролодки, кроме U-3515, были переданы на слом. U-35I5 использовалась в качестве учебно-тренировочной станции вплоть до 1972г., просуществовав, таким образом, 27 лет.

Кроме этих лодок, наши войска захватили в Данциге на стапелях верфи "Schichau" 20 недостроенных ПЛ XXI серии и значительное количество блоков, приготовленных для сборки лодок. Летом 1945г. подводные лодки с номерами от U-3538 до U-3557 были спущены на воду и переведены в СССР. Их предполагалось достроить по проекту 614 с использованием вместо недостающего оборудования комплектующих отечественного производства. Но под давлением бывших союзников советское руководство отказалось от этих планов. U-3538 — U-3540, находившиеся в наибольшей степени готовности, затопили в августе 1947 г. в Балтийском море в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна. Остальные лодки в 1947—1948 гг. сдали на разборку.

Американцы взяли для изучения U-2513 и U-3008. Они тоже провели тщательное изучение трофеев в Ки Вест во Флориде. U-3008 списали в 1947г., а оборудование с лодки использовалось для ремонта U-2513. В июле 1949г. U-2513 была исключена из состава американского флота. Какое-то время обе лодки находились на приколе, а затем использовались в качестве мишеней для испытаний морского оружия. U-2513 была потоплена в октябре 1951г., а U-3008 - к июлю 1954г.

В 1957г. в районе Фленсбурга немцы подняли затопленную ПЛ XXI серии U-2540. За ее восстановление в первоначальном виде взялась кильская верфь "Howaldtswerke". Но осенью 1958г. было решено переоборудовать U-2540 в опытную ПЛ для испытаний новой техники. Переоборудованная под новые цели, U-2540 вошла в состав Бундесмарине в сентябре I960г., под наименованием "Wal" (тип 241). В 1984г. лодку под наименованием "Вильгельм Бауэр" установили в музее немецкого мореплавания в Бременхафене (под Бременом). Там она находится и ныне.

Ещё три лодки типа XXI, U-2505, U-3004 и U-3506, считались пропавшими без вести, но в 1987 году были обнаружены во взорванном Гамбургском бункере "Эльба II". Все три лодки находятся в плохом техническом состоянии. U-3506 придавлена и повреждена упавшими бетонными балками перекрытий.

Опередившие время

Немецкие "электролодки" совершили переворот в своей сфере, разделив все подводные лодки на корабли двух эпох - до создания XXI серии и после него. Послевоенные разработки лодок в СССР, Англии и США технически во многом повторяли немецкую лодку, используя ее, как прототип. Отметим следующие родственные проекты:

СССР — проект 611, проект 613;

Швеция — тип "Хайен";

Великобритания — модернизация лодок типа "Т";

Франция — тип "Нарвал";

США — тип "Tang" (1949—1952).

Принципы, заложенные в XXI серию, были усовершенствованы, но по существу остались теми же и поныне. Что касается модульного производства субмарин, этот опыт немцев так и не был повторен ни одной из стран мира.

sell-off.livejournal.com


Смотрите также