Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство. Танк германии королевский тигр


Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство

Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство, имел точно такую же компоновку, как и все остальные немецкие танки Второй мировой войны - то есть с передним расположением трансмиссии.

Машина постоянно модернизировалась, наиболее крупной явилась замена башни (после выпуска 50 танков), усовершенствована пушка (продувка канала ствола происходила без помощи компрессора, за счет энергии отката). Установка нового прицела и усиление бронирования моторного отсека. С броней тоже были неувязки (замена молибдена на вольфрам не лучшим образом сказывалась на снарядостойкости). Ближе к концу войны вносились постоянные упрощения в конструкцию, к примеру отсутствие внутренней окраски последних выпусков.

  • На изготовление одного Королевского тигра уходило около 14 дней
  • Для производства одного танка требовалось 119, 7 тонн стали, 50 тонн уходило в "стружку", к примеру на "Пантеру" необходимо было 77,5 тонн металла

В передней части машины находилось отделение управления, в котором размещались коробка перемены передач, рычаги и педали управления танком, а также щитки контрольных приборов и радиостанция. Здесь же находились сиденья механика-водителя и стрелка-радиста.

Наиболее харатерные отличия танка Королевский тигр, разных периодов производства

В центре располагалось боевое отделение, над которым устанавливалась башня с вооружением. Слева от пушки крепилось сиденье заряжающего, справа - наводчика и командира танка. В боевом отделении размещался боекомплект, а под вращающимся полом - гидропривод поворота башни и два топливных бака.

Танкисты демонстрируют венграм мощь своего 88 мм орудия, как никак, длина ствола 6,5 метра

Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство, в кормовой части находилось моторное отделение, в котором располагались двигатель, радиаторы с вентиляторами и топливные баки.Корпус «Королевского тигра», по своей форме идентичный корпусу «Пантеры», изготавливался из броневых листов толщиной 150 - 250 мм, соединенных между собой «в шип» с последующей обваркой. В передней части крыши корпуса устанавливались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, а также люки-лазы для их посадки. Для удобства демонтажа агрегатов трансмиссии, вся передняя часть крыши корпуса (перед башней) делалась съемной.

Вид на рабочее место механика водителя и стрелка радиста танка

Кормовая часть при помощи броневых листов делилась на три отсека - в центральном размещался двигатель, в правом и левом - радиаторы и вентиляторы системы охлаждения. При преодолении водных преград радиаторные отсеки могли заливаться водой, а центральный был герметичным, и вода в него не поступала. Сверху радиаторные отсеки закрывались броневыми решетками для доступа и выброса воздуха их си¬стемы охлаждения. Над двигателем имелся откидной люк с отверстиями для доступа воздуха к воздушным фильтрам. В днище корпуса имелись лючки для доступа к торсионам подвески, а также различным краникам для слива воды, топлива и масла. В передней части, перед креслом механика-водителя размещался аварийный люк-лаз.

Министр Шпеер показывает Гитлеру боеприпасы к 88 мм пушке, на фото видна деревянная модель тигра

Фото боеприпасов к 8,8 см пушке, сравнительные размеры к танку

Танк оснащался сварной башней с диаметром погона в свету 1850 мм, изготовленной из 40 - 180 мм бронелистов, соединенных в шип типа «ласточкин хвост» с последующей обваркой. В лобовом листе имелись вырезы для установки пушки, а также отверстия для прицела и спаренного с пушкой пулемета, а в кормовой - люк для демонтажа пушки. В крыше башни имелся люк заряжающего, командирская башенка с люком командира, отверстия для вентиляторов и установки гранатомета. Как уже говорилось, первые 50 «королевских тигров» оснащались «поршевской» башней, отличавшейся от «хеншелевской» гнутым лобовым листом, выступом в левом борту для установки командирской башенки и отверстиями в бортах для выброса стреляных гильз.

Panzerkampfwagen Ticer Ausf. В (Sd. Kfz. 182) Porsche, ниже запущенный в производство с башней фирмы Henschel, установка обновленной башни началась с 51-го выпущенного танка

Вращение башни осуществлялось гидравлическим поворотным механизмом с приводом от двигателя танка, и скорость вращения зависела от числа оборотов. Так, при 2000 об/мин башня поворачивалась на 360 градусов за 19 с, а при 10ОО об/мин - за 77 с. Также был предусмотрен и дублирующий ручной привод, при работе с которым наводчику нужно было «крутануть» маховик около 700 раз, что¬бы сделать полный оборот башни.В башне танка устанавливалась 88- мм пушка KwK 43 с длиной ствола 71 калибр (с дульным тормозом - 6595 мм). Противооткатные приспособления размещались над стволом. Пушка имела вертикальный кпиновый затвор, и оснащалась системой продувки ствола после выстрела сжатым воздухом, для чего под сиденьем наводчика устанавливался специальный воздушный компрессор.Для наведения орудия на цель на машинах первых выпусков устанавливался бинокулярный телескопический прицел TZF 9d/1, который позже заменили на монокулярный телескопический TZF 9d.На первых 50 «королевских тиграх» боекомплект для пушки составлял 77 выстрелов, затем его увеличили до 84. 22 выстрела размещались в кормовой нише башни, а остальные - в боевом отделении и отделении управления.

Бpoнeпpoбивaeмoсть различных типов снарядов пушки Королевского тигра начальная скорость снаряда 1000 м/с, в мм при угле встречи 0º, по данным немецких источников

Кроме пушки, «Королевский тигр» имел еще два 7,92-мм пулемета MG-34 - один спаренный с орудием, а второй, курсовой, устанавливался в лобовом листе корпуса. Курсовой пулемет оснащался телескопическим прицелом TZF 2. Кроме того, на командирской башенке имелось специальное крепление, позволявшее вести огонь из пулемета по самолетам противника. Боекомплект к пулеметам составлял 4800 патронов.Силовая установка «Королевского тигра» была полностью заимствована с «Пантеры» - на танке устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 230Р30 мощностью 700 л.с. - такие же стояли и на «пантерах». Двигатель оснащался четырьмя карбюраторами Solex 52, подача топлива осуществлялась двумя диафрагменными насосами.

Проушины выполнены из броневого бортового листа. Серьга, крючок с предохранителем для буксировки тяжелых транспортных средств

Система охлаждения двигателя включала в себя четыре радиатора (по два с каждой стороны) емкостью 114 л и вентиляторы «Циклон». Для облегчения запуска двигателя в холодное время имелся термосифонный подогреватель, который прогревался паяльной лампой через специальное отверстие в комовом листе корпуса.

Что бы исключить повреждения вентиляционных отверстий при атаке с воздуха, на них устанавливались стальные пластины, прямоугольное отверстие работало на забор, а круглое на выдув.

Двигатель запускался при помощи стартера, а в случае его отказа - вручную или специальным устройством с приводом от автомобиля.«Тигр» Ausf. Е. Она состояла из коробки перемены передач, главного фрикциона и механизма поворота (все в едином блоке), дисковых тормозов и карданной передачи от двигателя.Коробка перемены передач Maybach OVLAR OG(B) 40 обеспечивала 8 передач вперед и четыре - назад. Для облегчения управления она снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Кроме того, в отличие от коробки передач «Тигра I», новая КПП оснащалась специальным водяным радиатором для охлаждения масла.

Фото разреза танка для удобного показа условий работы танковых экипажей Королевского тигра

Электрооборудование «Королевского тигра» выполнялось по однопроводной схеме и имело напряжение 12 В. Источниками являлись генератор Bosch и два аккумулятора емкостью 150 А/ч.Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство, ходовая часть (на борт) включала в себя девять сдвоенных опорных катков диаметром 800 мм с внутренней амортизацией (пять во внешнем ряду и четыре во внутреннем), ведущее колесо переднего расположения с 18 зубьями на двух съемных зубчатых венцах, и направляющего колеса диаметром 650 мм. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 92 траков шириной 818 мм. Для перевозки по железной дороге «Королевский тигр» «переобували» на транспортные гусеницы шириной 658 мм.

Испытание защитных систем вентиляции танка "Королевский тигр", вот так он мог продержаться около 40 минут

Для внешней связи все танки оснащались радиостанцией Fu 5 с дальностью действия до 6,5 км телефоном и до 9,5 км в телеграфном режиме.«Королевские тигры» оснащались автоматической системой пожаротушения емкостью 3 л, установленной в моторном отделении. Система срабатывала при температуре 120 градусов.

toparmy.ru

Танк "Королевский тигр" Германия характеристики

Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182) - Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B -Tiger II Konigstiger.

Танк "Королевский тигр" разработан в 1943 году фирмой "Порше" и с 1944 года начал поступать в германские войска дополнительно и взамен танков "Тигр". Так же, как и его предшественник, "Королевский тигр" был вооружен 88-мм полуавтоматической пушкой, однако длина ее ствола была увеличена до 71 калибра, что обеспечило получение начальной скорости бронебойного подкалиберного снаряда 1000 м/с. Такой снаряд на расстоянии 1000 метров пробивал броню толщиной до 200-мм. Кроме мощной пушки, танк имел и исключительно мощное бронирование, причем, учитывая опыт "Пантеры", конструкторы расположили броневые листы с рациональными углами наклона.

Башня также напоминает по своей форме башню "Пантеры", но более вытянута в длину. В башне, кроме вооружения, располагались три члена экипажа и часть боекомплекта - 22 снаряда. Снаряды располагались в горизонтальном положении, что в сочетании с механизмом заряжения существенно повышало скорострельность пушки. Для снижения уровня загазованности башни были предусмотрены вентилятор и система продувки канала ствола после выстрела. Карбюраторный двигатель фирмы "Майбах" жидкостного охлаждения был установлен в задней части танка, а трансмиссия с ведущими колесами - в его передней части. Соединение ее с двигателем обеспечивалось карданной передачей. Ходовая часть имела катки большого диаметра, расположенные в шахматном порядке. По сравнению с танком Т-VI Н она удлинена на один опорный каток на борт. В связи с высоким весом подвижность танка оказалась даже ниже, чем у танка Т-VI Н.

Танк "Королевский тигр"

"Королевский тигр" имел направленность на истребление танков и бронетехники противника; это не позволяет соотносить его с советским танком прорыва ИС-2, ориентированным главным образом на преодоление укрепленных позиций и поддержку пехоты.

 История создания тяжелого танка "Королевский тигр"

"Королевский тигр" - последний немецкий тяжелый танк - называли гибридом между "Элефантом" и "Пантерой". От первого он получил знаменитую 88-мм пушку, а от второй - форму корпуса с рациональными углами наклона броневых листов. Появился этот танк как результат настойчивого желания Управления вооружений  вермахта и самого фюрера вооружить танк отработанной конструктивно, мощной-зенитной пушкой. Тем самым будущему танку предназначалась роль истребителя танков. А как только наступательное оружие, каким, безусловно, являются танки, создается в ответ и для борьбы с танками противника, оно становится уже оборонительным оружием и неизбежно теряет одно из главнейших качеств, в данном случае маневренность и подвижность. Уже не так важно, какой окажется масса машины, главное - толщина брони и вооружение. И скорость не важна, и проходимость. Такой танк-истребитель будет действовать против наступающего противника в основном из засад и с больших дистанций, которые позволяют баллистика пушки и качество прицелов.

В августе 1942 года было разработало техническое задание на тяжелый танк, который должен был в перспективе заменить танк "Тигр". На новой машине предполагалось использовать 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр, которая была сконструирована фирмой "Krupp" в 1941 году. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма "Henschel" и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом.

VK 4502 (P1)

Проект Порше VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(P) - заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III - представлял собой несколько переработанный, применительно к новому техзаданию, танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей "Simmering-Graz-Pauker"  мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию.

Проект Порше VK 4502 (P1)

VK 4502 (P1) с задним расположением башни.

Другие варианты проекта, предложенные конструкторским бюро Porsche AG, предполагали использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизельмотора мощностью 700 л.с., и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. При заднем размещении башни двигатель располагался в средней части корпуса, а отделение управления - впереди.

Проект Порше VK 4502 (P2)

Проект Порше VK 4502 (P2) с передним расположением башни

Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод "Friedrich Krupp AG" в Эссене успел изготовить 50 башен для танка конструкции Порше.

Компоновка танка

Компоновка танка VK 4502 (P2)

Что касается проекта, предложенного фирмой "Henschel", - VK 4503(H) - то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком "Пантера II", разработка которого также шла в тот период.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Создавая новый тяжелый танк, и Адерс не изобрел ничего оригинального: взамен "ящикообразного" корпуса старого "Тигра" в основу новой машины были положены формы и пропорции корпуса и башни "Пантеры". При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую - 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наследство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель Maybach HL230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По - "Пантеровски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".(так и не пошедшей в серию).

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B

Tiger II с башней Порше

В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(H). Игрушка понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же как в случае с танком "Тигр", поступило распоряжение использовать на танке фирмы "Henschel " уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. 18 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы "Wegmann" поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийные машины.

Tiger II с башней Порше

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с башней Порше

Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182). позже замененное на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название "Konigstiger"  - "Королевский тигр" - в Вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране название "Королевский тигр" известно каждому, а "Тигр Б" или "Тигр II" в большинстве случаев вызовет удивление и недоумение.

Tiger II с серийной башней

Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B Tiger II с серийной башней

Серийное производство "Королевского тигра" началось в январе 1944 года. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков "Тигр II" со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам "Henschel".

В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных "Королевских тигров". Своего максимума производство достигло в августе 1944 года, но и тогда не дотягивало до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью 1944-го. После того выпуск "Королевских тигров" сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы "Niebelungenwerke" в Сент-Валентине, но этого не произошло.

Другой немецкий автор - Фриц Хан приводит другое число танков, выпущенных в 1945 году - 112. Подобное разночтение не позволяет указать общее количество изготовленных "Королевских тигров". Число это колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году.

Производство танков
  1943 1944 1945
январь - 3 40
февраль - 5 42
март - 6 18
апрель - 6 -
май - 15 -
июнь - 32 -
июль - 45 -
август - 84 -
сентябрь - 73 -
октябрь 1 26 -
ноябрь - 22 -
декабрь 2 60 -
Итого 3 377 100
Производство танков

Первые же бои с участием "Королевских тигров" выявили некоторые недостатки у первых 50 танков, на которых устанавливались башни конструкции Порше, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании их в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Krupp" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.

Pz.Kpfw VI Ausf.B King-Tiger

Всего было выпущено 489 танков "Королевский тигр"

Помимо смены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG-34 заменили на МG-42, а шаровую установку курсового пулемета - на установку пистолета-пулемета MP-40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовали даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
Тигр-II с башней Порше в Бовингтонском музее Тигр-II в Бовингтонском музее
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

Как и в случае с "Тигром" сборка "Королевских тигров" на фирме "Henschel" теоретически была разделена на девять этапов по 6 часов в каждом. В среднем же на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 - в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" - 77 469 кг).

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
В Германии В Бельгии
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В начале 1945 года 10 танков с башней "Henschel" были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu5 и Fu7 (вариант Sd.Kfz. 267) или Fu5 и Fu8 (вариант Sd.Kf/. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann".Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

Танк "Королевский тигр" (Pz.Kpfw VI Ausf.B) в музеях стран мира
в Швейцарии в США
Нажмите на фото танка, чтобы увеличить

В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размешалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован не был.

wikiwar.ru

Т-34-85 против «Королевских тигров» / Назад в СССР / Back in USSR

"… К тому времени на вооружение Красной Армии уже поступали танки Т-34-85, но на фоне такого монстра, как «Королевский тигр», они могли похвастаться только хорошей маневренностью и подвижностью". Немецкий тяжелый танк T-VIB «Тигр-II» №502, захваченный 13 августа 1944 года во время боев на Сандомирском плацдарме Летом 1944 года войска Красной Армии вели наступление по всему фронту. Стратегическая инициатива полностью перешла на сторону наших войск, но вермахт все еще огрызался, отчаянно и умело защищаясь на некоторых рубежах, и время от времени преподнося советским воинам неприятные сюрпризы. Лишившись стратегического преимущества на Восточном фронте, гитлеровцам приходилось рассчитывать только на «чудо-оружие». К августу 1944 года, когда бойцы Красной Армии вели бои уже на территории Польши, таким «чудо-оружием» с немецкой стороны должны были выступить новейшие тяжелые танки Pz.Kpfw. VI Ausf.B Tiger II, получившие прозвище «Королевский тигр». Однако дебют этих танков на Сандомирском плацдарме закончился для немцев полным провалом. К 10 августа 1944 года войска 1-го Украинского фронта успешно форсировали реку Висла и прорвали немецкую оборону юго-западнее польского города Сандомира. Опрокинув части немецкой 4-й танковой армии, советские войска существенно расширили плацдарм. Стремясь вернуть утраченные позиции по западному берегу Вислы, гитлеровцы срочно начали переброску своих частей в район Сандомира. Сюда были направлены 5 дивизий (в том числе одна танковая) из группы армий «Южная Украина», 5 пехотных дивизий из Германии, 3 пехотных дивизии из Венгрии и 6 бригад штурмовых орудий. Советские войска, готовясь к контрнаступлению противника, осуществляли перегруппировку сил и средств, срочно строили оборонительные укрепления и ставили минно-взрывные заграждения. Немецкое командование прекрасно отдавало себе отчет в том, что Сандомирский плацдарм — это дорога вглубь Польши. Для них плацдарм представлял смертельную опасность. Поэтому немцы собирались рассечь плацдарм, осуществив удар на рассечение между двумя советскими армиями. В немецком наступлении должен был принять участие 501-й тяжелый танковый батальон (45 «Королевских тигров»). На пути немецких войск находились части 53-й гвардейской танковой бригады, которой командовал опытный командир — полковник Василий Архипов. Этот офицер к 1944 году успел накопить большой фронтовой опыт, он принимал участие еще в советско-финской войне 1939-1940 годов. Архипов грамотно построил оборону, в том числе организовав хорошо замаскированные танковые засады. В этих боях советские танкисты впервые встретились с танками «Королевский тигр». Данная боевая машина представляла собой самый защищенный серийный немецкий танк времен войны. Верхняя лобовая деталь толщиной 150-мм установленная под хорошим углом 50 градусов была неуязвима для большинства танковых и противотанковых пушек, имевшихся в распоряжении союзников. Боевая масса танка составляла 68 тонн. Снаряд, установленной на «Королевском тигре» 88-мм пушки KwK 43 L/71, на расстоянии в 4 километра мог пробить 80-мм вертикально установленную бронеплиту, а великолепная немецкая оптика позволяла вести огонь на такую дальность. С дистанции в километр снаряд, выпущенный из пушки Тигра II, пробивал 240-мм броню. К тому времени на вооружение Красной Армии уже поступали танки Т-34-85, но на фоне такого монстра, как «Королевский тигр», они могли похвастаться только хорошей маневренностью и подвижностью. Обновленная тридцатьчетверка получила новое 85-мм орудие, установленное в новой просторной башне с 90-мм лобовой броней. Однако толщина брони лобовой детали корпуса осталась неизменной — 45 мм. Для немецких танковых и противотанковых орудий такое бронирование не было непреодолимой преградой. К 12 августа немцы смогли добиться некоторых тактических успехов. Используя свежие части, в том числе и новейшие тяжелые танки, они преодолели оборону пехоты и противотанковой артиллерии, отбив деревни Шидлув и Оглендув, расположенные рядом со Сташувом. На этом все успехи немецких танкистов закончились. Впереди их ждало несчастливое 13 августа, когда новейшие тяжелые танки попали в несколько умело организованных засад, при этом немцы бросили несколько новейших «Королевских тигров». На тот момент танк не был до конца доработан и страдал от различных технических проблем. Перед немецким наступлением 11 августа лишь 12 из 45 тяжелых танков 501-го батальона были на ходу, остальные вышли из строя по техническим причинам. Александр Петрович Оськин 13 августа 1944 года в 7 часов утра немцы под прикрытием густого тумана силами в 11 тяжелых танков Тигр II и двух бронетранспортеров с пехотой начали наступление на безымянную высоту, расположенную восточное Оглендува. На восточных скатах данной высоты советскими танкистами была организована засада из двух средних танков. Одним из них был Т-34-85 гвардии лейтенанта Александра Оськина. Обложенные копнами сжатой ржи танки напоминали стога сена. Оськин подпустил немецкие танки на расстояние всего в 300 метров, после чего открыл по ним огонь. В результате три «Королевских тигра» было уничтожено, а остальные решили повернуть обратно. Александр Оськин, не зная, что новые танки противника практически неуязвимы, вступил с ними в бой и вышел из него победителем. В этом есть доля шутки, но в каждой шутке есть и доля правды. Александр Петрович Оськин родился 7 апреля 1920 года в деревне Малое Коровино Рязанской Губернии, скончался 21 февраля 2010 года в Москве — советский танкист, участник Великой Отечественной войны, 23 сентября 1944 года был представлен к званию Героя Советского Союза, с 1975 года полковник. В годы войны Оськин последовательно командовал танками Т-26 и Т-34. Особо отличился в боях 13 августа 1944 года в рамках проведения Львовского-Сандомирской операции. 13 августа на подступах к деревне Оглендув принял участие в отражении немецкой танковой атаки превосходящих сил противника, уничтожив в бою три новейших немецких тяжелых танка, а еще один танк повредив. На следующий день его тридцатьчетверка одной из первых ворвалась в деревню Оглендув, в которой были захвачены четыре танка «Королевский тигр». В бою экипаж танка Т-34-85 лейтенанта Оськина в составе механика-водителя А. Стеценко, командир орудия А. Мерхайдарова, заряжающего А. Халычева, радиста А. Грушина из засады смог уничтожить три новейших немецких тяжелых танка. По другой информации Оськин уничтожил только головной танк в колонне, а остальные машины были буквально изрешечены основными силами бригады и приданными средствами усиления. Но общих итогов боя это не меняет. Первое боевое применение тяжелых немецких танков Тигр II на Восточном фронте закончилось полным провалом для немецких танкистов. Бой, в котором участвовал Александр Оськин, был не единственным. В тот же день, 13 августа, на другом участке обороны с «Королевскими тиграми» противника встретились танки ИС-2 из состава 71-го отдельного тяжелого танкового полка, который был на тот момент прикреплен к танковой бригаде Архипова. Перед рассветом взвод тяжелых танков ИС-2, которым командовал лейтенант Клименков, занял позицию также недалеко от Оглендува. Когда советская пехота пошла в атаку на деревню, солдаты заметили в кустах на ее южной окраине немецкий тяжелый танк и через посыльного сообщили об обнаруженном противнике нашим танкистам. Клименков отправился на заранее подготовленную позицию и сначала двумя выстрелами поджег дом, возле которого находился немецкий танк, подсветив его. Тигр II начал пятиться назад, но следующим выстрелом экипаж Клименкова сбил ему гусеницу. После этого немцы покинули танк и бежали. Машина была занята советскими танкистами, которые развернув башню танка открыли огонь по противнику. Позднее экипаж Клименкова несколькими выстрелами уничтожил еще один «Королевский тигр», Оглендув был отбит. Но и на этом неудачи немецких танкистов не закончились. Еще 7 «Королевских тигров» в 14:00 попытались атаковать советские части возле Оглендува с направления высоты 271,2. Но здесь они наткнулись на находящийся в засаде ИС-2 старшего лейтенанта Удалова, который подпустил танки противника на 700-800 метров. После нескольких выстрелов он сжег один Тигр II и подбил второй. Когда немецкие танкисты, миновав засаду, начали удаляться, Удалов, использовав лесную дорогу, вывел свой танк им навстречу и с опушки леса уничтожил еще один немецкий тяжелый танк. Немцы вынуждены были повернуть назад, но вскоре снова попробовали атаковать. В этот раз они напоролись на засаду старшего лейтенанта Белякова, который открыл огонь по танкам противника с расстояния в один километр. Третьим снарядом ему удалось уничтожить один из танков, а остальные решили отойти. Всего 13 августа 1944 года советские танкисты вместе с артиллеристами отбили 7 танковых атак. В ночь с 13 на 14 августа 53-я танковая бригада Архипова захватила четыре «Королевских тигра». Всего по отчетам советских войск, в боях, которые произошли у Шидлува-Оглендува, гитлеровцы потеряли 31 танк. При этом советские солдаты отмечали плохую подвижность «Королевских тигров», слишком большие габариты танков, которые облегчали прицеливание и частое их застревание в песчаном грунте. Один из захваченных в тех боях исправным «Королевский тигр» с бортовым номером 502 по сей день можно увидеть в бронетанковом музее в Кубинке. Причиной полного фиаско грозных немецких тяжелых танков, которые так и не оправдали надежд гитлеровцев в боях под Сандомиром, стала умелая организация обороны советскими войсками, а также, бесспорно, мастерство наших танкистов. В то же время противник сам допустил многочисленные просчеты в тактике и планировании операции, а также крайне неудачно выбрал район использования 68-тонных боевых машин. Желание поскорее бросить в бой не доведенные до ума танки на непригодной для их использования местности закончилось для немцев полным провалом, а советские танкисты, впервые встретившие грозного противника в бою, навсегда вписали свои имена в историю.Юферев Сергей

back-in-ussr.com

Ошибка «Королевского тигра»

В июле 1944 года в Нормандии Вермахт впервые применил своего «козырного туза»: танки «Тигр II». В бою они не имели себе равных. Тем не менее, вскоре обнаружились их большие недостатки.

В принципе, всем известна поговорка о том, что лучшее — враг хорошего. Но это только в принципе. Если лучшее призвано заменить хорошее раньше времени, то можно столкнуться лишь с дополнительными трудностями. Именно это и произошло с сильнейшим немецким танком Второй мировой войны — моделью «Тигр II», более известной под названием «Королевский тигр».

Собственно, его предшественник, танк «Тигр I» в 1942 году на Восточном фронте, где его задачей стало противостоять советскому танку Т-34, также был задействован слишком поспешно. И лишь когда в 1943 году удалось справиться с техническими проблемами этой машины и наладить ее серийное производство, она стала по-настоящему грозным оружием, наводившим ужас на врагов.

Когда еще только начались тесты танка «Тигр-I», его производитель — концерн Henschel — получил заказ на разработку новой, более совершенной модели. Аналогичный заказ получило также конструкторское бюро Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). При этом предыдущая разработка Порше оказалась чрезмерно новаторской, и в итоге уже построенные им шасси были переделаны и приспособлены для производства на их базе САУ «Фердинанд».

Компоновка танка "Тигр II"

При разработке «наследника» «Тигра I» также вскоре начался настоящий хаос. Перед конструкторами были поставлены достаточно четкие задачи: в частности, новая модель должна была иметь корпус, непробиваемый ручными гранатами, то есть иметь отвесные стенки, как Т-34, а также среднетяжелый танк «Пантера».

Для сравнения: тяжелый танк "Тигр". Основное отличие - форма корпуса. У "Тигра" нос корпуса тупой - "ступенькой", у "Тигра II" - наклонный. Кроме того, "Тигры II" были оснащены лучшей пушкой

Новый танк должен был быть оснащен новой длинной пушкой калибра 88 мм под конструкционным номером 43 L/71. Это была самая мощная танковая пушка всей Второй мировой войны. Она была гораздо совершеннее, чем пушка советского танка ИС-2, несмотря на то, что у той был калибр 122 мм.

В третьих, инженерам было поручено разработать, по возможности, простую конструкцию для массового производства. Немецкие оружейники убедились в важности этого фактора на примерах Т-34, а также американского танка М4 «Шерман» (Sherman). В частности, они предполагали использование множества одинаковых запчастей для Тигра-2 и Пантеры-2.

Загрузка боекомплекта

Первые прототипы, разработанные обоими конкурирующими конструкторскими бюро, не соответствовали поставленным задачам. Разработка застопорилась до тех пор, пока в дело не вмешался лично Гитлер и не потребовал в очередной раз усилить фронтальную и боковую броню до 185 миллиметров и не обращать при этом внимания на неизбежно возрастающий вес нового танка.

В конечном итоге после того, как новые разработки были продемонстрированы Гитлеру, в октябре 1943 года заказ на производство танков получила именно фирма Henschel. Для начала требовалось построить 175 машин. Предложение главного конструктора Эрвина Адерса (Erwin Aders) сконцентрировать для начала все мощности на производстве улучшенной промежуточной модели на базе «Тигра I», которая имела бы более толстую фронтальную броню, было отклонено. При этом, однако, можно было бы произвести большее количество танков, у которых было бы меньше проблем с запчастями.

Однако военное ведомство предпочло этому прагматичному варианту наладить производство еще не запущенных в серию «Королевских тигров». В декабре 1943 года цеха завода Henschel в Касселе покинули первые три пробные машины. В январе 1944 года была выпущена первая серия из восьми «Тигров II». 

Одновременно с этим Henschel увеличил производство «Тигров I» до 95 машин в месяц. Их число могло бы быть почти вдвое больше, если бы заводу не пришлось приспосабливаться под производство новой модели.

Танковые траки на башне и бортах - неуклюжая попытка создать дополнительную защиту  

Весной 1944 года первые «Королевские тигры» были поставлены войскам — сначала элитной танковой учебной дивизии, а затем тяжелым танковым подразделениями, которые действовали на фронте независимо от обычных дивизий. Первые испытания показали, что новая модель имела множество преимуществ перед своей предшественницей, но имела также и серьезные недостатки.

Одним из главных преимуществ была новая пушка, которая могла уничтожить любой танк противника фронтальным попаданием с расстояния двух километров. Кроме того, емкость бензобака у нового танка выросла с 534 до 860 литров, благодаря чему он мог преодолевать расстояния до 140 (вместо 100) километров по ровной и до 90 (вместо 60) километров по пересеченной местности.

Главным недостатком «Королевского тигра» стала его масса, увеличившаяся с 60 до 70 тонн. Она была слишком велика для большинства мостов, которые приходилось преодолевать по пути войскам. Поэтому «Тиграм II» часто приходилось искать объездные пути.

А поскольку новые «Тигры» оснащались теми же моторами, что и старые — 12-цилиндровыми «Майбахами» объемом 24 литра и мощностью около 700 л. с., то их и без того невеликая относительная мощность снизилась с 12,5 до 10 л. с. на тонну. Для сравнения: у немецких Пантер и советских Т-34 относительная мощность составляла 16 л. с. на тонну. И лишь когда мотор был доработан, и его мощность выросла до 800 л. с., его относительная мощность сравнялась с показателями советского тяжелого танка ИС-2.

Однако, пожалуй, самым серьезным недостатком «Тигра II» стало низкое качество его стали. Немецкая горно-рудная промышленность не располагала достаточным количеством молибдена и использовала для легирования стали ванадий. Однако результат оказался иным, нежели рассчитывали инженеры: молибден увеличивал прочность стали, а ванадий — его эластичность. Это привело к тому, что номинально значительно более прочная броня Тигра-2 разрушалась внутри танка, что приводило к гибели экипажа, хотя вражеская граната и не пробивала ее насквозь.

Первые 50 серийных танков получили башни, которые произвел на свой страх и риск Фердинанд Порше. Лишь начиная с июня 1944 года, машины стали оснащать башнями лучшей формы, произведенными Henschel, которые, однако, были еще на 1,2 тонны тяжелее.

Впервые «Королевские тигры» были задействованы 19 марта 1944 года в ходе «Операции Маргарита» танковой учебной дивизии в Венгрии. Но там они не встретили вообще никакого сопротивления.

Американцы захватывали "Королевские тигры" и принимали к себе на службу

Первым же серьезным боем, в котором приняли участие «Тигры II», стало сражение 11 июля 1944 года у французской деревни Коломбель в Нормандии. В течение кратчайшего времени двенадцать «Королевских тигров» уничтожили двенадцать «Шерманов», а также несколько американских противотанковых пушек и полугусеничных машин, не понеся при этом никаких потерь. Однако американцы вызвали подкрепление с воздуха, а также с моря, и «Тиграм II» пришлось отступить.

А еще через неделю последовала тяжелая бомбовая атака на их позиции, и в течение последовавших за ней боев все, кроме одного, «Тигры II» были уничтожены. Большому количественному превосходству противника сверхтяжелые новые танки, которых до мая 1945 года было построено около 500 единиц, не смогли ничего противопоставить, даже несмотря на свои мощнейшие пушки.

"Тигр II" в музее.

www.istpravda.ru

Королевский тигр танк фото | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения

Королевский тигр танк фото. Первая попытка создать танк с длинноствольной 88-мм пушкой была предпринята компаниями Porsche (руководитель - доктор Фердинанд Порше) и Friedrich Krupp AG еще в конце 1941 года. При этом Porsche занималась разработкой шасси, a Krupp - башней с вооружением. Предполагалось установить в нем 88-мм пушку KwK L/71 с длиной ствола в 71 калибр.Такое орудие начали проектировать осенью 1941 года по инициативе А. Гитлера - он предложил на базе нового 88-мм зенитного орудия Flak 41 создать танковую пушку. Управление вооружений сухопутных войск поручило данную работу фирме Friedrich Krupp AG, с которой в ноябре заключили соответствующий договор.Доктор Ф. Порше, не особо утруждая себя проектированием другой машины, предложил для установки новой 88-мм длинноствольной пушки свое шасси VK 4501 (Р), более известное как «Тигр Порше». 30 января 1942 года на заседании «танковой комиссии» (состояла из представителей военных и промышленности, занималась вопросами проектирования и производства бронетанковой техники в Германии) прошло обсуждение проекта вооружения «Тигра Порше» длинноствольной 88-мм пушкой. В результате, было принято решение - установить башню с новым орудием начиная со 101-й серийной машины. При этом предполагалось переделать корпус «Тигра Порше» - его лобовые листы должны были устанавливаться под углом к вертикали (например, верхний под углом 60 градусов). Такое решение о производстве танка, который существовал только в виде эскизов было принято во многом благодаря особому отношению А. Гитлера к Ф. Порше - фюрер оказывал последнему серьезное покровительство.Установка новой пушки и переделка корпуса привела к переделке проекта шасси VK 4501 (Р). В результате, новая машина стала сначала именоваться как VK 4501 (Р2), а с марта 1942 года - VK 4502 (Р). В документах конструкторского бюро Ф. Порше эта машина получила обозначение как Тур 101, а с 23 марта 1942 года - Тур 180.

Проекты тяжелого танка с 88-мм пушкой, разработанные Ф. Порше: Тур 181 (вверху) и Тур 180

Работы по новой машине велись довольно медленно - в проект постоянно вносились изменения, требовалось провести испытания различных узлов и агрегатов. Например, в мае 1942 года была увеличена толщина лобового листа корпуса до 80 мм, а сам лист устанавливался под углом 55 градусов. Кроме того, в нем появилась шаровая установка курсового пулемета, закрытая шарообразной бронировкой. При этом последнюю предполагалось отливать - позже такое решение использовали на «пантерах», «ягдпантерах» и «королевских тиграх».5 октября 1942 года конструкторское бюро Ф. Порше представило в Управление вооружений пять вариантов нового тяжелого танка VK 4502 (Р). Проекты имели заводские обозначения Тур 180А, Тур 180В, Тур 181А, Тур 181В и Тур 180С. Все варианты имели единую ходовую часть «Тигра Порше» и похожие по конструкции корпуса. Между собой Тур 180 и Тур 181 различались расположением боевого отделения (в средней части или в кормовой соответственно) и трансмиссией - на первых планировалась электрическая, на вторых - гидравлическая. Оба варианта к тому времени уже прошли опробование на опытных образцах «Тигра» Порше. Варианты с литерами А, В и С различались типами используемых на них двигателей.

Башня «Королевского тигра», доставленная на сборку на завод фирмы Henschel

Проектированием 88-мм длинноствольного орудия и башни для его установки занималась фирма Krupp. И если с созданием артсистемы особых проблем не возникало, то с башней не все было гладко. Дело в том, что из-за значительных размеров орудия башня получалась весьма габаритной. Поэтому военные потребовали уменьшить ее лобовую проекцию для снижения вероятности поражения при обстреле. Идя навстречу заказчику, инженеры фирмы Krupp выполнили башню ромбовидной формы (в плане), сделав лобовую часть довольно узкой. При этом лобовой лист башни, имевший полукруглую форму, приходилось выгибать на специальных приспособлениях. Однако с изготовлением лобовых листов возникли проблемы - 7 мая 1942 года фирма Krupp сообщила, что при гибке лобовых бронелистов башен у 8 из 15 заготовок образовались трещины. Фирма предлагала заварить их, и использовать эти детали, но управление вооружений сухопутных войск выступило против. Не помогло даже то, что испытания заваренных бронелистов обстрелом показали благоприятные результаты.Тем не менее, к осени 1942 года фирма Krupp закончила проект башни с 88-мм пушкой длиной в 71 калибр. Башня изготавливалась из гнутых бронелистов и имела довольно сложную «обтекаемую» форму. В левом борту имелась выштамповка под командирскую башенку. Для посадки экипажа имелось два люка - в командирской башенке и крыше башни. Здесь же устанавливался вентилятор и установка для стрельбы 90-мм минами. В кормовом листе имелся люк для демонтажа пушки, а в левом борту - лючок для выброса стрелянных гильз.

Линия подготовки башен для их установки на танки, завод фирмы Henschel. Весна 1945 г

Королевский тигр танк фото. Казалось бы, для появления «в металле» прототипов Тур 180 и Тур 181 конструкции Ф. Порше все есть. Тем более что еще 4 февраля 1942 года с фирмой Krupp заключили контракт на изготовление 100 комплектов бронедеталей для корпуса VK 45.01 (Р2) (сами корпуса должны были собираться на заводе Nibelungenwerke) и 100 башен с 88-мм пушкой. По первоначальному плану первые 8 комплектов брони должны были отправиться на Nibelungenwerke уже в августе 1942 года, но затем из-за неготовности чертежей, не законченных конструкторским бюро Ф. Порше, сроки сдвинули на октябрь. Но планам этим не суждено было сбыться - управление вооружений сухопутных войск отказалось от изготовления танков VK 4501 (Р2). Военные посчитали, что электрическая и гидравлическая трансмиссии, предлагаемые Ф. Порше для своих машин, являются сложными, дорогими и недоработанными. Кроме того, представители Nibelungenwerke сообщили, что установка башни Krupp с 88-мм пушкой L/71 на шасси VK 4501 (Р2) является весьма затруднительной. К тому же к этому времени у военных был проект другой машины, которой они отдавали предпочтение. Речь идет о машине фирмы Henschel.

Американские офицеры осматривают башни «королевских тигров», предназначенные для установки на танки. Завод фирмы Henschel, весна 1945 г

Henschel являлась третьей компанией, которая была привлечена к проектированию тяжелого танка с длинноствольной 88-мм пушкой. К работам она приступила позже конструкторского бюро Ф. Порше - лишь в конце февраля 1942 года. Причем по решению управления вооружений, после изготовления первых 100 машин VK 4501 (Н) с 88-мм пушкой L/56 («Тигр I»), Henschel должен был перейти на установку в башне «Тигра» 75-мм длинноствольного орудия L/70. Лишь в апреле 1942 года инженеры «Хеншеля» начали работу по установке 88-мм пушки L/71. Первый вариант, получивший обозначение VK 4502 (Н), предполагал использование ходовой части и моторно-трансмиссионной установки «Тигра I», установленных в новый корпус, бронелисты которого предполагалось устанавливать под большими углами наклона к вертикали.

Один из «Королевских тигров» 503-го батальона тяжелых танков. Лето 1944 года. Хорошо виден гнутый лобовой лист «поршевской» башни и прилив для установки командирской башенки

19 августа 1942 года фирма Henschel получила задание об установке нового двигателя Maybach HL 230 РЗО, а также об усилении бронезащиты машины. В результате появился новый проект, получивший обозначение VK 4503(H). Первые варианты машины были представлены на рассмотрение военных 25 октября, а доработанные с учетом замечаний - 25 ноября 1942 года. Интересный факт: в документах фирмы Henschel, он именовался «Tiger III» - подразумевалось, что «Tiger II» это проект Ф. Порше Тур180/181. Смотрим =>> "Немецкий танк Королевский тигр характеристики устройство".Внешне корпус нового «хеншелевского» танка VK 4503 напоминал «Пантеру», но с усиленной броней: верхний лобовой лист - 100 мм, нижний лобовой лист и борта - 80 мм. Предлагалось использовать различные двигатели и коробки перемены передач, причем в качестве последних рассматривались механические Maybach OG 4016 36 или ZF Alklauen, гидравлическая AEG, а также электрическая.

фото «Королевский тигр» из состава 101-го батальона тяжелых танков СС, подбитый на улице города Ставелот. Бельгия, декабрь 1944 г

3 января 1943 года Гитлер потребовал увеличить лобовой лист новой машины до 150 мм, что увеличило ее массу примерно на 1760 кг. В феврале 1943 года по решению управления вооружений сухопутных войск решено было провести унификацию проектов VK 4503 и «Пантера II» (над последней работали инженеры компании MAN). Это привело к тому, что работы затянулись как минимум на три месяца, и доработанный проект появился лишь в июне 1943 года. Примерно в это время машина в документах стала именоваться как Pz.Kpfw. Tiger Ausf. В, также встречается обозначение Tiger II.Помимо усиленного до 150 мм лобового листа корпуса, машина получила металлические катки с внутренней амортизацией (девять сдвоенных на борт) и 700-сильный двигатель Maybach HL 230 РЗО. Радиаторы располагались так же, как и у «Пантеры» - справа и слева от двигателя (кстати, видимо это обстоятельство, как и форма корпуса, послужили причиной того, что в советских документах того времени «Королевский тигр» рассматривали как дальнейшее развитие «Пантеры»).

Фото «Королевский тигр» из состава 503-го батальона тяжелых танков на улице Будапешта. Октябрь 1944 года. Машина имеет башенный номер 233, корпус и башня покрыты циммеритом

Фото того же танка, вид с другой стороны

В октябре 1942 года управление вооружений сухопутных войск заключило с фирмой Henschel договор на изготовление к октябрю следующего года 176 новых танков. Однако после того как в январе 1943 года приняли решение об унификации VK 4503 и «Пантеры II», сроки выпуска пришлось скорректировать. В результате, первый образец танка Tiger II № V1 (V- Versuchs-Fahrgestell, «экспериментальное шасси») удалось собрать в октябре 1943 года, а в ноябре машина поступила на испытания. За первым образцом, последовали еще два № V2 и V3, собранные в январе 1944 года. Королевский тигр танк фото. После чего началось серийное производство. Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf. В (Sd.Kfz. 182), которое потом заменили на Panzerkampfwagen Tiger Ausf. В или Tiger II. Также у машины было и неофициальное наименование - Konigstiger («Королевский тигр»), которое более известно в нашей стране, нежели «Тигр Б» или «Тигр II»

Первые 50 «королевских тигров» (включая три прототипа) получили башни, спроектированные для танков конструкции Ф. Порше Тур 180/181 - к моменту начала серийного выпуска нового тяжелого танка они уже имелись в наличии (в отечественной литературе такие башни иногда именуются «поршевскими»). Начиная с 51-й машины, «королевские тигры» получили другую башню, в конструкции которой постарались учесть недостатки предыдущей конструкции (в литературе иногда именуется «хеншелевской»). Новая башня, проект которой впервые был представлен фирмой Krupp еще летом 1943 года, имела плоский лобовой лист, установленный под углом к вертикали - при попадании в него снаряды теперь не рикошетировали в крышу корпуса. Также отказались от выступа в левом борту для установки командирской башенки - теперь она крепилась на крыше.

Фото «Королевский тигр», машина имеет башенный номер 502, на борту надпись «Захвачен 13-8-44 3 б-н 53 танк, бригада 6 танк, корпус»

Выпуск «Королевского тигра» велся на заводе фирмы Henschel в Касселе, броневые детали поступали с предприятий Skodawerke (Skoda), Krupp и Dortund Hoerd Huttenverden, 88-мм пушки поставляли заводы Garny (во Франкфурте) и Wolf (Магдебург).Производство танков «Королевский тигр» по месяцам, смотрим =>> "Королевский тигр боевое применение".

1943 1944 1945
Январь - 5 40
Февраль - 5 42
Март - 6 30
Апрель - 6 -
Май - 15 -
Июнь - 32 -
Июль - 45 -
Август - 94 -
Сентябрь - 63 -
Октябрь 1 26 -
Ноябрь - 26 -
Декабрь - 56 -
Всего 1 379 112

С начала 1944 года авиация союзников начала усиленные бомбардировки немецких промышленных предприятий. Чтобы обеспечить бесперебойный выпуск танков, рейхсминистрество вооружений пыталось «разукрупнить» производство. Для этого отдельные сборочные линии или цеха с головных заводов переводились в другие места. Кроме того к сборке привлекали другие предприятия, ранее не занимавшиеся этим. Например, в 1945 году изготовление «королевских тигров» начали на фирме Wegmann в Касселе. Правда, тут главным образом велась сборка танков из готовых деталей.

Фото того же танка Королевский тигр 501-го батальона тяжелых танков, захваченный на Сандомирском плацдарме, вид сзади. Август 1944 года. Хорошо видны крепления дополнительных антенн, что являлось особенностью командирских танков

Всего до апреля 1945 года удалось изготовить 492 «королевских тигра», считая три прототипа. Пик производства пришелся на август 1944 года - в этом месяце удалось собрать 94 машины, после чего выпуск стал падать.В 1945 году планировалось провести модернизацию «Королевского тигра» с целью повышения его боевых и технических характеристик. Так, на машину предполагалось установить новый бензиновый двигатель Maybach HL 234 мощностью 900 л.с. с системой впрыска топлива непосредственно в цилиндры (сейчас это называется инжекторной системой подачи топлива), улучшенную трансмиссию, оптический дальномер, а также прицел со стабилизированным полем зрения. Однако к маю 1945 года все эти работы были еще очень далеки до завершения.

toparmy.ru

Огромный немецкий «Королевский тигр» оказался ошибкой :: NoNaMe

"Die Welt", ГерманияСвен Феликс Келлерхофф (Sven Felix Kellerhoff)

Танк "Королевский" Тигр-II

В июле 1944 года в Нормандии Вермахт впервые применил своего «козырного туза»: танки «Тигр II». В бою они не имели себе равных. Тем не менее, вскоре обнаружились их большие недостатки.

----------------------<cut>----------------------

В принципе, всем известна поговорка о том, что лучшее — враг хорошего. Но это только в принципе. Если лучшее призвано заменить хорошее раньше времени, то можно столкнуться лишь с дополнительными трудностями. Именно это и произошло с сильнейшим немецким танком Второй мировой войны — моделью «Тигр II», более известной под названием «Королевский тигр».

Собственно, его предшественник, танк «Тигр I» в 1942 году на Восточном фронте, где его задачей стало противостоять советскому танку Т-34, также был задействован слишком поспешно. И лишь когда в 1943 году удалось справиться с техническими проблемами этой машины и наладить ее серийное производство, она стала по-настоящему грозным оружием, наводившим ужас на врагов.

Танк «Тигр I»

Когда еще только начались тесты танка «Тигр-I», его производитель — концерн Henschel — получил заказ на разработку новой, более совершенной модели. Аналогичный заказ получило также конструкторское бюро Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). При этом предыдущая разработка Порше оказалась чрезмерно новаторской, и в итоге уже построенные им шасси были переделаны и приспособлены для производства на их базе САУ «Фердинанд».

САУ «Фердинанд»

При разработке «наследника» «Тигра I» также вскоре начался настоящий хаос. Перед конструкторами были поставлены достаточно четкие задачи: в частности, новая модель должна была иметь корпус, непробиваемый ручными гранатами, то есть иметь отвесные стенки, как Т-34, а также среднетяжелый танк «Пантера».

Лучшая пушка войны

Кроме того, новый танк должен был быть оснащен новой длинной пушкой калибра 88 мм под конструкционным номером 43 L/71. Это была самая мощная танковая пушка всей Второй мировой войны. Она была гораздо совершеннее, чем пушка советского танка ИС-2, несмотря на то, что у той был калибр 122 мм.

В третьих, инженерам было поручено разработать, по возможности, простую конструкцию для массового производства. Немецкие оружейники убедились в важности этого фактора на примерах Т-34, а также американского танка М4 «Шерман» (Sherman). В частности, они предполагали использование множества одинаковых запчастей для Тигра-2 и Пантеры-2.

Танки "Т-34" и "Тигр-1"

Первые прототипы, разработанные обоими конкурирующими конструкторскими бюро, не соответствовали поставленным задачам. Разработка застопорилась до тех пор, пока в дело не вмешался лично Гитлер и не потребовал в очередной раз усилить фронтальную и боковую броню до 185 миллиметров и не обращать при этом внимания на неизбежно возрастающий вес нового танка.

В конечном итоге после того, как новые разработки были продемонстрированы Гитлеру, в октябре 1943 года заказ на производство танков получила именно фирма Henschel. Для начала требовалось построить 175 машин. Предложение главного конструктора Эрвина Адерса (Erwin Aders) сконцентрировать для начала все мощности на производстве улучшенной промежуточной модели на базе «Тигра I», которая имела бы более толстую фронтальную броню, было отклонено. При этом, однако, можно было бы произвести большее количество танков, у которых было бы меньше проблем с запчастями.

Долгие объездные пути до поля боя

Однако военное ведомство предпочло этому прагматичному варианту наладить производство еще не запущенных в серию «Королевских тигров». В декабре 1943 года цеха завода Henschel в Касселе покинули первые три пробные машины. В январе 1944 года была выпущена первая серия из восьми «Тигров II». Одновременно с этим Henschel увеличил производство «Тигров I» до 95 машин в месяц. Их число могло бы быть почти вдвое больше, если бы заводу не пришлось приспосабливаться под производство новой модели.

Весной 1944 года первые «Королевские тигры» были поставлены войскам — сначала элитной танковой учебной дивизии, а затем тяжелым танковым подразделениями, которые действовали на фронте независимо от обычных дивизий. Первые испытания показали, что новая модель имела множество преимуществ перед своей предшественницей, но имела также и серьезные недостатки.

Одним из главных преимуществ была новая пушка, которая могла уничтожить любой танк противника фронтальным попаданием с расстояния двух километров. Кроме того, емкость бензобака у нового танка выросла с 534 до 860 литров, благодаря чему он мог преодолевать расстояния до 140 (вместо 100) километров по ровной и до 90 (вместо 60) километров по пересеченной местности.

Тигры-II на позиции

Главным недостатком «Королевского тигра» стала его масса, увеличившаяся с 60 до 70 тонн. Она была слишком велика для большинства мостов, которые приходилось преодолевать по пути войскам. Поэтому «Тиграм II» часто приходилось искать объездные пути.

А поскольку новые «Тигры» оснащались теми же моторами, что и старые — 12-цилиндровыми «Майбахами» объемом 24 литра и мощностью около 700 л. с., то их и без того невеликая относительная мощность снизилась с 12,5 до 10 л. с. на тонну. Для сравнения: у немецких Пантер и советских Т-34 относительная мощность составляла 16 л. с. на тонну. И лишь когда мотор был доработан, и его мощность выросла до 800 л. с., его относительная мощность сравнялась с показателями советского тяжелого танка ИС-2.

Танк "ИС-2"

Проблемы со сталью

Однако, пожалуй, самым серьезным недостатком «Тигра II» стало низкое качество его стали. Немецкая горно-рудная промышленность не располагала достаточным количеством молибдена и использовала для легирования стали ванадий. Однако результат оказался иным, нежели рассчитывали инженеры: молибден увеличивал прочность стали, а ванадий — его эластичность. Это привело к тому, что номинально значительно более прочная броня Тигра-2 разрушалась внутри танка, что приводило к гибели экипажа, хотя вражеская граната и не пробивала ее насквозь.

Первые 50 серийных танков получили башни, которые произвел на свой страх и риск Фердинанд Порше. Лишь начиная с июня 1944 года, машины стали оснащать башнями лучшей формы, произведенными Henschel, которые, однако, были еще на 1,2 тонны тяжелее.

Впервые «Королевские тигры» были задействованы 19 марта 1944 года в ходе «Операции Маргарита» танковой учебной дивизии в Венгрии. Но там они не встретили вообще никакого сопротивления.

Первым же серьезным боем, в котором приняли участие «Тигры II», стало сражение 11 июля 1944 года у французской деревни Коломбель в Нормандии. В течение кратчайшего времени двенадцать «Королевских тигров» уничтожили двенадцать «Шерманов», а также несколько американских противотанковых пушек и полугусеничных машин, не понеся при этом никаких потерь. Однако американцы вызвали подкрепление с воздуха, а также с моря, и «Тиграм II» пришлось отступить.

Танк "Шерман"

А еще через неделю последовала тяжелая бомбовая атака на их позиции, и в течение последовавших за ней боев все, кроме одного, «Тигры II» были уничтожены. Большому количественному превосходству противника сверхтяжелые новые танки, которых до мая 1945 года было построено около 500 единиц, не смогли ничего противопоставить, даже несмотря на свои мощнейшие пушки.

mynnm.ru

Модернизация «Королевского Тигра», 1945 год » Военное обозрение

«Кризисная» программа выпуска танков, принятая в октябре 1944 года, предусматривала оставить производство «Королевского тигра». Ни о каких его заменах как минимум в течение ближайшего года речь не шла.

В отличие от других боевых машин, предполагавшихся к производству в 1945 году, «Королевский тигр» должен был подвергнуться минимальным изменениям.

Основными направлениями работ по этому танку должны были стать модернизация шасси с целью обеспечения надежности его работы и улучшения подвижности, а также повышение эффективности вооружения.

6 февраля 1945 года доктор Адерс, главный конструктор фирмы Henschel, сообщил о следующих перспективных доработках по «Королевскому тигру».

Прежде всего, предполагалось установить на машину новый бензиновый двигатель Maybach HL 234 с системой впрыска топлива непосредственно в цилиндры (сейчас это называется инжекторной системой подачи топлива). Это не должно было вызвать серьезных проблем, так как по габаритам он был практически таким же, как стоящий на танке Maybach HL230.

Maybach HL 234 проектировался на заводах одноименной фирмы еще с осени 1944 года. Работы по новому двигателю были начаты из-за ненадежной работы карбюраторов, стоявших на Maybach HL 230 — несмотря на принимаемые меры довести их до «ума» так и не удалось.

На заседании «комиссии по развитию танков» 23 января 1945 года полковник Холь-цхауэр сообщил, что согласно последним докладам компании Maybach, испытания мотора HL 234 мощностью 900 л.с. показали, что он имеет практически такое же потребление топлива, как и вариант HL 230. Но, несмотря на введение улучшений в конструкцию цилиндров, коленвала и других деталей, новый двигатель еще нуждается в доработке.

Тяжелый танк «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года, подбитый в Венгрии. 3-й Украинский фронт, март 1945 года (АСКМ)

В тот же день представитель фирмы-изготовителя доктор Хейдекампф заявил, что испытания Maybach HL 234 на стенде еще не завершены, а к испытаниям двигателя в танке вообще не приступали. Тем не менее, представители «комиссии по развитию танков» практически единодушно выступили за немедленное включение Maybach HL 234 в программу производства моторов, учитывая его явные преимущества перед Maybach HL 230. Однако до конца войны не удалось даже закончить испытания нового двигателя.

Помимо Maybach HL 234 предполагалось испытать на «Королевском тигре» дизельные двигатели воздушного охлаждения Simmering-Pauker-Graz и Argus-MAN, а также Humboldt-Deutz (с водяным охлаждением). По мнению Адерса, установка этих моторов «потребует полной переделки моторного отделения и больших изменений конструкции броневого корпуса и механизма натяжения гусениц».

Требовалось внести изменения в систему охлаждения двигателя, на чем давно уже настаивало управление вооружений сухопутных войск. Для этого фирма Argus спроектировала новый вентилятор, а также предложила измененную конструкцию решетки для доступа воздуха на крыше моторного отделения. После испытаний обе детали предполагалось устанавливать на серийных танках.

Также рассматривались варианты улучшения работы трансмиссии танка путем использования других коробок перемены передач, например, спроектированной фирмой Zahnradfabrik для «Пантеры» Ausf. F, а также разработанной компанией Puis в Лейпциге специально для «Королевского тигра». Кроме того, на танке должны были испытать гидравлическую систему управления от Zahnradfabrik.

Помимо этого, изменения предполагалось внести в конструкцию ходовой части (для повышения ее надежности), люков механика-водителя и стрелка-радиста. Также рассматривались варианты дополнительной защиты крыши моторного отделения от попадания осколков и огня авиационных пушек.

20 февраля 1945 года начальник штаба сухопутных войск направил в управление вооружений состоящую из двух частей программу по модернизации «Королевского тигра». В первой части содержались те пункты, выполнение которых было возможно в короткое время, что позволяло повысить боевые качества танка. На реализацию пунктов второй части программы требовалось время и проведение исследовательских работ и испытаний.

Первая часть программы улучшений «Королевского тигра» предусматривала следующее:установка прицела со стабилизированным полем зрения - апрель 1945 года;установка оптического дальномера -апрель 1945 года;установка двигателя Maybach HL 234 мощностью 900 л. с. с системой впрыска топлива непосредственно в цилиндры - август 1945 года.

Тяжелый танк «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года, подбитый или оставленный экипажем из-за поломки. Венгрия, март 1945 года (АСКМ)Еще один «Королевский тигр» выпуска начала 1945 года. Скорее всего, машина была оставлена экипажем. Обратите внимание на запасные гусеничные траки, закрепленные на борту башни. Венгрия, 3-й Украинский фронт, март 1945 года (АСКМ)Американские офицеры осматривают башни «королевских тигров», готовые для установки на танки. Завод компании Henschel, март 1945 года (НА)Башня танка «Королевский тигр», которую не успели сгрузить с железнодорожной платформы. Завод компании Wegmann, весна 1945 года (НА)Башни «королевских тигров», готовые для установки на танки. Завод компании Henschel, март 1945 года (НА)

Эти проекты являлись приоритетными, и должны были вводиться в серийное производство не позднее указанной даты. К числу работ, требовавших времени для доработки, основными являлись: испытания в «Королевском тигре» дизельных двигателей Simmering-Pauker-Graz и Humboldt-Deutz, установка прицела со стабилизированным полем зрения, стабилизированной пушки, механизма, облегчающего заряжание, и системы защиты от отравляющих веществ.

Работы по созданию танковых прицелов со стабилизированным полем зрения велись в Германии еще с 1943 года. Для «Королевского тигра» их проектировала фирма Ernst Leitz в Вецларе совместно с инженерами Krupp. 10 марта 1945 года последние сообщили в отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), что проведены пробные попытки установки перископического прицела со стабилизированным полем зрения SZF3 в башню «Королевского тигра». При этом выяснилось, что необходимо внести некоторые изменения в лобовой лист башни для удобства монтажа SZF3. Фирма Ernst Leitz получила заказ на выпуск 1000 прицелов SZF3, но до конца войны ни один из них не был изготовлен.

Кроме перископического, для «Королевского тигра» проектировали и перископические прицелы со стабилизированным полем зрения.^ Ими занимались компании Carl Zeiss в Йене и Kreiselgeraete AG в Берлине. Наибольших успехов достигла последняя, работавшая над двумя вариантами прицелов - Turmwinkelzielfemrohr 2 и Turmwinkelzielfemrohr 3. Для их установке в крыше башни с левой стороны необходимо было вырезать специальное отверстие. Головка прицела сверху защищалась броневым колпаком.

Работы по установке 1,6-метрового дальномера в «Королевском тигре» начались в октябре 1944 года и велись компанией Krupp. 28 февраля 1945 года последняя сообщила отделу испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), что первый вариант башни с установкой дальномера предполагается изготовить к 31 марта. От обычной серийной она отличалась наличием в бортах двух броневых шарообразных выступов для объективов дальномера. По расчетам фирмы Krupp, их серийное производство должно было начаться с 601-й башни, примерно в середине июля 1945 года.

Что касается стабилизированной пушки, то 24 января 1945 года руководство отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) сообщило компании Krupp о том, что договор на разработку такой артсистемы заключен с фирмой Kreiselgeraete AG в Берлине. Месяц спустя, 20 февраля, с Krupp заключили контракт на установку в башне «Королевского тигра» безоткатной 88-мм пушки L/71 - Geschuetzrohr 8,8 см L/71 Starr. Это было прямым следствием успешных испытаний 75-мм безоткатного орудия в Jagdpanzer 38 Starr. Место, которое высвобождалось после демонтажа противооткатных устройств, планировалось использовать для установки механизма полуавтоматической или автоматической подачи выстрелов к орудию (некий прообраз современного механизма заряжания). Этот механизм также должен был спроектировать Krupp, а фирме Kreiselgeraete AG поручили разработку стабилизатора для этого орудия. Однако к концу войны до завершения данных работ было очень далеко.

Корпуса и башня танков «Королевский тигр», доставленные на завод фирмы Wegmann для сборки танков. Весна 1945 года (НА)Модернизированный танк «Королевский тигр» с доработками, которые могли появиться на машине летом 1945 года: установка дальномера в башне, новый вентилятор и вентиляторные решетки на крыше моторного отделения (выделены серым цветом)

В некоторых источниках есть упоминание о проекте вооружения «Королевского тигра» 105-мм пушкой L/68. Действительно, такой вариант машины был предложен компанией Krupp в ноябре 1944 года вместе с вариантами других танков и САУ, о которых говорилось выше. Однако заключение отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) по данному варианту, направленное в январе 1945 года в управление вооружений сухопутных войск, было отрицательным:

«Предполагаемая 10,5-см пушка не принята на вооружение армии. Следовательно, решение об установке в танк такого орудия не является разумным. В любом случае, это потребует установки новых прицелов, а также, вероятно придется внести изменения в конструкцию башни. Использование боеприпасов раздельного заряжания, в первую очередь приведет к значительному снижению скорострельности. Кроме того, для обслуживания пушки требуется второй заряжающий, места для размещения которого нет».

Подводя итог, можно сказать, что в 1945 году мог появиться «Королевский тигр» с установкой дальномера, прицела со стабилизированным полем зрения, новым двигателем — это мог быть как карбюраторный Maybach HL 234, так и какой-то из упомянутых выше дизелей - и, возможно, модернизированной трансмиссией. Таким образом, работы по «Королевскому тигру» были направлены на повышение эффективности вооружения танка и надежности работы машины в целом.

Схема установки дальномера в башне танка «Королевский тигр»Эскизный проект вооружения «Королевского тигра» 105-мм пушкой L/68, предложенный фирмой Krupp в ноябре 1944 года

Что касается установки 88-мм безоткатного орудия и стабилизатора пушки, то едва ли эти работы могли быть закончены в ближайшее время.

Сведений о возможной модернизации тяжелого истребителя танков «Ягдтигр», выпускавшегося на шасси «Королевского тигра», найти не удалось. Но в документе от 1 марта 1945 года «Обзор состояния вооружения по танкам, штурмовым, самоходным орудиям и тягачам до августа 1945 года», планировалось с 1 февраля изготовить 90 «ягдти-гров» - 20 в феврале, по 25 в марте и апреле, 7 в мае, и остальные до августа. Можно предположить, что эти самоходки могли получить элементы модернизации, которые предполагалось ввести в конструкцию базового шасси.

topwar.ru


Смотрите также