Учебник история германии


Скачать Бонвеч Б., Галактионов Ю.В.

Бонвеч Б., Галактионов Ю.В.

Рейтинг книги

0.00

(оценок&nbsp&lt&nbsp5)

0 10

Учебное пособие подготовлено коллективом ученых Западносибирского центра германских исследований. На большом фактическом материале с учетом новейших достижений исторической науки показаны основные этапы развития германской истории с 1871 г. » дана характерис­тика политических, экономических, социальных и культурных составляющих исторического процесса, освещена повседневная жизнь населения Германии. Издание соответствует Государственному образовательному стандарту Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пособие подготовлено для студентов, аспирантов, преподавателей и всех, интересующихся историей Германии.

В заключительном томе своего труда Фернан Бродель излагает мировую экономическую историю, "организовав" ее во времени и пространстве. Она предстает как чередование господства нескольких миров-экономик, объединенных не только единым центром, но и едиными временными ритмами. Рассматривая при...

1992 год

19.64 МБ

7.1

скачиваний: 1946

В книге, которую вы держите в руках, известный документалист Игорь Прокопенко собрал самые разные версии и гипотезы современных ученых о том, как на самом деле жили наши предки. Порой эти версии могут показаться фантастическими, но день за днем наука совершает сенсационные открытия, которые меняют к...

2015 год

4.48 МБ

8.8

скачиваний: 5053

«Страна, которую мы называем Древней Русью, так сильно отличалась от России послемонгольской эпохи, что через толщу минувших столетий кажется нам какой-то сгинувшей, легендарной Атлантидой… Был ли на самом деле Рюрик? Приглашали ли славяне варягов? Прибивал ли Олег щит на врата Цареград...

2014 год

1.48 МБ

0.0

скачиваний: 4330

Учебник, созданный учеными-историками, предназначен для использования в 9 классе по курсу отечествен-ной истории. В нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории России XX века.

1995 год

2.6 МБ

7.4

скачиваний: 3619

В учебнике члена-корреспондента РАН, директора Института российской истории РАН А.Н. Сахарова дается широкая панорама истории нашего Отечества как полноправного участника мирового и европейского цивилизационного процесса. Автор детально освещает политическую историю страны, рассматривает вопросы ее ...

2003 год

6.36 МБ

7.4

скачиваний: 3073

"Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны — не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.На самой страшной войне XX века женщин...

2004 год

1.33 МБ

7.1

скачиваний: 2642

Пособие написано коллективом молодых ученых в соответствии с современными требованиями программы вступительных экзаменов в вузы страны. Не скованные прежними стереотипами, авторы по-новому подошли к изложению исторического развития нашего Отечества, учли последние достижения российского и зарубежног...

1995 год

13.91 МБ

6.7

скачиваний: 3266

Фундаментальный трехтомный труд Фернана Броделя представляет собой всестороннее исследование экономической жизни человечества в переломную для его судеб эпоху становления капиталистических отношений. Первый том, названный "Структуры повседневности: возможное и невозможное", посвящен разли...

1986 год

31.25 МБ

7.5

скачиваний: 2965

У підручнику поданий систематизований виклад подій історії України, що охоплюють період між двома світовими війнами (1914-1939 рр.). В цей час Україна пройшла складний і важкий шлях від розчленованої між двома імперіями території до об’єднаної, проте лише формально незалежної республіки тоталі...

2003 год

6.43 МБ

7.1

скачиваний: 2719

Книга известного телеведущего Игоря Прокопенко даст вам возможность по-новому увидеть и, возможно, оценить или переоценить существующие стереотипы, которые сложились вокруг Советского Союза. По какому пути пошла бы наша страна сто лет назад, если бы не было Ленина? Почему великий вождь пролетариат...

2016 год

3.87 МБ

0.0

скачиваний: 3288

mexalib.com

Чем отличаются учебники по истории в Германии, Болгарии и Польше – Архив

Польша

Дмитрий Анатольевич Добровольский Доцент ВШЭ, заместитель руководителя Школы исторических наук
Система образования

Польша занимает промежуточное положение между жесткой советской моделью образования и либеральным подходом. За стандартизацию образования отвечает документ, утвержденный министром народного просвещения, в котором перечисляются задачи, стоящие перед школой, и рекомендации по тому, что следует делать со школьниками (например, водить детей на экскурсии или обеспечить их доступом в интернет).

Подход к изучению истории

На начальном уровне преподавания истории существует курс «История и общество» — он вводит базовые вещи: польский гимн, флаг и герб. Затем ученики изучают Польшу в Европе: Польша как целое, твой регион в Польше и твой город в Польше. То есть ученик совершает исторический путь от момента обретения европейского самосознания до локального и затем возвращается обратно. От индивидуального выбора ученика зависит, на каком уровне он хочет изучать программу, на базовом или углубленном. Под каждым из этих уровней есть учебный комплекс с программой, учебником и рабочей тетрадью, DVD-диском с материалами. 

Цели и содержание обучения

Требования делятся на две группы: цели обучения и содержание обучения. В целях обучения представлены общие вещи: развитие гражданского самосознания, ответственности и прочее. В содержании обучения все намного интереснее. Приведем пример.

Одна из последних тем базового курса для лицеев — «Мир после Второй мировой войны». В ходе его ученик объясняет причины распада антигитлеровской коалиции, а также описывает начало холодной войны. Описывает обстоятельства возникновения ГДР и ФРГ. Характеризует НАТО и ОВД как военно-политические блоки, обозначает страны блоков на карте. Характеризует государства, входившие в сферу влияния Советского государства, учитывая события в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Определяет временные рамки процесса деколонизации и оценивает последствия, принимая во внимание роль ООН. Объясняет роль Второго ватиканского собора в реформировании католической церкви.

Особенности учебников

Учебник создается под конкретную учебную программу. Любая линейка польских учебников должна пройти экспертизу в Министерстве образования. Важно то, что работа над учебником осуществляется публично. На сайте Министерства образования вы можете узнать все, от фамилий экспертов до их отзывов на учебник. В настоящий момент подобную экспертизу прошло 10 линеек учебников.

Учебники сопровождаются богатым иллюстративным материалом, обязательно DVD-диском с дополнительными видео- и аудиоматериалами. Учебник также сопровождается интерактивными пособиями, например картами.

Экзамен

Каждое пособие идет в комплекте с рабочей тетрадью, куда в обязательном порядке входит набор заданий, придуманных авторами учебников. Считается, что ученики должны решать только их. Тестовая часть отсутствует. Итоговый экзамен в Польше строится на рассуждениях и предполагает источниковедческий анализ, так как все факты уже заранее приведены в заданиях. Во время экзамена нужно продемонстрировать способности по аналитической проработке задания и умение рассуждать логически.

Фотография: Wikipedia

Германия

Мартин Байссвенгер Доцент ВШЭ, Школа исторических наук
Подход к изучению истории

Зачем вообще студентам история? Приведу цитату из программы: для углубленного понимания мировых структур, развития событий и личностей, которые определили прошлое и определяют настоящее. То есть прошлое имеет значение для современности. Оно должно помогать разбираться в современном пространстве. При создании учебника учитываются определенные критерии.

К примеру, в учебниках должен ставиться акцент на общественную интеграцию. Учебник должен содействовать непредвзятому общению людей разного социального происхождения, различной сексуальной ориентации и языковых традиций. Плюс в учебниках не должно быть дискриминации —наоборот, учебники должны подчеркивать равноправие людей, мужчин и женщин.

Особенности учебников

Работа над линейками учебников проходит публично, всю информацию можно найти на сайте Министерства образования. Немецкие учебники имеют четкую структуру: иллюстрации, текст и схемы. То есть сначала вы читаете текст, рассматриваете иллюстрации, а в конце учебника есть схема, которая структурирует полученную вами информацию. Все учебники в Германии совершенно бесплатные, и они устроены таким образом, что помогают приспособиться к существующему германскому миру с особой культурой. Учебники истории, особенно в 11-м классе, сделаны по источниковедческому принципу. В них много цитат историков, а в конце каждой главы приведены задачи, которые нужно решать на основе текстов из источников, предложенных в учебнике.

Программа

В 6-м классе школьник изучает такие темы, как «Человек в доисторическое время», «Египет», «Античный период». В 10-м классе доходят до изучения второй половины XX века: вьетнамская война, объединение Восточной и Западной Германии. Плюс параллельно школьники изучают историю региона. То есть до конца 10-го класса школьники учат факты, а в 11-м и 12-м классе школьника учат рассуждать. В 12-м классе школьник начинает изучение основ европейской культуры, предмета «создание наций», участвует в дискуссиях с вопросами, например о роли христианства в объединении Германии.

Экзамен

Выпускной экзамен строится по источниковедческому принципу. Как и в Польше, главное требование — это умение рассуждать на основе текстов и цитат.

Фотография: Wikipedia

Болгария

Татьяна Петровна Маслакова Преподаватель лицея НИУ ВШЭ
Особенности учебников

В Болгарии существует полная свобода в отношении авторских коллективов, разрабатывающих учебники. Книги с 5-го по 7-й класс совершенно бесплатны. В учебный комплекс входит рабочая тетрадь, атласы и карты. Для 6-го класса издают семь издательств, а для 8-го — 13 издательств.

Учебники для 9-го класса уже предусматривают особый языковой подход. Один учебник на болгарском, а второй на иностранном языке, который изучает ребенок (французском, немецком или английском). В 9–12-м классах ученики работают с пособиями по подготовке к экзамену, который напоминает ЕГЭ, но имеет другую структуру. В болгарских учебниках 50% — это иллюстрации, затем идут задания для индивидуальной и групповой работы и отдельно вопросы для самостоятельного изучения. Текст имеет второстепенное значение. Самое важное — алгоритм работы. Школьник в работе с учебником сам знает, на что обращать внимание при более детальном изучении исторической темы.

Программа

К ученикам предъявляются следующие требования: если в 8-м классе от школьника требуется описание и объяснение, к примеру, проблемы возникновения государства, то в 12-м классе он должен рассматривать подобные проблемы с позиций других гуманитарных дисциплин. В Болгарии дважды проводились исследования по поводу того, какой информации доверяют школьники. Им были предложены следующие варианты: учитель, экскурсии, учебники или исторические документы. Большая часть проголосовала за документ. В связи с этим в базовый учебник по истории была включена программа по изучению источниковедения. Поэтому в университет школьник приходит уже подготовленным студентом, который способен работать с историческими источниками.

Экзамен
Экзамен посвящен всемирной истории XX века. В него включены два блока: первая часть — 38 тестовых заданий с выбором верного ответа, вторая часть — создание текста по историческому источнику.

Картина: Константин Савицкий

Вместо заключения

Ефим Рачевский директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы, народный учитель России

«Интерес к исторической науке в советские годы был сильнее из-за сладости запретного плода. И если ООН решит издать единый учебник истории для всего населения земного шара, может быть, это вернет нас к тому, что человек захочет знать то, что находится за его пределами. В отличие от польского и германского образования, российский стандарт содержит требование к результату, а не к содержанию. Хребет держат две вещи: учебник и контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Однако для меня привлекательными показались те признаки, которые едины для всех трех европейских стран. Во-первых, вне зависимости от того, что книги изданы на бумажном носителе, они чрезвычайно интерактивны. Во-вторых, они побуждают к познанию и объяснению, а за основу обучения берется исторический документ. Это великолепно! Мне нравится, что, к примеру, в Болгарии учитель оказывается чуть ли не на последнем месте, а на первом стоит документ. Вот так должны работать учителя истории». 

Александр Борисович Каменский профессор ВШЭ, руководитель школы исторических наук

«Проблема заключается в том, что мы не знаем, зачем преподаем историю в школе и что хотим получить в итоге. В документах все прописано, но как это соотносится на практике? Система образования в заграничных школах нацелена на развитие самостоятельного мышления, способности к анализу, соотношение знаний о прошлом с современностью. У нас учебники и вообще образование в школе такое же, как 200 лет назад, — преподаватель дает готовое знание. 

Я не вижу никакой опасности в едином учебнике истории, потому что человек, не интересующийся историей, забудет ее, покинув школу. А человек, которому история интересна, приходит домой и находит еще 25 версий события. Учебник никакой проблемы не решит. В советское время действительно был один учебник издательства «Просвещение». Все выросли единомыслящими? Нет». 

Если вы хотите узнать гораздо больше о преподавании истории в школе, то прочитайте увлекательное и популярно изложенное исследование Марка Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира».

daily.afisha.ru

нападение Германии на СССР / Назад в СССР / Back in USSR

Как в учебниках истории разных стран отражены события летне-осенней кампании 1941 года и в чем версии авторов отличаются друг от друга. Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Согласно плану «Барбаросса», Гитлер рассчитывал на молниеносную войну и разгром советской армии в ходе летней кампании 1941 года. Историки до сих пор спорят, почему война началась так катастрофически для СССР, но при этом к зиме блицкриг Гитлера был остановлен. Начнем с наших союзников по Второй мировой. В США и Канаде нет Минобра, который одобряет пригодные для школ учебники. Регулируется не процесс, а результат — навыки, которыми школьники должны обладать в конце года. Учебные пособия (бумажные или электронные) выбирает учитель или школа, ориентируясь прежде всего на линейку крупнейших издательств.Министр иностранных дел Германии фон Риббентроп информирует дипломатический корпус и прессу о начавшемся нападении на Советский Союз Вот отрывок из выпущенного в соответствии с образовательными стандартами штата Калифорния учебника для десятого класса World History: Modern Times (издательство McGrawHill-Glencoe): «Гитлер запланировал нападение на Советский Союз на весну 1941 года, но из-за проблем на Балканах вторжение было отложено. Гитлер уже добился политического сотрудничества от Венгрии, Болгарии и Румынии, но провал кампании Муссолини в Греции (1940 год) сделал южный фланг немцев уязвимым к налетам британской авиации с греческих баз. Чтоб обезопасить себя, Гитлер в апреле захватил Грецию и Югославию. Обнадеженный ситуацией, Гитлер вторгся в СССР 22 июня 1941 года, веря, что сможет нанести решающее поражение до наступления жестокой зимы. Фронт растянулся примерно на 2900 километров. Немецкие войска быстро наступали, взяв в плен два миллиона русских солдат. К ноябрю одна немецкая армия прошла всю Украину, вторая осаждала Ленинград, третья угрожала Москве, столице СССР. Но ранняя зима и стойкое сопротивление советских сил остановили наступление. Из-за того что кампания планировалась на весну, у немцев не было зимней униформы. Впервые за всю историю войны немецкие армии были остановлены».World History: Modern TimesУчебник для десятого класса, США А вот другой учебник, по углубленному изучению истории в старших классах, — Advanced Placement World History 2014-2015 (издательство McGrawHill). Исторические события там рассматриваются в очень сжатой форме: в частности, европейскому театру Второй мировой уделяется один абзац (не лишенный фактических ошибок): «Первые годы войны продемонстрировали силу держав Оси. В 1941 году преимущество стало переходить к союзникам, когда Гитлер предпринял неудачное зимнее вторжение в Россию, а США вступили в войну. В то время как Гитлер был вынужден вывести свои войска из России в 1942 году, советские армии начали свое наступление через Восточную Европу на Германию. После свержения Муссолини войска союзников вошли во Францию и встретились в Германии в апреле 1945 года. За самоубийством Гитлера последовала победа союзников в Европе в мае 1945 года».Advanced Placement World History 2014-2015Учебник по углубленному изучению истории в старших классах, США В Великобритании школы также вольны выбирать учебники, однако есть четкие стандарты по каждому предмету, утвержденные Министерством образования. Любопытно, что по истории ХХ века (и британской, и мировой) в Англии есть только одна обязательная к изучению тема — Холокост. Остальные (Первая и Вторая мировые, деколонизация и так далее) — на выбор. При этом компоновка материала по ХХ веку очень сильно разнится от учебника к учебнику. Например, есть отдельные пособия по Британии XVII века или Германии 1918-1945 годов. Однако в известном учебнике AQA GCSE History: Understanding The Modern World (Dynamic Learning, 2016 год, одобрен Советом по аттестации и квалификации, который занимается организацией экзаменов на аттестат зрелости), Вторая мировая война не выделена в качестве независимого раздела. Операция «Барбаросса» рассматривается в разделе «Россия 1894-1945: Царизм и коммунизм». «Гитлер не напал на СССР в 1939 году из-за договора, подписанного в августе двумя странами. Но на рассвете 22 июня 1941 года более двух миллионов немецких солдат вторглись в Россию. Гитлер начал операцию «Барбаросса», хотя Британия еще не была побеждена. Сталина это полностью поймало врасплох, несмотря на предостережения некоторых его коллег. В первый же день 1200 самолетов было уничтожено на аэродромах. По ходу быстрого наступления немцев к Москве обе стороны вели себя варварски и жестоко. К октябрю немцы почувствовали близость победы. Но по мере отступления военных и гражданских лиц Сталин начал политику «выжженной земли». Более тысячи заводов были разобраны и перевезены к востоку от Уральских гор, вне досягаемости немцев. Животные и зерновые также перемещались — или уничтожались. Чем больше наступали немцы, тем сложнее им было получать припасы из Германии. Во-вторых, русская погода обернулась против немцев. Нескончаемые октябрьские дожди превратили землю в грязь и замедлили немецкое наступление. Потом, в ноябре, температура упала ниже нуля. Немецкие солдаты не были одеты и экипированы для таких условий. Транспортные средства останавливались, люди замерзали».AQA GCSE History: Understanding The Modern WorldУчебник по истории, Великобритания Указание на «жестокость с обеих сторон» и объяснение провала блицкрига исключительно русской зимой и выжженной землей, конечно, оставляют неизгладимое впечатление. Интересно дела обстоят и во Франции. В учебнике по истории третьего цикла (начальная школа) — Manuel d’histoire, La Librarie des Ecoles, 2013 — события 1941 года описываются достаточно подробно: «Воодушевленный всеми своими успехами, Гитлер в конце концов решил напасть на СССР, так как он хотел получить огромные территории России. Он хотел, чтобы у немцев на этих землях было огромное «жизненное пространство». Вторжение, названное операцией «Барбаросса», началось в июне 1941 года с участием почти четырех миллионов солдат (это была самая большая военная операция за всю историю человечества). В начале русские терпели поражение. Немцы захватили Украину, а потом собрались осадить Санкт-Петербург (тогда он назывался Ленинград, «город Ленина») и Москву».Manuel d’histoireУчебник начальной школы, Франция А вот дальше информация съеживается. В учебнике для преподавателей последнего года коллежа (Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème, Lelivrescolaire.fr, 2016 — четвертый цикл, 15 лет) в схеме «Фазы Второй мировой войны» отмечено только «июнь 1941 года — вторжение немецкой армии в СССР (план Барбаросса)». При этом подробно расписывается «идеологическая война»: «Нацистская Германия хотела завоевать себе «жизненное пространство» и истребить евреев в Европе. Япония стремилась к доминированию в Восточной Азии. Союзники в Европе и Азии объединились для защиты демократических ценностей. СССР стремился установить господство коммунистической системы».Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-èmeУчебник для преподавателей последнего года коллежа, Франция В другом учебнике для старшеклассников про нападение написано так: «В 1941-м война распространилась на Балканы, затем — на территорию СССР, куда вторглись немцы. Армия Третьего рейха молниеносно оказалась на подступах к Москве и Ленинграду».Histoire-Géographie 3e Manuel de l'élève.Учебник для старшеклассников, Франция Позже про роль СССР в войне будет только две строчки: Сталинград как перелом в войне и главное поражение нацистов и освобождение от нацизма Восточной Европы силами Красной армии. А как трактуют события 1941 года наши союзники с Востока? Помимо самой Великобритании, ее доминион, Британская Индия, также входил в антигитлеровскую коалицию. События Великой Отечественной войны отражены на страницах индийских учебников издательства Национального совета по исследованиям в области образования и профессиональной подготовки (NCERT). Совет — автономная организацией правительства Индии. При этом издательство должно согласовывать программу учебника с Центральным советом среднего образования, входящего в состав Министерства развития человеческих ресурсов. Несмотря на то, что в Индии существуют частные издательства, выпускающие учебники для школ, большинство образовательных учреждений пользуется учебниками NCERT. Вот один из них (Arjun Dev, History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training, 1989): «Когда фашистские страны начали акты агрессии, советское правительство встало против них. Однако страны Запада не соглашались с советскими предложениями. Они продолжали считать СССР опасным и надеялись, что фашистские страны уничтожат его. Завоевав почти всю Европу, кроме Великобритании, Германия, несмотря на Пакт о ненападении, атаковала СССР 22 июня 1941 года. Гитлер жаждал обширных территорий и ресурсов СССР. Он думал, что разрушит СССР в течение восьми недель. Но Гитлер сильно недооценил мощь Советского Союза. На первом этапе войны Германия добилась значительных побед. Огромные территории СССР подверглись опустошению, Ленинград оказался в осаде, а немецкие войска наступали на Москву. Однако, вопреки изначальным успехам, натиск немцев был остановлен. Советский Союз нарастил свою промышленную и военную мощь. Он героически сопротивлялся вторжению, и надежды Германии на быструю победу были разрушены».History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training.Учебник по истории, Индия Версия китайского школьного учебника — Всемирная история (世界历史), экспериментальный учебник обязательного курса по истории, 9 класс, 2003 год — еще более приближена к условно советской. «В июне 1941 года немецкая армия повернула на восток, начав агрессивную войну против Советского Союза. Не прошло и нескольких месяцев, как немцы оккупировали обширную территорию Советского Союза, вплотную подойдя к столице СССР Москве. Армия и народ Советского Союза под руководством Сталина доблестно противостояли ударам агрессора, и попытки немецкой армии оккупировать Москву не увенчались успехом».Всемирная история (世界历史) Экспериментальный учебник обязательного курса по истории девятого класса, Китай И врезом — цитата из речи Сталина: «Призывая народ дать отпор фашистским захватчикам, Сталин заявил: «Красная армия, флот и весь советский народ должны защищать каждую пядь советской земли, сражаться до последней капли крови, защищая наши города и села»». Нейтральная Турция, с которой у нас до сих пор сложные отношения, отличилась тем, что взяла единственный кусок о Великой отечественной войне из иностранной книги. Зато авторы учебника — Эргюн Акгюн, Эрсун Балджилар, Мурат Кылыч (Современная турецкая и всемирная история, учебник 5 класса, принят в 2015 году, рекомендован министерством образования на 2016-2017 г.) — сразу попытались осмыслить роль и значение СССР в глобальном конфликте: «Когда речь идет о критериях успеха каких-либо военных действий, за исключением «Барбароссы», немецкая армия в России была довольно успешна. Этот идеальный аппарат (военная машина), до этих пор считавшийся самой эффективной военной силой, одержал самые громкие победы в истории войн. Немцы, сторонники современной войны, если брать усредненные данные, были на голову выше своих противников. Однако это преимущество было недостаточно большим, чтобы победить Россию и завоевать европейскую часть России. Это был поход, ведущий к концу. На порядок в мире после Второй мировой войны больше всего повлияло освобождение Советского Союза. В принципе, вместо противостояния, которое длилось бы десятилетиями, падение Гитлера всего за несколько лет и возможность объединения англо-американской коалиции (которое стало возможным по причине стойкого сопротивления Советского Союза) стало победой русской армии».Современная турецкая и всемирная историяУчебник пятого класса, Турция Первый приз по тщательности освещения 1941 года отходит маленькому Вьетнаму (учебник «История. 11 класс», 2003): «Утром 22 июня 1941 г. без объявления войны и каких-либо требований, [армия] фашистской Германии начала наступление по всей западной границе СССР, простирающейся от Балтийского до Черного моря. По плану «Барбаросса» Германия мобилизовала 190 дивизий численностью 5,5 млн солдат с 3712 танками, 4950 самолетами. Они были разделены на три группы армий по трем стратегическим направлениям: группа армий «Север» шла из Восточной Пруссии через балтийский регион к Ленинграду; группа армий «Центр» — от Варшавы на Минск, Смоленск и далее на Москву, группа армий «Юг» — из Люблина на Киев и Донбасс. По плану предполагалось за счет молниеносной войны разгромить Россию за два месяца. Из-за фактора неожиданности, а также численного преимущества и военного опыта, армия Германии быстро углубилась на территорию СССР. К концу октября на северном направлении был окружен Ленинград, в центре армия Германии приблизилась к Москве на расстояние в 20 км, на юге — достигла Ростова у берега Черного моря. Но также впервые фашистская Германия встретила силу, оказывающую мужественное сопротивление, стойкость Красной армии и советского народа, которых не ожидала. Только за первые два месяца она понесла потери в 400 тыс. человек».История. 11 классУчебник по истории, 11 класс, Вьетнам

back-in-ussr.com

Нападение Германии на СССР в учебниках истории разных стран

Интересный обзор трактовок нападения Германии на СССР в учебниках истории для школьников разных стран.Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Согласно плану «Барбаросса», Гитлер рассчитывал на молниеносную войну и разгром советской армии в ходе летней кампании 1941 года. Историки до сих пор спорят, почему война началась так катастрофически для СССР, но при этом к зиме блицкриг Гитлера был остановлен. Как в учебниках истории разных стран отражены события летне-осенней кампании 1941 года и в чем версии авторов отличаются друг от друга, разбирается Indicator.Ru.

Начнем с наших союзников по Второй мировой. В США и Канаде нет Минобра, который одобряет пригодные для школ учебники. Регулируется не процесс, а результат — навыки, которыми школьники должны обладать в конце года. Учебные пособия (бумажные или электронные) выбирает учитель или школа, ориентируясь прежде всего на линейку крупнейших издательств.

Министр иностранных дел Германии фон Риббентроп информирует дипломатический корпус и прессу о начавшемся нападении на Советский Союз

Вот отрывок из выпущенного в соответствии с образовательными стандартами штата Калифорния учебника для десятого класса World History: Modern Times (издательство McGrawHill-Glencoe):

«Гитлер запланировал нападение на Советский Союз на весну 1941 года, но из-за проблем на Балканах вторжение было отложено. Гитлер уже добился политического сотрудничества от Венгрии, Болгарии и Румынии, но провал кампании Муссолини в Греции (1940 год) сделал южный фланг немцев уязвимым к налетам британской авиации с греческих баз. Чтоб обезопасить себя, Гитлер в апреле захватил Грецию и Югославию. Обнадеженный ситуацией, Гитлер вторгся в СССР 22 июня 1941 года, веря, что сможет нанести решающее поражение до наступления жестокой зимы. Фронт растянулся примерно на 2900 километров. Немецкие войска быстро наступали, взяв в плен два миллиона русских солдат. К ноябрю одна немецкая армия прошла всю Украину, вторая осаждала Ленинград, третья угрожала Москве, столице СССР. Но ранняя зима и стойкое сопротивление советских сил остановили наступление. Из-за того что кампания планировалась на весну, у немцев не было зимней униформы. Впервые за всю историю войны немецкие армии были остановлены».

World History: Modern TimesУчебник для десятого класса, США

А вот другой учебник, по углубленному изучению истории в старших классах, — Advanced Placement World History 2014-2015 (издательство McGrawHill). Исторические события там рассматриваются в очень сжатой форме: в частности, европейскому театру Второй мировой уделяется один абзац (не лишенный фактических ошибок):

«Первые годы войны продемонстрировали силу держав Оси. В 1941 году преимущество стало переходить к союзникам, когда Гитлер предпринял неудачное зимнее вторжение в Россию, а США вступили в войну. В то время как Гитлер был вынужден вывести свои войска из России в 1942 году, советские армии начали свое наступление через Восточную Европу на Германию. После свержения Муссолини войска союзников вошли во Францию и встретились в Германии в апреле 1945 года. За самоубийством Гитлера последовала победа союзников в Европе в мае 1945 года».

Advanced Placement World History 2014-2015Учебник по углубленному изучению истории в старших классах, США

В Великобритании школы также вольны выбирать учебники, однако есть четкие стандарты по каждому предмету, утвержденные Министерством образования. Любопытно, что по истории ХХ века (и британской, и мировой) в Англии есть только одна обязательная к изучению тема — Холокост. Остальные (Первая и Вторая мировые, деколонизация и так далее) — на выбор. При этом компоновка материала по ХХ веку очень сильно разнится от учебника к учебнику. Например, есть отдельные пособия по Британии XVII века или Германии 1918-1945 годов. Однако в известном учебнике AQA GCSE History: Understanding The Modern World (Dynamic Learning, 2016 год, одобрен Советом по аттестации и квалификации, который занимается организацией экзаменов на аттестат зрелости), Вторая мировая война не выделена в качестве независимого раздела. Операция «Барбаросса» рассматривается в разделе «Россия 1894-1945: Царизм и коммунизм».

«Гитлер не напал на СССР в 1939 году из-за договора, подписанного в августе двумя странами. Но на рассвете 22 июня 1941 года более двух миллионов немецких солдат вторглись в Россию. Гитлер начал операцию "Барбаросса", хотя Британия еще не была побеждена. Сталина это полностью поймало врасплох, несмотря на предостережения некоторых его коллег. В первый же день 1200 самолетов было уничтожено на аэродромах. По ходу быстрого наступления немцев к Москве обе стороны вели себя варварски и жестоко. К октябрю немцы почувствовали близость победы. Но по мере отступления военных и гражданских лиц Сталин начал политику "выжженной земли". Более тысячи заводов были разобраны и перевезены к востоку от Уральских гор, вне досягаемости немцев. Животные и зерновые также перемещались — или уничтожались. Чем больше наступали немцы, тем сложнее им было получать припасы из Германии. Во-вторых, русская погода обернулась против немцев. Нескончаемые октябрьские дожди превратили землю в грязь и замедлили немецкое наступление. Потом, в ноябре, температура упала ниже нуля. Немецкие солдаты не были одеты и экипированы для таких условий. Транспортные средства останавливались, люди замерзали».

AQA GCSE History: Understanding The Modern WorldУчебник по истории, Великобритания

Указание на «жестокость с обеих сторон» и объяснение провала блицкрига исключительно русской зимой и выжженной землей, конечно, оставляют неизгладимое впечатление.Интересно дела обстоят и во Франции. В учебнике по истории третьего цикла (начальная школа) — Manuel d’histoire, La Librarie des Ecoles, 2013 — события 1941 года описываются достаточно подробно:

«Воодушевленный всеми своими успехами, Гитлер в конце концов решил напасть на СССР, так как он хотел получить огромные территории России. Он хотел, чтобы у немцев на этих землях было огромное "жизненное пространство". Вторжение, названное операцией "Барбаросса", началось в июне 1941 года с участием почти четырех миллионов солдат (это была самая большая военная операция за всю историю человечества). В начале русские терпели поражение. Немцы захватили Украину, а потом собрались осадить Санкт-Петербург (тогда он назывался Ленинград, "город Ленина") и Москву».

Manuel d’histoireУчебник начальной школы, Франция

А вот дальше информация съеживается. В учебнике для преподавателей последнего года коллежа (Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème, Lelivrescolaire.fr, 2016 — четвертый цикл, 15 лет) в схеме «Фазы Второй мировой войны» отмечено только «июнь 1941 года — вторжение немецкой армии в СССР (план Барбаросса)». При этом подробно расписывается «идеологическая война»:

«Нацистская Германия хотела завоевать себе "жизненное пространство" и истребить евреев в Европе. Япония стремилась к доминированию в Восточной Азии. Союзники в Европе и Азии объединились для защиты демократических ценностей. СССР стремился установить господство коммунистической системы».

Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-èmeУчебник для преподавателей последнего года коллежа, Франция

В другом учебнике для старшеклассников про нападение написано так:

«В 1941-м война распространилась на Балканы, затем — на территорию СССР, куда вторглись немцы. Армия Третьего рейха молниеносно оказалась на подступах к Москве и Ленинграду».

Histoire-Géographie 3e Manuel de l'élève.Учебник для старшеклассников, Франция

Позже про роль СССР в войне будет только две строчки: Сталинград как перелом в войне и главное поражение нацистов и освобождение от нацизма Восточной Европы силами Красной армии.

А как трактуют события 1941 года наши союзники с Востока? Помимо самой Великобритании, ее доминион, Британская Индия, также входил в антигитлеровскую коалицию. События Великой Отечественной войны отражены на страницах индийских учебников издательства Национального совета по исследованиям в области образования и профессиональной подготовки (NCERT). Совет — автономная организацией правительства Индии. При этом издательство должно согласовывать программу учебника с Центральным советом среднего образования, входящего в состав Министерства развития человеческих ресурсов. Несмотря на то, что в Индии существуют частные издательства, выпускающие учебники для школ, большинство образовательных учреждений пользуется учебниками NCERT. Вот один из них (Arjun Dev, History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training, 1989):

«Когда фашистские страны начали акты агрессии, советское правительство встало против них. Однако страны Запада не соглашались с советскими предложениями. Они продолжали считать СССР опасным и надеялись, что фашистские страны уничтожат его. Завоевав почти всю Европу, кроме Великобритании, Германия, несмотря на Пакт о ненападении, атаковала СССР 22 июня 1941 года. Гитлер жаждал обширных территорий и ресурсов СССР. Он думал, что разрушит СССР в течение восьми недель. Но Гитлер сильно недооценил мощь Советского Союза. На первом этапе войны Германия добилась значительных побед. Огромные территории СССР подверглись опустошению, Ленинград оказался в осаде, а немецкие войска наступали на Москву. Однако, вопреки изначальным успехам, натиск немцев был остановлен. Советский Союз нарастил свою промышленную и военную мощь. Он героически сопротивлялся вторжению, и надежды Германии на быструю победу были разрушены».

History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training.Учебник по истории, Индия

Версия китайского школьного учебника — Всемирная история (世界历史), экспериментальный учебник обязательного курса по истории, 9 класс, 2003 год — еще более приближена к условно советской.

«В июне 1941 года немецкая армия повернула на восток, начав агрессивную войну против Советского Союза. Не прошло и нескольких месяцев, как немцы оккупировали обширную территорию Советского Союза, вплотную подойдя к столице СССР Москве. Армия и народ Советского Союза под руководством Сталина доблестно противостояли ударам агрессора, и попытки немецкой армии оккупировать Москву не увенчались успехом».

Всемирная история (世界历史)Экспериментальный учебник обязательного курса по истории девятого класса, Китай

И врезом — цитата из речи Сталина: «Призывая народ дать отпор фашистским захватчикам, Сталин заявил: "Красная армия, флот и весь советский народ должны защищать каждую пядь советской земли, сражаться до последней капли крови, защищая наши города и села"».

Нейтральная Турция, с которой у нас до сих пор сложные отношения, отличилась тем, что взяла единственный кусок о Великой отечественной войне из иностранной книги. Зато авторы учебника — Эргюн Акгюн, Эрсун Балджилар, Мурат Кылыч (Современная турецкая и всемирная история, учебник 5 класса, принят в 2015 году, рекомендован министерством образования на 2016-2017 г.) — сразу попытались осмыслить роль и значение СССР в глобальном конфликте:

«Когда речь идет о критериях успеха каких-либо военных действий, за исключением "Барбароссы", немецкая армия в России была довольно успешна. Этот идеальный аппарат (военная машина), до этих пор считавшийся самой эффективной военной силой, одержал самые громкие победы в истории войн. Немцы, сторонники современной войны, если брать усредненные данные, были на голову выше своих противников. Однако это преимущество было недостаточно большим, чтобы победить Россию и завоевать европейскую часть России. Это был поход, ведущий к концу. На порядок в мире после Второй мировой войны больше всего повлияло освобождение Советского Союза. В принципе, вместо противостояния, которое длилось бы десятилетиями, падение Гитлера всего за несколько лет и возможность объединения англо-американской коалиции (которое стало возможным по причине стойкого сопротивления Советского Союза) стало победой русской армии».

Современная турецкая и всемирная историяУчебник пятого класса, Турция

Об отражении «Барбароссы» и советского участия во Второй мировой в учебниках наших бывших противников Indicator.Ru расскажет в следующий раз. А пока первый приз по тщательности освещения 1941 года отходит маленькому Вьетнаму (учебник «История. 11 класс», 2003):

«Утром 22 июня 1941 г. без объявления войны и каких-либо требований, [армия] фашистской Германии начала наступление по всей западной границе СССР, простирающейся от Балтийского до Черного моря. По плану "Барбаросса" Германия мобилизовала 190 дивизий численностью 5,5 млн солдат с 3712 танками, 4950 самолетами. Они были разделены на три группы армий по трем стратегическим направлениям: группа армий "Север" шла из Восточной Пруссии через балтийский регион к Ленинграду; группа армий "Центр" — от Варшавы на Минск, Смоленск и далее на Москву, группа армий "Юг" — из Люблина на Киев и Донбасс. По плану предполагалось за счет молниеносной войны разгромить Россию за два месяца. Из-за фактора неожиданности, а также численного преимущества и военного опыта, армия Германии быстро углубилась на территорию СССР. К концу октября на северном направлении был окружен Ленинград, в центре армия Германии приблизилась к Москве на расстояние в 20 км, на юге — достигла Ростова у берега Черного моря. Но также впервые фашистская Германия встретила силу, оказывающую мужественное сопротивление, стойкость Красной армии и советского народа, которых не ожидала. Только за первые два месяца она понесла потери в 400 тыс. человек».

История. 11 классУчебник по истории, 11 класс, Вьетнам

https://indicator.ru/article/2017/06/21/napadenie-gitlera-v-uchebnikah/ - цинк

colonelcassad.livejournal.com

Нападение Германии на СССР в учебниках истории разных стран | Самые свежие новости

Интересный обзор трактовок нападения Германии на СССР в учебниках истории для школьников разных стран.

Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Согласно плану «Барбаросса», Гитлер рассчитывал на молниеносную войну и разгром советской армии в ходе летней кампании 1941 года. Историки до сих пор спорят, почему война началась так катастрофически для СССР, но при этом к зиме блицкриг Гитлера был остановлен. Как в учебниках истории разных стран отражены события летне-осенней кампании 1941 года и в чем версии авторов отличаются друг от друга, разбирается Indicator.Ru.

Начнем с наших союзников по Второй мировой. В США и Канаде нет Минобра, который одобряет пригодные для школ учебники. Регулируется не процесс, а результат — навыки, которыми школьники должны обладать в конце года. Учебные пособия (бумажные или электронные) выбирает учитель или школа, ориентируясь прежде всего на линейку крупнейших издательств.

Министр иностранных дел Германии фон Риббентроп информирует дипломатический корпус и прессу о начавшемся нападении на Советский Союз

Вот отрывок из выпущенного в соответствии с образовательными стандартами штата Калифорния учебника для десятого класса World History: Modern Times (издательство McGrawHill-Glencoe):

«Гитлер запланировал нападение на Советский Союз на весну 1941 года, но из-за проблем на Балканах вторжение было отложено. Гитлер уже добился политического сотрудничества от Венгрии, Болгарии и Румынии, но провал кампании Муссолини в Греции (1940 год) сделал южный фланг немцев уязвимым к налетам британской авиации с греческих баз. Чтоб обезопасить себя, Гитлер в апреле захватил Грецию и Югославию. Обнадеженный ситуацией, Гитлер вторгся в СССР 22 июня 1941 года, веря, что сможет нанести решающее поражение до наступления жестокой зимы. Фронт растянулся примерно на 2900 километров. Немецкие войска быстро наступали, взяв в плен два миллиона русских солдат. К ноябрю одна немецкая армия прошла всю Украину, вторая осаждала Ленинград, третья угрожала Москве, столице СССР. Но ранняя зима и стойкое сопротивление советских сил остановили наступление. Из-за того что кампания планировалась на весну, у немцев не было зимней униформы. Впервые за всю историю войны немецкие армии были остановлены».

World History: Modern Times

Учебник для десятого класса, США

А вот другой учебник, по углубленному изучению истории в старших классах, — Advanced Placement World History 2014-2015 (издательство McGrawHill). Исторические события там рассматриваются в очень сжатой форме: в частности, европейскому театру Второй мировой уделяется один абзац (не лишенный фактических ошибок):

«Первые годы войны продемонстрировали силу держав Оси. В 1941 году преимущество стало переходить к союзникам, когда Гитлер предпринял неудачное зимнее вторжение в Россию, а США вступили в войну. В то время как Гитлер был вынужден вывести свои войска из России в 1942 году, советские армии начали свое наступление через Восточную Европу на Германию. После свержения Муссолини войска союзников вошли во Францию и встретились в Германии в апреле 1945 года. За самоубийством Гитлера последовала победа союзников в Европе в мае 1945 года».

Advanced Placement World History 2014-2015

Учебник по углубленному изучению истории в старших классах, США

В Великобритании школы также вольны выбирать учебники, однако есть четкие стандарты по каждому предмету, утвержденные Министерством образования. Любопытно, что по истории ХХ века (и британской, и мировой) в Англии есть только одна обязательная к изучению тема — Холокост. Остальные (Первая и Вторая мировые, деколонизация и так далее) — на выбор. При этом компоновка материала по ХХ веку очень сильно разнится от учебника к учебнику. Например, есть отдельные пособия по Британии XVII века или Германии 1918-1945 годов. Однако в известном учебнике AQA GCSE History: Understanding The Modern World (Dynamic Learning, 2016 год, одобрен Советом по аттестации и квалификации, который занимается организацией экзаменов на аттестат зрелости), Вторая мировая война не выделена в качестве независимого раздела. Операция «Барбаросса» рассматривается в разделе «Россия 1894-1945: Царизм и коммунизм».

«Гитлер не напал на СССР в 1939 году из-за договора, подписанного в августе двумя странами. Но на рассвете 22 июня 1941 года более двух миллионов немецких солдат вторглись в Россию. Гитлер начал операцию "Барбаросса", хотя Британия еще не была побеждена. Сталина это полностью поймало врасплох, несмотря на предостережения некоторых его коллег. В первый же день 1200 самолетов было уничтожено на аэродромах. По ходу быстрого наступления немцев к Москве обе стороны вели себя варварски и жестоко. К октябрю немцы почувствовали близость победы. Но по мере отступления военных и гражданских лиц Сталин начал политику "выжженной земли". Более тысячи заводов были разобраны и перевезены к востоку от Уральских гор, вне досягаемости немцев. Животные и зерновые также перемещались — или уничтожались. Чем больше наступали немцы, тем сложнее им было получать припасы из Германии. Во-вторых, русская погода обернулась против немцев. Нескончаемые октябрьские дожди превратили землю в грязь и замедлили немецкое наступление. Потом, в ноябре, температура упала ниже нуля. Немецкие солдаты не были одеты и экипированы для таких условий. Транспортные средства останавливались, люди замерзали».

AQA GCSE History: Understanding The Modern World

Учебник по истории, Великобритания

Указание на «жестокость с обеих сторон» и объяснение провала блицкрига исключительно русской зимой и выжженной землей, конечно, оставляют неизгладимое впечатление.

Интересно дела обстоят и во Франции. В учебнике по истории третьего цикла (начальная школа) — Manuel d’histoire, La Liparie des Ecoles, 2013 — события 1941 года описываются достаточно подробно:

«Воодушевленный всеми своими успехами, Гитлер в конце концов решил напасть на СССР, так как он хотел получить огромные территории России. Он хотел, чтобы у немцев на этих землях было огромное "жизненное пространство". Вторжение, названное операцией "Барбаросса", началось в июне 1941 года с участием почти четырех миллионов солдат (это была самая большая военная операция за всю историю человечества). В начале русские терпели поражение. Немцы захватили Украину, а потом собрались осадить Санкт-Петербург (тогда он назывался Ленинград, "город Ленина") и Москву».

Manuel d’histoire

Учебник начальной школы, Франция

А вот дальше информация съеживается. В учебнике для преподавателей последнего года коллежа (Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème, Lelivrescolaire.fr, 2016 — четвертый цикл, 15 лет) в схеме «Фазы Второй мировой войны» отмечено только «июнь 1941 года — вторжение немецкой армии в СССР (план Барбаросса)». При этом подробно расписывается «идеологическая война»:

«Нацистская Германия хотела завоевать себе "жизненное пространство" и истребить евреев в Европе. Япония стремилась к доминированию в Восточной Азии. Союзники в Европе и Азии объединились для защиты демократических ценностей. СССР стремился установить господство коммунистической системы».

Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème

Учебник для преподавателей последнего года коллежа, Франция

В другом учебнике для старшеклассников про нападение написано так:

«В 1941-м война распространилась на Балканы, затем — на территорию СССР, куда вторглись немцы. Армия Третьего рейха молниеносно оказалась на подступах к Москве и Ленинграду».

Histoire-Géographie 3e Manuel de l'élève.

Учебник для старшеклассников, Франция

Позже про роль СССР в войне будет только две строчки: Сталинград как перелом в войне и главное поражение нацистов и освобождение от нацизма Восточной Европы силами Красной армии.

А как трактуют события 1941 года наши союзники с Востока? Помимо самой Великобритании, ее доминион, Британская Индия, также входил в антигитлеровскую коалицию. События Великой Отечественной войны отражены на страницах индийских учебников издательства Национального совета по исследованиям в области образования и профессиональной подготовки (NCERT). Совет — автономная организацией правительства Индии. При этом издательство должно согласовывать программу учебника с Центральным советом среднего образования, входящего в состав Министерства развития человеческих ресурсов. Несмотря на то, что в Индии существуют частные издательства, выпускающие учебники для школ, большинство образовательных учреждений пользуется учебниками NCERT. Вот один из них (Arjun Dev, History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training, 1989):

«Когда фашистские страны начали акты агрессии, советское правительство встало против них. Однако страны Запада не соглашались с советскими предложениями. Они продолжали считать СССР опасным и надеялись, что фашистские страны уничтожат его. Завоевав почти всю Европу, кроме Великобритании, Германия, несмотря на Пакт о ненападении, атаковала СССР 22 июня 1941 года. Гитлер жаждал обширных территорий и ресурсов СССР. Он думал, что разрушит СССР в течение восьми недель. Но Гитлер сильно недооценил мощь Советского Союза. На первом этапе войны Германия добилась значительных побед. Огромные территории СССР подверглись опустошению, Ленинград оказался в осаде, а немецкие войска наступали на Москву. Однако, вопреки изначальным успехам, натиск немцев был остановлен. Советский Союз нарастил свою промышленную и военную мощь. Он героически сопротивлялся вторжению, и надежды Германии на быструю победу были разрушены».

History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training.

Учебник по истории, Индия

Версия китайского школьного учебника — Всемирная история (世界历史), экспериментальный учебник обязательного курса по истории, 9 класс, 2003 год — еще более приближена к условно советской.

«В июне 1941 года немецкая армия повернула на восток, начав агрессивную войну против Советского Союза. Не прошло и нескольких месяцев, как немцы оккупировали обширную территорию Советского Союза, вплотную подойдя к столице СССР Москве. Армия и народ Советского Союза под руководством Сталина доблестно противостояли ударам агрессора, и попытки немецкой армии оккупировать Москву не увенчались успехом».

Всемирная история (世界历史)

Экспериментальный учебник обязательного курса по истории девятого класса, Китай

И врезом — цитата из речи Сталина: «Призывая народ дать отпор фашистским захватчикам, Сталин заявил: "Красная армия, флот и весь советский народ должны защищать каждую пядь советской земли, сражаться до последней капли крови, защищая наши города и села"».

Нейтральная Турция, с которой у нас до сих пор сложные отношения, отличилась тем, что взяла единственный кусок о Великой отечественной войне из иностранной книги. Зато авторы учебника — Эргюн Акгюн, Эрсун Балджилар, Мурат Кылыч (Современная турецкая и всемирная история, учебник 5 класса, принят в 2015 году, рекомендован министерством образования на 2016-2017 г.) — сразу попытались осмыслить роль и значение СССР в глобальном конфликте:

«Когда речь идет о критериях успеха каких-либо военных действий, за исключением "Барбароссы", немецкая армия в России была довольно успешна. Этот идеальный аппарат (военная машина), до этих пор считавшийся самой эффективной военной силой, одержал самые громкие победы в истории войн. Немцы, сторонники современной войны, если брать усредненные данные, были на голову выше своих противников. Однако это преимущество было недостаточно большим, чтобы победить Россию и завоевать европейскую часть России. Это был поход, ведущий к концу. На порядок в мире после Второй мировой войны больше всего повлияло освобождение Советского Союза. В принципе, вместо противостояния, которое длилось бы десятилетиями, падение Гитлера всего за несколько лет и возможность объединения англо-американской коалиции (которое стало возможным по причине стойкого сопротивления Советского Союза) стало победой русской армии».

Современная турецкая и всемирная история

Учебник пятого класса, Турция

Об отражении «Барбароссы» и советского участия во Второй мировой в учебниках наших бывших противников Indicator.Ru расскажет в следующий раз. А пока первый приз по тщательности освещения 1941 года отходит маленькому Вьетнаму (учебник «История. 11 класс», 2003):

«Утром 22 июня 1941 г. без объявления войны и каких-либо требований, [армия] фашистской Германии начала наступление по всей западной границе СССР, простирающейся от Балтийского до Черного моря. По плану "Барбаросса" Германия мобилизовала 190 дивизий численностью 5,5 млн солдат с 3712 танками, 4950 самолетами. Они были разделены на три группы армий по трем стратегическим направлениям: группа армий "Север" шла из Восточной Пруссии через балтийский регион к Ленинграду; группа армий "Центр" — от Варшавы на Минск, Смоленск и далее на Москву, группа армий "Юг" — из Люблина на Киев и Донбасс. По плану предполагалось за счет молниеносной войны разгромить Россию за два месяца. Из-за фактора неожиданности, а также численного преимущества и военного опыта, армия Германии быстро углубилась на территорию СССР. К концу октября на северном направлении был окружен Ленинград, в центре армия Германии приблизилась к Москве на расстояние в 20 км, на юге — достигла Ростова у берега Черного моря. Но также впервые фашистская Германия встретила силу, оказывающую мужественное сопротивление, стойкость Красной армии и советского народа, которых не ожидала. Только за первые два месяца она понесла потери в 400 тыс. человек».

История. 11 класс

Учебник по истории, 11 класс, Вьетнам

www.kramola.info

Нападение Германии на СССР в учебниках истории разных стран

Интересный обзор трактовок нападения Германии на СССР в учебниках истории для школьников разных стран.

Рано утром 22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР. Согласно плану «Барбаросса», Гитлер рассчитывал на молниеносную войну и разгром советской армии в ходе летней кампании 1941 года. Историки до сих пор спорят, почему война началась так катастрофически для СССР, но при этом к зиме блицкриг Гитлера был остановлен. Как в учебниках истории разных стран отражены события летне-осенней кампании 1941 года и в чем версии авторов отличаются друг от друга, разбирается Indicator.Ru.

Начнем с наших союзников по Второй мировой. В США и Канаде нет Минобра, который одобряет пригодные для школ учебники. Регулируется не процесс, а результат — навыки, которыми школьники должны обладать в конце года. Учебные пособия (бумажные или электронные) выбирает учитель или школа, ориентируясь прежде всего на линейку крупнейших издательств.

Министр иностранных дел Германии фон Риббентроп информирует дипломатический корпус и прессу о начавшемся нападении на Советский Союз

Вот отрывок из выпущенного в соответствии с образовательными стандартами штата Калифорния учебника для десятого класса World History: Modern Times (издательство McGrawHill-Glencoe):

«Гитлер запланировал нападение на Советский Союз на весну 1941 года, но из-за проблем на Балканах вторжение было отложено. Гитлер уже добился политического сотрудничества от Венгрии, Болгарии и Румынии, но провал кампании Муссолини в Греции (1940 год) сделал южный фланг немцев уязвимым к налетам британской авиации с греческих баз. Чтоб обезопасить себя, Гитлер в апреле захватил Грецию и Югославию. Обнадеженный ситуацией, Гитлер вторгся в СССР 22 июня 1941 года, веря, что сможет нанести решающее поражение до наступления жестокой зимы. Фронт растянулся примерно на 2900 километров. Немецкие войска быстро наступали, взяв в плен два миллиона русских солдат. К ноябрю одна немецкая армия прошла всю Украину, вторая осаждала Ленинград, третья угрожала Москве, столице СССР. Но ранняя зима и стойкое сопротивление советских сил остановили наступление. Из-за того что кампания планировалась на весну, у немцев не было зимней униформы. Впервые за всю историю войны немецкие армии были остановлены».

World History: Modern TimesУчебник для десятого класса, США

А вот другой учебник, по углубленному изучению истории в старших классах, — Advanced Placement World History 2014-2015 (издательство McGrawHill). Исторические события там рассматриваются в очень сжатой форме: в частности, европейскому театру Второй мировой уделяется один абзац (не лишенный фактических ошибок):

«Первые годы войны продемонстрировали силу держав Оси. В 1941 году преимущество стало переходить к союзникам, когда Гитлер предпринял неудачное зимнее вторжение в Россию, а США вступили в войну. В то время как Гитлер был вынужден вывести свои войска из России в 1942 году, советские армии начали свое наступление через Восточную Европу на Германию. После свержения Муссолини войска союзников вошли во Францию и встретились в Германии в апреле 1945 года. За самоубийством Гитлера последовала победа союзников в Европе в мае 1945 года».

Advanced Placement World History 2014-2015Учебник по углубленному изучению истории в старших классах, США

В Великобритании школы также вольны выбирать учебники, однако есть четкие стандарты по каждому предмету, утвержденные Министерством образования. Любопытно, что по истории ХХ века (и британской, и мировой) в Англии есть только одна обязательная к изучению тема — Холокост. Остальные (Первая и Вторая мировые, деколонизация и так далее) — на выбор. При этом компоновка материала по ХХ веку очень сильно разнится от учебника к учебнику. Например, есть отдельные пособия по Британии XVII века или Германии 1918-1945 годов. Однако в известном учебнике AQA GCSE History: Understanding The Modern World (Dynamic Learning, 2016 год, одобрен Советом по аттестации и квалификации, который занимается организацией экзаменов на аттестат зрелости), Вторая мировая война не выделена в качестве независимого раздела. Операция «Барбаросса» рассматривается в разделе «Россия 1894-1945: Царизм и коммунизм».

«Гитлер не напал на СССР в 1939 году из-за договора, подписанного в августе двумя странами. Но на рассвете 22 июня 1941 года более двух миллионов немецких солдат вторглись в Россию. Гитлер начал операцию "Барбаросса", хотя Британия еще не была побеждена. Сталина это полностью поймало врасплох, несмотря на предостережения некоторых его коллег. В первый же день 1200 самолетов было уничтожено на аэродромах. По ходу быстрого наступления немцев к Москве обе стороны вели себя варварски и жестоко. К октябрю немцы почувствовали близость победы. Но по мере отступления военных и гражданских лиц Сталин начал политику "выжженной земли". Более тысячи заводов были разобраны и перевезены к востоку от Уральских гор, вне досягаемости немцев. Животные и зерновые также перемещались — или уничтожались. Чем больше наступали немцы, тем сложнее им было получать припасы из Германии. Во-вторых, русская погода обернулась против немцев. Нескончаемые октябрьские дожди превратили землю в грязь и замедлили немецкое наступление. Потом, в ноябре, температура упала ниже нуля. Немецкие солдаты не были одеты и экипированы для таких условий. Транспортные средства останавливались, люди замерзали».

AQA GCSE History: Understanding The Modern WorldУчебник по истории, Великобритания

Указание на «жестокость с обеих сторон» и объяснение провала блицкрига исключительно русской зимой и выжженной землей, конечно, оставляют неизгладимое впечатление.Интересно дела обстоят и во Франции. В учебнике по истории третьего цикла (начальная школа) — Manuel d’histoire, La Librarie des Ecoles, 2013 — события 1941 года описываются достаточно подробно:

«Воодушевленный всеми своими успехами, Гитлер в конце концов решил напасть на СССР, так как он хотел получить огромные территории России. Он хотел, чтобы у немцев на этих землях было огромное "жизненное пространство". Вторжение, названное операцией "Барбаросса", началось в июне 1941 года с участием почти четырех миллионов солдат (это была самая большая военная операция за всю историю человечества). В начале русские терпели поражение. Немцы захватили Украину, а потом собрались осадить Санкт-Петербург (тогда он назывался Ленинград, "город Ленина") и Москву».

Manuel d’histoireУчебник начальной школы, Франция

А вот дальше информация съеживается. В учебнике для преподавателей последнего года коллежа (Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème, Lelivrescolaire.fr, 2016 — четвертый цикл, 15 лет) в схеме «Фазы Второй мировой войны» отмечено только «июнь 1941 года — вторжение немецкой армии в СССР (план Барбаросса)». При этом подробно расписывается «идеологическая война»:

«Нацистская Германия хотела завоевать себе "жизненное пространство" и истребить евреев в Европе. Япония стремилась к доминированию в Восточной Азии. Союзники в Европе и Азии объединились для защиты демократических ценностей. СССР стремился установить господство коммунистической системы».

Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-èmeУчебник для преподавателей последнего года коллежа, Франция

В другом учебнике для старшеклассников про нападение написано так:

«В 1941-м война распространилась на Балканы, затем — на территорию СССР, куда вторглись немцы. Армия Третьего рейха молниеносно оказалась на подступах к Москве и Ленинграду».

Histoire-Géographie 3e Manuel de l'élève.Учебник для старшеклассников, Франция

Позже про роль СССР в войне будет только две строчки: Сталинград как перелом в войне и главное поражение нацистов и освобождение от нацизма Восточной Европы силами Красной армии.

А как трактуют события 1941 года наши союзники с Востока? Помимо самой Великобритании, ее доминион, Британская Индия, также входил в антигитлеровскую коалицию. События Великой Отечественной войны отражены на страницах индийских учебников издательства Национального совета по исследованиям в области образования и профессиональной подготовки (NCERT). Совет — автономная организацией правительства Индии. При этом издательство должно согласовывать программу учебника с Центральным советом среднего образования, входящего в состав Министерства развития человеческих ресурсов. Несмотря на то, что в Индии существуют частные издательства, выпускающие учебники для школ, большинство образовательных учреждений пользуется учебниками NCERT. Вот один из них (Arjun Dev, History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training, 1989):

«Когда фашистские страны начали акты агрессии, советское правительство встало против них. Однако страны Запада не соглашались с советскими предложениями. Они продолжали считать СССР опасным и надеялись, что фашистские страны уничтожат его. Завоевав почти всю Европу, кроме Великобритании, Германия, несмотря на Пакт о ненападении, атаковала СССР 22 июня 1941 года. Гитлер жаждал обширных территорий и ресурсов СССР. Он думал, что разрушит СССР в течение восьми недель. Но Гитлер сильно недооценил мощь Советского Союза. На первом этапе войны Германия добилась значительных побед. Огромные территории СССР подверглись опустошению, Ленинград оказался в осаде, а немецкие войска наступали на Москву. Однако, вопреки изначальным успехам, натиск немцев был остановлен. Советский Союз нарастил свою промышленную и военную мощь. Он героически сопротивлялся вторжению, и надежды Германии на быструю победу были разрушены».

History Textbook for class X. National Council of Educational Research and Training.Учебник по истории, Индия

Версия китайского школьного учебника — Всемирная история (世界历史), экспериментальный учебник обязательного курса по истории, 9 класс, 2003 год — еще более приближена к условно советской.

«В июне 1941 года немецкая армия повернула на восток, начав агрессивную войну против Советского Союза. Не прошло и нескольких месяцев, как немцы оккупировали обширную территорию Советского Союза, вплотную подойдя к столице СССР Москве. Армия и народ Советского Союза под руководством Сталина доблестно противостояли ударам агрессора, и попытки немецкой армии оккупировать Москву не увенчались успехом».

Всемирная история (世界历史)Экспериментальный учебник обязательного курса по истории девятого класса, Китай

И врезом — цитата из речи Сталина: «Призывая народ дать отпор фашистским захватчикам, Сталин заявил: "Красная армия, флот и весь советский народ должны защищать каждую пядь советской земли, сражаться до последней капли крови, защищая наши города и села"».

Нейтральная Турция, с которой у нас до сих пор сложные отношения, отличилась тем, что взяла единственный кусок о Великой отечественной войне из иностранной книги. Зато авторы учебника — Эргюн Акгюн, Эрсун Балджилар, Мурат Кылыч (Современная турецкая и всемирная история, учебник 5 класса, принят в 2015 году, рекомендован министерством образования на 2016-2017 г.) — сразу попытались осмыслить роль и значение СССР в глобальном конфликте:

«Когда речь идет о критериях успеха каких-либо военных действий, за исключением "Барбароссы", немецкая армия в России была довольно успешна. Этот идеальный аппарат (военная машина), до этих пор считавшийся самой эффективной военной силой, одержал самые громкие победы в истории войн. Немцы, сторонники современной войны, если брать усредненные данные, были на голову выше своих противников. Однако это преимущество было недостаточно большим, чтобы победить Россию и завоевать европейскую часть России. Это был поход, ведущий к концу. На порядок в мире после Второй мировой войны больше всего повлияло освобождение Советского Союза. В принципе, вместо противостояния, которое длилось бы десятилетиями, падение Гитлера всего за несколько лет и возможность объединения англо-американской коалиции (которое стало возможным по причине стойкого сопротивления Советского Союза) стало победой русской армии».

Современная турецкая и всемирная историяУчебник пятого класса, Турция

Об отражении «Барбароссы» и советского участия во Второй мировой в учебниках наших бывших противников Indicator.Ru расскажет в следующий раз. А пока первый приз по тщательности освещения 1941 года отходит маленькому Вьетнаму (учебник «История. 11 класс», 2003):

«Утром 22 июня 1941 г. без объявления войны и каких-либо требований, [армия] фашистской Германии начала наступление по всей западной границе СССР, простирающейся от Балтийского до Черного моря. По плану "Барбаросса" Германия мобилизовала 190 дивизий численностью 5,5 млн солдат с 3712 танками, 4950 самолетами. Они были разделены на три группы армий по трем стратегическим направлениям: группа армий "Север" шла из Восточной Пруссии через балтийский регион к Ленинграду; группа армий "Центр" — от Варшавы на Минск, Смоленск и далее на Москву, группа армий "Юг" — из Люблина на Киев и Донбасс. По плану предполагалось за счет молниеносной войны разгромить Россию за два месяца. Из-за фактора неожиданности, а также численного преимущества и военного опыта, армия Германии быстро углубилась на территорию СССР. К концу октября на северном направлении был окружен Ленинград, в центре армия Германии приблизилась к Москве на расстояние в 20 км, на юге — достигла Ростова у берега Черного моря. Но также впервые фашистская Германия встретила силу, оказывающую мужественное сопротивление, стойкость Красной армии и советского народа, которых не ожидала. Только за первые два месяца она понесла потери в 400 тыс. человек».

История. 11 классУчебник по истории, 11 класс, Вьетнам

https://indicator.ru/article/2017/06/21/napadenie-gitlera-v-uchebnikah/ - цинк

Оригинал взят у colonelcassad в Нападение Германии на СССР в учебниках истории разных стран

aloban75.livejournal.com

Почему в Германии нет единого учебника истории | Учеба и работа в Германии | DW

Как обстоит дело с преподаванием новой и новейшей истории в немецких школах? Кто и как обязывает учащихся воспринимать ту или иную интерпретацию исторических событий - "лояльно-патриотическую", как формулирует это министерство образования Росии? И могут ли школьники и учителя оспаривать официальную точку зрения?

Без разнарядки

Первое, что нужно здесь сказать: часть подобных вопросов вообще лишена смысла. Ведь "официальной" точки зрения на преподавание истории, как и других школьных и вузовских предметов, в Германии нет. Сфера образования (как, кстати, и культуры) относится к прерогативам федеральных земель. Единого министерства просвещения, занимающегося школами (как и единого министерства культуры), в ФРГ нет. Учебные планы и программы, конечно, согласовываются, но составляются в каждой федеральной земле отдельно. Так, в восточной части страны намного детальней изучается история ГДР, а в западной уделяют особое внимание, например, взаимоотношениям с Францией во второй половине ХХ века.

В школьном классе

Но куда существенней другое. Никакой разнарядки по поводу той или иной трактовки прошлого немецким учителям никто дать не может по одной простой причине: какую бы то ни было "единую" историю в Германии не преподают. Школьники должны не заучивать "правильные" трактовки, а анализировать, самостоятельно интерпретировать исторические факты. В этом - цель занятий.

Именно поэтому, как подчеркивает один из ведущих специалистов в этой области, профессор университета Дуйсбурга-Эссена Маркус Бернхардт (Markus Bernhardt), в Германии учебные планы не содержат предписаний по поводу того, "как надо" трактовать историю. "Единственно верную" историю, вектор которой был бы задан методическими пособиями и указаниями сверху, в школах и вузах ФРГ не изучают. Учителя и учебники, не определяя заранее оценку тех или иных исторических событий, дают учащимся, как подчеркивает профессор Бернхардт, "инструмент для поисков собственных интепретаций".

Все это оговаривают и рамочные документы федеральных земель. Например, баварское министерство образования, культуры и науки начинает перечень требований, который предъявляется к учебникам, с того, что они должны быть нейтральными и объективными. Далее идет речь - среди прочего - о самостоятельном постижении предмета, "формировании исторического самосознания" и о недопустимости идеологических интерпретаций. А также - что очень важно - о сдержанности, о том, что необходимо избегать пафосности и эмоциональной оценочности.

Война и Холокост

Как правило, древний мир или, скажем, эпоху Просвещения не изучают в немецких школах последовательно, поэтапно, хронологически. Но очень большое внимание уделяется изучению эпохи национал-социализма, событий Второй мировой войны и, конечно, воссоединению Германии. Когда речь идет о нацизме и о войне, развязанной "третьим рейхом", собственное прошлое трактуется с предельной критичностью и жесткостью. При этом упор делается на изучение первоисточников, документов эпохи - например, антидемократических законов, принятых национал-социалистами уже сразу после прихода к власти, протоколов так называемой Ванзейской конференции, на которой детально планировалось "окончательное решение еврейского вопроса", списки запрещенных и соженных книг и так далее.

Важная тема здесь, присутствующая в учебных программах всех федеральных земель Германии, - Холокост, массовое уничтожение евреев во времена "третьего рейха". Нередко составной частью уроков истории на эту тему являются встречи с очевидцами - разумеется, с жертвами нацизма, а не с палачами.

Критика истории

С объединением Германии дело обстоит не столь очевидно, как с отношением к "третьему рейху". Так как процесс воссоединения не всеми воспринимается совершеннно однозначно и к тому же - недавнее историческое событие, то информации о нем и интерпретаций этой информации очень много. Как подчеркивает профессор Бернхардт, разобраться в этом потоке не так-то просто. Значит и споров на уроках истории больше. Почему рухнула ГДР? Было ли что-то хорошее в гэдээровском наследии? Кто "продавил" воссоединение Германии? Каким образом следует переоценивать прошлое холодной войны? Какие исторические персонажи этого времени можно назвать "положительными", какие - "отрицательными", о каких трудно составить однозначное мнение?

День падения Берлинской стены

В кратком описании учебных материалов федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, в тематических разделах, посвященных мирной революции в ГДР, говорится, например: "Раздел рассказывает о периоде с 9 ноября 1989 года (падение Берлинской стены) по 3 октября 1990 года (день воссоединения Германии) на примерах важнейших политических событий, знакомит с важнейшими решениями и важнейшими людьми этого времени". При этом ясно подчеркивается: все могло пойти и иначе. То есть и здесь критический подход к собственной истории ставится немцами во главу угла.

Смотрите также:

www.dw.com


Смотрите также