Архитектор: как устроиться на работу в Германии? Работа архитектора в германии


Архитектор: как устроиться на работу в Германии? | Карьера | DW

Сегодня в Германии насчитывается около 130 тысяч трудоустроенных архитекторов. По данным портала Absolventa.de, cамые привлекательные регионы для них - Северный Рейн - Вестфалия, Бавария и Баден-Вюртемберг. Выпускники университетов могут рассчитывать на стартовую брутто-зарплату в 33 тысячи в год. А какие шансы найти работу у архитекторов из стран СНГ? Специалисты из Беларуси и России рассказывают о своем немецком опыте.

Главное - опыт работы

Первое высшее образование Алена Згорская получила в Минске, а потом училась в магистратуре Высшей международной школы архитектуры в Дессау (DIA). Это одна из немногих программ для архитекторов в Германии, по которой студенты могут обучаться на английском языке. После окончания вуза Алена начала искать работу.

"Процесс очень простой: отсылала резюме, куда только возможно, кроме Берлина и Дрездена. Я не очень хотела оставаться в восточной Германии и начала поиск с Мюнхена и Штутгарта. Смотрела сайты компаний, узнавала, чем они занимаются, и, даже если у них не было вакансий, отправляла им резюме. Понятно, что это дело случая и удачи", - рассказала девушка в интервью DW. По мнению Алены Згорской, работодатель в первую очередь смотрит на портфолио и лишь потом на оценки в дипломе. С сентября 2016 года она работает в крупном архитектурном бюро Штутгарта.

"Не могу сказать, что иностранные специалисты-архитекторы здесь нарасхват. Все зависит от человека: да, у нас не такой высокий уровень архитектурного образования, как в Германии. Но если человек хорошо учился и имеет опыт работы, здесь с удовольствием наймут такого иностранца. Без опыта и своих хватает", - утверждает архитектор. Алена советует молодым специалистам обратить внимание на программы обмена Erasmus, пройти практику в Германии или поступить в немецкую магистратуру. Тогда будет не только проще трудоустроиться, но и понять, чего от тебя здесь ждут.

Без немецкого диплома

Екатерина Антонова - специалист по технологиям информационного моделирования зданий BIM (Building Information Modeling). Она окончила Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств и несколько лет работала в этом городе.

Екатерина Антонова

"Меня привлекала немецкая архитектурная стилистика, и, так как архитектурное образование в Германии мало уступает английскому, голландскому и американскому, я еще в школе решила получать магистерскую степень здесь. Но по стечению обстоятельств работать в Германии я стала раньше, чем учиться", - рассказывает Екатерина. Место работы девушка нашла из России. В течение трех недель она рассылала резюме и портфолио на порталах по трудоустройству, прошла собеседование по Skype, а потом услышала заветную фразу: "Ты бывала в Берлине? Нет? Тогда добро пожаловать!"

Дополнительное образование получать не пришлось - в архитектурном бюро Екатерина сама помогала коллегам освоить технологию BIM. "Все это благодаря некогда верно выбранному направлению в архитектуре: BIM, программирование и параметрика. Россия здесь отнюдь не уступает Германии, уровень владения технологией информационного моделирования так же высок, иначе найти здесь рабочее место по моей специальности без немецкого диплома было бы практически невозможно", - утверждает девушка. Тем не менее, Екатерина Антонова не скрывает, что от планов получить степень магистра в Германии она еще не отказалась.

Смотрите также:

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Crystal House / Амстердам: бутик из стекла

    В число победителей конкурса Всемирного фестиваля архитектуры вошел проект нидерландского архитектурного бюро MVRDV. Для модного дома Chanel в Амстердаме оно перестроило традиционный кирпичный дом на каналах в "хрустальный" дворец с фасадом из стеклянных кирпичиков, пропускающих свет и открывающих взорам прохожих внутренний интерьер магазина.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Propsteikirche St. Trinitatis / Лейпциг

    Премии удостоилась в категории сакральных построек католическая церковь Cвятой Троицы в Лейпциге, построенная по проекту архитектурного бюро Schulz&Schulz. Архитекторы подчеркивали, что не хотят воссоздавать старое здание, разрушенное во время Второй мировой войны, но ищут "современный ответ на потребность людей в сакральном пространстве и духовности".

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Messner Mountain Museum / Южный Тироль: музей в горах

    Музей альпинизма с головокружительным видом с высоты 2275 метров построен в Доломитовых Альпах по проекту архитектурного бюро ныне покойной Захы Хадид. Музей назван в честь Райнхольда Месснера, знаменитого альпиниста из Южного Тироля, немецкоговорящей провинции Италии.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Villa Marittima / Австралия: минимализм и свет

    На пляже в австралийском городе, который носит имя Святого Андрея, архитектор Робин Уильямс построил просторную виллу с бассейном и видом на океан, находящуюся в частном владении. Утонченная простота дизайна навеяна японской архитектурой. Белые стены из поликарбоната пропускают во внутренние помещения свет, моделируя его тональность и яркость.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    GAPS / Дания: для психбольных

    Новая психиатрическая больница в Слагельсе построена сразу двумя архитекторскими бюро Karlsson Arkitekter и Vilhelm Lauritzen Arkitekter. В закрытом отделении этой психлечебницы содержатся самые тяжелые пациенты датской психиатрии. Надежно изолированное от внешнего мира, это медицинское учреждение внутри оборудовано по новейшим стандартам и в лучших традициях датского дизайна.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Jungle House / Бразилия: дом в джунглях

    Особняк в тропическом лесу с бассейном на крыше спроектировало архитектурное бюро Studio MK27 из Сан-Пауло. Гостиные комнаты находятся на уровне верхней террасы, с которой отрывается вид на океан. Спальни - внутри этого бетонного куба, расположенного на склоне горы. Проектировщики дома в джунглях стремились создать максимальную гармонию между архитектурой и природой.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    World Maritime University / Мальмё: между новым и старым

    Дизайн нового здания для Всемирного морского университета в шведском Мальмё был выполнен международным бюро Terroir в сотрудничестве с Kim Utzon Arkitekter. Необычное воплощение было навеяно идеей "шарнира" или "дверной петли", которая соединяет старый город и его порт.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    The Book Stop / Филиппины: книжная остановка

    Если люди не идут в библиотеку, то библиотека придет к людям. Выполненная в виде автобусной остановки, но только с книжными полками, эта миниатюрная мобильная библиотека переезжает по филиппинскому городу Макати и делает остановки на его пешеходных бульварах. Авторы проекта - WTA Architecture and Design Studio, одно из ведущих филиппинских архитектурных бюро.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Ten Drum Sugar Factory / Тайвань: возрождение в культуре

    Руины бывшего сахарного завода перестроили в культурный центр архитекторы из тайваньской компании ST Yeh Architects and Planners. Подземные помещения, в которых полвека тому назад велось производство этилового спирта, теперь используются как художественые студии и концертные залы.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Y:Cube / Лондон: подключай и живи

    Rogers Stirk Harbour + Partners разработали концепцию экономичного и качественного жилья для молодых людей, которым аренда квартиры пока еще не по карману. Модульные блоки, рассчитанные на одного человека, собираются на заводе и на место "стройки" прибывают в полной готовности. Здесь их присоединяют к другим блокам, а также к системе канализации, водоснабжения и отопления. Дом готов.

  • Фотогалерея: Лучшие архитектурные объекты мира

    Eckwerk Holzmarkt / Берлин: дома на виадуке

    В Берлине, там где располагался культовый Bar 25, архитектурные бюро Kleihues + Kleihues и Graft планируют построить гибридный комплекс для проживания и работы. Дизайн, с его характерными арочными сводами, вдохновлен берлинскими виадуками, по которым ходят электрички и поезда столичного метро.

    Автор: Элла Володина

www.dw.com

Обучение и работа архитектора в Германии

Архитекторы являются одними из самых высокооплачиваемых специалистов в Германии. Благосостояние представителей этого сословия за последние два десятилетия выросло более чем на треть. Сегодня средняя зарплата архитектора в Германии составляет около 4,5 тысяч евро, а доходы начинающих специалистов, окончивших ВУЗ, начинаются с 2,5 тысяч.

Деятельность немецких архитекторов поддерживается и регламентируется законодательством, но для того, чтобы заслужить это почетное звание, необходимо пройти строгий отбор и соответствовать ряду требований:

  • иметь диплом об окончании специализированного высшего учебного заведения;
  • опыт работы по специальности должен быть не менее двух лет;
  • являться членом архитектурного сообщества.

Где учат на архитектора

Выучиться на эту профессию можно в трех типах ВУЗов страны: в университете, высшей технической школе и академии. Каждая из этих архитектурных школ имеет собственные уклон и специализацию. Условия приема и методика обучения также кардинально различаются. Некоторые аттестационные комиссии устраивают собеседование с тщательным рассмотрением творческих проектов абитуриентов, в другом случае достаточно предоставления документов об окончании средней школы с табелем оценок.

Вступительный конкурс на факультеты архитектуры в Германии традиционно высокий, поэтому эту специальность выбирают молодые люди, имеющие высокие оценки в аттестате о среднем образовании. При выборе высшей школы абитуриент должен заранее поинтересоваться условиями приема во избежание недоразумений.

Университет

Особенностью преподавания в университете является глобальность и философский подход к специальности. На экзаменах высоко ценится уровень абстрактного мышления и широта восприятия студентов. В соответствии с университетской доктриной, архитектура домов в Германии должна обладать следующими качествами:

  • красотой;
  • функциональностью;
  • нести в себе идею.

Представитель немецкой классической философии Фридрих Шиллинг сравнивал архитектуру с застывшей музыкой. Подобный подход исповедуется в стенах немецких университетов: учащиеся должны уметь воплощать абстрактные идеи в формы физических объектов.

Многих студентов такой подход к работе сбивает с толку, так как по окончании обучения они просто не представляют, что им делать со своим знанием. Поэтому преподаватели советуют как можно раньше определять свое направление деятельности и еще в университете начинать развитие своих будущих проектов, обзаводясь полезными контактами и практическими навыками.

Высшая техническая школа

Технические ВУЗы Германии рейтинг на мировой арене имеют высокий. Они характеризуются прагматичностью подхода к проектированию, рациональностью в решении поставленных задач и узкой специализацией. Студентам прививается более приземленное видение миссии зодчества, а основной упор делается на функциональности, надежности и безопасности эксплуатации создаваемых объектов.

Академия

Особенностью немецкого академического образования является ориентация на красоту. Этот тип обучения больше всего подходит для творчески одаренных молодых людей, художников. Если сказать утрировано, то запроектированное здание должно впечатлять фасадом и интерьером, а долго ли оно простоит – это вопрос второй.

Перспективы трудоустройства

Географический фактор – один из важнейших в поиске работы для молодых архитекторов. В тех регионах, где имеется множество высших школ с архитектурной специализацией, таких как Баден Вюртемберг, найти работу гораздо сложнее. В провинциальных городах устроиться работать в архитектурное бюро проще, но и зарплаты там ниже. Заниматься при этом приходится рутиной, что способствует снижению энтузиазма у молодых архитекторов.

Достаточно широки перспективы работы в Европе для молодежи, где  дипломы немецкого образца высоко ценятся. Считается, что архитектор, получивший образование в Германии, способен самостоятельно осуществлять руководство проектированием и строительством сложных объектов. Поэтому многие, будучи студентами, стремятся получить опыт участия в масштабных международных проектах, который обязательно будет высоко оценен будущим работодателем.

dwgformat.ru

Работа архитектором в Германии - Новости и статьи по работе в Германии

В Германии профессия архитектора счиитается очень популярной

Профессия архитектора требует творческого подхода. Архитектор – это человек с неординарным мышлением. Он инженер и художник. Проектирование, строительство зданий и сооружений являются повседневными задачами в области архитектуры. При этом существуют различные точки зрения на то, что именно должна включать в себя эта профессия. Здесь объединяются художественные, технические, экономические и социальные аспекты.

Чтобы официально считаться архитектором в Германии необходимо наличие трёх условий:

  • Высшее образование по специальности. Предпочтение отдается магистратуре;
  • Опыт работы на протяжении 2-х лет;
  • Регистрация в Земельной палате архитекторов.

Работу в качестве архитектора часто можно найти в архитектурном бюро, в строительстве, в недвижимости или иногда на государственной службе. Многие архитекторы ищут путь к независимости, чтобы работать с заказчиками самостоятельно. Успешные архитекторы принимают участие в международных строительных проектах. Однако во всех случаях запись в Немецкую палату архитекторов является обязательной.

Рынок труда в области архитектуры

Как и в других профессиях заработная плата архитекторов зависит от региона, отрасли и других факторов, таких как возраст и опыт. В Германии в крупных городах найти работу архитектора сложнее, в маленьких провинциях с трудоустройством попроще, но уровень доход также будет ниже. По сообщениям Федеральной палаты архитекторов рынок труда архитекторов переполнен. В настоящий момент существует тенденция к снижению количества безработных архитекторов в последнее время. Многие специалисты находят себе работу за рубежом, где немецкий диплом архитектора высоко оценивается.

 

Заработная плата

Профессия архитектора относится к одной из высокооплачиваемых в Германии. Выпускники вузов и начинающие архитекторы получают более 2700-2800 тыс. евро в месяц. Среднемесячный доход архитекторов составляет 45000 евро в месяц.  Это тот случай, когда не существуют тарифные привязки, указанные в трудовом договоре. У архитекторов, работающих на себя, зарплата может быть значительно выше или немного ниже диапазона.

Как получить образование архитектора в Германии

Развиваться в качестве архитектора в Германии можно в трех направлениях. Так, подготовку специалистов в области архитектуры осуществляют:

  • Университеты. Здесь даётся глобальное образование. Студенты углубляются во все сферы профессии архитектора. Однако, желательно еще во время обучения выбрать свою направленность в архитектуре, чтобы по окончании иметь четкие ориентиры для трудоустройства;
  • Высшие технические школы. Обучают своих студентов в первую очередь практической стороне дела;
  • Академии искусств. Здесь внимание уделяется в большей степени эстетической стороне дела, свету, тени, форме.

Во всех случаях, конкурс в образовательные учреждения очень высокий. Необходимо наличие аттестата с отличными оценками. Не существует определенных требований к абитуриентам. Это может быть конкурс аттестатов, творческий экзамен или собеседование.

В зависимости от вуза и специальности, учебные модули делятся на обязательные и модули по выбору. Студенты изучают городское и ландшафтное планирование, методологию, правовые и многие другие дисциплины. Как правило, длительность обучения составляет от 6 до 8 семестров. Выпускники, успешно сдавшие выпускные экзамены бакалавриата, могут называть себя Bachelor of Arts Architecture. Чтобы стать мастером и иметь звание Master of Arts Architecture, необходимо продолжить обучение в магистратуре на протяжении еще 2-4 семестров. Очень важен практический опыт в этой профессии. Поэтому во время обучения студенты проходят регулярную стажировку и практику.

Прием на работу

Чтобы устроится на работу в Германию архитектором необходимо иметь признанный диплом о высшем образовании, переведенный на немецкий язык. Стандартным требованием является знание немецкого, в крайнем случае разговорного английского языка. Возможно подать заявку работодателю через интернет. Используя советы по составлению своей папки соискателя, можно составить успешное резюме. Следует учитывать, что иногда ответа от работодателя приходится ждать несколько месяцев.

Будущие тенденции в профессии

Профессия архитектора привязана к конъюнктуре, точно так как многие профессии в сфере строительства. Ежедневная работа архитекторов значительно изменилась в последние годы. Компьютеризация и оцифровка открывает здесь новые горизонты. Здания создаются перед строительством уже через компьютерные 3D-технологии. Таким образом, концептуальные ошибки могут быть обнаружены и исправлены уже на этапе проекта.

Архитектор или дизайнер предполагает наличие высокого уровня ответственности и навыков в области планирования. Несмотря на то, что сегодня в основном вся работа проводится на компьютере, для успешных проектов у архитектора должно быть хорошо развито пространственное воображение. Важными моментами являются изобретательность и креативность. Если вы любите создавать что-либо новое и конструировать, у вас есть чувства вкуса и гармонии, то профессия архитектора, возможно, станет подходящим занятием для вас.

 

 

 

 

 

Мария Погорелая

Журналист, пишу статьи о работе в Германии.Моя цель - изучать различную информацию и своими статьями помогать людям в профессиональном самоопределении.

Последние публикации Мария Погорелая (посмотреть все)

okrabota.de

Дом-3: как стать архитектором в Германии | Учеба | DW

"Архитектура - это застывшая музыка", - такое изящное и меткое замечание принадлежит немецкому философу и теоретику искусств Фридриху Вильгельму Шеллингу (Friedrich Wilhelm Schelling). Немцы всегда ценили хороших строителей и мастеровых. Профессия архитектора и сегодня считается в Германии одной из самых престижных, что, кстати, находит свое выражение и в денежном эквиваленте. Так, архитекторы занимают десятое место в рейтинге самых высокооплачиваемых профессий Германии. За последние 20 лет их среднемесячная зарплата выросла на треть и составляет на сегодняшний день 4490 евро. А выпускники в начале своей карьеры получают в среднем 2600 евро в месяц.

Архитектор относится в Германии к числу так называемых "охраняемых законом названий профессии". Нужно отвечать ряду требований, чтобы носить это звание: во-первых, необходимо иметь высшее образование по специальности; во-вторых, иметь минимум два года опыта работы; и, в-третьих, входить в земельную палату архитекторов (Architektenkammer).

Выбери свой вуз

Условия приема на факультет архитектуры в Германии разнятся от вуза к вузу. Иногда это просто конкурс оценок аттестата, которые, к слову, должны быть достаточно высокими, так как желающих стать архитекторами в Германии много. Некоторым вузам нужно предоставить творческие работы и пройти собеседование. Условиями приема абитуриент должен поинтересоваться заранее в вузе, в который он собирается подавать документы.

Дом должен быть и красивым, и функциональным, и надежным

"Я считаю, что архитектор - человек с особым мышлением. Одновременно он - и инженер, и художник. Он находится на пересечении и разбирается во многих сферах", - считает Елена Багаева из Санкт-Петербурга. Архитектуру она изучает в Высшей технической школе Штутгарта. И хотя от студента-архитектора в Германии требуется, в первую очередь, универсальное мышление, тем не менее, специализации здесь тоже не избежать. Существуют три типа вузов с разным подходом к подготовке архитекторов. Поэтому абитуриенту важно оценить свои возможности, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант.

Архитектурный глобализм

Анна Бусел: В университете важен философский подход

"В университете дается очень глобальное образование. Там постоянно ставятся философские вопросы. Студент должен понимать, какую идею несет его здание", - рассказывает Анна Бусел из Украины, окончившая факультет архитектуры в Штутгарте. Один из ее преподавателей любил эпитеты. Он мог подойти к студенту с упреком: "Ваше здание не выглядит сексапильно!"

Университет прививает глобальный подход и учит так подходить к разработке и планированию здания, чтобы оно было функциональным, красивым и несло в себе еще какую-то идею. Именно возможность воплощения абстрактной идеи в жизнь привлекла Аню, которая на родине получила диплом германиста.

Однако, по мнению девушки, именно глобальный подход к обучению, может сбить студента с толку. "Некоторые после учебы просто потерялись, - рассказывает она. - Они вышли из университета и не знали, куда им податься со всем этим знанием". Молодой архитектор советует уже во время учебы определиться с тем, чем вы хотите заниматься в дальнейшем. Это придаст вашему образованию определенный вектор развития. Если студент знает, в какой сфере он собирается работать после окончания вуза, он может посещать соответствующие семинары, проходить стажировку, завязывать полезные контакты.

Для прагматиков

В некотором смысле противоположную концепцию предлагают отделения архитектуры высших технических школ (Fachhochschule). "Там работают с более приземленным подходом, - объясняет Анна Бусел. - Я строю дом, в доме должен быть водопровод, и все в доме должно быть функциональным. Студента учат строить, но не пытаются научить думать".

Елена Багаева: В Европе для архитектора всегда найдется место

Елена Багаева считает, что техническое образование в Германии имеет свою специфику. Девушка получила свой первый диплом по инженерной и компьютерной графике в России. "В российских вузах большой упор делается на визуализацию, - считает она. - Кто может нарисовать домик, тот и выиграл, а технической стороны гораздо меньше. В Германии эстетика, конечно, тоже имеет большое значение, но, в первую очередь важна практичность, чтобы мы могли строить дома, которые будут стоять".

Для эстетов

И, наконец, третью возможность получить образование архитектора предлагают академии искусств. "Здесь вы развиваетесь как художник, который может выдумывать новые формы архитектуры и строить что-то красивое, - объясняет специфику Аня. - В основе данного типа образования - эстетизм". Преподаватели уделяют много внимания свету, материалу, форме, но в большей степени их интересует не ремесленная сторона, а эстетическая. "Как будет стоять здание и будет ли вообще - неважно, - поясняет Аня. - Главное - его внешний вид должен отвечать определенным представлениям и стандартам".

На профессиональные перспективы выпускников архитектурных факультетов влияет и географический фактор. Так, в Баден-Вюртемберге многие вузы предлагают архитектуру, поэтому и с поиском работы там сложнее. Перед выпускниками открываются, главным образом, две перспективы: работать самостоятельно или в архитектурном бюро. "В маленьких бюро платят мало. В больших можно неплохо заработать, но часто приходится заниматься совершенно банальными, рутинными и приземленными вещами. Это, конечно, подрезает крылья, но многие выбирают именно этот путь, потому что появляется семья и надо брать на себя ответственность", -говорит Аня.

Елена Багаева: Архитектор - человек с особым мышлением

Молодой архитектор советует не отчаиваться, потому что немецкое образование архитектора имеет хорошую репутацию. "Архитектор с немецким дипломом может самостоятельно спроектировать и построить дом", - считает Аня. Чтобы самостоятельно встать на ноги, она рекомендует не бояться участвовать в различных международных проектах. Лена Багаева добавляет: "В Германии среди архитекторов довольно сильная конкуренция, но в Европе для квалифицированных специалистов работа всегда найдется".

Автор: Ольга Сосницкая Редактор: Марина Борисова

www.dw.com

Архитектурное образвание в Германии - Сообщество архитекторов

Летний семестр этого года я проучился в Германии. Наш Питерский ГАСУ иУниверситет Ганновера иемеет партнерскую программу для студентовархитекторов, знающих немецкий язык. В эту программу посчастливилосьпопасть и мне. Один семестр срок небольшой, но достаточный чтобы понятьсущественные различия нашего и немецкого архитектурного образования. Обэтом я и собираюсь рассказать в данном посте на примере университетаГанновера.

Сначала немного про сам университет. Он носит имя видного научного деятеляГоттфрида Вильгельма Лейбница. Университет довольно крупный, в немобучается 21 000 студентов и около 2000 преподавательского состава иаспирантов. Упор идет в основном на технические специальности, но иархитектурный факультет не отстает. По словам студентов он считаетсяодин из лучших в Германии.

Так выглядит главное здание университета

Оно же внутри

Ууниверситета широкие партнерские связи с другими ВУЗами по всейпланете. Поэтому среди 21 тысячи студентов здесь обучается 3000иностранцев. Только архитектурный факультет сотрудничает с более чем30-ю институтами в других странах. В основном это страны Европы конечно.Дело в том, что поступив в какой-нибудь Европейский ВУЗ тебе вовсе необязательно всегда там учиться. Если ты знаешь языки можно постояннопутешествовать и обучаться тому же самому в других странах. Так чтопротивники болонской системы для наших ВУЗов задумайтесь над тем, какиевозможности откроются перед нашими студентами если они будутинтегрированы в единую систему высшего образования Европы.

Так выглядит здание факультета архитектуры и ландшафта. Ничего особенного.

Чтобыпоступить на архитектурный факультет нужно иметь довольно высокийсредний бал по окончанию школы. Причем наших выпускников туда невозьмут, для этого им придется доучиваться в немецкой школе еще 2 года.Первые 2 года в институте идет Grundstudium, где студентов знакомят сбазовыми дисциплинами. Позже начинается самое интересное. Дальнейшуюпрограмму обучения студент составляет сам. Это коренное отличие нашегообразования. Есть, конечно, набор определенных предметов, которыеобучающийся должен в процессе обучения пройти, но их порядок онопределяет себе сам.

Холл архитектурного факультета.

Вначале каждого семестра идет презентация тем куровых проектов.Презентуют преподаватели.На выбор студентам предлагается большой список:допустим, музей в городе Трист, школа в Куритибе, гостиница в Альпах,реновация пребрежной территории в Стамбуле, парочку градостроительныхпроектов еще штук пять других. В каждой курсовой работе предлагаетсяреальная ситуация и задача, которую должны решить студенты. Причем изсеместра в семестр темы для курсовых не повторяются, предлагаются всегдаактуальные именно для данного года проекты. Сравните с нашей ситуацией,когда к примеру каждый второкурсник в течении последних 30 лет делаетречной вокзал из года в год.Презентация проходит, студентыопределяются с выбором. Одим и тем же курсовиком может заниматьсятертьекурсник, пятикурсник или даже дипломник. Кстати любую курсовуюможно делать в группах 2-3 человека.

Кроме курсовых проектовпрезентуются и обычные дисциплины: конструкции, теоретические работы,анализ, изобразительные предменты, обучение программам и прочее. Темыздесь также каждый семестр варьируются. Есть много дисциплин, аналоговкоторых у нас в старне вообще нет. За каждую работу предлагаетсяопределенное количество пунктов. За семестр необходимо набрать 30пунктов. Исходя из всего этого суденты составляют себе программуобучения на семестр. Обычно на архитекторов в Германии учатся 6 лет, номожно и дольше или быстрее, главное набрать определенное количествопунктов.

В чем плюс такого метода образования, когда программуобучающийся составляет себе сам? Студенты всегда стараются выбрать то,что им наиболее интересно, соответственно и относятся к учебе совсемпо-другому. Если у нас они приходят на лекции чтобы тупо отсидеть своевремя, то на западе они ждут знаний. Скажу по себе. Благодаря созданнымтам условиям, у меня впервые появилось желание по полной отдаться учебе.В России такого никогда не было.

Какие такие условия? Сейчас расскажу.

Параллельно основной учебе проводятся иные образовательные мероприятия.В холле постоянно проходят какие-нибудь выставки. На фотографии студенческие работы по бетонному литью.

Просто студенческие выставки

Это выставка дипломников. Обратите винимание на объем работы по макетам.500-ый масштаб, 200-ый и деталь здания в 50-ом (самый крупный макет),все очень подробно с мельчайшими деталями.

Каждую неделю !! в лекционном зале выступают практикующие архитекторы со всейГермании. Они рассказывают о своих проектах, методах работы.

В распоряжении студентов большая университетская библиотека техническойлитературы. По архитектуре там можно найти абсолютно все. Имеются всеархитектурные журналы, которые издаются Германии, и многие, издающиесязарубежом. Благодаря поисковым системам можно найти статью о любомобъекте, который когда либо публиковался. Попав туда, очень легкозависнуть на несколько часов.

Главный холл библиотеки:

В городе имеются специализированные магазины для архитекторов. В Росситаких магизов я никогда не видел. Там есть все что нужно длямакетирования, проектирования или просто занятия творчеством. Дощечкиразличного сечения, маталлические швеллера или двутавры маленькогомасштаба, изобилие выбора картона идругих материалов, маленькие деревьяиз какой то соломы, пластиковые деревья, людишки, шарнирчики,инстурменты и все все все! Просто глаза разбегаются. Вот их сайт, говрятчто можно и в Россию всякие штуки заказывать.http://architekturbedarf.de/

В институте имеется макетная мастерская. В распоряжении множество ручныхинструментов, станков (буровых, шлифовальных, режущих) для работы слюбыми материалами. Приходишь и работаешь в свое удовольствие!Есть даже лазерный станок, но он платный. А если тебе вообще дненег не жалко, можно воспользоваться 3D принтером.

Не обойду вниманием еще кое что. Почти в каждой мастерской имеется вот такой станок

Оченьклассная и удобная вещь для эскизных макетов из пенополистирола. Жмешьна педаль, струна разогревается и легко разрезает материал. Длядемонстрации я буквально за минуту вырезал буквы TIM. Струну инаправляющие можно закреплять под любым углом.

В институте естьнесколько компьютерных классов. Их можно посещать в любое время если тамнет занятий. Компы хорошие, установлен весь необходимый софт отФотошопа до Макса, был даже мой любимый Райно. Выдается специальный ключи приходи работай хоть по выходиныи или ночь на пролет!Вот в таких условиях учатся немецкие студенты.

Расскажунемного про профессорский состав. Дело в том, что все профессора - этопрактикующие архитекторы или инженеры. И это тоже большое отличие снашими ВУЗами. Человек, который сам уже много чего построил говорит тебеабсолютно другие вещи, чем просто теоретик.Взять даже мой пример. Вкачестве основной курсовой работы я взял тему гостиницы в Баварии. Моимпрофессором был человек с редкой немецкой фамилией Шумахер. Онархитектор партнер из известного немецкого архитектурного бюро Schneider& Schumacher.Вот их сайт: http://www.schneider-schumacher.de/Наего счету множество объектов, в том числе несколько небоскребов воФранкфурте. В лучшие времена в его мастерской работало до двухсотчеловек. И он не один такой на факультете. У каждого профессора обычноимеется своя довольно крупная фирма.Конечно пообщаться с такимилюдьми удается не чаще раза в месяц, но тем не менее студенты стараютсякаждый раз хорошо подготовиься, чтобы было что обсуждать.

Кстати о презентациях. Еще одно серьезное отличие с нашим образованием. Каждыйэтап проекта сопровождается презентацией. Вербальная презентация илизащита позволяет воспитывать важные качества для архитектора - в томчисле умение убеждать. В России об этом не думают и обходятся обычнойподачей проекта.На фотографии что-то вроде эскизной стадии. Кромесамого Шумахера на ней присутствовали приглашенные архитекторы изШвейцарии из BDE http://www.bde.ch/cms/front_content.phpВ белых рубашках те самые архитекторы.

А это макет местности, где мы строим отель. Делали всей группой.

Здесь уже конечная презентация. Я рассказываю про свой отель. Кстати сампроект можно посмотреть здесь

В нашей группе были и другие иностранцы кроме меня. На фото американка защищает свой проект

По окончанию проекта прямо в институте устроили небольшую вечеринку.Продавали пиво и колбаски. Подобные вечеринки абсолютно нормальноеявление в Европе.

Кроме отеля я взял курс лекций по строительным конструкциям и несущимконструкциям. Было очень интересно сравнить с нашими аналогичнымилекциями. И здесь тоже все по-другому. У нас в стране всегда преподаетсяопределенный "фиксированный" набор курсов и лекций. В Германии, как ужея упоминал все всегда меняется. Преподаватели стремятся сделать сериюлекций максимально интересной, иначе никто не захочет из посещать.Тема по строительным конструкциям назвалось "Изменямое пространство".Параллельно с лекциями нужно было делать свой проект. Начинали просто сабстрактных концепций а заканчивали проработанными детализированнымипроектами. У нас понятие абстрактной концепции и курс лекций поконструкциям понятия несовместимые.

На фото каждая группа рассказыват о своей идее

Курс несущих конструкций

И эти лекции были дико интересными. Выступало множество разныхспециалистов из разных областей. Более всего меня впечатлил доклад помембранным конструкциям. Выступал ведущий специалист из фирмы, котораязанималась облочкой Аллианц-Арены в Мюнхене. Тема мембран последнеевремя только набирает обороты, открываются невероятные возможности дляархитекторов. Немецкие студенты об этом знают, а наши - нет, подобныевещи у нас не преподают.

Напоследок еще пара картинок:Защита диплома

Наша мастерская

По поводу стоимости обучения. В Германии образование дешевле чем у нас.Семестр в Ганновере стоит 800 Евро, сравните с нашими ценами. А средняяцена за семестр по Германии составляет около 500 Евро.Если у васесть желание уехать на обучение в Германию, то я вижу только 2 серьезныхограничения. Первое это нужно учить язык, так как обучение на немецком.Ну и второе. По немецким законам, студенческую визу можно получить еслидоказать что у тебя в распоряжении каждый месяц будет 650 Евро. Можноположить сразу всю сумму в банк, можно предоставить справки доходовопекунов, а можно добиться стипендии.Лучшие архитектурные факультеты находятся в городах: Аахен, Дармштадт, Берлин, Ганновер, Мюнхен, Штуттгарт.

В целом я очень рад, что мне удалось прикаснуться к западной моделиобразования. Лично я нахожу ее более эффективной. А как считаете вы,стоит ли мнедрять подобные методы у нас в стране?

П. С. Не знаю как это произошло, но я умудрился нечаянно удалить запись. Восстанавиливаю. Последние комментарии:

ru-architect.livejournal.com

внутренняя архитектура в Германии — Учёба.ру

Как проходит обучение

Первое высшее образование ты получила в России. Каким оно было?

Я закончила Всероссийский финансово-экономический институт (ВЗФЭИ) по специальности «Государственное и муниципальное управление», защитила диплом. Потом работала в области интернет-проектов.

Это помогло поступить в иностранный вуз?

Дело в том, что для поступления в любой из вузов Германии необходимо закончить, как минимум, два курса в российском вузе. Мой диплом эти потребности перекрывал. Плюс мне были зачтены многие предметы не по специальности и не пришлось тратить на них время.

Как ты выбрала специальность? Почему внутренняя архитектура, почему в Германии?

Я жила и работала в Москве, мне нравилась моя работа, но это не было мечтой. Я не знала, чем хотела бы заниматься. Позже я начала делать ремонт в своей квартире и очень увлеклась этим процессом: заказывала специфические двери, сломала стены, придумала оригинальное решение с полами. Но возможности поступить в МАРХи у меня не было, потому что, как минимум, я совершенно не умела рисовать. По личным причинам уехала жить в Германию. Там я год учила немецкий и собиралась поступать в вуз. В Германии есть специальность, которая называется «внутренняя архитектура»: она лежит на стыке архитектуры и дизайна интерьера. Это архитектурная специальность, но с сильным уклоном в сторону дизайна. В России нигде такому не учат. Это было полноценное дипломное образование, конкурс туда — 10 чел на место, и шансов у меня было мало. Но я решила, что на экономические факультеты меня точно возьмут, так что надо сделать всё возможное и подать документы на «внутреннюю архитектуру».

Высшее образование в Германии во многих землях до сих пор остается бесплатным, в том числе и для иностранцев. Это очень большой плюс. Я передала необходимые документы в центр для иностранцев, где их проверили, одобрили и разослали в пять выбранных мной высших школ. Две из них: высшая школа в Дармштадте и высшая школа в Висбадене, — прислали мне приглашения. Я выбрала Дармштадт, потому что это более качественное образование, с сильным инженерным уклоном.

Надо было подготовить и перевести несколько документов, в основном, подтверждающих русское высшее образование. Мотивационное письмо я не писала, хотя кто-то из немецких однокурсников даже собеседование проходил. Мне этого делать было не надо.

Кроме того, нужно было сдать экзамен на знание языка на уровне, достаточном для обучения в вузе. Существует два таких экзамена — Test DSH обычно сдается в том вузе, куда ты собираешься поступать. Второй экзамен, общий для всех вузов Германии, называется TestDAF, сдается несколько раз в год в любом учебном языковом центре, у которого есть лицензия. В Москве, например, его можно сдать в Институте Гёте.

Само образование бесплатное; ты платишь 200-300 евро в семестр, в зависимости от учебного заведения, но это оплата не обучения, а сопутствующих ему вещей: проездного на весь семестр, питания в студенческой столовой, членства в студенческом профсоюзе.

Как строится образовательный процесс?

Учёба обычно делится на два этапа: фордиплом (предварительный диплом) и диплом. Каждый этап занимает два года, в сумме — четыре. Но за все годы существования высшей школы был только один мальчик, который всё сделал в срок. На самом деле, средняя продолжительность обучения составляет пять лет, поскольку не всё получается сдать с первого раза. Теоретически ты можешь учиться довольно долго, однако с 13 семестра вводится плата за обучение.

Существует базовое расписание, и в нем есть часы, которые ты можешь заполнять сам. Предметы делятся на три категории: базовые по специальности, затем — пять предметов по специальности на выбор (например, компьютерные курсы или курс по освещению), и шесть предметов не по специальности (языки или театр, социология и т. п.). Но всё это надо обязательно сдать.

Ты «разруливаешь» всё сам. Никто не помогает, никто не следит за тем, куда ты записался или не записался. Не хватило места на компьютерном курсе? Очень жаль, попробуй в следующем семестре.

В конце каждого семестра ты сдаешь экзамен. Плюс к этому, в каждом семестре у нас был проект, который представлял из себя сочетание всех дисциплин за один семестр. Например, на 1 курсе мы делали проект под названием «Молодежный досуговый центр». Мы проектировали его с нуля и до конца. Строительные конструкции в первом семестре у нас были из дерева, соответственно, весь проект мы делали из дерева, на основе каркасных конструкций. На втором курсе у нас начались строительные конструкции из бетона, соответственно, мы работали над проектами из бетона.

Все студенты нашего вуза должны были отработать семестр практики в архитектурно-дизайнерских бюро. Иначе ты к защите не допускаешься. Ты сам организовываешь свою практику: выбираешь несколько бюро, отправляешь туда резюме, договариваешься, ходишь на собеседования.

Принципиальное отличие учёбы в нашем вузе от учёбы в России заключалось в том, что преподавателям там всё равно, как ты учишься: какую ты получишь оценку, сколько у них будет двоечников. Если кто-то что-то не сдал, это ничего не говорит о преподавателе, это относится только к студенту. Преподаватель абсолютно не заинтересован в том, чтобы «тащить» тебя. У них нет никакого стимула это делать: здесь за всё отвечаешь ты сам. Это твой результат, и никто из тех, кто учится вместе с тобой, не заинтересован в том, чтобы делать его лучше. Никто не спешит поделиться своими знаниями, рассказать, дать списать и так далее. Здесь всё устроено немножко по-другому: дружба дружбой, но конкуренция есть всегда.

Все наши профессора были успешными практиками, владельцами или совладельцами собственных бюро. Нас учили практическим вещам. Даже такие неприятные вещи, как «строительная физика» или «технические конструкции», были привязаны к реальности. В моем случае, к сожалению, к немецкой реальности (в России другие нормы: СНИПы, законодательство, промерзание, сейсмические условия).

Расскажи, как проходила защита диплома?

В начале семестра в высшей школе выдается тема, общая для всех дипломников, и каждый сам её разрабатывает. Моя дипломная работа была посвящена перестройке библиотеки в Линдау — это средневековое палаццо, из которого мы делали современный культурный центр, каждый по-своему. Это 2500 кв. м, и нужно было продумать всё, от архитектурных решений до подбора материалов, с образцами ткани обивки, материалов полов и потолков и т. д.

Перед защитой есть две консультации: групповая и личная. На защиту ты должен принести планы формата А0: общий план территории, поэтажные планы здания, фасады, разрезы, детали. Плюс, коллаж материалов, тетрадь работы над дипломом и модель. На основе этих планов и модели ты всё рассказываешь, презентуешь, а потом отвечаешь на вопросы.

Как устроена жизнь студентов

Есть ли в Hochschule Darmstadt какая-то стипендия?

Во время подготовки диплома мне выплачивалась стипендия как иностранному студенту, который делает дипломный проект и, соответственно, не может в это время работать и подрабатывать, потому что это требует полной концентрации. Но это длилось всего один семестр.

То есть во время обучения ты можешь работать? И для этого не нужна специальная виза?

Ты можешь работать не более 90 часов в месяц, это как студенческая подработка. Есть возможность подрабатывать в институте, где ты учишься. Кроме того, есть библиотеки, кафе, бары, рынки и другие места. После семестра практики очень многие остаются работать там, где проходили практику как сотрудники-студенты. Это меньшие деньги, но всё же.

Где живут студенты?

Бывает по-разному. Кто-то живет в общежитии, кто-то снимает квартиру — один или в складчину. Общежитие стоит дешевле, чем аренда квартиры, и у иностранных студентов тут есть приоритет. Я снимала квартиру в соседнем Франкфурте.

Какие расходы на обучение?

После поступления выяснилось, что я выбрала вторую по дороговизне специальность (первая — стоматолог). Потому что нужно покупать множество материалов: архитектурный картон, инструменты, которыми этот картон можно резать, клеить и так далее. Каждая защита курсовой — это пара сотен евро: печать планов, создание учебных моделей, финальных моделей... Да, это было дорого.

Металлургический завод в Фёльклингене

 

Макет дипломной работы

 

Макет дипломной работы

 

Макет дипломной работы

 

Вручение диплома

 

Эскизы интерьеров

 

Презентация диплома

 

Выставка рисунков в Фёльклингене

 

   

Какие перспективы дает специальность

Расскажи про специфику вузовской жизни. У вас были выезды, экскурсии?

Кардинальное отличие обучения высшей школы от университета заключается в том, что оно очень приближено к практике, и весь процесс построен так, чтобы дать студентам максимальное количество важной, профессионально необходимой информации, а не абстрактной теории. Именно того, что понадобится в дальнейшим в работе.

Самым сильным переживаем для меня было, когда в конце третьего семестра все знания: строительная физика, рисунок и прочее, — «схлопнулись» друг с другом, и у меня появилось понимание того, для чего всё это нужно и как это используется. Это было невероятно.

Что до экскурсий, то мне запомнилась первая рисовальная экскурсия. Мы ездили в Фёльклинген — это бывший индустриальный центр, один из крупнейших угольных комбинатов страны, который сейчас имеет статус объекта наследия ЮНЕСКО и наследия человечества. Там фантастическое богатство фактур, конструкций, производственных помещений. Мы ездили туда на неделю и рисовали каждый день. Вечером все выставляли нарисованное за день, профессор смотрел и комментировал: «У вас тут хорошо, удачно», — или: «У вас вот это вот так». Когда он доходил до меня, то говорил: «Фрау Крутелева, ничего, на скрипке тоже играть за неделю не научишься». Зато в последний день я поняла, что надо делать. В голове всё сложилось в цельную картинку.

Еще были путешествия в Нью-Йорк, в Палермо, в Данию, экскурсии по Германии и Швейцарии. Мы смотрели архитектуру, здания, интерьеры, изучали производство мебели.

Какие переспективы есть у выпускников Hochschule Darmstadt?

После защиты диплома официально есть год на поиск работы в Германии, и если ты её находишь, то получаешь рабочую визу, поскольку страна заинтересована в специалистах, которые получили такое дорогое образование. Например, моя сокурсница из Омска нашла там работу, при этом продолжая учиться, защитилась, купила квартиру.

Я вернулась с Россию и работаю тут. Оказалось, что у моего образования есть очень большое преимущество — его приближенность к практике. Тот самый «практический» семестр, который необходимо было отработать в бюро, дал очень много: понимание того, как важна презентация, как общаться с клиентами, как организована работа в бюро, что такое архитектурный и интерьерный проекты, с чего они начинаются и как создаются.

Расскажи о текущих проектах.

Сейчас я занимаюсь дизайном квартир, проектирую частный жилой дом и весь участок в целом. А еще недавно начала декораторский проект по завершению почти готового интерьера.

Что бы ты посоветовала студентам, которые хотят поступить в немецкий вуз? Твое ноу-хау.

Во-первых, нужно иметь в виду, что всё можно сделать самому. Немцы — очень большие формалисты, обычно все требования изложены исключительно подробно. Можно всё прочитать, сделать, как написано, и получить желаемое.

Во-вторых, нужно собирать информацию и готовиться заранее. Если есть возможность пожить в стране до начала учебы, обязательно стоит это сделать. Сходить в университет или высшую школу на день открытых дверей, осмотреться.

Нужно отметить, что образовательные программы в Германии часто стартуют два раза в год. Так что если в сентябре поступить не получилось, можно не ждать весь год и попробовать еще раз в январе. Кроме того, сейчас существует много программ по международному студенческому обмену с целью обучения: например, DAAD или ERASMUS. В Европе очень развиты подобные программы.

www.ucheba.ru

Как стать архитектором в Германии - Новости

Архитектор входит в десятку самых оплачиваемых профессий в Германии. Три типа вузов готовят современных зодчих. Технарь, эстет или универсал… Выбери себе подходящее образование.

"Архитектура - это застывшая музыка", - такое изящное и меткое замечание принадлежит немецкому философу и теоретику искусств Фридриху Вильгельму Шеллингу (Friedrich Wilhelm Schelling). Немцы всегда ценили хороших строителей и мастеровых. Профессия архитектора и сегодня считается в Германии одной из самых престижных, что, кстати, находит свое выражение и в денежном эквиваленте. Так, архитекторы занимают десятое место в рейтинге самых высокооплачиваемых профессий Германии. За последние 20 лет их среднемесячная зарплата выросла на треть и составляет на сегодняшний день 4490 евро. А выпускники в начале своей карьеры получают в среднем 2600 евро в месяц.

Архитектор относится в Германии к числу так называемых "охраняемых законом названий профессии". Нужно отвечать ряду требований, чтобы носить это звание: во-первых, необходимо иметь высшее образование по специальности; во-вторых, иметь минимум два года опыта работы; и, в-третьих, входить в земельную палату архитекторов (Architektenkammer).

Выбери свой вуз

Условия приема на факультет архитектуры в Германии разнятся от вуза к вузу. Иногда это просто конкурс оценок аттестата, которые, к слову, должны быть достаточно высокими, так как желающих стать архитекторами в Германии много. Некоторым вузам нужно предоставить творческие работы и пройти собеседование. Условиями приема абитуриент должен поинтересоваться заранее в вузе, в который он собирается подавать документы.

"Я считаю, что архитектор - человек с особым мышлением. Одновременно он - и инженер, и художник. Он находится на пересечении и разбирается во многих сферах", - считает Елена Багаева из Санкт-Петербурга. Архитектуру она изучает в Высшей технической школе Штутгарта. И хотя от студента-архитектора в Германии требуется, в первую очередь, универсальное мышление, тем не менее, специализации здесь тоже не избежать. Существуют три типа вузов с разным подходом к подготовке архитекторов. Поэтому абитуриенту важно оценить свои возможности, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант.

Архитектурный глобализм

"В университете дается очень глобальное образование. Там постоянно ставятся философские вопросы. Студент должен понимать, какую идею несет его здание", - рассказывает Анна Бусел из Украины, окончившая факультет архитектуры в Штутгарте. Один из ее преподавателей любил эпитеты. Он мог подойти к студенту с упреком: "Ваше здание не выглядит сексапильно!"

Университет прививает глобальный подход и учит так подходить к разработке и планированию здания, чтобы оно было функциональным, красивым и несло в себе еще какую-то идею. Именно возможность воплощения абстрактной идеи в жизнь привлекла Аню, которая на родине получила диплом германиста.

Однако, по мнению девушки, именно глобальный подход к обучению, может сбить студента с толку. "Некоторые после учебы просто потерялись, - рассказывает она. - Они вышли из университета и не знали, куда им податься со всем этим знанием". Молодой архитектор советует уже во время учебы определиться с тем, чем вы хотите заниматься в дальнейшем. Это придаст вашему образованию определенный вектор развития. Если студент знает, в какой сфере он собирается работать после окончания вуза, он может посещать соответствующие семинары, проходить стажировку, завязывать полезные контакты.

Для прагматиков

В некотором смысле противоположную концепцию предлагают отделения архитектуры высших технических школ (Fachhochschule). "Там работают с более приземленным подходом, - объясняет Анна Бусел. - Я строю дом, в доме должен быть водопровод, и все в доме должно быть функциональным. Студента учат строить, но не пытаются научить думать".

Елена Багаева считает, что техническое образование в Германии имеет свою специфику. Девушка получила свой первый диплом по инженерной и компьютерной графике в России, пишет dw-world.de "В российских вузах большой упор делается на визуализацию, - считает она. - Кто может нарисовать домик, тот и выиграл, а технической стороны гораздо меньше. В Германии эстетика, конечно, тоже имеет большое значение, но, в первую очередь важна практичность, чтобы мы могли строить дома, которые будут стоять".

Для эстетов

И, наконец, третью возможность получить образование архитектора предлагают академии искусств. "Здесь вы развиваетесь как художник, который может выдумывать новые формы архитектуры и строить что-то красивое, - объясняет специфику Аня. - В основе данного типа образования - эстетизм". Преподаватели уделяют много внимания свету, материалу, форме, но в большей степени их интересует не ремесленная сторона, а эстетическая. "Как будет стоять здание и будет ли вообще - неважно, - поясняет Аня. - Главное - его внешний вид должен отвечать определенным представлениям и стандартам".

На профессиональные перспективы выпускников архитектурных факультетов влияет и географический фактор. Так, в Баден-Вюртемберге многие вузы предлагают архитектуру, поэтому и с поиском работы там сложнее. Перед выпускниками открываются, главным образом, две перспективы: работать самостоятельно или в архитектурном бюро. "В маленьких бюро платят мало. В больших можно неплохо заработать, но часто приходится заниматься совершенно банальными, рутинными и приземленными вещами. Это, конечно, подрезает крылья, но многие выбирают именно этот путь, потому что появляется семья и надо брать на себя ответственность", -говорит Аня.

Молодой архитектор советует не отчаиваться, потому что немецкое образование архитектора имеет хорошую репутацию. "Архитектор с немецким дипломом может самостоятельно спроектировать и построить дом", - считает Аня. Чтобы самостоятельно встать на ноги, она рекомендует не бояться участвовать в различных международных проектах. Лена Багаева добавляет: "В Германии среди архитекторов довольно сильная конкуренция, но в Европе для квалифицированных специалистов работа всегда найдется".

ibud.ua


Смотрите также