Научная статья на тему “Влияние мигрантов на экономику Европы”. Влияние миграции на экономику германии


Влияние мигрантов на экономику Европы » Политус.ру

Радушие и энтузиазм европейцев к прибывающим мигрантам (только в Германии в 2015 г. зарегистрировано 1,1 млн беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки) быстро исчезают. 19 января 44 члена парламента правящей коалиции отправили гневное письмо канцлеру ФРГ Ангеле Меркель, которая также является главным защитником беженцев. "Наша страна на грани своих возможностей", - написали возмущенные депутаты.

Однако в сторону Европы движется еще больше мигрантов: примерно 8 млн людей покинули свои дома (как правило, из-за войны) в Сирии, и еще 4 млн в соседних странах.

Гуманизм и чувство сострадания еще заставляют богатый мир принимать ищущих лучшую жизнь иностранцев. Но как миллионы беженцев повлияют на все еще восстанавливающуюся после кризиса экономику Европы?

Некоторые эксперты опасаются, что иностранцы резко ухудшат ситуацию на рынке труда. Другие ожидают серьезного удара по государственным финансам.

Если говорить о снижении зарплат, то немцам, скорее всего, не следует особо волноваться. Все указывает на то, что в краткосрочной перспективе миграция почти не повлияет на занятость и уровень зарплат, пишет британский журнал The Economist.

В наиболее уязвимом положении находятся малоквалифицированные рабочие и уже живущие в Европе мигранты, так как прибывающие беженцы готовы выполнять ту же самую работу за меньшие деньги. Но и здесь, по мнению экономистов, воздействие будет незначительным.

Последнее исследование Оксфордского университета и Банка Англии обнаружило, что 10%-е увеличение доли мигрантов в сегменте малоквалифицированного труда (как, например, уборка помещений и улиц) снижает зарплату в этих профессиях всего на 2%.

Подобное снижение зарплат может иметь и позитивный эффект. Ученые Метте Фогед и Джованни Пери изучали трудовую деятельность беженцев, прибывших в Данию с 1991 по 2008 гг., и обнаружили, что мигранты вытеснили малообразованное коренное население из низкооплачиваемых профессий. Но вместо того чтобы сидеть на пособии, большая часть потерявших работу граждан нашли места с более высокой зарплатой.

Что касается воздействия беженцев на бюджет, то и здесь картина пока не очень ясна из-за сложной системы налогообложения и предоставления финансовой помощи. Между тем, согласно данным ОЭСР в период с 2007 по 2009 гг. размер фискального вклада мигрантов в странах-членах организации составил примерно 0,35% ВВП.

Однако опыт прошлых мигрантов, скорее всего, не очень полезен при оценке последствий нынешней волны беженцев на экономику Европы. В прошлые годы мигранты в Германии становились дополнительной нагрузкой для бюджета, из-за того что среди них было много пенсионеров. Прибывающие сегодня иностранцы на контрасте в основном молодые, а значит, имеют длинную трудовую жизнь.

Но не следует ожидать, что беженцы в ближайшее время начнут платить налоги, а их общая сумма будет больше, чем то, что они получают в качестве государственной помощи (в форме пособий, бесплатного жилья и различных льгот). Недавнее исследование австралийских беженцев обнаружило, что первые 15-20 лет они платят меньше налогов, чем получают от государства.

Вся надежда на то, что прибывающие в Европу мигранты будут другими. Пока не так много информации об их образовании, но есть свидетельства, что они относительно квалифицированные.

Согласно предварительной оценке МВФ государственные траты на беженцев в 2016 г. составят около 0,19% ВВП Евросоюза (0,35% в Германии). Эти расходы увеличат и без того большой государственный долг. Кроме того, из-за беженцев следует ожидать небольшого увеличения общей безработицы.

Со временем иностранцы должны стать неотъемлемой частью рынка труда и повысить годовое производство на 0,1% для всего ЕС и на 0,3% в Германии. Они также должны помочь (хоть немного) развернуть тренд роста трат на выплату пенсий в доле ВВП (учитывая их относительную молодость).

Безусловно, все эти цифры предварительные, и многое будет завить от того, сколько еще прибудет новых беженцев, как быстро их заявления о предоставлении убежища будут рассмотрены и как скоро они найдут работу. Власти могут смягчить их негативное воздействие через ускорение всех этих этапов.

politus.ru

Оказывает ли миграция положительный эффект на развитие экономики: мнения "за" и "против"

© EPA/GEORGI LICOVSKI

Международные эксперты прогнозируют, какими последствиями для ЕС чревато пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей

ЖЕНЕВА/ ЛОНДОН/ БЕРЛИН/ООН, 31 мая. /ТАСС/. Миграционный кризис, обострившийся в 2015 году, стал одной из глобальных проблем Европейского союза. И хотя тенденции последних недель указывают на то, что поток арабских и африканских мигрантов, приезжающих в Европу, несколько уменьшается, международные аналитики и эксперты пытаются проанализировать все аспекты нынешнего миграционного бума и спрогнозировать, какими последствиями для Евросоюза чревато прибытие и пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей.

"Миграция в современном мире: возможности для экономики или стихийное бедствие?" - эта тема заявлена на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет 16-18 июня.

Экономика прежде всего

Чаще всего миграционный кризис рассматривается в экономическом плане - какую выгоду или, напротив, ущерб может получить стареющее европейское общество от более чем миллиона беженцев, прибывших на континент из охваченных войнами, разрухой и религиозными конфликтами Ближнего Востока и Северной Африки.

Хотя мероприятия по размещению беженцев и упорядочению миграции изначально требуют больших расходов от принимающих государств, тем не менее в перспективе и беженцы, и мигранты, несомненно, являются положительным фактором для экономического развития. Такого мнения придерживаются эксперты  Международной организации по миграции (МОМ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ).

Как заявила корр. ТАСС представитель департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) Даун Холланд, прибытие большего числа людей "означает, что они будут расходовать личные деньги или средства, выделяемые местными службами (социальной) поддержки, что в конечном счете  положительно повлияет на национальную экономику", - сказала она. "Большинство макроэкономических исследований показывают позитивный эффект", - добавила Холланд.

По ее мнению, об этом свидетельствует опыт Швеции, правительство которой связывает наблюдающийся в стране сильный экономический рост в том числе с большим притоком мигрантов. "Это доказано показателями ВВП, которые мы наблюдаем", - отметила Холланд. При этом она подчеркнула, что подход других европейских стран, которые возводят заграждения на границах, "потенциально может повлиять на свободное перемещение людей и торговлю", что "может иметь негативный эффект".

Тот факт, что странам Европы в прошлом году пришлось принять более миллиона мигрантов и беженцев, многие из которых не имеют образования или профессиональной подготовки, чтобы быстро интегрироваться в экономическую жизнь в Европейском союзе, в МОМ не считают нерешаемой проблемой. "Думаю, что эта ситуация вполне поддается регулированию, - сказал корр. ТАСС официальный представитель МОМ Джоэл Миллман. - Согласно недавно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет. Ясно, что германская экономика способна справиться с ситуацией".

Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг - в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. "А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям", - пояснил далее Миллман.

По его мнению, значительная часть мигрантов необязательно останется в Европе навсегда. Он напомнил в этой связи об опыте США, где трудовые мигранты из Мексики, Филиппин и других стран были основными сборщиками урожая, а затем возвращались в свои страны, чтобы вновь вернуться на следующий год.

Но сельскохозяйственный сектор - не единственный, где миграция может оказать положительное влияние. Миллман вновь привел в пример США, где в здравоохранении широко заняты мигранты. "Не знаю, что делала бы Америка, если бы у нее не было иммигрантов, которые обходятся недорого, работая на этих очень трудных и, прямо скажем, порой не очень приятных работах, - сказал он. - Это труд 24 часа в сутки. Больницы никогда не закрываются".

Как позитивный можно рассматривать и опыт Швейцарии, где женщины-мигрантки привлекаются для работы в домах престарелых. Причем, если в прошлые десятилетия этой работой занимались в основном итальянки, то затем произошел "сдвиг" в сторону работниц из Южной Америки и Восточной Европы. "Расстояния больше не являются преградой для организованной миграции", - заключил Джоэл Миллман.

В целом положительное влияние миграции на экономику стран, принявших значительные группы беженцев, прогнозирует и ряд германских экспертов. Так, в частности, президент Немецкого института экономических исследований Марсель Фратчер напоминает, что в ходе дискуссий о влиянии миграции на будущее страны обсуждение "часто касается только краткосрочных расходов, которые в ближайшие годы, без сомнений, будут огромными". Но "если интеграция на рынке труда удастся, то первоначальные траты станут своего рода инвестицией в будущее: даже если многие беженцы имеют более плохие перспективы на рынке труда из-за отсутствия необходимой квалификации, а те, кто все же находит работу, зачастую демонстрирует производительность ниже среднего уровня, в долгосрочной перспективе позитивные экономические импульсы для Германии перекроют расходы", - убежден он. Главный вопрос, по мнению Фратчера, "заключается не в том, принесут ли мигранты экономическую выгоду Германии, но исключительно в том, как скоро это произойдет".

"Даже если интеграция будет происходить медленнее, чем предполагалось, в долгосрочной перспективе беженцы внесут свой вклад в развитие экономики. Более того, уже нынешнее поколение граждан Германии ощутит это в виде более высокого дохода на душу населения", - считает эксперт.

Раз мигранты - значит проблемы?

Противоположной точки зрения придерживается известный в Германии экономист, бывший глава Института экономических исследований (ИФО-институт) Ханс-Вернер Зинн, скептически настроенный в отношении каких бы то ни было плюсов от наплыва беженцев для экономики ФРГ. "Беженцы станут огромной нагрузкой для социальной системы. Мигранты из регионов, где идет война, хуже образованы, а потому обойдутся еще дороже для государства, чем прибывавшие ранее. Экономика, правда, извлекает выгоду от наличия дешевой рабочей силы, однако потери тех граждан Германии, кто конкурирует с беженцами за рабочие места, столь же велики, как и эта выгода. Неравенство будет становится все больше, а социальная система соответственно все дороже", - считает он.

"Еще важнее образование, - продолжал Зинн. - Кто плохо образован, тот мало зарабатывает и платит недостаточно налогов и взносов, чтобы покрыть то множество государственных услуг, которые он получает. Проблема стареющего государства лишь усилится из-за низкой квалификации мигрантов". "Настоящая интеграция, в том смысле, что мигрант будет получать среднестатистический для Германии доход, и его проживание (в Германии) не будет больше стоить государству ничего, произойдет, по моим оценкам, не раньше третьего поколения", - прогнозирует он.

Нынешний глава ИФО-института Клеменс Фюст указывает на то, что "миграционный кризис вынуждает больше тратить, в связи с чем приходится экономить на других областях". "Власть вводит население в заблуждение: мы не сможем уравновесить нагрузку от потока беженцев, влезая в новые долги. В связи с миграционным кризисом денег станет меньше, чем раньше, это факт", - подчеркнул он.

"Сегодня каждую трату принято называть инвестицией в будущее, это заблуждение, в том числе и в том, что касается беженцев, - считает Фюст. - Все не так просто. Если мы не интегрируем этих людей и не обеспечим их работой, нам это дорого обойдется. Мы должны вложить много средств, чтобы, например, сделать доступным образование. Прибыль из этого мы, вероятно, никогда не сможем извлечь, так как в среднем мигранты остаются потребителями государственных услуг. Мы хотим и должны помогать людям, которые прибывают к нам. Но это не бизнес, и мы должны будем за это платить".

Экономист Томас Штраубхаар, бывший директор Гамбургского института мировой экономики не считает, что беженцы смогут ликвидировать нехватку специалистов в Германии. По его словам, "технологический прогресс делает человеческий труд неактуальным". "В этой связи непонятно, почему некоторые эксперты приходят к выводу, что вскоре Германия столкнется с дефицитом рабочей силы. Все утверждения, что именно поэтому и необходима миграция, неверны уже потому, что они отрицают или, как минимум, недооценивают трудосберегающий прогресс, а также потому, что незадействованными остаются еще много имеющихся мощностей", - отмечает Штраубхаар.

"Заблуждение полагать, что среди беженцев мы найдем тех умных и динамичных работников, в которых нуждаемся. Разница между немецким и сирийским инженером огромна", - указал экономист. По его словам, "миграция не остановит и процесс старения населения". "Неверным также является мнение, что в страну приезжают исключительно "подходящие" по возрастному принципу люди. Беженцы не являются ни источником наших проблем, ни универсальным средством излечения от всего, что нас мучает", - считает бывший директор Гамбургского института мировой экономики.

С мнением германского экономиста о профессиональном уровне мигрантов не согласен представитель МОМ Джоэл Миллман. По его мнению, эта проблема не нова. В частности, 40 лет назад "точно такой же вопрос вставал в связи с прибытием мигрантов-итальянцев в Германию". Они в итоге интегрировались и смогли дать хорошее образование своим детям. Это относится и к ирландцам-иммигрантам. Значит и с сирийцами это будет возможно, уверен Миллман.  "Ясно, что это возможно, вопрос только в желании этого добиться", - резюмировал он.

Не каждый мигрант является беженцем

Главный экономист регионального подразделения Всемирного банка (по Европе и Центральной Азии) Ханс Тиммер указал на принципиальные различия между мигрантами и беженцами. По его словам, спровоцированный конфликтами массовый исход жителей Сирии и других стран "существенно отличается от экономической миграции, характерной для глобализации".

"Отличается конечная цель этих двух процессов, следовательно, по-разному измеряется и их успех. Экономическую миграцию можно считать успешной, если повышается благосостояние самого мигранта, а также наблюдается рост уровня доходов на душу населения в принимающей стране и стране его происхождения. В случае с беженцами стоит задача спасти жизни и обеспечить безопасность людей", - сказал он.

Тиммер отметил, что экономическая миграция "преследует цель более эффективного распределения ресурсов, точно так же, как и открытие границ для торговли". В ООН неоднократно указывали на пользу осуществляемых мигрантами денежных переводов на родину, совокупный объем которых превышает размер помощи, выделяемой международным сообществом на развитие стран с низким уровнем дохода.

Эксперт ВБ напомнил, что беженцы, в отличие от мигрантов, после регистрации сразу не получают разрешение на работу, содержатся в специальных лагерях или центрах, а также зачастую не связаны со своей диаспорой в принимающих странах.

"Однако эти различия не означают, что в долгосрочной перспективе успешная интеграция беженцев в общество не будет иметь эффект, характерный для экономической миграции, - подчеркнул  Тиммер. - Беженцы также могут оказать положительное воздействие на экономику принимающей страны".

Особая позиция

Особую позицию в отношении миграции занимают британские эксперты, поскольку вся миграция в Соединенное Королевство идет с континента, из других стран ЕС, будь то гражданин одного из государств Европейского союза или беженец с Ближнего Востока, сумевший "просочиться" через все выставленные кордоны. Британский политолог и издатель журнала Politics First Маркос Пападопулос считает, что для Великобритании вопрос миграции из Евросоюза "играет одновременно как политическую, так и экономическую роль".

"Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед проведением в прошлом году парламентских выборов пообещал существенно сократить показатель чистой миграции. Но, на самом деле, данную проблему стоит рассматривать, исходя из реалий рынка труда. В Соединенном Королевстве существует множество рабочих мест, которые британцы занять не стремятся, как правило это низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, поэтому эту нишу заполняют мигранты из стран ЕС. Это, в свою очередь, приносит пользу экономике", - отметил он.

К серьезным минусам иммиграции Пападопулос отнес "перегрузку системы здравоохранения, поскольку прибывающие в страну мигранты получают автоматическое право на медицинское обслуживание". "При нехватке кадров в итоге система перегревается и начинает выдавать сбои", - добавил эксперт.

По его мнению, "давление также осуществляется на школы, где должны обучаться дети мигрантов", в результате "переполненные учениками классы снижают качество образования, для открытия новых, опять же, необходимы кадры и технические условия".

"Иммиграция самыми разными путями оказывает воздействие на Соединенное Королевство, и ее эффект не может ограничиваться одной лишь статистикой, - заметила директор Центра мониторинга за миграцией Оксфордского университета Мадлен Сампшн. - Если брать ситуацию в целом, то практика показывает, что влияние миграции из ЕС на основные экономические показатели, такие как, скажем, состояние рынка труда, государственное финансирование или оказание услуг общего пользования, сравнительно невелико. Однако различные группы людей почувствуют на себе негативные последствия, и, конечно же, экономика не один лишь фактор, который заботит избирателей".

Согласно последним данным Национальной статистической службы Великобритании, число граждан других стран ЕС, проживающих в Соединенном Королевстве, увеличилось в 2015 году на 184 тысячи человек.  Этот показатель на 10 тысяч превышает данные предыдущего года. Общий же миграционный прирост, с учетом и тех, кто прибыл в страну из других частей света, составил в прошлом году 333 тысячи человек, то есть ровно треть миллиона. При этом покинули страну 297 тысяч, а прибыли в нее 630 тысяч, из числа которых 308 тысяч иммигрировали с целью добиться лучших условий работы.

Общая численность населения Великобритании приближается сейчас к 65 миллионам. Служба спрогнозировала, что в течение следующих 10 лет население Великобритании увеличится на 4 млн человек, а ныне 8,5-миллионный Лондон преодолеет 10-миллионную отметку. Причем половину прироста населения столицы обеспечит именно иммиграция.

В связи с неизбежностью значительного увеличения численности мигрантов в Великобритании Маркос Пападопулос предупреждает, что "потенциальной опасностью для Великобритании является вариант, при котором из Европы будут мигрировать люди с радикальными взглядами. А учитывая то, что Соединенное Королевство является мультикультурным сообществом, это может быть весьма опасно. Если страна сможет выйти из ЕС по итогам референдума (23 июня этого года) то, конечно же, власти смогут сократить уровень миграции".

Миграция все меняет

Опасность политической радикализации в странах, принимающих в массовом масштабе мигрантов и беженцев, видят и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Теперь множество людей прибывает к нам извне. Мы видим последствия этого для наших обществ, видим риск политической радикализации. Мы должны работать над тем, как люди воспринимают миграцию", - сказал корр.ТАСС генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер. "Мы стремимся все больше смотреть на миграцию как на фактор, в корне меняющий положение дел в плане безопасности обществ, которые становятся все более разнообразными", - сказал он. По словам Занньера, в ОБСЕ в будущем ожидают "значительный приток мигрантов и беженцев", в результате чего целые общества будут "меняться и развиваться". "Мы видим, что строительство стен не работает. Те, кто прибегает к такой практике, должны понять это", - сказал он.

Между тем в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) считают, что "в мировом масштабе тенденция такова, что беженцы приносят выгоду принимающей стране". Как сообщил корр. ТАСС представитель этого ведомства Эдриан Эдвардс, миграция приводит к тому, что "увеличивается объем рабочей силы и в определенном смысле растут профессиональные навыки. Происходит интеграция. Это приносит экономические выгоды".

Как подчеркнул недавно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "беженцы и мигранты отнюдь не представляют угрозы, а напротив, вносят вклад в развитие принимающих их государств, а также своих стран происхождения". Он призвал противостоять дискриминации и нетерпимости, давать отпор политикам, которые стремятся "завоевать голоса избирателей, создавая атмосферу запугивания и раскола". "Настало время для наведения мостов между народами и людьми", - считает генсек.

В УВКБ внимательно "на ежедневной основе" следят за тем, как претворяется в жизнь мартовское соглашение Анкары и Брюсселя по беженцам, сообщил Эдвардс. Тот факт, что оно привело к резкому сокращению потока мигрантов и беженцев в Европу, в УВКБ расценивают позитивно "в том смысле, что меньше стало людей, рискующих своей жизнью" во время опасных путешествий по морю в Европу. Как подчеркнул Эдвардс, важно, чтобы "управление ситуацией на границах осуществлялось одновременно с управлением в сфере предоставления убежища". "В широком смысле слова процесс идет, но есть еще задержки в Греции, и нужно предпринять еще много улучшений на материковой части Греции в системе рассмотрения просьб об убежище, а также в расселении (беженцев в других странах)", - сказал собеседник.

Альтернативой ужесточению миграционных законов, призванных сократить количество беженцев, направляющихся в благополучные страны Евросоюза, по мнению УВКБ, может служить гуманитарная помощь тем государствам, откуда мигранты в массовом порядке направляются в Европу.

"Инъекция гуманитарной помощи во многих странах может представлять собой существенную поддержку экономике, как это было в Афганистане, - пояснил Эдвардс. - В то же время, в краткосрочной перспективе в отдельных странах приток беженцев может создавать сложности для местных общин. Невозможно помогать беженцам, если одновременно не помогаешь принимающей их общине, поскольку это может привести к большим политическим затруднениям". Поэтому в УВКБ считают, что очень важно помогать странам, граничащим с Сирией. В этой связи Эдвардс напомнил о нехватке средств: программы поддержки государств региона, принявших сирийских беженцев, профинансированы донорами только наполовину. Есть и другие проблемы. Во многих странах правительствам "по внутриполитическим причинам может не нравиться идея, чтобы беженцы рассматривались как часть рабочей силы", то есть им не предоставляют право работать.

"Если же дать им возможность стать частью рабочей силы, то они могут принести пользу стране и содержать себя, - сказал Эдвардс. - В противном случае, если их просто помещать в лагеря, это потребует денег, продовольствия и так далее".

Как скажется нынешняя волна миграции в Европу на ее экономическом развитии в отделенной перспективе? Какого эффекта следует ожидать лет через 20-30?  "Абсолютно положительного!" - уверен представитель МОМ Джоэл Миллман. Ключевой фактор, по его мнению, заключается в том, что этот процесс является управляемым. Кроме того, следует помнить, что в качестве принимающей стороны выступают европейские государства, в которых существует "хорошее трудовое законодательство".

 

Над материалом работали Константин Прибытков (Женева), Илья Дмитрячев, Игорь Броварник, Максим Рыжков (Лондон), Вячеслав Филиппов (Берлин), Олег Зеленин (ООН). 

tass.ru

Влияние миграционного фактора на развитие международного бизнеса в Германии

Библиографическое описание:

Ефремова С. Н. Влияние миграционного фактора на развитие международного бизнеса в Германии // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 408-412. — URL https://moluch.ru/archive/136/38248/ (дата обращения: 08.03.2018).



Европейский Союз в целом и Германия в частности сегодня переживают самый масштабный миграционный кризис со времен Второй мировой войны. В 2015 г. в Германию прибыло рекордное число беженцев — более 1 миллиона человек, поставив тем самым страну перед крупнейшим вызовом.

В условиях такого серьезного вызова Европейскому Союзу не удалось быстро выработать единой миграционной политики, поэтому, особенно первое время, страны справлялись с потоком мигрантов собственными силами. В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев. Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция. Греция, границы которой в первые семь месяцев 2015 г. пересекли, по меньшей мере, 124 тысячи человек, обратилась с призывом помощи с нелегальной миграцией к странам-членам ЕС. Большую нагрузку получила и Италия, границы которой омывает Средиземное море, и откуда прибывает большое число мигрантов. 10 августа 2015 г. Европейский союз одобрил выделение 2,4 млрд. евро странам — членам ЕС на обновление программ для решения проблемы нелегальной миграции. Наибольшие суммы получат именно Италия и Греция. Президент Чехии Милош Земан выступил против приема в Европейском союзе беженцев из ближневосточных и африканских стран. Власти Словакии заявляют, что намерены принимать лишь беженцев-христиан, поскольку мусульмане не смогут интегрироваться в общество. К усиленному полицейскому контролю пришлось прибегнуть Великобритании и Франции [1].

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчете на население страны остается Венгрия. Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания — 60 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

В этом контексте миграционный кризис может рассматриваться как самостоятельный фактор влияния на привлекательность немецкой экономики с точки зрения иностранных инвестиций и международного бизнеса.

С одной стороны, некоторые исследователи и экспертные издания полагают, что миграционный кризис имеет положительное влияние на экономику Германии, создает новые возможности и делает ее привлекательной для притока иностранного бизнеса. Эту точку зрения подтверждают, прежде всего, некоторые социальные и экономические показатели внутри самой Германии. Как выразился официальный представитель Международной организации по миграции Джоэл Миллман, «согласно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран Еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет» [2]. Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг — в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. «А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям», — пояснил далее Миллман. Что касается уровня жизни, то в 2015 г. 20 % населения Германии или 16,1 миллионов человек находились под угрозой бедности, что означает, что этот показатель мало изменился с 2008 г [3].

Таблица 1

Уровень бедности вГермании иЕС 2008–2015гг., в%

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Германия

20,1

20,0

19,7

19,9

19,6

20,3

20,6

20,0

Европейский Союз

23,7

23,3

23,7

24,3

24,7

24,6

24,4

23,7

Об этом же говорят в целом незначительные изменения в ставке корпоративного налога в Германии, который 2015 г. увеличился всего на 0,05 % по сравнению с 2014 г. и составил 29,65 % [4].

2015 г., несмотря на кризис, был отмечен увеличением международного показателя, характеризующего предпринимательство и бизнес в Германии — в 2015 г. показатель составил 78, что на 4 пункта выше, чем в прошлом году.

Рис. 1. Уровень предпринимательства и бизнеса в Германии, 2013–2015 гг

Однако ситуация не так однозначна. Говоря о качестве жизни, стоит, прежде всего, отметить, что индекс потребительских цен в период кризиса пережил два значительных упадка, что не может характеризовать ситуацию как полностью стабильную.

Рис. 2. Индекс потребительских цен в Германии, 2008–2017 гг

Более того, и это важнее, миграционный кризис оставил негативный след на восприятии немецкой экономики в мире. Известное агентство Trading economics, оценивая легкость ведения бизнеса в Германии, зафиксировала серьезное падение показателя страны в рейтинге в 2014 г., во время начала миграционного кризиса, по сравнению с 2013 г. — с 21 до 15, и в 2015 г. отразив наименьшее его значение — 14 [5].

Рис. 3. Легкость ведения бизнеса в Германии, 2008–2016 гг.

Уже упомянутый рейтинг Open Data Barometer также отмечает снижение степени открытости экономики в 2015 г. (64,79) по сравнению с 2014 г. (67,63) и 2013 г. (65,01) [6].

Рис. 4. Степень открытости экономики Германии, 2013–2015 гг.

Кроме этого, согласно тому же агентству, экономическое влияние Германии имело нисходящую тенденцию, начиная с 2013г. и в 2015 г. упала на 26 позиций по сравнению с 2013 г.

Рис. 5. Оценка экономического влияния Германии, 2013–2015 гг.

Привлекательность немецкой экономики была также подорвана в связи с резким увеличением уровня преступности. В 2015 г. данный показатель поднялся на 30 позиций по сравнению с 2014 г., отметив, таким образом, его высокий уровень.

Рис. 6. Уровень преступности в Германии, 2013–2015 гг.

Что касается перспектив регулирования миграционных потоков, то с одной стороны, Германия, ввиду старения собственного населения, нуждается в мигрантах трудоспособного возраста. Кроме того, мигранты являются источником дешевой рабочей силы и выполняют низкооплачиваемые работы, что выгодно с экономической точки зрения. Однако, с другой стороны, ситуацию, которая сложилась в 2014–2016 гг. можно охарактеризовать как неуправляемость миграционными потоками, и здесь Германия должна выстроить ряд защитных механизмов. Это, в первую очередь, контроль за нелегальной миграцией, и механизм защиты границ. Также это механизм снижения социальной напряженности путем всесторонней интеграции мигрантов. Для предотвращения конфликтов среди самих беженцев, можно было бы распределять их внутри Германии по странам происхождения [7, с. 227].

Таким образом, приток мигрантов в Германию, хотя и создал дополнительные возможности для немецкой экономики, все же поставил ее в трудное экономическое, финансовое и социальное положение, а также привел к некоторой потери ее бизнес-привлекательности в мире.

Литература:
  1. Кризис мигрантов: у Евросоюза пока нет единого решения // Гордон. URL: http://gordonua.com/news/worldnews/krizis-migrantov-u-evrosoyuza-poka-net-resheniya-95310.html (дата обращения: 02.01.2017).
  2. Оказывает ли миграция положительный эффект на развитие экономики: мнения «за» и «против» // ПМЭФ-2016. URL: http://tass.ru/pmef-2016/article/3327831 (дата обращения: 02.01.2017).
  3. Anteil der von Armut oder sozialer Ausgrenzung bedrohten Bevölkerung in Deutschland nahezu unverändert // Statistisches Bundesamt. Pressemitteilung Nr. 391. URL: https://www.destatis.de/DE/PresseService/Presse/Pressemitteilungen/2016/11/PD16_391_634.html (дата обращения: 03.01.2017).
  4. Германия — Ставка корпоративного налога // Tradingeconomics. URL: http://ru.tradingeconomics.com/germany/corporate-tax-rate (дата обращения: 03.01.2017).
  5. Германия — Легкость ведения бизнеса // Tradingeconomics. URL: http://ru.tradingeconomics.com/germany/ease-of-doing-business (дата обращения: 03.01.2017).
  6. Germany // Opendatabarometer. URl: http://opendatabarometer.org/data-explorer/?_year=2015&indicator=ODB&open=DEU (дата обращения: 03.01.2017).
  7. Игнатова М. Н., Ефремова С. Н. Проблема миграции в Европе на примере Германии. Пути решения // Материалы конференции «Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития». — Москва: ИД Университетская книга, 2016. — С. 225–228.

Основные термины (генерируются автоматически): немецкой экономики, дата обращения, миграционный кризис, Легкость ведения бизнеса, открытости экономики Германии, нелегальной миграцией, рост ВВП Германии, экономическое влияние Германии, экономического влияния Германии, населения Германии, потоком мигрантов собственными, экономику Германии, международного бизнеса, примере Германии, большое число мигрантов, привлекательность немецкой экономики, масштабный миграционный кризис, восприятии немецкой экономики, всесторонней интеграции мигрантов, корпоративного налога.

moluch.ru

Как миграция влияет на экономику

15.02.2017 13:11

И кто выигрывает от перетока трудовых ресурсов из одних стран в другие.

Крупные миграционные волны в Европе, происходившие в последние десятилетия, особенно после кризиса в Сирии, вынесли на повестку дня вопрос об эффекте, который мигранты оказывают на национальную экономику государства. До сих пор международные оценки сводились к тому, что мигранты помогут урегулировать проблему нехватки трудовых ресурсов и добиться повышения темпов экономического роста. Но так ли это на самом деле?

За последние три десятилетия население планеты в возрасте 60 лет и старше удвоилось, к 2050 году его доля увеличится еще вдвое. Например, в Германии без учета фактора беженцев трудоспособное население к 2050 году уменьшилось бы на 8,7 млн человек. Для развитых стран эта проблема более актуальна, чем для развивающихся экономик.

Количество пожилых людей в них уже превысило численность несовершеннолетних. Ожидается, что к 2050 году пенсионеров в США, Западной Европе и Японии будет проживать в два раза больше, чем молодых граждан. Политика покрытия дефицита рабочей силы мигрантами на сегодняшний день привела к тому, что в основных странах иммиграции пришлые жители составляют 5-20% населения и 10-25% его экономически активной части.

Проводимая в последние годы миграционная политика так называемого экономического локомотива ЕС основана на гипотезе о благоприятном влиянии мигрантов на экономику принимающей страны, если основу иммигрантов составляет неквалифицированная рабочая сила.

Такой точки зрения, к примеру, придерживаются немецкие дипломаты. Основная идея - заполнение низкоквалифицированных специальностей мигрантами и сохранение среднего и высококвалифицированного рынка труда за коренным населением.

Такая позиция объясняет подход к Украине, в которой доля потенциальных высококвалифицированных эмигрантов в ЕС превышает долю низкоквалифицированных работников. По мнению европейцев, это создает угрозу для коренных специалистов в странах ЕС. Именно поэтому Евросоюз открывает двери для низкоквалифицированных работников и стран Ближнего Востока и Африки, прибывающих по каналу гуманитарной миграции, и закрывает их для работников из Украины.

Но как влияют беженцы на ситуацию в экономике той же Германии? Власти этой страны приводят данные отчета Международного валютного фонда, согласно которому ВВП Германии увеличится на 0,3% в 2016 году. В ближайшем будущем такой рост, по мнению МВФ, будет вызван расходами на социальное обеспечение, которые повысятся на 0,09-0,13% в 2016-2017 годах в основном за счет выплат и социальных пособий беженцам.

Миграция тем не менее влияет на экономику неоднозначно. Оздоровление и ускорение экономики за счет мигрантов зависит от того, насколько успешно новые трудовые ресурсы интегрируются в общество и способны отказаться от госфинансирования. В местах сосредоточения иммигрантов на сферу  социальных услуг и выплат оказывается сильное давление, связанное с необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального обеспечения малоимущих семей иммигрантов, которое не  компенсируется ими.

Исследование 2013 года "Экономическое влияние иммиграции в странах ОЭСР" показало, что в развитых европейских странах, а также в Австралии, Канаде и США, ее положительное влияние близко к нулю, или в лучшем случае составляет 0,5% от ВВП. В исследовании анализировалась миграция последних 50 лет. Ее влияние больше всего заметно в Швейцарии и Люксембурге, где иммигранты обеспечивают чистую прибыль в объеме 2% от ВВП.

В исследовании говорилось, что хотя мигранты и не вносят ощутимого вклада в бюджет страны, они не являются бременем для нее. В документе отмечалось, что в большинстве стран мигранты выплачивают в виде налогов и социальных взносов суммы большие, нежели получают в виде льгот. Правда, поскольку зарплаты мигрантов меньше зарплат местных работников, уровень отчислений в бюджет, соответственно, тоже меньше.

Широкое привлечение низкоквалифицированных мигрантов в те или иные отрасли может снижать показатели производительности труда. Хотя низкооплачиваемые иммигранты могут экономить финансовые ресурсы работодателей, но в некоторых случаях это замедляет модернизацию производства. Тем не менее использование дешевого труда иностранцев лежит в основе функционирования целого ряда отраслей экономики развитых стран.

Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех работников горнодобывающей отрасли, в Швейцарии - 40% строительных рабочих, в США - 70% занятых в аграрном секторе.

Новейшие отрасли экономики в развитых странах, с другой стороны, сегодня комплектуются во многом за счет привлечения квалифицированной иностранной рабочей силы. Так, в сфере информационных технологий США 18,3% занятых приходится на мигрантов.

Иностранное происхождение имели 60% авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% - по другим естественным наукам в США. Примерно четверть основателей или президентов биотехнологических компаний США были также уроженцами других стран.

Неоднозначное влияние миграция оказывает и на соотношение работающего и неработающего населения. Все зависит от количества иждивенцев на одну единицу рабочей силы, въезжающей в страну (дети, супруги, неработающие родители). Яркий пример - Германия в 1970-1980-х годах.

В 1972 году, на который приходился пик трудовой миграции, доля занятых иностранцев составляла 65%. Однако в 1981-м на фоне прекращения миграционного притока этот показатель упал до 17%, в то время как у немцев он составлял 44%.

Риски, исходящие от мигрантов, касаются в основном неквалифицированных местных работников, ранее прибывших мигрантов, которые закрепились на рынке труда и стремятся к увеличению стоимости его оплаты, а также женщин. Так, результаты французских исследований говорят о негативном влиянии уроженок стран Магриба на занятость местных работниц и их заработки.

Те, кто теряют работу из-за иммигрантов, обращаются за пособиями к государству. В результате давление на государственный бюджет принимающей страны сохраняется.

Иммиграция, ключевую долю которой составляют низкоквалифицированные работники, способствует падению уровня оплаты их труда относительно оплаты квалифицированных работников. Однако этот фактор имеет и обратный эффект: увеличение количества специалистов любого уровня приводит к снижению стоимости услуг, что благоприятно для общества в целом, но несет угрозу местной рабочей силе.

Ухудшая условия для низкоквалифицированных категорий работников, миграция способствует улучшению положения более квалифицированных групп работников.

Неоднозначное влияние миграция оказывает и на национальный бюджет. Согласно ряду американских исследований, средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения. Однако влияние на бюджет зависит от срока пребывания иностранца в принимающей стране и динамики иммиграции. Только что прибывшие иностранцы оказывают краткосрочное негативное воздействие на бюджет страны, так как нуждаются в трудоустройстве или усиленной государственной поддержке.

По мере увеличения срока пребывания в стране и доходов мигрантов их выплаты в бюджет растут, а получаемые ими пособия сокращаются. Таким образом, негативное влияние на экономику возрастает в случае резкого увеличения численности мигрантов или перманентного тренда роста иммигрантов в стране.

Высококвалифицированные мигранты быстрее, чем низкоквалифицированные, находят работу и вносят в казну больше, чем получают из нее. Соответственно, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных мигрантов. Это в несколько меньшей степени относится и к работникам средней квалификации. Однако основные источники мигрантов в развитые страны (без учета внутренней миграции в ЕС) предоставляют в основном низкоквалифицированную рабочую силу, а значит, ее влияние на государственный бюджет имеет более негативный характер.

С помощью миграции невозможно решить будущие бюджетные проблемы, связанные со старением населения. Мигранты, независимо от возраста, определенно не способны восполнить соответствующие потери казны. В связи с этим селективная иммиграционная политика может использоваться здесь лишь как дополнительный экономический инструмент.

Несмотря на попытки регулирования миграции принимающими странами, а также на их попытки фильтровать эти потоки по качественному принципу, существенная доля мигрантов продолжает приниматься по гуманитарным соображениям, прибывать нелегально, не подвергаясь отбору и контролю, или въезжать по программам воссоединения семей. 70-80% мигрантов в США, Швеции и Дании приходится на людей, прибывающих по программам воссоединения семей, что лишает государства возможности регулировать качество трудовых ресурсов, а значит, и их влияние на экономику.

Из-за низкого удельного веса мигрантов, в мотивации которых работа является главным фактором переезда (лишь 10-15%), объем и структура иммиграции не всегда соответствуют экономическим потребностям принимающего общества. Значит, ее экономический эффект имеет двойственный характер и слабо прогнозируемые долгосрочные последствия.

Источник: http://dengi.ua/finance/294090-Kak-migraciya-vliyaet-na-ekonomiky

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

intercom-st.ru

Экономисты оценили последствия нашествия мигрантов в Германию :: Экономика :: РБК

С помощью мигрантов в случае их успешной интеграции Германия сможет справиться с дефицитом трудовых ресурсов и увеличить темпы роста экономики. Так считают экономисты и аналитики, опрошенные Bloomberg

Ключевым фактором для экономического подъема Германии, по мнению опрошенных Bloomberg экономистов и экспертов, будет интеграция миллиона мигрантов, прибытие которых ожидается в этом году. По оценке UniCredit, краткосрочный эффект будет невелик, но госрасходы на беженцев помогут увеличить ВВП в ближайшие год-полтора на 0,3%. Как считает экономист Андреас Реес из UniCredit, к 2020-му можно рассчитывать на дополнительное увеличение ВВП на 1,7% в случае успешной интеграции мигрантов на рынок труда.

UniСredit отмечает, что после Второй мировой войны в Германию прибыли более 12 млн беженцев и еще 2,7 млн человек бежали из восточных земель в западные, пока в 1961 году не была построена Берлинская стена. Вклад этих людей в рост производительности и повышение потребительского спроса был очень важен, поясняет Bloomberg.

«Германия очень нуждается в иммиграции», — сказал экономист Кристиан Тёдтманн из Dekabank во Франкфурте. Он пояснил, что для беженцев экономические соображения стоят не на первом месте, и у них нет конкретных планов на ближайшие несколько лет. Поэтому он считает, что говорить о том, как пройдет интеграция, пока слишком рано.

В Германии очень низкая рождаемость, что увеличивает потребность в новых рабочих, напоминает Bloomberg. В исследовании, выпущенном в мае 2015 года консалтинговой фирмой BDO AG и Гамбургским институтом международной экономики, говорится, что уровень рождаемости в Германии стал ниже, чем в Японии — в течение пяти лет до 2013 года средний показатель составил 8,3 новорожденного на 1000 человек.

Трудоспособное население Германии сократится к 2030 году на 8,5 млн человек, а к 2050 году — еще на 8,7 млн, ссылается Bloomberg на данные немецкого управления занятости. Но, отмечает агентство, сложности с размещением мигрантов, которые прибыли из стран со слабой экономикой, могут на начальном этапе оказать негативное воздействие на статистику.

Главный экономист по глобальным рынкам UniCredit в Лондоне Эрик Нильсен считает, что ВВП в пересчете на душу населения на некоторое время снизится, поскольку мигранты, как правило, зарабатывают меньше, чем в среднем местные жители. Но снижение этого показателя лишь указывает на появление новых бедных людей, а не на падение доходов местных жителей, подчеркнул он.

По мнению профессора Кильского университета мировой экономики Рольфа Лангхаммера, иммиграция также могла бы стимулировать потребление. В своих комментариях, направленных Bloomberg по электронной почте, он пишет, что «сигналы указывают в одном направлении — увеличение внутреннего спроса, ослабление склонности к сбережениям, замедление роста производительности труда». Лангхаммер отметил, что увеличится занятость в секторе неквалифицированных услуг и строительстве — единственных сферах, куда мигранты смогут устроиться в краткосрочном периоде.

«В настоящее время не много известно о квалификации беженцев, а также доля тех, кто находится в трудоспособном возрасте», — сказал главный аналитик по европейским рынкам компании Nordea Markets в Копенгагене Хольгер Сандте. Он отметил, что по мере появления новой информации, возможно, появятся более оптимистичные модели долговременных изменений в структуре населения, занятости и динамике экономического роста.

Приток мигрантов не ослабит экономику европейских стран и не повлияет на их суверенные рейтинги, говорится в отчете S&P, поступившем в редакцию РБК. В документе также указывается, что упущения в миграционной политике могут привести к росту ксенофобии и популизма в ущерб бюджетным и структурным реформам.

Глава автоконцерна Daimler Дитер Цетше, выступая на Франкфуртском автосалоне, сказал, что интеграция мигрантов станет для Германии «подвигом Геракла». Он выразил надежду, что они помогут совершить новое «экономическое чудо», сравнимое с послевоенным бумом 1950–1960-х годов.

www.rbc.ru

[:ru]Мигранты как экономический ресурс для современной Германии[:]

Автор

[:ru]

По утверждениям экспертов МВФ, при успешной интеграции в немецкое общество мигранты помогут урегулировать проблему нехватки трудовых ресурсов и добиться повышения темпов экономического роста. Насколько справедливы подобные прогнозы – читайте на страницах The Wall.

В последний год рейтинги возглавляемого канцлером Ангелой Меркель блока ХДС/ХСС упали на 2,5% [1]. Одна из основных причин – колоссальный наплыв беженцев из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Только в 2015 году страна приняла 1,1 млн человек, что является наивысшим показателем в Европейском Союзе [2]. Немецкое правительство проводит политику «открытых дверей» в отношении беженцев, вызывая тем самым сопротивление со стороны оппозиции и правозащитных организаций. В результате канцлер Ангела Меркель теряет голоса на выборах в земельные парламенты, уступая партии «Альтернатива для Германии», которая призывает ввести жёсткие меры и взять приток беженцев под контроль [3].

Противники официального курса апеллируют к тому, что мигранты дестабилизируют обстановку в стране и занимаются «социальным мошенничеством»– живут на пособия, не внося собственного вклада в экономику Германии [4]. Кроме того, аргументом за отказ от приёма такого количества беженцев в страну служит политика британского премьер-министра Дэвида Кэмерона, который добился введения ограничений на приём мигрантов и на социальные выплаты им в Соединённом королевстве [5].

Однако существует и противоположный взгляд на проблему: всё больше экспертов говорит о положительном влиянии мигрантов на экономику. Например, Йенс Вайдман, президент Немецкого федерального банка и член правления Европейского центрального банка, заявил, что в условиях успешной интеграции беженцев в немецкое общество их вклад окажется колоссальным, так как увеличение трудовых ресурсов серьезно повлияет на темпы роста экономики Германии [6]. Согласно прогнозам, без притока мигрантов трудоспособное население Германии к 2050 году сократится на 8,7 млн. человек [7].

Согласно отчёту Международного Валютного Фонда, ВВП Германии увеличится на 0,3% к 2017 году (см. Приложение) [8]. В ближайшем будущем такой рост будет вызван расходами на социальное обеспечение, которые повысятся на 0,09-0,13% в 2016-2017 гг., в основном за счёт выплат и социальных пособий беженцам. О положительном влиянии мигрантов и возможности для роста экономик европейских стран в долгосрочном периоде заявила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард. Это должно произойти при условии, что политика стран будет разработана так, чтобы обеспечить скорейшую интеграцию мигрантов в экономику [9].

Германия уже переживала несколько волн миграции в 1960-е и в 1990-е, с которыми успешно справлялась. В настоящее время мигранты помогут преодолеть дефицит трудовых ресурсов в секторе неквалифицированных услуг и в строительстве и достичь высоких темпов роста экономики, считает профессор Кильского университета мировой экономики Рольф Лангхаммер [10]. Стимулирование национального потребления обеспечит экономический подъём. Однако в перерасчете на душу населения ВВП снизится, так как, не являясь квалифицированной рабочей силой и не имея достаточных навыков, беженцы в среднем получают низкую заработную плату, следовательно, они платят меньше налогов, чем немецкие граждане. По этой причине МВФ призывает европейские страны облегчить поиск и принятие на работу беженцев, а также обучение их необходимым навыкам, то есть интеграцию мигрантов в европейский рынок труда.

В последний год Германия испытывает трудности из-за крупнейшего притока мигрантов со времен Второй мировой войны. Учитывая политическую составляющую, закрыть страну от въезда беженцев не представляется возможным. К тому же Ангела Меркель не собирается отступать от политики «открытых дверей» [11]. Недавнее исследование МВФ даёт правительству Германии своего рода оправдание, так как в отчёте утверждается, что беженцы окажут положительное влияние на экономику [12]. Тем не менее, можно уменьшить негативные эффекты от миграционного кризиса, способствуя быстрой интеграции беженцев в рынок труда. Для этого специалисты МВФ предлагают разработать соответствующую политику в отношении мигрантов, которая будет включать в себя снятие ограничений на принятие на работу.

Автор: Ксения Дробышевская

Приложение

Список источников

[1] Рейтинг партии Меркель упал до рекордно низких отметок http://ria.ru/world/20160119/1361811836.html

[2] IMF says refugee influx could provide EU economic boost http://www.theguardian.com/business/2016/jan/20/imf-refugee-influx-provide-eu-economic-boost

[3]Merkel faces triple challenge as refugees impact state votes http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-03-12/merkel-faces-triple-challenge-as-states-vote-amid-refugee-crisis

[4] Новые мигранты для Германии http://ria.ru/radio/20151028/1309520622.html

[5] EU reform deal: What Cameron wanted and what he got http://www.bbc.com/news/uk-politics-eu-referendum-35622105

[6] В Бундестаге рассказали о положительном влиянии мигрантов на экономикуhttp://www.interfax.ru/business/467110

[7] BusinessLife: мигранты как экономический ресурс Германии? http://ru.euronews.com/2016/03/16/migrants-in-germany-and-google-in-russia/

[8] The refugee surge in Europe: Economic Challenges http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.aspx?sk=43609

[9] IMF says refugee influx could provide EU economic boost http://www.theguardian.com/business/2016/jan/20/imf-refugee-influx-provide-eu-economic-boost

[10] Экономисты оценили последствия нашествия мигрантов на Германиюhttp://www.rbc.ru/economics/15/09/2015/55f832ea9a79477c008be4af

[11] Angela Merkel stands by refugee policy despite security fears http://www.theguardian.com/world/2015/nov/25/angela-merkel-stands-by-refugee-policy-syria-despite-security-fears

[12] Refugees to provide economic boost to Europe, IMF study says http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-20/refugees-to-provide-economic-boost-to-eu-nations-imf-study-says

 

 [:]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

thewallmagazine.ru

Научная статья на тему "Влияние мигрантов на экономику Европы"

Ключевые слова: беженцы, мигранты, Германия, Европа, Евросоюз, страны Ближнего Востока, Шенгенский договор, ВВП, профицит бюджета.

В свете последних событий политическая стабильность всего мира находится в очень сложном положении. И одной из причин данной ситуации являются беженцы. Данные Министерства внутренних дел ФРГ (рисунок 1), говорят нам о том, что в конце 2015 года было зарегистрировано около 800 000 беженцев, это все лишь официальная статистика, сколько еще за последние месяцы прибыло не зарегистрированных беженцев нам неизвестно.

Рис. 1. Количество заявок на статус беженца в Европу

Причин миграции множество:

Во-первых, война. Многие люди бегут от голода и нищеты, также приток мигрантов можно расценивать, как последствия «Арабской весны. Помимо этого, в 2014 году на территориях Сирии и Ирака образовалось радикальное исламское государство “ИГИЛ” [3].

Во-вторых, это пропаганда счастливой жизни на западе. Одним из самых выгодных видов бизнеса у контрабандистов является доставка мигрантов в Европу. По аналитическим данным ООН, в 2014 году контрабандисты получали $170 млн. (за 2014 год в ЕС прибыло 280 тысяч беженцев). Следовательно, прибыль за нелегальный перевоз в 2015 году значительно возросли. Таким образом, беженцы, уплачивая такие суммы, они бегут не столько от нищеты, сколько за комфортной жизнью в Европе.

В-третьих, беженцы бегут в Европу за социальным пособием. Великобритания, Франция и особенно Германия стали мечтой для многих мигрантов. Например, Германии один беженец обходится примерно в 2000 евро в месяц. В то время как среднегодовой доход на человека, например, в Албании, Боснии или Косово составляет 3500 евро в год.

Такой огромный наплыв беженцев приводит к серьезным последствиям, как в социальной, так и в политической и экономической сферах.

Нужна помощь в написании?

Рассматривая социально – политические аспекты, хотелось бы отметить, что Германия входит в список стран Шенгенского соглашения, суть которого лежит в упразднении внутренних границ между странами, отсутствие таможенных проверок и паспортного контроля. В связи с таким огромным притоком мигрантов с Ближнего Востока, судьба Шенгена оказывается под угрозой, ряд стран в Европе уже восстановили пограничный контроль на своих границах, в том числе и Германия, возможно и в дальнейшем будет отменен безвизовый контроль и отменены все Шенгенские соглашения [5]. Беженцы, помимо того, что нанесли непоправимый ущерб западной экономике, так как обеспечить содержание огромного числа беженцев не так-то дешево, мигранты еще и рушат все устои европейского общества. Одна из главных проблем связана с религией, большая часть беженцев – мусульмане и многие из них не хотят интегрироваться в европейское общество, они стремятся сохранить свою культурную и религиозную идентичность, навязать исламский образ жизни еврейскому обществу, что приводит к росту преступности в странах, принявших мигрантов.

Рис. 2. Развитие доходов и расходов 2009 – 2018 гг.

А теперь мы рассмотрим экономические последствия для экономики Германии в целом, а также ответим на вопрос: обретает ли страна, принимающая беженцев какие-то плюсы? По сути, влияние притока беженцев на экономику можно сравнить с экономической программой стимулирования экономики в краткосрочной перспективе, так как деньги остаются в стране и как таковых убытков страна не несет. На данный момент на «руки» мигранту в месяц выдают около 150 евро (без учета коммунальных расходов), финансовая нагрузка на немецкие земли и коммуны в связи с наплывом беженцев неуклонно растет. По последним оценкам, расходы вырастут с 7 миллиардов евро при полумиллионе беженцев до 16 миллиардов евро в случае прибытия 1,2 миллиона человек. Деньги, которые выделяют федеральные власти недостаточно, считают местные власти. Безусловно это огромные затраты для страны, и она несет убытки. Поэтому Канцлер Германии Ангела Меркель хочет сократить расходы, вы-давая, например, вместо денег талоны на продовольствие [4].

Повышенный спрос на господдержку сотен тысяч беженцев, означает, что ожидавшийся профицит бюджета на 2016 год недостижим. Тем не менее, признаки восстановления темпов роста экономики Германии налицо. Они, согласно прогнозам, увеличатся до 1,7% в годовом исчислении в четвертом квартале текущего года и чуть менее чем до 2% до 2017 года [4].

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на такой поток беженцев в Германию, серьезных последствий для экономики не ожидается. Прогнозируется надбавка к ежегодному росту ВВП на 0,2 процентного пункта в следующем году, за счет мигрантов. На данный момент государственный сектор требует большее количество товаров и услуг для миллиона беженцев, но плюс в том, что это стимулирует частный спрос, так как они тратят деньги внутри страны. Без спроса нет развития и предложения, поэтому мигранты также стимулируют потребительский спрос на базовые товары и услуги, занимая рабочие места в сфере, не требующей специальной подготовки, а европейские лидеры обещают ми-грантам помощь в трудоустройстве, тем самым повысив гибкость рынка труда.

Обобщив сделанные выводы, можно выдвинуть предположении о дальнейшей судьбе Европы и беженцев;

1. Ослабление Европы и создание на территории Евросоюза исламского халифата. Вскоре это отразиться и на России. Наша страна безучастной не останется в этом миграционном кризисе, так как беженцы будут использовать Россию как транзитный путь или место назначения. За этим последуют новые траты и социальные недовольства. Из-за социально политической нестабильности в Европе и ее перенасыщенности сами европейцы начинают бежать оттуда, и это уже происходит.

2. Произойдет пересмотр условий шенгенского договора, в связи, с чем многие Европейские страны закроют границы для мигрантов. Также для борьбы с прибывшими мигрантами, не имеющих статус беженца, произвести насильственную депортацию беженцев.

3. Создание отдельной автономии со своими правилами жизни для мусульман: отдельные школы для детей, для адаптации населения в европейском мире, а также пересмотр политики финансово-го обеспечения относительно мигрантов.

Список использованных источников

1. Федеральное Министерство финансов ФРГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bundesfinanzministerium.de/Web/DE/Home/home.html;jsessionid=1B696E83F6396A983318F4383BB7219E;2. Европа: куда бегут беженцы и что они хотят получить? [Электронный ресурс]. – Режим досту-па: http://varlamov.ru/1456649.html?thread=504233737;3. Массовый исход. Куда и зачем бегут сирийские беженцы? [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://www.savvy.by/politika/blizhnij-vostok/item/3691-ishod.html;4. Экономика Германии растет на мигрантах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planet-today.ru/stati/finansy-i-krizis/item/28588-ekonomika-germanii-rastet-na-migrantakh;5. Юнкер: Шенген на грани выживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/news-front.info/2016/01/19/yunker-shengen-na-grani-vyzhivaniya/.

nauchniestati.ru


Смотрите также