Лекция 12. Государство и право средневековой Германии. Среди особенностей средневековой германии выделяют


Средневековое государство германии

Возникновение и развитие феодальной Германии

По Верденскому договору 843 г. Людовику Немецкому отошли земли так называемой Восточной марки. К началу Х в. в состав Германии входило несколько герцогств, которые при короле Генрихе I Птицелове (919-936 г.) составили одно королевство. От одного из древнегерманских племен оно называлось Тевтонским. От слова «тевтоны» и произошло название немцев – Teutschen, или Deutschen, а отсюда и современное название Германии – Deutschland.

Особенностью развития Германии стал постепенный распад ее на отдельные феодальные княжества, сохранившие самостоятельность до ХIХ в. Причины тому следующие: экономическое развитие государства шло неравномерно, экономические интересы разных районов расходились; германские короли в Х в. стремились к завоеванию Италии, что ослабило их власть в Германии, т. к. им приходилось давать феодалам различные привилегии, чтобы получить от них вооруженную поддержку; борьба королей с папами за титул римских императоров; королевской власти не удалось наладить связи с городами и сделать их своей опорой. Все это ослабило королевскую власть.

Феодализм в Германии развивался медленней, чем в других странах. Общество разделялось на две основные группы: военное сословие (рыцарство) и крестьянство. Военное сословие являлось неоднородным. Особенно многочисленным было мелкое рыцарство. Податное разделялось на свободное и несвободное. Часть свободных крестьян владели землей в виде чинша, т. е. взноса определенных платежей собственнику земли. Несвободные крестьяне – крепостные или холопы.

Герцоги стремились к самостоятельности, что привело к борьбе с королем. Король Оттон I (936-973 г.) распределил герцогства между родственниками, но это не помогло. Тогда король решил опереться на церковь, проведя «оттоновские привилегии», по которым расширяет церковный иммунитет на весь округ; церковь получает права уголовной юстиции; в герцогствах образуются самостоятельные церковные округа. Однако вместо одного светского феодала, Оттон получил второго – духовного. Король стремился завладеть императорской короной и с этой целью пытался захватить Италию, подчинив себе папу. Последний, со своей стороны, нуждался в поддержке германского короля. Вступив в Рим, Оттон обещал восстановить распадающуюся церковь и вернуть ей отторгнутые феодалами земли св. Петра. За это в 962 г. римский папа возложил на Оттона I императорскую корону. Империя получила название Священной римской империи германской нации. «Священной» она называлась потому, что во главе ее должны стоять папа и император, при преобладании последнего; «римской» – потому, что германские короли считали себя наследниками римских императоров; «германской» – так как ставилась цель по объединению Германии и Италии при господстве первой.

С Оттона I и в течение четырех столетий начинаются итальянские походы королей за обладание императорской короной, т. к. каждый вступивший на престол император должен был добывать императорскую корону и власть над Италией, подтвердить звание у римского папы. Папы, в свою очередь, постепенно укрепили свою власть и начали борьбу с германскими императорами, которые в конце-концов вынуждены были смириться с правом пап и признать за духовенством многочисленные права и привилегии. Обособляются и высшие светские и духовные властители, образуя коллегию курфюрстов, т. е. князей избирателей императора. Эти их права были подтверждены в 1356 г. изданием «Золотой буллы» – грамоты с золотой висячей печатью. По ней была признана политическая самостоятельность курфюрстов, т. е. полная верховная власть в их владениях – право суда, сбора таможенных пошлин, чеканки монеты, использования горных богатств (регалий), узаконивались частные войны (за исключением войны вассалов против своих непосредственных сеньоров). В Булле также регулировался порядок выбора императора. Коллегия курфюрстов состояла из четырех светских и трех духовных феодалов. Впоследствии курфюрсты добились, чтобы каждый император обязан был принять их условия («избирательные капитулярии»), ограничивающие власть монарха.

Сословно-представительная монархия

Высшее руководство постепенно сосредотачивается в руках курфюрстов. Изредка собирались общеимперские съезды – рейхстаги («день империи»). Они возникли из гофратов – советов из высших представителей знати. В рейхстаг входили курфюрсты, духовные и светские князья, мелкие графы, руководители духовно-рыцарских орденов, представители городов. Мелкое дворянство – рыцарство – в составе рейхстага особого представительства не имело, как и свободное крестьянство. Рейхстаг созывался императором, а в ХVI в. курфюрсты получили право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Рейхстаг издавал законы, обязательные для империи. В промежутках между его заседаниями император совместно с членами своего совета (гофрата) мог издавать указы, но они обязаны были утверждаться рейхстагом. Обложение налогами производилось императором только с согласия рейхстага. Рассмотрение вопросов осуществлялось отдельно по куриям: курфюрсты, князья и города. Затем между ними происходили переговоры по согласованию рассматриваемых вопросов. Решения рейхстага проводились в жизнь местными исполнительными органами власти отдельных земель, что придавало неустойчивость власти данного сословно-представительного органа.

Власть императора была слабой: он не располагал постоянными общеимперскими средствами; не существовало и общеимперских вооруженных сил; не было общеимперского суда. Правда, в 1495 г. учреждается имперский суд – рейхскамергерихт, который становится первой инстанцией по делам имперских подданных и второй – для подданных отдельных княжеств по спорам с их правителями. Однако у рейхскамергерихта не было собственных органов для приведения в исполнение своих решений.

Во владениях князей существовали собрания местных чинов или ландтаги («день страны») – сословные представительства духовенства, дворян и горожан (в некоторых землях приглашали и свободных крестьян). В ландтагах существовало три палаты из представителей духовенства, дворянства и горожан. В некоторых землях встречались и представители свободного крестьянства. Уполномоченные от своих избирателей получали инструкции (своеобразные наказы), носившие характер обязательных мандатов, и когда уполномоченные не находили в них указаний, как надо разрешить тот или иной вопрос, заседания ландтага прекращались и уполномоченные обращались к избирателям за указаниями. Компетенция ландтагов в различные эпохи была неодинаковой. До образования особых судов (гофгерихтов) ландтаги исполняли функции верховного суда. Они разрешали и политические дела, а также оказывали влияние на состав княжеских советов и на назначение чиновников. В отдельных княжествах они могли избирать государя, если прекращалась княжеская династия. Они ведали делами внешней политики, полиции и военными делами, вотировали налоги.

Развитие государственного устройства земель характеризуется ростом княжеской власти. Высшее управление сосредотачивается в княжеском совете. На местах управление производилось посредством бургов – городских поселений. Во главе бурга стоял назначенный князем бургграф или впоследствии амтман Первоначально амтман ведал всеми отраслями местного управления. Впоследствии из сферы его компетенции выделились финансовые и судебные дела.

Социальный строй. Дворянство сложилось из общественных групп, и существовало резкое различие между аристократией и низшим дворянством. С ХIV в. появляется низшее дворянство – министериалы, которые как слуги были подвластны своим господам, неся в их пользу различные службы, в том числе и военную. Их звание было наследственным. Тогда же развивается рыцарство, ранее не состав-ляющее отдельной сословной группы. Рыцарями могли быть горожане и крестьяне, и даже полусвободные. Складывается традиция, что рыцарь должен быть дворянином.

Основная часть города состояла из пришлых элементов. Переселенцы подразделялись на свободных и несвободных. Последние получали свободу по давности цеховой стройности, прожив в городе один год и один день. В городах возникают цехи, которые являются союзом мелких, одной профессии ремесленников, постепенно юридически оформляющих свою деятельность: самоуправление, издание уставов, выбор судов и т. п. Города организовываются в союзы, например, имперские, т. е. подчиненные императору, и княжеские – находившиеся под властью местных феодалов.

Городская верхушка состояла из купечества и земельных собственников – патрициата. Затем следовали ремесленники, а внизу стояли плебейские массы – поденщики, подмастерье и т. п.

Выборный на год городской совет обладал и судебной властью. В дальнейшем возникает должность бургомистра – городского головы.

Крестьянство подразделялось на свободных и несвободных. Первые владели землей на правах собственности или уплачивали за нее чинш – денежный или натуральный оброк. Несвободные крестьяне делились на «зависимых по земле» и «лично зависимых». С развитием феодальных отношений чиншевики постепенно сливались с «зависи-мыми по земле» крестьянами.

Абсолютная монархия

В ХVI в. в Германии проходила реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями, например крестьянской войной 1525 г. Реформация разъединила государство по вероисповедованию на католический юг и протестантский север. Тридцатилетняя война 1618-1648 г. также велась под религиозным лозунгом. Князьям удалось воспротивиться усилению императорской власти, и Германия распалась свыше чем на триста самостоятельных мелких княжеств, в которых устанавливается абсолютизм (ХVII в.). Взаимоотношения между этими феодальными государствами существовали на уровне послов. Потому германский абсолютизм получил название «княжеский».

Наиболее крупными германскими государствами становятся Пруссия и Австрия, существенно различающиеся: Пруссия – протестантская страна, а Австрия – католическая; население Пруссии в основном – немецкое, а Австрия – многонациональное государство; Австрия являлась более феодализирована, чем Пруссия.

Управление Пруссией было централизовано. Тайный совет – высший орган управления. Впоследствии он разделился на три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Последний сделался главным органом всего управления и носил наименование «генеральной высшей директории финансов, военных дел и доменов». Директории были подчинены военные и домениальные палаты, которые наблюдали за управлением военного и домениального хозяйства. Рядом с директорией стояли ландраты, земские чиновники, назначавшиеся королем из местных дворян и по рекомендации дворянских собраний. Ландраты председательствовали на дворянских собраниях и ведали делами своего сословия. Кроме того, ландраты являлись органами центральной власти по делам взимания налогов, заведованию полицией и рекрутскими наборами. Города возглавлялись магистратами, назначаемыми правительством. Города стояли под надзором правительственных чиновников – податных советников. Феодалы обладали вотчинной полицией и юстицией, осуществляли патронат над церковью и школой. Деятельность власти приобретает всеобъемлющий характер, и потому прусское государство называют «полицейским».

Правящим классом Пруссии являлось дворянство, из среды которого выходили высшие чиновники и офицеры. Городское сословие было развито слабо. Крестьянское население, в основном, являлось крепостным. Однако в восточной части Пруссии существовали ласситы, которые не имели наследственного права на землю, получая ее в основном в пожизненное пользование.

Австрия, в отличие от Пруссии, была слабо централизованной, и представляла собой собрание отдельных государств, в которых большое значение имели Австрия и Венгрия. В австрийских государствах существовали сеймы, ведавшие местными делами, а также выполнявшие многие государственные функции. В австрийских землях сеймы состояли из четырех чинов: духовенства, «господ», рыцарей и королевских городов. В Тироле к четвертому сословию принадлежали и крестьяне. Без согласия сейма король не мог взимать налоги. Начиная с ХVII в., политическое значение сеймов падает.

Венгерское местное самоуправление осуществлялось комитатс-кими собраниями, которые состояли из привилегированных лиц комитатов, на которые делилась Венгрия.

При королеве Марии-Терезии (1740-1780 г.) важнейшие дела управления сосредоточились в руках королевских чиновников. Тем не менее, сеймы продолжали сохранять некоторые функции госуправления. Высшее управление с середины ХVI в. было сосредоточено в Тайном совете, замененном потом конференцией. Гофкригсрат ведал военными делами. Министерство военных дел во главе с канцлером появилось в начале ХVIII в. При Марии-Терезии делами австрийских земель стала ведать «императорско-королевская соединенная канцелярия», а в Венгрии – «венгерско-семиградская канцелярия». Суд не был отделен от администрации. Делами финансов ведала камер-коллегия. Счетная палата занималась государственным контролем. Во главе провинции стояли наместники, которые избирались местными чинами, с последующим утверждением королем. Бельгия и Ломбардия находились под управлением генерал-губернаторов.

С целью объединения отраслей управлений, в 1760 г. учреждается государственный совет, который рассматривал законопроекты, «стоял на страже веры, порядка и кредита». Провинции управлялись перво-начально «представительствами и камерами», в 1763 г. замененными губернаторами, с подчиненными им земскими правлениями. Во главе округов стояли окружные начальники с земскими правлениями.

Источники права феодальной Германии

В ХI-ХV в. германское право характеризовалось образованием многочисленных правовых укладов, что отразилось и на деятельности судов, которые применяли разные правовые нормы. «Имперское право» затрагивало лишь отдельные вопросы, к примеру «земский мир» – постановления против распрей феодалов, предоставление привилегий отдельным лицам.

Судебные споры между сюзереном и его вассалом и споры вассалов между собой разрешались в феодальном суде по нормам обычного «ленного права». В немецких землях со сложившейся центральной властью для свободных граждан образовалось «земское право». Крепостные судились господином по местному «дворовому» праву, а слуги – по «служилому».

Особое развитие получило городское право, возникшее в ХII в. Оно вышло из разбора рыночных споров, но постепенно охватило своей юрисдикцией всех горожан, вытеснив другое право. Широкой известностью пользовалось право городов Любека, Магдебурга и Бремена. Право этих городов заимствовалось другими городами, и не только германскими. Возникают «гнезда городского права». Например, «Магдебургское право» оказало влияние на Польшу и Литву. И если в судах таких городов возникали коллизии, то обращались за разрешением спора в тот город, из которого заимствовано право.

В 1220-х годах появляется запись ленного и земского права в виде «Саксонского зерцала», автором которого был Эйке фон Репгау. По примеру Саксонии появляются местные зерцала.

В 1532 г. появляется первый общегерманский уголовно- процессуальный кодекс «Каролина». В середине ХVIII в. издается Гражданский кодекс Баварии, в Австрии – уголовное уложение «Терезина» (1768 г.), в Австрии – Уголовное уложение (1787 г.), а в Пруссии «Прусское земское уложение» (1784 г.).

Важнейшим источником германского права стало заимствованное римское частное право. Дигесты Юстиниана признаются важным источником права для Высшего имперского суда, возникшего в 1495 г., а в ХVI в. римское право приобретает авторитет имперского закона и действовует до Германского гражданского уложения 1900 г.

«Каролина» 1532 г.

До ХVI в. в Германии не существовало единого общегерманского (да и в Европе) законодательства, которое появилось лишь в 1532 г., когда была издана «Уголовная конституция Карла V», названная по латыни «Каролиной». Создание этого уголовно-процессуального памятника связано с проводимой в стране судебной реформой, попыткой унифицировать феодальное право и судопроизводство. Кодекс подразделялся на 2 книги: первая состояла из 103 статей и определяла общий порядок судопроизводства; вторая – из 76 статей и говорила об уголовном праве и наказаниях. Несмотря на вроде бы общегерманский характер «Каролины», тем не менее, она сохранила за каждой феодальной землей свое феодальное уголовное право и судопроизводство. Кодекс имел лишь субсидарное (дополнительное) значение в основном для восполнения пробелов в региональных законах.

«Каролина» предусматривала многочисленные преступления: государственные (измена, мятеж, нарушение земского мира), против религии (богохульство и колдовство), против личности (убийство, отравление, клевета), против нравственности (кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, прелюбодеяние), против собственности (грабеж, поджог, воровство) и др.

В кодексе получили точное определение отдельные преступления, некоторые общие понятия уголовного права («покушение», «соучастие», «неосторожность», «необходимая оборона»).

Основой карательной политики служили воздаяние, изоляция и, в особенности, устрашение – своеобразная профилактическая мера против будущих преступлений. «Каролина» отличается большой жестокостью: подавляющая часть преступлений каралась смертной казнью (в том числе квалифицированной – колесование, четвертование, утопление, сожжение, закапывание живьем в землю). Большое место занимали телесные наказания: вырывание языка, отсечение руки. Смертная казнь производилась публично. Применялись и бесчестящие наказания: клеймение, выставление к позорному столбу.

Судебный процесс обуславливался жесткими формальностями. Уголовное дело начиналось по жалобе истца или судом в инквизиционном порядке по подозрению. Разбор судебного дела подразделялся на две стадии: первая – следствие, когда доказывался факт преступления, а затем виновность лица; на второй стадии выносился судебный приговор, который мог быть обвинительным, оправдательным или «оставлением под подозрением». К основным видам доказательств («доброкачественные улики и подозрения») относились показания двух-трех «добропорядочных» свидетелей. При косвенных доказательствах (один свидетель, дурная слава подозре-ваемого и т. д.) начиналось следствие. Венцом следственных действий являлся допрос подозреваемого под пыткой. Однако под пытку подозреваемого отдавали тогда, когда против него были собраны «доброкачественные доказательства». В «Каролине» описывается процедура пытки и кто на ней должен присутствовать. Если пытуемый называл соучастников, то они арестовывались и против них собирались «доброкачественные доказательства, улики и подозрения», чтобы отдать под пытку. На суде подозреваемый должен повторить все то, что он сказал под пыткой – венец феодального судопроизводства. При допросах разрешалось применять к арестованному угрозы и увещевания.

studfiles.net

Глава 17. Средневековое государство в Германии

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств - Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию и отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии. Богемию, Австрию и др.

После короткого периода относительного единства в X-XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X- XII вв.).

2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII - начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств - государств.

После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII- XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV-XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII-XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала.

§ 1. Становление и развитие раннефеодального государства

Особенности сословной структуры.Развитие феодализма происходило в различных германских герцогствах достаточно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, которая ревностно охраняла свою автономию, старинные племенные обычаи населения.

В XI-XII вв. в Германии сформировались основные классы - сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных элементов родовой и служилой аристократии. К первой принадлежали герцоги -племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лицграфскогоранга, сосредоточивших в своих руках важнейшие светские и церковные должности в административных округах (графствах). Крупными землевладельцами стали такжефогты -королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церковных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубеже XI-XII вв. эти верхушечные слои постепенно консолидируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Происходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты - "князья церкви". Окончательно особое сословие духовных и светских князей оформляется к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе Генриха I (919-936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное сословие. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы,которые выделились из несвободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. В XII в. еще сохранялось деление на "благородных" и "неблагородных" рыцарей, но в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. "Саксонское зерцало" (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных "щитов" (рангов): король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и "неблагородные" свободные, получившие название "шеффенское сословие". Из них подбирались судьи в общинных судах - шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию "благородных".

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории - свободное и несвободное. Категория юридически свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерцалу", складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики - это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подразделялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зависимости от феодальных землевладельцев.

Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феодализма границы между различными категориями крестьян стирались.

В пограничных областях Германии, на границах между герцогствами с Х в. началось строительство многочисленных крепостей - бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI-XII вв. в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей - горожан.Взаимоотношения городов с императорской и местной сеньориальной властью отличались в Германии особой пестротой. Союз императорской власти и городов здесь практически не сложился.

Раннефеодальная монархия.В первой трети X-XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этнической общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государства относительным.

В этот период произошло значительное территориальное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образования Бранденбургской, Восточной и других марок возникла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное землевладение и церковные учреждения. Его мероприятия в отношении местной церкви получили название "оттоновских привилегий". Оттон I ограничил права герцогов в отношении церкви, частично передал герцогские функции епископам, создал в областях независимые, обладающие иммунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наследственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (представление духовного сана светской властью). "Епископальная система" Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель.

Эти доходы составляли материальную основу относительно сильной королевской власти, равно как и доходы от других исключительно королевских прав (регалий), главной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король "творил справедливость", издавал имперские законы и даже церковные каноны.

Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору. С Оттона I германские императоры стали распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

Центральный аппарат в Германии в Х-XII вв. сохранял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления, свойственной эпохе Каролингов. Избираемый феодалами император постоянно разъезжал со своим двором по империи, поддерживая свою власть в различных ее частях. Высшие слуги дворца (канцлер, маршал и т.п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности постепенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей - герцога Саксонского, архиепископов Майнцского, Трирского и других, бесконтрольно управлявших германскими землями в периоды длительного отсутствия императоров. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг),рассматривающий важнейшие государственные дела. Решения по ним часто принимались и на общих съездах феодалов при решающем голосе князей.

С XII в. начинается постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах. Прежние королевские чиновники - графы - превращаются в наследственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Таким образом, начиная с XII в. деятельность центрального и местного аппарата Германии все меньше зависела от воли и желания императора и все больше определялась политическими интересами и привилегиями князей.

Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших духовных князей Германии. Кроме него существовали императорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы - заведующие императорским имуществом, префекты городов.

Военные силы империи подразделялись на имперские и княжеские. Королевское (императорское) войско состояло из воинских контингентов, поставляемых его вассалами, хотя первое время император мог опираться также на министериалов, управляющих его поместьями и обязанных служить императору "конно и оружно". Число воинов, которых были обязаны приводить светские и духовные князья, устанавливалось императором, однако условия участия в военных походах определялись феодальным обычаем и решениями феодальных съездов. В итальянских кампаниях участие всех вассалов в походе было обязательным, но на деле не всегда соблюдалось.

Верховным главнокомандующим был император. Командование контингентами поручалось князьям, которые осуществляли его через графов и сотников. До XII в. в случае нападения на страну в ополчение могли призываться крестьяне.

Судебная система Германии была унаследована от каролингской монархии. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора постепенно ограничивалась в пользу светских и духовных князей, а судебная система приобретала все более сложный и многоступенчатый характер. Феодалы, которые первоначально имели право судить лишь своих крепостных, распространили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владений. Для свободных существовали сословные суды, действовавшие на основе принципа "суда равных": княжеские, графские, шеффенские и т.п. В зависимых городах суд находился в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городские суды, действовавшие на основе норм городского права. Свои суды имели и церковные корпорации.

studfiles.net

Тема 7. Государство и право средневековой Германии

Раннефеодальное государство(X—XII вв.). «Священная Римская империя германской нации».

Общественный строй. В 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство выделилась Германия, представлявшая собой несколько самостоятельных герцогств: Саксонию, Швабию, Тюрингию и др. Германское общество было разделено на два основных сословия: военное рыцарство и податное — крестьянство. Крестьянство разделялось на свободное (собственники) и несвободное (крепостные, холопы). Самым крупным феодалом и собственником был король. В этот период в Германии сложились вассально-ленные отношения.

Имели место разные формы феодальной зависимости крестьян: наиболее зависимые — сервы, полусвободные — колоны, крестьяне — литы.

Государственное устройство. В IX—X вв. в Германии была сильная королевская власть. В 962 г. Римский папа возложил на короля Отгона I императорскую корону и возрожденная империя получила название «Священная Римская империя германской нации». Центром государственной власти был королевский двор. Главное должностное лицо - канцлер, который ведал почти всеми делами государства. Огромную роль играли собрания феодалов, которые издавали законы, определяли компетенцию короля. Во II веке в Германии утвердился принцип избирательной монархии, при которой кто не участвовал в выборах короля, тот считал себя свободным от его власти.

Германия в период феодальной раздробленности(XII—XIX вв.) Характерной особенностью развития Германии явился ее распад на отдельные княжества, которые существовали до XIX века Королевская власть была ослаблена. В 1356 году при императоре Карле IV была юридически закреплена феодальная раздробленность Германии, Император избирался коллегией курфюрстов (Майнц, Кельн, Трир, Богемия, Пфальц, Саксен-Виттенберг и Бранденбург).

Немецкие города были разделены на три вида: имперские города. вольные города и княжеские города, население которых состояло из купечества, земельных собственников, ремесленников, подмастерьев.

Государственное устройство. Коллегия курфюрстов осуществляла управление Германией. Рейхстаг, состоявший из курии курфюрстов, курии князей и курии имперских городов, созывался императором с различной периодичностью. В отдельных землях существовали собрания местных чинов (ландтаги) — сословные представительства дворянства, духовенства и горожан. Ландтаг считался верховным судом княжества и ограничивал власть князя. Магистрату во главе с бургомистром в городах принадлежала исполнительная власть.

Суд. В Германии имели место феодальные, церковные и городские суды. В Всстфалии и других землях получили широкое распространение особые суды, так называемые фемы. Суды фемов производили расследование о лицах, пользующихся «дурной славой». При этом нередко подсудимый вообще не вызывался и, как правило, выносился смертный приговор, который приводился в исполнение одним из членов этого судилища.

Абсолютизмв Германии. В XVI! веке в германских княжествах установился абсолютизм, который характеризовался тем, что сложился не в рамках империи, а в рамках отдельного княжества и отличался при этом господством феодалов над буржуазным движением, К этим наиболее крупным государствам можно отнести Пруссию и Австрию.

Источники и система. Начиная с XII века в Германии не существовало «общегерманского права», а было право территориальных образований и городов. Правовая система характеризуется обособлением правовых норм, относящихся к высшему феодальному сословию, так называемым ленным правом. В то же время в Германии были и общие принципы и институты права. Нормы обычного права, систематизированные в сборниках права: «Саксонское зерцало», «Швабское зерцало» и т. п., куда входили положения имперского законодательства и судебная практика, играли важную роль, Германское городское и торговое право отличались универсальностью и единообразием. К. источникам права необходимо отнести международные договоры по обеспечению режима торговли и нормы римского права.

В 1532 году было издано уголовное и уголовно-процессуальное уложение Карла V («Каролины»), на основе которого образовалось общее немецкое уголовное право.

За каждой землей было сохранено ее особое уголовное право. Каролина предназначалась для восполнения пробелов в местных законах. Правила уголовного судопроизводства составляют основное содержание сборника. Более 100 статей посвящено уголовному праву. Каролина предусматривает государственные преступления, преступления против религии, против собственности, против личности. В ней даны понятия уголовного права: покушение, соучастие, необходимая оборона и т. д. В основу наказания положен принцип устрашения, ее отличает жестокость наказаний. Каролина сохранила черты обвинительного процесса. Формой рассмотрения уголовных дел был инквизиционный процесс. Судья предъявлял обвинение. Следствие не было ограничено сроками и широко применялись пытки. В процессе можно выделить три стадии: дознание, общее расследование и специальное расследование. Первая стадия заключалась в установлении факта совершения преступления. Вторая стадия — общее расследование — допрос арестованного, и третья — специальное расследование — подробный допрос обвиняемого и сбор доказательств. Приговоры выносились обвинительные и оправдательные.

Земское право. С ХШ века в Германии активно развивается «земское право», по которому судилось в судах «графской юрисдикции» все свободное население. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. В этот период времени возникает доктрина «двух мечей»: духовный «меч» (власть) принадлежит Папе Римскому , а светский — императору. В германском праве традиционно имело место приниженное положение женщины. Без разрешения мужа жена не могла управлять никаким имуществом. Средневековое германское земское право знало наследование лишь по закону. С развитием товарно-денежных отношений происходило использование норм рецептирован-ного римского права. Земское право предусматривает состязательный процесс по уголовным и гражданским делам.

Ленное право. Монарх не мог свободно распоряжаться имперскими землями — ленами. Право на владение защищалось особыми исками. В ленном праве обычай регулировал отношения вассалитета.

Городское право. Город был наделен статусом «корпорации» ~ совокупности граждан как единого целого, с правами юридического лица. Это право отличалось особой суровостью 8 отношении должников. В городах кроме назначенных судебных чиновников выбирались две категории судей: городские шеффены -- (пожизненно) и ратманы -советники (на один год). В процессе делался акцент на гарантиях прав обвиняемого (краткосрочность разбирательства, объективности доказательств, недопущения самосуда).

Средневековое право Германии знало два вида преступных деяний: преступления и проступки Судебная практика различала три основных вида преступлений: I) против религии; 2) против государства; 3) против частных лиц.

studfiles.net

Лекция 10. Государство и право Германии в средние века.

1. Государственный строй Германии в период относительно централизованного государства.

2. Государственный и общественный строй в период феодальной раздробленности.

3. Княжеский абсолютизм.

4. Основные черты права.

1. Германия как самостоятельное государство образовалось в 843 году после распада Франкской империи на землях восточных франков. Территория государства первоначально включала в себя пять основных герцогств (Саксония, Франкония, Швабия, Бавария, Лотарингия). Позднее к ним были присоединены земли славянских племен, а также французские и итальянские земли.

Развитие феодализма происходило в различных герцогствах достаточно неравномерно.

Историю германской государственности в эпоху средних веков можно условно разделить на два больших этапа:

1.Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства (10-12 вв.).

2. Политико-территориальная раздробленность в Германии (13-н.19 вв.).

В 11-12 вв. в Германии формируются основные сословия феодального общества. Феодальное сословие было представлено родовой (герцоги – племенные князья) и служилой (графы, фогты) аристократией, средним и мелким рыцарством (мелкопоместные дворяне, министериалы).

В н.13 столетия «Саксонское зерцало» устанавливает следующую систему иерархических рангов (щитов) для представителей феодального дворянства и духовенства: король, духовные князья (епископы, аббаты), светские князья, вассалы, благородные рыцари и шеффены (судьи в общинных судах).

Крестьянство знало деление на категории свободных и несвободных. К категории свободного крестьянства относились крестьяне-чиншевики (держатели господской земли с выплатой денежной повинности – чинша) и арендаторы, получавшие землю во временную обработку.

Несвободные крестьяне находились в фактической и юридической зависимости от господ. К данной категории относились полусвободные литы, крепостные, батраки.

Многообразие форм зависимости указывает о незавершенности процесса феодализации. В дальнейшем границы между различными категориями крестьян стираются.

К концу XIIвека формируется сословие горожан, которое было представлено купцами и ремесленниками.

Создание централизованного государства связано с именем короля Оттона I(936-973 гг.). Его мероприятия в отношении местной церкви получили название «оттоновских привилегий». Оттон 1 ограничил права герцогов в отношении церкви, уравнял в правах светских и духовных феодалов, передал под управление церкви ряд герцогских земель. Духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти. Это объяснялось отсутствием у духовных феодалов наследственных прав на землю, а также сложившейся практикой предоставления духовного сана светской властью (королевская инвеститура). Кроме того, часть доходов с церковных земель поступала в королевскую казну. Политика Оттона 1 нашла логическое завершение в захвате Рима. Оттон 1 короновался в Риме, получил титул императора, что символизировало восстановление империи Карла Великого и преемственность власти от римских цезарей. Германия стала именоваться Священной Римской империей германской нации.

Аппарат управления государством сохранял черты дворцово-вотчинной системы эпохи Каролингов. Во главе государства находился избираемый феодалами император. Высшие государственные должности (канцлер, маршал и др.) становятся наследственными. При короле действует королевский совет – гофтаг. Продолжает созываться съезды феодалов. Королевские чиновники на местах – графы – превращаются в наследственных ленников. Военные силы подразделялись на имперские и княжеские. Верховным главнокомандующим был император. Судебная система была представлена сословными судами (суд равных) княжеские, графские, шеффенские, городские и церковные. Крепостные и население феодальных владений подлежало юрисдикции феодала.

2. В 13-14 вв. Германия распадается на множество княжеств, графств, бароний, экономически и политически разобщенных регионов. Происходит дифференциация сословной системы. В рамках империи складывается система имперских сословий (имперские князья, рыцари, представители имперских городов), в княжествах – земские сословия (дворяне, духовенство, горожане княжеств). Выделяется группа светских и духовных феодалов, получивших право выбора императора – князья-избиратели (курфюрсты). Исчезает среднее и низшее дворянство. Духовенство в свою очередь разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники). Социальное расслоение в германских городах привело к образованию трех социальных групп: патриции – городская верхушка, имевшая исключительное право управления городами, бюргерство – полноправные мастера и плебеи (подмастерья, поденщики, неимущие горожане). Крестьянская война 1525-1527 гг. и Тридцатилетняя война привели к сильному ослаблению городов и усилению крепостного права.

Центральный аппарат империи во главе с императором становится лишь номинальным носителем государственной власти. Император избирался по воле князей-курфюрстов без учета наследственных прав. За императором сохранилась лишь верховная судебная власть, а также военная (объявление войны) и внешнеполитическая (заключение мира) функции. Это положение было законодательно закреплено «Золотой буллой» 1356 г. В соответствии с указанным документом фактическое управление Германии переходило в руки семи курфюстов, которые большинством голосов избирали императора. Каждый император при выборе должен был соглашаться на определенные условия, ограничивающие его власть. Председателем коллегии курфюрстов являлся архиепископ Майнцский. Коллегия становится постоянно действующим органом и получает право суда над императором. «Золотая булла» закрепила политическую самостоятельность курфюрстов и их многочисленные регалии (собственность на недра, взимание пошлин, чеканка монеты, наследственность власти).

Кроме императора, в стране действовали два общеимперских органа – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг - общеимперский съезд, состоявший из трех коллегий: коллегии курфюстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Рейхстаг являлся не сословно-представительным органом государства, а представительным органом отдельных земель. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Однако его акты носили рекомендательный, а не обязательный характер.

Имперский суд был учрежден для рассмотрения дел имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Судейский состав имперского суда формировался императором (председатель) курфюстами и князьями (14 судей) и городами (2 судей).

В рамках империи таким образом существовала лишь видимость сословно-представительной монархии, а на деле сложилась своеобразная конфедеративная форма государственного единства. Сословно-представительные монархии к 14 в. оформились в рамках отдельных княжеств страны. Представительные органы земель - лантаги - состояли из трех курий: духовенства, рыцарей и горожан.

3.Развитие абсолютизма в Германии, имело свои особенности. В государстве продолжала сохраняться политическая и экономическая раздробленность. Количество самостоятельных государственных образований возрастает после религиозных войн (свыше 300). В стране утверждается так называемый княжеский абсолютизм, который в отличие от централизованных абсолютных монархий Западной Европы сложился не в рамках всей страны, а в пределах отдельных княжеских владений.

Последствия абсолютизма в Германии были иные, чем в Англии и Франции, в которых переход к абсолютной монархии обеспечил создание сильного централизованного государства. Абсолютизм в Германии сыграл реакционную роль, надолго закрепив в стране режим территориальной раздробленности.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Главой Пруссии являлся король (с 1701 г.), входивший в имперскую коллегию курфюрстов. Главными органами управления являлись Тайный Совет (позднее Генеральный военный комиссариат), три директории (финансовая, военных дел и королевских доменов). Пруссия славилась одной из самых больших в Европе армией. Основными тенденциями развития Пруссии были централизация и милитаризация государственного аппарата. Происходит возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. По своему политическому режиму, Пруссия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство.

Австрия в отличие от Пруссии не была централизованной страной, что было связано с ее многонациональным составом. Австрийские короли с 15 века избирались германскими императорами. Система органов часто реформировалась. К высшим органам власти относился Тайный (затем Государственный) Совет. Во главе провинций Австрии стояли наместники, собирался сейм. Централизация страны происходит при королеве Марии-Терезии.

4.Древнейшим источником права Германии являлся обычай. Со временем обычаи стали основой писанных сборников. Наиболее известным является «Феодальный Кодекс», в котором собраны обычаи, регулировавшие отношения сюзеренитета-вассалитета и феодальной собственности.

В 13 в. большую известность получили немецкие компиляции (нормы права, выработанные в судах), а также Саксонское и Швабское Зерцало.

Особенностью немецких сборников был латинский язык изложения. Лишь позднее они стали переводиться на немецкий язык.

В первой части Саксонского Зерцала содержится «земское право» Северо-Восточной Германии (уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное право). Во второй части – «ленное право» - нормы, регулирующие отношения между феодалами. В этой части закреплена идея верховенства князей над императорами, а также идея независимости отдельных областей Германии. Швабское Зерцало появилось позже. В нем были закреплены некоторые положения Саксонского Зерцала, но данный акт в большей степени был ориентирован на право юга Германии.

С 14 века усиливается роль законов. Особую известность получает закон «Каролина», названный так в честь императора Карла 5 (1532 г.). Закон представлял собой сборник уголовных и уголовно-процессуальных норм и содержал многочисленные отсылки к римскому праву и другим источникам.

«Каролина» устанавливает перечень преступлений и наказаний. Было известно деление преступлений на умышленные и неумышленные. К наиболее тяжким преступлениям относились государственные преступления: заговор, мятеж, богохульство, измена, подделка денег. Для «Каролины» была характерна неопределенность санкции и классовый характер наказания. Целью наказания было устрашение. В качестве доказательств широко применялись пытки. По «Каролине» лица, доносившие на своих сообщников освобождались от наказания. Целью наказания было устрашение. Процесс носил черты инквизиции и состоял из двух стадий: предварительное следствие и судебное разбирательство. Процесс был тайным и письменным и завершался вынесением оправдательного или обвинительного приговора, либо принятием решения об оставлении лица под подозрением.

Вводилось понятие необходимой обороны. Освобождались от ответственности душевнобольные люди. Были отменены некоторые «неразумные обычаи» (захват корабля, терпящего крушение).

Важное значение имело княжеское законодательство, которое распространялось на свободное население и ограничивало действие обычного права. С утверждением абсолютизма в княжествах была проведена кодификация законодательства (уголовное уложение и гражданский кодекс Баварии, «Терезиана», Прусское земское уложение).

Крупным кодифицированным актом считается Прусское Земское уложение (1794 г.), в котором содержались нормы уголовного и гражданского права, некоторые городские обычаи, а также моральные изречения.

Широкое распространение приобретает римское право, которое получило силу закона и стало конкурировать с национальным правом.

В сфере гражданского права использовались торговые обыкновения.

studfiles.net

Лекция 12. Государство и право средневековой Германии

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курс:

История государства и права зарубежных стран Тема 3. Государство и право в странах

средневековой Европы.

Лекция 12. Государство и право средневековой Германии.

План лекции: 1.Общественный и государственный строй. 2. Правовая система.

Москва 2010

  1. Общественный и государственный строй.

Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств — Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию и отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли — Бургундию, города Северной Италии, Богемию, Австрию и др.

После короткого периода относительного единства в Х—XII вв. в Германии начался закономерный процесс фео­дальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли Внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объедине­нию германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, полу­чившую в XV в. название Священной Римской империи гер­манской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в хрис­тианском мире. Этим объясняется то особое значение, ко­торое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Поскольку основной тенденцией развития Германии "Оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет Известную сложность. Смена форм феодального государ­ства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь фор­мально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в це­лом (т. е. империи), то его историю можно условно разде­лить на два больших этапа:

1. Становление и развитие относительно централизо­ванного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X— XII вв.).

2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских кня­жеств — государств.

После образования самостоятельных княжеств и юри­дического оформления олигархии крупнейших князей-кур­фюрстов (XIII—XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла фор­му сеньориальной монархии с отдельными элементами со-словно-представительной монархии. Различные стадии раз­вития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-кня­жеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавли­ваются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск На­полеона "Священная Римская империя" пала.

Становление и развитие раннефеодального государства.Развитие феода­лизма происходило в различных германских герцогствах достаточно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, ко­торая ревностно охраняла свою автономию, старинные пле­менные обычаи населения.

В XI—XII вв. в Германии сформировались основные классы — сословия феодального общества. Многочисленные войны способствовали консолидации военно-рыцарского сословия. Его верхушка складывалась из разнородных эле­ментов родовой и служилой аристократии. К первой при­надлежали герцоги — племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Должностная аристократия состояла в основном из лиц графского ранга, сосредоточив­ших в своих руках важнейшие светские и церковные дол­жности в административных округах (графствах). Крупны­ми землевладельцами стали также фогты. — королевские чиновники, осуществлявшие судебные функции в церков­ных вотчинах. По мере феодализации Германии, на рубе­же XI—XII вв. эти верхушечные слои постепенно консоли­дируются, образуя мощный союз сепаратистских сил, уже не заинтересованных в сильной центральной власти. Про­исходит их слияние в сословие территориальных князей. В него вошли и крупнейшие церковные магнаты— "князья ^церкви". Окончательно особое сословие духовных и светс­ких князей оформляется к середине XIII в.

Среднее и мелкое рыцарство образовалось не только из мелкопоместных дворян, но и из верхушки свободного крестьянства. По военной реформе Генриха. (919—936 гг.) всякий свободный, способный сражаться на коне, зачислялся в военное сословие. В число рыцарей зачастую зачислялись и министериалы, которые выделились из несвободных слуг короля и феодалов, исполняющих некоторые административные функции. Образуя слои имперских служащих, они несли вместе с господами военную службу. К XII в. многие из них получают свободу и земли, сливаясь с различными слоями рыцарства. В XII в. еще сохранялось деление на "благородных" и "неблагородных" рыцарей, но , в 1186 году был издан указ о запрещении вступать в рыцари сыновьям крестьян и священников.

Феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на своеобразные ранги, так называемые щиты. "Саксонское зерцало" (20-е гг. XIII в.) упоминает семь военных "щитов" (рангов): король, духов­ные князья (епископы, аббаты), светские князья, их васса­лы и т. д. В ранги были включены и "неблагородные" свобод­ные, получившие название "шеффенское сословие". Из них подбирались судьи в общинных судах — шеффены. Позднее они превратились в низшую категорию "благородных".

Крестьянство в Германии к XIII в. разделилось на две категории — свободное и несвободное. Категория юриди­чески свободных крестьян, согласно "Саксонскому зерца­лу", складывалась из крестьян-чиншевиков и арендаторов. Чиншевики — это держатели господской земли с выплатой определенной денежной повинности (чинша). Они подраз­делялись на две группы: одна из них могла передавать земельное держание по наследству и продавать его, другая была лишена этих прав. Арендаторы не имели своей земли и получали землю во временную обработку. Фактически чиншевики и арендаторы находились в определенной зави­симости от феодальных землевладельцев.

Большая же часть крестьян находилась в зависимом положении не только фактически, но и юридически. Эту категорию крестьянства составляли полусвободные литы, батраки и лично зависимые крепостные. Многообразие форм зависимости, в том числе переходных, свидетельствует о незавершенности в данный период процесса феодализации и закрепощения крестьянства. По мере развития феода­лизма границы между различными категориями крестьян стирались.

В пограничных областях Германии, на границах меж­ду герцогствами с Х в. началось строительство многочисленных крепостей — бургов, часть которых впоследствии превратилась в города. В XI—XII вв. в результате развития городов стало складываться особое сословие свободных людей — горожан. Взаимоотношения городов с император­ской и местной сеньориальной властью отличались в Гер­мании особой пестротой. Союз императорской власти и го­родов здесь практически не сложился.

Раннефеодальная монархия. В первой трети Х—XII вв. Германия представляла собой относительно единое госу­дарство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских ко­ролей способствовали утверждению раннефеодальной мо­нархии, временному усилению королевской власти. Коро­лям удалось создать государственные объединения из прежних племенных герцогств. Вместе с тем отсутствие этни­ческой общности, слабые экономические связи между отдельными герцогствами делали единство этого государ­ства относительным.

В этот период произошло значительное территориаль­ное расширение германского государства. В результате присоединения части Италии, Бургундии, Чехии и образо­вания Бранденбургской, Восточной и других марок возник­ла обширная империя. Германские короли с Х в. получили титул императоров "Священной Римской империи".

Временному усилению королевской власти способство­вала деятельность Оттона I (936—973 гг.), который в своей борьбе с герцогами пытался опереться на церковное земле­владение и церковные учреждения. Его мероприятия в от­ношении местной церкви получили название "оттоновских привилегий". Оттон I ограничил права герцогов в отноше­нии церкви, частично передал герцогские функции епис­копам, создал в областях независимые, обладающие им­мунитетом, епископские территории за счет передачи под управление епископов герцогских земель или их частей. Духовные феодалы были подчинены исключительно коро­левской власти. Верховенство короля в церковных делах обеспечивалось тем, что у прелатов отсутствовали наслед­ственные права на земли, а также практикой королевской инвеституры (предоставление духовного сана светской вла­стью). "Епископальная система" Оттона I позволила ему произвольно назначать епископов, замещать епископские кафедры, пользоваться частью доходов с церковных земель.

Эти доходы составляли материальную основу относи­тельно сильной королевской власти, равно как и доходы от других исключительно королевских прав — регалий, глав­ной из которых было право на осуществление высшего суда. Германский король "творил справедливость", издавал имперские законы и даже церковные каноны.

Епископальная политика Оттона I нашла свое логичес­кое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны гер­манских королей от римских цезарей. При короновании От­тон I признал притязания папы на светские владения в Ита­лии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вас­сальной присяги императору. С Оттона I германские импе­раторы стали распоряжаться церковными кафедрами в Ита­лии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними.

Центральный аппарат в Германии в Х—XII вв. сохра­нял в себе черты дворцово-вотчинной системы управления, свойственной эпохе Каролингов. Избираемый феодалами император постоянно разъезжал со своим двором по империи, поддерживая свою власть в различных ее частях. Высшие слуги дворца (канцлер, маршал и т. п.) исполняли важнейшие государственные функции. Их должности по­степенно становятся наследственными и возлагаются на крупнейших духовных и светских князей — герцога Сак­сонского, архиепископов Майнцского, Трирского и других., бесконтрольно управлявших германскими землями в пери­оды длительного отсутствия императоров. С начала XI в. при императоре создается королевский совет (гофтаг), рассматривающий важнейшие государственные дела. Ре­шения по ним часто принимались и на общих съездах фе­одалов при решающем голосе князей.

С XII в. начинается постепенный процесс разложения системы королевской администрации на местах. Прежние королевские чиновники — графы — превращаются в на­следственных ленников. Они создают собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегия­ми и иммунитетами от вмешательства центральной власти.

Таким образом, начиная с XII в. деятельность центрального и местного аппарата Германии все меньше зависела от воли и желания императора и все больше определялась политическими интересами и привилегиями князей.

Особый аппарат был создан для управления Италией. Его возглавлял канцлер, являвшийся одним из высших духовных князей Германии. Кроме него существовали им­ператорские посланцы с административными и военными полномочиями, пфальцграфы — заведующие императорс­ким имуществом, префекты городов.

Военные силы империи подразделялись на имперские и княжеские. Королевское (императорское) войско состоя­ло из воинских контингентов, поставляемых его вассала­ми, хотя первое время император мог опираться также на министериалов, управляющих его поместьями и обязанных служить императору "конно и оружно". Число воинов, ко­торых были обязаны приводить светские и духовные кня­зья, устанавливалось императором, однако условия учас­тия в военных походах определялись феодальным обычаем и решениями феодальных съездов. В итальянских кампа­ниях участие всех вассалов в походе было обязательным, но на деле не всегда соблюдалось.

Верховным главнокомандующим был император. Коман­дование контингентами поручалось князьям, которые осуществляли его через графов и сотников. До XII в. в случае нападения на страну в ополчение могли призываться крес­тьяне.

Судебная система Германии была унаследована от каролингской монархии. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора постепенно огра­ничивалась в пользу светских и духовных князей, а судеб­ная система приобретала все более сложный и многосту­пенчатый характер. Феодалы, которые первоначально имели право судить лишь своих крепостных, распространили свою юрисдикцию на все население принадлежавших им владе­ний. Для свободных существовали сословные суды, дей­ствовавшие на основе принципа "суда равных": княжес­кие, графские, шеффенские и т.п. В зависимых городах суд находился в руках представителя сеньора, а в освободившихся создавались городские суды, действовавшие на основе норм городского права. Свои суды имели и церков­ные корпорации.

Феодальное государство в период территориальной раздробленности. XIII—XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономи­чески и политически разобщенных регионов.

Одновременно завершается оформление системы со­словий и сословного представительства. Важной особеннос­тью сословной структуры, выросшей в Германии непосред­ственно из "щитов" вассально-ленной иерархии, были дроб­ность и отсутствие единства в масштабе всей страны» В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились им­перские князья, имперские рыцари и представители им­перских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

В связи с дальнейшим расширением и усилением по­литической роли сословия князей среди них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристокра­тов, которые и раньше оказывали решающее влияние на выборы королей, — так называемые курфюрсты (князья-избиратели).

Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезает среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другая перешла в ряды низшего дворянства. В свою очередь, низшее дворянство — основная масса рыцарства — утрачивает былое значение в, связи с появлением огнестрельного оружия, значительная часть его разоряется.

Происходит и дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники). Высшее духо­венство Германии было многочисленнее, богаче и могуще­ственнее, чем в других западноевропейских странах, и вхо­дило в состав князей, в том числе и курфюрстов. Низшее духовенство находилось в значительно худшем положении и по условиям своей жизни приближалось к трудящемуся населению.

Социальное расслоение в германских городах привело к образованию трех различных групп. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. Бургомистры имперских го­родов, избиравшиеся из патрициата, представляли город в рейхстаге. В оппозиции к патрициату стояли две другие группы: бюргерство (средняя часть населения городов, пол­ноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, по­денщики, неимущие горожане).

В Германии XIV в. выделилось три района с различ­ным положением крестьянского населения. В Саксонии рас­пространилась практика отпуска крестьян на волю без зем­ли и предоставления им наделов в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена де­нежной рентой. Наконец, на колонизированных восточных землях крестьяне получили значительные земельные на­делы, экономическую самостоятельность и личную свобо­ду. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи. Однако со второй половины XIV в. здесь усили­вается тягловое бремя, происходит захват общинных зе­мель, что, как и в других странах (например, в Англии), было связано с поиском феодалами дополнительных до­ходов в условиях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевладения, которая явилась предшественником прусского юнкерско­го поместья.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономи­ческое и политическое развитие империи оказали Рефор­мация (религиозное по форме, буржуазное движение под лозунгом реформы католической церкви), крестьянская война 1525—1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. Реформация еще боль­ше разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Трид­цатилетняя война — феодальная реакция на Реформацию и выступление крестьянства привела к сильному ослабле­нию городов и буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхушки. Все это способствовало закреплению германской раздробленности.

Изменения в государственном строе. Политическое развитие Германии. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являл­ся носителем государственной власти, а фактически нахо­дился в руках или под контролем курфюрстов. Его дея­тельность на местах была в значительной степени парали­зована реальной властью территориальных князей, посте­пенно превращающихся в настоящих монархов.

После окончательного установления верховенства рим­ских пап над церковью император утратил положение гла­вы церкви и перестал наделять епископов и аббатов цер­ковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделяв­ший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру — наделял каноника земель­ным владением с соответствующими вассальными обязан­ностями.

Избрание императора стало производиться узкой кол­легией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угод­ный коллегии.

Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязаннос­тями королевской власти поддерживать "мир" и осуществ­лять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал дохо­ды только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли васса­лов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип "принудительного пожалования леном"). Попытки Фридриха Барбароссы во­зобновить императорские регалии — права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монет­ных дворов, а также ввести подушевой и земельный нало­ги окончились безрезультатно.

Императорская власть не смогла создать систему цен­тральных имперских учреждений и "вырастить" королевс­кую бюрократию, сколько-нибудь сравнимые с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Фран­ции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального цент­рального суда.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году оконча­тельно не закрепился за Габсбургами. Император продол­жал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основ­ном функции военного и внешнеполитического координато­ра действий немецких феодалов. Это положение было юри­дически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., издан­ной германским императором и чешским королем Карлом IV.

"Золотая булла" закрепила исторически сложившую­ся практику, при которой управление Германией факти­чески сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, гер­цога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избира­тели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому.

Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей колле­гии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превраще­ние коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуж­дения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.

"Золотая булла" признала полную политическую само­стоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, уста­новила неделимость курфюршеств, переход их по наслед­ству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими ре­галии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вас­салам было запрещено вести войны против сеньоров, горо­дам — заключать союзы против курфюрстов. Таким обра­зом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать вырабо­танные ими условия, ограничивающие его власть. Эти ус­ловия с XVI в. получили название "избирательных капиту­ляций" и сохранялись в практике выборов германских им­ператоров до конца XVIII в.

С XIV—XV вв. в Германии помимо императора суще­ствовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв. "имперский день"), который с XIII в. созывался им­ператором достаточно регулярно. Его структура окончатель­но оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свобод­ных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий дру­гих западноевропейских государств. Прежде всего в рейх­стаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии засе­дали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.

Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган предста­вительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — кня­жеств, а бургомистры имперских городов представитель­ствовали по должности.

Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал пра­вом законодательной инициативы; указы, изданные импе­ратором совместно с членами гофрата (императорского со­вета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.

В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централиза­ции в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаб­лением центральной власти в условиях возрастания соци­альной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запреще­ние частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных кня­жеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — им­ператором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, ко­торые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управ­ления империей — "общеимперский пфенниг". Однако зна­чительная часть этих мероприятий так и не была проведе­на в жизнь.

Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела по­стоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям. С XV в. основой имперской и княжеских армий становятся отряды наемников. Вместе с тем решениями рейхстага про­извольная вербовка солдат в имперскую армию без согла­сия князей была запрещена. Наемные армии утвердились во всех немецких землях, будучи олицетворением полной политической раздробленности. Попытки введения общеим­перского налога на содержание армии императора и созда­ния военных округов для формирования имперского войска были заблокированы князьями.

Таким образом, отсутствие профессиональной бюрок­ратии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что цент­ральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедера­тивной форме государственного единства.

dereksiz.org

Средневековая Германия | Kursak.NET

Лекция 7.

Средневековая Германия.

В результате раздела Каролингской империи франков в 843г., один из сыновей последнего императора Людовика Благочестивого – Людовик Немецкий, получил области к востоку от Рейна и к северу от Альп – старую территорию германских племен, некогда воевавших с Римом и, наконец, добившихся падения Западной Римской империи. Это Восточно-Франкское королевство вскоре стало называться Германией. В 911г. династия Каролингов пресеклась, и королем был избран герцог Конрад Франконский.

Саксонский король Оттон I (936-973) сумел подавить сепаратистские настроения и, для укрепления своей власти, в 962г. добился коронации в Риме императорской короной из рук Папы Римского. При этом, согласно договору с папой, император Священной Римской империи германской нации (официальное название – с 15в.) провозглашался верховным сеньором светских владений в Италии. Германские императоры, получая корону «императоров римлян» из рук папы, тем самым претендовали на духовное и светское лидерство в христианском мире.

Расширение Германии на юг (Италия) и восток (славянские земли – Чехия) определили характер искусственного объединения германских княжеств в империи, соединяя эти земли воедино при помощи внешней экспансии. Процессы становления единого государства в империи не были завершены, она являлась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшим несколько сотен национально-территориальных единиц. Священная Римская империя германской нации представляла собой попытку продлить традицию Римской империи и создать универсальное имперское государство. Таким образом, она претендовала на преемственность не только от империи Карла Великого, но и от Римской империи. Включала в себя Германию, Северную и Среднюю Италию, западнославянские земли (насильственная христианизация), часть Юго-Восточной Франции (даже некоторое время – Бургундию). К началу 14в. империя представляла собой крупнейшее политическое образование в Западной Европе, лишенной, правда, внутреннего единства.

Образование в 11в. гофтага – королевского совета при императоре из высших должностных лиц (канцлер, маршал), являвшихся наследственными из высших аристократов, предполагало централизацию управления империей. Наиболее важные решения принимались на общих съездах феодалов, где высшие герцоги и епископы имели решающий голос.

Императоры большую часть своего времени проводили в Италии (например, император Фридрих II (1220-1250) пробыл в Германии около 9 лет из своего правления), что усиливало центробежные силы в Германии, постепенно готовя период феодальной раздробленности, начавшейся с 12в. Прежние королевские чиновники (графы) превращаются в наследственных ленников, создавая собственный аппарат управления своими владениями, защищенный привилегиями и иммунитетами от вмешательства центральной власти. Именно поэтому императоры предпочитали проживать в Италии, т.к. для управления ею создавался особый аппарат, возглавлявшийся канцлером – одним из высших епископов, однако контролировавшимся императором.

Опиравшиеся на католическую церковь князья вели войны на востоке против западных славян и народов Прибалтики (1237г. – впервые упоминается Берлин на землях племени лютичей). 1202г. – орден меченосцев, 1226г. – перевод Тевтонского ордена из Палестины в Прибалтику. 1237г. – слияние орденов в Ливонский орден. За всем этим стояли римские папы.

Прогресс производительных сил и связанное с ним отделение ремесла от сельского хозяйства способствовали развитию городов как экономических центров ремесла и торговли. Начиная с 10в. в Западной Европе расцветают старые городские поселения, основанные еще римлянами и пришедшие в упадок в 5-9вв. В Германии в 13в. насчитывается до 500 городов.

С 12в. в европейских городах начинается процесс коммунального движения, ведшийся посредством кровопролитных восстаний против власти сеньоров. Заключение горожанами тайных союзов, связанных присягой, способствовало успеху многих таких восстаний, заканчивавшихся предоставлением городу той или иной степени самостоятельности. Коммунальное движение, направленное на освобождение из-под власти феодалов, положило начало политическому союзу городов с королевской властью, желавшей ослабления влияния крупных магнатов. Отсутствие в Западной Европе социального резерва в виде свободного крестьянства (как в Англии или Швеции) вынуждала королей опираться только на собственных вассалов или города. Немногие города освободились из-под власти князей, епископов и короля, добившись значительной автономии. В Германии такие города назывались «вольными» и «имперскими» (сеньором считался сам король). К 14в. в городах проживало до 1/5 населения страны.

Областная централизация в условиях углубления хозяйственной раздробленности, явилась экономической предпосылкой развития системы т.н. территориальных княжеств – компактных территорий, в пределах которых их правители обладали относительно полной политической властью. Поглощенные итальянскими делами, императоры, чтобы развязать себе руки и обеспечить поддержку князей, шли им на новые и новые уступки. В итоге, характерной чертой политического развития Германии стало возобладание территориального принципа над племенным. Император являлся верховным судьей, однако он потерял право налогообложения в масштабах всей империи, каковое перешло к местным князьям.

В период междуцарствия (1250-1273гг.), когда императора не было вовсе, громадная часть бывших коронных земель оказался переделен между князьями. Переход императорства к австрийским Габсбургам в 15в. произошел слишком поздно, да и большую часть владений новых императоров составляли не немецкие земли.

Процесс распада Германии на территориальные княжества имел ряд отличительных черт в сравнении с классической феодальной раздробленностью в Западной Европе периода средневековья. Это было дробление государства не на вотчины и сеньории с их вассально-иерархической зависимостью и иммунитетами, а на обособленные территориальные образования с полной политической властью князей. Княжества оформились в независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления. Подчинение князей императору определялось только слабыми вассально-ленными связями, поскольку вассальные обязанности князей сводились к участию в коронационном походе на Италию, явке в курию и выставлению в случае войны определенного контингента воинов. Вот эти княжества и развивались по образцу централизованных европейских монархий.

Правовое закрепление политической раздробленности было сделано императором Карлом IV Люксембургом (1346-1378), который был чешским королем.

В 1437г. императорская корона перешла к австрийским Габсбургам, бывших императорами вплоть до упразднения Священной Римской империи германской нации в 1806г. Наполеоном (единственное исключение – 1742-1745гг., когда во время войны за австрийское наследство императором Карлом VII был избран баварский курфюрст Карл Альбрехт), но фактическая наследственность династии императоров при сохранявшемся порядке выборов, не представляла опасности для независимости князей.

Реформация (1517г. – выступление М. Лютера), крестьянская война 1525-1527гг., и затем 30-летняя война 1618-1648гг., разъединили Германию по признаку вероисповедания: протестантская (север и восток), и католическая (юг и юго-запад) части.

В связи с расширением и усилением политической роли сословия князей из них выделяется немногочисленная группа светских и духовных аристократов – курфюрсты (князья, избирающие императора). С 13в. центральный аппарат империи во главе с императором только номинально являлся носителем верховной власти, фактически находясь под контролем курфюрстов. Власть территориальных князей, превратившихся в монархов, парализовала деятельность императоров. В 1356г. в т.н. «Золотой булле» был подтвержден порядок избрания «римского короля, долженствующего стать императором» (большинством голосов). Коллегия выборщиков состояла из 7 курфюрстов: архиепископы Майнцский, Кельнский и Трирский, король Чешский, пфальцграф Рейнский, герцог Саксонский, маркграф Бранденбургский (первый из них являлся председателем коллегии и обладал решающим голосом при равенстве голосов). Одобрения римского папы теперь не требовалось. Коллегия являлась постоянно действующим органом государственного управления и имела право суда над императором и его смещением. В итоге, реальная власть в средневековой Германии теперь уже и юридически по «Золотой Булле» перешла в руки олигархии курфюрстов, которых объединяло только формальное общее подданство императору.

В 14в. княжества-государства трансформировались в сословно-представительные монархии. Княжеский абсолютизм 17-18вв. раздробил Германию на более 300 государств. Наиболее крупными абсолютными монархиями империями являлись Пруссия и Австрия, между которыми велось соперничество за политическое верховенство в империи.

С 14в. в Германии, помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения – рейхстаг и имперский суд. Выросшее из совета императорских вассалов сословно-представительное собрание представителей земель, входящих в империю в конце 15в. получило название рейхстага. В это общеимперское собрание включалось представительство курфюрстов, других духовных и светских князей, делегатов крупнейших вольных и имперских городов. Выделялись три коллегии: курфюрсты, коллегия крупных феодалов (князей и графов) и коллегия имперских городов. При этом, рыцарство не имело самостоятельного корпоративного представительства, духовенство не выделялось в особую курию, а города могли обсуждать лишь вопросы, затрагивавшие их непосредственные интересы. Рейхстаг являлся органом с совещательными правами, служившим выяснению и максимальному согласованию мнений представленных в нем общественных групп: его акты не обладали обязательной силой и носили характер общеимперских рекомендаций. Император испрашивал согласия рейхстага по военным, международным и финансовым вопросам. Также, он обладал правом законодательной инициативы: указы, изданные императором, совместно с курфюрстами, представлялись на утверждение рейхстага.

kursak.net


Смотрите также