Работа школьным учителем в Германии. Работа в русских школах в германии


Работа школьным учителем в Германии.

Несколько лет назад я приняла решение стать учителем. При этом надо учитывать, что живу я в Германии, где и собиралась учительствовать. На первый взгляд тут довольно запутанная школьная система. После начальной школы детей делят по школам трех видов гимназия для отличников и самых прилежных, Реальшуле для всех и Хауптшуле для тех, кто в России обычно становится гордым троечником и с трудом учится. Вот в эту систему Хауптшуле я и решила пойти сеять разумное, доброе, вечное. На данный момент я доблестно отработала пару лет на разных практиках во всевозможных школах и побывала личным куратором школьника.

В зависимости от региона, типа школы и возраста учеников детали могут меняться. Мой опыт по большой части относится к 5-8 классам баварских Хауптшуле.

Школьный год начинается со знакомства и разделения ролей между учениками. Стандартные функции: раздача тетрадей и учебных материалов, поливание цветов, включение света, мытье доски, написание даты на доске. На каждую должность назначают двоих, меняясь каждую неделю. Вся информация висит на стене и регулярно обновляется.

День начинается с переклички. Родители обязаны оповестить школу в первые часы учебного дня о том, что ребенок болен. В противном случае учитель звонит родителям. Каждое пропущенное занятие должно сопровождаться запиской от родителей, если ребенок отсутствует больше трех дней, то уже необходима справка от врача.

Немцы не пытаются насадить школьную форму или какие-то требования к внешнему виду. Так что многие подростки выглядят не то как новогодняя елка, не то как дешевая улучная распутная девушка. Плюс у них классе в седьмом возникает неумолимая тяга к косметике и странное понятие о том, что такое гигиена и зачем она нужна.

Зато пользование телефонами запрещено на территории шоклы на законодательном уровне. Исключения, конечно, есть, но их мало – экстренная ситуация или разрешение учителя. У нарушителей телефон может быть изъят и отдан только родителям.

На переменах детей выгоняют из здания школы. Только когда идёт дождь или снег, можно играть в коридорах. Во многих школах дворы оформлены в виде детских площадках. Особенно это актуально для школ, где в здании находится ещё и начальная школа. В течении всей перемены дежурят учителя, которые следят, чтобы детишки друг друга не поубивали. но в основном учителя ничего не видят и только изредка отлавливают любителей покурить в кустах. Курение, кстати, запрещено на всей территории школы.

В баварских школах мальчики и девочки занимаются спортом раздельно. Причем мужчина не может преподавать физкультуру у девочек. Обычно большой спортзал делят специальными тентами на несколько поменьше, чтобы группы не мешали друг другу. Во многих школах есть душевые, но ими, помоему, никто и никогда не пользовался. Обычно раздевалки открываются только изнутри или со стороны зала, чтобы избежать воровства. Но все же дети предпочитают скидывать ценные вещи в специальный ящик под присмотром учителя.

Во многих регионах плавание является обязательной дисциплиной. Мусульманские девочки, кстати, тоже должны плавать со всеми. Что они и делают в закрытых наглухо купальниках. Занятие ведет обычный учитель физкультуры, получивший специальную квалификацию.

Немного об оснащении.

Оверхед-проекторы прочно вошли в жизнь всех школ. Каждый кабинет оснащен этой штукой. Также есть доска, иногда несколько, стена для записей, куча плакатов, пособий и стенгазета. Зачастую в кабинете есть небольшая библиотека, где находятся словари, атласы, всевозможные справочники и энциклопедии. Обычно они закупаются за счет школы, как и остальные пособия.

Почти во всех школах есть компьютер – от кабинетов информатики и медиатек до компьютеров в кабинете или холле. Многие школы покупают несколько десятков нетбуков или планшетов, которые можно взять для занятий. Все больше популярностью пользуются IPad-классы и Moviles Learning, где дети работают с помощью современных девайсов.

А если школа нашла крутого спонсора или просто получила хорошее финансирование, то кабинеты обзаводятся смартбордами и проекторами. Обычно же на всю школу имеется пара телевизоров и несколько переносных проекторов.

Самым удручающим для меня было то, что некоторые школы делают упор на технику. В последней моей школе было несколько IPad-классов, но не было кабинета химии и физики. Даже ретор и колб для опытов не набралось для моего урока в нужном количестве. Впрочем, остальное там было на высшем уровне.

Немецкие школы сотрудничают с музеями, зоопарками и некоторыми предприятиями. Во все тех же музеях и зоопарках есть специальные сотрудники-педагоги, которые могут помочь или полностью провести занятие по заданной теме. А еще они устраивают выезды в школу. Так на моей первой практике было занятие по пещерным людям, где дети мололи зерно и варили кашу из него и ягод, учились пользоваться “доисторическим” оружием из камней и пытались развести огонь. Сотрудники музея привезли кучу материала и подготовили потрясающее занятие.

Поскольку в школьную программу входит подготовка ко взрослой жизни, часто проводятся занятие по тому, как правильно писать резюме и как вести себя на собеседованиях.

В более старших классах дети ещё и практику проходят. Места они ищут сами, но школьные учителя обязаны контролировать детей и посещать их во время “работы”.

И последнее. Министерство образования со всеми своими заморочками в каждой земле свое. В Баварии, где я и обитаю, каждый тип школы на каждый класс имеет учебный план. там закреплены темы, которые должны быть пройдены в течении года. Как, в каком порядке и объеме это делать, решает сам учитель. Зачаствую такие решения принимают на школьном уровне и создают общую программу. Это облегчает составление плана занятий и делает возможным проведение общих уроков для всей параллели.

автор: GelbeEule (Пикабу)

Работа школьным учителем в Германии.

4 оценок, Средняя оценка: 5 из 5

mindwork.su

Диплом школьного педагога в Германии: получаем или признаем | Учеба | DW

Средний возраст школьных учителей в Германии - 48 лет, один из самых высоких по Европе. Более того, по данным Министерства образования ФРГ, в ближайшие десять лет на пенсию уйдут около 40 процентов всех работающих сегодня в школах педагогов. Для студентов и будущих выпускников педагогических факультетов (Lehramt) в Германии это шанс: если правильно подойдти к организации учебы, то перспективная профессия и надежная работа гарантированы.

"Перспективная" - потому что со среднемесячным доходом в 3160 евро (по данным Статистического ведомства ФРГ) немецкие учителя занимают "золотую середину" в рейтингах самых высокооплачиваемых профессий. "Надежная" - потому что спрос на преподавателей в ближайшие годы будет расти. Кроме того, привлекательной профессию школьного педагога в Германии делает и статус чиновника, который может получить учитель. Этот статус гарантирует его обладателю ряд привилегий, в том числе налоговые послабления и высокую пенсию в старости. Иностранным претендентам необходимо, однако, помнить, что стать чиновником в Германии могут лишь обладатели немецкого гражданства или граждане Евросоюза.

Что надо знать абитуриенту

Подготовкой и вопросами трудоустройства учителей в Германии занимаются министерства на уровне земель. Это значит, что требования к поступающим, структура обучения, процедура трудоустройства и присвоение статуса чиновника в различных землях могут существенно отличаться. Наиболее полную информацию по всем вопросам можно получить на сайтах земельных министерств образования или самих вузов.

Валерий Пабст

Будущих педагогов в немецких вузах учат иначе, чем в российских. Здесь готовят учителей для конкретной школьной ступени и сразу по нескольким предметам, выбирать которые приходится еще до поступления. Не все предметы в одинаковой степени востребованы на рынке труда, поэтому важно подобрать "правильную" комбинацию дисциплин, как это сделал 27-летний студент педагогического факультета Кельнского университета Валерий Пабст.

"В качестве основных предметов я выбрал географию и изобразительное искусство и дополнительно - немецкий язык, а в качестве школьной ступени - преподавание в 5-10-х классах в различных типах школ", - говорит студент. Определиться с выбором Валерию помогла информация на сайте Министерства образования и культуры земли Северный Рейн-Вестфалия (Kultusministerium NRW), в которой располагается его вуз. По прогнозам занятости школьных преподавателей этой земли, в ближайшие двадцать лет наиболее востребованными будут учителя математики, немецкого и английского языков, физкультуры, физики, а также ИЗО (изобразительного искусства) и музыки.

Преподаватель ИЗО - востребованная специальность в Германии

Как же проходит учеба будущего педагога, решившего специализироваться на столь далеких друг от друга дисциплинах, как география и искусство? "По каждому из предметов есть определенное количество зачетных единиц, которые я должен набрать. План занятий я составляю самостоятельно и сам же решаю, в каком семестре буду посещать семинары, скажем, по географии, и сдавать работы по художественной дисцпилине", - делится опытом Валерий.

Российский студент уже вплотную подошел к первому важному рубежу на пути к профессии педагога, который так и называется - "Первый государственный экзамен" (Erstes Staatsexamen). Несмотря на единственное число в названии, этот экзамен состоит из нескольких элементов - устных и письменных тестов по различным дисциплинам.

Где искать место практики и как устроиться на работу

После сдачи первого госэкзамена наступает практическая часть - работа в школе в течение полутора лет (Referendariat). Распределение мест преддипломной практики осуществляется централизованно, в случае Валерия - через специальный сайт Министерства образования и культуры земли Северный Рейн-Вестфалия. "Отправить могут в любой населенный пункт федеральной земли. Можно выбрать два города по желанию, однако гарантии того, что пошлют именно туда, нет, - рассказывает студент. - Насколько мне известно, распределение происходит автоматически: в базу данных задаются параметры новоиспеченного выпускника, и компьютер сам подбирает школу, в которой требуется педагог с такой специализацией".

На преддипломную практику - в школу

После полуторагодичной практики в школе Валерию предстоит сдать Второй государственный экзамен (Zweites Staatsexamen), на результат которого повлияют оценки, полученные на заключительных экзаменах по профилирующим предметам, и личная характеристика по окончании стажировки в школе. А после этого - с дипломом педагога в руках - можно отправляться на поиски работы.

"Для централизованного поиска свободных вакансий в школах земли Северный Рейн-Вестфалия есть еще один сайт нашей организации, - говорит представитель министерства образования Гюнтер Нойман (Günther Neumann). - Там школы размещают информацию о требуемых педагогах, через него же кандидаты подают свои заявки". Студент Кельнского университета Валерий, которому преддипломная практика еще только предстоит, уверен, что без труда найдет работу после завершения учебы. "Те предметы, которые я выбрал, востребованы, и я получаю удовольствие от преподавания, думаю, что проблем с поиском у меня не будет", - говорит он.

О том, как могут устроиться на работу по специальности обладатели педагогических дипломов, полученных в России и других странах СНГ, читайте на следующей странице

www.dw.com

Работа учителем за границей

Существует мнение, что за рубежом можно устроиться на работу только на низкооплачиваемые места, даже имея специальное высшее образование. На самом деле это далеко не так. В частности, учителя имеют высокие шансы найти хорошую работу, трудоустроиться в школу или колледж, получая при этом приличную зарплату. Ясно, что для получения работы в сфере образования придется приложить немало усилий, но это того стоит.

За границу чаще всего приглашают учителей, которые могут преподавать русский или английский язык, математику, технические предметы, историю, литературу.

Для этого нужно иметь диплом по специальности, который обязательно проходит процесс нострификации, а также предоставить сертификат о лингвистических навыках. Для поездки необходимо оформить визу за границу и медицинскую страховку.  Также каждый человек должен знать правила выезда за границу .

Работа репетитором за границей

Если будет сложно устроиться на работу учителем, то можно поискать вакансии репетитора. В очень многих странах в семьи требуется гувернер-репетитор для ребенка. Это отличный шанс выучить местный язык, получить через год-полтора рекомендации от работодателя, пройти специальные педагогические курсы, подыскать подходящую вакансию в том или ином учебном заведении.

Работа учителем за границей сильно отличается от работы преподавателя в странах постсоветского пространства, что связано со многими факторами. Во-первых, это подход к системе образования и процессу получения знаний. Поэтому педагогам истории, русского языка или математики, нужно поучиться на курсах, походить на занятия в школу или колледж, чтобы понимать, как придется работать. Во-вторых, знание русского языка позволит работать в школах Соединенных Штатов Америки или Канады.

Преподавать можно русский язык или технические науки, которые очень востребованы в этих странах. В-третьих, постоянно нужны учителя на различные курсы.

Заработная плата учителей в различных странах мира

В-четвертых, уровень заработной платы определяется опытом работы, страной, дипломом и квалификацией. Заработок в разных странах будет отличаться, но самые большие зарплаты в США, где учителя имеют шанс получать около 4,5 тыс. долларов.

Преподаватели различных предметов очень ценят свою деятельность, которая имеет ряд особенностей перед отечественной системой образования. Стоит отметить следующие отличия:

  • Высокий уровень мотивации учителей;
  • Родители стараются следить за тем, чтобы дети придерживались всех установленных правил;
  • Высокий уровень требований, которые предъявляются к ученикам;
  • Необходимость подтвердить практические навыки и аккредитовать диплом об образовании. За это нужно заплатить, сумма составляет около 130 евро. Нужно пройти один или два семестра обучения в одном из местных ВУЗов, где есть педагогические последипломные отделения или курсы. Администрация учебного заведения сама решает, на какой курс зачислить иностранца. Зависит это от диплома и квалификации, полученной в родной стране;
  • Нужно сносно объясняться на английском, немецком или французском языке;
  • Выдержать несколько этапов собеседований, которые проводит директор или школьный совет. Это необходимо для того, чтобы понять, насколько компетентен педагог, сможет ли он оставаться спокойным в различных ситуациях;
  • Предоставить рекомендации от серьезных специалистов по тем предметам или учебным курсам, которые претендент на должность учителя хочет преподавать в школе.

    Образец резюме учителя

Все это определяет уровень заработной платы, нагрузки, возможность вести индивидуальную преподавательскую деятельность. Рассылать резюме на вакансии учителя или преподавателя стоит, как в частные школы, так и государственные. Разница между ними состоит в зарплате, требованиях, учебных предметах и программах, социальных льготах и возможностях карьерного роста.

Обычно зарплата в частных школах выше, но в Германии это не так. В государственных учебных заведениях педагоги зарабатывают на порядок больше. Уволить преподавателей, находящихся на государственном обеспечении очень сложно.

Прежде чем отправляться на работу за рубеж, стоит пообщаться с людьми, которые преподавали в разных странах, были участниками различных программ или научно-образовательных проектов. Это могут быть родные или знакомые, друзья родственников и т. д..

Обязательно стоит зарегистрироваться на тематических форумах, почитать отзывы участников, поговорить с ними, узнать все подводные камни, нюансы, уровень заработной платы, продолжительность работы, требования к программе и диплому.

За границей существуют разнообразные вакансии для учителей и педагогов. Стоит отметить следующие предложения:

  • Учитель русского или английского языка в Китай. Заработная плата варьируется в пределах 1,5 — 3,5 тысячи юаней. Такие вакансии стоит искать на сайтах университетов, международных организаций, различных компаний, занимающихся предоставлением услуг в сфере образования. Работать нужно со школьниками. Работодатели могут обеспечить жилье, проезд, юридическое сопровождение во время заключения контракта. Среди бонусов стоит отметить то, что есть возможность получить сертификаты о знании иностранного языка международного образца.
  • Учителя русского языка нужны иностранным гражданам в качестве индивидуальных репетиторов. Такие предложения могут поступать от директоров компаний, семейных пар, которые переехали за рубеж и ищут учителя для своих детей. Уровень заработной платы оговаривается во время собеседования. Такая работа предусматривает заключение контракта на определенный промежуток времени. Обычно, не меньше одного года. На должность преподавателя русского языка без особых проблем можно устроиться в детские сады или языковые группы в Турции, Китае, Соединенных Штатах, Канаде. Зарплата будет составлять от 1,2 до 1,5 тысячи долларов в месяц с возможностью дополнительного заработка и гибкого графика.
  • Учитель математики и физики – Европа, Средняя Азия, Китай.

    сертификаты о знании иностранного языка международного образца.

  • Преподаватели музыки. Очень ценятся профессионалы, владеющие редкими видами инструментов.
  • Учитель русского языка как второго иностранного, для того, чтобы обучать сотрудников на фирмах, ведущих дела со странами постсоветского пространства. Такие специалисты с опытом работы часто требуются в Чехию, Польшу. Словакию, Венгрию, Хорватию, Францию и Германию.
  • Бывшие преподаватели русского языка могут продолжить свою деятельность как переводчики в различных компаниях и фирмах, уделяя время индивидуальным занятиям с детьми из русскоязычных семей.
  • Часто и гувернерам для своей деятельности с детьми нужно знание русского языка, основ математики и грамматики, чтения, письма, истории.
  • Преподаватели в возрасте до 30 лет могут поехать по программе Au Pair. Это отличная возможность выучить иностранный язык, пройти культурную стажировку, поработать с детьми разных возрастов.

Таким образом, устроиться на работу учителем за границу вполне реально. Но лучше делать это через проверенные агентства, организации и программы.В первую очередь стоит ознакомиться с вакансиями, которые предлагает ООН, в частности, ЮНЕСКО, а также правительства государств.

У многих стран есть специальные программы по привлечению молодых педагогов, чтобы развивать школьное образование в стране.

Понятно, что, если учитель преподавал на родине иностранный или русский язык, литературу – русскую или мировую, тогда работу найти проще.

Существует, например, программа Teaching English Abroad, позволяющая построить успешную карьеру преподавателя английского языка. Учитывая, что программа аккредитована в более, чем ста странах мира, то найти школу и учеников не составит труда. Другим же учителям нужно следить за публикациями на сайте ЮНЕСКО, поскольку это реальная возможность уехать легально за границу, и без проблем трудится в учебных заведениях.

visasam.ru

Профессия школьного учителя в Германии

Преподаватели Sekundarstufe II могут учить детей в последних классах школы (10-13-ые, в зависимости от земли и конкретной школы число классов может отличаться), а также в профессиональных училищах и вечерних гимназиях для взрослых. Для получения этого уровня необходимо закончить бакалавриат и магистратуру. В сумме стандартное обучение должно занимать 9-10 семестров и 270-300 пунктов ECTS, плюс государственный экзамен или магистерская работа. Два предмета, которые будут преподаваться учителем, должны быть изучены как минимум на 90 ECTS баллов.

Berufliche Bildung - профессиональный учитель. Преподаёт предметы, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, к примеру, учит будущих поваров готовить еду и тому подобное. Может быть учителем по образованию, может быть просто опытным профессионалом.Sonderpädagogik - учитель, который после окончания образования, получает дополнительные навыки для работы с инвалидами или душевнобольными детьми.

Иностранцам прежде всего интересно знать, признают ли немцы диплом педагога из другой страны. Однозначно ответить на этот вопрос довольно проблематично. Ведь раз получение педагогического диплома регулируется на уровне земель, то и его признание тоже в масштабах страны не рассматривается. А в каждой немецкой земле свои правила признания иностранных дипломов школьного учителя. В некоторых землях вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС.

Ожидается, что учитель должен говорить на очень хорошем немецком, независимо от предмета, который он может преподавать. Поэтому для того, чтобы вообще пытаться найти работу в школе в Германии, придётся обзавестись сертификатом знания немецкого на уровне С1.

Как видно из описания, школьный учитель в Германии обязан уметь преподавать минимум 2 предмета. Поэтому, если в дипломе указан только один предмет, то придётся доучиваться на второй. Преподаватель начальных классов должен иметь одним из предметов немецкий. Но так как за границей немецкий учат, как иностранный, то его в Германии не признают, так что для мигрантов-учителей путь в Grundschule обычно закрыт.

Наиболее лояльно относятся к иностранным преподавателям математики и физики, потому что Германия испытывает недостаток таких учителей в школах. При достаточном уровне немецкого, могут допустить приём на работу даже без второго предмета, но не на место учителя, а в качестве практиканта или ассистента. Никто не запрещает при этом параллельно работе подготовиться к экзамену на второй предмет и получить полноценное подтверждение соответствия своего образования немецкому педагогическому.

Вообще, без подтверждённого диплома иностранец может работать либо в частных школах, либо в государственных, но только в качестве помощника-репетитора. В частные школы попасть сложно, так как там требования к уровню преподавания обычно повыше. В обоих случаях преподавателю без диплома, сравнимого с немецким, предложат срочный контракт, что сильно усложнит процедуру продления визы.

Процесс подтверждения дипломов, полученных за границей ЕС, примерно такой. Сначала каждый предмет в программе будет сравнён с соответствующим ему немецким. Смотрят не только на содержание, но и на количество часов. Если в этом отношении всё в порядке, то обычно остаётся сдать только государственный экзамен. С таким подтверждением уже можно пытаться устроиться работать в школе практикантом.

Когда содержание программы обучения не соответствует немецкому, диплом не подтверждают. Подтвердить диплом “по частям”, не получится, это запрещено. Исключение делают только, если программа в целом подобна немецкой, но в дипломе преподавателя указан только один предмет. В этом случае придётся пройти дополнительное обучение и сдать экзамен.

Чтобы отправить диплом на проверку, надо сначала определиться с землёй. Затем, при помощи базы anabin или через другой государственный сайт, найти организацию, ответственную за признание диплома учителя в данном регионе. Им надо предъявить как минимум паспорт, диплом, подтверждение опыта и свидетельства повышения квалификации. Также могут потребовать прочие дополнительные бумаги.

all-about-germany.info


Смотрите также