Достопримечательности Германии: парк Сан Суси. Сан суси парк германия


Замки Германии: Сан-Суси (Schloss Sanssouci)

Давно мы с вами не бродили по дворцам и замкам. Давайте вернемся  к великолепным дворцам Германии.

Сан-Суси́ (от фр. sans souci — без забот) — один из самых известных дворцов Гогенцоллернов, расположенный в восточной части одноимённого парка в Потсдаме. Эскизы для своей летней резиденции прусский король Фридрих II создал сам, и дворец в стиле рококо был возведён в 1745—1747 годах по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.

При Фридрихе Вильгельме IV в 1840—1842 годах дворец Сан-Суси подвергся реконструкции, в ходе которой по проекту Людвига Персиуса были достроены два боковых флигеля. На месте контроль за строительством осуществлял Фердинанд фон Арним.

В 1990 году Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем», являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».

 

Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.

Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир. Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.

 

 

Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли. Венеру и Меркурия работы скульптора Жана-Батиста Пигаля и две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды работы Ламбера-Сигисбера Адама были подарены французским королём Людовиком XV. Остальные скульптуры были выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французского скульптурного ателье в Берлине. Дополнения в так называемую «французскую рондель» вносились до 1764 года.

Неподалёку находился и кухонный сад, Фридрих Вильгельм I приказал разбить его ещё в 1715 году. Свой огород «король-солдат» иронично называл «мой Марли», намекая на изящный сад Марли-ле-Руа французского «короля-солнца» Людовика XIV.

 

 

Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградники появились в Бранденбургской марке ещё в XIII в., но никогда прежде они не занимали здесь центральное место в художественном оформлении декоративных садов монархов. Виноградные террасы Сан-Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».

Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, появившаяся на холме ещё в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.

 

 

13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих Великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан-Суси. Кнобельсдорф предложил Фридриху возвести цокольный этаж, оборудованный погребами, и перенести здание к самому краю верхней террасы, чтобы оно хорошо смотрелось из «партера», но Фридрих отказался. Ему требовалось не представительное здание, а уютный жилой дом в стиле рококо, соответствовавший его личным потребностям, где бы культура быта сочеталась с живой природой. По замыслу Фридриха дворец Сан-Суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фридрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад.

Фридрих II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения от короля. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногласиям между архитекторами и королём. Автократическая сущность Фридриха ограничивала творческие идеи Кнобельсдорфа, покорно следовавшего желаниям своего своенравного заказчика.

 

 

Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете Кристине Брауншвейг-Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан-Суси был дворцом «sans femmes» — без женщин.

Стиль рококо выделял частную и публичную зоны. Репрезентативным целям в соответствии с этим служил потсдамский Городской дворец, построенный при Великом курфюрсте Фридрихе Вильгельме в 1662—1669 годах и разрушенный в 1945 году. Реконструкция Городского дворца в Потсдаме, где Фридрих жил зимой, проводилась одновременно со строительством Сан-Суси. Потсдам превратился в настоящую королевскую резиденцию, в то время Берлин и дворец Шарлоттенбург, где Фридрихом был возведён с восточной стороны так называемый «Новый флигель», оказались на втором плане.

В Сан-Суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в скупость. Фридрих Великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Фридрих пожелал быть похороненным в Сан-Суси и умер в Сан-Суси.

 

 

Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами.

В течение 46 лет своего правления Фридриха постоянно волновала тема смерти. Помимо своего «Политического завещания» 1752 года почти перед каждым сражением, перед каждой войной он составлял подробные завещания. Столь же часто он повторял свои указания касательно погребения: «Я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю, чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в Сан-Суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел возвести для себя. Если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут в Сан-Суси» (1769). Племянник Фридриха и его преемник Фридрих Вильгельм II не выполнил эти указания и повелел захоронить Фридриха Великого в разрушенной в 1945 году потсдамской гарнизонной церкви рядом с его отцом, «королём-солдатом» Фридрихом Вильгельмом I.

 

 

Однако могила в церкви не стала последним пристанищем прусских королей. Спустя почти 160 лет во время Второй мировой войны солдаты вермахта вывезли гробы, спасая их от возможного разрушения. Сначала в марте 1943 года они были помещены в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург. Там останки прусских королей находились в местной церкви св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ Хехингена в Баден-Вюртемберге.

После объединения Германии завещание Фридриха Великого наконец-то было исполнено. «В остальном, что касается меня, я хочу быть похороненным в Сан-Суси ночью, без роскоши и помпы…» (1757). 17 августа 1991 года ровно через 205 лет после смерти Фридриха его останки в сопровождении почётного караула бундесвера были установлены для торжественного прощания на парадном дворе Сан-Суси. Погребение состоялось ночью. Фридрих был похоронен в могиле, подготовленной по его указанию на верхней террасе виноградника ещё в 1744 году.

Отец Фридриха II, «король-солдат» нашёл своё последнее упокоение в мавзолее императора Фридриха во Фриденскирхе в парке Сан-Суси.

 

 

После смерти Фридриха Великого в Пруссии наступила абсолютно новая эпоха, которая нашла отражение и в изменившихся архитектурных формах. Фридрих II игнорировал уже давно ставший популярным и господствовавший в 1770—1830 годах в Европе классицизм. С вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получил распространение в Потсдаме и Берлине. По приказу нового короля в Потсдаме были построены Мраморный дворец и Новый сад, а в Сан-Суси преемник Фридриха жил лишь эпизодически до 1790 года. Ещё в год смерти Фридриха в Сан-Суси заменили мебель и отремонтировали кабинет и спальню короля.

Реконструкция Сан-Суси была поручена Фридриху Вильгельму фон Эрдмансдорфу. В то время, когда по приказу Фридриха Великого в 1763—1769 годах возводился барочный Новый дворец, дессауский архитектор создавал в Вёрлицском парке дворец Вёрлиц, первое классицистское сооружение в Германии. По его проекту в Сан-Суси появились первые в потсдамских и берлинских дворцах интерьеры в стиле классицизма.

Правивший с 1797 года Фридрих Вильгельм III останавливался в виноградарском дворце лишь от случая к случаю. Его семья проводила летние месяцы во дворце Парец либо на Пфауэнинзель.

 

 

Почти спустя сто лет после того, как был построен дворец Сан-Суси, на прусском троне появился король, убеждённый в божественности своей короны и превосходстве абсолютизма и преклонявшийся перед Фридрихом II. Фридриха Вильгельма IV, прозванного «романтиком на троне», связывала с Фридрихом Великим общность разнообразных интересов: архитектура и активное участие в художественном творчестве. Через единение со своим почитаемым предком он пытался легитимизировать свои претензии на власть и роль правителя в новой политической обстановке середины XIX в., где он чувствовал себя неуютно. Это было бегство из реальности в мир грёз.

Ещё будучи кронпринцем, Фридрих Вильгельм проявлял большой интерес к замку и парку Сан-Суси, построенным его прадедом. Старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Штрелицской ещё в 1832 году попросил разрешения пользоваться дворцом своего предка, хотя для него и его супруги Елизаветы Людовики Баварской был построен дворец Шарлоттенхоф рядом с парком Фридриха.

После вступления на престол в 1840 году, ровно спустя столетие после прихода к власти Фридриха Великого, королевская чета окончательно поселилась в гостевых апартаментах в «божественном Сан-Суси», как его называл Фридрих Вильгельм IV. Сохранившаяся оригинальная обстановка дворца была дополнена мебелью эпохи Фридриха II. Фридрих Вильгельм собирался вернуть прежний вид отремонтированной при Фридрихе Вильгельме II комнате, где умер Фридрих II. Однако этому плану не суждено было реализоваться, поскольку оригинальные эскизы и проекты не сохранились. На своё прежнее место в 1843 году удалось вернуться только креслу, в котором умер Фридрих Великий.

 

 

Боковые флигели дворца Сан-Суси нуждались в ремонте, для размещения придворных не хватало места, и Фридрих Вильгельм IV поручил Людвигу Персиусу подготовить проект реконструкции Сан-Суси. Руководство строительством на месте возглавил Фердинанд фон Арним. С большим архитектурным чутьём были восстановлены элементы оформления фасада северной стороны, которые по представлению Кнобельсдорфа придавали ему более серьёзный репрезентативный характер по сравнению с более легкомысленным фасадом, обращённым в сад. Новое связывалось со старым с большим чувством стиля.

В оформлении внутренних интерьеров западного флигеля по-прежнему использовался стиль рококо. «Второе рококо» стало в середине 20-х годах вновь одним из многочисленных популярных стилевых направлений XIX века, но для Фридриха Вильгельма IV в связи с Сан-Суси рококо было не просто явлением моды, а переосмыслением художественных ценностей Фридриха Великого. Поэтому этот виток рококо можно обнаружить только в Сан-Суси. Во многих других сооружениях, появившихся при Фридрихе Вильгельме IV, преобладают античный стиль, ренессанс и классицизм.

После тяжёлой болезни Фридрих Вильгельм IV умер 2 января 1861 года в своём любимом дворце Сан-Суси и был похоронен во Фриденскирхе, возведённой в парке Сан-Суси в 1845—1848 годах. Последней во дворце проживала его вдова Елизавета Людовика. В уединении она проводила здесь лето в течение тринадцати лет. В феврале 1861 года она писала своему племяннику, Оттону I, находившемуся тогда на греческом престоле: «Я продолжаю тихо жить в том месте, которое он так любил, которое он всегда украшал и где он провёл все последние годы своей жизни… Многочисленные грустные воспоминания о счастливом времени и особенно о его последних страданиях разбили мне сердце. Но я остаюсь. Ничто не поможет мне избежать боли, она остаётся со мной, а тоска вновь приводит меня сюда…». Елизавета Людовика умерла 14 декабря 1873 года и была похоронена рядом с Фридрихом Вильгельмом IV во Фриденскирхе.

 

 

После смерти последней его обитательницы королевских кровей дворец Сан-Суси был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в Германии. После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 году был доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.

После начала бомбардировок Берлина во Вторую мировую войну в 1942 году из соображений безопасности особо ценные предметы искусства из потсдамских и берлинских дворцов были вывезены на хранение в бранденбургский Райнсберг и тюрингский Бернтероде. Здание дворца уцелело в боях за Потсдам в апреле 1945 года, хотя в ходе боёв, проходивших у северной стороны дворца между подъездом к нему и исторической мельницей, сгорела галерея с ветряной мельницей.

После Второй мировой войны большая часть фондов, укрытых в Райнсберге, была вывезена в качестве «трофейного искусства» в Советский Союз и была возвращена в ГДР в 1958 году. Обнаруженные в Бернтероде американскими солдатами предметы искусства сначала были доставлены в Висбаден в центральный пункт сбора предметов искусства и в 1957 году переданы во дворец Шарлоттенбург в Западном Берлине. После объединения Германии в сентябре 1992 года собрание книг Фридриха Великого вернулось из дворца Шарлоттенбург на своё прежнее место в библиотеке дворца Сан-Суси, за ней в 1993—1995 годах в Сан-Суси переехало 36 живописных полотен.

 

 

По своим скромным для королевского дворца размерам Сан-Суси, из двенадцати помещений которого Фридрих Великий обитал только в пяти, соответствовал изменениям в придворной архитектуре, произошедшим в середине XVIII в. Барочные дворцы-резиденции, строившиеся с середины XVII в. по образцу Версаля, демонстрировали политическую и экономическую мощь своих владельцев. Размеры этих роскошно оформленных сооружений часто значительно превышали те, которые были собственно необходимы для резиденции и размещения соответствующего положению штата придворных. После роскоши и монументальности в архитектуре наметилось стремление к интимности и комфорту. Перемены проходили постепенно. Фридрих Великий, являвшийся всю свою жизнь приверженцем барокко и рококо, через двадцать лет после появления дворца Сан-Суси построил в западной части парка Новый дворец. Строительством дворца для размещения гостей в стиле барокко он отметил силу и мощь Пруссии после Семилетней войны. Сам Фридрих называл Новый дворец «фанфароннадой».

 

 

В отличие от других королевских садов дворец Сан-Суси не является центром архитектурного ансамбля, а лишь частью виноградника, увенчивающей его. Одноэтажное главное здание с его бесшовно соединёнными с ним боковыми флигелями практически совпадает по длине с верхней террасой. Крытые аллеи, скрывающие боковые флигели со стороны сада, заканчиваются двумя отдельно стоящими сетчатыми павильонами, богато украшенными золотым орнаментом. Благодаря многочисленным стеклянным дверям во внутренние помещения дворца проникает много света. Анфиладу комнат сглаживает полуовальная центральная часть, которая слегка выдаётся своим куполом над плоской двускатной крышей. В купольной части выполненными в бронзе буквами нанесено название дворца.

 

 

Фасад, обращённый к винограднику, украшен скульптурными изображениями с пышными формами, которые, сгруппированные попарно между окнами, как атланты и кариатиды поддерживают крышу. Эти скульптуры из песчаника вакхов и вакханок, сопровождающих бога вина Вакха, были выполнены в мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глуме. В этой же мастерской были изготовлены вазы для окружающей крышу балюстрады и группы путто на купольных окнах.

Игриво оформленная садовая сторона дворца резко отличается от фасада северной стороны, в архитектуре которого царит деловая строгость. Панданом к полуовальной центральной части садовой стороны является прямоугольный ризалит с плоской односкатной крышей. Вместо атлантов и кариатид перекрытия поддерживают коринфские пилястры.

Колоннады, отходящие от здания дворца, окружают полукругом парадный двор и раскрываются вновь у расположенной к северу крутой подъездной рампе. 88 коринфских колонн в два ряда образуют крытую галерею. Как и южный фасад дворца, её украшает балюстрада, украшенная вазами из песчаника.

 

 

Дворец построен в соответствии с принципами французского загородного дома (фр. maison de plaisance), помещения дворца находятся на одном уровне для того, чтобы из них можно было легко попасть в сад. При планировке помещений большое внимание уделялось удобству и комфорту. По мнению современной для того времени архитектурной теории комфорту при дворе соответствовали «двойные апартаменты» (фр. appartement double), предусматривавшие размещение помещений в два ряда. Главные помещения находились на садовой стороне, как правило, обращённой к югу, а комнаты для прислуги находились с северной стороны здания. Таким образом «appartement double» состоит из основного помещения и примыкающего к нему помещения для прислуги, соединённых между собой дверью. Помещения расположены по прямой, анфиладой, что позволяло при необходимости легко увеличить их размер. Главный вход во дворец находится в центральной части, по виду которой сложно сразу судить об частном характере сооружения.

В соответствии с этими правилами придворной архитектуры Фридрих Великий сделал наброски чертежей, которые однако учитывали его личные пожелания и представления о комфортном жилье и в некоторых аспектах не соответствовали французской архитектурной теории. Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Кристиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого. Фридриху как человеку были чужды любые стремления к роскоши. Он мало заботился об этикете и моде и в старости ходил в грязной и изношенной одежде, но любил окружать себя дорогими вещами. Он любил всё красивое и оформлял свои личные покои в соответствии с собственным тонким вкусом и потребностями, часто игнорируя общеизвестные вещи. Эти «оригинальные композиции» в стиле рококо получили в искусствоведении название «фридерицианского рококо».

 

 

Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль и обращённый к саду мраморный зал. К западу от него разместились пять гостевых комнат, а к востоку — королевские апартаменты, состоящие из зала аудиенций, концертного зала, кабинета и спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне.

Вестибюль продолжает сдержанную атмосферу парадного двора с его колоннадой. Стены вестибюля делят десять пар коринфских колонн из белого гипса под мрамор, украшенных позолоченными капителями. Три десюдепорта на вакхические темы на входе напоминают о находящемся рядом винограднике. Позолоченные стукко созданы Георгом Францем Эбенхехом. Строгую элегантность нарушает лишь живописный плафон шведского художника Иоганна Харпера, на котором не небе изображены богиня Флора и её гении, сбрасывающие вниз цветы.

Овальный мраморный зал с богато украшенным золотом куполом и потолочным окном на его вершине является парадным залом дворца. Образцом для него Кнобельсдорфу послужил римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены в этом зале из высококачественного каррарского и силезского мрамора.

В двух нишах находятся скульптуры французского скульптора Франсуа Гаспара Адама: Венера Урания, богиня природы и жизни, и Аполлон, бог искусств. Аполлон держит в руках открытую книгу — «О природе вещей» Лукреция. Текст на открытой странице, служащий девизом дворца, звучит:

te sociam studeo scribendis versibus esse / quos ego de rerum natura pangere conor

Будь же пособницей мне при создании этой поэмы, / Что о природе вещей я теперь написать собираюсь[1].

Соседний с мраморным залом зал аудиенций использовался под столовую. Его облик определяют многочисленные полотна французских художников XVIII в.: Жана-Батиста Патера, Жана-Франсуа де Труа, Пьера-Жака Каза, Луи де Сильвестра, Антуана Ватто. Путто с цветами и книгами на рельефных супрапортах выполнены Фридрихом Кристианом Глуме. На потолочной картине «Зефир увенчивает Флору» придворного художника Антуана Пэна изображены бог ветра и богиня цветов.

 

 

В библиотеке хранится около 2100 томов древнегреческой и древнеримской поэзии и исторических трудов на французском языке, а также французской литературы XVII и XVIII вв., основу которой составляют произведения поэта и философа Вольтера. Немецкую литературу Фридрих особо не уважал. Переплёт книг выполнен из козьей кожи коричневого и красного цвета с позолотой. В дворцовых библиотеках короля сложился единый набор литературных произведений, которые в 1771 году были помечены на переплётных крышках золотыми буквами: V — дворец Сан-Суси (V=Vigne=виноград), S = Новый дворец в Сан-Суси, P = Городской дворец в Потсдаме, B (курсив) = Берлинский городской дворец, B,BR = дворец в Бреслау.

 

 

После того, как были разбиты террасы виноградников и достроен дворец, наступило время обустройства окрестностей, где был создан барочный декоративный сад с газонами, цветочными клумбами и древесными насаждениями. Квадратами были высажены 3000 фруктовых деревьев. Апельсины, дыни, персики и бананы росли в многочисленных садовых парниках. О единении декоративных и утилитарных садов говорят богини Флора и Помона, украшающие портал с обелиском у восточного входа в парк.

После возведения в парке других зданий в нём появилась прямая как стрела главная аллея длиной в 2,5 км. Своё начало она берёт на востоке от возведённого в 1748 году обелиска и заканчивается у Нового дворца на западе. На уровне построенной в 1764 году картинной галереи и Новых палат, построенных по бокам от дворца в 1774 году, аллея раскрывается к ротондам с фонтанами, окружёнными мраморными скульптурами. От этого места среди высокого кустарника лучами расходятся дорожки, ведущие в разные стороны парка.

В оформлении парка Сан-Суси Фридрих Великий следовал идее, уже воплощённой в Нейруппине и Райнсберге. Ещё во время своего пребывания в Нейруппине, где будучи кронпринцем в 1732—1735 годах он командовал полком, Фридрих повелел разбить в своей резиденции декоративно-утилитарный сад. Уже здесь он отказался от классического барочного оформления сада в исключительно репрезентативных целях по образцу Версаля и объединил прекрасное с полезным. Этому принципу он остался верен и в Райнсберге. Переоборудовав дворец, подаренный ему отцом Фридрихом Вильгельмом I, в квадратах, обрамлённых кустарником, он повелел посадить фрукты и овощи.

 

 

Фридрих Великий вкладывал большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не использовались по своему назначению. У «фонтаньеров», нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.

Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить «Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту 38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме минарета.

 

 

За несколько лет до этого Фридрих Вильгельм III приобрёл земельный участок к югу от парка Сан-Суси и подарил его на рождество 1825 года своему сыну, кронпринцу Фридриху Вильгельму, будущему Фридриху Вильгельму IV. На месте бывшей помещичьей усадьбы архитекторы Карл Фридрих Шинкель и Людвиг Персиус возвели дворец Шарлоттенхоф. Петеру Йозефу Ленне было поручено оформление сада. По примеру декоративно-утилитарного сада времён Фридриха Великого садовый архитектор превратил ровную, местами болотистую местность в открытый ландшафтный парк. Благодаря обширным лугам из Шарлоттенхофа открылись великолепные виды на Римские купальни и Новый дворец с Храмом дружбы времён Фридриха Великого. Свободно размещённые группы древесных насаждений оживляют просторы парка, на юго-восточном крае которого был создан искусственный пруд. Грунт из него использовался для создания на окружающей территории плавных холмов, на вершинах которых пересекаются парковые дорожки.

 

 

 

Благодаря Фридриху Великому и Фридриху Вильгельму IV в XVIII и XIX вв. и их архитекторам, скульпторам, художникам, декораторам и садоводам вокруг виноградниковых террас и венчающего их дворца в Сан-Суси появился комплекс произведений архитектуры и садового искусства. Исторический парк Сан-Суси площадью в 290 га и общей длиной парковых дорожек в 70 км является самым крупным на территории Бранденбургской марки.

 

1844 год,  Johann Heinrich Hintze — Potsdam, Schloss Sanssouci, Terrassen und Große Fontäne von Westen

 

Georg Knobelsdorff

 

 

 

Кто хочет виртуально прогуляться по Сан-Сусси, добро пожаловать на экскурсию, нажимайте на картинки ниже:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

источник текста

 

Напомню вам еще что нибудь из германских дворцов:   а вот посмотрите какой величественный Эльц (нем. Burg Eltz) или миниатюрный Вишеринг (Castle Vischering in Lüdinghausen). А вот чем то похожая Королевская усадьба Линдерхоф (Linderhof) Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=33383

masterok.livejournal.com

Достопримечательности Германии: парк Сан Суси

Комплекс Сан Суси в Германии называют «прусским Версалем». И те, кто успел побывать и там, и там не могут не согласиться: сходство есть! Ещё бы: Версаль был первооткрывателем в этом жанре, объединяющим дворцовые постройки с безупречным ландшафтным дизайном окружающего парка. Первооткрывателем и образцом для подражания.

Бордюрная клумба в Версале

Но чисто субъективно, в Сан Суси мне понравилось намного больше. Во-первых, в немецком парке я была в конце апреля, я считаю это время самым благодатным для подобных визитов. Зелень юная и свежая. К тому же мы попали туда сразу после небольшого дождика – свежий воздух, умытые растения, отсутствие людей – красота! Я всем рекомендовала бы именно это время для визита в знаменитый парк.

Бордюрные клумбы в Сан Суси
Атмосфера парка

Во-вторых, на всем устройстве Сан Суси лежит отпечаток личности и вкусов Фридриха Великого – основателя комплекса. Если Версаль задумывался и потом успешно функционировал, как парадный, пышный представительский комплекс, то немецкий ансамбль имел совсем другое назначение.

Парадный вход в Версаль

Название Сан Суси переводится «без забот». Фридрих строил его исключительно для личных потребностей, как частное жильё, не предназначенное для демонстрации военной и государственной мощи. Дворец возводился по личным проектам монарха, который хотел, чтобы во всём соблюдался главный принцип: сочетание культуры и природы.

Китайский домик в Сан сусиУголок парка

В жилых помещениях король сосредоточил коллекцию картин и книг, а по вечерам здесь частенько устраивались концерты, в которых участвовал и сам Фридрих – как музыкант и композитор. Кто хоть немножечко знаком со мной, тот понимает, как мне импонируют такие качества прусского монарха! Хотя, пока я не бывала в Сан Суси, я не имела ни малейших представлений об этом. И если бы мне заранее сказали, что именно прусский правитель отличался такими эстетическими наклонностями – я бы очень удивилась.

И вот вся эта привязанность Фридриха к такому камерному, романтическому устройству Сан Суси до сих пор как-то незримо ощущается в любом месте парка! Чего стоит такое, например, ноу-хау: террасы, усаженные виноградом  и инжиром, спускаются от дворца к фонтану. Это был первый случай, когда в садово-парковом оформлении такого уровня центральное место занимали подобные культуры. Благодаря этой идее и сам дворец получил название «виноградарского домика».

Виноградные терассы
Интересные подробности

В парке Сан Суси имеют место быть интересные, запоминающиеся подробности (в Версальском парке мне понравилось, но ничего особо характерного вспомнить  не могу!).

  • В непосредственной близости с парком хорошо просматривается с разных ракурсов ветряная мельница. Она появилась там раньше, чем началось строительство дворцового комплекса. История её появления связана с присутствием нидерландцев в Потсдаме. Когда Фридрих уже стал регулярно бывать в Сан Суси, он обнаружил, что мельница ему мешает. Владельцу было предложено то ли убираться по добру-по здорову, то ли продать своё предприятие, не помню как там было. Но факт, что упрямый голландец не согласился сдвинуться с места. Ему пригрозили. И голландец то ли подал в суд на Фридриха, то ли пообещал подать. Его оставили в покое! Говорят, что кто-то из нынешних парламентариев Германии как-то воскликнул:
  • Демократия! Что вы знаете о демократии? Поезжайте в Сан Суси, посмотрите на мельницу и тогда вы поймете, что такое настоящая демократия

  • Каково, а?
Мельница Сан Суси
  • Другая подробность, которая лично мне очень понравилась. В каком-то месте парка в перспективе вдруг замаячили какие-то странные сооружения,  они напомнили мне древнеримский форум. Оказалось, я была права (и это немного потешило моё самомнение!). Действительно, следуя своему принципу «без забот» и услаждая свой взор какими-то эстетическими вещами, Фридрих распорядился в отдалении соорудить что-то такое на манер античных древностей. Если подобраться поближе – это бутафорские декорации. Но они не были предназначены для близкого рассмотрения, ими полагалось любоваться издалека!
Вдали — декорации древнеримских руин
  • И наконец, могила Фридриха. Он настолько любил свой парк, что завещал похоронить его там, без всяких пышных церемоний и склепов. Увы! Воля его не была выполнена. Останки прусского короля перезахоронили уже в наше время. Как он желал: с простым надгробием, рядом с могилами его любимых собак… Но это ещё не всё! Что обычно приносят на могилу в любой стране? Цветы. На могилу же Фридриха потомки приносят … картофель! В память о том, что именно этот правитель культивировал в Германии названный продукт.
Картофель на могиле Фридриха

Если про другие парки я знаю просто теоретически, что это европейские достопримечательности, то в Сан Суси я почувствовала всей душой  обаяние этого места.

Это тоже интересно

pozitaura.ru

Парк Сан-Суси (Германия, Потсдам)

Парк Сан-Суси расположен в Потсдаме (под Берлином). Это летняя резиденция Фридриха II (1740-1786), где вдали от официальной жизни он хотел проводить время в спокойной обстановке, предаваясь своим любимым занятиям. Название "Сан-Суси" означает "без забот". Этот ансамбль создавали такие выдающиеся архитекторы, как Кнобельсдорф, Шинкель и Перзиус, скульпторы Глуме, Эбенхех, Бенкерт и Хеймюллер, братья Хоппенхаупт, создатель парков Ленне и многие другие художники и мастера.

Площадь парка 290 га. Он создавался в два этапа. В 1745-1747 годы были воздвигнуты портал и обелиск, грот Нептуна, картинная галерея, дворец, китайский чайный домик, а после семилетней войны Новый дворец, античный храм и храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг, домик с драконами.

С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея длиной 2,5 км. Вдоль этой оси располагаются все основные парковые постройки.

Дворец находится на вершине террасированного холма с виноградниками. Вакхи и вакханки подчеркивают тему виноделия. На западе расположена картинная галерея, старейший сохранившийся в Германии музей, а на востоке находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов и живописные архитектурные развалины. Ворота открывают вход в парк с необычайно красивым ландшафтом.

С восточной стороны дворца в основании холма стоит грот Нептуна. Мраморную плиту для статуи бога моря специально доставили из Италии. В то время было популярно устраивать в парках такие гроты для украшения.

Китайский домик, спрятанный среди деревьев, является наглядным примером увлечения китайской модой («китайщина»), которая распространялась по всей Европе, в том числе и в России, и достигла своей вершины в XVIII веке.

В западном конце главной аллеи находится внушительный по размерам Новый дворец, который предназначался для размещения гостей короля.

Дорогостоящий проект должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли после семилетней войны. С западной стороны Нового дворца расположены коммуны, которые своими стенами закрывали вид на раскинувшуюся за ними в XVII веке неприглядную заболоченную местность. В них были оборудованы необходимые хозяйственные помещения, размещена прислуга и придворные чиновники. Сейчас здесь находится педагогический институт.

Храм дружбы и Античный храм, расположены восточнее Нового дворца. Небольшой Храм дружбы, выполненный в виде редко встречающегося круглого греческого храма. Античный храм расположен напротив Храма дружбы по другую сторону главной аллеи. Он представляет собой уменьшенную копию римского пантеона.

Недалеко от Нового дворца, на вершине Клаусберга находятся руины сильно разрушенного в последние дни второй мировой войны бельведера, с которого можно было обозревать весь парк.

Севернее Козьего парка, за тутовой аллеей, на середине склона горы Клаусберг в виде трехъярусной китайской пагоды возвышается домик с драконами. Он был построен в как жилое помещение для виноградарей в подражание большой пагоде В. Чамбера в королевском парке в Англии.

Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к Сан-Суси. Только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861) "романтик на троне", занялся расширением парка на юг и сооружение дворца Шарлотенхоф. Шинкель и Ленне определили характер второго этапа.

Пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами образуют живописное окружение строения в этой новой части парка. В 1826-1829 годы Карл Фридрих Шинкель построил небольшой дворец Шарлоттенхоф в стиле виллы, частично использовав для него фундамент и стены старого помещичьего дома. Дворец был назван по имени бывшей владелицы имения.

По соседству с дворцом Шарлоттенхоф, вписываясь в созданный Ленне пейзажный парк, на самом берегу искусственного озера расположен ансамбль Римских купален.

Свободно сгруппированные вокруг внутреннего сада строения, архитектурное оформление которых заимствовано у различных образцов античного периода, а также у флорентийских вилл эпохи раннего Ренессанса с их строгими формами, придают ансамблю романтическую прелесть. Домик дворцового садовода, выполненный в стиле итальянской виллы XV столетия, соединен переходом с чайным павильоном, построенным наподобие древнего храма.

С другой стороны к саду примыкают открытые, полукруглые помещения, напоминающие античный римский домик. В них находится купальня, по которой и назван весь комплекс строений.

Римские купальни отражают увлечение романтичным античным искусством. Весь ансамбль создан с целью вызвать у посетителей возвышенные поэтические чувства. Другой, подобный этому, комплекс строений – фазанник – создал Перзиус в 1843 году к западу от дворца Шарлоттенхоф.

После сооружение небольшого дворца Шарлотенхоф («Прусская Аркада») были созданы здания и парки: римские купальни, помещение для фазанов в стиле итальянской виллы, Фриденскирхе с садом Марли, Оранжерея, сицилианский сад и северный сад, Новый парк с Мраморным дворцом и дворцом Цецилиенхоф.

В 1857 году Петер Иозеф Ленне разбил Сицилианский и Северный сады. Это были парки, в которых уже не имели значения классические правила паркового искусства. Здесь господствуют геометрические формы, которые, как и в парках итальянского Возрождения, открывают вид на окружающую местность и в то же время представляют собой единое целое. По такому же методу Ленне создал и террасы перед Оранжереей.

Сицилианский и Северный парки, а также Оранжерея являются частью незавершенного проекта сооружения "верхнего яруса" парка (севернее тутовой аллеи).

300-метровое здание Оранжереи западнее дворца Сан-Суси строилось для размещения южных растений на зиму. Итальянские дворцы эпохи Возрождения служили образцом для этого сооружения, задуманного как составная часть огромной триумфальной аллеи, строительство которой так и не было осуществлено. Помещения Оранжереи должны были служить временными покоями сестре короля Шарлотте – царице России и ее мужу царю Николаю I во время их посещений Потсдама.

В честь столетия существования Сан-Суси в 1845 году было заложено строительство Фриденскирхи и примыкающего к ней комплекса зданий. За основу проекта взята раннецерковная базилика св. Клемента в Риме. Рядом находится небольшой сад Марли.

В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного парка и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец.

В северной части парка находится дворец Цецилиенхоф, спроектированный в стиле английской усадьбы. Летом 1945 года в нем проходила Потсдамская конференция великих держав антигитлеровской коалиции. Цецилиенхоф – это замок, в котором Германия была поделена. Стулья с высокими спинками в красных чехлах все еще стоят в зале собраний. Три флага союзников по-прежнему стоят на столе, который был изготовлен в России специально для этого случая.

Парк и дворцы сильно пострадали во время второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю Сан-Суси реставрацию дворцов и парков. Опытные ученые, реставраторы и художники работают над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. В реставрации и поддержании парка участвует питомник «Lorberg», где специально для Сан-Суси выращивают деревья и готовят стриженые формы для партеров.

Проезд: Германия, Потсдам (близ юго-зап. окраины Берлина).

www.landy-art.ru

Парк Сан-Суси, история строительства парка его особенности, этапы строительства парка. | Парки мира | Ландшафт

Парк Сан Суси Ежегодно несколько миллионов людей из разных стран мира приезжает в Потсдам. Этот город от Берлина отделяет всего 30 километров. Но привлекает туристов не Берлин, а расположенные неподалеку необыкновенной красоты жемчужины — около сорока дворцов, павильонов, скверов вокруг Потсдама, "оправой" которым служит уникальный, чарующий своей красотой ландшафт. Он представлен холмами, деревьями, реками Шпрее и Хафель, целой системой озер. Фридрих Великий и Вольтер, Потсдамская конференция, последний германский кайзер — все это еще живо в Потсдаме. Да и самый известный дворец Потсдама — Сан-Суси, летняя резиденция Фридриха Великого и национальная немецкая святыня — сохранился в неизмененном виде с середины XVIII века. Говорят, что здесь Фридрих развлекал своих придворных игрой на флейте. И именно в память об этом перед Сан-Суси в любую погоду играет флейтист… Дворец-парк Сан-Суси создавался в два этапа. Начало работ и первый этап приходятся на время правления просвещенного прусского короля Фридриха II (1740-1786), известного как Фридрих Великий. Он избрал своей резиденцией Потсдам. И по его указанию в августе 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник и началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. А в 1745 году в центре земель был построен дворец, и по сей день считающийся лучшим образцом архитектуры рококо в Европе. Король назвал дворец "SANS SOUCI", что в переводе значит "без забот". Здесь, среди прекрасных ландшафтов страны озер король хотел просто и "без забот" отдыхать и развлекаться. Предполагалось, что парк Сан-Суси, построенный, как говорят историки, на основе эскизов самого короля, в прихотливости и расточительности должен был превзойти даже сам Версаль! Дворец Сан-Суси находится на вершине террасированного холма с виноградниками. Вокруг него — вакхи и вакханки, что подчеркивает тему виноделия.На территории парка также были воздвигнуты портал и обелиск; грот Нептуна; картинная галерея; китайский чайный домик. После семилетней войны были построены Новый дворец; Античный храм и Храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг; домик с драконами. Проект, реализованный после семилетней войны, был дорогим, но именно он должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли. Новый дворец находится в западном конце главной аллеи парка Сан-Суси, имеет внушительные размеры и предназначался для размещения гостей короля. Недалеко от него, на вершине Клаусберга находятся руины сильно разрушенного в последние дни Второй мировой войны бельведера, с которого открывался прекрасный вид на весь парк. С западной стороны Нового дворца расположены коммуны, которые своими стенами закрывали вид на неприглядную заболоченную местность. В коммунах были оборудованы хозяйственные помещения, размещена прислуга и придворные чиновники. Восточнее Нового дворца расположен небольшой Храм дружбы и Античный храм. Храм дружбы выполнен в виде редко встречающегося круглого греческого храма. Античный расположен напротив Храма дружбы по другую сторону главной аллеи. Он представляет собой уменьшенную копию римского пантеона. В западной части парка Сан-Суси также расположена картинная галерея. В восточной части находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов. С восточной стороны дворца в основании холма стоит грот Нептуна. Мраморную плиту для статуи бога моря специально привезли из Италии. В то время было популярно устраивать в парках такие гроты. Китайский домик, спрятанный среди деревьев, — наглядный пример увлечения китайской модой, которая распространялась по всей Европе, и достигла своей вершины в XVIII веке. С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея, длина которой 2,5 км. Вдоль нее располагаются все основные парковые постройки. Северную границу комплекса образует увенчанная римскими руинами с большим бассейном Руинная гора. Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к дворцовому комплексу. Вспомнил о Сан-Суси  только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861), которого называли "романтик на троне". По его указанию парк расширили на юг. Собственно говоря, при Вильгельме IV был реализован второй этап строительства.Характер этого этапа определили архитекторы Шинкель и Ленне. Строения в стиле буржуазного классицизма открытые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии. После сооружения небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы римские купальни; помещение для фазанов в стиле итальянской виллы; ансамбль Фриденскирхе с садом Марли; дворец Оранжерея; сицилианский и северный сады. В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец. Живописное окружение строений в этой новой части образуют пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами. На архитектуру парка повлияли идеи буржуазного просвещения середины XVIII столетия. Также создатели ориентировались на основные элементы французской и голландской парковых традиций. Многие парки и дворцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю парка Сан-Суси реставрация его дворцов и парков. И сегодня опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. Весь этот дворцово-парковый комплекс сейчас находится под охраной ЮНЕСКО. 

Автор: Ольга Князева Источник: ЛАНДШАФТ. дизайн

www.accbud.ua


Смотрите также