Школьное образование в германии


Как устроено школьное образование в Германии

Переезд в другую страну — это всегда немного страшно. Особенно если в семье есть ребёнок и он говорит только на родном языке. О том, как проходила адаптация тринадцатилетнего сына к немецкой школе и чем среднее образование в Германии отличается от российского, рассказывает Елизавета Хеллингер.

Весной мы с мужем переехали в Германию и сразу же принялись выбирать нашему 13-летнему сыну школу. Выяснилось, что в Германии существует три типа школ:

  • базовые (Hauptschule) – они дают базовые знания по основным предметам. Отучившись девять лет, их выпускники обычно находят себя в рабочих профессиях.
  • реальные (Realschule) – десять лет обучения и возможность работать в сфере услуг. Но найти хорошую работу после и реальной школы всё же очень сложно.
  • гимназии (Gymnasium) – 12 лет обучения, после которых выпускники могут поступить в вуз.

Мы решили отправить сына в гимназию.

Чему учат в немецких школах

Все образование в Германии бесплатное: и школы всех типов, и университеты. Причём для всех: и для местных, и для иностранцев. А процедура поступления в гимназию ограничилась собеседованием и приёмом документов, где я пояснила какие языки сын учил, поскольку в гимназии (а она начинается с шестого класса) все ребята учат уже два иностранных языка. Обычно второй язык — французский. Английский учат с начальной школы (Grundschule).

Перед поступлением в школу сына спросили принадлежит ли он к какой-то общепринятой религиозной конфессии. Дело в том, что если ты не верующий, то вместо истории религии ты должен изучать философию. Вопросы морали туда тоже включены. А политику изучал весь класс независимо от вероисповедания. Вообще, предметы в немецкой гимназии не сказать, что очень сильно отличаются от наших. Математика не делится на геометрию и алгебру. А программы по истории, биологии, химии и физике отличаются от наших тем, что все знания в Германии ориентированы на практику. Дети постоянно отвечают себе на вопрос: как я могу использовать эти знания ежедневно в быту. Это нас, родителей, очень радует.

Ещё одно важное отличие немецкой школьной системы от российской -это постепенное отвыкание к выпускному классу получать и выполнять конкретные задания.

Последние три года гимназии ребята учатся почти как в институте, то есть получают задания на неделю или даже на месяц и потом отчитываются об их выполнении

В итоге у них намного меньше стресса. После написания итоговых экзаменов (абитур) они по конкурсу аттестатов просто выбирают себе подходящий институт и все оставшееся лето отмечают окончание школы.

Каникулы и адаптация к школе

Как известно, Германия делится на 16 федеральных земель. Летние каникулы во всех землях длятся шесть недель, но начинаются и заканчиваются в разное время. У нас занятия начинались в середине августа. И с весны до конца лета оставалось три месяца, чтобы подтянуть немецкий язык до базового разговорного уровня.

Этих трёх месяцев хватило, чтобы понимать уроки и общаться с одноклассниками. Надо отдать должное учителям: все пошли нам навстречу, объясняли сыну дополнительно то, что было непонятно, на английском.

Нам дали целых два года форы. Это значит, что в течение двух лет (7 и 8 классы) сына всё равно будут переводить в следующий класс, даже если он будет получать только плохие оценки — шестёрки или пятёрки

В Германии шестибалльная система оценок, обратная нашей.

Все два года у сына были дополнительные занятия по немецкому, на которых помимо него учились ещё пятеро ребят — двое из Хорватии, один грек и один македонец. Русских не было, и это стало дополнительной мотивацией побыстрее выучить язык и общаться с одноклассниками. И все же, несмотря на дружелюбное отношение ребят в классе, друзья у сына появились не сразу.

На первые осенние каникулы он отправился в Москву, вторые — рождественские — просидел дома, бесконечно перечитывая русские книжки. И только третьи, пасхальные, изменили ситуацию. Я, стиснув зубы, наложила запрет на книги на русском языке. Точнее, не совсем запрет. Скорее это был договор: полчаса мучений с немецкой книгой вознаграждался получасовым отдыхом с русской! В эти-то каникулы и появились друзья (как альтернатива книжкам).

Одноклассники и учителя

В немецкой гимназии некоторые задания ребята должны выполнять в мини-группах или в парах. Например, чтобы выполнить задание по географии (Erdkunde, дословно «науки о земле»), сыну пришлось все выходные клеить с одноклассницей у нас дома плакат о вулканах. С ней же сын бродил по осеннему парку, собирая листья для гербария. Это в 13,5 лет! Учителя заранее извинились, что ребятам будет, вероятно, не совсем интересно собирать листочки в 7 классе, и пообещали, что это в последний раз.

Вообще, учителя в немецкой школе очень отличаются от наших. Они честные, открытые и, как мне показалось, стараются избегать назиданий. Здесь учителя общаются с родителями на равных. Никто не заставляет маму оправдываться или защищаться. Основной посыл учителя: «Ваши дети — наша с вами общая ответственность, мы сможем дать им знания вместе с вами и вашей поддержкой».

Первое родительское собрание длилось полчаса. Нас познакомили с двумя классными руководителями и кратко представили предметникам. Рассказали о предстоящей поездке на пасху в Лондон и выбрали совет класса. Эти двое родителей и общались дальше с остальными по электронной почте. При этом мы частенько получали письма и от классного руководителя, если ему надо было предупредить нас о чём-то или поругать.

Например, однажды мы получили отчёт об учинённой на школьной парковке «облаве». Начиная с семи утра полицейские проверяли велосипеды ребят на исправность тормозов и фонарей, а их головы на наличие шлемов. Проверка затянулась на весь первый урок. И учитель прислал нам отчёт в процентах. «Ничего личного, но у 15% детей не было фонарей на велосипедах.» И сразу стало спокойно, потому что ты знаешь, что у твоего сына всё в порядке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

7 интересных отличий школ разных стран мира от российской

Главные отличия французской школы от нашей

10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых

mel.fm

Cистема образования в Германии | Private-Schools.ru - cреднее образование за рубежом

Система образования в Германии

Рассматривая систему среднего школьного образования в Германии с точки зрения получения обучения за рубежом, мы обнаружим на самом деле 2 системы.

Первая система образования в Германии — IB — международный бакалавр, в которой обучение проходит только на Английском языке.

Вторая система бразования в Германии — Abitur | Абитур, где все обучение проходит на Немецком языке.

Обе эти системы среднего образования в Германии немного похожи, но есть и определенные различия.

Для системы IB в Германии, характерно то, что дети заканчивают обучение в 18 лет и 12-й/13-й класс является последним. Начать обучение в школе по системе IB возможно с 16 лет. Если начинать образование раньше, например с 14 лет, что тоже является вполне приемлемым, дети будут обучаться по английской системе и проходить все этапы, характерные для школ в Великобритании. Обучение будет на английском языке.

В данной системе образования IB дети изучают 6 предметов на выбор из блоков.

Главное соблюсти принцип «набора» предметов:

  • 2 иностранных языка (для некоторых школ Германии принципиально изучение детьми родного языка),

1 предмет из:

  • блока наук,
  • блока гуманитарных наук,
  • блока социальных наук,
  • блока искусств или любой предмет на выбор из других блоков

Школы в Германии личный визит

«Набор» предметов в блоках у каждой школы в Германии может быть абсолютно разный, поэтому при выборе конкретной школы, нужно проверить список предметов, которые она предлагает.

Понять, совпадает ли выбранная школа с желаниями и направленностями ребенка.

Помимо 6 обязательных предметов, в системе школьного образования Германии IB дети изучают еще 3 предмета:

  • теория знаний,
  • написание эссэ,
  • креативность

Каждый предмет может быть оценен в максимум в 7 баллов.3 дополнительных предмета оценивают в максимум в 1 балл.

Итого, по всем предметам ребенок может набрать максимальные 45 баллов, где проходным минимумом для поступления в университет считают 24 балла.

Вторая традиционная, система образования в Германии — Abitur | Абитур.

Для данной системы образования Abitur | Абитур характерно то, что дети обучаются в школе 12 лет — 12 классов и заканчивают ее в 18-19 лет. Начать обучение в школе по системе Abitur | Абитур возможно с 16 лет.

Отметим, что не все дети могут поступить в 11-й класс, так как последующие ступени после 10-го класса считаются очень сильными и требуют минимальный уровень знаний немецкого языка C1.

Поэтому, существует разделение данной системы образования на обучение первой ступени и обучение второй ступени.

Окончив 10 классов, «немецкие» дети могут идти работать или продолжать совершенствовать свое образование в профессиональных училищах, либо перейти в 11-й класс гимназии и продолжить обучение еще 3 года. Сдав выпускные экзамены в 13-м классе, дети поступают в университет или институт.

По системе образования Abitur | Абитур дети обязаны выбрать предметы из соответствующих групп:

  • иностранный язык, литература и искусство,
  • немецкий язык,
  • второй иностранный язык (английский, французский, испанский, латынь),
  • музыка, живопись или драма,
  • социальные науки,
  • политология, История, География, Экономика,
  • философия, психология,
  • математика, точные науки и технология,
  • математика, физика, химия, биология,
  • информатика,
  • спорт, если школа дает данный предмет для изучения

Всего дети должны изучать 9-10 предметов, из которых 4 являются обязательными. Как правило это: Немецкий язык, второй иностранный язык, математика и экономика. Остальные предметы дети выбирают сами из предложенных групп.

Поступить в школу с первым немецким языком возможно с 10 лет, это будет 5-й класс. Ребенок попадает на общую ступень. В 6-м классе детей распределяют на «ветви»: экономическая, техническая, лингвистическая. Дети учат уже определенный набор предметов, совершенствуя себя в определенной области. Минимальный набор предметов — 10.

Однако, если ребёнок поступает, например в 9-й класс, тем самым минуя предыдущие ступеньки, его «ветвь» будет смешанной и может включать как технические науки, так и экономические. Отказаться от того или иного предмета будет возможным в 11-м классе. Для иностранца, поступающего в школу в Германии с первым немецким языком, минимальный уровень владения им должен быть на уровне В1/В2. Школа может сделать сделать исключение по уровню знания немецкого языка в зависимости от класса, в который поступает ребёнок.

После окончания 12-го класса и успешной сдачи экзаменов, ребенок получает сертификат или аттестат Abitur  | Абитур. Минимальное количество баллов, которое нужно набрать по экзаменам равняется 300. Учитываются баллы по пяти выбранным предметам за последние два года обучения, можно взять большее количество предметов. Если ребенок набирает меньшее количество баллов, то он не получает сертификат. Максимальное количество баллов равняется 900 баллам, набирают их не более 2% детей ежегодно.

Поступление в институт или университет в Германии основано на успешной сдаче школьных экзаменов. Высшие учебные заведения проводят отбор поступающих, так, если количество мест ограничено, предпочтение отдают наиболее сильным студентам и тем, которые учились в школах региона Баварии. Остальные попадают в лист ожидания.

В последнее время в Германии наблюдается тенденция стремительного роста детей, желающих получить сертификат об окончании Abitur  | Абитур. Ранее такого стремления не было, что было связано с желанием, как можно скорее выйти на работу.

Полезные ссылки:

 Задать вопрос по Системе среднего школьного образования в Германии

Тел.: +74995798399e-mail: [email protected] site: www.Private-Schools.Ru

www.private-schools.ru

Школы в Германии. Школьное, дошкольное образование в Германии

Школы в Германии

Школы в Германии

В 1996 г. в Германии насчитывалось 52.418 школ, в которых обучались 12,6 млн. школьников и преподавали 779.800 штатных учителей. Основной закон предоставляет каждому гражданину право свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям.

При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и способностям. Каждый гражданин в течение всей жизни должен иметь возможность для получения общего, профессионального и политического образования. Одним из основных направлений политики в области образования является воспитание молодых людей самостоятельными гражданами, готовыми нести ответственность в демократическом государстве. Германия, страна индустриальная, но обделенная сырьем, не может обойтись без хорошо подготовленных специалистов. Поэтому она выделяет крупные суммы на образование. В целом по стране из государственных бюджетов в 1996г. на школы и вузы, включая меры финансовой поддержки школьников и студентов, были выделены 159,2 млрд. марок.

Законодательные основы школ Германии

Согласно ст.7 Основного закона вся система школьного образования находится под контролем государства. В связи с федеративным устройством страны компетенции в системе образования поделены между федерацией и землями. Законодательство и управление в системе образования находится в основном в компетенции земель. Это относится, прежде всего, к системе школьного и высшего образования, к системе обучения взрослых и к системе повышения образовательного уровня. «Межземельное соглашение об унификации системы школьного образования» (Гамбургское соглашение от 14 октября 1971 г.) определяет общие и сопоставимые основные структуры этой системы. По этому соглашению земли приняли обязательные правила, касающиеся, в частности, обязательности школьного обучения, форм организации, признания результатов экзаменов.

Кроме того, приняв дополнительные решения, постоянная конференция министров культуры и образования земель (КМК) заложила дальнейшие общие основы и для признания свидетельств об окончании общеобразовательных и профессиональных школ во всех землях. Это были, в частности, решения о реорганизации старшей ступени гимназий, о единых требованиях для экзаменов на аттестат зрелости и о взаимном признании свидетельств об окончании объединенных школ, которые обеспечивают необходимый уровень единообразия и сопоставимости в системе школьного образования.

Обязательное школьное образование в Германии

Обязательное школьное образование распространяется на детей в возрасте от 6 до 18 лет, то есть оно рассчитано на 12 лет. Для того, чтобы выполнить положение об обязательном всеобщем школьном образовании, необходимо в течение 9 лет (в некоторых землях в течение 10 лет) посещать школу с полной учебной неделей, а затем обязательную профессиональную школу с неполной учебной неделей (если при этом подросток не посещает уже общеобразовательную школу более высокой ступени или профессиональную школу с полной учебной неделей). Обучение во всех государственных школах бесплатное. Частично бесплатно выдаются школьникам и учебные пособия, главным образом учебники. Порой они предоставляются во временное пользование. Иногда необходимо оплатить часть стоимости учебных пособий, которая определяется в зависимости от доходов родителей.

В Основном законе гарантируется право на создание и содержание частных школ, имеющих независимых учредителей. Если эти частные школы выступают в качестве замены государственных, для их учреждения требуется разрешение государства. Соответствующие полномочия по приему экзаменов и предоставление свидетельств об окончании школы - согласно предписаниям, действующим в отношении государственных школ - эти эрзац школы получают только после их признания государственными органами земель, ведающими школьным образованием. Школы, имеющие независимых учредителей, обогащают палитру государственных услуг в сфере образования и поэтому получают финансовую поддержку со стороны земель. Все больше учеников в Германии посещают такого рода школы. В 1996/97 учебном году их насчитывалось около 645000 человек. Самих школ, общеобразовательных и профессиональных, - 3645. 43,6 процентов «частников» посещают гимназию, 13 процентов - «вальдорфские школы» и 10 процентов - специальные школы для умственно-отсталых детей и инвалидов.

Дошкольное воспитание в Германии

Дошкольное воспитание в Германии, возникшее с появлением детских садов, не входит в государственную школьную систему, а является частью системы оказания помощи детям и молодежи. Учредителями детских садов являются преимущественно церковь, благотворительные объединения и общины, иногда - предприятия и союзы. Главное в воспитательной работе - учеба в группе с целью развития самостоятельной личности, способной жить в обществе. Детские сады призваны поддержать и дополнитьвоспитание в семье, а также компенсировать недостатки в развитии ребенка с тем, чтобы предоставить ему наилучшие шансы для дальнейшей жизни и для получения образования. Как правило, дети находятся в детских садах до обеда. Лишь в некоторых детских садах они могут находиться целый день.

С 1996 г. существует правопритязание на место в детском саду. К концу 1998 г. - благодаря строительству детских садов - оно должно быть реализовано на всей территории страны. Однако посещение детских садов остается добровольным. За посещение детского сада с родителей взимается определенная плата, устанавливаемая в зависимости от их доходов. В 1996 г. примерно 67 процентов всех детей в возрасте от трех до шести лет ходили в детские сады.

Система школьного образования в Германии

Дети приходят в начальную школу в возрасте шести лет. Обычно они учатся в ней четыре года, в Берлине и Бранденбурге - шесть лет. В большинстве земель дети не получают отметок в течение первых двух лет учебы, вместо этого дается развернутая характеристика успеваемости.После совместной учебы в начальной школе дети переходят в общеобразовательную школу второй ступени. Пятый и шестой классы, независимо от их организационной принадлежности, служат, прежде всего, этапом, в ходе которого происходит развитие ребенка, за ним ведется наблюдение с целью его ориентации на дальнейший вид обучения.

Почти четверть детей (1995 г.) после начальной школы переходят в основную школу. Основная школа дает учащимся основополагающее общее образование. Каждый учащийся в этой школе изучает немецкий язык, математику, естественные науки, обществоведение и иностранный язык (в основном английский), здесь даются уроки труда с тем, чтобы облегчить учащимся приобретение квалификации в будущем. Успешное окончание основной школы в большинстве случаев используется для перехода в дуальную систему профобучения. После пяти или шести лет обучения выпускники основных школ приступают к профессиональной подготовке на предприятии (и, по крайней мере, до 18 лет параллельно учатся в профессиональной школе). Реальная школа находится на уровне между основной школой и гимназией и дает учащимся расширенное общее образование. Как правило, обучение здесь длится шесть лет, - с 5-го по 10-й класс - после чего выдается свидетельство о среднем образовании, которое дает право продолжить учебу в других учебных заведениях, например, в специальных профучилищах или техникумах. В 1996 г. примерно 40 процентов учащихся получили свидетельства об окончании реальной школы.

Обучение в гимназии рассчитано, как правило, на девять лет и дает учащимся углубленное общее образование. Сейчас почти нет прежнего разделения гимназий по профилям: древние языки, новые языки, математика и естествознание. В старших классах гимназии (с 11-го по 13-й, а в 4-х землях с 10-го по 12-й и соответственно с 11-го по 12-й) введена курсовая система обучения, которая пришла на смену обычному делению на классы.

Наряду с изучением обязательных отдельных предметов или групп предметов учащийся старших классов имеет широкие возможности и для развития индивидуальных способностей, так как ему предлагается более широкий выбор предметов. Предметы распределяются в соответствии с профилем обучения: языково-литературно-художественным, общественно-научным или математическо-естественнонаучно-техническим. Вплоть до завершения учебы в старших классах и сдачи экзаменов на аттестат зрелости учащиеся должны изучать предметы по всем трем профилям.

В число обязательных предметов входят также закон божий и физкультура. Учеба в старших классах гимназии завершается сдачей экзаменов на аттестат зрелости по 4 предметам. После 13 лет учебы (в 4 землях и в некоторых отдельных школах после 12 лет) и успешной сдачи экзаменов на аттестат зрелости выдается свидетельство о среднем образовании третьей ступени. Оно дает возможность продолжить учебу в вузе любого профиля.

Для того, чтобы поступить в вуз, необходимо предъявить свидетельство о среднем образовании третьей ступени. Из-за большого числа абитуриентов и нехватки мест в вузах на некоторых факультетах существуют определенные ограничения на прием, которые действуют либо в федеральном, либо в местном масштабе. Критерием для отбора будущих студентов служит средний балл оценок в аттестате зрелости и время, затраченное на ожидание решения о приеме в вуз после сдачи экзаменов на аттестат зрелости и подачи заявления о приеме.

Еще одним типом средней школы является объединенная школа. В ней дети учатся с 5-го по 10-й классы. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы, организованные по принципу старших классов гимназий. В педагогическом и организационном плане объединенная школа включает в себя элементы основной школы, реальной школы и гимназии, которые в рамках школы этого типа представляют собой единое организационно-педагогическое целое. В объединенной школе преподавание отдельных предметов (математики, первого иностранного языка, немецкого языка, химии/физики), начиная с седьмого класса, ведется (по меньшей мере, на двух уровнях требований) по курсовой системе. Уровень требований, предъявляемых к каждому курсу, зависит от того, какой вид свидетельства об окончании объединенной школы намерен получить учащийся: свидетельство об окончании основной школы, свидетельство об окончании реальной школы или свидетельство, дающее право на продолжение учебы в старших классах гимназии.

В некоторых землях имеются другие типы школ: «регулярная» (Тюрингия), «средняя» (Саксония) и «школа второй ступени» (Саксония-Ангальт), «интегрированная основная и реальная школа» (Гамбург), «объединенная основная и реальная школа» (Гессен, Мекленбург-Передняя Померания), «региональная школа» (Рейнланд-Пфальц). В земле Саар существует «углубленная реальная школа». В них объединены системы обучения, характерные для основной и реальной школы; с седьмого класса учеба продолжается в классах или на курсах - в зависимости от того, какой вид свидетельства об окончании школы намерен получить учащийся. Свидетельства об окончании 9-х и 10-х классов этих школ выдаются на тех же условиях, что и в других типах школ второй ступени и признаются всеми землями в соответствии с соглашением, достигнутом на конференции министров культуры и образования в 1993 г. и действующем в редакции от 1996 г.

Существуют и специальные школы для умственно отсталых детей или детей-инвалидов, причем разного профиля. Иногда дети-инвалиды обучаются в интегрированных классах «регулярных школ». На них также распространяется принцип обязательности школьного образования.

Второй путь получения образования - это восполнить упущенное в школе. Вечерние гимназии и реальные школы предоставляют работающим взрослым людям, имеющим способности, подготовиться к сдаче экзаменов на получение свидетельства об окончании средней школы второй ступени или аттестата зрелости, дающего право поступать в любой вуз. Неработающие взрослые могут подготовиться к сдаче экзамена на аттестат зрелости на специальных курсах.

Учителя

У каждого типа школы в Германии - свои учителя со специальным образованием. Предпосылкой для работы учителем является высшее образование, однако его формы и сроки получения могут быть различными. Будущий учитель начальной и основной школы учится, как правило, 7 семестров. Более длительное обучение, как правило 9 семестров, должны пройти учителя реальных и специальных школ для умственно отсталых детей и детей-инвалидов, гимназий и профессиональных школ. По окончании учебы кандидаты на должность учителя должны сдать первый государственный экзамен. Затем следуют педагогическая практика (как правило, 2 года) и второй государственный экзамен.Источник: emigration.russie.ru

  • Документы, необходимые для частных поездок в Германию
  • Кто имеет право работать в Германии?

www.eurowoman.eu

Школьная система образования Германии - HintFox

Многие проблемы в области образования нельзя рассматривать изолированно, они не имеют четких границ, неотделимы от истории развития общества. Одним из знаменательных исторических событий конца XX века явилось объединение двух германских государств. Восстановление единства Германии представляет собой многогранный процесс, который еще весьма далек от своего завершения. И на германское единство следует смотреть не только сквозь призму экономики, общества или внешней политики, но и сквозь призму образования, поскольку образование является главным капиталовложением в будущее, без которого невозможен прогресс любого общества. Обращаясь к опыту реформирования школьной системы Германии, мы стремимся выявить наиболее ценные идеи этого опыта, чтобы иметь возможность использовать их при реформировании российской школы. На фоне реформирования российского образования возникает настоятельная потребность внимательно изучить опыт Германии и творчески использовать его.

Пути, по которым создается единое образовательное пространство - это новые типы общеобразовательных школ, новое поколение учебных программ по предметам, новые технологии обучения, широкая дифференциация обучения, гуманизация образования и т. п.

Огромный вклад немецкого народа в сокровищницу мирового педагогического наследия, многоаспектный опыт реформирования немецкой системы школьного образования, демократические традиции немецкой педагогической мысли, значительное расширение культурных и научных связей между Россией и Германией - все это определяет большой интерес педагогической общественности нашей страны к немецкой школе.

Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях в 7 веке. С 9 века кроме этих > школ начали действовать >, где обучались не только будущие церковнослужители, но и представители средних сословий. Массовой школа Германии стала только в середине 19 века.

Начало формированию современной системы школьного образования было положено в 1871 г. объединением многочисленных германских государств в единую империю. Несмотря на то, что Германия не стала унитарным государством, и общими были лишь важнейшие отрасли государственного управления (внешняя политика, оборона, внешняя торговля, гражданское законодательство, денежная система, банковское дело, система мер и весов, промышленность), в объединившихся германских государствах наметилась тенденция к унификации действовавших систем образования. Свою роль сыграл в этом процессе изданный в 1872 г. закон о контроле за школами, согласно которому руководство народным образованием становилось прерогативой государства.

Самой большой и могущественной среди объединившихся в 1871 г. государств была Пруссия. Поэтому прусская система образования послужила образцом для других, более мелких государств. При этом в структуре школьной системы и содержании образования этих государств продолжали существовать определенные различия и местные особенности, и в Германской империи не была выработана единая система школьного образования, обязательная для всей империи.

Характерным для прусской системы образования было четкое размежевание определенных типов школ между различными слоями населения: для детей рабочих и малоземельных крестьян предназначались народные школы (Volksschulen), дети буржуазии обучались, как правило, в реальных школах (Realschulen), дети помещиков и дворян посещали гимназии (Gymnasien).

В народной школе детей в возрасте 6-14 лет обучали основам чтения, письма и арифметики. Фактически они не получали систематических научных знаний. Реальная школа давала своим выпускникам более полные знания, особенно в области математики, естествознания и новых языков. Но основной базой подготовки учащихся для поступления в университеты была классическая гимназия.

2. 1 Школы.

В 1996 г. в Германии насчитывалось 52. 418 школ, в которых обучались 12,6 млн. школьников и преподавали 779. 800 штатных учителей. Основной закон предоставляет каждому гражданину право свободно развивать свою личность и выбирать школу, место учебы и профессию по своим способностям и наклонностям. При этом цель политики в области образования заключается в том, чтобы оказать оптимальную поддержку каждому человеку и дать ему возможность получить квалифицированную подготовку, отвечающую его интересам и способностям. Каждый гражданин в течение всей жизни должен иметь возможность для получения общего, профессионального и политического образования. Одним из основных направлений политики в области образования является воспитание молодых людей самостоятельными гражданами, готовыми нести ответственность в демократическом государстве.

2. 2 Законодательные основы.

Согласно ст. 7 Основного закона вся система школьного образования находится под контролем государства. В связи с федеративным устройством страны компетенции в системе образования поделены между федерацией и землями. Законодательство и управление в системе образования находится в основном в компетенции земель. Это относится, прежде всего, к системе школьного и высшего образования, к системе обучения взрослых и к системе повышения образовательного уровня. > (Гамбургское соглашение от 14 октября 1971 г. ) определяет общие и сопоставимые основные структуры этой системы. По этому соглашению земли приняли обязательные правила, касающиеся, в частности, обязательности школьного обучения, форм организации, признания результатов экзаменов.

Кроме того, приняв дополнительные решения, постоянная конференция министров культуры и образования земель (КМК) заложила дальнейшие общие основы и для признания свидетельств об окончании общеобразовательных и профессиональных школ во всех землях. Это были, в частности, решения о реорганизации старшей ступени гимназий, о единых требованиях для экзаменов на аттестат зрелости и о взаимном признании свидетельств об окончании объединенных школ, которые обеспечивают необходимый уровень единообразия и сопоставимости в системе школьного образования.

2. 3 Обязательное школьное образование.

Обязательное школьное образование распространяется на детей в возрасте от 6 до 18 лет, то есть оно рассчитано на 12 лет. По истечении этого срока, при условии успешной сдачи экзаменов, ученик получает аттестат зрелости, дающий ему право на поступление в высшее учебное заведение. Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются.

Для того, чтобы выполнить положение об обязательном всеобщем школьном образовании, необходимо в течение 9 лет (в некоторых землях в течение 10 лет) посещать школу с полной учебной неделей, а затем обязательную профессиональную школу с неполной учебной неделей (если при этом подросток не посещает уже общеобразовательную школу более высокой ступени или профессиональную школу с полной учебной неделей). Обучение во всех государственных школах бесплатное. Частично бесплатно выдаются школьникам и учебные пособия, главным образом учебники. Порой они предоставляются во временное пользование. Иногда необходимо оплатить часть стоимости учебных пособий, которая определяется в зависимости от доходов родителей.

2. 4 ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Школьная система образования Германии представляет из себя двухступенчатую систему, включающую в себя обучение в начальной школе (Primarstufe) и обучение в средних образовательных учереждениях (Sekundarstufe).

Начальная школа. Grundschule.

Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т. е. общие, базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса.

После окончании начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг возможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Кроме того, для поступления в общеобразовательное учреждение более высокого уровня ученику требуются рекомендации учителей начальной школы. В Германии действует принцип, что чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование. Таким образом, выбор будущей профессии или хотя бы уровня образования осуществляется уже после начальной школы. Средние школы в ФРГ делятся на четыре типа: гимназия, реальная школа, основная школа, объединенная школа.

Четыре типа средних школ:

1. Основная школа. Hauptschule.

В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.

2. Реальная школа. Realschule.

Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большинство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или спецупрофчилище.

3. Гимназия. Gymnasium.

Наиболее престижным типом средней школы является гимназия, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимназии являются профориентированными, т. е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом Fachhochschulreife, дающий право на поступление в технический институт (Fachhochschule), а после 13 класса - Hochschulreife, аттестат зрелости для поступления в университет.

4. Объединенная школа. Gesamtschule.

Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленых общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости Hochschulreife, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления в университет.

В Основном законе гарантируется право на создание и содержание частных школ, имеющих независимых учредителей. Если эти частные школы выступают в качестве замены государственных, для их учреждения требуется разрешение государства. Соответствующие полномочия по приему экзаменов и предоставление свидетельств об окончании школы - согласно предписаниям, действующим в отношении государственных школ - эти эрзац школы получают только после их признания государственными органами земель, ведающими школьным образованием. Школы, имеющие независимых учредителей, обогащают палитру государственных услуг в сфере образования и поэтому получают финансовую поддержку со стороны земель. Все больше учеников в Германии посещают такого рода школы. В 1996/97 учебном году их насчитывалось около 645000 человек. Самих школ, общеобразовательных и профессиональных, - 3645. 43,6 процентов > посещают гимназию, 13 процентов - > и 10 процентов - специальные школы для умственно-отсталых детей и инвалидов, так называемые Sonderschule.

О вальдорфской школе

ВАЛЬДОРФСКИЕ ШКОЛЫ, частные самоуправляющиеся общеобразовательные школы, работающие на основе педагогических идей Р. Штейнера. Создаются с 1919 (первая - в Штутгарте при фабрике "Вальдорф-Астория"; отсюда название). Оригинальные методы эстетического, трудового и гражданского воспитания. Занятия в форме лекций, бесед и т. п. ; учебники, опросы и отметки не применяются. Окончание полного курса (13 лет обучения) дает право на поступление в университет. В кон. 80-х гг. в мире св. 400 вальдорфских школ.

Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. Она не подчиняется интересам каких-либо специфических социальных групп (в частности мировоззренческих, религиозных, политических).

Ее целью являются лишь общечеловеческие ценности. Это здоровое развитие и воспитание детей и молодежи, осуществление целостного образования, необходимого в современном мире, независимо от того, какую профессиональную сферу выберет выпускник.

Вальдорфская школа ориентирована на социальные ценности, то есть на принципы взаимопомощи, а не конкуренции, на воспитание социальных качеств.

Собственный украинский опыт вальдорфской педагогики пока что незначителен. Но 80-летний опыт работы вальдорфских педагогических учреждений в мире подтверждает жизнеспособность этих идей.

Этим опытом может пользоваться кто угодно из тех педагогов или родителей, которые разделяют гуманистическое направление в современной педагогике. Так, на протяжении последнего десятилетия идея и методы вальдорфской педагогики получили дальнейшее развитие в школах и детских садах Африки, Австралии, России, Казахстана, Японии и т. д.

Пришло время активно внедрять их и в педагогически-воспитательных учреждениях Украины.

Некоторые принципы работы вальдорфской школы

1. Воспитатель или учитель лично несут ответственность за судьбу каждого ребенка.

2. Большое значение имеют личностные качества учителя или воспитателя. Поэтому программы профессиональной подготовки педагогических кадров как для школы, так и для детского сада отличаются широтой содержания и нацелены не только на получение определенных знаний и профессиональных умений, но и на умение видеть ребенка в целостности ее психически-физического развития, а также на понимание педагогом необходимости постоянного самопознания и самоусовершенствования.

3. В школу (сад) дети принимаются лишь при условии готовности их родителей активно сотрудничать с учителем (воспитателем) в вопросах воспитания ребенка с тем, чтобы домашние условия воспитания не противоречили принципам школы (сада).

4. Учитывается сезонный, недельный и суточный ритмы. Методики работы, дневное и недельное расписание учитывают изменение времен года и подчиняются ритму, который связан с изменением сознания и внимания ребенка соответственно физическому и психическому ритму времени года и недели.

5. Воспитание и обучение происходит без применения принуждения.

2. 5 Система контроля и оценивания успеваемости учащихся в школе ФРГ

Что же представляет собой действующая система контроля и оценивания успеваемости учащихся в школе ФРГ?

В стране принята единая шкала оценки достижений учащихся. Она действует наряду с едиными национальными образовательными стандартами и принятой шкалой компетенций обучающихся.

Государственный стандарт в области контроля за успеваемостью учащихся дает возможность унифицировать требования, предъявляемые как к субъектам, так и объектам учебно-воспитательного процесса, обеспечивать преемственность между ступенями системы образования. Государственный контроль за состоянием дел в области образования позволяет централизованно реагировать на сбои или пробелы в отдельных его звеньях.

Дифференцированная система школьного образования ФРГ с разноуровневыми типами средних школ и соответствующими им стандартами - предпосылка такого же дифференцированного подхода к оценке учебных результатов школьников, что зафиксировано в официальных документах: "При оценке успеваемости учащихся принимаются во внимание специфика школьной ступени, формы школьного обучения, а также каждого отдельно взятого предмета. Оценке подлежат как объем усвоенного материала, так и правильность, самостоятельность применения знаний и навыков, проявление способностей, т. е. форма его изложения"

Различия между школьными ступенями, формами обучения и уровнем требований находят свое отражение в практике оценивания успеваемости учащихся. В Германии общепринятой формой оценки школьников является шестибалльная система от 1 до 6 баллов по убывающей степени в шкале достижений, которая выражается как в цифровом, так и вербальном оформлении.

Отметка "очень хорошо" (1) ставится при особых успехах по определенному предмету (в младших классах) и за успехи, удовлетворяющие особо высоким требованиям - во всех последующих классах; "хорошо" (2) - при успеваемости, полностью соответствующей предъявляемым требованиям; "удовлетворительно" (3) - успеваемость в среднем соответствует требованиям; отметка "достаточно" (4) означает, что, несмотря на имеющиеся проблемы, успеваемость в общем еще соответствует требованиям; "недостаточно" (5) - успеваемость не соответствует требованиям, но имеются необходимые элементарные знания, на основе которых пробелы в будущем могут быть устранены; "неудовлетворительно" (6) - успеваемость не соответствует требованиям, и даже в элементарных знаниях пробелы настолько серьезны, что их непросто устранить.

2. 6 АТТЕСТАТЫ.

После окончания школы перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профучилище, спецпрофучилище или ВУЗе. Не все школы предоставляют уровень образования, достаточный для поступления в высшее учебное заведение, фактически такой аттестат зрелости выдается только после успешного окончания гимназии или объединенной школы.

По окончании общеобразовательного учереждения выпускник имеет один из следующих документов (аттестатов зрелости):

Hauptschulabschluss - выдается после окончания 10 классов основной школы, достаточен для поступления в профучилище.

Fachoberschulreife - выдается после окончания 10 классов реальной школы, достаточен для поступления в техникум или спецпрофучилище.

Fachhochschulreife - выдается после окончания 12 классов гимназии или объединенной школы и после окончания техникума или спецпрофучилища, достаточен для поступления в технический институт.

Hochschulreife - выдается после окончания 13 классов гимназии или объединенной школы, достаточен для поступления в университет.

2. 7 Учителя.

У каждого типа школы в Германии - свои учителя со специальным образованием. Предпосылкой для работы учителем является высшее образование, однако его формы и сроки получения могут быть различными. Будущий учитель начальной и основной школы учится, как правило, 7 семестров. Более длительное обучение, как правило 9 семестров, должны пройти учителя реальных и специальных школ для умственно отсталых детей и детей-инвалидов, гимназий и профессиональных школ. По окончании учебы кандидаты на должность учителя должны сдать первый государственный экзамен. Затем следуют педагогическая практика (как правило, 2 года) и второй государственный экзамен.

2. 8 ПРАВИЛА ЗАЧИСЛЕНИЯ РУССКИХ ДЕТЕЙ В НЕМЕЦКУЮ ШКОЛУ.

Система школьного образования в Германии достаточно сильно отличается от российской. Для Россиян, выбор школы осуществляется в зависимости от возраста, способностей и уровня образования ребенка. Российский уровень образования не признается в ФРГ соответствующим их уровню, так что если в России школьник закончил 4 класса, то в Германии, скорее всего, он будет принят снова в 4 класс. Кроме того, выпускник российской общеобразовательной школы с аттестатом зрелости о законченном среднем образовании признается только как ученик 10 класса, и до получения немецкого аттестата Hochschulreife ему придется доучиться еще 3 года, в 11, 12, 13 классах гимназии или объединенной школы.

Результаты проверки знаний 15-летних подростков Programme for International Student Assessment (PISA), проведенной в 2003 году Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), вызвали в немецких общественных кругах настоящий шок. Не было ни одного мало-мальски значимого средства массовой информации, которое не высказалось бы на эту животрепещущую тему - почему Германия, столь высокоразвитая страна, очутилась на такой низкой ступени? Действительно, в общем рейтинге ФРГ оказалась на 19-м месте, улучшив свои показатели по сравнению с 2001 годом лишь на две позиции. По естественным наукам в 2003 году немецкие девятиклассники заняли 18-е место, по математике - 19-е, по литературной грамотности - 21-е. Для сравнения: девятиклассники из России заняли соответственно 24-е, 29-е и 32-е места.

Актуальность проблем среднего образования спровоцировала настоящий шквал национальных исследований качества обучения. Основными стали конкурс лучших школ благотворительных фондов Херти (Hertie-Stiftung) и Боша (Robert Bosch Stiftung), а также работа журнала Capital. Однако, поскольку в конкурсе, спонсируемом фондами, принимали участие лишь государственные учебные заведения, поступить в которые иностранцу достаточно сложно.

В соревновании > участвовали 174 учреждения из различных федеральных земель. Призерами стали 23 из них. Отбор был организован по принципу соединения реализма и прагматизма с новыми блестящими идеями, а также вовлеченности администрации, педагогов и детей в их осуществление.

Первое место и приз 15 000 Euro получила аугсбургская Народная школа им. Фридриха-Эберта (Friedrich-Ebert Volksschule). Второе место и 10 000 Euro завоевала школа > (Filderschule) из Штутгарта. за третье место 5000 Euro досталось основной школе > (Hauptschule Loehne-West), что в городке Лене, земля Северный Рейн - Вестфалия.

Исследование журнала Capital более интересно россиянам, поскольку в нем участвовали как государственные, так и частные учебные заведения. Чтобы выявить десять лучших средних школ, организаторам пришлось провести огромную работу. Они обратились по телефону или по электронной почте к представителям 3480 гимназий, общих и Вальдорфских школ, разбросанных по всей стране. Ответить на вопросы согласились 575 учреждений. Блок вопросов был разбит на четыре основные категории: внимание к школьникам (размер класса и т. д. ), оснащенность оборудованием (наличие компьютеров, техническое состояние классных комнат и т. д. ), разнообразие образовательных предметов и курсов (исследовательская деятельность, рабочие группы и т. д. ), взаимоотношения между участниками учебного процесса (концепция развития школы, прием в интернат и т. д. ).

3. Данные исследования.

Нами было проведено интервью с заведующим районным методическим кабинетом, заместителем директора по УВР, педагогами и выпускниками школы.

Все опрошенные единогласно выступили за наше российское образование. Классные руководители и Родионов А. И. уверены в том, что пока выпускники не готовы к переходу на новые формы сдачи экзаменов. Но все уверены в том, что в будущем реформирование российского образования даст положительные результаты.

4. Вывод.

Реформирование Российского образования на основе системы школьного образования Германии положительно скажется в будущем на образовании учащихся. Учащиеся получают возможность поступления в ВУЗЫ по результатам ЕГЭ(что соответствует немецкому ABITUR).

www.hintfox.com


Смотрите также